- Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 6. -

Вып. 4. - 2007. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

 

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-16-html/TITL-16.htm

 

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-16-html/cont.htm

 

 

УДК  658.012.011.56

 

МОДЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА ПРОЦЕССОВ БЮДЖЕТНОЙ И ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Ó 2007 г. Борисов В. В., Манчха С. П., Тихонова Е. А.

 

(borisov.doc)

 

Представленное модельное обеспечение предназначено для организации информационного и функционального взаимодействия между субъектами бюджетной и внебюджетной деятельности, способствуют обоснованию и разработке методик и алгоритмов анализа и интерпретации показателей анализа, а также обработки, интеграции и консолидации использующейся информации, и в конечном итоге позволяет выработать и реализовать требования по созданию информационно-аналитической системы анализа процессов бюджетной и внебюджетной деятельности образовательных учреждений.

 

Введение

Механизм финансирования высших учебных заведений в настоящее время в полной мере регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, определяющим порядок как их бюджетного, так и внебюджетного финансирования. Единство механизма бюджетного и внебюджетного финансирования обеспечивается:

-     единым порядком планирования и расходования как бюджетных, так и внебюджетных средств из различных источников;

-     единством формы планового документа – сметы расходов, одинаковой, по существу, для бюджетных и внебюджетных средств;

-     единством организации (казначейства), осуществляющей расходы финансируемого из бюджета высшего учебного заведения.

Формирование единого механизма бюджетного и внебюджетного финансирования подведомственных образовательных учреждений определяет необходимость обоснования модельного обеспечения для анализа происходящих при этом процессов, что, в свою очередь, требует решения следующих задач:

-     анализ информационного обеспечения для анализа процессов бюджетной и внебюджетной деятельности подведомственных учреждений;

-     разработка модельного обеспечения анализа процессов бюджетной и внебюджетной деятельности подведомственных образовательных учреждений.

 

Информационное обеспечение для анализа процессов бюджетной и внебюджетной деятельности образовательных учреждений

Основой образовательного потенциала вузов является воспроизводственный уровень, под которым понимается система подготовки высококвалифицированных специалистов, и которая, в свою очередь, включает социально-экономический, демографический, материально-технический и трудовой потенциал. Результативный уровень системы высшего образования содержит, с одной стороны, обобщающие показатели эффективности функционирования высшей школы, с другой – показатели уровня образования.

Состав информационного обеспечения для анализа процессов бюджетной и внебюджетной деятельности в подведомственных образовательных учреждениях включает в себя следующее:

-     документы, регулирующие деятельность бюджетных учреждений в сфере образования;

-     планово-нормативные документы федерального и отраслевого уровней;

-     бюджетная и статистическая отчетность;

-     контракты на выполнение научно-исследовательских работ;

-     отчеты о выполнении плана по штатам и контингентам по учреждениям подготовки студентов;

-     отчеты о выполнении плана подготовки научных кадров в высших учебных заведениях;

-     материалы аттестации структурных подразделений образовательных учреждений;

-     материалы самообследования по образовательному учреждению;

-     государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по основным образовательным программам;

-     перечень учебных лабораторий и информацию об их использовании в учебном процессе по основным образовательным программам;

-     информация о библиотечных фондах по основным образовательным программам, динамике их обновления;

-     информация о динамике контингента студентов по основным образовательным программам;

-     отчеты по результатам работы председателей государственных аттестационных комиссий для направления или специальности за последние пять лет;

-     сведения о трудоустройстве выпускников данного направления или специальности за последние пять лет, справки из территориальных органов службы занятости о выпускниках, состоящих на учете, отзывы организаций-потребителей выпускников и др. [1, 2].

Анализ состава информационного обеспечения для анализа процессов бюджетной и внебюджетной деятельности подведомственными учреждениями Министерства позволяет заключить следующее:

-     анализ должен базироваться на системе показателей, во-первых, учитывающих специфику различных ступеней образования и отраслевых групп подготовки специалистов; во-вторых, определяющих целевое, рациональное и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств в подведомственных учреждениях;

-     учитывать возможность оценки не только количественных, но и качественных показателей;

-     оценивать удельную эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств в подведомственных учреждениях с точки зрения снижения расходов на единицу оказываемых услуг.

 

Модельное обеспечение анализа процессов бюджетной и внебюджетной деятельности подведомственных образовательных учреждений

Совокупность показателей целевого, рационального и эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств может быть определена различными способами, поскольку к настоящему времени еще не существует формализованного подхода, обеспечивающего объективное решение этой задачи. Тем не менее, учет многих показателей и критериев позволяет приблизить постановку задачи к ее решению.

Можно выделить следующие класса задач анализа процессов целевого, рационального и эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств подведомственных учреждений.

Задачи анализа процессов целевого использования бюджетных и внебюджетных средств

1) Анализ состава и структуры расходов, сгруппированных по статьям бюджетной классификации.

2) Оценка полноты исполнения сметы доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

3) Оценка обеспеченности образовательного учреждения хозяйственными финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами и эффективности их использования.

4) Выявление факторов отклонения фактического расхода от сметы.

Задачи анализа процессов рационального использования бюджетных и внебюджетных средств

5) Анализ полноты использования средств финансирования подведомственного учреждения.

6) Анализ временных рядов значений показателей из форм полученной отчетности, выявление различного вида трендов, тенденций изменения значений показателей и случайных отклонений на основе данных этой же формы, поданной отдельным образовательным учреждением в предыдущие отчетные периоды.

7) Сопоставление значений показателей из различных форм отчетности, представленных отдельным подведомственным учреждением. Косвенные показатели могут получаться также интеграцией или проведением математических расчетов над показателями формы.

8) Прямое или косвенное сопоставление показателей из различных форм ведомственной отчетности. Косвенные показатели могут получаться агрегированием или проведением расчетов над показателями формы.

9) Расчет значений нормативных показателей на основе показателей форм отчетности с последующим сравнением расчетных показателей с фактическими.

Задачи анализа процессов эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств

10) Анализ динамики показателей, выявление тенденций и прогнозирование изменения значений показателей в условиях отсутствия флуктуационных отклонений или форс-мажорных обстоятельств.

11) Определение наиболее информативных показателей, характеризующих возможность группирования подведомственных учреждений по классам и целесообразность проведения на их основе рейтинговой оценки.

12) Анализ степени влияния различных факторов на состояние образовательных учреждений.

13) Кластеризация и выделение классов образовательных учреждений, характеризующихся типовыми значениями показателей (выделение типовых объектов в классах), анализ тенденций изменения этих показателей.

14) Мониторинг кластеров образовательных учреждений: дрейфа центров кластеров, слияния, разделения, появления новых и исчезновения существующих кластеров.

15) Выявление проблемных ситуаций, соответствующих нерациональному и нецелевому расходованию бюджетных и внебюджетных средств образовательными учреждениями, требующих принятия управленческих решений.

16) Формирование классификационных правил для построения оценочных моделей с целью определения рейтингов подведомственных учреждений.

17) Определение рейтинговых оценок образовательных учреждений.

 

Анализ вышеуказанных задач позволяют предложить структуру модельного обеспечения анализа процессов бюджетной и внебюджетной деятельности подведомственных образовательных учреждений (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Структура модельного обеспечения анализа процессов бюджетной и внебюджетной деятельности образовательных учреждений

 

В соответствии с данной структурой можно предложить модельное обеспечение анализа процессов: целевого (рисунок 2), рационального (рисунок 3) и эффективного (рисунок 4) использования бюджетных и внебюджетных средств образовательными учреждениями.

 

 

Рисунок 2 – Структуры модельного обеспечения анализа процессов целевого использования бюджетных и внебюджетных средств образовательными учреждениями

 

 

Рисунок 3 – Структуры модельного обеспечения анализа процессов рационального использования бюджетных и внебюджетных средств подведомственными образовательными учреждениями

 

 

Рисунок 4 – Структуры модельного обеспечения анализа процессов эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств подведомственными образовательными учреждениями

 

Заключение

Представленное модельное обеспечение предназначено для организации информационного и функционального взаимодействия между субъектами бюджетной и внебюджетной деятельности, способствуют обоснованию и разработке методик и алгоритмов анализа и интерпретации показателей анализа, а также обработки, интеграции и консолидации использующейся информации, и в конечном итоге позволяет выработать и реализовать требования по созданию информационно-аналитической системы анализа процессов бюджетной и внебюджетной деятельности образовательных учреждений.

 

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №1756-р.

2. Улюкаев А. В. Проблемы государственной бюджетной политики. – М.: Дело, 2004.

 

Кафедра вычислительной техники

Филиал ГОУ ВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Смоленске

Поступила в редакцию 10.12.2007.