Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 8. -

Вып. 2. - 2009. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTМ

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/TITL-22.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/cont.htm

 

 

УДК 611

 

МОДЕЛЬ РАБОТЫ НАУЧНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КРУЖКА НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

 

Ó 2009 г. Глотов В. А.

 

(glotov.doc)

 

         Проблема подготовки квалифицированных научно-педагогических кадров по специальности анатомия человека приобрела особую остроту. Студенческий научный кружок – первая ступень формирования такого специалиста. Предложена модель работы научного анатомического кружка.

Ключевые слова: анатомия человека.  

 

Проблема подготовки квалифицированных научно-педагогических кадров по специальности «14.00.02. – Анатомия человека» всегда была актуальной. Однако, в последние два десятилетия она приобрела особую остроту. Произошла смена поколений в высших учебных заведениях медицинского профиля. Старое поколение специалистов, воспитанное в 40-50-е годы XX века ушло.

Среднее поколение, воспитанное в 60-80-е годы приняло на себя всю тяжесть деструктивных процессов последних десятилетий, происходящих в нашей стране. Часть из них перешла в другие области теоретической и практической медицины, часть выехала заграницу, часть вообще ушла из медицины, большая же часть, после защиты кандидатских диссертаций, остановилась в своем научном развитии и сосредоточилась исключительно на преподавательской работе. Для того, чтобы соответствовать требованиям к преподавателям высшей школы, они вынуждены были встать на путь имитации научного процесса. Только единицы из них не остановились в своем развитии, активно продолжают заниматься научной работой.

Системная работа по отбору и воспитанию новых кадров была практически сведена к нулю. Новые кадры формировались, в общем, из случайных людей, которые по разным обстоятельствам не научного характера были вынуждены уйти из практической медицины, и оказались вовлечены в преподавательский процесс на теоретической кафедре. Как правило, они не проходили институт аспирантуры, начинали работу в качестве преподавателей-стажеров, а затем переводились на ассистентские должности. Специальность они были вынуждены осваивать фактически наполовину путем самообразования.

Для единичных аспирантов, после защиты кандидатских диссертаций, которые выполнялись фактически на личные средства соискателей, не создавались необходимые условия для их закрепления на кафедрах. Проблемы с жильем,  низкий уровень заработной платы, отсутствие материальных предпосылок для выполнения в будущем докторских диссертаций заставили их искать более приемлемые условия для своего развития и вынудили их перебраться в столичные города.

Таким образом, сегодня мы находимся в критической ситуации, для которой справедливы слова Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколение…». Еще 5-6 лет деструкции в этом направлении и катастрофа неминуема!

Что делать? Что-то надо делать! В шахматной партии между двумя игроками, в ситуации, когда один из них играет намного слабее, чем другой, результат предсказуем. Однако, если вместо слабого игрока в критический момент партии садиться играть сильный и опытный игрок, иногда после нескольких грамотных шахматных ходов результат партии становится вначале не совсем очевидным, затем партия постепенно выравнивается и либо сводится к ничьей, либо даже получается противоположный результат. Поэтому для предотвращения грядущей катастрофы необходимы, как минимум, хорошие игроки, играющие за проигрывающую сторону, которые будут делать хорошие грамотные ходы.

Студенческий научный кружок – это первая и наиболее ответственная ступень отбора будущего специалиста-анатома. В соответствие с программой анатомия человека изучается на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультете в течение первых полутора лет обучения в медицинском вузе. Пройдя анатомический цикл, студент уходит дальше и, как правило, теряет связь с кафедрой анатомии человека. Только работа в научном анатомическом кружке может эту связь сохранить. Стратегическая задача, которая стоит перед научным кружком: отобрать среди студентов, пришедших в кружок, самых способных и привязать их к кафедре, таким образом, чтобы их занятия в научном кружке продолжались до окончания учебного заведения. Из этих студентов в научном кружке должны готовиться будущие аспиранты кафедры анатомии человека. Должен быть создан задел для их будущих кандидатских диссертаций. Необходимо заинтересовать эту категорию студентов научной работой, показать ее романтику, романтику изучения профессии анатома как одной из самых таинственных и редких.

Можно предложить множество интересных моделей организации работы научного анатомического кружка. Выбор модели зависит главным образом от личности научного руководителя кружка. Ниже предлагается апробированная модель организации работы студенческого научного кружка на кафедре анатомии человека Смоленской государственной медицинской академии в 2008-2009 учебном году. В этой модели отражены все аспекты деятельности студенческого научного кружка.

 

НАУЧНЫЙ АНАТОМИЧЕСКИЙ КРУЖОК

Предварительные научные группы

 

Научная группа д.м.н. В. А. ГЛОТОВА, к.б.н. В. Г. МЕРЕНКОВА

 

1.     Алексеенко А. А. (5а, пед.фак.).

2.     Воробьева О. С. (5а, пед.фак.).

3.     Ершикова А. В. (5а, пед.фак.).

4.     Ефремов К. М. (5а, пед.фак.).

5.     Жодик О. В. (5а, пед.фак.).

6.     Климковская Т. А. (5а, пед.фак.).

7.     Коноплев А. В. (5а, пед.фак.).

8.     Сафронов Д. О. (5а, пед.фак.).

9.     Фомин А. С. (5а, пед.фак.).

10. Тренина Н. С. (5б, пед.фак.).

11. Goyal Mahesh Shambhibhai. (X, ин. фак.).

12. Попов К. И. (IIб, стом.фак.).

 

Научная группа д.м.н. В. А. ГЛОТОВА, с.н.с. Смоленского госу­дарс­твенного музея-запо­ведни­­­ка В. В. ГАРАНИЧЕВА

 

1.     Дроздова Е. Р. (К-2-04, худ. отд. кол. СГИИ).

2.     Еркина Н. В. (К-2-04, худ. отд. кол. СГИИ).

3.     Захаревич К. О. (К-2-04, худ. отд. кол. СГИИ).

4.     Курносенкова А. А. (К-2-04, худ. отд. кол. СГИИ).

5.     Матвейчук Д. А. (К-2-04, худ. отд. кол. СГИИ).

6.     Никанорова К. А. (К-2-04, худ. отд. кол. СГИИ).

7.     Семенова Е. Н. (К-2-04, худ. отд. кол. СГИИ).

8.     Суворова К. В. (К-2-04, худ. отд. кол. СГИИ).

 

Научная группа д.м.н., доц. В. А. ЗАБРОДИНА, аспирантки Е. С. ТОЛСТЕНКОВОЙ

 

1.     Адальчук Д. В. (2а, пед.фак.).

2.     Глебова Н. А. (2а, пед.фак.).

3.     Кучинская А. С. (2а, пед.фак.).

4.     Подчеко М. В. (2а, пед.фак.).

5.     Терехова И. А. (2а, пед.фак.).

6.     Журавская В. В. (3а, пед.фак.).

7.     Зайцева В. В. (3а, пед.фак.).

 

 

Научная группа к.м.н., доц. О. И. МАРКОВА

 

1.     Соловьев В. С. (IIa, пед.фак.).

2.     Антюхов А. С. (IIa, пед.фак.).

 

Научная группа к.м.н., ст. преп. В. М. КОПЬЕВОЙ

 

1.     Судейкин А. А. (IVa, леч.фак.).

 

Научная группа к.м.н., доц. Д. А. БАННОВОЙ, асс. И. А. БАННОВОЙ

 

1.     Спраева Я. Ю. . (4a, пед.фак.).

2.     Сташевская О. Л. (4a, пед.фак.).

3.     Чернецкая Е. П. (4a, пед.фак.).

4.     Тейванов В. Б. (6а, леч.фак.).

 

Научная группа ст.преп. О. А. ВАСИЛЬЕВОЙ

 

1.     Бибикова О. С. (7a, леч.фак.).

 

Научная группа асс. О. Ю. ТЕЙКИНОЙ

 

1.     Маненок А. Л. (2a, пед фак.).

2.     Махова М. Ю. (2a, пед фак.).

 

Программа научных исследований на 2008-2009 учебный год

 

Философские проблемы анатомии человека

 

1.      Косаренко Н. И. (1 курс, 4а, леч. фак.). Анатомия и религия. Грех рассуждения и излишней пытливости о вещах, превосходящих возможности понимания нашего разума. Научный руководитель – к.м.н., ст. препод. Копьева В. М.

2.      Никанорова К. А., Еркина Н. В., Захаревич К. О., Семенова Е. Н. (К-2-04, худ. отд. кол. СГИИ). О возможностях бытования предка современного человека в эпоху верхнего плейстоцена на территории Верхнего Поднепровья. Зарисовки древней флоры и фауны. Научный руководитель – с.н.с. Гараничев В. В.

3.      Дроздова Е. Р., Курносенкова А. А., Матвейчук Д. А., Суворова К. В.  (К-2-04, худ. отд. кол. СГИИ). Археологический рисунок. Научный руководитель – с.н.с. Гараничев В. В.

 

Эмбриология человека

 

4.      Попов К. И. (2 курс, 2б, стом. фак.), Горбунова Т. К. (2 курс, 1а, леч. фак.), Юбко М. А. (2 курс, 5а, пед. фак.), Бибикова О. С. (1 курс, 7а, леч. фак.), Журавская В. В. (1 курс, 3б, пед. фак.). Обработка эмбриологической коллекции профессора П. Ф. Степанова. (Работа посвящена памяти д.м.н., профессора П. Ф. Степанова). – Научные руководители – к.м.н., доц. Галкина Ю. М., к.м.н., доц. Тейкина Т. Б., ст. лаб. Ильина А. С.

5.      Попов К. И. (2 курс, 2б, стом. фак.), Горбунова Т. К. (2 курс, 1а, леч. фак.), Юбко М. А. (2 курс, 5а, пед. фак.), Бибикова О. С. (1 курс, 7а, леч. фак.), Журавская В. В. (1 курс, 3б, пед. фак.). Обработка эмбриологической коллекции профессора А. Е. Бетремеева. (Работа посвящена памяти д.м.н., профессора А. Е. Бетремеева). – Научные руководители – к.м.н., доц. Галкина Ю. М., к.м.н., доц. Тейкина Т. Б., ст. лаб. Ильина А. С.

 

Методы анатомического исследования

 

6.      Гребенко Г. Н. (1 курс, 1б, стом. фак.). Устройство автоматизированной наливки биологических объектов. Научный руководитель – к.м.н., ст. препод. Клыков А. И.

7.      Волгин К. В. (2 курс, 2а, леч. фак.). Методы препарирования свежего остеологического материала. Научные руководитель – Меренков В. Г.

8.      Галатин В. А., Захарочкин С. Н. (1 курс, 3б, пед. фак.), Коноплев А. Н. (1 курс, 5б, пед. фак.). Изготовление учебных препаратов суставов для кафедры анатомии человека. Научный руководители – д.м.н., доц. Забродин В. А., асп. Толстенкова Е. С.

9.      Коноплев А. Н. (1 курс, 5б, пед. фак.), Галатин В. А. (1 курс, 3б, пед. фак.), Циркунов А. А. (3 курс, псих. фак. СГУ). Организация анатомического музея. Научные руководители – д.м.н., доц. Забродин В. А., асп. Толстенкова Е. С.

10. Маненок А. Л., Пчеляков А. Б., Махова М. Ю. (1 курс, 4б, леч. фак.). Методы исследования стопы. Научный руководитель – ст. препод. Тейкина О. Ю.

 

Остеология и краниология

 

11. Ершикова А. В., Жодик О. В., Тютюкина В. П. (1 курс, 5а, пед. фак.), Goyal Mahesh Shambhubhai (2 курс, ин. фак.). Исследование конституциональных и половых различий скелетов. Научный руководитель – Меренков В. Г.

12. Ефимова О. В., Натаров В. А. (2 курс, 7а, леч. фак.). Стопа как целое. Научный руководитель – ст. препод. Тейкина О. Ю.

13. Климковская Т. А. (1 курс, 5а, пед. фак.), Чернецкая Е. Б. (1 курс, 4а, пед. фак.). Исследование резцовой кости. Научный руководитель – Меренков В. Г.

14. Захарочкин С. Н. (2 курс, 3б, пед. фак.). Швы черепа: возрастные особенности и возможность определения возраста по окостенению. Научный руководитель – к.м.н., доц. Кузьмина Е. П.

15. Soni Het Yogesh, Soni Hir Yogesh (2 курс, 2, ин. фак.). Вариантная анатомия черепа человека – аномальные окостенения. Научный руководитель – к.м.н., доц. Кузьмина Е. П.

 

Спланхнология

 

16. Тейванов В. Б., Грачева Ю. С. (2 курс, 6а, леч. фак.). Слезный аппарат.  Научный руководитель – к.м.н., доц. Баннова Д. А.

17. Соловьев В. С., Антюхов А. С.  (2 курс, 2а, пед. фак.). Сосудистая система и желчные протоки печени. Научный руководитель – к.м.н., доц. Марков О. И.

18. Чернецкая Е. П., Сташевская О. Л., Меньшикова К.  . (1 курс, 4а, пед. фак.). Нефрон – чистилище для крови.  Научный руководитель – асс. Баннова И. А.

19. Адамчук Д. В., Пернова И. А., Кучинская А. С., Глебова Н. А., Подчеко М. В. (1 курс, 2а, пед. фак.). Изучение асимметрии организма на примере щитовидной железы человека. Научный руководитель – д.м.н., доц. Забродин В. А., асп. Толстенкова Е. С.

20. Антонова А. В., Бекезина Е. В. (1 курс, 3б, пед. фак.), Зайцева В. В. (1 курс, 3а, пед. фак.). Изучение микроскопической вариантности щитовидной железы на препаратах, окрашенных гематоксилин-эозином по Бемеру и Гейденгайну. Научный руководитель – асп. Толстенкова Е. С.

1.      Каблинова П. С. (1 курс, 4а, стом. фак.), Торопина Е. А. (1 курс, 4б, стом. фак.). Каблинова П. С. (1 курс, 4а, стом. фак.), Торопина Е. А. (1 курс, 4б, стом. фак.). Некоторые варианты и особенности артерий, кровоснабжающих область лица, ротовую полость и ее содержимое в онтогенезе человека. Научный руководитель – к.м.н., доц. Тейкина Т. Б.

 

Неврология

 

2.      Лебедева Н. М., Медведева А.  . (2 курс, 6а, леч. фак.). Сегментарная иннервация кожи – дерматомы. Научный руководитель – к.м.н., доц. Баннова Д. А.

 

НАУЧНЫЙ АНАТОМИЧЕСКИЙ КРУЖОК

Программа лекций и встреч на 2008-2009 учебный год

 

1.        Меренков В. Г. (препод. СКТ(ф)СПбГУТ). Исследование остеологических археологических коллекций Смоленского государственного музея-заповедника.

2.        Толстенкова Е. С. (асп.). Сравнительная анатомия щитовидной железы млекопитающих и человека.

3.        Романов Н. А. (д.м.н., уч. секретарь СОИП). История русской анатомической терминологии.

4.        Свешников А. В. (к.м.н., н. с. Института мозга, г. Москва). Фогт.

5.        Махнач М. М. (инженер-конструктор). Язык эсперанто. Зачем ученому нужно изучать иностранные языки?

6.        Литвинов А. В. (д.м.н., профессор). История Нобелевской премии.

7.        Сергеев Д. В. (врач-рефлексотерапевт). Другой взгляд на анатомию человека. Учение Ци Гун.

8.        Забродин В. А. (д.м.н., доц.). Современные представления об анатомии и физиологии вилочковой железы.

9.        Бехтерева И. А. (к.м.н., доц.). Нормальная и патологическая анатомия – Двуликий Янус.

10.   Встреча со священником Русской православной церкви. «Анатомия и религия. Грех рассуждения и излишней пытливости о вещах, превосходящих возможности понимания нашего разума».

11.   Смородинов А. В. (к.м.н., РГМУ, г. Москва). Анатомия сосудов и сосудистая хирургия.

12.   Гараничев В. В. (с.н.с. Смоленского государственного музея-заповедника). О возможностях бытования предка современного человека в эпоху верхнего плейстоцена на территории Верхнего Поднепровья.

13.   Романов Н. А. (д.м.н., уч. секретарь СОИП). Краткий очерк истории анатомии человека. Лекция.

14.   Мильнер Е. Г. (к.м.н., доцент). Как ученому сохранить и преумножить здоровье?

15.   Седова Г. П. Закономерности роста биологических объек­тов.

 

 

Программа научных мероприятий на 2008-2009 учебный год

 

1.                Презентация и обсуждение фильма Л. Маттейссен и Е. Кирюшиной «КУДА СМОТРИТ ТЕЛЕВИЗОР».

2.                Археологические остеологические коллекции Смоленского государственного музея-заповедника. Выставка.

3.                История становления русской анатомической терминологии. Выставка.

4.                Эмбриологические коллекции кафедры анатомии человека Смоленской государственной медицинской академии. Выставка.

5.                Экскурсии на археологические раскопки.

 

Рекомендуемая дополнительная литература

 

История анатомии

 

Статьи

 

1.     Деев Р. В. Научное наследие Александра Максимова и современность. – Клеточная трансплантология и тканевая инженерия. – 2005. - №1.– С. 4-8.

2.     Прошева В. И. Первая морфологическая идентификация пейсмекера сердца (к 100-летию открытия синусно-предсердного узла в сердце). – Морфология. – 2008. - №1. – С. 82-83.

Монографии

 

1.          Этинген Л. Е. Мифологическая анатомия. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. – 528 с. – Рецензии: 1) Человек. – 2007. - №3. – С. 187. 2) Морфология. – 2008. - №1. – С. 90.

2.          Жданов Д. А. Леонардо да Винчи – «анатом». - 1955.

3.          Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи XX века / Сост. Д. Д. Тумаркин; Отв. ред. В. А. Тишков, Д. Д. Тумаркин. – М. Наука, 2004. – 716 с.

4.          Герасимова М. М. Михаил Герасимов: Я ищу лица / М. М. Герасимова, К. М. Герасимова. – М.: Наука, 2007. – 173 с.

5.          Алексеев В. П. Избранное: в 4 т. / В. П. Алексеева. – М. : Наука, 2007. – Т. 2: Антропогеография. –2008. - 552 с.; Т. - 3: Историческая антропология и экология человека. – 2008. – 614 с.; - Т. 4: Происхождение народов Восточной Европы. – 2008. – 614 с.

6.          Восточная Европа в Средневековье: сб. науч. тр./под ред. Н. А. Макарова, А. В. Чернецова, Н. В. Лопатина; Институт археологии РАН. – М.: Наука, 2004. – 352 с.

 

Научные монографии и статьи

 

Монографии

 

1.     Егорова О. В. С микроскопом на «ты». Световые микроскопы для биологии и медицины. – М.: Репроцентр, 2006. – 416 с. – Рецензия: Морфология. – 2008. - №1. –  С. 93.

2.     Добровольский Г. Ф. Функциональная морфология системы ликворообращения: научное издание. – М.: Компания Спутник+, 2006. – 116 с. – Рецензия: Морфология. – 2008. - №1. –  С. 94.

3.     Борисов А. В. Анатомия лимфангиона. – Нальчик: Полиграфсервис-Т, 2007. – 296 с. – Рецензия: Морфология. – 2008. - №1. –  С. 95.

 

Статьи

 

1.     Бахолдина В. Д. Мофометрическая характеристика и типология глазницы человека. – Морфология. – 2008. – Т.133. - №4. – С. 37-40.

2.     Зенин О. К., Кизилова Н. Н., Филиппова Е. Н. Исследование закономерностей строения русла коронарных артерий человека. – Биофизика. – 2007. – Вып. 5. – С. 924-930.

3.     Тканевая инженерия пороков развития ушной раковины. – Клеточная трансплантология и тканевая инженерия. – 2005. - №1.– С. 18-19.

4.     Создание функционирующей ткани слюнной железы человека в эксперименте. – Клеточная трансплантология и тканевая инженерия. – 2005. - №1.– С. 19-20.

5.     Новая модель искусственной капиллярной сети для органогенеза ex vivo. – Клеточная трансплантология и тканевая инженерия. – 2005. - №1.– С. 22-23.

6.     Использование коралла, как материала для создания васкуляризванной тканеинженерной конструкции с целью восстановления дефекта нижней челюсти. – Клеточная трансплантология и тканевая инженерия. – 2005. - №1.– С. 20-25.

7.     Берсенев А. В. Клеточная трансплантология – история, современное состояние и перспектива. – Клеточная трансплантология и тканевая инженерия. – 2005. - №1.– С. 49-56.

8.     Волков А. В. Тканевая инженерия: новые перспективы развития медицины. – Клеточная трансплантология и тканевая инженерия. – 2005. - №1.– С. 57-63.

9.     Баумгартнер Р. Пересадка конечностей: история и современные подходы. – Человек. – 1999. - №1. – С. 115-120.

10. Силин Л. А. Научный статус антропного принципа. – Человек. – 1999. - №3. – С. 148-155.

11. Рогинский Я. Я. Дневники. – Человек. – 1999. - №5. – С. 162-177.

 

Научно-популярные статьи

 

1.     Кристоф Кох, Сьюзен Гринфилд. Как рождается сознание? – В мире науки. – 2008. - №1. – С. 46-53.

2.     Эмили Гаррисон. Разноцветная информация. – В мире науки. – 2008. - №3. – С. 40-45.

3.     Ракеш Джани. Укроти сосуды – болезнь отступит. – В мире науки. – 2008. - №4. – С. 20-27.

4.     Инго Титце. Человеческий голос как музыкальный инструмент. – В мире науки. – 2008. - №4. – С. 58-65..

5.     Дж. Ли Нельсон. Твои клетки – мои клетки. – В мире науки. – 2008. - №5. – С. 54-61.

6.     Зеркало для мозга. – В мире науки. – 2008. - №5. – С. 68-73.

7.     Дуглас Филдз. Вещественность белого вещества. – В мире науки. – 2008. - №6. – С. 38-45.

8.     Чарльз Чой. Можно ли обойтись половиной своего мозга? – В мире науки. – 2008. - №6. – С. 94.

9.     Дэвид Гардинер, Кен Мунеока, Маньцзян Хань. Возможности регенерации. – В мире науки. – 2008. - №7. – С. 52-59.

10. Митчел Уолдроп. Science 2.0 – Открытая наука. – В мире науки. – 2008. - №8. – С. 32-37.

11. Кейт Вонг. Много шума из-за Хоббитов. – В мире науки. – 2008. - №9. – С. 12-13.

12. Карл Циммер. Что такое вид? – В мире науки. – 2008. - №9. – С. 42-49.

13. Стивен Браун, Лоренс Парсонс. Нейрофизиология танца. – В мире науки. – 2008. - №10. – С. 3,  26-31.

 

Занимательная анатомия

 

1.     Этинген Л. Е. Высшая форма природы. – Человек. – 1997. - №4. - С. 19-28.

2.     Этинген Л. Е. Высшая форма природы. – Человек. – 1997. - №5. - С. 43-54.

3.     Этинген Л. Е. О символике сердца. – Человек. – 1998. - №5. - С. 44-56.

4.     Этинген Л. Е. Кожа. – Человек. – 2002. - №4. - С. 159-170.

5.     Этинген Л. Е. Волосы и кожа. – Человек. – 2002. - №5. - С. 145-157.

6.     Этинген Л. Е. Грудь. – Человек. – 2002. - №6. - С. 166-174.

7.     Этинген Л. Е. Орган зрения. – Человек. – 2003. - №1. - С. 131-139.

8.     Этинген Л. Е. Орган слуха. – Человек. – 2003. - №2. - С. 119-126.

9.     Этинген Л. Е. Обоняние. – Человек. – 2003. - №3. - С. 120-126.

10. Этинген Л. Е. Органы дыхания. – Человек. – 2003. - №4. - С. 160-169.

11. Этинген Л. Е. Органы пищеварения. – Человек. – 2003. - №5. - С. 134-146.

12. Этинген Л. Е. Органы пищеварения. – Человек. – 2003. - №6. - С. 168-176.

13. Этинген Л. Е. Органы пищеварения. – Человек. – 2004. - №1. - С. 174-183.

14. Этинген Л. Е. Мужские половые органы. – Человек. – 2004. - №2. - С. 176-186.

15. Этинген Л. Е. Женские половые органы. – Человек. – 2004. - №3. - С. 168-179.

16. Этинген Л. Е. Конечности. – Человек. – 2004. - №4. - С. 167-179.

17. Этинген Л. Е. Головной мозг. – Человек. – 2004. - №5. - С. 171-183.

18. Этинген Л. Е. Спинной мозг. – Человек. – 2004. - №6. - С. 173-180.+

19. Этинген Л. Е. Эндокринная система. – Человек. – 2005. - №1. - С. 179-184.

20. Этинген Л. Е. Лимфатическая система. – Человек. – 2005. - №3. - С. 173-179.

21. Этинген Л. Е. Иммунная система. – Человек. – 2005. - №4. - С. 171-177.

22. Этинген Л. Е. Наш вес, наш рост. – Человек. – 2005. - №5. - С. 174-183.

23. Этинген Л. Е. Близнецы. – Человек. – 2005. - №6. - С. 169-174.

24. Этинген Л. Е. Кости. – Человек. – 2006. - №1. - С. 168-178.

25. Этинген Л. Е. Суставы. – Человек. – 2006. - №2. - С. 160-168.

26. Этинген Л. Е. «Самая занимательная для нас поверхность на Земле». – Человек. – 2006. - №3. - С. 89-101.

27. Этинген Л. Е. О наших мышцах. – Человек. – 2006. - №4. - С. 161-171.

28. Этинген Л. Е. Шея. – Человек. – 2006. - №5. - С. 166-173.

29. Этинген Л. Е. Головной мозг мужчины и женщины. Так ли они одинаковы? – Человек. – 2007. - №2. - С. 162-173.

30. Этинген Л. Е. Дела сердечно-сосудистые. – Человек. – 2007. - №4. - С. 175-182.

31. Этинген Л. Е. Органы дыхания мужчины и женщины. – Человек. – 2007. - №5. - С. 183-188.

32. Этинген Л. Е. Органы чувств мужчины и женщины. – Человек. – 2007. - №6. - С. 169-175.

33. Этинген Л. Е. Органы чувств мужчины и женщины. – Человек. – 2008. - №1. - С. 163-166.

34. Этинген Л. Е. Органы обоняния мужчины и женщины. – Человек. – 2008. - №2. - С. 174-178.

35. Этинген Л. Е. Кожа мужчины и женщины. – Человек. – 2008. - №4. - С. 167-173.

36. Этинген Л. Е. Волосяной покров мужчины и женщины. – Человек. – 2008. - №5. - С. 171-177.

37. Эфроимсон В. П. Предпосылки гениальности (биосоциальные факторы повышенной умственной активности). – Человек.  – 1997. - (№2. – С. 8-19; №3. – С. 5-18; №4. – С.5-18; №5. – С.5-18; №6. – С.15-28). – 1998. - №1. – С. 5-20.

38. Эфроимсон В. П. Предпосылки гениальности (биосоциальные факторы повышенной умственной активности). – Человек.  – 1997. - (№2. – С. 8-19; №3. – С. 5-18; №4. – С.5-18; №5. – С.5-18; №6. – С.15-28). – 1998. - №1. – С. 5-20.

 

Организационные формы

 

Примеры объявлений о мероприятиях научного кружка 

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

 

3 апреля 2009 г. в 17:00 на кафедре анатомии человека

состоится 14-е (пленарное) заседание Научного анатомического кружка

I

Попов К. И. (2 курс, 2б, стом. фак.), Лях Е. А. , Афанасенкова М. А. , Белова Ю. А. (1 курс, 5б, пед. фак.), Бибикова О. С. (1 курс, 7а, леч. фак.), Горбунова Т. К. (2 курс, 1а, леч. фак.), Журавская В. В. (1 курс, 3б, пед. фак.), Юбко М. А. (2 курс, 5а, пед. фак.)

 

Обработка эмбриологической коллекции профессора П. Ф. Степанова.

(Работа посвящена памяти д.м.н., профессора П. Ф. Степанова)

Научные руководители – к.м.н., доц. Галкина Ю. М., к.м.н., доц. Тейкина Т. Б., ст. лаб. Ильина А. С.

 

II

 

Глотов В. А.

(д.м.н., проф. кафедры анатомии человека)

 

Структурный анализ кровеносных сосудистых сетей.

C. Д. Мюррей  и  его анализ разветвлений кровеносных сосудов

 

Кафедра анатомии человека

 

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

 

Лаборатория аудиовизуального обучения

 

Весь апрель 2009 г.

Понедельник, Вторник, Среда, Четверг

с 17:00

Анатомическая техника: препаровка трупа, сухая препаровка костного археологического материала

 

Кафедра анатомии человека

 

Формы протоколов (примеры)

 

28 ноября 2008 г. 17:00

Кафедра анатомии человека

 

7-е (пленарное) заседание Научного анатомического кружка

 

Тема:

I

Литвинов А. В. (д.м.н., профессор).

История Нобелевской премии

 

II

1.     Захарочкин С. Н. (2 курс, 3б, пед. фак.). Швы черепа: возрастные особенности и возможность определения возраста по окостенению. Научный руководитель – к.м.н., доц. Кузьмина Е. П.

2.     Soni Het Yogesh, Soni Hir Yogesh (2 курс, 2, ин. фак.). Вариантная анатомия черепа человека – аномальные окостенения. Научный руководитель – к.м.н., доц. Кузьмина Е. П.

 

III

Гараничев В. В.

(с.н.с. Смоленского государственного музея-заповедника)

О возможностях бытования предка современного человека в эпоху верхнего плейстоцена на территории Верхнего Поднепровья

 

ПРОТОКОЛ

Присутствовали:

Фамилия Имя Отчество

Группа

Факультет

Фамиля И. О.

преподавателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный анатомический кружок

ЖУРНАЛ ПРЕПАРОВКИ ТРУПА

 

Дата

Фамилия Имя Отчество

Группа, Курс

Факультет

Фамиля И. О.

преподавателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа 61 научной студенческой конференции

Смоленской государственной медицинской академии

 

СЕКЦИЯ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

 

Председатели: студ. К. И. Попов, студ. А. Н. Коноплев

Научные руководители: к.м.н., доц. Галкина Ю. М.; д.м.н., проф. Глотов В. А.; д.м.н., доц. Забродин В. А.

 

1.     Попов К. И. (2 курс, 2б, стом. фак.), Бибикова О. С. (1 курс, 7а, леч. фак.), Афанасенкова М. А., Лях Е. А., Белова Ю. А. (1 курс, 5б, пед. фак.) Обработка эмбриологической коллекции профессора П. Ф. Степанова. (Работа посвящена памяти д.м.н., профессора П. Ф. Степанова). Научные руководители – к.м.н., доц. Галкина Ю. М., к.м.н., доц. Тейкина Т. Б., ст. лаб. Ильина А. С.

2.     Сидоченков П. А. (2 курс, 4а, леч. фак.), Чепиков А. П., Шиёнок С. В. (2 курс, 2-04, СГИИ). Случай из практики: феномен гиперподвижности суставов – патология или предельный вариант нормы? Научный руководитель – д.м.н., проф. Глотов В. А.

3.     Галатин В. А. (1 курс, 3б, пед. фак.), Коноплев А. Н. (1 курс, 5б, пед. фак.), Циркунов А. А. (3 курс, псих. фак. СГУ). Организация анатомического музея. Научные руководители – д.м.н., доц. Забродин В. А.; асп. Толстенкова Е. С.

4.     Джоши Партх Пракашбхан, Катармал Умеш Шамбхулал, Патндир Санджай Индер Сингх. (3 курс, 3, ин. фак.). Экспозиция учебно-исследовательских препаратов, изготовленных студентами факультета иностранных учащихся. (Стендовый доклад). Научные руководители – д.м.н., доц. Забродин В. А.; к.м.н., доц. Кузьмина Е. П.

5.     Косаренко Н. И. (1 курс, 4а, леч. фак.). Анатомия и религия. Грех рассуждения и излишней пытливости о вещах, превосходящих возможности понимания нашего разума. Научный руководитель – д.м.н., проф. Глотов В. А.; к.м.н., ст. препод. Копьева В. М.

6.     Дроздова Е. Р., Еркина Н. В., Захаревич К. О., Курносенкова А. А., Никанорова К. А., Матвейчук Д. А., Семенова Е. Н., Суворова К. В. (К-2-04, худ. отд. кол. СГИИ). О возможностях бытования предка современного человека в эпоху верхнего плейстоцена на территории Верхнего Поднепровья. Зарисовки древней флоры и фауны. Археологический рисунок. (Стендовый доклад). Научный руководитель – с.н.с. Гараничев В. В.

7.     Маненок А. Л., Махова М. Ю., Пчеляков А. Б. (1 курс, 4б, леч. фак.). Методы исследования стопы. (Стендовый доклад). Научный руководитель – ст. преп. Тейкина О. Ю.

8.     Ефимова О. В., Натаров В. А. (2 курс, 7а, леч. фак.). Стопа как целое. (Стендовый доклад). Научный руководитель – ст. преп. Тейкина О. Ю.

9.     Ершикова А. В., Жодик О. В., Тютюкина В. П. (1 курс, 5а, пед. фак.), Goyal Mahesh Shambhubhai (2 курс, ин. фак.). Исследование конституциональных и половых различий скелетов. Научный руководитель – к.б.н., преп. Меренков В. Г.

10. Климковская Т. А. (1 курс, 5а, пед. фак.), Чернецкая Е. Б. (1 курс, 4а, пед. фак.). Исследование резцовой кости. Научный руководитель – к.б.н., преп. Меренков В. Г.

11. Лукашов В. С. (5 курс, ЕГФ, СмолГУ). Морфологические аспекты эволюции тимуса. Научные руководители - д.м.н., доц. Забродин В. А.; к.б.н., доц. Юрчинский В. Я.

12. Грачева Ю. С., Тейванов В. Б. (2 курс, 6а, леч. фак.). Слезный аппарат. (Стендовый доклад).  Научный руководитель – к.м.н., доц. Баннова Д. А.

13. Антюхов А. С., Соловьев В. С. (2 курс, 2а, пед. фак.). Сосудистая система и желчные протоки печени. (Стендовый доклад).  Научный руководитель – к.м.н., доц. Марков О. И.

14. Меньшикова К. А., Сташевская О. Л., Чернецкая Е. П. (1 курс, 4а, пед. фак.). Нефрон – чистилище для крови. (Стендовый доклад). Научный руководитель – асс. Баннова И. А.

15. Каблинова П. С. (1 курс, 4а, стом. фак.), Торопина Е. А. (1 курс, 4б, стом. фак.). Некоторые варианты и особенности артерий, кровоснабжающих область лица, ротовую полость и ее содержимое в онтогенезе человека. (Стендовый доклад). Научный руководитель – к.м.н., доц. Тейкина Т. Б.

16. Лебедева Н. М., Медведева А. А. (2 курс, 6а, леч. фак.). Сегментарная иннервация кожи – дерматомы. (Стендовый доклад). Научный руководитель – к.м.н., доц. Баннова Д. А.

 

Студенческие публикации

 

1. Косаренко Н. И. Анатомия и религия. Грех рассуждения и излишней пытливости о вещах, превосходящих возможности понимания нашего разума. - Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 8. - Вып. 2. - 2009. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/kosarenko/kosarenko.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/TITL-22.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/cont.htm

         2. Сидоченков П. А., Шиенок С.В., Чепиков А.П. Случай из практики: феномен гиперподвижности суставов – Патология или предельный вариант нормы. - Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 8. - Вып. 2. - 2009. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/sidochenkov/sidochenkov.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/TITL-22.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/cont.htm

 

         Предложенная модель организации работы студенческого научного кружка на кафедре анатомии человека показала свою эффективность. В среднем на каждом из заседаний кружка присутствовало до 25 человек, на итоговую научную конференцию пришло 80 студентов, в препаровках приняли участие до 30 человека. Среди студентов, принимавших участие в работе кружка, по крайней мере, 5-6 могут в дальнейшем эволюционировать в направлении формирования специалиста-анатома. Работу кружка в указанном выше направлении можно считать эффективной, даже в том случае, если хотя бы один студент из одного выпуска решит в будущем связать свою профессиональную судьбу с анатомией человека. 

 

Литература

 

1.        Глотов В. А., Романов Н. А. Учебно-исследовательский комплекс "Лаборатория аудиовизуального обучения - Лаборатория компьютерной морфологии - Кабинет истории анатомии" на кафедре анатомии человека Смоленской медицинской академии. //Медицинское образование: итоги и перспективы. Материалы Всероссийской учебно-научно-методической конференции с международным участием, посвященной 80-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки РФ, профессора К. И. Бендера. - Саратов: СГМУ, 2005. -  С. 43-46.

2.        Глотов В. А., Гараничев В. В., Меренков В. Г. Межвузовский факультатив "Пластическая анатомия с элементами истории анатомии, физической антропологии, археологии и документального рисунка". - Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал. - 2005. - Т. 5. - Вып. 3. - URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-11-html/glotov.htm .

 

 

MODEL OF WORK A student's scientific circle ON FACULTY OF HUMAN ANATOMY

 

Glotov V. A.

 

          The problem of preparation of the qualified scientific and pedagogical staff on a trade human anatomy has acquired the special sharpness. A student's scientific circle - a prime of shaping of such expert. The model of work a scientific anatomical circle is offered.

Keywords: human anatomy.  

Кафедра анатомии человека

ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия Росздрава»

Поступила в редакцию 22.04.2009.