Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 8. -

Вып. 3. - 2009. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-23-html/TITL-23.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-23-html/cont.htm

 

 

УДК 616-053.2:372.210.1

 

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 8-12 ЛЕТ

 

Ó 2009 г. Чернецов М. М.

 

(chernetsov.doc)

 

В статье раскрывается структура физической подготовленности юных футболистов на этапах предварительной подготовки и начальной специализации. Выявлены ведущие факторы, обеспечивающие высокий уровень игровых способностей.

Ключевые слова: факторная структура, физическая подготовленность, индивидуализация.

 

Введение

Не прекращается поиск видов спортивной деятельности, способствующих развитию и воспитанию двигательных способностей, а также оздоровлению учащихся общеобразовательных школ при занятиях физической культурой. Реализация общественно-государственных проектов "Футбол в общеобразовательной школе" и "Мини-футбол в школе" может способствовать решению накопившихся проблем, как при подготовке спортивного резерва в футболе, так и в сфере физической культуры.

Не до конца изучены возможности целенаправленного и организованного повышения уровня двигательной подготовленности с помощью занятий футболом, а также особенности индивидуализации учебно-тренировочного процесса на основе морфо-функциональных особенностей мальчиков 8-12 лет (соматический тип и  вариант биологического развития).

Гипотеза исследования – организация тренировочного процесса на основе выявления ведущих (морфо-функциональных) факторов  с целью эффективного управления тренировочным процессом на начальных этапах подготовки, способствует дальнейшему достижению высокого спортивного результата в футболе.

Выявление тенденции возрастных изменений и значимости факторов позволит на научной основе подбирать средства и методы тренировки в каждом возрастном периоде, правильно определять соотношение их объемов для различных видов подготовки.

Цель исследования - выявить взаимосвязь и влияние факторов, обеспечивающих высокую эффективность игровой деятельности  юных футболистов.

Задачи исследования:

1. Оценить влияние двигательной подготовки и габаритных особенностей на эффективность игровой деятельности юных футболистов 8-12 лет.

2. Исследовать возрастную динамику факторной структуры эффективности игровой деятельности юных футболистов 8-10 и 11-12 лет.

Методика.

       В исследовании приняли участие юные футболисты 8-12 лет, являющиеся членами команд различных возрастных групп СДЮСШОР г. Смоленска.

       Для факторного и корреляционного анализа использовались показатели двигательных тестов, оценивающих уровень общей и специальной физической подготовленности, уровень технической подготовленности, принятые в программах для СДЮСШОР в качестве контрольно-переводных нормативов, а также габаритные особенности, вариант биологического развития, выраженность жировой и мышечной масс, пропорционный уровень варьирования. Оценка соматических особенностей производилась с использованием метрической методики соматодиагностики по Р.Н. Дорохову (1985, 2002).

       Регистрация технико-тактических действий (ТТД) производилась согласно рекомендациям В.В. Суворова (1996г.) для юных футболистов изучаемого возраста в ходе официальных и неофициальных игр. Эффективность игровой деятельности оценивалась на основании вычисления процента брака в исполнении ТТД.

       Факторный анализ для оценки вклада влияний анализируемых величин в результат осуществлялся с помощью компьютерной программы «STATISTIKA 6.0» со  способом ротации факторов по  Werimax-критерию.

Результаты исследования:

       Установлено, что факторная структура эффективности игровой деятельности, выраженная процентом брака в исполнении технических приемов для юных футболистов 8-12 лет меняется с увеличением стажа занятий.

В таблице представлены выявленные нами факторы и соответствующие им факторные веса для футболистов 8-10 и 11-12 лет.

Фактор «телосложения и координации»  у юных футболистов 8-10 лет  имеет наибольший вклад в общую дисперсию (26%) и объединяет результаты двигательных тестов, оценивающих: - силовую выносливость - приседания (кол-во раз/ 30с), выпрыгивания (кол-во раз/ 30с); - координационные способности - повороты на гимнастической скамейке (кол-во раз/10с), бег к пронумерованным мячам (с); - габаритный уровень варьирования (ГУВ) - показатели метрической оценки соматического типа по первому уровню габаритного варьирования.

 

Таблица 1.

Факторная структура эффективности игровой деятельности юных футболистов 8-10 и 11-12 лет

 

Возраст, лет

Факторы

Всего %

I

II

III

8-10 лет

«телосложение и координация»

26%

«скоростно-силовая подготовленность»

18%

«специальная физическая подготовленность»

10%

54%

11-12 лет

«скоростно-силовая подготовленность»

27%

«специальная физическая подготовленность»

17%

«телосложение и координация»

12%

56%

 

С увеличением стажа занятий, а также по мере формирования навыков и умений игры у футболистов 11-12 лет, фактор «телосложения и координации» смещается на третье место (12%).

Вклад фактора «скоростно-силовой подготовленности» в общую дисперсию у юных футболистов 8-10 лет составляет 18% и объединяет результаты двигательных тестов, оценивающих стартовую скорость – бег 10м (с); и скоростно-силовые способности – тройной прыжок (см), прыжок вверх с места (см). Фактор «скоростно-силовой подготовленности» приобретает решающее значение для эффективности игровой деятельности у юных футболистов 11-12 лет и имеет наибольший вклад в общую дисперсию  (27%).

В целом фактор «специальной физической подготовленности» у футболистов 8-10 и 11-12 лет, имеющий вклад в общую дисперсию 10% и 17% соответственно, уступает факторам двигательной подготовленности (табл.). Фактор «специальной физической подготовленности» объединяет показатели тестов – ведение мяча 30м (с), удар сильной и слабой ногой (м).

Проведенный корреляционный анализ показал уровень взаимосвязи показателей физической и технической подготовленности с габаритными показателями юных футболистов, знание которых играет важную роль для подбора средств и методов тренировки.

Достоверных взаимосвязей показателей ГУВ с показателями специальной физической подготовленности и технической подготовленности не обнаружено (р>0,05). Однако показатели ГУВ тесно коррелируют с двигательными тестами, оценивающими: - скоростно-силовые и координационные способности; общую и силовую выносливость (р<0,05).

Из всего комплекса тестовых упражнений нами обнаружены корреляционные взаимосвязи на достоверном уровне (r=0.4-0.6) с показателями двигательной подготовленности: - подтягивания (кол-во раз); - прыжок в длину (см); поднимания туловища (кол-во раз/30c); повороты на гимнастической скамейке (кол-во раз/ 10c); бег к пронумерованным мячам (с); бег 6-мин (м); приседания (кол-во раз/30c).

       Выводы

       Формирование навыков и умений игры в футбол на начальных этапах подготовки сочетается с уменьшением влияния морфо-функциональных особенностей на эффективность игровой деятельности, при усилении роли двигательной и специальной физической подготовленности.

       Выявленные взаимосвязи габаритных особенностей с двигательными способностями юных футболистов могут являться основанием для применения изосомного подхода при индивидуализации учебно-тренировочного процесса. Т.е. выделения юных футболистов в подгруппы  с одинаковыми габаритными особенностями при целенаправленном развитии двигательных способностей.

Улучшение игровых способностей в футболе на этапе предварительной подготовки и начальной специализации должно основываться на повышении  уровня скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, с применением изосомного подхода при организации учебно-тренировочного процесса. Для более гармоничного и всестороннего развития в ходе учебно-тренировочного процесса необходимо уделять дополнительное внимание воспитанию общей выносливости и гибкости.

Занятия футболом с применением предложенного подхода могут гармонично дополнять развитие физических способностей в общеобразовательных школах.

Литература

 

1.     Бойченко Б.Ф. Возрастная динамика физических качеств и технико-тактического мастерства в связи с совершенствованием системы отбора юных футболистов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – Киев, 1986. -22с.

2.     Дорохов Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков: Автореф. дисс. … док.мед.наук.-Москва, 1985.-31с.

3.     Дорохов Р.Н. Спортивная морфология: учеб. пособие для высших и средних специальных заведений физической культуры /Р.Н.Дорохов, В.П.Губа. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 236 с.

4.     Дыгин С.В. Физическая подготовка юных футболистов на этапе начальной специализации: Автореф. дис. … канд.пед.наук. – Волгоград, 2003. – 22 с.

5.     Зайцев А.А. Исследование связи соматических показателей с результатами тестов /А.А. Зайцев// Соматические типы и соматотипирование: Сб. науч. тр. – Смоленск, 2000. – С. 32-40.

 

FACTOR STRUCTURE OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS AT THE AGE OF 8-12

 

Chernetsov M. M.

 

Structure of physical preparedness of young football players at the stage of preliminary training and initial specialization is given in the article. The leading factors providing a high level of playing abilities are revealed.

Key words: factor  structure, physical preparedness, individualization.

 

Чернецов Максим Михайлович – аспирант

Chernetsov  Maxim Mikhailovich, a post-graduate student; Smolensk State Academy of  Physical Culture, Sports and Tourism (SSAPCST).

 

e-mail maksimmixal@mail.ru

e-mail ale-sulimov@yandex.ru

 

Смоленская государственная академия физической культуры,

спорта и туризма (СГАФКСТ).

Smolensk State Academy of  Physical Culture, Sports and Tourism (SSAPCST).

Поступила в редакцию 16.09.2009.