Математическая морфология.
Электронный математический и медико-биологический
журнал. - Т. 8. -
Вып. 3. - 2009. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-23-html/TITL-23.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-23-html/cont.htm
УДК 616-053.2:372.210.1
ФАКТОРНАЯ
СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 8-12 ЛЕТ
Ó 2009 г. Чернецов М. М.
В статье раскрывается структура физической подготовленности
юных футболистов на этапах предварительной подготовки и начальной
специализации. Выявлены ведущие факторы, обеспечивающие высокий уровень игровых
способностей.
Ключевые слова: факторная структура, физическая подготовленность,
индивидуализация.
Введение
Не прекращается поиск видов спортивной деятельности,
способствующих развитию и воспитанию двигательных способностей, а также
оздоровлению учащихся общеобразовательных школ при занятиях физической
культурой. Реализация общественно-государственных
проектов "Футбол в общеобразовательной школе" и "Мини-футбол в
школе" может способствовать решению накопившихся проблем, как при
подготовке спортивного резерва в футболе, так и в сфере физической культуры.
Не до конца изучены возможности целенаправленного и организованного повышения уровня двигательной подготовленности с помощью занятий футболом, а также особенности индивидуализации учебно-тренировочного процесса на основе морфо-функциональных особенностей мальчиков 8-12 лет (соматический тип и вариант биологического развития).
Гипотеза исследования –
организация тренировочного процесса на основе выявления ведущих
(морфо-функциональных) факторов с целью
эффективного управления тренировочным процессом на начальных этапах подготовки,
способствует дальнейшему достижению высокого спортивного результата в футболе.
Выявление тенденции возрастных изменений и значимости
факторов позволит на научной основе подбирать средства и методы тренировки в
каждом возрастном периоде, правильно определять соотношение их объемов для
различных видов подготовки.
Цель исследования
- выявить взаимосвязь и влияние факторов, обеспечивающих высокую
эффективность игровой деятельности юных
футболистов.
Задачи исследования:
1. Оценить влияние двигательной подготовки и габаритных
особенностей на эффективность игровой деятельности юных футболистов 8-12 лет.
2. Исследовать возрастную динамику факторной структуры
эффективности игровой деятельности юных футболистов 8-10 и 11-12 лет.
Методика.
В
исследовании приняли участие юные футболисты 8-12 лет, являющиеся членами
команд различных возрастных групп СДЮСШОР г. Смоленска.
Для
факторного и корреляционного анализа использовались показатели двигательных
тестов, оценивающих уровень общей и специальной физической подготовленности,
уровень технической подготовленности, принятые в программах для СДЮСШОР в
качестве контрольно-переводных нормативов, а также габаритные особенности,
вариант биологического развития, выраженность жировой и мышечной масс,
пропорционный уровень варьирования. Оценка соматических особенностей
производилась с использованием метрической методики соматодиагностики по Р.Н.
Дорохову (1985, 2002).
Регистрация
технико-тактических действий (ТТД) производилась согласно рекомендациям В.В.
Суворова (1996г.) для юных футболистов изучаемого возраста в ходе официальных и
неофициальных игр. Эффективность игровой деятельности оценивалась на основании
вычисления процента брака в исполнении ТТД.
Факторный
анализ для оценки вклада влияний анализируемых величин в результат осуществлялся
с помощью компьютерной программы «STATISTIKA
6.0» со способом ротации факторов
по Werimax-критерию.
Результаты
исследования:
Установлено,
что факторная структура эффективности игровой деятельности, выраженная
процентом брака в исполнении технических приемов для юных футболистов 8-12 лет
меняется с увеличением стажа занятий.
В таблице представлены выявленные нами факторы и
соответствующие им факторные веса для футболистов 8-10 и 11-12 лет.
Фактор «телосложения и
координации» у юных футболистов 8-10 лет
имеет наибольший вклад в общую дисперсию (26%) и объединяет результаты
двигательных тестов, оценивающих: - силовую выносливость - приседания (кол-во
раз/ 30с), выпрыгивания (кол-во раз/ 30с); - координационные способности -
повороты на гимнастической скамейке (кол-во раз/10с), бег к пронумерованным
мячам (с); - габаритный уровень варьирования (ГУВ) - показатели метрической
оценки соматического типа по первому уровню габаритного варьирования.
Таблица 1.
Факторная структура
эффективности игровой деятельности юных футболистов 8-10 и 11-12 лет
Возраст, лет |
Факторы |
Всего % |
||
I |
II |
III |
||
8-10 лет |
«телосложение
и координация» 26% |
«скоростно-силовая
подготовленность» 18% |
«специальная
физическая подготовленность» 10% |
54% |
11-12 лет |
«скоростно-силовая
подготовленность» 27% |
«специальная
физическая подготовленность» 17% |
«телосложение
и координация» 12% |
56% |
С увеличением стажа занятий, а также по мере формирования навыков и умений
игры у футболистов 11-12 лет, фактор «телосложения и координации» смещается на
третье место (12%).
Вклад фактора
«скоростно-силовой подготовленности» в
общую дисперсию у юных футболистов 8-10 лет составляет 18% и объединяет
результаты двигательных тестов, оценивающих стартовую скорость – бег 10м (с); и
скоростно-силовые способности – тройной прыжок (см), прыжок вверх с места (см).
Фактор «скоростно-силовой подготовленности» приобретает решающее значение для
эффективности игровой деятельности у юных футболистов 11-12 лет и имеет
наибольший вклад в общую дисперсию
(27%).
В целом фактор «специальной
физической подготовленности» у футболистов 8-10 и 11-12 лет, имеющий
вклад в общую дисперсию 10% и 17% соответственно, уступает факторам
двигательной подготовленности (табл.). Фактор
«специальной физической подготовленности» объединяет показатели тестов –
ведение мяча 30м (с), удар сильной и слабой ногой (м).
Проведенный корреляционный анализ показал
уровень взаимосвязи показателей физической и технической подготовленности с
габаритными показателями юных футболистов, знание которых играет важную роль
для подбора средств и методов тренировки.
Достоверных взаимосвязей показателей ГУВ с
показателями специальной физической подготовленности и технической подготовленности
не обнаружено (р>0,05). Однако показатели ГУВ тесно коррелируют с
двигательными тестами, оценивающими: - скоростно-силовые и координационные
способности; общую и силовую выносливость (р<0,05).
Из всего комплекса тестовых упражнений нами
обнаружены корреляционные взаимосвязи на достоверном уровне (r=0.4-0.6) с показателями двигательной
подготовленности: - подтягивания (кол-во раз); -
прыжок в длину (см); поднимания туловища (кол-во раз/30c); повороты на гимнастической скамейке
(кол-во раз/ 10c);
бег к пронумерованным мячам (с); бег 6-мин (м); приседания (кол-во раз/30c).
Выводы
Формирование
навыков и умений игры в футбол на начальных этапах подготовки сочетается с
уменьшением влияния морфо-функциональных особенностей на эффективность игровой
деятельности, при усилении роли двигательной и специальной физической
подготовленности.
Выявленные взаимосвязи габаритных особенностей с
двигательными способностями юных футболистов могут являться основанием для
применения изосомного подхода при индивидуализации учебно-тренировочного
процесса. Т.е. выделения юных футболистов в подгруппы с одинаковыми габаритными особенностями при целенаправленном
развитии двигательных способностей.
Улучшение игровых способностей в футболе на этапе
предварительной подготовки и начальной специализации должно основываться на
повышении уровня скоростных,
скоростно-силовых и координационных способностей, с применением изосомного
подхода при организации учебно-тренировочного процесса. Для более гармоничного
и всестороннего развития в ходе учебно-тренировочного процесса необходимо
уделять дополнительное внимание воспитанию общей выносливости и гибкости.
Занятия футболом
с применением предложенного подхода могут гармонично дополнять развитие
физических способностей в общеобразовательных школах.
1.
Бойченко Б.Ф. Возрастная
динамика физических качеств и технико-тактического мастерства в связи с
совершенствованием системы отбора юных футболистов: Автореф. дисс. ... канд.
пед. наук. – Киев, 1986. -22с.
2.
Дорохов Р.Н. Соматические
типы и варианты развития детей и подростков: Автореф. дисс. …
док.мед.наук.-Москва, 1985.-31с.
3.
Дорохов Р.Н. Спортивная
морфология: учеб. пособие для высших и средних специальных заведений физической
культуры /Р.Н.Дорохов, В.П.Губа. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 236 с.
4.
Дыгин С.В. Физическая
подготовка юных футболистов на этапе начальной специализации: Автореф. дис. …
канд.пед.наук. – Волгоград, 2003. – 22 с.
5.
Зайцев А.А. Исследование
связи соматических показателей с результатами тестов /А.А. Зайцев//
Соматические типы и соматотипирование: Сб. науч. тр. – Смоленск, 2000. – С.
32-40.
FACTOR STRUCTURE OF
PHYSICAL PREPAREDNESS OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS AT THE AGE OF 8-12
Chernetsov M. M.
Structure of physical
preparedness of young football players at the stage of preliminary training and
initial specialization is given in the article. The leading factors providing a
high level of playing abilities are revealed.
Key words: factor structure, physical preparedness,
individualization.
Чернецов Максим Михайлович – аспирант
Chernetsov Maxim Mikhailovich, a post-graduate student;
Smolensk State Academy of Physical
Culture, Sports and Tourism (SSAPCST).
e-mail maksimmixal@mail.ru
e-mail ale-sulimov@yandex.ru
Смоленская государственная академия физической
культуры,
спорта и туризма (СГАФКСТ).
Smolensk State
Academy of Physical Culture, Sports and
Tourism (SSAPCST).
Поступила в редакцию 16.09.2009.