ПРОСПЕКТ КНИГИ

УДК 616-002.5/6:614

ББК 573

Г20

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

©2005 г. Гараничева С. Л.

Витебск

2004

 

Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор B.C. Глушанко;

доктор педагогических наук, доцент З.С. Кунцевич;

кандидат технических наук, доцент В.Г. Лукьянец;

кафедра информатики и информационных технологий ВГУ.

Гараничева С. Л. Теория и практика подготовки студентов медицинских вузов к применению информационных технологий; Под ред. профессора, д.м.н. ЮЛ. Родионова. - Витебск, ВГМУ, 2004 - 152 с.

ISBN 985-466-077-Х

В монографии рассматриваются возможные уровни готовности специалистов-медиков к применению информационных технологий; критерии, характеризующие эти уровни; модель педагогической системы подготовки студентов медицинских вузов к использованию информационных технологий, включающая содержательные, процессуальные компоненты, этапы профессионального становления специалиста со знанием информационных технологий (базовый, алгоритмический, применения, творческий); комплексное методическое обеспечение процесса формирования функциональной компьютерной грамотности у будущих специалистов-медиков.

Книга предназначена для научных работников, преподавателей медицинских вузов, врачей и специалистов, интересующихся вопросами использования информационных технологий в профессиональной деятельности медиков.

Издается по решению Центрального учебно-научно-методического Совета Витебского государственного медицинского университета (протокол № 6 от 20 сентября 2004 года)

© С-Л. Гараничева, 2004

© Витебский государственный медицинский университет, 2004

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора..............................................................................4

Информационные технологии в структуре высшего медицинского образования (A. H. Косинец)....................................5

Введение............................................................................ 12

1. Подготовка будущих специалистов медицины и здравоохранения к использованию информационных технологий как социальная и педагогическая проблема ...........14

1.1. Место и роль информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов системы здравоохранения................................................................. 14

1.2. Методологические основы обучения применению информационных технологий...................................................35

1.3. Педагогические условия эффективного обучения студентов медицинских вузов применению информационных технологий ......52

2. Обучение студентов медицинских вузов применению информационных технологий...............................................69

2.1. Модель педагогической системы подготовки студентов медицинских вузов к использованию современных информационных технологий................................................................ 69

2.2. Методическое обеспечение процесса подготовки студентов

медицинских вузов к использованию информационных

технологий (на базовом уровне).............................................. 90

2.3. Эффективность модели и методического обеспечения процесса подготовки студентов к использованию информационных технологий ........................................................................117

Заключение......................................................................132

Список использованных источников........................................133

Приложения......................................................................143

Перечень сокращений..........................................................152

ВВЕДЕНИЕ

Проблема подготовки студентов медицинского университета к применению современных информационных технологий в учебной и практической деятельности, формирование у них готовности к жизни в “информационном обществе”, самостоятельному пополнению знаний в области медицинской информатики занимает важное место в системе профессионального образования будущих специалистов медицины.

Актуальность этой проблемы, как считают B. C. Глушанко, А. Н. Косинец, обуславливается тем, что в современных условиях эффективная работа сотрудников системы здравоохранения - врачей, провизоров, руководителей медицинских организаций, специалистов государственных органов управления системой здравоохранения и многих других категорий медицинских работников, практически невозможна без владения специальными умениями и навыками обработки информации с помощью информационных технологий (ИТ), локальных и глобальных вычислительных сетей. Применение компьютеров и современных средств связи позволяет внедрить принципиально новые методы медицинского обслуживания населения и управления отраслью, что в свою очередь способствует повышению стратегического ресурса общества - здоровья населения нашей страны [27,69, 75].

Необходимость овладения ИТ в медицинском университете обусловлена не только профессиональными функциями и задачами врача, но и особенностями обучения в высшем медицинском учреждении образования (УО): запоминанием студентами больших объёмов информации, в том числе справочных данных; разнообразием и мобильностью методик и средств диагностики, лечения и реабилитации пациентов; большим количеством и дублированием названий перечня фармацевтических препаратов, параметры которых хранятся в соответствующих электронных базах данных (БД); возможностью, наряду с традиционными методами лечения и диагностики, использования медико-технологических информационных систем; потребностью в наглядной демонстрации процессов, протекающих в организме человека и животных, с помощью мультимедийных обучающих средств; возможностью отработки студентами стратегии и тактики диагностики и лечения конкретного заболевания с помощью компьютерных программ на “виртуальном пациенте”, с получением компьютерного анализа своей деятельности; необходимостью использования международных информационных источников для знаком ства с новейшими достижениями медицинской науки.

Обучение студентов высших медицинских УО республики профессиональному использованию ИТ должно учитывать эти особенности и способствовать интенсификации учебного процесса, повышению его наглядности, результативности, широкому внедрению инновационных педагогических методов, росту активности, самостоятельности студентов, их самореализации, развитию умений и навыков добывать новые знания в сфере своей профессиональной деятельности, осуществлять оперативное взаимодействие, используя компьютерные коммуникации.

Формирование готовности современного специалиста к практическому использованию информационных технологий является комплексной проблемой, которая охватывает не только вопросы методики преподавания медицинской информатики, но и организации профессиональной подготовки кадров в медицинском университете, включает в себя психологические и материальные аспекты.

Данные, полученные в результате исследования этой проблемы, явились основанием для выявления и анализа основных факторов, влияющих на уровень готовности студентов к применению информационных технологий, и формулировки условий повышения её эффективности. Одним из таких условий является организация обучения на основе модели педагогической системы (ПС), обеспечивающей многоуровневую непрерывную подготовку специалистов-медиков к использованию ИТ в соответствии с нуждами системы здравоохранения.

В книге представлены основные подходы к организации обучения медицинской информатике, не только студентов медицинского вуза, но и на стадии последипломного образования специалистов системы здравоохранения: аспирантов, слушателей факультетов повышения квалификации. Предложена методика формирования функциональной компьютерной грамотности у студентов медицинского университета. При этом автор опирался на представленные в научных изданиях современные теоретические положения педагогической науки (В.П. Беспалько, М.Э. Калицкий, З.С. Кунцевич, В.Г. Лукьянец, Б.В. Пальчевский и другие) развивая и адаптируя их к условиям обучения в медицинском университете.

Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы подготовки студентов медицинского университета к применению информационных технологий, в работе представлен один из вариантов решения проблемы, который реализован в учебном процессе Витебского государственного медицинского университета (ВГМУ).

Полагаем, что представленный в монографии материал может быть полезен преподавателям, обучающим применению информационных технологий в вузах, средних специальных учреждениях образования, а гакже аспирантам, врачам-практикам и организаторам здравоохранения.

 

ГАРАНИЧЕВА Светлана Леонидовна - кандидат педагогических наук, автор более 30 работ в области информационных технологий и педагогики, среди них три учебных пособия: Гринберг А.С., Лукьянец В.Г., Гараничева С.Л., Хильтов А.Н. Информационные технологии для менеджера: Учеб. пособ. - Часть IV. Windows 95. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1999; Гараничева С.Л. Практикум по информатике: Учеб. пособ. - Витебск: ВГМУ, 2000; Гараничева С.Л. Основы информационных технологий: Учеб. пособ. - Витебск: ВГМУ, 2001. Двум последним изданиям присвоен гриф Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве пособия для студентов медицинских специальностей высших учебных заведений..

Светлана Леонидовна в 1972 году окончила факультет автоматики и телемеханики Московского ордена Ленина энергетического института, работала инженером-программистом, начальником бюро программирования, преподавателем информатики и языков программирования, имеет высшую категорию.

Учащиеся Витебского политехнического техникума, подготовленные ею, одиннадцать раз занимали призовые места на Республиканских олимпиадах по информатике.

В настоящее время С. Л. Гараничева - доцент кафедры информационных технологий с курсом электронной библиотеки Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета.

 

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

Кафедра информационных технологий с курсом электронной библиотеки

Поступила в редакцию 15.06.2005.