Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 8. -

Вып. 3. - 2009. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-23-html/TITL-23.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-23-html/cont.htm

 

 

УДК 616-053.2:372.210.1

 

МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

 

Ó 2009 г.  Дарданова Н. А.

 

(dardanova.doc)

 

         Гармоничное развитие ребенка результат оптимально достаточной двигательной активности, особенно в дошкольном и младшем школьном периоде. Подготовка ребенка к школьным условиям должна учитывать индивидуальный вариант развития ребенка, и его соматический тип. В преддошкольном и дошкольном возрасте обязательно строить занятия по физическому развитию с учетом интенсивности прироста длины и массы тела (изосомный подход), оценивается по оценки линии варьирования от нано- до мегалосомии. Формирование групп для развития скоростных, координационных качеств строится с учетом варианта развития (изохронный подход). В последний год пребывания в детском саду рекомендуется обращать особое внимание на выполнение стандартных тестовых упражнений и их правильной ходьбы, прыжков, метаний, упражнениях в парах, в строю, на умение согласовывать простые движения с вновь образованными новыми более сложными.

         Ключевые слова: двигательная активность, дети дошкольного возраста, мофофункциональные особенности, готовность детей к школьному обучению.   

 

Необходимым условием гармоничного развития ребенка является достаточная двигательная активность. На первых годах жизни ребенка она спонтанна и не контролируема. После двух, двух с половиной лет (в зависимости от интенсивности биологического развития) она приобретает постепенную осознанность движений. Ограничение двигательной активности при домашнем воспитании, не рациональные детсадовские программы и по совершенно объективным причинам приводит к гиподинамии и гипокинезии. На фоне нерационального питания – избытка углеводов, нехватки витаминов и недостатка основных белков приводят к раннему элементарному ожирению и нарушению осанки, которое сочетается с неуклюжностью движений, отсутствием элементарных двигательных навыков в беге, прыжка, метании. Особенно ярко проявляется отсутствие тренированности вестибулярного аппарата.

В печати имеется описание наблюдений свидетельствующих об ограничении двигательной активности общее физическое развитие организма 6-7 летних детей. Приведенный цифровой материал вызывает сомнения. Указывается, что длина тела у мальчиков с ограниченной двигательной активностью меньше средних возрастных показателей на 3,2 см, а масса тела на 700 гр. У девочек аналогичные измерения меньше на 0,9 см и 1,3 кг. Очевидно, сравнивались дети без разделения на соматические типы по ГУВ, а так же имеющийся цифровой материал, характеризующий физическое развитие лиц  занимающихся физической культурой приводится без учета влияния направленного отбора  в группы соответствующего вида спорта.

Показано, что двигательная активность стимулирует мозговую активность. В Германии был проведен педагогических эксперимент с учащимися в школе: при решении задач по физике и математике разрешалось вставать из-за стола, ходить, подходить к гимнастической стенке, к тренажерам, т.е. активировать двигательную мускулатуру. Результат превзошел ожидания. В классах со свободной двигательной активностью результаты оказались достоверно выше. При предварительной оценке различия этих же детей не были выявлены (F.Kendell, 2004).

Невольно вспоминаются слова Ж.Ж.Руссо (цит. П.С. Таранов, 2000) «..ходьба оживляет и вооружает мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать, необходимо чтобы мое тело  находилось в движении и тогда ум тоже начинает двигаться». Это высказывание не  следует забывать при работе с детьми на этапах активного развития всех систем организма, куда относится дошкольный возраст.

В преддошкольном и дошкольном возрасте основными критериями физического развития являются интенсивность прироста длины и массы тела. На учете этих показателей и строится  оценка физического развития: «ниже среднего физическое развитие», «среднее», «хорошее» или «выше среднего». Эти субъективные показатели не учитывают особенности прироста длины и массы тела у лиц различных соматических типов, которые достоверно различаются у лиц МиС, МеС и МаС типов. Зоны варьирования обобщенных показателей приведены на рис.1-3, а так же показаны процентные размахи варьирования (Р.Н.Дорохов, 1985). Средняя кривая роста не соответствует истинному росту конкретного ребенка. В диссертационных исследованиях М.Новикова, Л.Садчикова, Т.Цаплева, О.Бубненкова, на материалах продольных исследований, показали необходимость при построении тренировочного плана (художественная гимнастика) и общеразвивающих физических качеств ребенка учитывать эти особенности роста и развития, строя группы занимающихся по изосомному или изохронному принципу (А.Р.Дорохов, 1993, Н.Р.Дорохов, 1997, А.А.Зайцев, 1995).

При подготовке ребенка к новому стилю, ритму, укладу жизни, т.е. к школе, к «ломке» всего привычного, к требованиям не согласованными с его умениями, прежде всего, необходимо учитывать морфо-функциональную зрелость ребенка. Наиболее полно она отражается вариантом биологического развития - показателе, основанном на учете индивидуальной, генетически обоснованной последовательности и скорости созревания организма. Основанием является учение о физиологической природе произвольных движений, разработанной отечественными учеными. Неоценимый вклад внесли И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Н.Е.Введенский, А.А.Ухтомский, Н.В.Зимкин, В.Е.Фарфель и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Интенсивность роста длины тела у лиц мужского пола различных соматических типов варианта биологического развития «А»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Интенсивность роста длины тела у лиц мужского пола различных соматических типов варианта биологического развития «В»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Интенсивность роста длины тела у лиц мужского пола различных соматических типов варианта биологического развития «С»

 

Установлено, что в дошкольном периоде особенно ускоряется развитие мышечной системы верхних конечностей. Ребенок приобретает способность к мелким, тонким движениям, ассихронии. Ускоряется темп развития мышц сгибателей по сравнению с разгибателями. Это необходимо принимать во внимание при подборе специальных упражнений. В этот период происходит овладение новыми движениями. Упустить этот период открытости к внешним воздействиям значит затормозить развитие ребенка. Н.А.Фомин (1991) подчеркивал «скорость обучения, и закрепления двигательных навыков во многом зависит от мастерства учителя, умелого подкрепления и стимулирования интересов к занятиям. Поэтому в педагогическом плане оправдано комментирование и оценка выполнения упражнений, постоянный контроль за действиями ребенка». В работах А.А.Гужаловского подчеркивается, что при обучении новым движениям, подкрепляющим фактором должно служить слово учителя, оценка успешности действий ребенка, осознание им собственных успехов и самооценка.

Дети дошкольного возраста способны быстро адаптироваться к неожиданно возникающим двигательным ситуациям, это надо использовать для развития физических качеств, используя игры, которые должны составлять основную часть развивающих упражнений. Показано, что использование игр формирует сознательный волевой контроль за движениями и становится главным условием успешного обучения. В возрасте 5-6 лет четко проявляются этапы повышенной чувствительности ребенка к физической нагрузке различной направленности, это показано в работах смоленских ученых В.М.Волкова, И.И.Бахраха, Р.Н.Дорохова, В.В.Луговцева и др. В работах В.С.Приставкина, Т.А.Кравцовой (Солтан) показано, что в 6-7 лет легче ребенка обучить кататься на коньках, чем в 8-12 лет. В наших исследованиях показано, что в 5-6 лет обучить прыжкам с двух ног на две легче детей ускоренного (ВБР «А») развития, чем растянутого (ВБР «С»). При обучении скоростному бегу со сменой направления движения также легче обучаются дети ускоренного развития. При сравнении результатов в беге детей банального развития (ВБР «В») выявляется, что дети, предварительно подготовленные к беговым упражнениям с помощью игр «поймай меня», «гуси, домой», «волк под горой», «кошки и мышки» легче усваивают соревновательный бег с поворотами,  показывая  лучшие результаты независимо от варианта биологического развития. Успешность овладения новыми движениями по правилам определяется запасом умений приобретенными в процессе игр со сменой скорости и направления бега в игровой ситуации. Использовать игровые приемы после специальных упражнений на внимание малоэффективны.

В дошкольном возрасте выработка двигательного навыка в значительной мере зависит от числа повторений разучиваемых упражнений. Но при постоянной оценке выполняемого упражнения путем поощрения, которое более сильно, чем слово, подкрепляет результат и выполнение упражнения лучше запоминается.

В ходе занятий оздоровительной направленности нельзя забывать о смене свободных движений на систематизированные. После игры (5-7 минут) необходимо построить детей  в заранее выученном порядке и через 2-3 минуты беседы вновь продолжить игровые занятия, но в другой направленности.

Опыт работы с детскими коллективами показал, что в дошкольном возрасте следует обучать детей оценке правильности выполнения упражнений их товарищами, и рассказу что сделано не так, не правильно.

Особенность эффективного использования игрового метода при общефизическом развитии и формировании новых качеств и на их основе формирование умений и навыков кроется в функциональных особенностях зрелости ребенка. В этом возрасте, прежде всего, определяется устойчивость  внимания, быстрая потеря интереса к хорошему выполнению не усвоенных двигательных умений, что говорит о недостатке зрелости отделов ЦНС. Дети с интересом выполняют только то, что дает незамедлительно результат действия. В возрасте 6-7 лет особенно эффективны упражнения, в основе которых лежат эмоционально окрашенные двигательные действия, т.е. сюжетные подвижные игры (Л.В.Руднева, 2003). Такие игры быстро усваиваются детьми, легко запоминаются и служат прекрасным средством всестороннего развития нервных процессов.

В последний год пребывания в детском саду, т.е. в период подготовки к новому этапу жизни – обучению в школе, требуется обратить внимание на повышение правильности выполнения движений даже таких повседневных как ходьба, прыжки, метании, упражнениях в парах, в строю, на умение согласовывать простые движения при выработке новых более сложных.

Необходимо усилить наблюдение и оценку воздействий физических упражнений на состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы путем простых измерений ЧСС и дыхания в процессе занятий, следует использовать, дискретный метод наблюдения. У детей ВБР «А» возможен неустойчивый пульс (аритмия) особенно при проведении занятий в закрытых помещениях без достаточной вентиляции.

Путем предварительных наблюдений целесообразно создать таблицу нормативов для конкретных групп детей с учетом вариантов биологического развития. Следует помнить, что нет больших и малых физических нагрузок, не соответствующие индивидуальному  развитию ребенка (С.В.Хрущев, 1999, 2008) и его соматическому типу по ГУВ. В дошкольном периоде уже четко проявляется индивидуальная монотонофобия и монотонофопия, это выявляется в поведении и играх детей в «свободное» от занятий время. Не следует детей склонных к «тихим играм» специально обучать скоростным упражнениям, требуя и добиваясь выполнения возрастных нормативов (не известно кем и как разработанных программных требований). Такие дети лучше себя проявляют в упражнениях на выносливость.

Плохую услугу оказывают в подготовке детей к школе «приходящие» специалисты по физическому воспитанию, хореографы. Они выполняют программные занятия, не зная  особенностей детей, их индивидуальности морфологической и функциональной.

При подготовке к выполнению упражнений скоростного плана, на выносливость целесообразно использовать формирование групп по изохронному подходу, а упражнения силового плана, координационного по изосомному.

 

Литература

 

1.     Бахрах, И.И. Исследование и оценка биологического возраста детей: Руководство по спортивной медицине/И.И.Бахрах, Р.Н.Дорохов. – М.: Медицина, 1991. – С. 230-257.

2.     Волков, В.М. Основные закономерности развития детей /В.М.Волков, Р.А.Дорохов, В.А.Быков //Прогнозирование двигательных способностей у спортсмена.- Смоленск, 1998.- С.6-40.

3.     Жилов Ю.Д. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков/ Ю.Д.Жилов, И.Г.Куценко, Е.Н.Назарова //Основы медико-биологических знаний.- М.: Высш. шк., 2001.- С.6-94.

4.     Островская И.М. Анатомо-физиологические особенности детского возраста, 1950

 

MORPHO-FUNCTIONAL PREPARATION OF A CHILD FOR SCOOL CONDITIONS

 

Dardanova N. A.

 

Harmonious development of the child is the result of optimum sufficient  impellent activity, especially in the preschool and younger school period. Preparation of the child for school conditions should consider an individual variant of development of the child, and his somatic type. At prepreschool and preschool age it is obligatory to build lessons of physical development according to intensity of  gain of length and weights of a body (isosomes approach), what is estimated  on estimations of a line of a variation from нано-up to megalosomii. Formation of groups for development of high-speed, coordination qualities is under construction in view of a variant of development (isochrons approach).

Last year of staying in a kindergarten it is recommended to pay the special attention on performance of standard test exercises and their correct walking, jumps, throws, exercises in pairs, in formation, on skill to coordinate simple movements with again formed new more complex ones.

Key words: optimum sufficient  impellent activity, preschool and younger school period.

 

Кафедра анатомии и биомеханики
Смоленская государственная академия физической культуры,
спорта и туризма

Поступила в редакцию 16.09.2009.