УДК 681.322
Функциональные модели мониторинга
внебюджетной деятельности подведомственных образовательных учреждений
Ó 2007 г. Бобряков А. В.
В данной статье рассмотрены вопросы построения и анализа
функциональных моделей мониторинга внебюджетной деятельности подведомственных
образовательных учреждений, предназначенных для организации эффективного информационного и функционального
взаимодействия, обоснования и разработки методик и алгоритмов обработки, интеграции и
консолидации использующейся информации, и в конечном итоге выработки
требований по созданию информационно-аналитической системы мониторинга.
Ключевые слова: функциональная модель, мониторинг
внебюджетной деятельности.
Functional models of monitoring of unappropriated activity of subordinated educational establishments
Alexander V. Bobryakov
In given article
the questions of construction and the analysis of functional models of monitoring
of unappropriated activity of subordinated educational establishments are
considered. Models are intended for a substantiation of requirements to
creation of information systems of monitoring.
Энергетическая безопасность страны становится одной из важнейших проблем современности. Среди факторов, которыми характеризуется энергетическая безопасность, можно назвать и необходимость в потребительском секторе экономики рационально использовать энергетические ресурсы.
Энергопотребление в бюджетной сфере (учреждения образования, здравоохранения, культуры и искусства, Минобороны и т.п.) составляет около 10% от топливно-энергетического баланса страны и является наиболее социально значимым в топливоемком секторе энергетики страны. С учетом нужд населения эта цифра превышает 40% топливно-энергетического баланса страны.
Сложность решения этих проблем определяется их комплексным характером, требующим выполнения, с одной стороны, методических и научно-технических задач, обусловленных процессами энергопотребления и их оптимизацией как на уровне отдельных объектов, так и отрасли в целом, с другой стороны, организационно-управленческих задач, связанных с оптимизацией отраслевых процессов управления.
Проведенные исследования позволяют выделить следующие три класса задач мониторинга целевого, рационального и эффективного использования внебюджетных средств подведомственных учреждений.
Класс задач мониторинга
целевого использования внебюджетных средств
1. Изучение состава и структуры расходов, сгруппированных по статьям бюджетной классификации.
2. Оценка полноты исполнения сметы доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
3. Оценка обеспеченности подведомственного образовательного учреждения хозяйственными финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами и эффективности их использования.
4. Выявление факторов отклонения фактического расхода от сметы.
Класс задач мониторинга
рационального использования внебюджетных средств
5. Анализ полноты использования средств финансирования подведомственного учреждения.
6. Построение и анализ временных рядов значений показателей из форм полученной отчетности, выявление различного вида трендов, тенденций изменения значений показателей и случайных отклонений на основе данных этой же формы, поданной отдельным образовательным учреждением в предыдущие отчетные периоды.
7. Прямое или косвенное (путем вычислений над показателями форм) сопоставление значений показателей из различных форм отчетности, представленных отдельным подведомственным учреждением. Косвенные показатели могут получаться также интеграцией или проведением математических расчетов над показателями формы. Решение данной задачи позволяет проверить корректность данных, предоставленных подведомственным учреждением.
8. Прямое или косвенное сопоставление показателей из различных форм ведомственной отчетности. Косвенные показатели могут получаться агрегированием или проведением математических расчетов над показателями формы.
9. Расчет значений нормативных показателей на основе показателей форм отчетности с последующим сравнением расчетных показателей с фактическими.
Класс задач мониторинга
эффективного использования внебюджетных средств
10. Анализ динамики основных показателей, выявление тенденций и прогнозирование изменения значений показателей в условиях отсутствия флуктуационных отклонений или форс-мажорных обстоятельств.
11. Определение наиболее информативных признаков, характеризующих как возможность группирования подведомственных учреждений по классам, так и целесообразность проведения на их основе рейтинговой оценки подведомственных учреждений.
12. Анализ степени влияния различных факторов на состояние подведомственных учреждений.
13. Проведение кластеризации и выделение классов подведомственных учреждений, характеризующихся типическими значениями признаков (выделение типовых объектов в каждом из определенных классов), а также анализ тенденций изменения этих значений.
14. Мониторинг самих кластеров учреждений, заключающийся в анализе эффектов: дрейфа центров кластеров, слияния кластеров, их разделения, появления новых и исчезновения существующих кластеров.
15. Выявление и предупреждение проблемных ситуаций, соответствующих нерациональному и нецелевому расходованию внебюджетных средств подведомственными организациями, требующих немедленного принятия управленческих решений.
16 Формирование классификационных правил для построения оценочных моделей с целью последующего определения рейтингов подведомственных учреждений.
17. Определение рейтинговых оценок подведомственных учреждений.
Анализ взаимосвязей и последовательности решения указанных задач позволяют предложить обобщенную функциональную модель мониторинга внебюджетной деятельности подведомственных образовательных учреждений, структура которой представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура обобщенной функциональной модели
мониторинга внебюджетной деятельности подведомственных образовательных
учреждений
Анализ представленной обобщенной функциональной модели, а также
содержания и характера взаимосвязей задач мониторинга внебюджетной деятельности
подведомственных образовательных учреждений позволяет предложить совокупность
функциональных моделей мониторинга: а) целевого (рисунок 2), б) рационального
(рисунок 3), в) эффективного (рисунок 4) использования внебюджетных средств
подведомственными учреждениями.
Рисунок 2 – Структуры функциональных моделей
мониторинга целевого использования внебюджетных средств подведомственными
образовательными учреждениями
Рисунок 3 – Структуры функциональных моделей
мониторинга рационального использования внебюджетных средств подведомственными
образовательными учреждениями
Рисунок 4 – Структуры функциональных моделей
мониторинга эффективного использования внебюджетных средств подведомственными
образовательными учреждениями
Предложенные
функциональные модели являются основой для организации эффективного
информационного и функционального взаимодействия между субъектами мониторинга
внебюджетной деятельности подведомственных образовательных учреждений,
способствуют обоснованию и разработке методик и алгоритмов анализа и
интерпретации показателей–индикаторов мониторинга, а также обработки,
интеграции и консолидации использующейся информации, и в конечном итоге
позволяют выработать и реализовать требования по созданию отдельных компонентов
подсистемы мониторинга.
Научно-исследовательская лаборатория отраслевых
информационно-аналитических систем
ГОУВПО «Московский энергетический институт (технический университет)»
Поступила в редакцию
12.04.2007.