ББК 74.262

Т 41

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ
ПО ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ

(timopheeva.doc)

© 2006 г. Тимофеева Н. М.

Рассматриваются методы и принципы разработки словаря по обучению математике.

Ключевые слова: методика обучения математике, терминологический словарь, словник, словарная статья, отбор и семантизация терминов, проектирование.

Профессиональное педагогическое образование в настоящее время переживает различные качественные и количественные изменения, являющиеся прямым следствием преобразований в стране и развития мировой образовательной системы. В начале третьего тысячелетия меняется сама концепция образования от знаниево-ориентированного подхода, при котором в центре внимания находятся знания как социальные ценности, накопленные человечеством в процессе исторического развития, к личностно-ориентированному развитию конкретного субъекта образования. В связи с этим представляется социально востребованным исследование по созданию пособий, повышающих уровень понятийно-терминологической культуры учителей, студентов, преподавателей учебных заведений, помогающих им осознанно пользоваться педагогическим и методическим понятийно-терминологическим аппаратом.

Исследования в области проблемы совершенствования понятийно-терминологического аппарата педагогических дисциплин относятся к особому ответвлению педагогической теории – педагогической лексикологии и лексикографии. Под педагогической лексикологией, по определению И.М. Кантора, понимают учение о лексических средствах языка педагогики; под педагогической лексикографией – теорию и историю словарно-энциклопедической литературы по педагогике.

Анализ существующих исследований в области понятийно-терминологического аппарата педагогических дисциплин показывает, что они рассматривают проблему либо с историко-педагогических позиций (работы И.М. Кантора, Б.Б. Комаровского, Г.Н. Штиновой), исследуя историю педагогического языка, либо с семантических позиций (работы Г.Н. Штиновой, Н.Л. Коршуновой, А.Я. Найна, Г.Т. Хайруллина), так как исследуют семантику педагогических понятий и категорий. Работы в области теории создания словарно-энциклопедической литературы по педагогическим дисциплинам нами не найдены.

Анализ существующих на данный момент практических словарных пособий по педагогическим дисциплинам обнаруживает ряд недостатков: случайный отбор терминов, не базирующийся на единой концепции словаря; бессистемность предлагаемых трактовок понятий; несоответствие некоторых толкований терминов правилам определения понятий.

Эти недостатки указывают на то, что работать с понятиями и терминами нужно на основе системного, научно-обоснованного их анализа, знаний основ общей и учебной лексикографии, а также теории создания учебно-методической литературы. В литературе под лексикографией понимается область деятельности, направленная на создание словарей и других произведений словарного типа; под учебной лексикографией - специализированная область лексикографии, содержанием которой являются теоретические и практические аспекты педагогически ориентированного описания языковых единиц в словарях и других произведениях словарного типа.

Несмотря на многообразие исследований в области учебной лексикографии целый ряд работ, опубликованных в нашей стране (работы В.В. Морковкина, Г.М. Мандриковой, Л.Г. Саяховой и др.), посвящен исследованию принципов составления учебных словарей, разработке их типологии, изучению проблем отбора слов, способов толкования значений и т.п. – все они направлены на изучение проблем, касающихся создания словарей для иноязычных пользователей, ориентированы на обучение русскому языку и не затрагивают область других педагогических дисциплин.

При разработке модели проектирования словарных произведений по педагогическим дисциплинам мы исходили из их целевого назначения, а именно, соответствия познавательным запросам их потенциальных пользователей, а также учета специфики словаря как лексикографического произведения, соединяющего, определяющего, систематизирующего и упорядочивающего язык педагогической дисциплины и специально предназначенного для оказания помощи в изучении этого языка.

Для раскрытия содержания понятия “учебный словарь по педагогическим дисциплинам” были привлечены такие понятия общей и учебной лексикографии, как “отбор и семантизация понятий”, “словник”, “лексическая единица”, “словарная статья”, “термин”, “понятие”, “общая типология словарей”, “учебный словарь”, анализ которых вывел нас на понятие “типология учебных словарей по педагогическим дисциплинам”, это позволило сделать следующие выводы:

Далее для определения сущности, структуры, этапов педагогического проектирования учебного словаря по педагогическим дисциплинам были привлечены следующие понятия: “педагогическое проектирование”, “этапы проектирования”, а также рассмотрены возможности различных подходов к проектированию разрабатываемых словарей: системного, комплексного, деятельностного, личностного, технологического.

Анализ понятий позволил сформулировать следующие выводы:

Концептуальная модель проектирования учебных словарей по педагогическим дисциплинам была реализована на материале общей методики обучения математике. Результаты этой практической реализации показали, что специфика педагогической дисциплины (общей методики обучения математике) отразилась лишь на содержательном наполнении разрабатываемого словаря, тогда как структура концептуальной модели (совокупность этапов, принципов, требований к проектированию) сохранилась. При построении словника учебного словаря по общей методике обучения математике отбор лексических единиц осуществлялся в два этапа – создание списка базовых терминов, а затем его расширение за счет использования системных отношений; в основу построения иерархической модели терминологии при упорядочении терминологии рассматриваемой предметной области были положены основные компоненты процесса обучения математике, так как в совокупности, дополняя друг друга, они служат целостному описанию педагогического процесса.

Опытно-экспериментальная работа по проверке оптимальности концептуальной модели учебных словарей по педагогическим дисциплинам, его апробации показала:

Литература

  1. Тимофеева Н.М. Методический словарь по обучению математике в общей типологии словарей. // Методология и методика информатизации образования: концепции, программы, технологии. – Смоленск: СГПУ, 2004. с. 310-313.
  2. Тимофеева Н.М. Методический словарь по обучению математике в общей типологии словарей. // Методология и методика информатизации образования: концепции, программы, технологии. – Смоленск: СГПУ, 2004. с. 310-313.
  3. Тимофеева Н.М. Семантизация лексического состава языка и её способы. // Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ(ГТУ), МСХА,ЛНАУ. – Москва-Луганск, 2004. с.36-39.
  4. Тимофеева Н.М., Сенькина Г.Е. Краткий карманный словарь-справочник по общей методике обучения математике. – Смоленск: СГПУ, 2004. - 72 с.

THE CONCEPTION OF PROJECTING
AN EDUCATIONAL DICTIONARY ON TEACHING MATHEMATICS

Timopheeva N. M.

On methods and principles of creating a dictionary of methods of teaching mathematics.

Key words: methods of teaching mathematics, terminological dictionary, glossary, selection of terms, projecting

Кафедра методики обучения математике, физике и информатике

Смоленский государственный университет

Поступила в редакцию 4.09.2006.