Особая роль
нанотехнологий в научно-техническом прогрессе на современном этапе и научных
представлений о нанообъектах и взаимосвязанных с ними явлениях в становлении
современной научной картины мира определяют целесообразность и необходимость
исследования научно-методической проблемы «внедрения» элементов знаний о
нанотехнологиях в школьное образование. Данная задача требует разработки
концепции построения курсов и методики (технологии, стратегии) обучения
основным элементам этого современного знания в общеобразовательной школе, что
является далеко не простой задачей. В действующих
программах по предметам «Физика», «Химия», «Биология» для средней (полной)
общеобразовательной школы отсутствуют дидактические элементы, посвященные
ознакомлению с нанотехнологиями. При этом элементы квантовой физики, изучаемые
во втором полугодии 11 класса, представления о строении атомов и ионов,
материал о периодичности изменений свойств элементов, о кристаллических
решетках веществ в твердом состоянии, об организации прокариотической и
эукариотической клетки, клеточных мембран и органоидов, плазмалеммы, а также о
структуре и биологической роли молекул биополимеров предполагают изложение
материала, который может послужить основой для конкретного ознакомления с сущностью
нанотехнологий. Эти и ряд других тем создают возможность включения модулей
«Введение в нанотехнологии» в содержание физического, химического и
биологического образования в средней (полной) школе на профильном уровне в виде
элективных курсов. С нашей точки
зрения, научные основы нанотехнологий приводят к выделению самостоятельных
модулей по физике, химии и биологии. К этой же структуре элективного курса
приводит и существующая практика подготовки учителей в педвузах. Трудно найти
учителя, который один мог бы вести весь элективный курс, раскрывающий научные
основы, сущность и практические приложения нанотехнологий, поэтому
считаем необходимым выделить отдельные модули по физике, химии, биологии.
Модули,
рассматривающие нанотехнологии с позиции физики, или химии или биологии, могут
иметь единую основу (базу знаний) и единые концепцию и методики обучения.
Предлагаем Вам ознакомиться с одним из вариантов представления данных
знаний в виде пакета из 3-х учебно-методических комплексов по элективным курсам
«Введение в нанотехнологии», каждый из которых включает учебное пособие для
учащихся и учебно-методическое пособие для учителей. Полнотекстовый
рабочий вариант данных материалов представлен в свободном доступе на
Интернет-портале www.nano-edu.ulsu.ru. Данный портал создан на основе
технологии «Wiki», что дает возможность открытого размещения, обсуждения и
редактирования любым пользователем материалов. Технология обладает гибкостью и
полным спектром сервисов, необходимых для подготовки
учебно-научно-образовательного контента, таких как написание текстов,
редактирование, добавление мультимедиа-контента, создание ссылок на внутренние
ресурсы и внешние информационные источники по выбранному направлению.
Просим Вас принять участие в настоящем проекте. Для этого просим
зарегистрироваться на сайте www.nano-edu.ulsu.ru высказаться с замечаниями или
предложениями по разрабатываемому материалу. Кроме того, сайт доступен для
представления Ваших работ по данной или смежным тематикам. Заранее благодарим
за участие, Руководитель
группы д.ф.м.н., профессор Голованов В.Н. и коллектив авторов Присоединенный
к письму файл : _______________________________________________
Uni mailing list
Uni@sv.ulsu.ru
http://access_new.sv.ulsu.ru/mailman/listinfo/uni