СУДЬБА КРЕЙСЕРА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ФЛОТА "СМОЛЕНСК"

© 2006 г. Панисяк И. В.

I

В смоленских газетах и телевизионных передачах в последние 2-3 года неоднократно были репортажи об атомном подводном крейсере “Смоленск”, интервью с офицерами и матросами (в том числе нашими земляками). Традиция присваивать кораблям имена городов довольно старая. Первое сообщение документах нашего областного архива датировано 1829 г., когда общественность нашего города собиралась принять участие в освящении 74-пушечного корабля, которому было присвоено имя “Смоленск” в память героической обороны города в 1812 г. В XX веке имя нашего города носили речной буксир, построенный в 1875 г. и дважды (в 1919 и 1921 г.) мобилизованный для военных нужд; канонерская лодка, построенная в 1925-26 г.; перевооруженный в военный корабль 1943 г. буксир, но наибольший интерес вызвала судьба прароходо-крейсера “Смоленск”, построенного в Шотландии и служившего с 1904 г. в Российском в Добровольческом флоте (это совсем другой - коммерческий, а не белогвардейский флот).

В двадцатом веке словосочетание: "добровольческая армия", "добровольческий флот" ассоциируется с кровопролитием периода Гражданской войны, однако во второй XX века половине существовал весьма своеобразный торговый Добровольческий флот, о чем весьма редко вспоминают в публикациях на темы истории Российского флота. Именно этому флоту, его мирным и военным деяниям посвящается эта статья.

Успешные действия российской армии на Балканах во время Русской-Турецкой войны 1877-1787 г. привели к внешнеполитическим осложнениям в отношениях России и Англии до такой степени, что не исключалось начало военных действий британского военно-морского флота против российских судов. Казна России была истощена, денег и производственных мощностей для быстрого наращивания мощи военно-морского флота было явно недостаточно, поэтому родилась мысль привлечь необходимые средства для строительства новых кораблей за счет пожертвований населения империи.

11 мая 1878 г. последовало Высочайшее разрешение на учреждение комитета по устройству Добровольческого флота и напечатано "приглашение к пожертвованиям, которые бы стали быстро поступать в размере от нескольких копеек до 100000 рублей".

К 20 сентября 1878 г. удалось собрать более 3 миллионов рублей. Для покупки 60 судов на верфях Франции, Англии и Германии были направлены эмиссары - опытные моряки (будущие командиры крейсеров). Осмотр предлагаемых судов показал их полную непригодность для перестройки под крейсеры и офицеры получили от комитета задание закупить и переоборудовать более современные суда.

Через 10 месяцев Россия закупила 10 пароходов-крейсеров, и в их числе корабли "Россия" и "Москва" водоизмещением до 11660 тонн, скорость хода - до 20 узлов, а также "Петербург" водоизмещением 3000 тонн и со скоростью хода около 19 узлов. Сначала они были введены в состав Черноморского военно-морского флота и обеспечили успешную перевозку российских войск из Турции на Родину.

По окончании войны корабли Добровольческого флота использовались для торговых перевозок между Черноморскими и Дальневосточными портами.

В 1880-1881 г. все три парохода были введены в состав Тихоокеанской эскадры Лесовского, направленной в Тихий океан в связи с обострением отношений России с Китаем. Когда политическая обстановка разрядилась, суда были возвращены под флаг Добровольческого флота и обеспечивали пассажирское сообщение между Одессой, Индией, Китаем, Японией и портами Приморской области. Они доставляли на Сахалин каторжников, во Владивосток грузы военного, морского ведомств и новобранцев, а на обратном пути привозили из Ханькоу и Шанхая чай русских торговых фирм.

В 1883 г. управление этим флотом было передано морскому министерству, а с 1885 г. Добровольческому флоту выделяются ежегодные субсидии на обеспечение срочных рейсов между Владивостоком, портами Камчатки и Охотского моря. В 1891 г. открывается новая линия: Одесса - Санкт-Петербург.

Постепенно суда ветшали, а 3 парохода погибли: в 1882 г. затонула у берегов Африки у мыса Раз-Гафун "Москва", в 1887 г. разбилась у пустынных берегов Сахалина "Кострома", а "Владивосток" ночью в тумане потерпел крушение близ Императорской гавани, наскочив на камни Сивучей. К счастью всех пассажиров удалось спасти. Возникла необходимость модернизации флота и в 1892 г. вышло новое положение, по которому в течение 10 лет Добровольческий флот был обязан построить 4 новых быстроходных и 2 транспортных парохода. Командование Добровольческого флота оказалось на высоте: в 1893 г. в строй было введено 8 пароходов, которые в случае войны быстро можно было вооружить и использовать как крейсеры (5 судов водоизмещением от 8556 до 11660 тонн и скоростью хода от 18 до 20 узлов, 9 пароходов водоизмещением от 2500 до 10500 тонн со скоростью хода от 12 до 13 узлов). К началу XX века под флагом Добровольческого флота состояло 14 судов. Кстати, порядок присвоения имен судам зависел от величины суммы, собранной городами или губерниями.

В 1900 г. полным ходом шло строительство парохода (крейсера) "Смоленск". Как следует из письма председателя комитета Добровольческого флота контр-адмирала Петра Федоровича Юрьева, это имя крейсер получил "...в виду теплого участия, принятого г.г. дворянами и обывателями Смоленской губернии, выразившегося поступлением пожертвований на сумму свыше 40000 рублей ...".

II

Крейсер проектировался необычно: с одной стороны как торговое судно, с другой - как военный корабль “водоизмещением 12050 т., длиною 508, шириной 50, глубиной трюма 38 футов, ... скорость хода 20 узлов". На нем могло быть быстро установлено 25 артиллерийских орудий калибра от 75 до 120 мм.

Строительство корабля проходило под пристальным наблюдением будущего его командира капитана 2-го ранга Петра Аркадьевича Трояна. 17 сентября 1900 г. на имя Смоленского городского головы Ореста Николаевича Воейкова поступило письмо от Трояна: "Милостивый государь, имею честь покорнейше просить Вас сделать распоряжение о высылке мне рисунка герба г. Смоленска, необходимого для вверенного мне парохода Добровольческого флота, Высочайшею волею названного именем Вашего города ..." и адрес: RLW Hawthorn Leslie Cd. Ld Hebburn Shipbuilding Jard Newcastl on Type Captain P. Trayan (Рис. 1).

Рис.1

Итак, упоминается местность Лесли.

Но, ведь на Смоленщине издавна проживал род потомственных военных - Лесли, верой и правдой служивших России! Вот они - повороты судьбы людей и кораблей. Здесь по-видимому следует дать короткие сведения об этом ныне забытом славном роде.

Русский дворянский род Лесли ведет свое начало от одноименного шотландского рода, начиная с XI века, основателем которого считается рыцарь Бартоломью (Бартольф, Варфоломей), потомок старинной венгерской династии, приехавшей в Шотландию в свите принцессы Маргариты, в последствии - королевы, жены Малькольма III. Брат принцессы, Эдгар Этелинг, был внуком Эдмунда Апронсайда, короля Англии и сыном принца Эдуарда и его жены Агаты - дочери германского императора Генриха II. В результате придворных интриги пало подозрение в предательстве на Эдгара Этлинга, внука Эдмунда Апронсайда - короля Англии, который вынужден бежать вместе с матерью и сестрами Маргаритой и Христиной в Венгрию. Из-за непогоды корабль оказался во владениях шотландского короля Малькольма.

Рыцарь Бартоломью "был очень крепкий физически, умный и хитрый" и вскоре привлек внимание короля. Происхождение фамилии Лесли, как гласит легенда, связано со следующим событием: путешествуя верхом, король обещал Бартоломью в наследственное владение всю землю на милю вокруг того места, где он сойдет с лошади, чтобы дать ей отдых. По возвращении король спросил рыцаря, где он оставил своего коня. Бартоломью ответил: "Между Лесли и болотом", после чего король изрек: "Лордом Лесли будешь ты и после тебя твои потомки".

Так приход Лесли в округе Гориоха и графстве Абердин стал первым владением рода Лесли в Шотландии. Свой замок Лесли построили на месте крепости на берегу реки Годе. Женой родоначальника стала принцесса Биатриса - "лицо легендарное, дочь короля Данкана I (героя "Макбета") и сестра Малькольма III.

Первым из рода Лесли в 1630 г. отправился в Россию Авраам (Александр) Лесли, служивший в русских войсках генералом в царствование Алексея Михайловича и за отличия получивший имения в Смоленской губернии в 1656 году. В дальнейшем этот род потомственных военных разросся и более 40 его представителей верой и правдой служили России, участвуя в войнах Петра I, в Суворовских походах, против войск Наполеона в 1812-1815 г., в Крымской войне 1853-1856 г. и т. д. (3 генерала, 3 полковника, 5 майоров). Но вернемся к основной теме.

Одновременно со строительством крейсера в Англии шло обучение команды в 6-м флотском экипаже Кронштадта под командованием капитана 1-го ранга Королева. Продолжалась активная переписка между будущим командиром судна, членами команды парохода, командиром 6 флотского экипажа и начальством и общественностью Смоленской губернии. Смоляне с возрастающим интересом следили за происходящими событиями и оказывали всемерную помощь, население губернии готовило памятные знаки и подарки для экипажа.

В начале 1902 года пришла весть, что крейсер "Смоленск" вскоре должен прибыть в порт приписки Одессу. Была образована делегация смолян, в которую вошли городской голова Ф. Н. Воейков и член городской думы генерал-майор в отставке Николай Михайлович Тумило - Денисович (Рис. 2).

Рис. 2

Тем временем из Одессы пришло письмо от Александра Ильича Васильева (потомственного Смоленского дворянина) - помощника пакгаузного надзирателя Одесской таможни с предложением всемерной помощи и гостеприимства делегации смолян, которая готовилась к встрече и освящению крейсера.

22 февраля при большом стечении народа состоялся торжественный акт. П. А. Трояну, офицерам и экипажу были переданы памятные знаки и подарки. Достойна внимания телеграмма, присланная смолянам командиром пароходо-крейсера 22 февраля 1902 года:"Я, офицеры, команда крейсера "Смоленск" и все присутствовавшие... поют здравицу Смоленскому дворянству и г.Смоленску, убежденные, что нравственное с ними единение навсегда будет содействовать благополучному и славному исполнению этим крейсером его назначения". Как показали дальнейшие события, это не было прекраснословием.

До 1904 г. он (как торговое судно) перевез десятки тысяч тонн грузов на линиях Добровольческого флота.

С началом Русско-Японской войны "Смоленск", находившийся к тому времени в Севастополе вместе с крейсером "Петербург", был скрытно переоборудован для боевых действий, экипаж доведен до 419 человек и 22 июня 1904 г., вслед за "Петербургом", вышел в море замаскированным под угольщик Добровольного флота с пушками, спрятанными в трюме. Проследовав через Босфор, Дарданеллы и Суэцкий канал, "Смоленск" вышел в Красное море. Ночью 28 июня моряки установили 25 пушек и подняли военно-морской флаг России.

Началось совместное с "Петербургом" боевое патрулирование в водах Индийского океана. Уже через четыре дня, 2 июля 1904 г., был задержан немецкий пакетбот "Принц Генрих", среди документов офицеры крейсера обнаружили и изъяли два письма в Японию с сообщением об отправке туда военной контрабанды на пароходах "Скандия" и "Никлин". Еще через 2 дня "Смоленск" задержал английский пароход "Ардова" с военными грузами для противника, а 5 июля - уже упоминавшуюся "Скандию". Оба парохода призовые команды "Смоленска" привели в Либаву (Лиепаю). Несколько позже был задержан и доставлен также в Либаву английский пароход "Формоза" вместе с контрабандным грузом. Всего же за время боевого патрулирования в Индийском океане им было задержано и проверено 9 пароходов.

III

В августе того же года П. А.Троян получил приказ взять курс на Либаву, куда "Смоленск" прибыл 30 сентября и был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры Балтийского флота, получив новое название "Рион".

Выполняя боевое патрулирование под этим названием в Желтом море, наши герои в мае 1905 г. задержали несколько пароходов и на двух из них: немецком "Тетортосе" и английском "Шилуриуме" обнаружили военные грузы для Японии. С этих кораблей были сняты экипажи, а суда отправлены на дно вместе с грузами.

За время боевого дежурства на крейсере, носящем имя Ключ-города, не было ни одного случая выхода из строя механизмов и оружия. Об отношении команды к своему воинскому долгу можно судить из строк доклада капитана 2-го ранга П. А. Трояна: "Несмотря на тяжелые климатические условия, частые перегрузки угля при сильной жаре, высокое напряжение, связанное с постоянным ожиданием внезапной встречи с противником (ночью люди спали у своих орудий), нравственное состояние экипажа не оставляет желать лучшего".

По окончании войны крейсеру возвращено прежнее имя "Смоленск", после разоружения и капитального ремонта, он возвращен Добровольческому флоту.

Уже в роли грузо-пассажирского парохода, позволявшего перевозить до 983 пассажиров, "Смоленску" выпала честь начать регулярное пароходное сообщение между Россией и Соединенными Штатами Америки, что произошло 25 июня 1906 г. Выйдя из Либавы, менее, чем за 15 суток, первые пассажиры были доставлены в Нью-Йорк, где портовые власти, осмотрев судно, дали о нем лестные отзывы в местной печати.

До 1913 г. "Смоленск" верно служил в составе Добровольческого флота, однако 20 июля того же года его ввели в состав Черноморского флота, вместе с которым крейсер принимал участие в морских операциях 1-й Мировой войны.

16 декабря 1917 г. он перешел на сторону Советской власти. В 1918 г. Севастополь захватили германские войска, не миновал этой участи и крейсер. В ноябре того же года "Смоленск" захватили войска белой гвардии, в декабре корабль попал в руки англо-французских интервентов, а с апреля 1919 г. включен в состав флота генерала барона Петра Николаевича Врангеля.

Покидая Крым 14 ноября 1920 г., остатки войск белой армии отплыли на захваченных судах, среди которых был и "Смоленск". По прибытии в Бизерту крейсер вместе с другими судами был передан французскому адмиралу Дюминилю, став собственностью французского правительства.

Дальнейшая судьба крейсера "Смоленск" и имевшихся на нем реликвий, в том числе герба города, выполненного из драгоценных металлов, теряется в шторме исторических событий первой половины XX века.

Смоленский государственный педагогический институт

Поступила в редакцию 18.12.2004.