Математическая морфология.
Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 7. -
Вып. 3. - 2008. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTМ
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-19-html/TITL-19.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-19-html/cont.htm
УДК 372.212.1+616-056.52
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И КОРРИГИРУЮЩИХ
УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ОЖИРЕНИЕМ
Ó 2008 г. Бубненкова О. М.
Исследований,
посвященных воспитанию и оздоровлению детей с избыточным весом, крайне не
достаточно. Установлено, что группы для оздоровления необходимо формировать по
показателям массы тела, индексу Кетле I, варианту биологического развития, результатам этапного
педагогического тестирования и тестографии. Разработана комплексная программа на
основании подвижных игр, позволяющая: активизировать двигательную активность
детей; увеличить относительную силу при учете распределения жировой массы вдоль
тела; снижать интенсивность прироста жировой массы.
Ключевые
слова: ожирение, соматический тип, двигательная активность.
Введение
Работа посвящена педагогической проблеме оздоровления детей с избыточной массой тела, т.е. ожирением. В условиях современного общества особую актуальность приобретает проблема здоровья и патологии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера и направленности педагогических воздействий. Дошкольный возраст является базисным для приобретения и правильного формирования жизненнонеобходимых навыков и умений. Проведенное скрининговое обследование по поручению МинЗдрава РФ 320 тыс. детей показало отклонения в состоянии здоровья у 60%. 35% детей нуждаются в стационарном лечении и 40% относится к группе риска по тем или иным заболеваниям. По Смоленской области только 27% детей относится к первой группе здоровья, 37% находится в относительно здоровом состоянии, остальные 36% страдают различными заболеваниями, из них 50% страдает ожирением или дефицитом веса (А.А. Яйленко, 2005; Н.И. Зернова, 2004; Р.Н. Дорохов, 1999; Л.И. Садчикова, 2003).
Результаты, опубликованные Всемирной организацией Здравоохранения показывают, что ожирение принимает роль эпидемии. (А.И. Клиорин, 1979; Ю.Г. Васин, 1989; В.К. Бальсевич, 1999; Л.И. Лубышева, 1996; В.И. Лях, 2000). Для борьбы с ожирением за рубежом выделяются миллиарды долларов, в России ни рубля.
Исследователи R.N. Parnell (2002) и А.И. Клиорин подчеркивают, что не достаточно изучены дети с избыточной массой тела, а это дети риска. При правильном подходе к их физическому воспитанию в 78% случаев они могут перейти в группу здоровых детей.
В сложившейся ситуации работа, направленная на профилактику и борьбу с ожирением, является актуальной.
В
первоначальную выборку входило 640 девочек 5-10 лет. В педагогическом
эксперименте принимало участие 212
девочек из них 55 с ожирением I и II степени и 157 с нормальным весом (рис 1).
Рис. 1. Схема проведения педагогического эксперимента
Все дети проходили комплексное обследование педиатрами в ДДУ и врачами подростковых кабинетов по месту жительства.
Педагогический эксперимент состоял из 256 занятий: а) групповые занятия с целью развития физических качеств; б) подвижные игры и беговые упражнения в соответствии с целью эксперимента; в) домашние занятия – выполнение упражнений под руководством родителей, которым были даны конкретные установки по проведению упражнений (рис 2).
Процентное соотношение указанных занятий приведено на рис. 3. На втором году эксперимента увеличилось количество занятий в зале и на свежем воздухе.
Рис. 2. Направленность упражнений в педагогическом эксперименте
Рис. 3. Распределение тренировочных занятий в течение эксперимента
Таблица 1
№ п/п |
Виды занятий, характер работы |
Возрастные группы, продолжительность занятий |
|
5-6 лет |
7-10 лет |
||
1 |
Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня: 1) утренняя гимнастика |
Ежедневно 5-7 минут |
По информации родителей |
Ежедневно 2 раза до обеда 25 – 30 минут, после тихого часа 15 -20 минут |
Двигательная активность на школьном стадионе |
||
3) хореография |
1 раз в неделю (30 минут) |
нет |
|
4) ритмические занятия с музыкальным сопровождением |
2 раза в неделю (15-20 минут) |
нет |
|
5) физкультминутка |
Ежедневно во время занятий 2-3 минуты |
Ежедневно во время занятий 3-5 минут |
|
2 |
Активный отдых: 1) физкультурные праздники |
2-3 раза в год на более 90 минут |
2 раза в год |
2) дни здоровья |
1 раз в 3 месяца |
1 раз в год |
|
3 |
Самостоятельная двигательная деятельность детей |
Ежедневно Характер и продолжительность зависит от индивидуальных особенностей ребенка и контроля родителей |
|
4 |
Домашние задания индивидуальные для каждого ребенка (контроль-тесты через 4 недели, по 1 тесту в занятие) |
Утренняя гимнастика, физические упражнения для укрепления сводов стопы под руководством родителей |
Переход из детского сада в школу сопровождается резким сокращением двигательной активности ребенка. Это приводит к эффекту школьная гиподинамия и увеличению ожирения.
В ходе
эксперимента было выявлено, что девочки с избыточной массой тела опережают
своих сверстниц в 70-ти % по показателям длины и массы тела (табл. 2,3), т.е.
относятся к макро- или мегалосомному типу.
Таблица 2
Сравнительная
характеристика длины тела девочек участвующих в эксперименте
Возраст лет |
Кол-во обследо ванных |
ГРУППА «К» |
Кол-во обследо ванных |
ГРУППА «Э» |
Разность ДТ см |
||||||
ДТ см |
σ |
∆ в см |
CV % |
ДТ см |
σ |
∆ в см |
CV, % |
||||
5 |
97 |
108,4 |
3,59 |
6,5 7,8 4,9 4,1 6,3 |
3,3 |
19 |
110,2 |
4,8 |
10,0 7,8 6,0 4,0 5,0 |
4,3 |
1,8 |
6 |
82 |
114,9 |
4,26 |
3,7 |
21 |
120,2 |
5,8 |
4,8 |
5,3 |
||
7 |
83 |
122,3 |
4,77 |
3,9 |
15 |
128 |
7,3 |
5,7 |
5,7 |
||
8 |
72 |
127,2 |
5,08 |
3,99 |
24 |
134 |
8,1 |
6,0 |
6,8 |
||
9 |
86 |
131,3 |
5,71 |
4,3 |
23 |
138 |
7,6 |
5,5 |
6,7 |
||
10 |
89 |
137,6 |
4,92 |
3,6 |
29 |
143 |
6,9 |
4,8 |
5,4 |
||
М |
509 |
- |
- |
5,9 |
3,8 |
131 |
- |
- |
6,6 |
5,2 |
5,3 |
Примечание: группа «Э» - экспериментальная; группа «К» - контрольная
На рисунке 4
показана интенсивность роста длины тела у девочек контрольной и
экспериментальной групп. В течение эксперимента ИР снизилась с 8,7 до 3,5 %,
что являлось следствием возрастного замедления ростовых процессов в контрольной
и экспериментальной группах. Разность по длине тела в 5 лет составляла 1,8 см,
в 10 лет 5,4 см, т.е. девочки с ожирением достоверно превосходили сверстниц по
показателям габаритного варьирования.
Таблица 3
Возраст |
Кол-во обследованных |
Группа «К» |
Кол-во обследованных |
Группа «Э» |
Разность «К»-«Э» кг |
||||||
МТ кг |
σ кг |
∆ кг |
CV % |
МТ кг |
σ кг |
∆ кг |
CV % |
||||
5 |
97 |
19,5 |
2,7 |
1,9 2,6 2,7 1,0 5,5 |
13,8 |
19 |
29,1 |
4,2 |
2,7 3,8 1,9 3,3 7,7 |
14,4 |
9,6 |
6 |
82 |
21,4 |
3,1 |
14,5 |
21 |
31,8 |
5,6 |
17,6 |
10,4 |
||
7 |
83 |
24,0 |
3,8 |
15,8 |
15 |
35,6 |
8,8 |
24,7 |
11,6 |
||
8 |
72 |
26,7 |
4,4 |
16,5 |
24 |
37,5 |
5,3 |
14,1 |
10,8 |
||
9 |
86 |
27,7 |
4,8 |
17,3 |
23 |
40,8 |
8,9 |
21,8 |
13,1 |
||
10 |
89 |
33,2 |
5,6 |
16,9 |
29 |
48,5 |
7,3 |
15,1 |
15,3 |
||
М |
509 |
- |
3,1 |
2,74 |
16,6 |
131 |
- |
6,8 |
3,9 |
17,9 |
10,3 |
Рис. 4. Интенсивность роста длины тела (в %) и динамика длины тела (в см) у девочек 5-10 лет
Интенсивность
роста общей массы тела имеет свои возрастные характеристики (рис.5).
Рис. 5. Интенсивность роста массы тела (в %) и динамика массы тела (в кг) у девочек 5-10 лет
В течение эксперимента ИР массы тела девочек с ожирением не участвующих в эксперименте увеличивается с 8,9 до 17,2%. Разность прироста массы тела в 5 лет составила 9,6 кг, в 10 лет – 15,3 кг. У девочек экспериментальной группы прирост жировой массы к концу первого года эксперимента снизился в три раза, однако общая масса тела продолжала увеличиваться, что явилось генетической обусловленностью.
Из анамнеза установлено, что дети, рожденные с избыточной массой сохраняли опережение и относились к МаС типу. Результаты наблюдений показали, что девочки экспериментальной группы составляют самостоятельную выборку по габаритному варьированию (рис. 6), для которой были отдельно рассчитаны оценочные коэффициенты, что позволило сравнивать динамику показателей длины и массы тела в группах детей, как с нормальной, так и избыточной массой, исходя из одной нулевой линии отсчета.
Рис. 6. Распределение девочек экспериментальной группы по ГУВ (%)
1 – 1980 г. По Р. Н.Дорохову; 2 – экспериментальные данные
В таблице 4 приводятся оригинальные результаты, полученные для расчета
габаритного варьирования девочек с ожирением.
Таблица 4
Оценочные коэффициенты для определения
габаритного варьирования девочек с I и II степенью ожирения
Возраст, лет |
Длина тела |
Масса тела |
||
А |
В |
А |
В |
|
5 |
86,2 |
48 |
8,1 |
42 |
6 |
91,2 |
58 |
3,8 |
56 |
7 |
91,5 |
73 |
-8,4 |
88 |
8 |
93,5 |
81 |
11,0 |
53 |
9 |
100,0 |
76 |
-3,7 |
89 |
10 |
108,5 |
69 |
12,0 |
73 |
Для оценки гармоничности развития были рассчитаны весо-ростовые индексы Кетле I и Кетле II (табл.5). Первый позволял оценить величину массы тела, приходящуюся на единицу ее длины, второй – отношение массы к поверхности тела.
Таблица 5
Индексы Кетле I (кг/см) и II (г/см2) для детей «нормального» развития и с избыточной массой тела
Возраст, лет |
ГРУППА «К» |
ГРУППА «Э» |
||
ИНДЕКСЫ |
||||
Кетле I |
Кетле II |
Кетле I |
Кетле II |
|
5 |
0,173 |
1,57 |
0,268 |
1,900 |
6 |
0,184 |
1,58 |
0,267 |
1,736 |
7 |
0,195 |
1,60 |
0,292 |
2,01 |
8 |
0,206 |
1,64 |
0,278 |
1,806 |
9 |
0,220 |
1,68 |
0,262 |
1,740 |
10 |
0,235 |
1,72 |
0,338 |
1,956 |
Неравномерность прироста показателей индекса Кетле II (скачок в 7 лет) объясняется тем, что в школу приходят дети как «домашнего воспитания», так и из ДДУ, которые имеют различный вес из-за перекармливания и низкой двигательной активности. Было установлено, что дети с ожирением, имеющие большую поверхность тела чаще при занятиях на свежем воздухе переохлаждаются и болеют, т.е. по динамике индекса Кетле II можно судить о риске по заболеваниям и особенностям педагогических подходов в построении тренировочных занятий с акцентом на здоровьеформирующие методы подготовки.
Предложенные нами аэробные упражнения игрового плана наиболее эффективно влияют на динамику и характер распределения жировой массы в экспериментальной группе девочек (рис 7).
Рис. 7. Интенсивность прироста жировой массы у лиц экспериментальной группы девочек банального варианта развития (ВР «В»)
В контрольной группе прирост ЖМ оставался постоянным, в экспериментальной – он снизился в три раза. Мы добились снижения интенсивности роста жировой массы при возрастном увеличении массы тела. Направленные педагогические занятия с использованием игрового метода привели к положительной динамике в оценке степени ожирения. Корреляционный анализ подтвердил этот вывод.
Изучение выраженности мышечной массы у девочек с ожирением и динамики абсолютной и относительной силы основных мышечных групп показали, что относительная сила у девочек с ожирением ниже нормы. Однако девочки из этой же группы, но с выраженной мышечной массой более 0,560 усл. ед. по внутригрупповой градации стоят ближе к возрастной норме и быстрее усваивают и выполняют движение после рассказа (вербальный тип усвоения движений), чем после показа движения, без рассказа (рис 8).
Рис. 8. Изменение относительной силы у девочек контрольной и экспериментальной групп
Установлено, что
недостаточная относительная сила мышц приводит к низким показателям активной
подвижности в суставах, но не сказывается на пассивной подвижности, на которую
не влияет величина ожирения, часто связанная с дисплазией соединительной ткани.
Акцентировать внимание на упражнениях, развивающих подвижность и гибкость у
девочек с ожирением не целесообразно. Следует обращать внимание на увеличение
абсолютной силы мышц, которая приводит к увеличению подвижности в суставах.
Девочки с ожирением в 63% случаев имеют признаки уплощения стопы (рис.9). Особенно отчетливо это проявляется в увеличении распластывания поперечного свода стопы. В 90% наблюдений это результат слабости мышечного аппарата голени и стопы (P<0,01). Применение специальных упражнений с использованием различных видов ходьбы при согнутой, разогнутой, пронированной и супинированной стопе, а также при изменении угла между голенью и стопой.
Рис. 9. Плантограмма девочек 6 лет с нормальной (А) и избыточной (Б) массой тела
Ощутимые результаты в изменениях плантограмм выявляются только к концу второго года эксперимента. Установлено, что показатели кистевой динамометрии, приводимые во множестве работ как показатель общего развития силы ребенка не коррелируют с силой мышц, действующих на другие суставы.
Рис. 10. Пневматический кистевой динамометр для измерения силы у детей первого детства
1 – манометр; 2 – тарировочный груз; 3 – груша, поднимающая давление; 4 – мягкая игрушка, сжимаемая кистью ребенка; 5 – перекрываемый воздушный канал; 6 – клапан – регулятор направления воздуха
Стандартные кистевые динамометры не пригодны для измерения силы у детей детсадовского возраста, поэтому мы разработали свой вариант кистевого пневматического динамометра (рац. предл. № 72 от «3» 2003г.) (рис. 10).
В таблице 6 приведены показатели изменения абсолютной силы мышц у девочек с ожирением. Предложенный нами метод показал, что за время эксперимента произошло увеличение силы мышц, особенно сгибателей стопы и разгибателей тазобедренного сустава. Минимальный прирост отмечается у сгибателей локтевого сустава.
Таблица 6
Показатели абсолютной силы мышц у девочек с ожирением (кг)
Сила мышц всех изученных суставов |
5 лет, кг (В) |
10 лет, кг (А) |
Δ кг |
ИР % |
Кистевая динамометрия |
Пр. 6,02 Лев. 5,22 |
14,82 13,68 |
8,8 8,46 |
84,4 89,5 |
Разгибатели локтевого сустава |
5,4 |
13,6 |
8,2 |
86,3 |
Сгибатели локтевого сустава |
7,6 |
11,3 |
3,7 |
39,2 |
Разгибатели плечевого сустава |
1,5 |
7,8 |
6,3 |
77,4 |
Сгибатели плечевого сустава |
2,8 |
6,6 |
3,8 |
80,8 |
Разгибатели стопы |
4,3 |
11,9 |
7,6 |
93,8 |
Сгибатели стопы |
18,6 |
56,4 |
37,8 |
100,8 |
Разгибатели тазобедренного сустава |
15,9 |
60,4 |
44,5 |
116,6 |
Сгибатели тазобедренного сустава |
18,7 |
44,5 |
25,8 |
81,6 |
Сгибатели туловища |
16,6 |
28,0 |
11,4 |
51,1 |
Разгибатели туловища |
34,5 |
55,7 |
21,2 |
71,6 |
С целью выяснения
предложенного метода занятий по скоростным показателям было проведено
педагогическое тестирование. Для определения скоростно-силовых возможностей
было проведено тестирование в прыжковых упражнениях (с махом руками, руки за
спину) и метание набивного мяча на дальность. Статическая выносливость
определялась при помощи теста «вис лежа».
Под влиянием предложенного метода занятий произошло снижение различий между девочками контрольной и экспериментальной группы. Установлено, что только обучение правильной технике прыжков привело к достоверному улучшению показателей в тестовых упражнениях.
Систематические занятия с использованием игр, подобранных для развития определенных физических качеств в зависимости от их выраженности, привели к достоверному улучшению относительной силы мышц, выносливости, координации движений в результатах тестовых упражнений. В таблице 7 приведены игры, которые использовались при физической подготовке детей (на примере быстроты). Дети с ожирением под влиянием игр улучшили показатели в беге. Их «достижения» привели к повышению интереса и желанию заниматься в группах физической подготовки во внеурочное время. Родители отметили повышение активности ребенка, желание помогать в домашних делах.
Таблица 7
Игры, рекомендуемые для развития различных физических качеств
Развитие быстроты движений |
|||||
Название игры |
Положение игрока |
Мышцы спины |
Мышцы брюшного пресса |
Мышцы верхней конечности |
Мышцы нижней конечности |
«Салки» |
Свободное положение и перемещение |
|
|
|
|
«Кто быстрее и дальше» |
Старт, метания, бег |
|
|
|
|
«Городок за городком» |
Движение на одной ноге и смена ног |
|
|
|
|
«Мяч в воздухе» |
Свободная стойка, бросок, бег |
|
|
|
|
«Гуси и волк» |
Свободное положение |
|
|
|
|
«Бег раков» |
Спиной по направлению бега |
|
|
|
|
Положительно
проявил себя метод тестографии. Его использование – начальная картина динамики
физических возможностей ребенка и результата систематических занятий в группах
с дополнительным здоровьеформирующим методом.
Девочек с
избыточной массой целесообразно рассматривать как самостоятельную группу,
требующую специального педагогического подхода, для снижения степени ожирения.
Предложенная методика дополнительных занятий и двигательный режим 5 часов в неделю в комбинации с игровым методом приводит к снижению интенсивности прироста жировой массы в течение двух лет систематических занятий. Разработанная комплексная программа для работы с детьми с избыточной массой тела позволяет:
- повышать двигательную активность детей в течение дня;
- увеличить относительную силу в звеньях тела в зависимости от распределения жировой массы;
- добиться снижения интенсивности прироста жировой массы у детей и постепенно перевести их на общий двигательный режим.
В работе
обоснованы приоритетные направления в эффективном применении подвижных игр,
тренировок на выносливость и подвижность в суставах для снижения жирового
компонента.
В заключении следует отметить, что дети с ожирением в школах должны иметь специальные программы проведения занятий по физической подготовке, направленные на совершенствование двигательных качеств.
Выводы разрешите не зачитывать, т.к. они фактически были изложены в докладе и проиллюстрированы на рисунках и в таблицах.
Работа докладывалась и получила одобрение на отчетных конференциях молодых ученых СГАФКСТ в 2003 -2006 гг., на конференциях в Коломне, Ижевске, опубликована в международных сборниках и трудах Краснодарского, Свердловского, Смоленского ВУЗов, в ноябре 2006 г прошла апробацию. По теме опубликовано более 15 научных работ.
1. Яйленко А.А. Критерии уровня здоровья детей различных морфофенотипов [Текст] / А.А. Яйленко // Дети, спорт, здоровье: Межрегиональный сб. науч. трудов. – Смоленск: СГАФКСТ, 2005. – С. 122-125.
2. Зернова Н.И.. Влияние соматотипа на адаптацию и развитие детей первого детства [Текст] / Н.И.Зернова // Интегративная антропология – медицине и спорту: Межрегион. Сб. науч.трудов. – Смоленск, 2004. – 127-130.
3. Дорохов Р.Н. Ориентиры формирования физических качеств у детей и подростков [Текст] / Р.Н. Дорохов // Новые методы исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте. – Смоленск, 1999. – С. 69-74.
4. Садчикова Л.И. Соматические и педагогические компоненты оздоровительной физической культуры с детьми младшего школьного возраста: Дис. … канд.пед.наук. [Текст] / Любовь Ивановна Садчикова. – Смоленск, 2003.
5. Клиорин А.И. Типы конституции у детей [Текст] / А.И. Клиорин // Биологические проблемы учения о конституции человека. – Л.: Наука, 1979. – С. 121-168.
6. Васин Ю.Г. Физические упражнения – основа профилактики ожирения у детей [Текст] / Ю.Г.Васин. – Киев: Здоровья, 1989. – 99 с.
7. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания [Текст] / В.К.Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1999. – №4. – С. 21-40.
8. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации [Текст] / Л.И.Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – №1. – С. 11-17.
9. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] / В.И. Лях. – М.: ТерраСпорт, 2000. – 192 с.
USE OF MOBILE GAMES AND CORRECTIONAL EXERCISES IN IMPROVING FROM A HEALTH POINT OF VIEW OF CHILDREN WITH OBESITY
Bubnenkova
O. M.
There are not enough investigations, connected with education and improving from a health point of view of children with obesity. It has been established that groups for improving from a health point of view should be formed according with indices of body mass, Ketle I index, biological development variant, results of stage pedagogical test. The complex programmes on the basis of mobile games has been worked out. This programme allows: to make more active mobile activity of children; to increase the comparative strength in taking into account the distribution of fatty mass along the body to reduce the intensity of fatty mass increase.
Key words: obesity, somatic type, mobile activity.
Кафедра анатомии и биомеханики
Смоленская государственная академия физической культуры,
спорта и туризма
Depatment of anatomy and biomechanic
Smolensk State Academy of Physical Culture,
Sport and Tourism
Поступила в редакцию 10.09.2008.