Математическая морфология.
Электронный математический и
медико-биологический журнал. - Т. 7. -
Вып. 3. - 2008. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTМ
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-19-html/TITL-19.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-19-html/cont.htm
Изменения функциональной подготовленности детей 9-12 лет систематически занимающихся таэквондо
Ó
2008 г. Миллер Я.В. (Баранова Я. В.)
Исследование соматических и возрастных
особенностей, физических способностей к таэквондо у детей 9-12 лет, является обязательным в стадии начальной
подготовки. Это позволяет давать указания в учебном процессе в начальной стадии
и также уменьшать до минимума ошибки в выборе детей для занятий таэквондо и
индивидуализировать эти занятия.
Ключевые слова: таэквандо.
Возраст детей от 9 до 12 лет
нами выбран не случайно. Именно в этом возрасте дети сознательно приходят в
спортивные секции по таэквондо. Это именно тот возраст, с которого необходимо
начинать тренировки в этом виде спортивных единоборств для быстрого достижения
в будущем спортивных результатов, не нарушая соматического, психического и
физиологического созревания организма, с пользой для здоровья спортсмена.
Таэквондо ВТФ (Всемирная
Федерация Таэквондо) относится к единоборствам. В ходе единоборства действия
спортсмена, преимущественно ациклические, сложно-координационные,
скоростно-силовые (броски, прыжки, удары). В скоростно-силовых видах спорта
(единоборства – таэквондо) соматическая характеристика связана с искусственным
разделением спортсменов на весовые категории. В этих весовых категориях есть
спортсмены всех соматических типов (СТ).
Между тем
современные исследования (Никитюка Б.А, Щедриной А.Г., Жафяровой С.А., Додоновой Л.П., Маркина В.Ф., Сонькина В.Д., Зайцевой
В.В. и др.) подтверждают, что морфологические, функциональные и
двигательные параметры человека обусловлены
типом его конституции. Установленный факт является медико-биологическим основанием дифференцированного
подхода в системе школьного физического
воспитания, который предполагает необходимость разработки новых педагогических технологий с учетом индивидуально-типологических
особенностей детей (Таблица 1). При
этом соматотип индивида как морфологическое проявление конституции является
наиболее доступным основанием для дифференциации в спорте.
В решении проблем
эффективности физической подготовки занимающего первостепенную роль играет
система планирования и лежащая в её основе классификация физических качеств.
Оценка двигательных способностей производится в соответствии с объективными
закономерностями функционирования организма человека, генетическое тестирование
младших школьников (Астратенкова И.В., Ахметов И.И., Хакиммуллина А.М., Рогозин
В.А., Бальсевич В.К., Лубышева Л.И., 2008). Вместе с тем целью совершенствования
физического потенциала спортсмена является оптимальное для избранного вида
спорта развитие его основных физических способностей.
Таким образом, исследование
соматотипологических и возрастных особенностей, двигательных действий (ДД) и
физических способностей (ФС) таэквондистов 9-12 лет, является актуальным на
этапе начальной подготовки. Это позволит выявить новые направления в
тренировочном процессе на начальном этапе, а также свести к минимуму ошибки в
отборе детей для занятий таэквондо и индивидуализировать направленность занятий.
Цель исследования – разработать основные принципы начального обучения таэквондистов 9-12
лет с учётом соматических и возрастных особенностей детей.
Задачи исследования:
1.
Определить
степень развития двигательных действий и физических способностей начинающих
таэквондистов 9-12 лет с учётом соматических особенностей.
2.
Оценить
динамику развития двигательных действий и физических способностей начальной
подготовки таэквондистов в зависимости от индивидуальных и возрастных
особенностей.
3.
Сформулировать
основные принципы построения занятий с юными таэквондистами на этапе начальной
подготовки с учётом морфофункциональных и возрастных особенностей детей.
Методы исследования:
Решение поставленных задач с помощью использования следующих методов: анализ
научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент,
педагогическое тестирование, антропометрия, соматометрия по Р.Н. Дорохову,
функциональные измерения, гониометрия, статистическая обработка цифрового
материала.
Научная новизна исследования заключается в получении
данных, характеризующих особенности подготовки юных (начинающих) таэквондистов
в зависимости от СТ.
Дана морфо-функциональная характеристика детей занимающихся тхэквондо. Определены уровень начальной физической и технической подготовленности и сформированы группы для начинающих таэквондистов на основе предложенных тестов. Экспериментально доказана эффективность предложенной методики и организации начального обучения начинающих таэквондистов.
Теоретическая значимость полученных результатов позволяют более детально проанализировать процесс развития современных теоретических представлений о педагогических возможностях начального обучения юных таэквондистов в зависимости от СТ.
Практическая значимость нашей работы выражается в изменении функциональной
подготовленности детей 9-12 лет систематически занимающихся тхэквондо и использования
её материалов, методики и выводов для эффективного отбора детей для занятий таэквондо
и индивидуализированной направленности занятий.
Организация исследования.
В этих целях нами было
проведено исследование на базе спортивного клуба «Торнадо» и МОУ СОШ №24 г. Смоленска с 2002 по 2007 год.
В
педагогическом эксперименте приняло участие более 50 детей, в возрасте 9-12
лет: в основную группу спортсменов (ОГ) было отобрано 20 мальчиков, одинаковых
по уровню подготовленности (начинающие), возрасту (9-10 лет) и стажу занятий
таэквондо (0-2 месяцев); в группу сравнения спортсменов (ГС) было отобрано 30
мальчиков, по тому же принципу.
Все отобранные дети ОГ и ГС тренировались 3
раза в неделю по 2 часа в день и в момент исследования находились в
подготовительном периоде тренировочного цикла. Дети ОГ тренировались по
общепринятой учебной программе по таэквондо ВТФ для ДЮСШ, ШВСМ, СДЮШОР, Москва
2001 и совмещая тренировочный процесс, с предложенной нами методикой – разделением
на занятиях детей по соматическим типам (СТ) по (Дорохову Р.Н., В.Г. Петрухину,1991).
Для каждой группы занимающихся, разделённой по СТ были предложены упражнения в
зависимости от СТ, а соответственно и в зависимости от физической
подготовленности (ФП) и технической подготовленности (ТП). Так, для детей МиС
типа было отведено больше времени на развитие силовых, скоростно-силовых и
координационных способностей, для детей МеС типа - развитие скоростных способностей,
в которых они отставали. Дети ГС тренировались только по общепринятой учебной
программе по таэквондо ВТФ.
Средства тренировки детей 9-12 лет ОГ: 1-й год обучения – дети МиС,
МеС, МаС типов выполняли одинаковые упражнения. 2-й и 3-й года обучения – детей
разделяли для занятий по соматическим типам. Так, для детей МиС типа было отведено
больше времени на развитие силовых, скоростно-силовых и координационных
способностей, для детей МеС типа - развитие скоростных способностей, в которых
они отставали.
СТ |
МиС |
МаС
|
|||
|
|
Силовые |
|
Скоростные |
|
способности |
Скоростно-силовые |
|
|
||
|
|
Координационные |
|
|
|
Групповые
упражнения в строю и в парах под общую команду тренера, самостоятельное
освоение по заданию тренера в парах, гимнастические и акробатические упражнения,
прыжки, метания, упражнения со снарядами, подвижные игры, специфичные для таеквондо,
участие в соревнованиях по таеквондо ВТФ.
Примерная структура
подготовки детей 9-12 лет ОГ от общего времени тренировки составила:
Общаяфизическая-50%
подготовка |
Игровая подготовка-10-30% |
Специальнаяподготовка-20-40%(развитие специальных качеств
и овладение
основами вида спорта, участие
в соревнованиях) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество
тренировочных занятий детей 9-12 лет ОГ
Год
обучения |
Количество
тренировок в неделю |
1 |
3 4 5 |
2 |
|
3 |
Всего проведено 6
соревновательных тестирований, с интервалом 6 месяцев для оценки силовых,
скоростно-силовых, скоростных, координационных способностей. Различий между
обследуемыми группами детей 9 лет ОГ и ГС не обнаружено.
Результаты сравнения
тестирования детей 9 и 12 лет ОГ и ГС внутри одной возрастной группы показало, что:
в 9 лет в силовых показателях
(упражнение приседание) у детей ОГ МаС типа лучше результат, чем у детей МиС и МеС типа; в 12 лет в силовых показателях (упражнение приседание) дети ОГ МиС типа, превосходят детей МеС и МаС типа, в (упражнениях
отжимание и подтягивание) дети МиС и МеС показали одинаковый результат и
превосходят детей МаС типа (Рис.1.1.);
в 9 лет
и в 12 лет в силовых показателях лучше
результат был зафиксирован в
приседании у детей ГС МаС типа, чем у детей МиС и МеС типа; (Рис. 2.1.);
в 9 лет
в скоростно-силовых показателях дети
ОГ МаС типа оказались лучше детей МиС и МеС типа; в 12 лет в скоростно-силовых показателях дети ОГ
МиС типа (упражнение прыжок в длину с места) были результативнее детей МеС и
МаС типа, в остальных упражнениях дети всех СТ показали одинаковый результат
(Рис.1.2.);
в 9 лет
в скоростно-силовых показателях дети
ГС МаС типа немного превосходят детей МиС и МеС типа; в 12 лет в скоростно-силовых показателях дети ГС
МеС типа проявили хуже результат, чем дети МиС и МаС типа (Рис. 2.2.);
в 9 лет
в скоростных показателях дети ОГ МаС
типа немного превосходят детей МиС и МеС типа; в 12 лет в скоростных показателях дети ОГ всех СТ показали одинаковый
результат (Рис. 1.3.);
в 9 лет в
скоростных показателях (упражнение
поднимание туловища из и.п.лежа на спине, колени согнуты) дети ГС МаС типа
немного превосходят детей МиС и МеС типа; в 12 лет в скоростных показателях (упражнение поднимание туловища из и.п. лежа
на спине, колени согнуты) дети ГС МаС типа немного превосходят детей МиС и МеС
типа(Рис.
2.3.);
в 9 и 12 лет в координационных
показателях дети ОГ МаС типа оказались лучше детей МиС и МеС типа (Рис. 1.4.);
в 9 лет в
координационных показателях
(упражнение «ласточка»)дети ГС МеС типа немного превосходят детей МиС и МаС
типа; в 12 лет в упражнении «ласточка» дети ГС МиС типа были результативнее
детей МеС и МаС типа (Рис.2.4.).
В 9 лет дети ОГ и ГС
показали одинаковые результаты.
В 12 лет дети ОГ различных
СТ в силовых, скоростно-силовых, скоростных и координационных показателях
оказались лучше, чем дети ГС.
Соматические типы детей 9-12 лет ОГ и
ГС за период исследования не изменились (Рис.3.).
1. Так как дети МиС типа отставали в развитие силовых, скоростно-силовых и координационных
способностей, дети МеС типа – отставали в развитие скоростных способностей, в
связи с этим дети ОГ после 1-го
года обучения были разделены по соматическим типам на 2-м и 3-м годах обучения,
для того, чтобы уделять больше времени, отстающим физическим качествам у детей
различных соматических типов.
2. Результаты проведения педагогического эксперимента доказали возможность
использования предлагаемого методического подхода в практике тренировочного процесса
занятий таэквондо: на основании объективной и точной оценки уровня развития ДД
и ФС вносить коррекцию в тренировочную программу, а также корректировать объем
и интенсивность тренировочных нагрузок.
3.
Отмечено, что физические способности
поддаются целенаправленному развитию в выделенные периоды
их повышенной чувствительности к экзогенным факторам. На этой основе решались вопросы развития двигательных действий и физических
способностей. Дифференцированный
подход к тренировочным занятиям позволил к концу эксперимента
повысить уровень отстающих ФП и вывести детей ОГ различных соматических типов
практически на один уровень подготовленности. В таэквондо есть
искусственное разделение спортсменов на весовые категории и спортсмены всех
соматических типов, в связи с этим необходим индивидуальный подход к каждому
соматическому типу.
4. Использованная в ходе проведения педагогического эксперимента авторская
методика занятий эффективно повлияла на результаты обучения и развития ДД и ФС
необходимых начинающему таэквондисту. Тестовая методика контроля занятий позволила
выявить степень освоения ДД и ФС. Таким образом, анализируя показатели ОГ и ГС,
можно говорить об эффективности применяемой нами в учебно-тренировочной группе
авторской методики.
5. Выявленные различия ДД и ФС ОГ и ГС в определенной степени связаны с
наличием естественного и искусственного отборов, которые имеют место в
спортивной практике. С другой стороны нельзя забывать о
влиянии специфики вида спорта на ФР у систематически
занимающихся тем или иным видом спорта.
Примечание
Силовые показатели детей 9-12 лет различных СТ 1.Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа
(кол.раз);2.Глубокое приседание (кол.раз);3.Подтягивание (кол.раз) Скоростно-силовые показатели детей 9-12 лет различных СТ 4.Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с хлопком
(кол.раз); 5.Прыжок в длину с места (см.) 6. Прыжки со скакалкой (30 сек./кол.раз); 7.
Выпрыгивание вверх из упора присев (20 сек./кол.раз)
Скоростные показатели детей 9-12 лет различных СТ 8.Темповое сгибание бёдер поочерёдно (10
сек./кол.раз); 9.10 боковых ударов (сек.) Координационные показатели детей 9-12 лет различных СТ |
|||||
0. Поднимание туловища из и.п.лежа на спине, колени
согнуты (30сек./кол.раз) |
|
|
|
||
11.Повороты на узкой части гимн.скамейки (сек.);
12.Бег к пронумерованным набивным мячам (сек.) |
|
||||
13. Упражнение "Ласточка" (сек.) |
|
|
|
|
|
1.
Бланин А.А.
Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной
активности и соматотипа: Дис. канд.пед.наук.: 13.00.04. – Малаховка, 2000. –
154с.
2. Бениаминова М.В. Воспитание детей. М.: Медицина, 1991. — 281с.
3.
Волков
Л.В. Система управления развитием физических способностей школьного возраста в
процессе занятий физической культурой и спортом: Автореф. дис…доктора пед.
наук. – Киев, 1988. – 38с.
4.
Лукьянов
В.В. Основы формирования личности в спортивно – боевых единоборствах//
Юбилейная научно – методическая конференция, посвящённая 100-летию Академии:
Матер. конф. - СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – 1996. – С. 49-52.
5.
Дорохов
Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков: Автореф. дис…канд.мед.наук – М., 1985. – 30с.
6.
Погудин
С.А. Особенности физического развития и физической подготовленности мальчиков
12-16 лет с различными объёмами двигательной деятельности: Автореф…канд. пед.
наук. – Малаховка, 1982. 24с.
7. Солодков А.С., Есина
Е.М.Физическое и функциональное развитие детей
дошкольного возраста Санкт-Петербурга. //Теория и практика физической культуры. 1999, №1/2. - С.
54-58.
8. Эндрюс
Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом
столетии. //Теория и практика физической культуры. 1993, №1. – С.46-48.
CHANGE
OF FUNKTIONAL READINESS OF CHILDREN OF 9-12 YEARS REGULARLY ENGAGED TAEKWONDO
Miller Y. V. (Baranova Y. V.)
Research of somatic and age features impellent
actions and physical abilities taekwondo 9-12 years, is actual at a stage of
initial preparation. It will allow to reveal new directions in training process
at the initial stage and also to reduce to a minimum of a mistake in selection
of children for employment taekwondo and individualize employment.
Key words: taekwondo.
Линейный отдел УВД на ст.
Смоленск
Кафедра анатомии и биомеханики
Смоленская государственная академия
физической культуры,
спорта и туризма
Depatment
of anatomy and biomechanic
Smolensk
State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Поступила в редакцию
10.09.2008.