УДК 78(092)

ББК 85 315

 

Из истории христианского искусства иконописи

 

(baranov.doc)

 

Ó 2006 г. Баранов В. Н.

 

Статья посвящена иконографии образа Пресвятой Богородицы и истории её изображения.

 

 

Первые иконы Божией матери церковное предание приписывает святому Евангелисту Луке, который после Пятидесятницы написал их три: "Умиление",

 "Одигитрия",  "Богоматерь предстоящая" - Деисусные прототипы.

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около 10 икон, приписываемых евангелисту Луке; на Афоне и «на Западе» их существует 21 икона, из них в Риме 8 (все эти иконы являются списками со списков писанных Евангелистом Лукой).

Владимирская икона Божией матери относится к типу «Умиление» празднуется 21 мая, 33 июня, 26 августа.

«Первее написавшейся Твоей иконе евангельских тайн благовестником, и к тебе, Царице, принесенней, да усвоивши ту, и сильну соделаещи спасати чествующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи милостива, спасения нашего Содетельница, яко уста и глас иконе бывше, якоже и Бога всегда зачины ещё во чреве, песнь воспела еси: её отныне ублажат Мя вси роди. И на ту зрящи глагола еси со властию: с сим образом благодать Моя и сила. И мы истинно веруем, яко сие рекла еси, Госпоже, сим образом с нами еси…».

Церковь подчёркивает преемство благодати и силы, присущих всем спискам этих икон, как воспроизводящих подлинные черты Божией Матери, запечатленные Евангелистом Лукой.

Кроме икон, писанных Евангелистом Лукой, Предание говорит ещё о нерукотворном, явлённом образе Божией Матери. Его происхождение вкратце излагается в службе Казанской иконы Божией Матери (8 июля и 22 октября) «Божественнии Слова Апостоли, Евангелия Христова велегласные благовестницы, божественную церьковь создавше в пресвятое Твоё имя, Богородице, и к Тебе, Госпоже, приходят, моляще Тя придти на тоя освящение. Ты же, о Богомати, рекла еси: идите с миром, и Аз с вами тамо есмь: Они же шедше обретают тамо на стене церкви Твоего, Владычице, образа подобие…».

Предание говорит что апостолы эти были Петр и Иоанн, храм был построен ими в Лидде (празднование Лиддской иконы Богоматери - 12 марта).

О судьбе этого образа ничего не известно, кроме того, что он существовал ещё в  XI в.

Ветхозаветный запрет образа ведёт к явлению Того, кто был невидим -  «образ Бога невидимого» явлённого Богочеловеком Иисусом Христом «Боговидения и славы древле тёмного Твоих задних сподобися Моисей просив: новый же Израиль лицем ныне в лице Тя Избавителя видит ясно» [2-й тропарь 4-й песни канона]. «Прежде виден бысть человеком; ныне же явися образом нерукотворным» [2-й тропарь 1-й песни канона Икона Христова] - основа христианского образотворчества передаёт черты Бога, ставшего человеком, икона Богоматери имеет образ первого человека, осуществившего цель воплощения, обожение человека. Бога невместимого вместившая «Истинно Матерь божия». Она вместе со Христом правит судьбами мира [4 всел. Собор. Ефес 431 г.].

«Нерукотворный образ» «Нерукотворный Спас» церковь почитает как первую икону Бога, ставшего человеком. Сам Христос, воплощённое Слово "явленное «в храме тела Его» Иоанн 221". Со времени его явления Моисеев запрет образа теряет смысл, и иконы Христовы становятся неопровержимыми свидетельствами воплощения Бога. Здесь не образ Бога, сделанный по домыслу человеческому, а подлинный лик ставшего Человеком Сына Божия, который Предание Церкви возводит к непосредственному  соприкосновению с живым Его ликом.

В день Нерукотворного Спаса Церковь почитает первую икону Бога, ставшего Человеком. Иоан Дамаскин «Слово в защиту святых икон». "Когда увидишь Бестелесного ради тебя вочеловечившимся, тогда будешь делать изображение человеческого Его вида. Когда Невидимый, облекшись в плоть, становится видимым, тогда изображай подобие Явившегося.

Кто во образе Божии сын, принял зрак раба [Фил. 2,6-7], через это сделался ограниченным в количественном и качественном отношениях и облёкся в телесный образ, тогда начертывай на досках и выставляй для созерцания Восхотевшего явиться".

В Новом Завете слово неотделимо от образа. «Бестелесный и неимеющий формы Бог явился во плоти и с человеки поживая, изображаю видимую сторону Бога». «Апостолы телесным образом видели Христа, видели Его страдания. Его чудеса и слышали Его слова: "Сильно желаем и мы увидеть и услышать… . Те видели лицом к лицу, так как Он телесно присутствовал, Мы же  - потому, что Он не присутствует телесно, как бы через посредство книг слушаем слова Его и освящаем свой слух, и через него свою душу, и считаем себя блаженными, и поклоняемся, почитая книги, через посредство которых мы слышим Его слова".

Традиционная иконописная техника, выработанная в течение тысячелетий, включает подбор материалов, который представляет наиболее полное участие видимого мира в создании иконы. Здесь участвуют, так сказать, «представители и мира растительного (дерево), и мира животного (клей, яйцо), и мира минерального (мел, краски). Всё это берётся в своём естественном виде и лишь очищается и обрабатывается человеком, который своим трудом вводит эти вещества в богослужение. Когда же приносимое человеком вещество, в связи с современным развитием технических средств, теряет своё органическое сходство с материей, созданной Богом, оно же не может служить проводником освящения, которое должно было бы им сообщаться, а, наоборот, преграждает ему путь. Отсюда употребление искусственной материи, как например, пластмассы, безжизненной и безличной, есть извращение, потому, что «пластмасса» - проявление эмансипации современного человека от природы, от творения Божия, от всех дел Его, призванных Его хвалить» [Корнелия Шуберт, Оксфорд, 1991].

Грань между допустимым и недопустимым в веществе пролегает там, где материя теряет свою подлинность и характер, начиная выдавать себя за нечто иное, чем она есть, то есть также создавая иллюзию.

"Так и через посредство иконной живописи мы созерцаем изображения телесного Его вида, и чудес, и страданий Его, освящаемся и вполне удовлетворяемся, и радуемся, и считаем себя счастливыми… . И почитаем, и кланяемся телесному образу Его. А созерцая телесный вид Его, мы восходим, насколько это возможно, к созерцанию и славы Его Божества."

Иоанн Дамаскин «Слово в защиту святых икон». "Лик Спасителя на убрусе", "Лик Спасителя без убруса".

Римляне принесли с собой обычай казнить приговорённых к смерти распятием. Они считались с религиозными традициями евреев, по которым труп должен быть похоронен в день смерти до заката солнца. В евангелии от Иоанна [гл. 19 ст. 31-33] рассказывается, что иудеи, «дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий», просили Пилата перебить у казнённым голени и снять их с креста. Двум казнённым с Иисусом разбойникам солдаты перебили голени, а Иисусу не стали, так как увидели, что он был мёртв. По религиозным мотивам трупы казнённых отдавали родственникам для захоронения.

На "Туринской плащанице" волосы спадают на плечи, борода, усы, косичка на затылке, тело обнажено полностью. На глазах  отпечатались некоторые элементы рисунка монет, чеканившихся около 30-го года нашей эры. Лепта Пилата «Император Тиберий» (TIBERIOU KAICAROC) с ошибкой на микрофотографии видны только буквы U CAI однако их форма полностью совпадает с формой букв Пилата.

Исследованием фотоснимков занимались профессора сравнительной анатомии Сорбонны И. Деляж и биолог П. Виньон. Они нашли, что и лицо  и тело до мельчайших деталей анатомически совершенно точны, они обнаружили характерные черты посмертного окоченения, наступившего, по их мнению, именно в распятом положении и проявившегося в прямизне конечностей, и особом подгибе больших пальцев, расширенности грудной клетки, напряжённости бедренных мускулов.

Подтёки крови, выглядят так, как если бы они образовались естественным путём. Они отражают положение распятого тела (в особенности подтёки на предплечьях и от гвоздевых ран в запястьях) и позволяют установить, в каком положении были руки в момент образования подтёков. Небольшие отклонения в направлении ручейков крови свидетельствуют о том, что распятый человек вздрагивал от боли и затруднения дыхания.

Помимо ран от гвоздей, копья и терний, видно множество  небольших ран, нанесённых наконечником бича. Мелкие царапины и припухлости на лице и теле.

Льняное полотнище длиной 4,3 и шириной 1,1 метра в нескольких местах оно повреждено. Первое документальное упоминание о плащанице относится к 1353 г. во Франции в местечке Лирей, недалеко от Парижа, во владениях графа Жоффруа де Шарни. В 1357 г. она была выставлена в церкви той же местности.

6 января 1390 г. Климент VII вынес свой приговор: плащаницу разрешалось выставлять только в том случае, если при этом разъяснялось, что это не настоящее полотно, в которое Иосиф Аримафеский завернул тело Христа, а всего лишь его изображение.

В Евангелие от Иоанна говорится, что Никодим принёс состав благовоний (мирра и алоэ) литров около ста [г.19  ст. 39].

Крестоносцы (тамплиеры) видели в одной из церквей Константинополся, который они разграбили в 1203-1204 гг. МАНДИЛИОН - то есть плат с чудено отпечатавшимся на нём ликом Христа. МАНДИЛИОН был увезён в 40 году учеником Федеем в Эдессу (нынешняя Урфа в Турции). При восстановительных работах после наводнения 524 года вновь найден и перевезён в Константинополь в 944 г.

Специалисты находят 45 совпадений в чертах образа на плащанице с образом (иконой) Христа находящегося в монастыре св. Екатерины на горе Синай, и 65 совпадений с обликом Христа на солиде (монете Юстиниана II). "Иисус Христос, Божий сын, Спаситель, Надежда".

"В вечных струях мудрости, «дающей сокровища», в «божественных водах, омолаживающий душу, божественный род небесной рыбы получает… бессмертную жизнь»" [Надгробная надпись Пектория Оменского во Франции].

"Следует «принимать» сладкую, как мёд, пищу Спасителя святых и есть рыбу, которую «ты держишь в ладонях своих рук» в виде причастия «тела Христова»". "Живая вода евангельского учения два пьющих агнца из горного источника церковь Израильская и церковь язычников".

Богоматерь изображается всегда прямо и непосредственно (но связана со звездой) Оранта (молящаяся). Поклонение волхвов (место языков (не евреев) в церкви). "Будет тебе Господь свет вечный" [Исайя, 60.19]. Покрывало - знак замужней женщины, (род Давида) звезда Давида «Воссияет звезда от Иакова, и восстанет жезл от Израиля» [Числа 24, 17]. Мы видим Одигитрию в хитоне. Изящные складки мафория с золотой каймой и звёздами, наброшенного на синий чепец, торс слегка повёрнут к младенцу, взгляд устремлён на зрителя, овал лица закруглённый, глаза большие, нос длинный, с небольшой горбинкой и очень узкими ноздрями, маленький рот, излом бровей, придающий скорбно меланхолическое настроение; младенец сидит на левой руке, фронтально, правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой держит свиток, символ мудрости, на младенце белая туника с синими клавами и оранжевый с золотым асистом гиматий, на ногах сандали.

Христиане употребляли библейские символы - Агнец, Ноев ковчег, Иона и Кит, Вавилонская башня. Церковь приняла языческие символы, способные передать известные стороны её учения, очищая их от языческого содержания, восстанавливая их первоначальный глубокий смысл, который к этому времени был в значительной степени утерян, и использовала для выражения совершившегося дела спасения.

«Добрый пастырь», (Израиль как стадо овец) пастырем которого является Бог) «заблудшая овца».

«Аз есмь Пастырь добрый» [Иоан 10.14].

«Несмь послан токмо ко овцам погибшим дому Израилева» [Матфей,15,24]

Христос в образе Орфея и Аполлона чарующий диких зверей, горы, деревья, людей, виноград. «Виноградная лоза» «Якоже розга не может плод сотворити о себе, аще не будет во Мне и Аз в нем, то сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничегоже» [Иоанн 15,4-5].

«Аз есмь лоза, вы же рождие»

Виноград даёт вино, как Слово дало Свою кровь [Климент Александриский]. Клюющие грозди птицы (христиане) питающиеся телом и кровью Христовыми. Виноградная Ветвь символ земли Обетованной, Рай, Рыба, Сеть, Корабль, Озеро - небесные блага, рыба букв (ichthus) Иисус Христос "Теос Виос Сотер" Иисус Христос сын Божий, Спаситель" Небесная Рыба" - (is.Xr). Корабль на спине рыбы - мы рождаемся в воде. Крещение (таинство). Хлеб в корзине и рыба-(евхаристия). Вино смешанное с водой и хлебом - кровь и тело Иисуса. "Рыба" которую имела в своих недрах Дева - Христос, (его ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ).

Жертвоприношение Исаака, агнец, медный змий предвещали Христа. Эсфирь - заступница за народ перед царём, Стамна - содержащая небесный хлеб, жезл Авронов предображали Богоматерь.

На двух этих образах церковь основывает всю свою иконографию. "Мы получим от Бога способность различать, и знаем что может быть изобразимо и что не может быть выражено посредством изображения. Ибо закон пестун нам быть во Христе, да от веры оправдимся… Пришедшей же вере, уже не под пестуном есь мы" [Гал. 3, 24-25]. "Мы не изображаем пороки людей, не делаем изображений во славу демонов; мы делаем изображения во славу Божию и Его святых и для соревнования в добродетелях» избежания порока и спасения души" [Вероучительность, символичность, каноничность. (новообращённые – оглашённые].

Символизм объясняется необходимостью выразить средствами искусства-  истины, которые не подлежат прямому изображению, и скрывать от оглашенных до определённого времени основные христианские таинства было правилом, установленным святыми Отцами и основанным на Священном Писании. «Ибо слышать Евангелие всем дозволяется, но Слава благовествования предоставлена только присным Христовым»

"Посему неспособным слышать Господь говорил в притчах, ученикам же объяснял притчи наедине. Ибо то, что просвящённым - сияние славы, то неверным - ослепление…. Не излагают язычникам таинственного учения об Отце, Сыне и Святом Духе, да и оглашенным о тайнах не говорится ясно, но о многом часто выражаемся прикровенно, чтобы знающие верные разумели, а также знающие не терпели от них вреда» [Слово Шестое, Кирилл Иерусалимский].

"Извещения же о смерти без очищения душевного не бывает, очищения же без слёз не бывает, слёз же в смятение  не бывает так как смятение души помрачает ум и не даёт ему видеть свои согрешения. От этого приходит человек в небрежение о своём спасении и невнимание, небрежению же и невниманию всё сокровище сокрыто. Потому боюсь и трепещу смертную чашу пить, а она придёт ко мне, и не смогу избежать. И если воздушный князь мира, тёмный и мрачный, обличит мои беззакония, истинно восплачу тогда, но уже без пользы, потому что раб, знавший волю Господина своего и не сотворивший по воле Его, биен будет много. А те, которые Христа ради по вся дни пьют смертную чашу, со слезами растворённую и злостраданием, тем чаша смертная небесной врачебницей бывает и пить её слаще мёда. Потому что питие смертное здравие душевное преслаще мёда. Потому что питие смертное  здравие душевное предуготовляет в будущей жизни, как тот благоговейный икон, который восхотев уврачевав свои грехи в тленной сей жизни, пришёл к некоему великому и духовному врачу: «Имеешь ли, говорит,  у себя лекарство, которое может грехи исцелить?"  И сказал врач: «Взойди на гору, то есть, в пустыню и возьми корень духовный, который есть Христа ради нищета и худость, и собери листья, которые суть алчба и жажда, и добавь масла ливинского, которое есть смирение и страх Божий, и другое масло индийское валан, которое есть целомудрие и чистота, и масло халван, которое есть служение больным и от них происходящий тёплые молитвы о тебе. И растолки все вместе в ступке послушания, просей через сито - твоё чистое и благое житиё - и вложи их в чистый сосуд, который внутри тебя и влей воду духовной любви, и возжги пламя Божественного желания под сосудом твоего сердца, и когда сваришь всё хорошо, зачерпни ложечкой - твоею тихостью и безмолвием, и вкушай постоянно и не возвращайся назад ко греху во все дни жизни твоей», Таковы суть травы, которые исцеляют грехи»!

«Я свет миру; кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» [Иоанн 8, 12].

«Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что меня прежде вас возненавидел» [Иоанн 15,17,18]

"Я свет миру, верующий в меня, если умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в меня, не умрёт во век" [Иоанн 11, 25-26]. "Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света" [Иоанн 12, 36].

«И быть на мне рука Господня» - (рука) символ божества. [Иезек 1.3.8]. Нарбут, Рерих, Васнецов, Нестеров ,Рахманинов, Блок, Есенин, Клюев входят в общество изучения Древнерусского искусства и культуры 1912–1915 г.

«Истинный Бог есть Явишейся. Но никто да не дерзает утверждать что видел Бога Отца» [Иларий Пактавийский].

«Безначального Отца подобает изображать так, как Он явился пророку Даниилу, то есть как Ветхого денми» [Никодим Святогорец. Грек XVIII в.)].

Христос изобразим лишь по воспринятой Им человеческой природе и никак иначе. Попытка изобразить Святого Духа «в птиче образе незнаеме» представлена на рассмотрение Вселенского Собора 1554 г. («икона»).

«Безначальне, невидиме, непостижиме, неописане, неизменне…» Св. Вас. Велик. Богословие образа.

Нерукотворный образ Спаса. Отечество. Троица. Отрок Еммануил. На западе с 12 в. На Руси с 16 в.

Господь Саваоф (Отец небесный) римско-католического происхождения. Образ троицы в раннехристианском искусстве в виде престола, книги и голубя. В первохристианском искусстве изображение троицы в виде треугольника. Церковь - есть откровение Отца в Сыне и Духе Святом, (здание) - палата Араамова, (Мамврийский дуб) - древо жизни оно же есть древо крестное, (гора )- духовное восхождение, (чаша), Тайная вечеря, (брак в кане Галилейской) - божественная трапеза.

Богомильство питалось раннехристианской апокрифической литературой.

Святейший Синод запретил изображение св. Троицы в виде одного человека с тремя головами [Е. Трубецкой "Два мира в русской иконописи"). Умозрение в красках. Россия в её иконе. П. Флоренский Иконостас В. Лосский. Смысл икон].

Иезуиты приложили особенно много усилий для разрушения традиционного иконописания.

Христианство - царство не от мира сего, царство внутри человека, путь к которому лежит через крест. (Сына Давидова). Иконы не есть изображение первообраза, икона портрет, подобие первообраза, от которого она отличается своей природой.

"Я не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом, через которое произошло моё спасение" [Св. Иоанн Дамаскин].

«Отсюда трудности научного анализа этого языка. Объяснить икону чисто эстетически или рационально невозможно потому, что христианское Откровение, которое есть её содержание, явлённый человеку опыт божественной жизни, научному анализу недоступен. Науке доступна и ей подвластна, так сказать, периферийная область, то есть, как мы уже отмечали художественная сторона произведения, его социальный исторический контекст, построение образа, влияния, заимствования и т. д. Поэтому наука и ограничивается проведением параллелей между иконой и фольклором, литературой житийной и  внецерковной. Попытки же науки объяснить суть церковного искусства, оставаясь в свойственных ей категориях, приводит к таким представлениям о нём, как «благочестивое воображение художника», «отвлечённость», «дематериализация видимого мира и человеческого тела» и т.п.» [Жечин Л. Ф. Язык живописного произведения. - М., 1970 г.].

"В образе иллюзия так же  нестерпима, как в духовной жизни, в аскетических нормах и молитве. Здесь иллюзия именуется прелестью, то есть высшей степенью лжи, и является не просто помехой в молитве, а противоположностью ей" [Симеон Новый Богослов, слово 25е].

Нарбут, Рерих, Васнецов, Нестеров, Рахманинов, Блок, Есенин, Клюев входят в общество изучения Древнерусского искусства и культуры 1912–1915 г.

Их усилиями возрожден в обществе научный и эстетический интерес и стремление к изучению истории иконописи и постижению ее тайн.

                                                            

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.    Жития святых: Святителя Дмитрия Ростовского.- М.: Терра - книжный клуб, 1998. - Т. 1-13 (Русь    православная).

2.    Краткая история христианской церкви. Протоиерей Александр Рудаков. - Печатается по изданию 1879 Свято–Троицкой Сергиевой Лавры. Издание Московского подворья Свято-Троицкой Лавры, 1999.

3.    Изображения Богоматери по изданию С. Т. Большакова (под редакцией А. И. Успенского). - М.: Братство во имя всемилостивого Спаса, 1992.

4.    Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их изображения. Составил Протоиерей И. Бухарев. - М.: Каравелла, 1994.

 

 

From a history of Christian art

 

Baranov V. N.

 

Clause is devoted iconography of an image Saint Богородицы and history of her imaging.

 

Кафедра дизайна

Российский государственный торгово-экономический университет, Смоленский филиал.

 

Поступила в редакцию 15.11.2006.