ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕХМЕРНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА В ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ *

© 2006 г. Хозяенко А. В.

Благодаря  прогрессу вычислительной техники уровень возможностей человека сильно возрос. Компьютер перестал быть просто средством. Сейчас это инструмент с безграничными возможностями, который совершенствуется день ото дня. Высокие технологии используются во всех сферах деятельности человека.

В последнее время компьютерные технологии стали широко развиваться и применяться не только в области науки, но и искусства. Например, в пластической анатомии, современные информационные технологии позволяют более детально изучать человека и его анатомию в приложении к задачам рисунка и живописи.

Для этого, как правило, используется трёхмерное моделирование с использованием определённых программ. На примере программы Poser 6 [1] мы чётко можем проследить это, выявить актуальность использования подобных программ в учебном процессе, учитывая при этом доступность и простоту в изучении данного программного пакета.

 

Цель работы:

 Показать необходимость и важность интегрирования высоких информационных технологий в современный учебный процесс. Ознакомиться с широким спектром возможностей программы Poser, с использованием наиболее последней шестой версии данного пакета. Повысить общий уровень преподавания пластической анатомии в высших и средних профессиональных учебных заведениях художественного профиля, доказать необходимость использования предложенной технологии.

  

Для успешного изучения данной программы предлагаем ознакомиться с основными её возможностями программы.

Основные возможности программы Poser : 

·                    моделирование человеческого тела: мужского и женского, ребёнка

 

·                    

 

        

·                    моделирование головы человека с использованием фотографии

 

·                  

 

·                    моделирование скелета человека

 

·                    

·                    создание анимации лица человека

·                    возможность создания анимационных роликов, а также отдельно взятых картин

·                    совместимость с другими программами, в частности с 3ds Max.

 

Изучив  каждый из предложенных пунктов в компьютерном классе, студенты-художники получают полное представление о данном пакете.  

Например. Преподавателем пластической анатомии была поставлена перед студентами-художниками учебная задача по построению фигуры на основе скелета   на примере античной статуи Дискобол и предложено проверить возможности программы Poser 6 в приложении к этой задаче.

Необходимо вписать скелет человека в статую Дискобол, чётко определив положение всех костей в динамике. До сих пор это задание выполнялось с использованием элементов скелета, которые студенты приставляли к соответствующим частям статуи, ориентируя их соответствующим образом и затем вписывая их в свои построения, а также с использованием соответствующей литературы.

Программа Poser 6 предоставляет совершенно новую возможность решения этой задачи. Для этого используется трёхмерная модель скелета, которую можно поставить чётко в положение античной статуи. Данная модель скелета является стандартной фигурой в библиотеке Poser 6 и не требует времени для длительного её создания. При этом есть возможность осмотреть изображение с любого ракурса. Затем, сохранив изображение, его можно распечатать и использовать в качестве учебного пособия. Это позволяет повысить качественный уровень знаний в изучении пластической анатомии, улучшив зрительную память и рисунок в целом. При этом задача ни в коем случае не упрощается, а решается быстрее и лучше. Процесс моделирования скелета Дискобола можно наблюдать на экране монитора.

 Таким образом представлены основные возможности современного компьютерного моделирования на примере программного пакета Poser 6. Выполненное задание полностью отвечает требованиям учебного процесса. Задача по изучению пластической анатомии решена, при этом уровень исполнения заметно возрос. Это без сомнения доказывает важность и необходимость данного подхода к преподаванию пластической анатомии.  В будущем подобные технологии должны стать неотъемлемой частью художественного образования в высших и средних учебных заведениях, расширять и углублять знания в области науки и искусства, давать новые возможности в изучении картины мира.

 

 Литература

1. Программный пакет POSER 6. - CD

*Хозяенко А. В. (2 курс, худ. отд. колледжа искусств СГИИ). Применение трехмерного компьютерного моделирования человеческого тела в пластической анатомии (Научн. рук. - д.м.н., профессор СГИИ Глотов В. А.). - 34 конференция молодых ученых. 58 научная студенческая конференция. Пригласительный билет и программа. - Смоленск: СГМА, 2006. - С.12. Доклад награжден грамотой Ректората и Совета СНО СГМА.

 

Художественное отделение Колледжа искусств

Смоленский государственный институт искусств

Поступила в редакцию 17.05.2006.