Математическая морфология.
Электронный математический и
медико-биологический журнал. - Т. 7. -
Вып. 1. - 2008. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTМ
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-17-html/TITL-17.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-17-html/cont.htm
ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ
УДК 51 + 53 (091)
Ó
2008 г. Холманский А. С.
Духовно-физический изоморфизм есть видимая сторона закона взаимообращения
Духа и материи. Духовная доминанта изоморфизма представлена символикой
библейской мифологии. Физика изоморфизма
базируется на явлении электромагнитной индукции и энергетических особенностях живых систем, эволюция которых
подчиняется закону золотого сечения.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение механизма мышления
является ключевой задачей не только психофизики, но и физики [1, 2]. Процессы
формирования элементарных частиц и носителей смысла слова (мыслеформ) из
энергоформ (ЭФ) эфира и квантов электромагнитного (ЭМ) поля, по сути,
родственны, поскольку подчиняется одним и тем же диалектическим законам. Решение этой задачи в рамках физики мозга
должно базироваться на понимании физико-химических процессов, обеспечивающих
фиксацию и преобразование мозгом внешних физических сигналов в
электронно-полевые паттерны мозга, являющиеся материальными носителями смысла
слова. Данные паттерны и есть мыслеформы или гештальты, к которым в психологии
относят целостные и динамичные структуры мозга, являющиеся посредниками между любым
физическим полем и целостным восприятием [3]. При этом полагают наличие
соответствия между ментальными и физическими процессами, и считают, что участие
функций органических структур в процессах сознания адекватно отображают их
гештальт-характеристики.
Мыслеформы и гештальты
представляют собой динамичные системы квантов ЭМ-полей или волновых функций
электронно-ядерной системы всего мозга, которые, в принципе, выразимы через
комбинации ЭФ. Формализм ЭФ удобен тем, что одинаково годится для описания
физического состояния мозга и внешней среды одним языком квантовой механики: само созидание
внутренних форм совершается лишь благодаря определенному внешнему воздействию –
притоку внешней энергии. …Внутренние
энергоформы и внешняя созидающая энергия [4]. Под квантовыми состояниями мозга понимаются
комбинации ЭФ, моделирующие всем виды вегетативной и когнитивной активности мозга
[1]. Формализм ЭФ годится для описания физики мышления и для описания духовной
жизни человека, включая механизм его сообщения (причастия) с непрерывным Духом
(Богом) [5].
Подчинение процесса зарождения и развития живого вещества закону причинно-следственных связей проявилось в виде изоморфизма или подобия внешних форм и внутреннего устройства живых и косных вещественных образований. Показательными примерами здесь могут служить расщепленность тел млекопитающих на две хиральные половины, конечностей – на пять пальцев, нервной системы – на двенадцать пар черепно-мозговых нервов. В математике изоморфизм двух систем означает, что между их элементами существует взаимное однозначное соответствие. Такие системы называют также фрактальными.
Психофизический
изоморфизм суммирует в себе зависимость физики мышления от внутреннего состояния мозга и от состояния
внешней среды. Другими словами, созидание и распознавание смысла слова мозгом
детерминировано законами действия внутренних ЭФ мозга (вторичный изоморфизм) и
законами взаимодействия мозга с ЭФ внешней среды (первичный изоморфизм).
Ноосфера
в целом есть продукт вторичного изоморфизма, но по мере ее формирования
обусловленность вторичного изоморфизма первичным ослабляется, поскольку растает
сложность и ценность ментальных образов, отвечающих чисто умозрительным,
например, математическим или богословским абстракциям. Отличительным признаком
таких идеальных образов служит антиномичность их аксиоматической базы.
Типичными примерами антиномичных понятий в математике, физике и богословии
являются точка, энергия, Дух, Бог. Они не имеют однозначного определения или
доказательства своего существования.
По-видимому,
антиномичность есть следствие вещественности самого человека, в силу чего
вторичный изоморфизм не может полностью быть свободным от первичного
изоморфизма [1]. Это касается и высшего уровня психофизического изоморфизма – духовно-физического
изоморфизма. Богословие требует от человека веры в свои догмы для компенсации
неполноты познания духовных истин человеком, также как математика и физика
оправдывают неполноту своих истин их практической ценностью.
Взаимосвязь
первичного и вторичного изоморфизмов психофизики, играя важную роль в физике
мышления, имеет свои формы выражения на всех уровнях организации ноосферы. Данная
взаимосвязь прослеживается в соответствии между мифологическими символами и их
физическими и физиологическими прообразами.
В донаучную эпоху
единственным инструментом познания внешнего мира был организм человека со всеми его чувствами. По мере познания устройства
своего организма и мира человек устанавливал в первичном изоморфизме
соответствия и связи между энергетикой и ритмикой организма и отдельных его
органов с объектами и ритмами как ближнего (Солнечная система), так и дальнего
(Галактика) космоса (Рис. 1). Ритмы организма длительностью в год, месяц,
недели и сутки, ежедневный сон и метеозависимость некоторых людей – все это
есть проявления первичного изоморфизма.
Рис. 1. Связи органов человека-микрокосма со знаками зодиака (средневековая Европа) [6]
Формы и устройство живых
организмов несут на себе отпечаток специфики воздействия физических сил,
объединяющих в системы как атомы и молекулы, так и космические объекты.
Например, галактическая составляющая первичного изоморфизма через зодиакальные
возмущения физики Земли и Солнца могла обусловить модуляцию ДНК-спирали в
геноме 12-ти шаговым периодом. С этим фактором можно также связать формирование
12 пар черепно-мозговых нервов, функциональная иерархия которых в Библии
представлена через символику 12 колен Израилевых. Пятикомпонентная тонкая
структура межпланетного магнитного поля обусловила появление гена пятипалости в
геноме млекопитающих.
В Библии первичный
изоморфизм раскрывается через символику, относящуюся одновременно к макрокосму
(Галактика и Солнечная система) и микрокосму (мозг человека): И уготовах тебе древес дванадесять отягченных
различными плоды, и толикожде источников текущих млеком и медом, и гор
превысоких седмь имеющих шипок и крин (3 Езд 2, 18, 19); змий велик
чермен, имея глав седмь и рогов десять, и на главах его седмь венец: и хобот
его отторже третию часть звезд небесных (Отк 12, 3, 4). Здесь древес дванадесять – звездные скопления
Галактики (зодиак); крин (лилия) – Солнце, гор седмь – Солнечная система, змий – ее магнитное поле,
генерируемое в основном Юпитером; хобот
– его собственный магнитный момент; шипок
(гранатовое яблоко) – Земля и
одновременно мозг человека, венцы –
концентрические пылевые и токовые кольца вокруг планет, а 10 рогов – «двурогие»
магнитосферы пяти планет, имеющих собственный магнитный момент.
Библейскую мифологию
первичного изоморфизма дополняет и развивает мифология Божественной Комедии
Данте, сакральный язык которой использует наряду с библейской семиотикой в качестве знаков-символов исторические
реалии Флоренции XIII века. К примеру, общая схема пути Данте уточняет
библейские представления о влиянии геофизики и физики космоса на мозг человека
(Рис. 2).
Символом Христа в Библии
является пасхальный агнец: агнец стоящь
яко заколен, имущь рогов седмь (Отк 5, 6), - которому отвечает III-желудочек
ликворной системы мозга с шестью ее рогами и седьмым, духовно-физическим рогом: вознесется яко единорога рог мой (Пс 91,
11); воздвиже рог спасения нам (Лк 2, 69). Сравнение III-желудочка
с агнцем-Христом обусловлено не только изоморфизмом между профилем желудочка
(Рис. 2), ягненком и активными ЭФ Солнца, но и ключевой ролью ЭФ ликвора центрального
желудочка в физике мышления: Бог бе
слово (Ин 1, 1).
Рис 2. Путь
Данте по недрам Земли и небесным сферам, отвечающим схеме Птолемея [9]
Вторичный изоморфизм
очевиден тогда, когда в интеллектуальных плодах человека проступают характерные
черты структур мозга. Они видны в элементах графики букв и иероглифов,
изоморфных структурам зрительно-слуховой системы мозга. Интересен механизм
влияния на интеллект человека ЭФ чрева и чресл, доминирующих в физике правого
полушария мозга: пакостник плоти, ангел сатанин (2 Кор 12, 7). Проводником
данных ЭФ являются спинной мозг и блуждающий нерв (вагус) – десятая пара
черепно-мозговых нервов. Он поднимается вдоль позвоночника как библейский змий
по стволу древа познания добра и зла. Крону этого древа образуют соответствующие
структуры червя мозжечка, называемые в анатомии древом жизни (Рис 3). Ядро вагуса (символ – яблоко) находится в
среднем мозге и в его функции входит управление ритмикой половой жизни женщины,
о чем и говорит символика яблока соблазна и первородного греха: И рече жена: змий прельсти мя, и ядох (Быт
3, 13); сотвори Моисей змию медяну (Чис 21, 9).
Генезис
лобных долей и их функций, представленных библейской символикой рая, шел в
тесной взаимосвязи с физикой мозжечка [1], поэтому древо жизни мозжечка (оно же
– древо познания добра и зла) изоморфно отобразилось в древе жизни посреде рая (Быт 2, 9): побеждающему дам ясти от древа
животнаго, еже есть посреде рая Божия (Отк 2, 7). Структуры подкорки лобных
долей играют ключевую роль в духовной жизни человека, именно к ним относится
главный символ иудаизма – семисвечник [5]: седмь
светилник златых (Отк 1, 12). Очевидно, что первичный изоморфизм внес свою
лепту в формирование райского древа или семисвечника, на что указывает
библейская символика семиглавого космического змия, олицетворяющего
гравитационные силы в Солнечной системе.
Рис 3. Система желудочков
мозга (I – IV) и древо
жизни червя мозжечка (1). Абрис III-желудочка напоминает барашка,
а корнем-стволом древа жизни червя мозжечка является позвоночный столб с его
нервными окончаниями.
Механизм формирования и пути
поступления ЭФ чрева и земли в мозг раскрываются через библейские истории о
жизни народа израильского в Египте (символ печени), пленения его вавилонянами и
блуждания по пустыне под предводительством Моисея (символ эпифиза). При этом
представители народа Израиля служат символами ЭФ электромагнитной природы, которые
формируются в различных органах организма человека и по нервам и гуморальным
каналам поступают в мозг.
Этот метод кодирования в
Библии нейрофизиологии иллюстрирует книга [7], в которой анатомия человека
увидена глазами детей, путешествующих по организму (Рис.4, 5).
Аналогичный прием по закону
вторичного изоморфизма реализовался у Данте. В его Божественной Комедии
Вергилий водит Данте сначала по нервным связям мозга с чревом, а затем по
структурам мозга (Рис.1, 4, 5). Сакральный смысл Божественной Комедии имеет ту
же логику, что и Библия. По глубине проникновения в духовный закон обожения человека
Данте можно сравнить с пророком Ездрой, Третье откровение которого содержит
ключевые положения Теофизики [8]. Отметим, что Таблицы в [9] (Рис. 1) следует
понимать как схематичные толкования
Божественной Комедии, ограниченные рамками догматического богословия и
науки XIII века и поэтому не отвечающие пророческой глубине мыслей Данте.
Рис 4. Схема движения детей по организму [7] и проникновения ЭФ чрева в мозг (синие
точки и стрелка).
Рис 5. Дети
в мозгу рассматривают гипофиз [7]. Точно также и Данте с Вергилием блуждали по
мозгу.
Из множества откровений
Данте (см. [8]) приведем здесь некоторые из тех, которые касаются
духовно-физического изоморфизма. Его аду соответствует физика ЭФ чрева и чресл,
чистилищу – физика ЭФ подкорки лобных долей правого полушария (гора Кармил).
Символом симметричных структур в левом полушарии, где расположен речевой центр,
служит гора Сион: представь | Сион с
горою сей так помещенными поверх земли,| что небосклон один у них обоих, но в
разных полушариях [9: П. 4, 68-
71].
Данте дифференцирует по
хиральному признаку влияние на мозг потоков ликвора в правом (очищает от греха)
и левом (связь с Духом) полушариях: Но из
источника исходит, не убывающаго вечно,| в который возвращается произволением
Господним | все то, что он открытый в
два потока изливает.| С сей стороны течет он, одаренный силой,| которая всю память
о грехе отъемлет;| с другой же он о каждом добром деле возвращает [9: П.
28, 124 - 129].
Данте выбирался из ада-чрева
в мозг по нервам позвоночника (шерсть):
Челом туда, где прежде были ноги,
И стал по шерсти подыматься
ввысь,
Я думал - вспять, по той же вновь дороге.
[Ад, П. 34, 79 - 81].
Проникнув в череп через большое затылочное отверстие, они в первую очередь увидели мозжечок (старец) и четверохолмие (четыре
звезды):
Я старца одинокаго вблизи заметил,..| Большая борода его уже белела,..|
А четырех священных звезд лучи | так лик его сияньем обливали, | что он стоял,
как солнце, предо мною.| – «Кто вы, бежавшие против стремленья | незримаго потока
из темницы вечной?» | он вопросил, встряхнув честными сединами [9: П. 1. 31 - 41].
Незримый поток – здесь означает нисходящий из мозга по ликвору в позвоночник поток
биогенных ЭФ; темница – чрево, ад.
Данте здесь повторил библейскую символику мозжечка: Ветхий денми седе, и власи главы его аки волна чиста, престол его пламень
огнен, ...река огненна тетчаше исходящи пред ним (Дан 7, 9, 10).
Рис 6. Рисунки художницы, изображающие структуры
мозга (гиппокамп-конек, грифон) и ЭФ чрева чертенята и звери [10]
Уникальной иллюстрацией
вторичного изоморфизма является творчество художницы, у которой в результате
травмы правое полушарие полностью лишилось опеки-цензуры со стороны левого
полушария [10]. Очнувшись после комы, она почти бессознательно стала рисовать
образы людей и животных. Их характерные черты оказались изоморфными ЭФ и
структурам мозга, управляющими движением руки рисующей художницы (Рис. 6). Наряду
с изображением черт, так называемого, двигательного
гомункулуса (завышенные размеры головы, стопы, кисти при маленьких ножках),
художница «портретировала» структуры мозга и ЭФ чрева в виде фигур фантастических
зверей и чертей.
ЗОЛОТОЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ
«Закон
золотого деления должен быть диалектической необходимостью», – считал
А.Ф.Лосев. Самой простой математической формулой золотого сечения является
деление отрезка в отношении:
1/X =
X/(1–X) (1)
Положительный
корень уравнения (1) равен:
β = (–1 + Ö5)/2 =
0.6180339…
Различные комбинации числа β также
относят к золотому сечению. В частности, обратная величина 1/ β =
α = 1.6180339.. называется основанием золотой пропорции.
Из
равностороннего пятиугольника и пентаграммы следуют выражения золотого сечения
через тригонометрические функции и углы, кратные 36° (π/5), 108° (3π/5): cos36° = α/2; cos108°
= –α/2. Пентагональная симметрия часто встречается в живой природе. Например,
в поперечном сечении двойная спираль ДНК - правильный пятиугольник, а идеальные
пропорции фигуры человека удовлетворяют геометрии пентаграммы. При росте живых
организмов отдельные его части могут совершать спиральные движения, о чем
свидетельствуют, например, различные вьющиеся растения, спиральные раковины и
рога животных. Улитка человеческого уха, например, состоит из трех завитков,
длины которых соотносятся по золотому сечению (1 : β : β2)
[11]. Спирали описывает логарифмическая функция (спираль
Архимеда). Увеличение ее шага всегда равномерно, а ее пропорции подчиняются принципу
золотого сечения.
Можно полагать, что
подчинение форм живых систем и процесса их развития золотому сечению есть
следствие фрактально-резонансного принципа действия, в основе которого лежат
два фундаментальных закона диалектики: единства и борьбы противоположностей и подобия.
Изменение формы любой развивающейся системы возможно при наличии внутри нее
свободной энергии и информационного механизма, направляющего действие этой
энергии. Для живого организма роль свободной энергии играет вращательная
энергия электронов молекулы АТФ, которая преобразуется в поступательную энергию
квазифотонов в метаболических реакциях. А за развитие организма отвечает
программа действия квазифотонов, закодированная на химической структуре его
генома. В случае человека к этой программе надо добавить возможность
сознательного выбора им направления расходования своей психофизической энергии.
В живых организмах все
ключевые энергоинформационные преобразования протекают при посредничестве
ферментов. Главным предназначением фермента является снижение практически до
нуля энергии активации биохимической реакции. Поэтому в основе метаболизма
лежат изоэнергетические перестройки электронно-ядерной структуры реагирующей молекулы.
Уравнение (1) преобразуется
к виду:
1´1 = β ´ (β + 1), (2)
Соотношению (2) можно дать геометрическую и
энергетическую интерпретацию. Квадрат единичной площади трансформируется в
прямоугольник со сторонами β и (β + 1) (Рис 7). На следующем
шаге квадрат со стороной β2 трансформируется в прямоугольник со сторонами β2
и (β + β2) и
так далее.
Рис 7.
Схема изоморфно-фрактальной трансформации квадрата в многоступенчатый
прямоугольник с соблюдением золотой пропорции.
В результате n-трансформаций получится
ступенчатая фигура из прямоугольников со сторонами (β ´ 1), (β2 ´ β), (β3 ´ β2) ...
(βn+1 ´ βn),
суммарная площадь которой при любом n равна площади исходного квадрата. Данная модель применима для описания «золотой трансформации» или
«золотого вурфа» [11], который означает скачкообразное изменение формы с сохранением
золотого отношения между материнской и дочерней структурой. Эту модель
представляет механизм развития структур, энергетическое состояние которых
определяется в основном их поверхностью (водные и мыльные пузырьки, капли;
мембраны и плоские клетки, нейроглии, нейроны, листья).
«Золотая трансформация»
таких структур является изоэнергетической перестройкой, то есть реакцией с
практически нулевой энергией активации. Высокая вероятность таких реакций предопределяет выбор пути изменения формы.
Рис 8. Конус роста аксона нейрона (зеленый цвет).
Красные «языки» – растущие микрошипики [12].
В рамках квантовой механики
изоэнергетическая перестройка метрики ЭФ или кванта ЭМ-поля эволюционирующей
материальной структуры будет подчиняться соотношению:
ћС/r = NћС/R, (3)
Где rN = R – пространственные
параметры ЭФ до и после перестройки. Эти параметры можно соотнести с
геометрическими характеристиками ЭМ-вихря [1].
Линейные и объемные варианты
соблюдения (3), а также близость пространственного угла четырехвалентной
(тетраэдрической) связи атома углерода и фосфора (109°) к «золотому» углу 108°, позволяют считать механизм «золотой
трансформации» универсальным механизмом развития. В той или иной степени ему
должны подчиняться перестройки и рост микроскопических объектов (биомолекулы,
микрошипики аксона – Рис. 8, органические и неорганические кристаллы), а также
и макроскопических (улитка уха, легкие;
листья деревьев – Рис. 9).
Рис 9. Три начальные фазы развития листа [13].
Кроме того, по такому же механизму могут
отслаиваться спиралевидные вихри от линейного (ламинарного) потока сплошной
среды (эфир, вода, газ) в ответ на внешнее возмущение, ортогональное к вектору
потока.
Духовно-физический
изоморфизм реализуется в живых системах в основном по законам электромагнетизма.
В структуре метаболитов и живых систем они представлены «золотой» стереометрией
тетраэдра. Динамика же развития живых систем подчиняется им благодаря
«золотому» закону изоэнергетических переходов, в основе которых лежит закон
электромагнитной индукции как олицетворение закона единства и борьбы
противоположностей. Следуя мифу и логике антропного принципа высшей формой
духовно-физического изоморфизма следует считать отображение меры правых ЭФ духа
человека отвечающей существу его добрых дел на непрерывное состояние Духа: якоже облекомся во образ перстнаго, да
обличемся и во образ Небеснаго (1 Кор 15, 49); Десницею убо Божиею вознесеся
(Дея 2, 33);
Не по-людски глаза мои взнеслись.
Там можно многое, что не под силу
Нам здесь, затем что создан там приют,
Для человека по его мерилу [Данте, Рай, Песнь 1, 54-57].
Энергоформа
// http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/7441.html
2. Холманский А.С. Дихотомия
правого и левого // Сознание и физическая реальность, 13(2), С. 26 – 31. 2008
3. Köhler V. The Task of Gestalt Psychology. –1969
4.
Хоружий С. Дискусы внутреннего и внешнего в практиках себя // Московский психотерапевтический журнал, 2003, №3, С.
5-25
5.
Холманский А.С. Физика евхаристии // Математическая морфология. Электронный математический
и медико-биологический журнал. - Т. 6. - Вып. 4. - 2007. - URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
6.
Евсюков В.В. Мифы о вселенной. – Новосибирск: Наука, 1988.
7.
Кэрол Доннер, Тайны анатомии. Мир. М.: 1988. 158 с.
8.
Холманский А.С. Начала Теофизики. М.: Палея. 1999.
9. Данте Алигьери, Чистилище. Пер. М.А. Горбова. –
М.: 1898.
10. Николаенко Н.
Возвращение из небытия // Наука и Жизнь, №8, 2001
11. Петухов С.В. Геометрия живой природы и алгоритмы
самоорганизации. 1988.
12. Википедия. Нейрон.
13. Полевой В. В. Физиология растений. М.: 1989. 464
с.
Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ)
Поступила в редакцию 30.03.2008.