ЭCКИЗНЫЕ ДИЗАЙНЕРСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ФАСАДА И ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ УЧЕБНОГО КОРПУСА КАФЕДРЫ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА СМОЛЕНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

© 2004 г. М. С. Золотарева, Н. В. Лопатина, Е. Г. Павлюченкова, Т. В. Шамарова, А. В. Шалыгина

В современном строительстве возникла новая рациональная тенденция: вместо нового глобального проектирования и фундаментального сооружения зданий – реконструкция и обновление существующих объектов. Ведь, если устаревший фасад больше не “сосуществует” с развивающейся городской средой, то вполне логично задуматься о переделке его внешнего вида. Это гораздо дешевле, чем затевать новое строительство, начиная с проектирования.

Есть в городе здание, мало кому известное и достаточно непривлекательное. Это учебный корпус кафедры анатомии человека Смоленской государственной медицинской академии (СГМА) - "Анатомичка". Функциональный ящик серого кирпича с убогим крыльцом и трупохранилищем в подвале вряд ли вдохновил бы на творчество известных архитекторов или дизайнеров.

И вот четыре студентки 3–го курса отделения “Дизайн среды” СГИИ, презрев рамки обычного учебного задания по предмету “Основы архитектуры”, решились на творческий эксперимент. В их эскизных работах унылый фасад представлен в четырёх архитектурных лицах.

С этой творческой заявкой молодые дизайнеры выступили на 56 научной студенческой конференции СГМА с международным участием (22 апреля 2004 г., г. Смоленск).

Представленные эскизы вызвали живой интерес аудитории, впрочем, о своих работах молодые авторы расскажут сами.

Шамарова Татьяна

Здание анатомички представляет собой обыденную серую конструкцию, поэтому мне хотелось бы, не изменяя, естественно, размеров, интересно обыграть фасад здания. Руководствуясь этим, я взяла за основу неоготический стиль, чтобы развеять сумрачность постройки, но в то же время подчеркнуть её значимость.

Композиция моего эскизного проекта строго симметрична, закруглённые окна, пилястры, обрамляющие центральную часть “изящного замка”, мансарды - всё это отвечает архитектурному стилю 19 века.

Я не стала отступать от выбранной стилистики и выкрасила стены в розовато-терракотовый цвет, цвет кирпича, напоминающий рыцарские времена. Но при этом обогатила экстерьер пилястрами цвета слоновой кости, а также маленькими колоннами, которые являются не только декоративным элементом, но и функциональной частью форэскиза, они поддерживают мансарду над подвальным помещением.

Шалыгина Александра

Мой проект реконструкции учебного корпуса кафедры анатомии человека СГМА, выполнен в немецком стиле XVIII века. В этот период в Германии получило особое развитие новое направление - барокко. Я использую некоторые мотивы этого стиля - это чёткие пропорциональные членения, рустовка, сдержанный серо-чёрный колорит, создавая тем самым ощущение серьёзности и весомости бюргерского дома.

Кардинально меняется только крыша - она поднимается выше и в мансардном помещении появляются новые комнаты. Основными признаками немецкого барокко были повышенная монументальность, представительность, применение скульптурных и архитектурно-декоративных мотивов, что непосредственно можно увидеть на моём эскизе. На фасаде предлагается лепнина, где могут быть различные изображения соответствующей тематики. На углу здания планируется рельефное изображение, которое просматривается с двух сторон (фасадный и боковой). Окна корпуса типичные немецкие, над ними оконные наличники усложнённой формы. Нижний этаж утяжелён рустовкой. Окна подвального помещения защищены от осадков навесом и огорожены. В экстерьере верхних этажей преимущественно используются светлые тона, которые, непосредственно, гармонируют с тёмной рустовкой нижнего. Всё это помогает раскрыть образ фундаментальной науки в сложившемся барочном стиле.

 

Павлюченкова Елена

Классика вечна во всём, и, естественно, в архитектуре. Я учла стилистику главного корпуса СГМА и предполагаю выполнить отдельно стоящее строение кафедры анатомии в неоклассическом стиле, но без излишеств.

Используемая цветовая гамма бело-жёлтая, характерная для данного стиля (классицизма). Любой стиль определяется деталями. Так, создавая внешний вид фасада, цокольный этаж декорируем искусственным камнем. Строгие пилястры и карнизы, в сочетании с интересной конструкцией входа, обогащают пластику фасада.

Трёхэтажное строение венчает четырёхскатная крыша, придавая ему дополнительное сходство с русской классикой. На углу здания, со стороны улицы, скульптура-указатель. Это, конечно, фигура Гиппократа, один из символов медицины.

Лопатина Наталья

Для того чтобы разнообразить серый корпус кафедры анатомии человека СГМА, я предложила выполнить его в стиле китайской архитектуры.

Подобрав жёлто-красную гамму, соответствующую китайскому стилю, так же крыши-козырьки и панель-кронштейн дракона, на углу фасада – символизирующий здоровье, счастье и долголетие.

Не отходя далеко от выбранной темы разработала и благоустройство территории. В котором предлагаю японский сад камней, беседку для отдыха, повторяющие формы и цветовую гамму этого же стиля.

We have a chance now to represent some ideas of facade designing. This is the building for studding of anatomy. We tried to imagine it’s facade in different styles. This yellow-white facade looks like a traditional striate palace in classical style. The sculpture on the coiner is the figure of Hypocrite – the symbol of medicine. This facade is planed in the new gothic style. You can see, charming red and rosy colors and elegant details in it’s design. The third building is represented in the hearty official German style, with decorations. The gray and black colors of it stress that it is a very important scientific institute. This Chinese house is also our little project. We think that China developed medical science all over the world. The facade is projected in traditional Chinese colors and forms. There is a well known Chinese dragon on the corner of the building, which symbolizes the long life, happiness, health and luck.

All these ideas are only students attempts of architectural experience, but we hope to realize them in nearest future.

Смоленский государственный иститут искусств

Поступила в редакцию 23.04.2004.