Математическая морфология.
Электронный математический и медико-биологический
журнал. - Т. 8. -
Вып. 2. - 2009. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTМ
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/TITL-22.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/cont.htm
МЕТОДИКА
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В НАУЧНОМ АНАТОМИЧЕСКОМ КРУЖКЕ
НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА СМОЛЕНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
Ó
2009 г. Меренков В. Г., Гараничев В. В., Глотов В. А.
Предложена методика организации
индивидуальной и групповой работы студентов анатомического кружка с привлечением
их к практической научно-исследовательской работе по обработке археологического
остеологического материала.
Ключевые
слова: остеология, анатомия человека, археология.
На кафедре анатомии человека Смоленской государственной медицинской академии с 2000 года действует на общественных началах научно-исследовательская лаборатория остеологического мониторинга археологических раскопок, проводимых археологическими экспедициями на территории г. Смоленска и Смоленской области. Лаборатория проводит исследования археологического остеологического материала по заданию научных организаций, осуществляющих археологические исследования на территории Смоленской области [1].
В рамках работы научного студенческого кружка при
кафедре анатомии человека сотрудниками лаборатории организована работа факультатива
"Пластическая
анатомия с элементами истории анатомии, физической антропологии, археологии и
документального рисунка" [2, 3].
Задачи
факультатива:
1.
Актуализация и
углубление знаний студентов по курсу анатомии человека по темам: остеология,
краниология, синдесмология.
2.
Подготовка
специалистов-антропологов, способных вести камеральные исследования
остеологического материала и полевые антропологические исследования в условиях
археологических экспедиций.
Программа факультатива включает 3 элемента: теоретические, практические занятия, а также самостоятельную учебно-научно-исследовательскую работу студентов.
Задачей теоретического обучения является овладение студентами теоретической базой для проведения остеологических и антропологических исследований, организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности. К организации теоретического обучения привлекались сотрудники научно-исследовательская лаборатория остеологического мониторинга археологических раскопок, ведущие специалисты кафедры анатомии человека и патологической анатомии Смоленской государственной медицинской академии, Института археологии РАН, Смоленского государственного музея-заповедника, ООО «Столичное археологическое бюро».
Теоретический
курс включает в себя следующие разделы:
1.
Предмет и задачи
антропологии.
2.
Прикладная и медицинская
антропология.
3.
История анатомии.
4.
Анатомическая
номенклатура.
5.
Системный анализ в
биологических и анатомических исследованиях.
6.
Методы археологических
исследований и археологическая стратиграфия.
7.
Историческая
этноэкология.
8.
Археологические
памятники г. Смоленска и Смоленской области.
Задачей практического курса были актуализация знаний полученных на теоретических занятиях; овладение умениями, необходимыми при проведении антропологических и остеологических исследований.
Практический
курс включает:
1. Проведение сухой чистки и препаровки
остеологического материала.
3.
Дифференцировку
остеологического материала – выявление неантропологического материала.
4.
Палеопатологические
обследования.
5.
Плоскостную реконструкцию.
6.
Остеометрические и
краниометрические исследования.
7.
Определение возраста,
пола и конституционных параметров индивидов.
Практические работы проводятся в рамках исследований
осуществляемых научно-исследовательской
лабораторией остеологического мониторинга археологических раскопок, т.е. на практических занятиях студенты проводят
камеральную обработку поступившего в лабораторию остеологического материала. На
завершающем этапе обучения студенты под руководством сотрудников лаборатории
поводят самостоятельное научное исследование. Главной задачей такого
исследования является актуализация знаний, полученных в ходе обучения,
овладение методами самостоятельных научных исследований.
Как и
практические занятия, самостоятельные исследования студентов проводятся
в рамках исследовательской работы научно-исследовательской лабораторией
остеологического мониторинга археологических раскопок. Как правило, самостоятельные студенческие работы
посвящены или частичному исследованию остеологического материала, изучаемого
лабораторией, или отработке методик исследования.
Как
и любая научная работа, самостоятельные исследования студентов включают
следующие элементы:
1.
Постановку и конкретизацию
задач исследования.
2.
Теоретическое
исследование литературного материала.
3.
Практическое
исследование остеологического материала.
4.
Подведение итогов
исследования.
5.
Подготовку
демонстрационных материалов.
6.
Выступление на ежегодной
научной студенческой конференции.
В случае, если теоретическое исследование имеет большой объём и глубину, практическое исследование остеологического материала может отсутствовать.
Наиболее
успешные студенты в дальнейшем привлекались к работе в научно-исследовательской
лабораторией остеологического мониторинга археологических раскопок.
За
9 лет существования факультатива студентами было подготовлено 11 таких
исследований.
2004 г.:
1.
Баранов А. А. и др.
Анатомический и физико-антропологический анализ остеологического материала из археологических
раскопок на Колхозной площади и у башни Веселуха (г. Смоленск).
2.
Жукова Е. Н., Коломиец
Г. Г. Характеристические особенности костей стопы и кисти. Определение их
принадлежности к левой и правой конечности.
2005 г.:
1.
Аверин Е. Ю.
Реконструкция лица по черепу.
2.
Умрихина О.В. и др.
Анатомический и физико-антропологический анализ остеологического материала из
археологических раскопок на ул. Пржевальского (2003-2005 гг.) и ул. Кашена
(2004-2005гг.).
2007 г.:
1. Михайленко Я. В., Осипец Е. Л. Древний человек из
археологических раскопок на территории г. Смоленска.
2. Грищенко Е. А. и др. К вопросу о первичном заселении
территории Смоленской области.
2009
г.:
1.
Косаренко Н. И. Анатомия
и религия. Грех рассуждения и излишней пытливости о вещах превосходящих возможности
и понимания нашего разума [4].
2.
Сидоченков П. А. и др.
Случай из практики: феномен гиперподвижности суставов – патология или
предельный вариант нормы? [5].
3.
Дроздова Е. Р. И др. О
возможностях бытования предка человека в эпоху верхнего плейстоцена на
территории Верхнего Поднепровья.
4.
Ершикова А. В. и
др.Исследование конституционных и половых различий скелетов.
5.
Климковская Т. А.
Исследование резцовой кости.
Работа факультатива
неразрывно связана с работой научного анатомического кружка [6], делает эту
работу интересной, насыщенной, привязанной к реальной значимой практической
работе, играет важную воспитательную роль в формировании будущего специалиста
медика.
1.
Глотов
В. А., Романов Н. А. Учебно-исследовательский комплекс "Лаборатория аудиовизуального
обучения - Лаборатория компьютерной морфологии - Кабинет истории анатомии"
на кафедре анатомии человека Смоленской медицинской академии. //Медицинское
образование: итоги и перспективы. Материалы Всероссийской
учебно-научно-методической конференции с международным участием, посвященной
80-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки РФ, профессора К. И.
Бендера. - Саратов: СГМУ, 2005. - С.
43-46.
2.
Глотов
В. А., Гараничев В. В., Меренков В. Г. Межвузовский факультатив
"Пластическая анатомия с элементами истории анатомии, физической
антропологии, археологии и документального рисунка". - Математическая морфология.
Электронный математический и медико-биологический журнал. - 2005. - Т. 5. -
Вып. 3. - URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-11-html/glotov.htm.
3.
Глотов
В. А. Модель подготовки аспирантов и соискателей на кафедре анатомии человека
смоленской государственной медицинской академии. - Математическая морфология.
Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 8. - Вып. 1. -
2009. - URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-21-tml/glotov/glotov.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-21-html/TITL-21.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-21-html/cont.htm
4.
Косаренко
Н. И. Анатомия и религия. Грех рассуждения и излишней пытливости о вещах,
превосходящих возможности понимания нашего разума. - Математическая морфология.
Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 8. - Вып. 2. -
2009. - URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/kosarenko/kosarenko.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/TITL-22.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/cont.htm
5.
Сидоченков
П. А., Шиенок С.В., Чепиков А.П. Случай из практики: феномен гиперподвижности
суставов – Патология или предельный вариант нормы. Математическая морфология.
Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 8. - Вып. 2. -
2009. - URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/sidochenkov/sidochenkov.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/TITL-22.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/cont.htm
6.
Глотов
В. А. Модель работы научного студенческого кружка на кафедре анатомии человека.
- Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический
журнал. - Т. 8. - Вып. 2. - 2009. - URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/glotov/glotov.htm http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/TITL-22.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-22-html/cont.htm
TECHNIQUE OF INDIVIDUAL AND
GROUP WORK WITH STUDENTS IN SCIENTIFIC ANATOMIC TO THE MUG ON STAND OF HUMAN
ANATOMY OF SMOLENSK STATE MEDICAL ACADEMY
Merenkov V.G., Garanichev V.V., Glotov V.A.
The technique of organization of individual and group
work of students anatomic a mug with their attraction to practical research
work on processing an archeologic osteological material is offered.
Key words: an osteology,
human anatomy, archeology.
Кафедра анатомии человека
ГОУ ВПО «Смоленская государственная
медицинская академия»
Поступила в редакцию 30.04.2009.