ОГОУ ВПО

Смоленский государственный институт искусств

Кафедра социально-культурной деятельности

Курсовая работа

по курсу

“Педагогика народно-художественного творчества”

 

РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АЭРОБИКИ

 

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социально-культурной деятельности

Подгузова Е. Е.

Консультант:

доктор медицинских наук,

профессор кафедры хореографии

Глотов В. А.

 

Студентка 3 курса факультета искусств,

специальность: хореография

СИТНИКОВА М. В.

 

Смоленск

2006

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. АЭРОБИКА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Исторические аспекты становления аэробики

1.2. Особенности рекреативно-оздоровительного потенциала аэробики

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА АЭРОБИКИ

2.1. Экспериментальная работа по исследованию аэробики

2.2. Рекомендации по проведению занятий по аэробике с начинающими

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Термин "аэробика" произошел от греческого "аэро" - воздух, то есть система занятий физическими упражнениями, предполагающая большое потребление кислорода.

Аэробика общедоступна, высокоэффективна, эмоциональна. Занятия аэробикой помогают обрести хорошую физическую форму, улучшает обмен веществ, повышает иммунитет к различным заболеваниям, укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую и другие системы организма, когда сочетают с ходьбой, бегом, плаванием, спортивными играми. Нормализует вес, улучшает фигуру, осанку, самочувствие, сон, снимает нервные напряжения. Такие комплексные тренировки способствует развитию не менее важным, чем сила, качества - выносливость.

Основной задачей аэробики является задача сделать людей не просто здоровыми, но и социально значимыми, т. е. трудоспособными. Положительное влияние аэробики на здоровье людей обеспечивается комплексным воздействием музыки и движения, их согласованностью между собой. В этом заключается притягательность ее для широких масс населения.

Типы занятий аэробики классифицируются по задачам утренняя, производственная гимнастика, занятия в группах здоровья, специфическая разминка в секциях по видам спорта. Подбор упражнений и характер занятий зависят от времени проведения и физической подготовленности занимающихся [20, c. 22-23].

Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышцы человека увеличиваются в объеме, становятся более сильными, повышается их упругость. Движение оказывает существенное влияние на развитие и форму костей, к которым прикрепляются мышцы. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и меж позвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют об оздоровительном влиянии занятий фитнесом на организм человека [11, c. 26-27].

Необходимо познакомить слушателей с принципами дозирования нагрузок и правилами самоконтроля, рассказать о методике подбора музыкального сопровождения и практических рекомендациях по составлению комплексов занятий.

В наше время термином "аэробика" называют также: фитнес, ритмическая гимнастика, степ-аэробика, тай-бо, аква-аэробика, пилатес, функциональный тренинг. Что это такое?

Фитнес (от англ. to be fit - быть в форме) - активный образ жизни, сочетающий в себе занятия спортом и правильное питание, что в итоге укрепляет здоровье, дарит прекрасное самочувствие и настроение.

В русском языке слово "фитнес" приобрело несколько значений. Во-первых, под этим термином подразумевается совокупность мероприятий, обеспечивающих разностороннее физическое развитие человека, улучшение и формирование его здоровья. Как правило, это тренировки с отягощениями, направленные на укрепление и увеличение мышечных масс т. н. "аэробные" или "кардио" тренировки, направленные на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировка гибкости, формирование культуры питания и здорового образа жизни. Наиболее близким к этому понятию "фитнес" в русском языке будет понятие "физическая культура" или "физкультура".

Во-вторых, существует "фитнес" как вид спорта, появившийся относительно недавно в рамках соревнования бодибилдинга.

Степ-аэробика - это шаги с элементами хореографии с использованием степ-платформы. На таких занятиях используют отягощения - гантели, боди-бары (гимнастические палки разного веса).

Тай-бо - это синтез аэробики, бокса, кикбоксинга и восточных единоборств.

Аква-аэробика - такие занятия проводятся в больших и маленьких бассейнах. Обычно используется специальное оборудование, увеличивающее сопротивление воды. Вода - прекрасная среда для упражнений, т. к. она создает дополнительное сопротивление, но не травмирует суставы и связки.

Пилатес - занятия для реабилетации, восстановления и укрепления опорно-двигательного аппарата.

Функциональный тренинг - физическая активность в жизни (подъем пешком по лестнице с тяжелыми сумками в руках, мытье окон, и др.).

Ритмическая гимнастика (наиболее массовый вид физических упражнений) - это система упражнений, где серии гимнастических упражнений непрерывно по точно следуют друг за другом, с отдельными танцевальными компонентами под ритмическую музыку. Ритмическая гимнастика - это прекрасное средство воспитания и отдых людей [18, c. 12-14], [22, c. 34-42].

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ: В работе использовано 28 отечественных литературных источников. Из них: учебных пособий и учебников - 9; монографий - 9; журнальных публикаций - 7; художественных произведений - 3. Эти материалы позволяют систематизировать и углубить знания по основам теории и методики физического воспитания, необходимые при изучении теоретической части программы учебной дисциплины “Физическая культура”, помогают освоить практические умения и навыки по укреплению здоровья, повышению работоспособности, организации здорового образа жизни. В литературе освещены вопросы методики формирования разностороннего физического развития и спортивного совершенствования, психофизической подготовки начинающих. Литература посвящена физкультурно-оздоровительной теме. Даются рекомендации с чего начинать занятия, что важно не упустить из виду, как организовать рациональный режим дня, закаливания и питания.

Объект исследования: Аэробика как один из видов хореографического искусства.

Предмет исследования: Рекреативно оздоровительный потенциал аэробики.

Цель исследования: На основании изучения теоретических и исторических аспектов, выявить рекреативно оздоровительный потенциал аэробики.

Задачи исследования:

Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы, изучение опыта работы, наблюдение, опросы.

Структура работы: введение, две главы по два параграфа, заключение, список используемой литературы, приложение.

Материалы данного исследования были апробированы на Межвузовской студенческой научно-практической конференции “Этнос, культура, молодежь” в Смоленском государственном институте искусств 12 апреле 2006 г.; на 58 Научной студенческой конференции Смоленской государственной медицинской академии (г. Смоленск, 27 апреля 2006 г.) [Работа была награждена грамотой Ректората и СНО СГМА].

 

ГЛАВА I. АЭРОБИКА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Исторические аспекты становления аэробики

 

Своими истоками ритмическая гимнастика уходит в далекое прошлое. Так, одна из разновидностей греческой гимнастики - орхестика была предшественницей всех ритмических, пластических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику.

Во второй половине XIX века французский физиолог Жорж Демени создал своеобразную систему гимнастических упражнений, основанную на ведущем значении ритма и гармонии движений [6, c. 3-5].

Родоначальником направления, объединявшего колоритность и ритм движения, был оперный певец Франсуа Дельсарт. В 1833 году он открыл в Париже курсы сценической выразительности. Система его упражнений была основана на слитности включения в действие многих суставов, связи эмоционального состояния человека с телодвижениями. Профессор женевской консерватории Жан Далькроз создал в конце XIX века гимнастику, которая способствовала развитию слуха и мышечного чувства ритма. Уже первые занятия по его системе вызвали восторг публики и способствовали популярности ритмической гимнастики о многих странах.

Один из основных принципов системы Далькроза – подчинения движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительность пластического движения. Его уроки давали очень большую физическую нагрузку на организм занимающихся, поскольку постоянная работа ног, выполнявших всевозможные виды ходьбы и бега, сочеталась с разнообразными движениями тела. Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма. Хорошо усвоенный ритм сочетался в дальнейшем с пластическими упражнениями.

Системы Демени, Дальсарта и Далькроза имели большое число последователей, которые модифицировали и дополняли их в соответствии со своими взглядами. Особую известность среди них приобрела американская танцовщица Айседора Дункан. Она как бы снова открыла выразительный смысл человеческой походки, бега, легкого естественного прыжка, движений головы и рук. Дункан прониклась античным культом тела. Ее выступления отличались характерной для века динамикой.

Различные ритмопластические системы движений имели большую популярность в России. Так, в 1910 году в Петербурге открылись курсы ритмической гимнастики по системе Ж. Далькроза. 50 выпускниц курсов преподавали потом ритмику в женских пансионах, музыкальных училищах. Отсюда получили развитие разные школы художественной гимнастики.

Возникшие в России студии пластики, свободного танца, ритмики и таким образам разными путями стремились к гармоническому развитию человека, его физической красоте, духовному обогащению.

Одним из этих студий, а именно ''Московские классы пластики'', закончила Л. Н. Алексеева, создательница системы гармонической гимнастики. Ее первая студия так и называлась ''Студия гармонической гимнастики и танца''.

Главное в Алексеевской гимнастике – подбор упражнений, гармонически развивающих тело: естественность движений; особая обработка гимнастического материала. Даже самые простые гимнастические упражнения оформлялись как маленькие ''этюды движений'' со своей гимнастической и эмоциональной задачей.

Первый опыт занятий ритмической гимнастикой в СССР относится к 20-м годам. В обращении Государственной комиссии по просвещению (16 апреля 1918 года), опубликованном в Известиях Всероссийского Центрального исполнительного комитета, указывалось, в частности, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важнейших факторов физического развития детей.

В 1923 года по распоряжению наркома просвещения А. В. Луначарского была организована студия пластического движения, руководимая З. Д. Вербовой, где готовили преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов. В программу обучения входили политграмота, анатомия, биомеханика, ритмическая гимнастика и сольфеджио по Ж. Далькрозу, пластика, акробатика, элементы классического и историко-бытового танца, композиция и составление произвольных упражнений.

В 40-х годах при разработке курса ритмики в Государственном центральном ордена Ленина институте физической культуры (ГЦОЛИФК) проводились занятия экспериментальных групп, программа которых являлась прообразом современной ритмической гимнастике.

Сейчас за рубежом очень популярна система гимнастики американской киноактрисы Джейн Фонды. Она разработала систему упражнений для женщин, которую называют по-разному: акробатические танцы, музыкальна аэробика, женская ритмическая гимнастика. Занимаясь дома физическими упражнениями для поддержания формы, Дж. Фонда попробовала соединить движение с музыкой. По ее выражению, ничего нового она не придумала. Те же наклоны, взмахи руками и ногами, бег, выжимание и т.д., но объединенные общими музыкальными ритмами. В отличие от обычной утренней гимнастики занятия более интенсивные и продолжительны. Для системы ее упражнений характерны движения на растягивания.

Как видим, аэробика не возникла вдруг, а объединяет в себе элементы ранее существовавших систем физического воспитания. Естественно, на новом, современном уровне.

1.2. Особенности оздоровительного потенциала аэробики

Используемые ныне за рубежом программы аэробики имеют одинаковую структуру занятий:

Так, в программе немецкого спортивного союза (ФРГ) рекомендуется отводить на каждую часть 20, 70 и 10% времени занятий. Однако, интенсивность включаемых в эти части упражнений различна.

Комплексы шоу-звезды Марлен Шарель (ФРГ) и американской актрисы Сидне Ром строятся с постепенным нарастанием нагрузок. Начинается занятие с подготовительной части урока – разминка, отводится 5-10 минут. Включают движения для правильной осанки и несложные упражнения для больных групп (приседания с наклонами и движения руками, выпады с наклонами, ходьба на месте с высоким подниманием бедра и др.). Основная часть занятия, длительностью 20-30 минут, направлена на развитие различных мышечных групп и физических качеств. Интенсивность здесь высокая. М. Шарель включает серию бега, прыжков, танцевальных шагов, переплетающимися упражнениями для разных групп мышц. В других комплексах бег и прыжки встречаются лишь один раз, остальные упражнения представляют собой серии упражнений для какой-либо части тела: рук, ног, и тому подобное. В заключительной части комплекса надо постепенно снижать нагрузку. Для этого делаются дыхательные упражнения, плавные и волнообразные движения руками, упражнения для осанки. Завершить занятия надо полным расслаблением. Подчеркивается также важность сосредоточения внимания на сути упражнения. Большое значение придается правильному дыханию [24, c. 18-25].

Уже более 30 лет аэробика культивируется в нашей стране как составная часть женской гимнастики, методические основы которой разработаны главным образом эстонским специалистом Э. А. Куду, Л. О. Яансон и др.

Какова особенность аэробики?

Во–первых, занятия проводятся под современные эстрадно популярные мелодии, что повышает эмоциональность, улучшает самочувствие, настроение, активность занимающихся. Джазовая музыка задает и определенный темп выполнения упражнений.

Во-вторых, по сравнению с традиционными упражнениями основной гимнастики в аэробике широко используются элементы современных танцев (джайв, рок-н-ролл, рильо, самба, ча-ча-ча, румба), что позволяет развивать пластичность.

В-третьих, комплексы выполняются практически без пауз отдыха - поточным или серийно-поточным методом. При этом большая часть упражнений выполняется на большой амплитуде, в быстром темпе, что в целом оказывает существенное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, воспитывает выносливость. При выполнении упражнений, потребляется большое количество кислорода, поэтому ее правомерно называют аэробной гимнастикой или, как принято во многих странах, аэробикой. Именно благодаря высокой интенсивности аэробики, активного воздействия на кардио-респираторную систему аэробика успешно конкурирует с бегом.

В-четвертых, занятия аэробикой значительно увеличивают подвижность суставов, силу мышц рук, плечевого пояса, туловища, что способствует гармоническому развитию, улучшает телосложение, осанку обучаемых [14, c. 10-16].

Это достигается внедрением разработанных в спорте методов развития физических качеств. В частности, для развития силы применяется метод повторных усилий, то есть выполнение упражнений до отказа. В качестве средств воспитания гибкости в занятиях аэробики используются упражнения на растягивание, выполняемые с предельной амплитудой, сериями по 10-12 повторений в каждой.

Об эффективности аэробной ритмической гимнастики говорит тот факт, что спортсмены высокого класс все чаще стали применять ее в тренировочном процессе в качестве разминки. Популярность аэробики объясняется и тем, что упражнения доступны практически всем и для их выполнения не требуется специальной площадки, инвентаря, сложных снарядов [23, c. 36-37].

Медицинский контроль и самоконтроль при занятиях аэробикой?

Воздействие аэробики на организм комплексное. Выделим два основных механизма:

  1. Развитие и совершенствование силы, гибкости за счет влияния на мышечную систему и связочно-суставной аппарат.
  2. Повышение выносливости сердечно-сосудистой системы. Эффект достигается только при определенной величине нагрузки. Минимум усилий, вызывающих повышение выносливости, соответствует работа на уровне не менее 65% от сокращений (ЧСС). Меньше нагрузки не вызывают положительных сдвигов в аппарате кровообращения и обмена веществ, а просто улучшают самочувствие и настроение [22, c. 23-25].

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, оздоровительные физкультурные занятия у здоровых лиц должны проводиться на уровне 65-90% от максимального допустимого (для данной возрастной группы), частоты сердечных сокращений. Для вычислительной ЧСС нужно от цифры 220 отнять число своих лет, чтобы узнать оптимальную частоту сердечных сокращений во время тренировки: возьмите 70-85% от частоты сердечных сокращений. Это цифра и покажет число сердечных сокращений в минуту, к которой надо стремиться. Так, если вам 40 лет, то максимальная частота сердечных сокращений равна 180 ударов в минуту (220-40) 70% от 180 составляет 126 ударов, при 85%-153 удара. При хорошем самочувствии и регулярных занятиях – тренировках добиваться пульса 153 удара в минуту. Как уже было сказано, ЧСС в основной части урока 2-3 раза может достигать максимальной величины (220-возраст) на 2-3 минуты. Для лиц, ранее не занимавшихся физической культурой и спортом, а также для лиц среднего и пожилого возрастов, вычисление максимальной ЧСС исходит, от цифры 180 отнимается число своих лет.

У начинающих велика опасность, перетренироваться под влиянием окружающих, которые занимаются уже давно. Поэтому необходимо следить за своим пульсом, проверяя после разминки и сразу после нагрузки. Для этого следует сосчитать число ударов за 10 секунд и умножить полученную цифру на 6.

Выбрав наиболее удобное для себя время занятий, необходимо стараться придерживаться его постоянно. Чаще всего это бывает время перед завтраком или до ужина. Для желающих похудеть заметим, что интенсивные физические упражнения до усталости понижают аппетит. Нельзя тренироваться слишком поздно, за час до сна надо постепенно переходить в состояние покоя, не возбуждаться. Тренирующий эффект достигается при 2-3 разовых занятиях в неделю продолжительностью 45-60 минут [24, c. 16-20].

При систематически интенсивных занятиях уже через 6 месяцев заметно улучшится состояние здоровья: увеличится потребление кислорода организмом, стабилизируется работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Если после занятий появляется чувство усталости, вялости, мешающее выполнить обычную трудовую или тренировочную нагрузку, нарушился сон, необходимо снизить интенсивность и продолжительность занятий. При возникновении неприятных ощущений в области сердца, перебоев, сердцебиений, особенно во время занятий, чувства нехватки воздуха и т.п., надо прекратить тренировку и обратиться к врачу. Приступать к занятиям можно после консультации у врача. Программа занятий выбирается в соответствии с данными медицинского осмотра (диагноз, возраст, вес, подготовленность) [9, c. 10-13].

Наибольший оздоровительный эффект аэробика оказывает на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Людям с поражениями этих систем аэробика нужна больше, чем здоровым. Очевидно, что с большими отклонениями в состоянии здоровья нельзя заниматься наравне с практически здоровыми людьми. В настоящее время ВНИИФК разрабатывает комплексы аэробики с учетом специфики и тяжести того или иного заболевания.

Как правильно скомплектовать группы?

Группы по аэробики комплектуются по следующим признакам: возрастному, половому, уровню физической подготовленности.

    1. Возрастной признакам: детские группы, подростковые, молодежные, группы людей среднего и пожилого возрастов.
    2. Половой признак: женские, мужские группы, но могут быть и унифицированные (женщины, мужчины, дети).
    3. Уровень физической подготовленности и уровень состояния здоровья [16, c. 5-8].

Исходя из этих признаков, упражнения аэробики для различных групп будут разные. Если для молодежного состава, т. е. до 35-летнего возраста, преобладает атлетическая направленность ритмической гимнастики под музыку “диско”, то для среднего и пожилого возраста преобладающей направленностью будет оздоровительная и психорегулирующая с меньшей интенсивностью. И музыка будет мелодичная, русская народная. В детском, подростковом и молодежном возрасте аэробика в основном направлена на развитие физических качеств и носит развивающий, тренирующий характер. Тогда как в середине и пожилом возрасте она носит поддерживающий характер, т. е. поддержание уровня физического развития, улучшения состояния здоровья и на этой основе повышения работоспособности.

При проведении занятий с женщинами необходимо учитывать особенность женского организма:

Следовательно, женщинам нужны такие упражнения. В них проявляется гибкость, координация, пластичность, красота и танцевальность движений, т. е. динамические. Им легко переносить нагрузку, которая характерна различным и довольно частым чередованием напряжения и расслабления мышц, частой переменой положения тела. Им необходимо так же упражнение для укрепления мышц таза, брюшного пресса, спины, тазового дна. Динамические упражнения придают гладкую, продолговатую форму мышцам, стройность всей фигуре. При статических упражнениях – наоборот, образуются короткие, бугристые мышцы.

Структура построения занятий и средства физической культуры, используется в аэробике?

При проведении занятий по аэробике необходимо придерживаться принципов теории физического воспитания. Аэробика – это поточный вид физических упражнений, выполняемых серийно без пауз для отдыха.

При подготовке к занятиям необходимо исходить, прежде всего из основных задач и общих целей ритмической гимнастики:

Для решения этих задач используются следующие средства, обще развивающие упражнения на силу, растягивание, расслабление. Различные формы ходьбы, бега, пружинистые и танцевальные движения; прыжки, махи и взмахи, волны, повороты, упражнения с предметами. И все это проводится под соответствующую музыку [15, c. 14-26].

Желаемый эффект от занятий достигается в том случае, если систематические уроки вписываются в правильно организованный режим дня и сочетаются с рациональным питанием. Занятия аэробикой дополняют другие виды физических упражнений. Проводимые в помещениях, они не заменяют занятий на открытых площадках, свежем воздухе (лыжи, бег, плавание, туризм, спортивные игры и т. д.).

В ритмической гимнастике, как и в художественной, нет спортивной направленности и больших нагрузок. Она развивает двигательные качества, повышает работоспособность, воспитывает красоту и легкость движений.

Для воспитания силы рекомендуется:

При комбинированном методе одно и то же упражнение выполняется в определенной последовательности: сначала в динамическом, затем в изометрическом режиме, после этого – с большими мышечными усилиями и наконец путем многократных повторений. Такие действия позволяют избежать монотонности упражнений, усиливают эмоциональность.

Для выполнения гибкости рекомендуются следующие методы:

Быстрота и выносливость развиваются одновременно с силой и гибкостью. Так, варьирование темпа способствует развитию скоростных качеств, а выполнение упражнения без остановки тренирует выносливость.

Ловкость также развивается при выполнении обще развивающих упражнений, и по сколько они связаны с необходимостью координировать движения частей тела между собой и с музыкальным ритмом.

Чередование напряжений и расслаблений обеспечивает длительную работоспособность мышц и делает возможным выполнение движений с полной амплитудой.

Для расслабления мышц применяются ненапряженные маховые движения, потряхивания, чередования напряжений с расслаблением отдельных групп мышц, последовательное расслабление – релаксация.

Таким образом, основными особенностями аэробики как рекреативно оздоровительной технологии является медицинский контроль и самоконтроль при занятиях аэробикой: развитие и совершенствование силы, гибкости за счет влияния на мышечную систему и связочно-суставной аппарат; повышение выносливости сердечно-сосудистой системы; практические рекомендации по составлению комплексных занятий; правильному комплектованию групп, учет особенностей женского организма.

 

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА АЭРОБИКИ

2.1. Экспериментальная работа по исследованию аэробики

Форма человеческого тела есть результат взаимодействия генотипа биологической индивидуальности с внешней средой. В течение жизни происходит самопроизвольная коррекция формы человеческого тела под влиянием факторов внешней и внутренней среды. В каждый момент времени форма тела человека стремится к оптимальной для данной биологической индивидуальности. Здесь справедлив принцип: “Данная форма тела биологической индивидуальности оптимальна, потому что она уже существует”. Оптимальна ли она с эстетических позиций, существующих в настоящее время, - это другой вопрос. Каковы пределы нормы реакции формы человеческого тела и отдельных ее признаков у конкретной биологической индивидуальности? Каковы объективные критерии красоты формы человеческого тела? Когда в онтогенезе такая коррекция, возможна и в каких пределах? Какие существуют биологические запреты и ограничения на коррекцию формы тела у конкретной биологической индивидуальности? Какими методами можно корректировать и конструировать форму тела внутри пределов нормы реакции конкретной биологической индивидуальности и можно ли привести форму тела путем рациональной коррекции к оптимальной с позиций объективных критериев красоты для конкретной биологической индивидуальности внутри пределов ее нормы реакции? Как удержать скорректированный признак формы тела на определенном уровне?

Этими проблемами должна заниматься соматическая инженерия или инженерия человеческого тела – раздел теоретической и экспериментальной анатомии [4, c. 143-144].

Создана экспериментальная группа здоровья из добровольцев женщин с целью разработки моделей будущих исследований по соматической инженерии. Соматическая инженерия – это перспективное направление исследований в теоретической и экспериментальной анатомии.

В 1985 году в с. Рогнедино Брянской области на базе культурно-спортивного комплекса (КСК) и центральной районной больницы (ЦРБ) была создана экспериментальная группа здоровья “Аэробика” (Руководитель - врач-терапевт, заведующий терапевтическим отделением ЦРБ В. А. ГЛОТОВ). Группа сформировалась из женщин в возрасте от 18 до 55 лет, пожелавших улучшить состояние своего здоровья. Состав группы оказался относительно стабильным. В среднем ежедневно занимаются от 9 до 16 человек. Примерно 50% женщин замужем и имеют одного-двух детей, проживают все в удовлетворительных бытовых условиях типичных для села, работают на предприятиях и в учреждениях районного центра. В экспериментальную группу вошли практически здоровые на момент первого обследования женщины. У некоторых из них в амбулаторных картах были зарегистрированы заболевания: ревматоидный артрит (у двоих), остеохондроз позвоночника (у двоих), хронический гастрит (у одной), вегето-сосудистая дистония (у двоих), дискинезия желчевыводящих путей (у одной), ожирение легкой степени (у троих) [3, c. 32-33].

Была разработана и отлажена 6-дневная программа занятий, включающая в себя следующие элементы:

Занятия проводились на сцене Дома культуры, в спортивном зале, в специальных помещениях ЦРБ в вечернее время, сразу же после окончания рабочего дня. Музыкальные программы составлялись на базе фонотек и технических средств КСК и профсоюза ЦРБ.

Медицинское обеспечение занятий группы проводилось на базе ЦРБ. Первоначально экспериментальная группа прошла обследование по программе ежегодной диспансеризации всего населения 1 этапа (ЕДВН-1) с углубленным исследованием сердечно-сосудистой системы: ЭКГ, интегральная реография, реоэнцефалография, периферическая реовазография. Эти обследования проводились в сотрудничестве с Брянским областным дистационным автоматизированным консультативно-диагностическим центром. Данные в реальном времени транслировались по телефону в центре, где обрабатывались при помощи ЭВМ. На экспериментальную группу в центре был создан информационный массив данных на магнитном диске. Центр рассчитывал индивидуальные биоритмы на занимающихся. По специальной программе центр при помощи ЭВМ определял риск развития у занимающихся в группе атеросклероза, инсульта, гипертонической болезни, ИБС и предлагал индивидуально необходимые меры по профилактике этих заболеваний. Через каждый 2 месяца в течение первого года занятий обследование повторялось в том же объеме. Начиная со 2 года занятий, обследование проводилось не реже, чем 1 раз в 4 месяца и по обращению. В зимний период в специальном помещении после окончания занятия проводилось ультрафиолетовое облучение (УФО) занимающихся по стандартной схеме портативными облучателями. В весенний период проводилась витаминопрофилактика авитаминозов. На семинарских занятиях проводилось обучение навыков самоконтроля. Для некоторых женщин проводились индивидуально разрабатываемые мероприятия по коррекции формы тела путем снижения массы тела до нижней границы физиологической нормы, формирования правильной осанки и гармонического развития мышечной системы. По материалам занятий делались публикации в местной прессе и выступления по радио с рекомендациями для населения по формированию здорового образа жизни.

Результаты этой работы показали, что для села взаимодействие местных ЦРБ и КСК в предложенном варианте является оптимальным, так как организация материальной базой для занятий подобной группы здоровья практически не требует никаких затрат, а профилактическая работа для врача является обязанностью. Необходима лишь рационализация рабочего времени врача с учетом такой деятельности и соответствующая его подготовка. Разработанная программа занятий оказалась приемлемой в условиях села и интересной для занимающихся. Предложенное медицинское обеспечение хорошо вписывается в обычную поликлиническую деятельность ЦРБ и высоко эффективно, не требует каких-то дополнительных организационных структур. Результаты обследования показали нормальную у занимающихся ко 2-6-му месяцу от начала занятий всех основных контролируемых параметров. Отмечено резкое снижение заболеваемости среди членов группы, повышение их работоспособности и социальной активности [5, c. 8-10].

В настоящее время классическая теоретическая анатомия сдала позиции, лежащей в фундаменте медицинского образования, здесь я имею в виду тот факт, что сейчас в анатомии нет красивых фундаментальных мировоззренческих идей, которые могли бы увлечь молодые умы, искренне жаждущие познания и тем самым оказать на них формирующее влияние. Теперь в анатомии отличается кризис идей. Отчасти это связано с тем, что талантливая молодежь, приходящая в медицину и склонная к теоретическому мышлению, оттекает в иммунологию, генетику, биофизику, биохимию и другие ныне процветающие науки, а вместе с ними туда уходят и хорошие идеи, которые могли бы быть генерированы в анатомии. Другой причиной кризиса идей является то, о чем сейчас пишут все центральные газеты. Все это не значит, что классическая теоретическая анатомия исчерпала себя, скорее здесь сейчас ситуация, подобная ситуации, которая сложилась в классической физике на рубеже 20 столетия и которая разразилась научно-технической революцией нового времени. Классической анатомии сейчас как воздух нужны новые идеи. А как известно, многое из того, что мы называем новым – это хорошо забытое старое! Сейчас необходимо вернуться к научному наследию выдающихся российских анатомов и, в частности, к наследию П. Ф. Лесгафта. Для российских анатомов всегда было традиционным обращаться к вопросам физического воспитания молодежи. Лесгафт создал оригинальную научно обоснованную систему физического воспитания. К сожалению, в наше время профилактическим и динамическим аспектам формирования живого человеческого тела анатомы не уделяют должного внимания. Эти аспекты берут на откуп специалисты из других областей знаний (спортивные врачи, диетологи, травматологи, и др.), хотя это дело главным образом анатомов. Необходимо дальнейшее развитие лесгафтовских подходов к физическому воспитанию, генерация новых идей в этой области. Некоторые из таких новых идей мы можем почерпнуть в далекой от анатомии области, а именно: в сценическом искусстве. Обратимся к некоторым фундаментальным анатомическим идеям К. С. Станиславского, высказанные им в его знаменитой книге “Работа актера над собой”. Эти идеи настолько замечательны, что их просто нужно привести целиком:

“…Люди не умеют пользоваться данными им природой физическим аппаратом. Мало того, они не умеют даже содержать его в порядке, не умеют развивать его. Дряблые мышцы, искривленный костяк, неупражненное дыхание – обычное явления в нашей жизни. Все это результат неумелого воспитания и пользования нашим телесным аппаратом. Неудивительно, поэтому, что предназначенная для него природой работа выполняется неудовлетворительно.

По той же причине постоянно приходится встречаться с непропорциональными телами, выравнивание которых требует упражнений. Многое из этих недостатков в целом или частично поддаются исправлению. Но люди не всегда пользуются этими возможностями. Физические изъяны проходят не замеченными в жизни. Они стали для нас привычными, нормальными явлениями…”.

“…Любите ли вы телесное сложение цирковых силачей, атлетов и борцов? Что касается меня, то я не знаю ничего более некрасивого, чем человек с плечами в косую сажень, с желваками по всему телу от мускулов, набитыми не в меру и не на тех местах, которые нужны для красивых пропорций.

…Нам нужны крепкие, сильные, пропорционально развитые, хорошо сложенные тела, без неестественных излишеств. Пусть гимнастика исправляет их, а не уродует их.

Сейчас вы на распутье. Куда идти? По линии ли развития мускулатуры для спорта или же применяться к требованиям нашего искусства? Конечно, следует направить вас по этой дороге. Знайте же! Мы предъявляем к классу гимнастики и скульптурные требования. Подобно ваятелю, который ищет правильных, красивых пропорций и соотношений частей в создаваемых им статуях, преподаватель гимнастики должен добиваться того же с живыми телами. Идеальных сложений нет. Надо их делать. Для этого, прежде всего, следует хорошо присмотреться и к телу и понять пропорции его частей. Поняв недостатки, надо исправлять, до развивать то, что недоделано природой, и сохранить то, что создано ею удачно. Так, например, у одних слишком узкие плечи и впалая грудь. Необходимо развить их, чтобы увеличить плечевые и грудные мускулы. У других же, напротив, плечи слишком широки и грудь колесом. Зачем же еще больше увеличивать недостатки упражнениями? Не лучше ли оставить их в покое и все внимание переключить на ноги, если они слишком тонкие. Развивая их мускулатуру, можно добиться того, что они получат надлежащую форму. Для достижения этой цели пусть спортивные упражнения помогают гимнастике. Остальное доделают художник, костюмер, хороший сапожник и портной” [25, c. 45-57].

Это своего рода манифест нового научного направления в анатомии человека, которое можно определить как соматическая инженерия или инженерия человеческого тела. Это целая синтетическая наука, которая укажет как конкретного индивидуума сделать объективно физически красивым, опираясь на возможности данные ему природой. Методы этой науки будут в себя включать и танцы, и сценическое искусство, и спорт, и психофизиологическую тренировку и многое еще другое. Эта наука станет в основе физического и интеллектуального формирования человека будущего. В этой науке будут дружно работать рядом с анатомами художники и скульпторы, режиссеры и музыканты, писатели и психологи, тренера и хореографы, врачи и модельеры.

 

2.2. Рекомендации по проведению занятий по аэробике с начинающими

Красивое телосложение – величайшая эстетическая ценность человека, неподвластная капризам моды.

Человек гармонически развитый всегда будет ловок, подтянут, энергичен. Он всегда производит хорошее впечатление на окружающих. Движения у таких людей ритмичны, свободны, они держатся с достоинством в любом обществе [2, c. 4-5].

Красивыми может быть не только лицо. Красивые движения – это не личное дело каждого человека, не личный вкус, а социально-общественная обязанность. Пусть помощниками на пути совершенства у юношей и девушек будут хорошие манеры поведения, любовь к труду, развитый ум, спокойная гордость, грация движений, стройность стана, красивая осанка.

Миллионы людей с восторгом наблюдают выступления танцоров, артистов балета и цирка, гимнастов, мастеров фигурного катания, других спортсменов. Восхищаются их выправкой, осанкой, формами тела, красотой движения, а о своей красоте, о своем телосложении забывают.

К сожалению, нередко стремление к красоте у молодежи сводится только к внешнему блеску, к одежде, прическам, косметике. А стоит им появиться на пляже, стадионе, в спортзале и раздеться, - вся их “красота” остается в раздевалке. И эти люди считают себя вполне здоровыми и нормальными сложенными.

Физическая красота человека определяется совокупностью определенных телесных качеств: хорошим развитием мышц, пропорциональным сложениям, статной осанкой, красивыми движениями, гармоничностью черт лица, чистой кожей, приятным цветом волос и т. д. [21, c. 56-62].

Все эти качества отражают состояние здоровья человека.

ОСАНКА: Это привычное, непринужденное положение (поза) тела стоя, сидя, при ходьбе, беге, работе, при любой деятельности. Это манера постановки фигуры в покое и движении без существенного напряжения отдельных мышечных групп. Это способность вертикально держать голову, туловище, ноги. Осанка изменчива, требует постоянного контроля за собой. Осанка не бывает врожденной, не передается по наследству, а длительно формируется (На выработку осанки балерина тратит до 5-8 лет). У человека с плохой осанкой не может быть хорошего здоровья. При хорошей осанке внутренние органы работают, сложено, ритмично, без напряжения. Синхронность в работе внутренних органов улучшает обменные процессы в организме. Улучшается питание тканей и органов, увеличивается работоспособность, укрепляется здоровье.

Умеете ли вы красиво ходить?

У девушек или юноши красивое милое лицо, тонкая фигура, красивая модная одежда. Но вот молодые люди встали, пошли, и с каждым шагом исчезает очарование. Идут сгорбившись, выпятив живот, неуклюже загребая ногами. И уже не смотрится модный костюм, кажутся смешными модные сапоги. Красивая стройная, гордая осанка, легкая походка – эмоционально воздействует не только на самого человека, но и на тех, кто на него смотрит. У Некрасова о русских женщинах сказал:

“С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц” [17, c. 156-157].

Когда человек находится в оптимальной, выработанной тысячелетиями вертикальной позе, его внутренние органы находятся также в правильном, удобном положении. Свободно и широко движется грудная клетка, полноценно дышат легкие, спокойно работает сердце и все остальные органы. Движения у человека с хорошей осанкой свободные, без лишнего напряжения, грациозные, непринужденные. Нормальная устойчивая поза всегда связана с готовностью к немедленному действию. Если всегда опущена голова, сведены плечи, сутулится спина, полусогнутые ноги, плоская стопа, цепным букетом слабостей и болезней обрушивается такая осанка на человека.

В первую очередь страдает нервная система, повышается утомляемость, ухудшаются обменные процессы, затрудняется функция дыхания и сердечно-сосудистой системы.

СТОПА тесно связана с состоянием позвоночника. Без хорошего развития стопы не может быть стройной фигуры. Чем сильнее выражено плоскостопие, тем хуже, некрасивее осанка, движения. Что же сделать, чтобы вместе с воспитанием хорошей осанки было и хорошее здоровье?

Учитесь сидеть!

Основным критерием правильности положения тела сидя является возможность долго и плодотворно работать, не уставая, не принося вреда здоровью.

Нормальной посадка за столом будет, если туловище немного наклонено вперед, чуть согнуто в пояснице, голову тоже можно слегка наклонить. Такая, почти прямая посадка более гигиенична и удобна, менее утомительна.

Сидеть нужно спокойно, не разваливаясь, не поворачивать туловище одним боком к столу, не опираться грудью о край стола, не опускать голову на плечо, наклонять туловище в сторону.

Плечевой пояс должен быть свободно и хорошо зафиксирован на грудной клетке, плечи на одном уровне. Лучше сидеть полностью глубоко, вплотную к спинке стула, а не на кончике его.

В удобной, свободной позе меньше напрягается зрение и слух, меньше шансов стать близоруким. Нагрузка на костно-мышечный аппарат минимальна.

Такая поза помогает выработке и сохранению хорошей осанки, устойчивому равновесию, обеспечивает удобные и ловкие движения при работе за столом. Быстро работать, писать можно, только правильно расслабив мышцы. Такая поза является самой красивой. Совсем иной вид имеет человек, если сидит сгорбившись, с округленной спиной, с обвисшими плечами, через мерно наклонив голову. В такой позе он даже кажется ниже ростом. Неправильная поза за столом отрицательно сказывается на работе внутренних органов грудной клетки, брюшной полости. Если постоянно сидеть в неправильной позе, то меняется естественные изгибы позвоночника, теряется его подвижность [14, c. 45-48].

ПОХОДКА. Походка неразрывно связана с осанкой. Красивой походке способствует хорошая, стройная осанка, привычка красиво стоять и сидеть.

При ходьбе туловище должно сохранить такое же вертикальное положение, как и сидя. Прямое, не принужденное положение туловища, осанка, гармонирующая с походкой, свободное, непринужденное положение тела, обеспечивают свободу движения.

Многие не думают, как идти, как ставят ноги, держат голову, плечи, как дышат, с какой скоростью идут. Ходят машинально, автоматически, легко. Здесь выработался определенный стереотип походки.

С дурной походкой подчас мирятся так же, как с некрасивым телосложением, не стараются исправить ее, неправильная же походка быстро утомляет человека, не доставляет радости движения.

БЕГ. “Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”, - такие слова были высечены на скале в древней Элладе.

Если в детстве и юности бег считается естественным, обычным, то с возрастом ценнейшим вид движения нередко утрачивается.

Люди начинают бежать скованно, закрепощено, беспорядочно. Движения становятся не координированными, исчезает легкость.

У спортсменов с хорошей техникой бега качество легкости хорошо развито, они “летят” по беговой дорожке, со стороны кажется, что бег не составляет для них никакой трудности.

Значение бега для здоровья неоценимо. Гораций заметил: “Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь” [6, c. 34-35 ].

“Самое лучшее физическое упражнение – бег”, - говорил И. П. Павлов – великий русский физиолог [19, c. 23-24].

Бег не только улучшает работу всех систем и органов человека, он исправляет дефекты в осанке, ликвидирует лишний вес, придает телу красивые формы, делает талию тонкой и подтянутой, ноги стройными, сильными, движения изящными, гибкими. Бег оказывает влияние и на походку. Чтобы научиться красиво ходить, нужно сначала научиться красиво бегать.

Физические упражнения для здоровья.

Силовые качества достигаются путем применения в тренировке упражнений с отягощением – гирь, гантелей, штанги. Однако без выносливости развитие силы будет неполным, если не дополнить тренировку бегом.

Для достижения гибкости и эластичности возможно применение эластичной резины и эспандера, а из танцев – вальса. Велико значение танцев для выработки координации движений, пластичности форм, грации и изящества, статности и ловкости. Танцы помогают обучению хорошим манерам, правилам поведения в обществе, красивой походке. Танцы, и особенно пляски являются показателями здоровья, силы, выносливости.

Красоту движений хорошо развивает ритмическая гимнастика. Комплексы простых упражнений без снарядов и со снарядами (махи, вращения, наклоны, прыжки, танцевальные движения), многократные повторения движений под танцевальную музыку современных ритмов оказывает значительное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивают основные группы мышц, улучшают осанку, гибкость в суставах, нормализуют вес, повышают работоспособность. Лучше такой гимнастикой заниматься во второй половине дня, не сразу же после пробуждения [24, c. 115-118].

Необходимо 30-40 минут на выполнение комплекса упражнений. Утренняя гимнастическая гимнастика предназначена для пробуждения после ночного сна, состоит из 10-12 простых упражнений, повышению работоспособности, особенно в утренние часы (ее также хорошо выполнять под музыку) и время на выполнение упражнений затрачивается – 12-15 минут, что достаточно для появления бодрости, врабатываемости.

Заниматься необходимо в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, в облегченном костюме, что создает закаливающий фон для занимающегося [7, c. 8-12].

Для укрепления здоровья полезны водные процедуры. После выполнения физических упражнений целесообразны души, обливание, плавание. Особенно полезны души и обливания водой контрастных температур. Ходьба и бег по траве, покрытой росой, мелкой воде в реке способствуют закаливанию, что предотвращает простудные заболевания.

Методические требования при проведении занятий

Для каждого занятия надо подбирать такие упражнения, чтобы при выполнении в работу включались все мышцы и подвергались нагрузке все суставы [16, c. 33-34].

После подготовительных упражнений для отдельных частей тела следует проводить целостные упражнения, приводящие в движение все тело, причем эти упражнения должны быть различного характера и различной интенсивности.

Количество упражнений аэробики огромно. Это позволяет на каждом занятии обновлять часть упражнений, что способствует поддержанию интереса к занятиям. Момент новизны мобилизует внимание. В то же время новые упражнения могут утомлять внимание занимающихся, в результате чего снижается физическая работоспособность, падает интенсивность. Поэтому основные упражнения следует повторять многократно и на многих занятиях, только постепенно усложняя и варьируя их.

Для симметричного развития тела следует повторять упражнения в обе стороны, с обеих ног, особенно прыжки. Упражнения с предметами обязательно выполнять как правой, так и левой рукой.

Основным способом регулирования нагрузки на занятиях аэробики является чередование упражнений большой интенсивности (махи, наклоны, прыжки) и менее нагрузочных для сердечно-сосудистой системы (плавные движения, “волны”), а так же чередование силовых движений с расслаблениями и растягиваниями.

Основная сложность, которая возникает при занятиях аэробики, - запоминание упражнений, их последовательности. Ведь комплекс состоит из большого числа самых разнообразных движений. Многое зависит от человека, проводящего занятия. Именно преподаватель группы должен точно знать движения, уметь их правильно исполнять, соблюдать последовательность в соответствии с музыкальным ритмом и темпом. Эмоциональное воздействие занятий во многом будет зависеть от опытности, подготовленности, артистичности преподавателя. На начальном этапе рекомендуется вести занятия под счет, задавая этим темп выполнения упражнения, лицом к группе в зеркальном изображении.

Опытный преподаватель определит самочувствие занимающихся по их внешнему виду: сильное покраснение лица, затрудненное дыхание говорит о необходимости снизить нагрузку, дать несколько упражнений на расслабление, используя любую мелодию.

Одной из сложностей аэробики является не возможность дать достаточное словесное пояснение новому движению, не нарушив поточного способа ведения занятий. Поэтому приходится ограничиваться 2-3 словами, при этом уменьшить громкость звучания музыки. Особое значение приобретает продуманность методики перехода от простых движений к более координационно-сложным, а также значение “условных знаков” между преподавателем и группой. Поэтому талант педагога – это талант психотерапевта. Работать мягко, спокойно, не допускать замечаний в не тактичной форме. Создать на занятиях праздничную атмосферу. Важно уметь увлечь, повести за собой. Хорошо проведенный урок ритмической гимнастики всегда маленький спектакль. Удовлетворение, радость, улыбка – вот выражение лица, которое должно быть у занимающегося в течение большей части правильно проведенного урока аэробики.

Техника выполнения упражнений:

Техника – это способы и приемы организации движений во времени и пространстве, степени напряжения.

Особенности техники:

Темп выполнения упражнения может быть: быстрым, умеренным и медленным. При быстром темпе музыка быстрая, ударный темп 120-130 движений в минуту; движения короткие, мелкие, не сложные, можно выполнить на каждый счет. Это движения отдельными частями тела, рук, ног. При умеренном темпе (размер музыкальный 2/4 и 4/4) упражнения средней амплитуды. Участвуют средние и крупные группы мышц, укладываются на 2-4 счета, темп тот же. Медленный темп (музыка – вальс, блюзы), а также любая спокойная музыка. Рекомендуются упражнения для отдыха [21, c. 45-48].

Техника и характер движений

По своему характеру движения могут быть плавные и резкие, напряженные и расслабленные, контрастные.

Плавные движения характерны текучестью, непрерывностью.

Резкие движения - резкой сменой по амплитуде и направлению.

Напряженные характеризуются отсутствием движения, напряжения, движением по инерции.

Контрастность – это смена характера движений (плавных - резкими, напряжения - расслаблением) [26, c. 11-17].

Типичные координационные движения

В аэробике выделяются группы движений: пружинные, скручивание, локальные, круговые и ударные. Пружинные – способствуют растягиванию мышечно-связочного аппарата. Скручивание – разнонаправленные движения частей тела, или одна часть фиксирована, а другая скручивается. Локальные – движения тазом или отдельными отделами позвоночника. Круговые движения частями тела (головой, руками, ногами, туловищем). Волны – сложные по координации движения с плавным переходом движения от одной части тела к другой. Ударные – акцентированные движения с резкой остановкой.

Методика составления комплексов

Умело составленный комплекс, правильная последовательность упражнений, подходящее музыкальное сопровождение делают каждое занятие радостным, неутомительным.

При подборе упражнений для комплекса аэробики полезно принимать во внимание их пульсовую “стоимость”.

Процесс составления комплекса аэробики включает следующие этапы:

    1. Определение длительности всего занятия в соответствии с возможностями его участников.
    2. Распределение времени на подготовительную, основную и заключительную части. В среднем на каждую часть отводится 20, 70 и 10% всего времени занятия. Так, для комплекса в 45 минут на разминку отводится 10 мин., 30 мин., - нагрузочная часть и 5 мин., расслабление.
    3. Подбор упражнений для каждой из частей комплекса, их дозировка, определение темпа и ритма выполнения.
    4. В соответствии с ритмическими характеристиками каждой серии упражнений подбирается музыка и записывается в нужной последовательности.

Не забывайте оставлять время для пауз, чтобы контролировать частоту сердечных сокращений после напряженных упражнений.

Музыкальный ритм позволяет делать упражнения длительное время, не замечая усталости. Освоение красивых движений в современной танцевальной манере поможет занимающимся в дальнейшем демонстрировать свои умения на вечерах отдыха, в кругу друзей.

Прежде чем приступить к занятиям под музыку, следует разучить каждое упражнение, выполнять его правильно, воздействуя на те группы мышц, для которых оно предназначено. Не ограничивайтесь только внешней похожестью движений. Следите с помощью зеркала за своей осанкой, углом сгибания и разгибания конечностей, туловища, а также за амплитудой движений и частотой повторений [11, c. 36-27].

По мере освоения комплекса отдельные упражнения могут быть усложнены или выполняться с нарастающей интенсивностью и большим количеством повторений. Почувствовав усталость, не останавливайтесь, а замедляйте движения. Воспринимайте ритм всем телом, дышите и двигайтесь в такт музыке.

При групповых занятиях аэробики преподаватель после очередного упражнения, дав команду продолжать самостоятельно, должен подойти к занимающимся и указать каждому на его ошибки.

Музыкальное сопровождение и одежда для занятий

Музыка – существенная часть программы занятий. Она не только создает радостный настрой, но и активизирует движения, содействует развитию двигательных навыков путем “подсказывания”, вызывая соответствующие реакции. Исследования ученых установили, что координация движений и чувство ритма, по существу близкие способности, тесно связанные друг с другом.

Чтобы лучше ориентироваться в музыкальном материале для комплексов аэробики, познакомимся с некоторыми элементарными понятиями музыки, такими как метр, ритм и темп музыкального произведения.

Метром называется отсчитывание времени в музыкальном произведении при помощи тактов.

Такт – отрезок от одной сильной доли до следующей, то есть от одного акцента или ударения до другого. Такты бывают разного размера. К наиболее употребляемым размерам относится 2/4, когда первая доля сильная, вторая – слабая, 3/4 – когда первая доля сильная, вторая и третья – слабая. Метр музыкального произведения в ритмической гимнастике определяет дозировку выполняемых упражнений. Она, как правило, должно быть кратной четырем.

Ритмом – в музыке называется соотношение звуков по длительности. Чередование звуков различных длительностей образует ритмический рисунок музыкального произведения, который может быть передан и в упражнениях. Однако это доступно людям достаточно подготовленным в области аэробики. В занятиях с начинающими лучше использовать музыку с простым и четким ритмом. Темп музыкального произведения характеризуется скоростью его исполнения. Начинать занятия лучше в медленном темпе и не заканчивать резко.

Для ориентации при составлении комплексов можно предложить три условных обозначения темпа музыкального сопровождения: медленный, средний и быстрый. Определить его может каждый. Для этого возьмите часы с секундной стрелкой, включите понравившуюся вам музыку и сосчитайте количество акцентированных нот ритмической группы оркестра за 10 секунд. Если получилось от 12 до 16 счетов, это произведение условно относится к медленному. При 17-22 счетах – темп средний, при 23-30 счетах – темп быстрый.

ОДЕЖДА

Одежда для занятий должна быть удобной, не стесняющей движения, лучше из натуральных нитей. Обычно это гимнастический купальник, колготки, гетры или гольфы, носки и мягкие тапочки(можно чешки, балетки). Можно заниматься в спортивных трусах и футболке. Костюм подбирается по вкусу, потому что даже цвет влияет на настроение.

В зимнее время рекомендуется надевать плотный купальник с рукавами, колготки или рейтузы, тренировочные брюки, шерстяные гетры. Летом – облегченный вариант. Для того, чтобы волосы не падали на лицо, а пот не тек в глаза, нужно налобная повязка, которую можно связать самим. Легче контролировать положения туловища, если на талию надеть резиновый пояс.

Для выполнения упражнений на полу нужен поролоновый коврик или ковровая дорожка. Дома освободите место для занятий, чтобы не получить синяков. Не забудьте проверить помещение и принять водные процедуры после занятий. Желательно не есть непосредственно перед тренировкой. После обеда должно пройти не менее 1,5 – 2-х часов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время люди очень мало уделяют вниманию своему физическому телу, ее красоте. Пока ты молод, тебе кажется, что ты вечно будешь здоров, крепок, полон сил и энергичен. А как только мы начинаем взрослеть, годы прибавляться, здоровье ухудшаться, вся сила и ловкость исчезает. Хорошее, крепкое здоровье возможно только при развитии всех систем и органов, при всестороннем равномерном развитии организма. Чем больше самых разнообразных упражнений, развивающих и силу, и скорость, и ловкость, и выносливость, включаются в тренировку, тем лучше совершенствуются внешние данные человека, его внутренние органы, психические качества.

Из опыта проведенного с. Рогнедино экспериментальная группа здоровья “Аэробика”, состоящая из женщин в возрасте от 18 до 55 лет, не побоялись трудностей, желая улучшить состояние своего здоровья. На них были заведены амбулаторные карты, истории болезней, была разработана и отлажена 6-дневная программа занятий. Каждые два месяца женщины проходили повторное обследование.

Результаты этой работы показали, что для села взаимодействие местных ЦРБ и КСК в предложенном варианте является оптимальным, т.к организация материальной базы для занятий подобной группы здоровья практически не требует ни каких затрат, а профилактическая работа для врача является связанностью. Необходимо лишь рационализация рабочего времени врача с учетом такой деятельности и соответствующая его подготовка. Разработанная программа занятий оказалась приемлемой в условиях села и интересной для занимающихся. Предложенное медицинское обеспечение хорошо вписывается в обычную поликлиническую деятельность ЦРБ и высоко эффективно, не требует каких-то дополнительных организационных структур. Результаты обследования показали хорошую у занимающихся ко 2-му – 6-му месяцу от начала занятий всех основных контролируемых параметров. Отмечено резкое снижение заболеваемости среди членов группы, повышение их работоспособности и социальной активности.

Танцы помогают обучению хорошим манерам, правилам поведения в обществе, красивой походке, осанке. Преподаватель – это хирург эмоций человека. Одна из основных задач - снятие стресса после напряженного трудового дня, когда многие испытывают состояние невроза – переутомления, находятся на грани срыва. Поэтому талант педагога – это талант психотерапевта.

Красивое телосложение – величайшая эстетическая ценность человека, которая неподвластна капризам моды.

Как видим, аэробика общедоступна, высокоэффективна, эмоциональна, для любого возраста. Занятие аэробикой помогают обрести хорошую физическую форму, улучшает обмен веществ, повышает иммунитет к различным заболеваниям, укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую и другие системы организма, когда сочетают с ходьбой, бегом, плаванием, спортивными играми. Нормализуют вес, улучшает фигуру, осанку, самочувствие, сон, снимает нервное напряжение. Мая задача сделать людей не просто здоровыми, но социально значимыми, т.е. трудоспособными.

Желаемый эффект от занятий достигается в том случае, если систематические уроки вписываются в правильно-организованный режим дня и сочетаются с рациональным питанием.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бирюк Е. Б. Гимнастика для женщин. - Киев, 1983.
  2. Гамбурцев В. А. Гониометрия человеческого тела. - М.,1973.
  3. Глотов В. А. Опыт работы группы здоровья в условиях сельского района. //Проблемы укрепления здоровья, профилактики и лечения заболеваний. – Смоленск: Изд. СГМА, 1995. – С. 32–33.
  4. Глотов В. А. Соматическая инженерия или инженерия человеческого тела – раздел теоретической и экспериментальной анатомии. //Тезисы докладов Республиканской научно–практической конференции. – Барнаул, 1989. – С. 143–144.
  5. Глотов В. Легкое дыхание. - “Новый путь”. - №25 от 27.02.88.
  6. Гораций “Научная поэзия”, послужившая основой для “Поэтического искусства”, 1674.
  7. Котельников Е. Г. Биомеханика хореографических упражнений. Учебное пособие. - М., 1980.
  8. Крамина О. В., Прохорова Л. А. - “Спортивная жизнь России”. - №3, 4, 5, 9, 10, 11, 12. - 1984; - №1, 2, 3. - 1985.
  9. Куду Э. А., Яансон Л. О. Гимнастика. - М.: Высшая школа, 1978.
  10. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1989.
  11. Лепорский А. Л. Лечебная физкультура при болезнях обмена веществ и заболеваниях суставов. - М.: Медицина, 1960. - С. 26-27.
  12. Лоу Б. Красота спорта. - М.: Радуга,1984.
  13. Лукьянова Е. А. Дыхание в хореографии. - М.: Искусство, 1979.
  14. Минх А. Л., Малышева И. Н. Основы общей и спортивной гигиены. - М.,1972.
  15. Морель Б. Хореография в спорте. - М., 1971.
  16. Мужество, красота, здоровье. Методические рекомендации. -Брянск, 1985.
  17. Некрасов Н. А. “Русские женщины”.
  18. Орлов Л. П. Художественная гимнастика. Учебное пособие для ИФК. - М.,1973.
  19. Павлов И. П. В редакцию газеты “Молодежь”. - М., 1922.
  20. Приглашаем на аэробику. – “Музыкальная жизнь”. - №8. - 1985. - С. 22-23.
  21. Ранке И. Человек. Развитие и жизнь человеческого тела. Т. 1. - С–Петербург, 1909.
  22. Ритмическая гимнастика. Методические рекомендации для тренеров. - Брянск, 1985.
  23. Рокитина Г. Р. Гимнастика для всех. – “Работница”. - №10. - 1985. - С. 36-37.
  24. Состояние здоровья, гигиенического воспитания, физическое развитие и адаптация к физическим нагрузкам учащихся и студентов. - Смоленск, 1988.
  25. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1 и 2. Дневник ученика. - М.: Искусство, 1951.
  26. Филиппович В. Н. Теория и методика гимнастики. М., “Просвещение”, 1971.
  27. Чернышевский Н. Г. Что делать?
  28. Яансон Л. О. Женская гимнастика в вузе. - Тарту, 1975.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

Кафедра социально-культурной деятельности

Смоленский государственный институт искусств

Поступила в редакцию 23.06.2006.