- Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 6. -

Вып. 2. - 2007. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-14-html/TITL-14.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-14-html/cont.htm

 

УДК 616.31+614

 

ОТРАЖЕНИЕ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ МЕДРАБОТНИКОВ

 

Ó 2007 г. Ястребова Е. А.

 

(yastrebova.doc)

 

В настоящей статье анализируются нормативно-правовые документы, отражающие становление системы аттестации в России. Акцентируется внимание на аспектах, по которым имеются разночтения при проведении аттестации медработников. Предлагаются некоторые пути совершенствования указанной системы.

 

Ключевые слова: аттестация, квалификационная категория, медицинский работник.

 

К началу XXI века в РФ сложилась стройная система сертификации и аттестации медицинских работников, которая обеспечивает конституционные права граждан на получение гарантированной медицинской помощи надлежащего качества. Указанная система является важнейшим правовым инструментом в управлении медицинской деятельностью [1,2,3,6,8,9].

Аттестация (от лат. attestatio – свидетельство) – определение, проверка, оценка профессиональных, деловых и личностных качеств служащего, установление его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе, занимаемой должности.

Аттестация впервые зародилась не в органах управления здравоохранением, не в системе государственной службы, а на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи.

К началу 70-х годов XX века были приняты первые нормативные акты об аттестации. Нормы института аттестации не включены ни в одну из традиционных отраслей права, хотя они «обслуживают» несколько и, прежде всего,- трудовое и государственное право, т.е. отрасли, которые связаны с регулированием труда работников. Таким образом, говоря о месте аттестации в российском праве, следует отметить ее межотраслевой характер.

Постановление Совета Министров СССР от 26 июля 1973 года № 531(с изменениями от 21 февраля 1986 г.) «О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов» [11] явилось краеугольным камнем в развитии законодательства по аттестации. На его основе было принято «Положение о порядке проведения аттестации руководящих инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи», утвержденное Постановлением от 5 октября 1973 года №470/267 ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР [12]. Спецификой указанного акта является то, что он ориентирован на определение деловых качеств работников.

На основе этой директивы Министерствами и ведомствами Российской Федерации были разработаны отраслевые положения, где конкретизировали критерии и методы оценки квалификации работников с учетом отраслевой специфики. К этим актам принято относить «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» утвержденные Федеральным Законом от 22 июля 1993 г. N 5487-1(с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)- далее – «Основы») [19]. В статье 63. «Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников» «Основ» говорится: «Медицинские и фармацевтические работники имеют право на ...получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки, совершенствование профессиональных знаний».

Следует отметить, что Министерством здравоохранения с момента введения аттестации и до настоящего времени были приняты несколько последовательно сменяющих друг друга, приказов по аттестации специалистов, что, естественно, не способствовало решению проблемы. В настоящее время действует приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.2001г. № 314 «О порядке получения квалификационных категорий», которым утверждено «Положение о порядке получения квалификационных категорий» [15]. Неоднократно претерпевала изменения и номенклатура специальностей, по которым проводится аттестация специалистов, что в свою очередь вносило неразбериху при смене специальностей медработниками.

При анализе указанного отраслевого акта выявляется несоответствие его Постановлению ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. №470/267, о котором говорилось выше [12]. В частности, в абзаце 3 п.4 раздела II «Сроки проведения аттестации и состав аттестационных комиссий» говорится, что в «…очередную аттестацию не включаются: лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года…», в приказе МЗ РФ от 09.08.2001г. № 314  об этом положении не упоминается [15]. Таким образом, остаются юридически не урегулированными случаи аттестации специалистов при переходе их на работу в другое учреждение.

В какие сроки после трудоустройства на новом месте работы врач или средний медицинский работник может подавать документы на аттестацию, имеет ли право на существование такое понятие, как составление отчета по совокупности (с предыдущего и нынешнего места работы), какое количество составных частей этого отчета допустимо для того, чтобы комиссия могла объективно оценить деятельность специалиста? На эти вопросы однозначного ответа в указанных нормативных актах нет.

В соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.200 №314 целями аттестации медицинского персонала являются: определение уровня профессиональной подготовки, установление соответствия работника лечебно - профилактического учреждения занимаемой должности, решение вопроса о получении квалификационной категории [15].

Квалификационные характеристики утверждены приказами Министерства  здравоохранения СССР от 21 июня 1988 г. №579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов» и МЗ РФ от 19 августа 1997 г. №249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» [13,14]. Но указанные характеристики не могут рассматриваться в качестве профессионального требования, так как в них определены только общие знания и умения, но отсутствует четкая градация указанных характеристик применительно к каждой из трех перечисленных категорий. Такие требования утверждены лишь для определенного круга специальностей медработников. Это в свою очередь лишает стройности систему последовательного присвоения квалификационных категорий, начиная со второй, затем - первая и высшая, и порождает случаи необоснованного «перескакивания» через ступень, дает возможность «свободно трактовать» квалификационные характеристики.

В качестве одной из существующих проблем можно отметить идентичность наименования специальностей, по которым аттестуются врачи-стоматологи и зубные врачи - «Стоматология». На наш взгляд, не вполне корректно при проведении аттестации специалистов с разным базовым уровнем образования уравнивать их в профессиональном плане, присваивая квалификационные категории по одной и той же специальности.

Считаем необходимым отметить тот факт, что аттестация специалистов системы здравоохранения на территории региона России проходит только в аттестационной комиссии, образованной при органе управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. Такое понятие как «аттестация» на присвоение квалификационной категории медицинского персонала внутри лечебно-профилактического учреждения отсутствует. Для специалистов, работающих в частных структурах, указанная процедура имеет место быть, т.к. данная норма прописана в ТК РФ ст. 81 п. 3-б (расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае недостаточной квалификации работника, подтвержденной результатами аттестации) [18].

Еще одним аспектом аттестации специалистов системы здравоохранения, на которую следует обратить внимание, является периодичность аттестации и срок действия полученной квалификационной категории. Пункт 1.5. «Положения о порядке получения квалификационных категорий» специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказом МЗ РФ от 09.08.2001 года №314, гласит: «Квалификационная категория действительна в течение пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении» [15]. Следует отметить, что аттестационные комиссии, образованные при органе управления здравоохранением субъекта, имеют право регламентировать случаи внеочередной аттестации. Так, в положении о Почетной грамоте Министерства здравоохранения и социального развития РФ имеется пункт, дающий награжденному медработнику преимущественное право на первоочередную аттестацию. Такое же право имеют победители региональных и федеральных конкурсов на звание «Лучший по профессии». Указанные позиции могут быть включены в аттестационный Порядок  на уровне субъекта РФ.

При проведении аттестации ориентируются, в первую очередь, на атрибуты аттестуемого: профиль образования, стаж работы по специальности, стаж работы в должности, наличие или отсутствие официально зафиксированных поощрений или взысканий [16]. Следовательно, результаты аттестации могут иметь правовые последствия, и поэтому, принятие аттестационных решений возможно лишь при соблюдении всех предписанных нормативными актами процедур.

Единого мнения ни в специальной литературе, ни среди практиков по поводу аттестации не существует.

По мнению одних авторов, отрицательные заключения аттестационной комиссии встречаются относительно редко (в среднем, 3-5 случаев на тысячу), а решения о выдвижении на вышестоящую должность достаточно часто никак не соотносятся с рекомендациями аттестационной комиссии [17]. Другие авторы относят аттестацию к изжившим себя кадровым технологиям, считая ее старомодной, неповоротливой и консервативной из-за большого количества формальных условий и правил проведения [4].

Иной точки зрения придерживаются, которые считают аттестацию персонала важнейшим условием поступательного развития организации [20].

При изучении документов, регламентирующих проведение аттестации специалистов системы здравоохранения, установлено, что специалист оценивается всесторонне с использованием таких методов, как самооценка, оценка коллегами, оценка руководителем учреждения, предоставление отчета о проделанной работе за заранее оговоренный период, экспертная оценка, компьютерное тестирование, собеседование. Но, в то же время, отсутствует регламент проведения аттестационного экзамена, который состоит из 2 этапов: тестового контроля по специальности и собеседования. Указанные пробелы приводят к тому, что в лучшем случае, представляется возможным оценить лишь теоретическую подготовку специалиста. Но существуют специальности (к примеру, стоматология, мануальная терапия, рефлексотерапия), в которых владение мануальными навыками являются обязательными [7].

Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижения по службе, награждения, определения размера заработной платы, а также понижения в должности и увольнения. В Трудовом Кодексе РФ показатели результатов работы рекомендуется использовать в качестве критериев отбора кандидатов на высвобождение при сокращении численности или штата работников. В соответствии со ст. 179 ТК РФ преимущественное право на сохранение работы в этих случаях представляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Аттестация, вернее, ее результаты, при решении данных вопросов является также юридическим основанием правомерности принимаемых решений. Но, согласно п. 6 ст. 86 Трудового кодекса Российской Федерации «при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения», в частности, компьютерного тестирования [18].

Следует отметить, что форма написания аттестационного отчета жестко не регламентирована. В литературных источниках встречаются рекомендации по написанию врачом аттестационного отчета , однако саму схему написания излагают немногие авторы [5,10]. Так же не определены случаи, когда эксперты аттестационной комиссии могут и должны оценить работу специалиста на рабочем месте, и как это будет соотноситься с аттестационным отчетом о работе за определённый период.

До настоящего времени отсутствует единый общероссийский банк тестовых заданий по специальностям для проведения компьютерного тестового контроля при проведении аттестации. Не разработаны четкие критерии для экспертов аттестационной комиссии. Не определен механизм подготовки и калибровки независимых экспертов аттестационной комиссии. Указанные аспекты порождают конфликтные ситуации при проведении аттестации.

Следует отметить, что в последние годы стали вырисовываться негативные тенденции при проведении аттестации. В частности, в качестве основополагающего критерия при выдвижении на присвоение квалификационной категории зачастую используется стаж работы по специальности. Поимо всего прочего, нивелированы различия в присвоении квалификационных категорий специалистам, работающим в ведущих клиниках региона и врачам, работающим в глубинке. Принижается значимость ведения научной, преподавательской работы, активного участия в общественной и профессиональной деятельности врачей при присвоении им высшей квалификационной категории. Всё перечисленное являются лишь верхушкой айсберга проблем, выявляемых  при проведении аттестации.

Итак, аттестация медицинских работников является юридически выверенной процедурой, её нормативно-правовая база состоит из трех взаимосвязанных и взаимодополняющих частей. Структура института аттестации двуедина и образуется синтезом аспектов из области трудового законодательства и области управления персоналом. Результаты этой процедуры могут иметь правовые последствия.

Она является реальным инструментом для повышения качества работы медицинских работников и продвижения организации к поставленным целям, она предусматривает подготовку и апробацию новых мотивационных моделей и представляет собой четко формализованную процедуру периодической оценки медицинского персонала с обратной связью.

Аттестация - одна из форм повышения квалификации специалистов, поэтому аттестацию медицинских работников следует рассматривать в связи с процессом сертификации, не смешивая указанные кадровые технологии. Хорошо организованная аттестация позволяет максимально раскрыть потенциал сотрудников, создать условия для профессионально роста работников, улучшить качество работы, дает реальную отдачу на вложенные материальные ресурсы.

Анализ документов, регламентирующих порядок аттестации специалистов системы здравоохранения Российской Федерации, и данных литературы, позволяет выявить следующие разночтения с основополагающим документом [12]:

·      аттестация специалистов системы здравоохранения на территории региона Российской Федерации может проводиться только в специально созданной аттестационной комиссии;

·      аттестация специалистов системы здравоохранения РФ происходит на добровольной основе;

·      аттестация специалистов системы здравоохранения РФ тождественна получению квалификационной категории и определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой, высшей;

·      остается неурегулированным вопрос аттестации специалистов, проработавших в занимаемой должности менее одного года;

·      отсутствуют четко разработанные инструктивно-методические указания для аттестации на присвоение квалификационных категорий по каждой из утвержденных номенклатурой специальностей;

·      полученная квалификационная категория действительна в течение пяти лет со дня издания приказа о ее поучении на всей территории Российской Федерации, т.е. имеет срочный характер.

Таким образом, аттестацию можно рассматривать как один из механизмов государственного контроля  качества подготовки специалистов и уровнем оказания медицинской помощи населению, требующую дальнейшего совершенствования и развития.

 

литература

 

1.        Абакаров С. И. Актуальные вопросы и пути совершенствования последипломного образования специалистов стоматологического профиля в Российской Федерации // Стоматология.-2006.-№1.-С. 4-7.

2.        Аванесов А. М., Сагина О. В. Вопросы последипломной подготовки врача-стоматолога общей практики (семейного) // Материалы 14  и 15 Всероссийских научно-практических конференций и труды 10 съезда Стоматологической Ассоциации России,- М.-2005.- С. 163-164.

3.    Адуева Т. П. О квалификационной категории // Здравоохранение.-2000.-№10.-С. 149-150.

4.        Бурдин А. А. Разумный синтез оценки и мотивации // Справочник по управлению персоналом.-2004.-№3.- С. 92-107.

5.        Вагнер В. Д., Полуев В. И., Ахметов Е. М. Аттестация – одна из форм повышения квалификации специалиста // Экономика и менеджмент в стоматологии.-2000.-№2.- С.31-34.

6.        Заславский С. А. Преемственность в деятельности специалистов стоматологического профиля при оказании комплексной стоматологической помощи: Автореф. дис. … д-ра мед. наук.- М.-2004.-52 с.

7.        Куклин Г. С., Морозова Н. В., Алимский А. В. Аттестация и сертификация специалистов стоматологического профиля // Стоматология.-1997.-№1.- С. 69-70.

8.        Ломагин В. В. Влияние факторов рыночных отношений на внедрение новых технологий в стоматологическую практику: Автореф. дис. …канд. мед. наук.- М.-2003.-24 с.

9.        Низамов И. Г., Прокопьев В. П., Садыкова Т. И. К оценке  качества  и результативности дополнительного профессионального образования врачей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2002.-№4.- С. 55-59.

10.     Орехова Л. Ю., Кудрявцева Т. В. Стоматологическая деятельность.- М.: Медицинская книга, 2005.- 192 с.

11.      Постановление Совета Министров СССР от 26 июля 1973 года № 531 (с изменениями от 21 февраля 1986 г.) «О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР.- 1980.- С.128.

12.     Постановление Комитета по науке и технике СССР и Комитета по труду СССР от 05.10.1973 года № 470, от 05.10.1973 года № 267 «О порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» (с изменениями и дополнениями).

13.     Приказ Министерства здравоохранения СССР от 21 июня 1988 г. №579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов».

14.      Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 1997 г. №249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала».

15.     Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.2001г. № 314 «О порядке получения квалификационных категорий».

16.     Прозоровский С. Формальная аттестация и оценка эффективности персонала // Бизнес – Консалтинг - www/low/doc.

17.     Тарасов В. К. Аттестация. // Городское урпавление.-1996.-№1.-С.48-58.

18.     Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001№197-ФЗ (с изм. и доп.).

19.     Федеральный закон от 22 июля 1993 г. № 5487-1(с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

20.     Marthis R. L., Jackson J. H. Personnel / Human Resource Management. West Publishing Company, 1994.-298 с.

 

JURIDICAL STANDARD ASPECTS IN THE PROCEDURE OF ATTESTATION AND REGULATION ACTS FO MEDICAL OFFICERS AND CLERKS UNDER PUBLIC HEALTH SERVICE

 

Yastrebova E. A.

 

Currently we have analyzed a series of official papers, devoted to the attestation system foundation and its development. Special stress was made on the which were doubtful or incorrect while the assessment qualification among the medical staff. Certain promising strategies are proposed for better promotion of the given attestation system.

 

Key words: attestation, qualification degree, medical staff.

 

Smolensk Regional Administration, Public Health Committee

Департамент Смоленской области по здравоохранению

Поступила в редакцию 2.07.2007.