Математическая морфология.
Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 7. -
Вып. 3. - 2008. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTМ
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-19-html/TITL-19.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-19-html/cont.htm
 
УДК 372.212.1+616-056.52
 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И КОРРИГИРУЮЩИХ
УПРАЖНЕНИЙ  ПРИ ОЗДОРОВЛЕНИИ  ДЕТЕЙ С ОЖИРЕНИЕМ
 
Ó 2008 г. Бубненкова О. М.
 
 
Исследований,
посвященных воспитанию и оздоровлению детей с избыточным весом, крайне не
достаточно. Установлено, что группы для оздоровления необходимо формировать по
показателям массы тела, индексу Кетле I, варианту биологического развития, результатам этапного
педагогического тестирования и тестографии. Разработана комплексная программа на
основании подвижных игр, позволяющая: активизировать двигательную активность
детей; увеличить относительную силу при учете распределения жировой массы вдоль
тела; снижать интенсивность прироста жировой массы.
Ключевые
слова: ожирение, соматический тип, двигательная активность. 
 
Введение 
 
Работа посвящена педагогической проблеме оздоровления детей с избыточной массой тела, т.е. ожирением. В условиях современного общества особую актуальность приобретает проблема здоровья и патологии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера и направленности педагогических воздействий. Дошкольный возраст является базисным для приобретения и правильного формирования жизненнонеобходимых навыков и умений. Проведенное скрининговое обследование по поручению МинЗдрава РФ 320 тыс. детей показало отклонения в состоянии здоровья у 60%. 35% детей нуждаются в стационарном лечении и 40% относится к группе риска по тем или иным заболеваниям. По Смоленской области только 27% детей относится к первой группе здоровья, 37% находится в относительно здоровом состоянии, остальные 36% страдают различными заболеваниями, из них 50% страдает ожирением или дефицитом веса (А.А. Яйленко, 2005; Н.И. Зернова, 2004; Р.Н. Дорохов, 1999; Л.И. Садчикова, 2003).
Результаты, опубликованные Всемирной организацией Здравоохранения показывают, что ожирение принимает роль эпидемии. (А.И. Клиорин, 1979; Ю.Г. Васин, 1989; В.К. Бальсевич, 1999; Л.И. Лубышева, 1996; В.И. Лях, 2000). Для борьбы с ожирением за рубежом выделяются миллиарды долларов, в России ни рубля.
Исследователи R.N. Parnell (2002) и А.И. Клиорин подчеркивают, что не достаточно изучены дети с избыточной массой тела, а это дети риска. При правильном подходе к их физическому воспитанию в 78% случаев они могут перейти в группу здоровых детей.
В сложившейся ситуации работа, направленная на профилактику и борьбу с ожирением, является актуальной.
В
первоначальную выборку входило 640 девочек 5-10 лет. В педагогическом
эксперименте принимало участие 212
девочек из них 55 с ожирением I и II степени и 157 с нормальным весом (рис 1).
 


Рис. 1. Схема проведения педагогического эксперимента
 
Все дети проходили комплексное обследование педиатрами в ДДУ и врачами подростковых кабинетов по месту жительства.
Педагогический эксперимент состоял из 256 занятий: а) групповые занятия с целью развития физических качеств; б) подвижные игры и беговые упражнения в соответствии с целью эксперимента; в) домашние занятия – выполнение упражнений под руководством родителей, которым были даны конкретные установки по проведению упражнений (рис 2).
Процентное соотношение указанных занятий приведено на рис. 3. На втором году эксперимента увеличилось количество занятий в зале и на свежем воздухе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 2. Направленность упражнений в педагогическом эксперименте
 
 
 


Рис. 3. Распределение тренировочных занятий в течение эксперимента
 
 
Таблица 1
| 
   № п/п  | 
  
   Виды занятий, характер работы  | 
  
   Возрастные группы, продолжительность занятий  | 
 |
| 
   5-6 лет  | 
  
   7-10 лет  | 
 ||
| 
   1  | 
  
   Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня: 1) утренняя гимнастика  | 
  
   Ежедневно 5-7 минут  | 
  
   По информации родителей  | 
 
| 
   Ежедневно 2 раза до обеда 25 – 30 минут, после тихого часа 15 -20 минут  | 
  
   Двигательная активность на школьном стадионе  | 
 ||
| 
   3) хореография  | 
  
   1 раз в неделю (30 минут)  | 
  
   нет  | 
 |
| 
   4) ритмические занятия с музыкальным сопровождением  | 
  
   2 раза в неделю (15-20 минут)  | 
  
   нет  | 
 |
| 
   5) физкультминутка  | 
  
   Ежедневно во время занятий 2-3 минуты  | 
  
   Ежедневно во время занятий 3-5 минут  | 
 |
| 
   2  | 
  
   Активный отдых: 1) физкультурные праздники  | 
  
   2-3 раза в год на более 90 минут  | 
  
   2 раза в год  | 
 
| 
   2) дни здоровья  | 
  
   1 раз в 3 месяца  | 
  
   1 раз в год  | 
 |
| 
   3  | 
  
   Самостоятельная двигательная деятельность детей  | 
  
   Ежедневно Характер и продолжительность зависит от индивидуальных особенностей ребенка и контроля родителей  | 
 |
| 
   4  | 
  
   Домашние задания индивидуальные для каждого ребенка (контроль-тесты через 4 недели, по 1 тесту в занятие)  | 
  
   Утренняя гимнастика, физические упражнения для укрепления сводов стопы под руководством родителей  | 
 |
 
Переход из детского сада в школу сопровождается резким сокращением двигательной активности ребенка. Это приводит к эффекту школьная гиподинамия и увеличению ожирения.
 
 
 
В ходе
эксперимента было выявлено, что девочки с избыточной массой тела опережают
своих сверстниц в 70-ти % по показателям длины и массы тела (табл. 2,3), т.е.
относятся к макро- или мегалосомному типу. 
 
Таблица 2
 
Сравнительная
характеристика длины тела девочек участвующих в эксперименте
 
| 
   Возраст лет  | 
  
   Кол-во обследо ванных  | 
  
   ГРУППА «К»  | 
  
   Кол-во обследо ванных  | 
  
   ГРУППА «Э»  | 
  
   Разность ДТ см  | 
 ||||||
| 
   ДТ см  | 
  
   σ  | 
  
   ∆ в см  | 
  
   CV %  | 
  
   ДТ см  | 
  
   σ  | 
  
   ∆ в см  | 
  
   CV, %  | 
 ||||
| 
   5  | 
  
   97  | 
  
   108,4  | 
  
   3,59  | 
  
   6,5 7,8 4,9 4,1 6,3  | 
  
   3,3  | 
  
   19  | 
  
   110,2  | 
  
   4,8  | 
  
   10,0 7,8 6,0 4,0 5,0  | 
  
   4,3  | 
  
   1,8  | 
 
| 
   6  | 
  
   82  | 
  
   114,9  | 
  
   4,26  | 
  
   3,7  | 
  
   21  | 
  
   120,2  | 
  
   5,8  | 
  
   4,8  | 
  
   5,3  | 
 ||
| 
   7  | 
  
   83  | 
  
   122,3  | 
  
   4,77  | 
  
   3,9  | 
  
   15  | 
  
   128  | 
  
   7,3  | 
  
   5,7  | 
  
   5,7  | 
 ||
| 
   8  | 
  
   72  | 
  
   127,2  | 
  
   5,08  | 
  
   3,99  | 
  
   24  | 
  
   134  | 
  
   8,1  | 
  
   6,0  | 
  
   6,8  | 
 ||
| 
   9  | 
  
   86  | 
  
   131,3  | 
  
   5,71  | 
  
   4,3  | 
  
   23  | 
  
   138  | 
  
   7,6  | 
  
   5,5  | 
  
   6,7  | 
 ||
| 
   10  | 
  
   89  | 
  
   137,6  | 
  
   4,92  | 
  
   3,6  | 
  
   29  | 
  
   143  | 
  
   6,9  | 
  
   4,8  | 
  
   5,4  | 
 ||
| 
   М   | 
  
   509  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   5,9  | 
  
   3,8  | 
  
   131  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   6,6  | 
  
   5,2  | 
  
   5,3  | 
 
 
Примечание: группа «Э» - экспериментальная; группа «К» - контрольная
 
На рисунке 4
показана интенсивность роста длины тела у девочек контрольной и
экспериментальной групп. В течение эксперимента ИР снизилась с 8,7 до 3,5 %,
что являлось следствием возрастного замедления ростовых процессов в контрольной
и экспериментальной группах. Разность по длине тела в 5 лет составляла 1,8 см,
в 10 лет 5,4 см, т.е. девочки с ожирением достоверно превосходили сверстниц по
показателям габаритного варьирования.
 
 
Таблица 3
| 
   Возраст  | 
  
   Кол-во обследованных  | 
  
   Группа «К»  | 
  
   Кол-во обследованных  | 
  
   Группа «Э»  | 
  
   Разность «К»-«Э» кг  | 
 ||||||
| 
   МТ кг  | 
  
   σ кг  | 
  
   ∆ кг  | 
  
   CV %  | 
  
   МТ кг  | 
  
   σ  кг  | 
  
   ∆ кг  | 
  
   CV %  | 
 ||||
| 
   5  | 
  
   97  | 
  
   19,5  | 
  
   2,7  | 
  
   1,9 2,6 2,7 1,0 5,5  | 
  
   13,8  | 
  
   19  | 
  
   29,1  | 
  
   4,2  | 
  
   2,7 3,8 1,9 3,3 7,7  | 
  
   14,4  | 
  
   9,6  | 
 
| 
   6  | 
  
   82  | 
  
   21,4  | 
  
   3,1  | 
  
   14,5  | 
  
   21  | 
  
   31,8  | 
  
   5,6  | 
  
   17,6  | 
  
   10,4  | 
 ||
| 
   7  | 
  
   83  | 
  
   24,0  | 
  
   3,8  | 
  
   15,8  | 
  
   15  | 
  
   35,6  | 
  
   8,8  | 
  
   24,7  | 
  
   11,6  | 
 ||
| 
   8  | 
  
   72  | 
  
   26,7  | 
  
   4,4  | 
  
   16,5  | 
  
   24  | 
  
   37,5  | 
  
   5,3  | 
  
   14,1  | 
  
   10,8  | 
 ||
| 
   9  | 
  
   86  | 
  
   27,7  | 
  
   4,8  | 
  
   17,3  | 
  
   23  | 
  
   40,8  | 
  
   8,9  | 
  
   21,8  | 
  
   13,1  | 
 ||
| 
   10  | 
  
   89  | 
  
   33,2  | 
  
   5,6  | 
  
   16,9  | 
  
   29  | 
  
   48,5  | 
  
   7,3  | 
  
   15,1  | 
  
   15,3  | 
 ||
| 
   М  | 
  
   509  | 
  
   -  | 
  
   3,1  | 
  
   2,74  | 
  
   16,6  | 
  
   131  | 
  
   -  | 
  
   6,8  | 
  
   3,9  | 
  
   17,9  | 
  
   10,3  | 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
  
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 4. Интенсивность роста длины тела (в %) и динамика длины тела (в см) у девочек 5-10 лет
 
 
Интенсивность
роста общей массы тела имеет свои возрастные характеристики (рис.5). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 5. Интенсивность роста массы тела (в %) и динамика массы тела (в кг) у девочек 5-10 лет
 
В течение эксперимента ИР массы тела девочек с ожирением не участвующих в эксперименте увеличивается с 8,9 до 17,2%. Разность прироста массы тела в 5 лет составила 9,6 кг, в 10 лет – 15,3 кг. У девочек экспериментальной группы прирост жировой массы к концу первого года эксперимента снизился в три раза, однако общая масса тела продолжала увеличиваться, что явилось генетической обусловленностью.
Из анамнеза установлено, что дети, рожденные с избыточной массой сохраняли опережение и относились к МаС типу. Результаты наблюдений показали, что девочки экспериментальной группы составляют самостоятельную выборку по габаритному варьированию (рис. 6), для которой были отдельно рассчитаны оценочные коэффициенты, что позволило сравнивать динамику показателей длины и массы тела в группах детей, как с нормальной, так и избыточной массой, исходя из одной нулевой линии отсчета.
 


Рис. 6. Распределение девочек экспериментальной группы по ГУВ (%) 
1 – 1980 г. По Р. Н.Дорохову; 2 – экспериментальные данные
 
В таблице 4 приводятся оригинальные результаты, полученные для расчета
габаритного варьирования девочек с ожирением.
Таблица 4
Оценочные коэффициенты для определения
габаритного варьирования девочек с I и II степенью ожирения
 
| 
   Возраст, лет  | 
  
   Длина тела  | 
  
   Масса тела  | 
 ||
| 
   А  | 
  
   В  | 
  
   А  | 
  
   В  | 
 |
| 
   5  | 
  
   86,2  | 
  
   48  | 
  
   8,1  | 
  
   42  | 
 
| 
   6  | 
  
   91,2  | 
  
   58  | 
  
   3,8  | 
  
   56  | 
 
| 
   7  | 
  
   91,5  | 
  
   73  | 
  
   -8,4  | 
  
   88  | 
 
| 
   8  | 
  
   93,5  | 
  
   81  | 
  
   11,0  | 
  
   53  | 
 
| 
   9  | 
  
   100,0  | 
  
   76  | 
  
   -3,7  | 
  
   89  | 
 
| 
   10  | 
  
   108,5  | 
  
   69  | 
  
   12,0  | 
  
   73  | 
 
 
Для оценки гармоничности развития были рассчитаны весо-ростовые индексы Кетле I и Кетле II (табл.5). Первый позволял оценить величину массы тела, приходящуюся на единицу ее длины, второй – отношение массы к поверхности тела.
 
 
 
 
Таблица 5
Индексы Кетле I (кг/см) и II (г/см2) для детей «нормального» развития и с избыточной массой тела
| 
   Возраст, лет  | 
  
   ГРУППА «К»  | 
  
   ГРУППА «Э»  | 
 ||
| 
   ИНДЕКСЫ  | 
 ||||
| 
   Кетле I  | 
  
   Кетле II  | 
  
   Кетле I  | 
  
   Кетле II  | 
 |
| 
   5  | 
  
   0,173  | 
  
   1,57  | 
  
   0,268  | 
  
   1,900  | 
 
| 
   6  | 
  
   0,184  | 
  
   1,58  | 
  
   0,267  | 
  
   1,736  | 
 
| 
   7  | 
  
   0,195  | 
  
   1,60  | 
  
   0,292  | 
  
   2,01  | 
 
| 
   8  | 
  
   0,206  | 
  
   1,64  | 
  
   0,278  | 
  
   1,806  | 
 
| 
   9  | 
  
   0,220  | 
  
   1,68  | 
  
   0,262  | 
  
   1,740  | 
 
| 
   10  | 
  
   0,235  | 
  
   1,72  | 
  
   0,338  | 
  
   1,956  | 
 
 
Неравномерность прироста показателей индекса Кетле II (скачок в 7 лет) объясняется тем, что в школу приходят дети как «домашнего воспитания», так и из ДДУ, которые имеют различный вес из-за перекармливания и низкой двигательной активности. Было установлено, что дети с ожирением, имеющие большую поверхность тела чаще при занятиях на свежем воздухе переохлаждаются и болеют, т.е. по динамике индекса Кетле II можно судить о риске по заболеваниям и особенностям педагогических подходов в построении тренировочных занятий с акцентом на здоровьеформирующие методы подготовки.
Предложенные нами аэробные упражнения игрового плана наиболее эффективно влияют на динамику и характер распределения жировой массы в экспериментальной группе девочек (рис 7).
 


Рис. 7. Интенсивность прироста жировой массы у лиц экспериментальной группы девочек банального варианта развития (ВР «В»)
 
В контрольной группе прирост ЖМ оставался постоянным, в экспериментальной – он снизился в три раза. Мы добились снижения интенсивности роста жировой массы при возрастном увеличении массы тела. Направленные педагогические занятия с использованием игрового метода привели к положительной динамике в оценке степени ожирения. Корреляционный анализ подтвердил этот вывод.
Изучение выраженности мышечной массы у девочек с ожирением и динамики абсолютной и относительной силы основных мышечных групп показали, что относительная сила у девочек с ожирением ниже нормы. Однако девочки из этой же группы, но с выраженной мышечной массой более 0,560 усл. ед. по внутригрупповой градации стоят ближе к возрастной норме и быстрее усваивают и выполняют движение после рассказа (вербальный тип усвоения движений), чем после показа движения, без рассказа (рис 8).
 
 


Рис. 8. Изменение относительной силы у девочек контрольной и экспериментальной групп
 
Установлено, что
недостаточная относительная сила мышц приводит к низким показателям активной
подвижности в суставах, но не сказывается на пассивной подвижности, на которую
не влияет величина ожирения, часто связанная с дисплазией соединительной ткани.
Акцентировать внимание на упражнениях, развивающих подвижность и гибкость у
девочек с ожирением не целесообразно. Следует обращать внимание на увеличение
абсолютной силы мышц, которая приводит к увеличению подвижности в суставах.
Девочки с ожирением в 63% случаев имеют признаки уплощения стопы (рис.9). Особенно отчетливо это проявляется в увеличении распластывания поперечного свода стопы. В 90% наблюдений это результат слабости мышечного аппарата голени и стопы (P<0,01). Применение специальных упражнений с использованием различных видов ходьбы при согнутой, разогнутой, пронированной и супинированной стопе, а также при изменении угла между голенью и стопой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 9. Плантограмма девочек 6 лет с нормальной (А) и избыточной (Б) массой тела
 
Ощутимые результаты в изменениях плантограмм выявляются только к концу второго года эксперимента. Установлено, что показатели кистевой динамометрии, приводимые во множестве работ как показатель общего развития силы ребенка не коррелируют с силой мышц, действующих на другие суставы.
 

 
 
 
 
Рис. 10. Пневматический кистевой динамометр для измерения силы у детей первого детства
1 – манометр; 2 – тарировочный груз; 3 – груша, поднимающая давление; 4 – мягкая игрушка, сжимаемая кистью ребенка; 5 – перекрываемый воздушный канал; 6 – клапан – регулятор направления воздуха
 
Стандартные кистевые динамометры не пригодны для измерения силы у детей детсадовского возраста, поэтому мы разработали свой вариант кистевого пневматического динамометра (рац. предл. № 72 от «3» 2003г.) (рис. 10).
В таблице 6 приведены показатели изменения абсолютной силы мышц у девочек с ожирением. Предложенный нами метод показал, что за время эксперимента произошло увеличение силы мышц, особенно сгибателей стопы и разгибателей тазобедренного сустава. Минимальный прирост отмечается у сгибателей локтевого сустава.
Таблица 6
Показатели абсолютной силы мышц у девочек с ожирением (кг)
 
| 
   Сила мышц всех изученных суставов  | 
  
   5 лет, кг (В)  | 
  
   10 лет, кг (А)  | 
  
   Δ кг  | 
  
   ИР %  | 
 
| 
   Кистевая динамометрия  | 
  
   Пр.  6,02 Лев. 5,22  | 
  
   14,82 13,68  | 
  
   8,8 8,46  | 
  
   84,4 89,5  | 
 
| 
   Разгибатели локтевого сустава  | 
  
   5,4  | 
  
   13,6  | 
  
   8,2  | 
  
   86,3  | 
 
| 
   Сгибатели локтевого сустава  | 
  
   7,6  | 
  
   11,3  | 
  
   3,7  | 
  
   39,2  | 
 
| 
   Разгибатели плечевого сустава  | 
  
   1,5  | 
  
   7,8  | 
  
   6,3  | 
  
   77,4  | 
 
| 
   Сгибатели плечевого сустава  | 
  
   2,8  | 
  
   6,6  | 
  
   3,8  | 
  
   80,8  | 
 
| 
   Разгибатели стопы  | 
  
   4,3  | 
  
   11,9  | 
  
   7,6  | 
  
   93,8  | 
 
| 
   Сгибатели стопы  | 
  
   18,6  | 
  
   56,4  | 
  
   37,8  | 
  
   100,8  | 
 
| 
   Разгибатели тазобедренного сустава  | 
  
   15,9  | 
  
   60,4  | 
  
   44,5  | 
  
   116,6  | 
 
| 
   Сгибатели тазобедренного сустава  | 
  
   18,7  | 
  
   44,5  | 
  
   25,8  | 
  
   81,6  | 
 
| 
   Сгибатели туловища  | 
  
   16,6  | 
  
   28,0  | 
  
   11,4  | 
  
   51,1  | 
 
| 
   Разгибатели туловища  | 
  
   34,5  | 
  
   55,7  | 
  
   21,2  | 
  
   71,6  | 
 
 
С целью выяснения
предложенного метода занятий по скоростным показателям было проведено
педагогическое тестирование. Для определения скоростно-силовых возможностей
было проведено тестирование в прыжковых упражнениях (с махом руками, руки за
спину) и метание набивного мяча на дальность. Статическая выносливость
определялась при помощи теста «вис лежа». 
Под влиянием предложенного метода занятий произошло снижение различий между девочками контрольной и экспериментальной группы. Установлено, что только обучение правильной технике прыжков привело к достоверному улучшению показателей в тестовых упражнениях.
Систематические занятия с использованием игр, подобранных для развития определенных физических качеств в зависимости от их выраженности, привели к достоверному улучшению относительной силы мышц, выносливости, координации движений в результатах тестовых упражнений. В таблице 7 приведены игры, которые использовались при физической подготовке детей (на примере быстроты). Дети с ожирением под влиянием игр улучшили показатели в беге. Их «достижения» привели к повышению интереса и желанию заниматься в группах физической подготовки во внеурочное время. Родители отметили повышение активности ребенка, желание помогать в домашних делах.
Таблица 7
Игры, рекомендуемые для развития различных физических качеств
| 
   Развитие быстроты движений  | 
 |||||
| 
   Название игры  | 
  
   Положение игрока  | 
  
   Мышцы спины  | 
  
   Мышцы брюшного пресса  | 
  
   Мышцы верхней конечности  | 
  
   Мышцы нижней конечности  | 
 
| 
   «Салки»  | 
  
   Свободное положение и перемещение  | 
  
      | 
  
      | 
  
      | 
  
      | 
 
| 
   «Кто быстрее и дальше»  | 
  
   Старт, метания, бег  | 
  
      | 
  
      | 
  
      | 
  
      | 
 
| 
   «Городок за городком»  | 
  
   Движение на одной ноге и смена ног  | 
  
      | 
  
      | 
  
      | 
  
      | 
 
| 
   «Мяч в воздухе»  | 
  
   Свободная стойка, бросок, бег  | 
  
      | 
  
      | 
  
      | 
  
      | 
 
| 
   «Гуси и волк»  | 
  
   Свободное положение  | 
  
      | 
  
      | 
  
      | 
  
      | 
 
| 
   «Бег раков»  | 
  
   Спиной по направлению бега  | 
  
      | 
  
      | 
  
      | 
  
      | 
 
 
Положительно
проявил себя метод тестографии. Его использование – начальная картина динамики
физических возможностей ребенка и результата систематических занятий в группах
с дополнительным здоровьеформирующим методом.
 
 
Девочек с
избыточной массой целесообразно рассматривать как самостоятельную группу,
требующую специального педагогического подхода, для снижения степени ожирения.
Предложенная методика дополнительных занятий и двигательный режим 5 часов в неделю в комбинации с игровым методом приводит к снижению интенсивности прироста жировой массы в течение двух лет систематических занятий. Разработанная комплексная программа для работы с детьми с избыточной массой тела позволяет:
- повышать двигательную активность детей в течение дня;
- увеличить относительную силу в звеньях тела в зависимости от распределения жировой массы;
- добиться снижения интенсивности прироста жировой массы у детей и постепенно перевести их на общий двигательный режим.
В работе
обоснованы приоритетные направления в эффективном применении подвижных игр,
тренировок на выносливость и подвижность в суставах для снижения жирового
компонента.
В заключении следует отметить, что дети с ожирением в школах должны иметь специальные программы проведения занятий по физической подготовке, направленные на совершенствование двигательных качеств.
Выводы разрешите не зачитывать, т.к. они фактически были изложены в докладе и проиллюстрированы на рисунках и в таблицах.
Работа докладывалась и получила одобрение на отчетных конференциях молодых ученых СГАФКСТ в 2003 -2006 гг., на конференциях в Коломне, Ижевске, опубликована в международных сборниках и трудах Краснодарского, Свердловского, Смоленского ВУЗов, в ноябре 2006 г прошла апробацию. По теме опубликовано более 15 научных работ.
 
 
1. Яйленко А.А. Критерии уровня здоровья детей различных морфофенотипов [Текст] / А.А. Яйленко // Дети, спорт, здоровье: Межрегиональный сб. науч. трудов. – Смоленск: СГАФКСТ, 2005. – С. 122-125.
2. Зернова Н.И.. Влияние соматотипа на адаптацию и развитие детей первого детства [Текст] / Н.И.Зернова // Интегративная антропология – медицине и спорту: Межрегион. Сб. науч.трудов. – Смоленск, 2004. – 127-130.
3. Дорохов Р.Н. Ориентиры формирования физических качеств у детей и подростков [Текст] / Р.Н. Дорохов // Новые методы исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте. – Смоленск, 1999. – С. 69-74.
4. Садчикова Л.И. Соматические и педагогические компоненты оздоровительной физической культуры с детьми младшего школьного возраста: Дис. … канд.пед.наук. [Текст] / Любовь Ивановна Садчикова. – Смоленск, 2003.
5. Клиорин А.И. Типы конституции у детей [Текст] / А.И. Клиорин // Биологические проблемы учения о конституции человека. – Л.: Наука, 1979. – С. 121-168.
6. Васин Ю.Г. Физические упражнения – основа профилактики ожирения у детей [Текст] / Ю.Г.Васин. – Киев: Здоровья, 1989. – 99 с.
7. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания [Текст] / В.К.Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1999. – №4. – С. 21-40.
8. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации [Текст] / Л.И.Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – №1. – С. 11-17.
9. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] / В.И. Лях. – М.: ТерраСпорт, 2000. – 192 с.
 
USE OF MOBILE GAMES AND CORRECTIONAL EXERCISES IN IMPROVING FROM A HEALTH POINT OF VIEW OF CHILDREN WITH OBESITY
 
Bubnenkova
O. M.
 
There are not enough investigations, connected with education and improving from a health point of view of children with obesity. It has been established that groups for improving from a health point of view should be formed according with indices of body mass, Ketle I index, biological development variant, results of stage pedagogical test. The complex programmes on the basis of mobile games has been worked out. This programme allows: to make more active mobile activity of children; to increase the comparative strength in taking into account the distribution of fatty mass along the body to reduce the intensity of fatty mass increase.
Key words: obesity, somatic type,  mobile activity.
 
Кафедра анатомии и биомеханики
Смоленская государственная академия физической культуры,
спорта и туризма
Depatment of anatomy and biomechanic
Smolensk State Academy of Physical Culture,
Sport and Tourism
Поступила в редакцию 10.09.2008.