- Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 6. -

Вып. 2. - 2007. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-14-html/TITL-14.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-14-html/cont.htm

 

Смоленский государственный институт искусств

Художественное отделение

 

 

ПОРТРЕТ ВРАЧА

Дипломный проект

 

(avdjushina.doc)

 

Авдюшина О. Г.

Специальность – станковая живопись

 

Руководители проекта:

Народный художник России, член-корреспондент Академии художеств России, профессор  Намеровский Г. В.

Преподаватель Григораш И. Н.

 

 

Смоленск 2007

 

Содержание

1.        Краткая характеристика темы дипломного проекта

2.        Историческая справка. История возникновения жанра

3.        Анализ собранных материалов

4.        Требования к дипломному проекту

5.        Художественно-образное и стилевое решение проекта

6.        Описание материалов

7.        Список используемой литературы

8.        Приложение

 

 

1. Краткая характеристика темы дипломного проекта

 

Темой данного дипломного проекта является изображение портрета врача. Я, как автор художественного произведения, ставила при создании данного эскиза цель не только реалистично изобразить портрет врача со всеми его индивидуальными особенностями, но и создать образ, передать внутренний настрой модели.

Идея эскиза – передача состояния врача перед началом работы, ответственной работы. Работа врачей – это прежде всего творческая работа, к которой врач подходит с душой. Передача эмоциональной, психологической структуры модели. Образ уже опытного врача, творца, гения своего дела.

Эта тема часто использована художниками разных эпох. Художники издавна тесно связаны с медициной. Такие гении как Леонардо да Винчи, Везалий, Микеланджело и т.д., активно занимались изучением анатомии человека. Врачей писали такие художники как: В. М. Нестеров “Портрет хирурга  Юдина С.С.“, “Портрет академика Павлова И. П.” (1935); И. Е. Репин “Портрет Пирогова”; М. М. Божий  “Медсестра” и многие другие.

Путь любой науки сложен, а медицины особенно. Ведь она, как ни одна другая область знаний, затрагивает саму жизнь людей. Зачастую медицинские открытия не только успешно излечивают конкретных больных, но и влияют на мировоззрение общества в целом. Во все времена к врачам относились с почтением. Ведь люди этой профессии приходят на помощь в самые критические моменты нашей жизни, начиная от появления на свет и до предсмертного часа.

Изображая человека, художник сталкивается с определёнными трудностями в трактовке образа. Здесь, чтобы добиться большего – раскрыть внутренний мир, нужно помимо свободного владения техникой, стараться раскрыть в эскизе эмоциональную сторону, психологическую трактовку личности человека. В данном эскизе фигура изображена в напряжённой позе, она закрыта для внешнего мира. Интерьер неразрывно связан с фигурой, представляет собой реальное, обжитое помещение, несущее отпечаток внутреннего мира врача. Ритмы интерьера дают глубину полотна, позволяют сделать плоскость холста объёмной. Врач изображён перед началом работы. Я хочу выразить его духовный мир, показать образ творца. Внутренний мир любого творца сложен и интерес к нему живописцев не угасает. Эта тема актуальна, несмотря на изменения современного мира.

Задача дипломной работы – отобразить эмоциональный образ творца, показать его настрой, сосредоточенность перед работой. Вызвать у зрителя определённые эмоции, сопереживание автору, сопричастность к зарождающемуся чуду.

 

2. Историческая справка

 

Данный дипломный проект выполнен в жанре портрета. Что такое портрет? Обычный ответ: изображение конкретного человека. Но под такое определение попадает фотография - самое объективное изображение персонажа. Художник же отбирает для портрета только некую сумму характерных черт личности. И такой облагороженный кистью художника двойник, естественно, очень ценен для заказчика. Сила воздействия классического портретного образа в той искре вдохновения художника, что наделяет его живой субстанцией, угаданной или вымышленной.

Каждая эпоха формировала не только свой стиль культуры, принятый этикет общения и моду на покрой одежды, но и некие особые социальные черты. Они легко считываются в хороших портретах. Так, петровское время предоставляло возможность выдвинуться деятельному, честолюбивому и талантливому человеку - именно таких людей можно увидеть на портретах работы Ивана Никитина.

В истории портрета периоды огромной дистанции между художником и портретируемым сменяются периодами ее сокращения, а загадочная недоговоренность образа уступает место правдивости. Но в этих противоречивых колебаниях особенные черты портретного искусства только разнообразятся.

Природа портрета предполагает откровенное позирование перед зрителем, диалог с ним, что придает этому жанру живописи особую притягательность.

Почему одни портреты притягивают к себе внимание, а другие нет? По каким критериям мы делаем предпочтение? Нас может заинтересовать сама модель - в силу своей исторической значимости, внешней привлека­тель­ности, переданной художником силы характера или мощи интеллекта. Другой не менее важный момент оценки - живописная манера портретиста. И пристрастия зрителя во многом определяют судьбу портрета, его жизнь - публичную или безвестную, в музейных запасниках. Многие художники «рождались дважды». Например, Ивана Вишнякова и Федора Рокотова Россия открыла заново в начале XX века - более столетия их портреты не были в фокусе внимания публики.

Портрет появляется на авансцене русской культуры с началом реформ Петра I. Он не только первенец среди других светских жанров Нового времени, но на протяжении более столетия - самый чуткий индикатор измерения умонастроений человека и общества. Это очень важно!

Радикальный и поистине масштабный характер начатых волей царя-реформатора перемен Александр Сергеевич Пушкин выразил метафорой «поднятой на дыбы России». Стремительный и бурный прорыв в культурную формацию нового типа пришлось совершать всей огромной стране, привыкшей жить дедовскими заветами. И русский портрет отразил это.

Как и полагается истинному реформатору, государь во всех начинаниях был первым. В 1697-1717 гг. портреты европейского образца русского самодержца и его супруги Екатерины были заказаны различным иностранным художникам: Гиацинту Риго - любимому портретисту Людовика XIV,  Жану Марку Наттье, Готфри Кнеллеру, Карелу де Моору, Луи Каравакку, Иоганну-Готфриду Таннауэру, Яну Купецкому. Портреты предназначались не только для личных покоев, но и для присутственных мест: подданные должны знать царскую особу!

Петр I закупает за границей произведения искусства, подражая примеру западных дворов. Царский почин подхватывается его ближайшим окруже­нием. А вслед за сановниками потянулось и прочее дворянство - основной потребитель культуры. Живопись и скульптура в числе других заграничных «причуд» начинают обживать Северную Венецию, как с гордостью называли новую столицу петербуржцы. А возникший интерес к частному лицу, к человеку деятельному и мыслящему, нашел свое проявление в портретном жанре.

Нельзя сказать, что он не был известен в допетровское время. Из письменных источников мы знаем, что во время правления Ивана III и Василия III изображения великих князей при сватовстве посылались для ознакомления в Западную Европу. Сохранился до нашего времени и портрет Ивана III, выполненный рукой одного из западных мастеров.

В древнерусской художественной культуре портрет как самостоятельный жанр еще не был востребован. Он существовал в иной ипостаси, связанной с православной религиозной трагедией, с иконописью и фресковой церковной живописью. Однако задачей ее была не передача конкретных черт того или иного лица, хотя они отнюдь не игнорировались. Художник руководствовался идеей открытия высшей истины и красоты. При этом духовный и идеальный образ, обретенный подвижником, как бы отстраняется от бытового подобия персонажу. Христианская традиция бережно сохраняет сведения об особенностях внешности святых - форме их лица, бороды, волос - и отражает их в иконографии. С конца 16 века из иконописи выделяется парсуна - искаженно заимствованное из латыни слово «persona» (личность). Этот жанр, поначалу элитарный, прежде всего, прижился при царском дворе. По характеру и технике исполнения парсуны не отличалась от иконных образов, но суть была принципиально иной: увековечивался в единоличном изображении не канонизированный церковью святой, а обычный, земной, грешный человек. Самая ранняя парсуна живописует образ царя Ивана Грозного, явно далекий от традиционно -православного представления о праведнике.

Форма парсуны в дальнейшем развитии обретает композиционное многообразие - представляя оглавный (М. Скопин - Шуйский, ок. 1630), оплечный (А. Васильков - 1710) и поколенный (Г. Адольский, И., Ан. и Ал. Репины - вторая половина XVII века) портреты. Лица изображаются с элементами объёмной живописи, в то время как одежда, украшения, фон и атрибуты власти остаются условноплоскостными. Но эта непосле­­до­­вательность нисколько не «режет» глаз, придавая парсунным портретам своеобразную простодушную выразительность.

Появляется в живописи первый русский мастер, получивший официальное признание государева двора. Это живописец и гравер Симон Федорович Ушаков (1626 - 1686), наиболее успешно освоивший фряжскую премудрость, как тогда называли итальянскую живопись Возрождения. На протяжении почти четверти века он возглавлял иконописную мастерскую Оружейной палаты. У него работали замечательные мастера - Степан Резанец, Яков Казанец, Иван Филатьев и многие другие.

Петр I, поощряя ищущих знаний талантливых российских юнцов, отправляет их на выучку в Европу за счет государства. В числе первой партии таких пенсионеров были и художники - Иван Никитин и Андрей Матвеев. До нашего времени дошли лишь единицы их подлинных работ, которые сближает общественная и гуманистическая тенденциозность, ярко отражавшая атмосферу петровского времени. В основном это персональные изображения колоритных «крупноформатных» общественных деятелей.

Следует подчеркнуть, что лучшие русские живописцы в самую раннюю пору становления нового искусства очень серьезно относились к задаче портретирования. Они старались передать не только внешность, социальный статус модели, но и, что более трудно, такие не каждому очевидные качества, как особенности характера. Именно это в дальнейшем составит отличительную черту русского портрета.

Период правления Анны Иоанновны, этой «ничтожной наследницы северного исполина», как отозвался о ней Александр Сергеевич Пушкин, тяжело сказался на русской культуре в целом и живописи в частности. Откровенный протекционизм по отношению к иностранным художникам, отмена пенсионерства, атмосфера всеобщей подозрительности не способствовали новационным процессам в живописи.

Положение меняется с воцарением Елизаветы Петровны. Её женское честолюбие было устремлено на устройство блестящего двора, способного конкурировать с любым европейским. Причём интерес к европейским новшествам у нее прекрасно уживается с верностью русским традициям. Россия словно воспрянула духом и наверстывает упущенное, расцветают русская наука, просвещение, искусство.

Среди портретистов послепетровского времени наибольшей известностью пользуются Иван Вишняков, Андрей Антропов, Иван Аргунов. В их творчестве портрет приобретает яркий национальный характер.

Работающие при дворе Елизаветы иностранные художники – Георг Грот, Луи Токе, Пьетро Деи Ротари - обслуживали очень небольшой круг лиц. Гонорары, получаемые иностранцами, были огромными, а по сравнению с теми, что получали русские художники, просто заоблачными. Зато отечественные живописцы были обращены к более широкой аудитории
заказчиков. В их портретах представлены самые разнообразные социальные слои - от императрицы до крестьянки. С этого времени можно с полным правом говорить о портрете как зеркале всего русского общества.

Количественно преобладал парадный портрет. Он в первую очередь был востребован дворянством, являя визуальное свидетельство его усили­вающихся социальных позиций. Возникает мода на ретроспективные порт­реты предков, авторитет и общественные деяния которых поддерживали честолюбие знатных фамилий. При наличии большого достатка заказы­вались целые портретные галереи, для которых в усадьбах отводились специальные помещения.

При Екатерине II русская культура, наука, искусство переживают подлинный расцвет. Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание этой просвещенной императрицы. Человек века Разума, глядящий с полотен живописцев того времени, - прекрасное творение. Согласно господство­вавшим идеям классицизма, а затем присоединившегося к нему сентимен­тализма, он совершенен внутренне и не может быть внешне неказистым. Поэтому и не считалось зазорным немного подправить кривой нос заказчика или сгладить жесткость черт его лица: разумная эстетизация образа считалась нормой. Во   второй   половине   XVIII  века   портрет обретает статус чуть ли не необходимой принадлежности дворянского быта. В соот­ветствии с принятым этикетом светского общения, условным и ма­­нерно-театрализированным, портрет отображает этот дух спектакля и
подчеркнутого изящества. И в то же время он становится технически всеболее совершенным, а также более живым, импульсным. Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Степан Щукин и Владимир Боровиковский придали ему
необычайную разносторонность. В конце
XVIII столетия, в период прав­­ления Екатерины II и Павла I, просвещенная часть русского общества испытывала разочарование. «Плоды просвещения» оказались горьки в России: бесправие крестьян, застойная «захолустная» жизнь, произвол самовластия император­ского двора - все осталось незыблемым. Этим настроениям отвечал сен­тимен­тализм с его идеей «бегства» из плена «душной цивилизации» к простоте естественного бытия, к природе. В портрете конца XVIII века на идиллическую духовность сентиментализма наиболее талантливо отклик­нулся В. Боровиковский.

С сентиментализмом несколько сродни и романтизм, зародившийся в начале XIX века. В эпоху романтизма происходит заметное повышение статуса художника. Из разряда ремесленников художник переходит в стан творцов, работающих для истории и вечности.

Художник признается равным в литературных кругах, а порой и в светских. Так что не удивительно, что автопортрет занимает отныне достойное место в портретном жанре; ему отдают дань не только портретисты, но и художники других направлений.

Отошедший к этому времени от решения проблемно - нравственных задач, официальный академический портрет заметно теряет высокий вкус и превращается в ремесленное изделие. Зато всё интереснее становится портрет поэтически - камерный, в чем совершенствуются такие мастера, как Василий Тропинин, Алексей Венецианов, Павел Федотов. Их творчество знаменует переходную стадию от романтического портрета к реалис­тичес­кому.

Новый подход, не чурающийся важных и проблемных сторон жизни, и соответствующий этому язык освоит реализм. Реалистический портрет служит не предметом украшения интерьера, а формой духовного служения обществу. Потребность в активной духовной жизни, понимаемой как форма учительства и даже мессианства, пожалуй, является главным «двигателем» русского искусства этой эпохи. Новая пора художественной деятельности обозначилась с 1863 года, когда группа готовящихся к выпуску студентов Академии художеств, возглавляемая Иваном Крамским выразила протест правилу предписывавшему всем выпускникам писать картину на одну тему. После отказа руководства изменить условия академической программы сплотившиеся диссиденты демонстративно вышли из состава студентов.

Очень много для развития русской живописи сделал Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) - московский купец новой интеллигентной генерации, задавшийся целью собрать коллекцию современного русского изобрази­тельного искусства. Его благородная идея захватила и художников, часто сбавлявших цену на свои полотна, что - бы они попали в коллекцию Третьякова. По заказам Третьякова в 1870-е годы были созданы замеча­тельные портреты выдающихся представителей отечества.

Портрет данного времени пытается не просто «увидеть», каков есть человек на самом деле и предельно объективно это впечатление передать. Он остро тенденциозен, импульсивен и говорит не от первого лица, а будто бы представительствует от всего демократического сообщества. Герои порт­ретов мучаются над «проклятыми вопросами» российской действительности, их образы бросают вызов обществу обжигают и заставляют думать...

Начало такому направлению было положено портретом Федора Михайловича Достоевского, написанным в 1872 году Василием Перовым для Третьяковской галереи. Он и последовавшие за ним работы Ивана Крамского, Ильи Репина, Николая Ге и других мастеров, создававших образы представителей передовой русской интеллигенции, вызвали к жизни новый тип портрета - портрета-проповеди.

Высокое мастерство в передаче психологического состояния человека проявились и в женских портретах. В них сердце правдолюбцев-передвиж­ников смягчается и словно оттаивает.

Что исповедовало новое поколение художников? Они не отказывались от критического отношения к действительности, но поиски своего идеала связывали с интуитивным, фантазийным началом и эстетически отфильтрованными образами. Художники нового поколения сохраняли перенятую по эстафете от передвижников веру в возвышенные возможности искусства: красота должна спасти мир.

Эти идеи вынашивались и стилем модерн, культивировавшимся с 1890-х годов. Появляются и другие художественные течения: одни - убаюкивают грезами сновидений, другие - призывают к жизни и активной деятельности. Портретный жанр не остается в стороне от этих веяний.

Многие художники стремятся к универсальности, расширяя сферу бытования искусства. Они с равным интересом берутся за оформление книги, написание картины или декоративного панно, роспись блюда, лепку скульп­туры и эскиз театральных костюмов. Недосягаемым по многогранности таланта среди художников того времени был Михаил Врубель, словно предчувствовавший краткость своей жизни и спешивший создать как можно больше.

Зародившись в глубокой древности, портрет достиг высокого уровня в Древнем Востоке, Древней Греции (Деметрий, Лисипп). В Китае создали множество ярких индивидуальных портретов, подчёркивая в моделях черты интеллектуализма. Выдающиеся достижения в искусстве портрета связаны с эпохой Возрождения (Мазагго, С. Боттичелли, А. Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джодджоне).

Большей духовной заостренностью, предметной точностью изобра­же­­­ния отличалось портретное творчество Нидерландов (Я. Ван Эйк, Роббер Кампен) и немецких мастеров (А. Дюрер, Л. Кранах Старший).

Ренессансным гуманизмом проникнуты живописные графические портреты французских художников (Ж. Фуке, Ж. Гилон). В искусстве Позднего Возрождения портрет утрачивает ясность ренессансных образов: оно сменяется драматичностью и напряженностью духовного выражения (Л. Пангормо, А. Бронзино в Италии, Эль Греко в Испании).

В Голландии Рембрант, Ф. Хале, раскрывают многомерность и изменчивость душевных состояний модели. Сложность и противоречивость действительности отражены в творчестве Веласкеса. Яркие полнокровные натуры привлекают Фламандского живописца П. Г. Рубенса.

Реалистические тенденции искусства XVII века проявились также в портретном творчестве С. Купера и Дж. Растли в Англии, Ф. де Шампене и В. Числанди в Италии.

XVIII век - жизненная правдивость, точность социальных характе­рис­тик французских портретов де Латура и Фрагонара, Шардена, Перронно и живописцев Великобритании (Хогарт, Рейнолдс, Гатнсборо).

В XIX веке появляются такие портретисты как Ж. Л. Давна, Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Энгр, О. Домье во Франции, Ф. Гойл в Испании, А. Менцель и В. Лестоль в Германии, Я. Матейко в Польше, Т. Эйкинс в США и др. Достижения французских мастеров импрессионизма и близких им художников (Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, О. Роден, П. Сезанн, В. ван Гог) привели в последней трети XIX века к обновлению идейно - художественных концепций. В XX веке на почве модернизма возникают произведения, нарочито деформирующие образы человека (П. Пикассо, А. Матисс, А. Модильянс).

Традиции реалистического портрета продолжали Р. Гуттузо, Д. Ривера в Италии, Д. Сикейрос в Мексике, Э. Уайет в США, Ф. Кремер в ГДР, К. Дуниковский в Польше, К. Баба в Румынии и др.

Всматриваясь в портреты великих художников прошлого мы задумываемся не только о «двойном образе» портрета - о модели и о художнике, но и о человеческих судьбах, о жизни, о времени.

 

3. Анализ собранных материалов

 

 Дипломный проект включает в себя:

1.        Эскиз полотна в масштабе 1:1 (размеры 136х103 см).

2.        Картон в графической техники, выполненный углём.

3.        Пояснительную записку.

4.        Планшеты с подготовленными материалами.

Основой данного дипломного эскиза являются цветовые и тональные композиционные разработки, наброски и этюды с натуры (изображение фигур, интерьера).

Начало работы над данной темой положена графическая работа, выполненная в технике гуаши основе реальных впечатлений. В процессе композиционных разработок решение, найденное в графическом варианте усовершенствовалось. Была изменена поза, детали интерьера, количество персонажей.

Развитию темы и созданию образа способствовали натурные этюды и зарисовки, выполненные с реально существующего человека, имеющего прямое отношение к медицине.

В результате поисков сложилась композиция, состоящая из одной фигуры, расположенной на фоне окна. В основе дипломного эскиза лежит фронтальная композиция с чётко выраженным центром, выявленным посредством цвета и расположением на формате фигуры.

Композиция вписывается в прямоугольник, имеет устойчивый характер, что способствует большему раскрыванию образа портретируемого. Композиция построена на сочетании вертикальных и горизонтальных ритмов, что позволяет глубже раскрыть идею полотна.

Работа включает в себя тоновые контрасты, что позволяет автору сконцентрировать внимание на лице и руках врача, в общем настроении фигуры.

Работа строится на градации белых, синих оттенков в общем фоне, оживлённым тоновым контрастом возле фигуры.

Цвета приглушённые, не яркие. Композиционным центром является фигура врача, изображённая в котрожуре. Фоном служит открытое окно и большое пространство неба, что помогает раскрыть замысел полотна. Цвет призван не отвлекать зрителя своей яркостью и пестротой от основной идеи полотна.

В данной работе большую нагрузку несёт лицо врача, выделить которое помогает открытое окно на заднем плане, выполненное в светлой гамме.

Для уравновешивания композиции, справа на подоконнике располагается раскрытая книга, слева ручка, которые помогают раскрытию замысла полотна. В процессе подготовительной работы был создан картон, раскрывающий тональное решение полотна, позволяющий более точно сделать рисунок под живопись. При написании полотна композиционное решение, найденное в картоне, было откорректировано с целью более эффективной передачи замысла. Была найдена не яркая цветовая гамма, соответствующая теме работы, осуществлена ритмическая организация холста.

 

4. Требования к дипломному проекту

 

1.    Материал: холст, масло.

2.    Формат 136х103 см.

3.    Пояснительная записка включает в себя 8 пунктов:

1)   Краткая характеристика дипломного проекта.

2)   Историческая справка. История возникновения жанра.

3)   Анализ собранных материалов.

4)   Требования, предъявляемые к дипломному проекту.

5)   Художественно-образное и стилевое решение дипломного проекта.

6)   Описание материалов.

7)   Список используемой литературы.

8)   Приложение.

 

 

5. Художественно-образное и стилевое решение дипломного проекта

 

Тема раскрывается посредством статичности фигуры, сближаемой цветовой гаммы. Исходя из идеи была выбрана открытая композиция со статичной фигурой врача. Художественно-образный, эмоциональный наст­рой полотна раскрывает и стилевое решение эскиза. Оно выполнено в стиле реализма 60-70-х годов, которое более соответствует выявлению личности, силы духа и мощи.

Реалистичная манера письма, мазковость форм, лессировки позволяют наиболее ярко выразить внутренний мир, одновременно подчеркивают профессиональную принадлежность, поза фигура замкнута, сосредоточена. Выражение лица одухотворено, образ возвышен.

Распахнутое окно на заднем плане, является не столько источником света, сколько важнейшей смысловой деталью. Оно является символом связи меду внутренним миром врача и внешним миром. Все вышеперечисленные средства и приёмы создают общий настрой, эмоциональный подъём, содержащиеся в эскизе.

 

6. Описание материалов

 

1.    Холст, проклеенный желатином, загрунтованный акриловым грунтом.

2.    Краски масляные.

3.    Разбавитель «тройник» (состав: льняное масло, скипидар, лак, акрил фисташковый). Домарный лак.

4.    Композиционные поиски и этюды выполнены на бумаге и картоне маслом, карандашом, углём.

5.    Картон выполнен в графической технике; уголь.

6.    Размер эскиза 136х103 см.

 

7. Список литературы

 

1.    Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. - М.: Советский художник. - 1976.

2.    Энциклопедия русской живописи. - Под ред. Н. Климовой, А. Манеевой. - М.: Олма-Пресс-1999.

3.    Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. - Л.- М; 1966 г., с. 100:7.

4.    Ильина Т. В. История искусств. - М.: Высшая школа. - 2000.

5.    Ельшевская Г. В. Модель и образ. Концепция личности в русском и советском портрете. - М.: Советский художник, 1986. - 216 с. ил.

6.    Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 368 с. 12 л. ил.: ил. ISBN 5 - 7695 -0415-3.

7.    Шорохов Е. В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2109. «Черчение, рисование, труд». - М.: Просвещение, 1979.-303 с; ил.

8.    Бесчастнов Н. П. История зарубежного искусства. - М.: Изобразительное искусство. - 1984.

9.    Андроникова М. Об искусстве портрета. - М.: Искусство. - 1975.

10.С веком наравне - Под. ред. Б Иогансона, С. Коненкова, Г. Тимошина. - М.: Молодая гвардия. - 1969.

11.Зайцев А. наука о цвете и живописи. - М.: Искусство. - 1986.

12.Соколова М. Жанры и виды искусства. Портрет. // Юный художник. - М. 1989. - №3.

13.Молок Ю. А. Мастерская в раму искусства. - Декоративное искусство в СССР. 1987. - №7.                                                                                

14.Кеменов B. C. Художественное наследие и современность от Леонардо да Винчи до Рокуэлло Кента. - М.: Изобразительное искусство. - 1989.

15.Карьера в медицине. Под ред. А. Элиович, М. Широкова. М.: Аванта, 2003. - 320с.: ип. – (Энциклопедия профессий; ISSN 1728-9602).

 

8. Приложение

 

Модель:

Разработка портрета:

Портрет:

Фото 1.

Фото 2.

Фото 3.

Фото 4.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

 

Фото 13.

Фото 14.

Фото15.

Фото 16.

 

 

 

Художественное отделение

Смоленский государственный институт искусств

Поступила в редакцию 25.06.2007.