Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 7. -

Вып. 3. - 2008. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTМ

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-19-html/TITL-19.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-19-html/cont.htm

 

УДК 372.212.1+616-056.52

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И КОРРИГИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ  ПРИ ОЗДОРОВЛЕНИИ  ДЕТЕЙ С ОЖИРЕНИЕМ

 

Ó 2008 г. Бубненкова О. М.

 

(bubenkova.doc)

 

Исследований, посвященных воспитанию и оздоровлению детей с избыточным весом, крайне не достаточно. Установлено, что группы для оздоровления необходимо формировать по показателям массы тела, индексу Кетле I, варианту биологического развития, результатам этапного педагогического тестирования и тестографии. Разработана комплексная программа на основании подвижных игр, позволяющая: активизировать двигательную активность детей; увеличить относительную силу при учете распределения жировой массы вдоль тела; снижать интенсивность прироста жировой массы.

Ключевые слова: ожирение, соматический тип, двигательная активность.

 

Введение

 

Работа посвящена педагогической проблеме оздоровления детей с избыточной массой тела, т.е. ожирением. В условиях современного общества особую актуальность приобретает проблема здоровья и патологии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера и направленности педагогических воздействий. Дошкольный возраст является базисным для приобретения и правильного формирования жизненнонеобходимых навыков и умений. Проведенное скрининговое обследование по поручению МинЗдрава РФ 320 тыс. детей показало отклонения в состоянии здоровья у 60%. 35% детей нуждаются в стационарном лечении и 40% относится к группе риска по тем или иным заболеваниям. По Смоленской области только 27% детей относится к первой группе здоровья, 37% находится в относительно здоровом состоянии, остальные 36% страдают различными заболеваниями, из них 50% страдает ожирением или дефицитом веса (А.А. Яйленко, 2005; Н.И. Зернова, 2004; Р.Н. Дорохов, 1999; Л.И. Садчикова, 2003).

Результаты, опубликованные Всемирной организацией Здравоохранения показывают, что ожирение принимает роль эпидемии. (А.И. Клиорин, 1979; Ю.Г. Васин, 1989; В.К. Бальсевич, 1999; Л.И. Лубышева, 1996; В.И. Лях, 2000). Для борьбы с ожирением за рубежом выделяются миллиарды долларов, в России ни рубля.

Исследователи R.N. Parnell (2002) и А.И. Клиорин подчеркивают, что не достаточно изучены дети с избыточной массой тела, а это дети риска. При правильном подходе к их физическому воспитанию в 78% случаев они могут перейти в группу здоровых детей.

В сложившейся ситуации работа, направленная на профилактику и борьбу с ожирением, является актуальной.

В первоначальную выборку входило 640 девочек 5-10 лет. В педагогическом эксперименте принимало участие 212 девочек из них 55 с ожирением I и II степени и 157 с нормальным весом (рис 1).

 

Рис. 1. Схема проведения педагогического эксперимента

 

Все дети проходили комплексное обследование педиатрами в ДДУ и врачами подростковых кабинетов по месту жительства.

Педагогический эксперимент состоял из 256 занятий: а) групповые занятия с целью развития физических качеств; б) подвижные игры и беговые упражнения в соответствии с целью эксперимента; в) домашние занятия – выполнение упражнений под руководством родителей, которым были даны конкретные установки по проведению упражнений (рис 2).

Процентное соотношение указанных занятий приведено на рис. 3. На втором году эксперимента увеличилось количество занятий в зале и на свежем воздухе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2. Направленность упражнений в педагогическом эксперименте

 

 

 

Рис. 3. Распределение тренировочных занятий в течение эксперимента

 

В результате исследования были получены следующие результаты

 

Таблица 1

Двигательная активность детей дошкольного и младшего школьного возраста

№ п/п

Виды занятий, характер работы

Возрастные группы, продолжительность занятий

5-6 лет

7-10 лет

1

Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня:

1) утренняя гимнастика

Ежедневно

5-7 минут

По информации родителей

2) подвижные игры, физические упражнения на свежем воздухе (прогулка)

Ежедневно

2 раза

до обеда 25 – 30 минут,

после тихого часа 15 -20 минут

Двигательная активность на школьном стадионе

3) хореография

1 раз в неделю (30 минут)

нет

4) ритмические занятия с музыкальным сопровождением

2 раза в неделю (15-20 минут)

нет

5) физкультминутка

Ежедневно во время занятий 2-3 минуты

Ежедневно во время занятий 3-5 минут

2

Активный отдых:

1) физкультурные праздники

2-3 раза в год на более 90 минут

2 раза в год

2) дни здоровья

1 раз в 3 месяца

1 раз в год

3

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Ежедневно

Характер и продолжительность зависит от индивидуальных особенностей ребенка и контроля родителей

4

Домашние задания индивидуальные для каждого ребенка (контроль-тесты через 4 недели, по 1 тесту в занятие)

Утренняя гимнастика, физические упражнения для укрепления сводов стопы под руководством родителей

 

Переход из детского сада в школу сопровождается резким сокращением двигательной активности ребенка. Это приводит к эффекту школьная гиподинамия и увеличению ожирения.

 

 

Результаты педагогического эксперимента

 

В ходе эксперимента было выявлено, что девочки с избыточной массой тела опережают своих сверстниц в 70-ти % по показателям длины и массы тела (табл. 2,3), т.е. относятся к макро- или мегалосомному типу.

 

Таблица 2

 

Сравнительная характеристика длины тела девочек участвующих в эксперименте

 

Возраст

лет

Кол-во обследо

ванных

ГРУППА «К»

Кол-во обследо

ванных

ГРУППА «Э»

Разность

ДТ

см

ДТ

см

σ

в см

CV

%

ДТ

см

σ

в см

CV,

%

5

97

108,4

3,59

6,5

7,8

4,9

4,1

6,3

3,3

19

110,2

4,8

10,0

7,8

6,0

4,0

5,0

4,3

1,8

6

82

114,9

4,26

3,7

21

120,2

5,8

4,8

5,3

7

83

122,3

4,77

3,9

15

128

7,3

5,7

5,7

8

72

127,2

5,08

3,99

24

134

8,1

6,0

6,8

9

86

131,3

5,71

4,3

23

138

7,6

5,5

6,7

10

89

137,6

4,92

3,6

29

143

6,9

4,8

5,4

М

509

-

-

5,9

3,8

131

-

-

6,6

5,2

5,3

 

Примечание: группа «Э» - экспериментальная; группа «К» - контрольная

 

На рисунке 4 показана интенсивность роста длины тела у девочек контрольной и экспериментальной групп. В течение эксперимента ИР снизилась с 8,7 до 3,5 %, что являлось следствием возрастного замедления ростовых процессов в контрольной и экспериментальной группах. Разность по длине тела в 5 лет составляла 1,8 см, в 10 лет 5,4 см, т.е. девочки с ожирением достоверно превосходили сверстниц по показателям габаритного варьирования.

 

 

                            Таблица 3

Приросты массы тела девочек контрольной и экспериментальной группы

                                                                    

Возраст

Кол-во обследованных

Группа «К»

Кол-во обследованных

Группа «Э»

Разность

«К»-«Э»

кг

МТ

кг

σ

кг

кг

CV

%

МТ

кг

σ

кг

кг

CV

%

5

97

19,5

2,7

1,9

2,6

2,7

1,0

5,5

13,8

19

29,1

4,2

2,7

3,8

1,9

3,3

7,7

14,4

9,6

6

82

21,4

3,1

14,5

21

31,8

5,6

17,6

10,4

7

83

24,0

3,8

15,8

15

35,6

8,8

24,7

11,6

8

72

26,7

4,4

16,5

24

37,5

5,3

14,1

10,8

9

86

27,7

4,8

17,3

23

40,8

8,9

21,8

13,1

10

89

33,2

5,6

16,9

29

48,5

7,3

15,1

15,3

М

509

-

3,1

2,74

16,6

131

-

6,8

3,9

17,9

10,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 4. Интенсивность роста длины тела (в %) и динамика длины тела (в см) у девочек 5-10 лет

 

 

Интенсивность роста общей массы тела имеет свои возрастные характеристики (рис.5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 5. Интенсивность роста массы тела (в %) и динамика массы тела (в кг) у девочек 5-10 лет

 

В течение эксперимента ИР массы тела девочек с ожирением не участвующих в эксперименте увеличивается с 8,9 до 17,2%. Разность прироста массы тела в 5 лет составила 9,6 кг, в 10 лет – 15,3 кг. У девочек экспериментальной группы прирост жировой массы к концу первого года эксперимента снизился в три раза, однако общая масса тела продолжала увеличиваться, что явилось генетической обусловленностью.

Из анамнеза установлено, что дети, рожденные с избыточной массой сохраняли опережение и относились к МаС типу. Результаты наблюдений показали, что девочки экспериментальной группы составляют самостоятельную выборку по габаритному варьированию (рис. 6), для которой были отдельно рассчитаны оценочные коэффициенты, что позволило сравнивать динамику показателей длины и массы тела в группах детей, как с нормальной, так и избыточной массой, исходя из одной нулевой линии отсчета.

 

Рис. 6. Распределение девочек экспериментальной группы по ГУВ (%)

1 – 1980 г. По Р. Н.Дорохову; 2 – экспериментальные данные

 

В таблице 4 приводятся оригинальные результаты, полученные для расчета габаритного варьирования девочек с ожирением.

Таблица 4

Оценочные коэффициенты для определения габаритного варьирования девочек с I и II степенью ожирения

 

Возраст, лет

Длина тела

Масса тела

А

В

А

В

5

86,2

48

8,1

42

6

91,2

58

3,8

56

7

91,5

73

-8,4

88

8

93,5

81

11,0

53

9

100,0

76

-3,7

89

10

108,5

69

12,0

73

 

Для оценки гармоничности развития были рассчитаны весо-ростовые индексы Кетле I и Кетле II (табл.5). Первый позволял оценить величину массы тела, приходящуюся на единицу ее длины, второй – отношение массы к поверхности тела.

 

 

 

 

Таблица 5

Индексы Кетле I (кг/см) и II (г/см2) для детей «нормального» развития и с избыточной массой тела

Возраст, лет

ГРУППА «К»

ГРУППА «Э»

ИНДЕКСЫ

Кетле I

Кетле II

Кетле I

Кетле II

5

0,173

1,57

0,268

1,900

6

0,184

1,58

0,267

1,736

7

0,195

1,60

0,292

2,01

8

0,206

1,64

0,278

1,806

9

0,220

1,68

0,262

1,740

10

0,235

1,72

0,338

1,956

 

Неравномерность прироста показателей индекса Кетле II (скачок в 7 лет) объясняется тем, что в школу приходят дети как «домашнего воспитания», так и из ДДУ, которые имеют различный вес из-за перекармливания и низкой двигательной активности. Было установлено, что дети с ожирением, имеющие большую поверхность тела чаще при занятиях на свежем воздухе переохлаждаются и болеют, т.е. по динамике индекса Кетле II можно судить о риске по заболеваниям и особенностям педагогических подходов в построении тренировочных занятий с акцентом на здоровьеформирующие методы подготовки.

Предложенные нами аэробные упражнения игрового плана наиболее эффективно влияют на динамику и характер распределения жировой массы в экспериментальной группе девочек (рис 7).

 

Рис. 7. Интенсивность прироста жировой массы у лиц экспериментальной группы девочек банального варианта развития (ВР «В»)

 

В контрольной группе прирост ЖМ оставался постоянным, в экспериментальной – он снизился в три раза. Мы добились снижения интенсивности роста жировой массы при возрастном увеличении массы тела. Направленные педагогические занятия с использованием игрового метода привели к положительной динамике в оценке степени ожирения. Корреляционный анализ подтвердил этот вывод.

Изучение выраженности мышечной массы у девочек с ожирением и динамики абсолютной и относительной силы основных мышечных групп показали, что относительная сила у девочек с ожирением ниже нормы. Однако девочки из этой же группы, но с выраженной мышечной массой более 0,560 усл. ед. по внутригрупповой градации стоят ближе к возрастной норме и быстрее усваивают и выполняют движение после рассказа (вербальный тип усвоения движений), чем после показа движения, без рассказа (рис 8).

 

 

Рис. 8. Изменение относительной силы у девочек контрольной и экспериментальной групп

 

Установлено, что недостаточная относительная сила мышц приводит к низким показателям активной подвижности в суставах, но не сказывается на пассивной подвижности, на которую не влияет величина ожирения, часто связанная с дисплазией соединительной ткани. Акцентировать внимание на упражнениях, развивающих подвижность и гибкость у девочек с ожирением не целесообразно. Следует обращать внимание на увеличение абсолютной силы мышц, которая приводит к увеличению подвижности в суставах.

Девочки с ожирением в 63% случаев имеют признаки уплощения стопы (рис.9). Особенно отчетливо это проявляется в увеличении распластывания поперечного свода стопы. В 90% наблюдений это результат слабости мышечного аппарата голени и стопы (P<0,01). Применение специальных упражнений с использованием различных видов ходьбы при согнутой, разогнутой, пронированной и супинированной стопе, а также при изменении угла между голенью и стопой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 9. Плантограмма девочек 6 лет с нормальной (А) и избыточной (Б) массой тела

 

Ощутимые результаты в изменениях плантограмм выявляются только к концу второго года эксперимента. Установлено, что показатели кистевой динамометрии, приводимые во множестве работ как показатель общего развития силы ребенка не коррелируют с силой мышц, действующих на другие суставы.

 

 

 

 

 

Рис. 10. Пневматический кистевой динамометр для измерения силы у детей первого детства

1 – манометр; 2 – тарировочный груз; 3 – груша, поднимающая давление; 4 – мягкая игрушка, сжимаемая кистью ребенка; 5 – перекрываемый воздушный канал; 6 – клапан – регулятор направления воздуха

 

Стандартные кистевые динамометры не пригодны для измерения силы у детей детсадовского возраста, поэтому мы разработали свой вариант кистевого пневматического динамометра (рац. предл. № 72 от «3» 2003г.) (рис. 10).

В таблице 6 приведены показатели изменения абсолютной силы мышц у девочек с ожирением. Предложенный нами метод показал, что за время эксперимента произошло увеличение силы мышц, особенно сгибателей стопы и разгибателей тазобедренного сустава. Минимальный прирост отмечается у сгибателей локтевого сустава.

Таблица 6

Показатели абсолютной силы мышц у девочек с ожирением (кг)

 

Сила мышц всех изученных суставов

5 лет,

кг

(В)

10 лет,

кг

(А)

Δ

кг

ИР

%

Кистевая динамометрия

Пр.  6,02

Лев. 5,22

14,82

13,68

8,8

8,46

84,4

89,5

Разгибатели локтевого сустава

5,4

13,6

8,2

86,3

Сгибатели локтевого сустава

7,6

11,3

3,7

39,2

Разгибатели плечевого сустава

1,5

7,8

6,3

77,4

Сгибатели плечевого сустава

2,8

6,6

3,8

80,8

Разгибатели стопы

4,3

11,9

7,6

93,8

Сгибатели стопы

18,6

56,4

37,8

100,8

Разгибатели тазобедренного сустава

15,9

60,4

44,5

116,6

Сгибатели тазобедренного сустава

18,7

44,5

25,8

81,6

Сгибатели туловища

16,6

28,0

11,4

51,1

Разгибатели туловища

34,5

55,7

21,2

71,6

 

С целью выяснения предложенного метода занятий по скоростным показателям было проведено педагогическое тестирование. Для определения скоростно-силовых возможностей было проведено тестирование в прыжковых упражнениях (с махом руками, руки за спину) и метание набивного мяча на дальность. Статическая выносливость определялась при помощи теста «вис лежа».

Под влиянием предложенного метода занятий произошло снижение различий между девочками контрольной и экспериментальной группы. Установлено, что только обучение правильной технике прыжков привело к достоверному улучшению показателей в тестовых упражнениях.

Систематические занятия с использованием игр, подобранных для развития определенных физических качеств в зависимости от их выраженности, привели к достоверному улучшению относительной силы мышц, выносливости, координации движений в результатах тестовых упражнений. В таблице 7 приведены игры, которые использовались при физической подготовке детей (на примере быстроты). Дети с ожирением под влиянием игр улучшили показатели в беге. Их «достижения» привели к повышению интереса и желанию заниматься в группах физической подготовки во внеурочное время. Родители отметили повышение активности ребенка, желание помогать в домашних делах.

Таблица 7

Игры, рекомендуемые для развития различных физических качеств

Развитие быстроты движений

Название игры

Положение игрока

Мышцы спины

Мышцы брюшного пресса

Мышцы верхней конечности

Мышцы нижней конечности

«Салки»

Свободное положение и перемещение

 

 

 

 

«Кто быстрее и дальше»

Старт, метания, бег

 

 

 

 

«Городок за городком»

Движение на одной ноге и смена ног

 

 

 

 

«Мяч в воздухе»

Свободная стойка, бросок, бег

 

 

 

 

«Гуси и волк»

Свободное положение

 

 

 

 

«Бег раков»

Спиной по направлению бега

 

 

 

 

 

Положительно проявил себя метод тестографии. Его использование – начальная картина динамики физических возможностей ребенка и результата систематических занятий в группах с дополнительным здоровьеформирующим методом.

 

Заключение

 

Девочек с избыточной массой целесообразно рассматривать как самостоятельную группу, требующую специального педагогического подхода, для снижения степени ожирения.

Предложенная методика дополнительных занятий и двигательный режим 5 часов в неделю в комбинации с игровым методом приводит к снижению интенсивности прироста жировой массы в течение двух лет систематических занятий. Разработанная комплексная программа для работы с детьми с избыточной массой тела позволяет:

-                повышать двигательную активность детей в течение дня;

-                увеличить относительную силу в звеньях тела в зависимости от распределения жировой массы;

-                 добиться снижения интенсивности прироста жировой массы у детей и постепенно перевести их на общий двигательный режим.

В работе обоснованы приоритетные направления в эффективном применении подвижных игр, тренировок на выносливость и подвижность в суставах для снижения жирового компонента.

В заключении следует отметить, что дети с ожирением в школах должны иметь специальные программы проведения занятий по физической подготовке, направленные на совершенствование двигательных качеств.

Выводы разрешите не зачитывать, т.к. они фактически были изложены в докладе и проиллюстрированы на рисунках и в таблицах.

Работа докладывалась и получила одобрение на отчетных конференциях молодых ученых СГАФКСТ в 2003 -2006 гг., на конференциях в Коломне, Ижевске, опубликована в международных сборниках и трудах Краснодарского, Свердловского, Смоленского ВУЗов, в ноябре 2006 г прошла апробацию. По теме опубликовано более 15 научных работ.

 

Литература

 

1.     Яйленко А.А. Критерии уровня здоровья детей различных морфофенотипов [Текст] / А.А. Яйленко // Дети, спорт, здоровье: Межрегиональный сб. науч. трудов. – Смоленск: СГАФКСТ, 2005. – С. 122-125.

2.     Зернова Н.И.. Влияние соматотипа на адаптацию и развитие детей первого детства [Текст] / Н.И.Зернова // Интегративная антропология – медицине и спорту: Межрегион. Сб. науч.трудов. – Смоленск, 2004. – 127-130.

3.     Дорохов Р.Н. Ориентиры формирования физических качеств у детей и подростков [Текст] / Р.Н. Дорохов // Новые методы исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте. – Смоленск, 1999. – С. 69-74.

4.     Садчикова Л.И. Соматические и педагогические компоненты оздоровительной физической культуры с детьми младшего школьного возраста: Дис. … канд.пед.наук. [Текст]  / Любовь Ивановна Садчикова. – Смоленск, 2003.

5.     Клиорин А.И. Типы конституции у детей [Текст] / А.И. Клиорин // Биологические проблемы учения о конституции человека. – Л.: Наука, 1979. – С. 121-168.

6.     Васин Ю.Г. Физические упражнения – основа профилактики ожирения у детей [Текст] / Ю.Г.Васин. – Киев: Здоровья, 1989. – 99 с.

7.     Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания [Текст] / В.К.Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1999. – №4. – С. 21-40.

8.     Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации [Текст] / Л.И.Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – №1. – С. 11-17.

9.     Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] /  В.И. Лях. – М.: ТерраСпорт, 2000. – 192 с.

 

USE OF MOBILE GAMES AND CORRECTIONAL EXERCISES IN IMPROVING FROM A HEALTH POINT OF VIEW OF CHILDREN WITH OBESITY

 

Bubnenkova O. M.

 

There are not enough investigations, connected with education and improving from a health point of view of children with obesity. It has been established that groups for improving from a health point of view should be formed according with indices of body mass, Ketle I index, biological development variant, results of stage pedagogical test. The complex programmes on the basis of mobile games has been worked out. This programme allows: to make more active mobile activity of children; to increase the comparative strength in taking into account the distribution of fatty mass along the body to reduce the intensity of fatty mass increase.

Key words: obesity, somatic type,  mobile activity.

 

Кафедра анатомии и биомеханики

Смоленская государственная академия физической культуры,

спорта и туризма

Depatment of anatomy and biomechanic

Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Поступила в редакцию 10.09.2008.