О ЗНАЧЕНИИ ИЗУЧЕНИЯ СТРОЕНИЯ ПРИРОДНЫХ ФОРМ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОГРАММЕ ЛЕТНЕГО ПЛЕНЭРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

© 2005 г. Золотарёва М. С.

Задачей летнего пленэра продолжительностью 12 дней при 6 часовом рабочем дне на первом курсе факультета “Дизайн среды” Смоленского филиала Санкт-Петербургского государственного политехнического университета является рисование и изучение строения и структуры природных форм и их анализ с целью трансформации и применения в процессе дизайнерского проектирования.

Эта работа строится на основе изучения богатейшего опыта изобразительного искусства, начиная с анналов пещерной и наскальной живописи и графики. Ярчайшим образцом научного и художественного анализа природных структур и их использования в творчестве явилась деятельность Леонардо да Винчи. Многочисленные рисунки растений, насекомых, других животных у Леонардо имеют явно аналитический характер. Особенно интересовала мастера кинематика движений животных — именно на основе изучения механики полетов птиц и летучих мышей он смонтировал знаменитый летательный аппарат. Традиция изучения природных форм в художественных школах установилась и в России. Так, программа Академии художеств XIX века предписывала рисовать „формы известных пород в царстве животных и растений” — домашних животных, птиц, рыб, пресноводных и пресмыкающихся, деревьев и растений.

Совершенно очевидно, что старое Строгановское училище, готовившее „ученых рисовальщиков” для разных видов прикладного искусства, для декорирования архитектурных сооружений и, естественно, уделявшее особое внимание орнаментике, не могло не включать в программу рисование природных форм. Сотни рисунков цветов, растительных орнаментов составляли коллекцию оригиналов для учеников Строгановского училища. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества в конце XIX века был анималистический класс, руководимый художником А.С. Степановым. Занятия класса проводились на натуре — в зоологическом саду.

Более высокий уровень осознания роли природных форм в художественном творчестве — поиски прямых образных ассоциаций между проектируемым и природным объектами.

Наиболее характерны для факультета промышленного искусства поиски критериев эстетики целесообразности в природных формах.

Наконец, детальный анализ конструктивной логики живой природы проводится по линии тектоники статических систем (главным образом, растений) и динамических конструкций биомеханических систем (животных). Отличительной чертой этого раздела программы бионического рисования является его пересечение с тематикой гармоничности формы и композиционных закономерностей. Программа в целом построена по известной формуле „функция—конструкция — красота”. Анализ форм растительного, животного и минерального мира сочетается с изучением конструктивной структуры, механики и пластики объекта. При этом в перечне тем для рисования акценты чередуются — на первый план выдвигаются то одни, то другие характеристики. Темы эти таковы.

„Инструменты" животных и растений (клювы, клыки, зубы, когти и др.). Это из тематики анализа функциональной целесообразности в природе. Цель темы — изучение пластических особенностей животного, выполняющего определенные действия, связанные с питанием, сооружением гнезда, защитой; сравнение с механическим инструментом.

„Фактура". Тоже из тематики функциональной целесообразности. Имеются в виду, например, гладкая фактура рыб, уменьшающая сопротивление воды, защитные свойства покрытий животных (чешуя, панцирь) и т. п.

„Модульные членения в природной форме". Тема композиционная — поиски своеобразной „комбинаторики" в природе. Природа экономично создает живую форму, повторяются сходные элементы, „конструкции" в одной и той же форме. Объекты — семена злаков, лепестки цветов, дольки чеснока, чешуя рыб, пресмыкающихся, шишек и др.

„Симметрия и асимметрия". Тоже композиционная тема. Изучаются различные типы симметрии — осевая (бабочки), вращения (цветы, раковины), симметрия перемещений — ленточные и бордюрные формы и т. п. Природные образования всегда были источником для изучения этой композиционной категории.

„Эволюция и развитие природной формы". Цель — демонстрация изменений, главным образом пропорций, с ростом организма (большая, относительно роста, голова ребенка и, соответственно, маленькая голова взрослого; толстые лапы щенков; особенности молодых и взрослых листьев, растений в целом и т. п.).

„Цвет природных форм". Здесь внимание обращается, в основном, на „сигнально-предулреждающую" роль цвета в природе — на различные типы функциональной окраски насекомых, птиц и рыб (привлечение внимания, отпугивание, защита).

„Статичные формы в природе; тектоника". Цель — изучение тектонического строения растений, тел животных. Важно понять, почему данная форма устойчива, как в статическом состоянии распределяются в ней массы, усилия, выделить несущие и несомые элементы, напряженные и спокойные формы и т. п. Эта тема, кстати говоря, наиболее продвинута в „архитектурной бионике".

„Техника “строительства” в природе”. Объекты здесь — буквально сооружения животных: постройки бобров, гнёзда птиц, муравейники, узоры паутины, структура пчелиных сот и т. п. Материал тоже очень интересный и поучительный с точки зрения природного „функционализма” и „конструктивизма”, выражения особенностей живого существа в сооружении его непосредственной жизненной среды, мудрости, превосходящей мудрость выдающихся архитекторов. Как констатировал один из исследователей, „у животных нет собственно искусства, поскольку их существование инстинктивно и приспособительно, но результаты их жизнедеятельности искусны и законообусловлены. Это значит, что, не обладая эстетическим пониманием и чувством, животное обнаруживает психофизическую способность творить целесообразно без представления цели. Такое творчество является упорядоченным материальным выражением сущности данного вида”.

Такова достаточно обширная и многообразная тематика зарисовок природных форм и явлений. Практика зарисовок, при том минимуме времени, которое отводится ей учебными планами, требует особого организационно-методического обеспечения. Прежде всего, необходима предварительная подготовка к летней практике. Она отчасти обеспечивается лекционным курсом бионики. Но поскольку этого мало, студентам рекомендуется поработать с литературой, просмотреть рисунки ученых и художников, посмотреть коллекции растений, насекомых, животных в музеях, порисовать в музеях. В процессе изучения тем вообще рекомендуется рисование не только с натуры, но и с образцов в альбомах, книгах.

Что касается натурных зарисовок, то они организуются в трех средах — в зоопарке, в ботаническом саду и в естественных условиях (на пленэре). Часть заданий предусматривает длительное рисование, часть — наброски. Техника рисования не ограничивается: карандаш, тушь, фломастер и т. п. По окончании практики организуется выставка с обсуждением, на котором подводятся итоги практики, оценивается работа каждого студента.

Представляется, что и теоретический курс бионики, и практика зарисовок природных форм многое дают для становления художников прикладного искусства и особенно дизайнеров.

Примерный план программы пленэра

ЗАДАНИЕ 1 — 12 часов.

Зарисовки и изучение растительных форм – цветов, деревьев, трав.

Конструктивное устройство, пластика, модульность, цвет.

ЗАДАНИЕ 2 — 12 часов.

Зарисовки и изучение насекомых, птиц, животных.

Особенности строения скелета и мышечной структуры. Связь формы и функции.

ЗАДАНИЕ 3 — 12 часов.

Зарисовки живых существ в среде обитания.

Особенности окраски и фактуры.

 

ЗАДАНИЕ 4 — 12 часов.

Изучение природных форм с помощью микроскопа.

Зарисовки увиденного.

 

ЗАДАНИЕ 5 — 12 часов.

Систематизация накопленного материала.

Композиционная графическая работа на основе зарисовок при работе с микроскопом.

Общее количество: 60 часов.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Кракиновская В. Д.. Изучение и зарисовки природных форм. Учебное пособие для высших художественно-промышленных училищ. - М., МВХПУ, 1987.

2. Московская школа дизайна. - М., МВХПУ, 1992.

3. Смолянинов И. Ф. Красота природы и воспитание красотой. - М.: Знание, 1985. - С. 37.

4. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995. - С.238.

5. Ростовцев Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - С.286.

Факультет "Дизайн среды"

Филиал Санкт-Петербургского государственного политехнического

университета в Смоленске

Поступила в редакцию 1.06.2005.