Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 8. -

Вып. 2. - 2009. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTМ

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/TITL-22.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/cont.htm

 

 

УДК 611:21

 

Анатомия и религия. Грех рассуждения и излишней пытливости о вещах, превосходящих возможности понимания нашего разума

 

Ó 2009 г. Косаренко Н. И.

 

(kosarenko.doc)

 

Грех ли заниматься препарированием трупов? Насколько может быть опасным глумливое  отношение к человеческому телу? Что есть тело с точки зрения христианской религии, и каким образом можно остаться верным своим религиозным убеждениям? Взаимоотношения православия  и анатомической науки.

Ключевые слова: анатомия человека, религия

 

                                                                          …Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить  и рассуждать – связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу  общего закона о том, что ничто, ни энергия, ни материя – не исчезают бесследно, и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедует  христианская вера.

                                                                                                                                                                            И.П. Павлов [1]

 

В разные периоды всемирной истории мы находим немало фактов, свидетельствующих о том, что религия всегда сопровождала умы людей, их достижения, пронизывая все сферы жизни общества, являясь также одной из последних. Религия – это своеобразный путеводитель в постоянно меняющемся мире. Особенно сейчас, когда остро ощущается  духовный кризис общества, падение морали и исчезновение базовых ценностей человечества, она до сих пор сохраняет все основы человеческого существования. Порой она противоречива, но это происходит из-за того, что человек противоречит сам себе, теряет единственно правильный путь – путь истины. Он далеко не прост, но и религия в своем развитии прошла по тяжелой дороге: гонения последователей, непонимание, а порой и  обыкновенное равнодушие. На своем пути она столкнулась со своим лютым врагом – наукой, которая пыталась пошатнуть ее устои, превратить  в миф, в иллюзию или уничтожить ее навсегда. Оглянувшись на опыт многовековой истории, мы понимаем, что нет смысла противопоставлять науку и религию, даже такую материалистическую, как анатомию человека. Рассмотрим взаимоотношения  христианской религии (православия) и анатомии человека.

Анатомия изучает строение тела мертвого человека во имя познания законов строения живых организмов. Именно на анатомировании тел умерших, в частности, для проведения учебного процесса в медицинских университетах, мы и остановимся.

Препарирование тел умерших и изучение анатомических препаратов остается основным и незаменимым методом осмысления строения и функциональных особенностей тела человека. Это право анатомы завоевали в непрерывной борьбе с господствующими религиозными убеждениями церкви, которая всевозможными способами стремилась не допустить осквернения тел людей, уже покинувших этот мир.

Из истории анатомии нам известно, что первыми, кто производил вскрытия человеческих тел, были древнегреческие анатомы Герофил и Эразистрат. Более молодой их современник, Клавдий Гален, трупы людей не вскрывал, а препарируя животных, переносил все свои открытия на человека, тем самым завоевал расположение к себе церкви [2].

Почему же понадобилось вскрывать тела людей? Это вопрос не только медицинский, т.к. человеком овладело желание познать тайны человеческого тела, чтобы  попытаться предположить, как же на самом деле выглядит Бог и где же содержится самая важная часть человеческого существа – его бессмертная душа. Сейчас эти вопросы практически исчерпали себя, но раньше, они владели умами людей на протяжения сотен лет.

Итак, Гален был под покровительством церкви, и люди верили ему и его анатомии. Четырнадцать столетий забвения – не малый срок, и только появление Андрея Везалия, не побоявшегося противостоять всем церковным запретам, сняло пелену недомолвок и неопределенностей – препарирование трупов стало основным методом изучения анатомии [2].

Представьте, что вы – студенты-медики и перед вами лежит человеческое тело. Что можно с ним делать? Как правильно с ним обращаться, чтобы соблюсти все моральные и этические нормы, чтобы не причинить духовный вред как умершему, так и самому себе?

В рамках атеистического мировоззрения эти вопросы лишены того важного смысла, который они имеют  в христианской религии. Тело человека – это скопление химических элементов и с ним можно делать все, что угодно. А какими же видятся человек и его посмертие в христианской традиции?

В каждом из нас присутствуют две основополагающие части – природа и личность. Природа – это совокупность всех сил, свойств и способностей человека. Личность – это то, что позволяет ему подняться нам своей природой и реализоваться себя в любви, т.к. христианство – это религия свободы и любви. ХХ век ознаменовался полной дехристианизацией культуры, что привело к овеществлению человека, к отождествлению природы и личности. Это привело к духовному кризису [3].

Каким бы не был человек, он все равно остается им до конца своих дней, следовательно, отношение к телу радикально меняется. Человек состоит из тела и души, а когда душа покидает тело, которое впоследствии будет разобрано на кусочки в прозекторской, как оно может воскреснуть? По этому поводу уже во втором веке писал апологет Минуций Феликс: «По-твоему и для Бога погибает то, что перестали видеть наши близорукие глаза? Всякое тело – иссыхает ли оно, становясь прахом, растворяется ли, делаясь влагой, превращается ли в горсть пепла или в тонкую струю дыма – исчезает для нас, но сохраняется для Бога, хранящего элементы».

По мнению современных служителей церкви, никакие манипуляции с трупом не причиняют вред самому умершему, потому что он уже обладает иными свойствами, душа его отделилась от тела и вознеслась к небесам. К тому же  истинного христианина не должна волновать судьба его тела после смерти, т.к. в соответствии с христианскими догматами уникальное отношение к материи отражается тезисом – тело тоже призвано к вечной жизни. Оно воскреснет в любом качестве и неважно, каким образом оно было погребено.

Все-таки, дает ли на право работать с трупным материалом весть о том, что мы умирает не насовсем? Обратимся к примерам из прошлого.

За три сотни лет развития патологической анатомии мы не встречаем собственно философско-богословских возражений против анатомических театров в нашей стране. Не звучало ни единого слова против освоения медицинской премудрости по человеческим трупам [4]. В социальной концепции Русской Православной Церкви этот вопрос обошли стороной, т.е. нет каких-либо письменных законных запретов на  препарирование трупов в учебных целях. Более того, мы имеем ряд примеров, когда те, кто работал на трупах, были одновременно подвижниками православной молитвы. Монахиня Амвросия (Оберучева) обучалась в Санкт-Петербургском женском медицинском институте и оставила после себя восторженные воспоминания о годах, проведенных в стенах учебного заведения. Канонизированный Русской Православной Церковью хирург, он же архиепископ Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), автор блестящего труда «Очерки гнойной хирургии», которому врач посвятил два года напряженной работы. Его терзали сомнения по поводу богоугодности своей деятельности, но однажды ему пришло видение, которое развеяло все бывшие у него сомнения [5, 6].

Опираясь на опыт прошлого, мы с уверенностью скажем, что право работать с трупным материалом мы имеем. Но тогда на наши плечи ложится огромная ответственность не столько за того, чье тело будет подвергнуто нашим манипуляциям, сколько за самих себя. Дело в том, что безмолвное, недвижимое тело может спровоцировать издевательства над ним, что, конечно, калечит  души  живых людей, ведь, человек нуждается в уважительном отношении к себе не только при жизни, но и после смерти. В противном случае, по мнению церкви, анатом бросает тень греха на себя.

Вне всякого сомнения, мы лишь слегка коснулись важного вопроса отношения религии к науке на примере анатомии человека и православного вероисповедания. Но тех слов, которые мы сказали в защиту анатомической науки с лихвой хватает на то, чтобы сделать главный вывод, свидетельствующий о том, что ни в коем случае нельзя противопоставлять религию и науку. Они, как две различные части единого целого: одна порождает другую и только вместе они приходят к единству, они зависят друг от друга, хотя вряд ли когда-нибудь сольются во что-то одно.  Применительно к анатомии человека в медицинских целях можно сказать так: медицина лечит тело, а православная религия – душу человека. Следовательно, отсутствие одной из этих составляющих влечет за собой неполноту человеческого бытия.

 

Литература

 

1.   Свидетельства выдающихся ученых о том, что изучение вселенной приводит к признанию Бога-Творца и об их вере во Всевышнего. – Приходская газета Церкви Новомучеников Российских г. Смоленска. - №10. – 31.08.2008. – С. 2.

2.   Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. – М.: Медгиз, 1956. – С. 16-65. 

3.   Материалы IX Рождественских чтений. Медицинская секция. – М., 2002. – С. 160-177.

4.   Шмурун Р.И. Вопросы этики, деонтологии и эстетики в патологоанатомической практике. – Архив патологии – 1997. -Т 59 - №1. – С.75-79

5.   Войно-Ясенецкий В. Ф. (архиепископ Лука Крымский). Я полюбил страдание. Автобиография. - М.: Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2008.

6.   Мороз А. Исповедую грех, Батюшка. – М., СПб.: ООО «Смирение», 2005. – С. 15.

 

 

 Anatomy and religion. It is the sin of sophisticated reasoning and excessive curiosity about things exceeding the abilities of understanding our mind

 

Kosarenko N. I.

 

Isn’t it a sin to dissect corpses? How dangerous can mocking attitudes be to the human body? What is the human body from Christian point of view? And how can one stay true to his persuasion? What are mutual relations between Orthodoxy and Anatomy?

Keywords: human anatomy, religion

 

 

ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия Росздрава».

Кафедра анатомии человека.

Поступила в редакцию 25.05.2009.