ЦИГУН-ТРЕНИНГ В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

© 2004 г. Д. В. Сергеев

Выступление на Международной научно-практической конференции “Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности” в секции “Инновационнные проекты, методики, программы, технологии физкультурно-спортивной деятельности в профилактике наркомании и преступности” (17-20 мая 2004 г., г. Смоленск).

Уважаемые коллеги!

Сегодня мне особенно приятно произносить это слово – коллеги, – несмотря даже на то, что я, похоже, единственный представитель практического здравоохранения на заседании этой секции конференции. Важно, что все мы являемся единомышленниками и собрались здесь по общему, волнующему каждого из нас поводу.

Присутствующих педагогов, возможно, заинтересует проведённое мною при подготовке к этому выступлению, так сказать, “точечное социологическое исследование”. Его “методология” заключалась в том, что я отозвал в сторонку соседского мальчика 14 лет и заговорщическим тоном сказал: “Послушай, у меня к тебе есть один очень деликатный вопрос. Я уверен, что ты поймёшь меня правильно, и всё останется между нами. Скажи, у вас в школе можно купить наркотики?”. В ответ он так же заговорщически понизив голос спросил: “А вам какие нужно?”. Иными словами, в рядовой средней школе запросто можно приобрести не скажу – любые, но разнообразные наркотики. Пугающая ситуация, не правда ли?

Я позволю себе остановиться на медицинских аспектах соотношения феномена физкультуры и спорта с одной стороны, и феномена наркомании и сопряжённого с ней делинквентного поведения – с другой. Как всем хорошо известно, медицина имеет три генеральных направления, это профилактика, терапия и реабилитация. В связи с этим хочу обратить ваше внимание на то, как чётко сформулирована тематика заседания нашей секции, посвящённого вопросам именно профилактики наркомании методами физкультуры и спорта. Это связано, вероятно, с тем, что роль физкультуры и спорта в терапии наркомании, к сожалению, практически равна нулю, а их роль в реабилитации наркоманов, если и не равна нулю, то стремится к нулю, поскольку частные методики физической культуры способны оказывать на организм наркомана лишь неспецифическое воздействие, в контексте которого и осуществляются обычно основные реабилитационные мероприятия.

На конференциях принято рапортовать о достигнутых успехах, делиться позитивным опытом. Я же, напротив, хочу рассказать о своей врачебной неудаче. Около 2 лет назад у меня проходил терапию мужчина 19 лет, у которого отмечалась психологическая зависимость от психостимулирующих средств. Следует заметить, что пациенты, попадающие на лечение, как правило уже имеют более или менее грубые дефекты в эмоциональной и интеллектуальной сферах. Здесь же я столкнулся с яркой социопатией при относительной интеллектуально-мнестической сохранности. На вопрос о том, что привело его к употреблению наркотиков, этот пациент остроумно ответил: “С наркотиком время быстрее проходит”. Это весьма показательное высказывание. Задумайтесь – человек девятнадцати лет уже всерьёз озабочен тем, чтобы как-то скоротать жизнь! Традиционными причитаниями (пожалей свою мать! – она уже все глаза проплакала, она тебя растила, всё тебе отдавала, а ты…) и увещеваниями (ай-ай-ай, нехорошо! наркотики разрушают здоровье и сокращают продолжительность жизни…) преформировать ригидное мировоззрение социопата, как показывает практика, невозможно.

Во время одной из психотерапевтических бесед он задал мне очень чётко сформулированный вопрос, на который я, признаться, до сих пор не могу найти удовлетворительного ответа. Впрочем, отговорку найти нетрудно, но клише и трюизмы в наркологической практике никакой терапевтической значимости не имеют, напротив, они-то и формируют стену непонимания, отчаяния и обречённости, которую окружающие, включая родственников, педагогов и даже врачей, возводят вокруг наркомана, оставляя его наедине с его собственным, индивидуальным, персональным внутренним адом. На словах все готовы помочь, на деле же никакой помощи, кроме душеспасительных проповедей и лицемерных благоглупостей страдающий человек зачастую не получает.

Итак, его вопрос звучал следующим образом: “А что вы (в моём лице он, очевидно, имел ввиду всё прогрессивное человечество) можете предложить мне взамен тех ощущений, тех впечатлений, того опыта, которые даёт мне наркотик?”. В самом деле, приходится констатировать, что если каким-то неведомым образом мотивация отказа от наркотика не возникнет у наркомана самопроизвольно на ранних стадиях зависимости, не сопровождающихся ещё тягостными соматическими и психологическими расстройствами, сформировать её искусственно на этом этапе едва ли представляется возможным, поскольку для человека, имеющего опыт наркотического экстаза, наркотических галлюцинаций, наркотического онейроида, унылые радости повседневной жизни не представляют больше хоть сколько-нибудь значимой ценности. А когда болезненные ощущения поневоле приводят наркомана к мысли о необходимости лечения, наиболее благоприятное в прогностическом отношении время оказывается упущенным.

Именно поэтому так важна профилактика аддиктивного поведения, проводимая разнообразными способами, особенно методами физической культуры и спорта, которые, возможно, задействуют физиологические, психологические и социальные механизмы, конкурирующие с механизмами, участвующими в формировании наркотической зависимости.

Нами проведено семантическое исследование, в результате которого был выявлен ряд атрибуций, в общих чертах характерных как для физкультуры, так и для наркомании:

В самом деле, становится очевидным, что физкультурники и наркоманы имеют ряд сходных социальных черт: оба “вида деятельности” в значимо большей степени характерны для мужчин молодого и среднего возраста, проводящих таким образом своё свободное время в компании единомышленников, преимущественно гомогенной по критерию возраста. К тому же нарастающая толерантность присуща не только наркомании, когда со временем начинают требоваться всё большие дозы наркотика, но и физкультуре и спорту, в которых для поддержания или достижения необходимой физической формы занимающийся вынужден постоянно повышать интенсивность тренировок, расширять и разнообразить двигательный режим, а иногда и прибегать к известным фармакологическим препаратам. Причём при резком отказе от ставших привычными физических нагрузок у спортсмена так же заметно ухудшается соматическое и психологическое самочувствие, хотя по интенсивности эти ощущения, разумеется, не сопоставимы с “ломкой” наркомана.

В мотивационной сфере физкультурников и наркоманов так же можно выделить ряд корреляций:

Нейропсихологические механизмы в формировании физической тренированности и наркомании так же обнаруживают ряд сходных черт:

Разумеется, следует оговориться, что новый устойчивый поведенческий паттерн физкультурника базируется на развитии наличествующего физиологического гомеостаза с задействованием относительно лабильных энграмм в эмоциональной сфере, а у наркомана приобретаемые механизмы носят яркий патологический характер, подкрепляемый формированием стабильных негативно-эмоциональных энграмм.

Рассматривая мотивационные факторы, особенно подробно следует остановиться на потребности индивида в трансценденции. Лабильность энграмм в эмоциональной сфере спортсменов и физкультурников в значительной степени определяется тем, что обычно тренировки не удовлетворяют базовой для многих потребности в совладании с иррациональными составляющими личности, не дают удовлетворительных ответов на актуальные вопросы личностного функционирования. В связи с этим наиболее перспективным, на наш взгляд, направлением физической культуры, способным вступать в конкурентные отношения с потенциальной опасностью наркотизации, является китайская классическая система психофизиологического тренинга цигун, которая с успехом может использоваться как в массовой физкультуре, так и в системе общей физической подготовки спортсменов. Её отличительная черта – особая семантическая наполненность каждого движения или действия, вырабатывающаяся в ходе тренировок благодаря привлечению во время занятий широкого спектра специфических метафор. Они, побуждая личность занимающегося модифицировать или демонтировать патологические способы обработки информации, присущие наркоманам и преступникам, структурирует мышление и приводят к формированию идентичности индивида на более мягких основаниях, удерживая практикующего в сфере гуманистической системы ценностей, а в итоге – к воспитанию новой неаддиктивной личности, причём радикальнейшие позитивные изменения происходят почти незаметно, не вызывая выраженных реакций сопротивления и отторжения.

В последние годы принципы цигун всё чаще становятся методической основой не только для проведения эффективных тренировок спортсменов, занимающихся восточными единоборствами, но и терапевтических процедур лечебной физкультуры, иглоукалывания и массажа, а так же телесно-ориентированной психотерапии, как на Востоке, так и в странах Европы и Северной Америки. В каждом из этих направлений цигун способен стать:

создавая перспективы высокой эффективности в деле профилактики аддиктивного поведения и формирования здоровой, полноценно функционирующей личности.

 

МЛПУ "Поликлиника №2" г. Смоленска

Кафедра анатомии человека

Смоленская государственная медицинская академия

Поступила в редакцию 15.06.2004