Математическая морфология.
Электронный математический и
медико-биологический журнал. - Т. 8. -
Вып. 4. - 2009. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-24-html/TITL-24.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-24-html/cont.htm
Ó
2004 г. Савченко В. А., Кругликов Л. В.
Проведён анализ состояния физического воспитания при работе с детьми
начальных классов. Проведенный анализ обосновывает необходимость использования
дополнительных занятий в процессе обучения в школе. Это позволяет улучшить
физическое состояние учеников и повышает эффективность учебно-воспитательного
процесса в школе.
Ключевые слова: физическая культура,
начальные классы.
В процессе проведения в нашем государстве реформ особое внимание
уделяется состоянию здоровья и физической подготовленности населения, особенно
детей и юношей. Отчетливо стали видны проблемы физического воспитания на всех
уровнях системы образования: от уровня детских садов до уровня высших учебных
заведений включительно.
Наше общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с самого
раннего возраста, росли здоровыми, крепкими, гармонически развитыми, чтобы они
хорошо учились и, повзрослев, были готовы отдать Родине свои знания,
способности, энергию, а если понадобится, то и встать на ее защиту. Физическая
культура играет главнейшую роль в совершенствовании человека, укреплении его
здоровья. Не случайно проблема улучшения и укрепления здоровья населения является
одним из приоритетных направлений внутренней политики нашего государства.
Вместе с тем уменьшение количества часов на учебные занятия по
дисциплине «Физическая культура» с 102 часов в 1991-1997 гг. до 68 c 1997г. не создает условий для регулярной тренировки
учеников. Уровень физической подготовленности большинства мальчиков и девочек,
проверенных по физической подготовке, оценивается на «удовлетворительно»,
недостаточно развиты быстрота и сила.
Основой физической культуры является движение, двигательное действие,
физическое упражнение. Под влиянием различных упражнений укрепляется здоровье,
улучшается физическое развитие, формируются двигательные навыки, развиваются
физические качества и создаются условия для осуществления умственного,
нравственного, эстетического и трудового воспитания.
В своем развитии организм человека формируется в условиях высокой
двигательной активности. В процессе его эволюции выделились пять основных жизненно
важных движений, каждое из которых имело свое значение: бег и ходьба – для
перемещения в пространстве, прыжки и лазание – для преодоления препятствий,
метание – для защиты и нападения. Тысячи лет эти движения являлись главнейшим
условием существования человека: выживал тот, кто лучше владел ими. Долгие годы
измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих
возможностей. Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники
способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со
временем стало отрицательно сказываться на их здоровье.
Ученые установили, что высокая потребность в движении генетически
заложено в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного
развития. Появилась необходимость компенсировать недостаток движения специально придуманными движениями –
физическими упражнениями. Постепенно стала проблема определения норм
двигательной активности.
Однако ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье
и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться к раннему возрасту.
В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни ребенка в
школе и семье, формированию его здоровья, умственной активности, умению
действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ – движения.
Каково же мнение специалистов о значении двигательной активности?
По мнению психологов: маленький ребенок – деятель. И деятельность
его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем
больше поступает информации в мозг человека, тем интенсивнее интеллектуальное
развитие. Развитость движений – один из показателей правильного
нервно-психологического развития в раннем возрасте.
Таким образом, актуальность проблемы обусловлена: сокращением количества
часов на учебные занятия по дисциплине «Физическая культура» в школах;
недостаточным уровнем физической подготовленности учеников и необходимостью дальнейшего
поиска путей оптимизации процесса физической подготовки в школах; а также тем,
что больше половины детей имеют хронические заболевания, растет количество
детей-инвалидов, за последние семь лет в 17,5 раз выросло число малолетних
наркоманов, около половины подростков употребляют алкоголь. (Согласно
заключениям врачей, у 5 % детей имеется психические отклонения, 48 % находятся
в предболезненном состоянии, 35 % – отнесены к группе риска и лишь 12 % детей
можно назвать здоровыми.)
Проблемная ситуация вызвана противоречием между требованиями
учебной деятельности, руководящих документов к обучению и реальным состоянием
учебно-воспитательного процесса по физической подготовке в школах.
Задача физической культуры
снизить и предотвратить заболеваемость учащихся, а также решать определенные
задачи по воспитанию роли, позитивных качеств характера, эмоций, эстетических
потребностей личности. В младшем школьном возрасте имеются наилучшие возможности
для развития физических качеств, особенно, таких как сила, быстрота, ловкость,
гибкость, которые необходимо развивать на уроках физической культуры.
Вопрос о физической культуре в младшем школьном возрасте должен
рассматриваться с особой тщательностью. Решению этой проблемы служит
методическая литература, пытающаяся помощь учителям в их сложном поиске новых
форм, методов и средств проведения урока, который способствует повышению уровню
развития двигательных качеств детей.
Учителя физической культуры пытаются обновить физическое воспитание
младших школьников, так как они являются ключевой фигурой, определяющей
эффективность данного процесса в школе.
Так, считается, что учителю нашей школы отводится особая роль в изменении
содержания физического воспитания. От его опыта, умения, знания предмета
зависит успех в реализации учебной программы по физкультуре начальных классов
[1].
Дети идут в школу и садятся на долгие годы за парты. С этого
момента двигательная активность ребенка значительно ограничивается, а умственная
деятельность увеличивается. Некоторым детям оказывается непосильным делом
осуществлять этот грандиозный переворот в их жизни. Поэтому, принимая ребенка в
школу, нужно учитывать не только то, что ребенок пошел в школу, физически
готовым к ней, но и психологическую подготовленность, определяемую той системой
требований, которую школы предъявляет к ребенку [2].
Вместе с тем укрепление нервной системы младших школьников, охрана
их зрения, голоса, формирование правильной осанки требует дальнейшего развития
всех физических качеств ребенка - ловкости, выносливости, гибкости, скорости,
силы.
На
уроках, где необходима умственная активность, дети быстро устают и начинают
отвлекаться на посторонние предметы, что свидетельствует о необходимости чаще
включать в уроки физкультурные минутки.
Для заинтересованности детей на уроках физической культуры рекомендуется
больше включать сюжетно-ролевые игры и интересные эмоциональные игры, так как целенаправленные
физические нагрузки оказывают особое стимулирующее воздействие на организм,
могут обеспечить восстановление ранее утраченного здоровья. Через подвижные
игры можно наиболее полно осуществить это воздействие на ребенка, путем его же
активной помощи [3].
При проведении занятий на открытом воздухе дети получают возможность
проявлять большую активность и инициативу в действиях. Многократное повторение
упражнения в условиях большого пространства в теплое и холодное время года, способствует
более прочному закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств,
обеспечивает совершенствование функциональных систем и закаливание организма
[4].
В
общей системе воспитания физическое воспитание детей младшего школьного
возраста занимает особое место. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте
в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется
здоровье, общая выносливость, работоспособность и другие качества, необходимые
для всестороннего гармонического развития личности.
Основными задачами физического воспитания являются:
содействовать охране и укреплению здоровья ребенка, закаливанию
организма, полноценному физическому развитию: гармоничности телосложения,
соответствие возрасту, развитие функций и адаптационных способностей организма;
воспитывать морально-волевые качества личности;
создавать условия для целесообразной двигательной активности детей;
формировать широкий круг игровых действий;
развивать физические (двигательные) качества: ловкость, общую выносливость,
скоростно-силовые качества, гибкость, а также умение сохранять равновесие;
содействовать формированию правильной осанки и предупреждению
плоскостопия;
формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими
упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;
воспитывать интерес к активной двигательной деятельности и потребности
в ней [5].
Все перечисленные задачи должны решаться в комплексе и взаимосвязи
с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Необходимо также, чтобы занятия физической культуры доставляли детям радость,
поддерживали хорошее настроение, пробуждали к самостоятельности.
Средствами физического воспитания служат физические упражнения и
игры, оздоровительные силы природы, физические и социально-бытовые факторы.
Физические упражнения – основное специфическое средство физического
воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически
правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а
также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством
педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного
характера. Данные средства физического воспитания оказывает разностороннее
влияние на развитие детей [6].
Ученики
всех классов должны делать физкультминутки на уроках и физкультпаузы между
ними. То же рекомендуется проделывать и во время выполнения домашних заданий. В
середине дня следует организовать игру и развлечения на открытом воздухе.
Для
закрепления навыка правильного положения головы и туловища следует использовать
упражнения в равновесии и с удержанием на голове различных предметов, в
положении лежа на спине, животе, боку и в висе. Особое внимание при этом
уделяется развитию силы мышц брюшного пресса и спины, формирующих «мышечный
корсет» [7].Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие
ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при
умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она
может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Игра
может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным,
скучным, надоевшим [8].
Игра
поможет учителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность
детей замкнутых, застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина,
дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои
поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра
для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх учитель может узнать
лучше своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности,
творческие возможности, что позволить ему найти наиболее правильные пути
воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают учителя
с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт [9].
Существуют
разные игры: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, познавательные и
другие. Все они по-своему полезны детям, все должны быть использованы учителем
в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Исследования
показывают, что 85 % времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении,
а это пагубно сказывается на их здоровье. В этих условиях подвижные игры – это
самое лучшее лекарство для детей от «двигательного голода» – гиподинамии [10].
Важнейшее
достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по
существу, охватывают все виды свойственных человеку естественных движений:
ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с
предметами и потому являются самым универсальным средством физического
воспитания детей [11].
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и
разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях,
что создает больше возможности для проявления инициативы и творчества.
Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок
испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимых для
достижения успеха.
Игра
является основным методом обучения в младшем школьном возрасте [5]. При проведении
занятий младшие школьники стараются подражать учителю, копировать его действия
в процессе выполнения двигательных заданий. При этом мотивационной основой
выполнения двигательных действий является желание не отставать от своих
сверстников, получать поощрения от учителя или товарищей. Для младших
школьников характерно относительно быстрая смена эмоциональной активности и
переход к пассивному состоянию. В основе этого явления лежат по крайней мере
две причины. Первая связана с тем, что высокая эмоциональная нагрузка длительно
воздействующая на ребенка, ведет к развитию процессов торможения в центральных
зонах высших отделов нервной системы (охранительный рефлекс), а вторая
обусловлена низким уровнем общей физической работоспособности, что определяет
весьма быстрое развитие утомления организма в целом. Вместе с тем, младшие
школьники быстро восстанавливаются после нагрузок, и у них вновь проявляются
потребность в двигательной активности. Эта смена функциональной активности
поведения школьников предопределяет необходимость в выборе оптимального чередования
нагрузки и отдыха. Надо избегать длительного, монотонного выполнения
однообразных движений, а также продолжительных эмоциональных напряжений. В учебный
процесс нужно постоянно включать новые задания, двигательные действия, разнообразные
формы организации занятий, позволяющие каждому ученику проявлять свой физический
потенциал в полном объёме [12].
Основу
школьной программы по физическому воспитанию в начальных классах составляют
гимнастические и легкоатлетические упражнения, ходьба на лыжах, подвижные игры
и плавание. Все эти упражнения имеют общие и специфические особенности,
значение которых необходимо для осуществления эффективного физического
воспитания [13].
Гимнастические
упражнения являются одним из ведущих в физическом воспитании младших
школьников. Их отличительная особенность – широкий спектр воздействия на развитие
координационных способностей, гибкости, целенаправленность на образование новых
условных двигательных рефлексов. Гимнастические упражнения, выполняемые в
различных режимах, содействуют развитию силы и быстроты.
Среди основных упражнений гимнастики в школьной программе представлены
строевые и танцевальные упражнения, общеразвивающие упражнения, упражнения в
равновесии и акробатические, лазание и перелазание, упражнения со скакалкой.
Легкоатлетические упражнения имеют большое значение в общей физической
подготовке детей. Их педагогическая ценность определяется высокой степенью
прикладной направленности, возможностью развивать выносливость, быстроту, скоростно-силовые
качества и способности. При выполнении легкоатлетических упражнений в работу
включаются почти все мышечные группы, значительно усиливается деятельность
сердечнососудистой и дыхательной систем, существенно повышается обмен веществ.
Среди основных легкоатлетических упражнений школьной программы выделяют бег
разной интенсивности, прыжки в длину и высоту, метание набивного и малого мячей
на дальность.
Подвижные
игры в начальных классах являются ведущим средством для воспитания физических
навыков. Содержание подвижных игр составляют двигательные действия, которые
хорошо освоены школьниками. С помощью подвижных игр воспитывают физические
качества и развивают способности, а также готовят школьников к жизни. Это достигается
управлением игровыми ситуациями со стороны учителя, созданием определенных
условий выполнения игровых действий. Эмоциональность, новизна решения двигательных
задач, возможность коллективных и индивидуальных действий усиливают воспитывающие
свойства игр, формируют качества личности. Условия и правила подвижных игр
должны быть доступны детям.
Урок
физической культуры является основной и обязательной формой физического
воспитания в школе. На уроке учащиеся получают необходимый минимум знаний,
умений и навыков, предусмотренных школьной программой, повышают уровень своего
физического развития.
Уроки
физической культуры имеют специфические особенности, характеризующиеся
многообразием двигательных ощущений, большой вариативностью обстановки и
условий двигательной деятельности, высокой эмоциональностью, коллективными действиями
[5].
Уроки
физической культуры строятся строго в соответствии с общим педагогическими
принципами, а также методическими
принципами физического воспитания. При построении урока эти принципы конкретизируются
следующими требованиями:
урок
должен решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, формировать
интерес у учащихся к занятиям физическими упражнениями, побуждать их к активной
деятельности;
задачи
урока должны быть предельно конкретными, учитывать состав учащихся, их возраст,
физическое развитие и подготовленность, обеспечивать приемлемость предыдущих
занятий с последующими, в тоже время иметь свою целостность и законченность;
содержание
урока, методика его организации и проведение должны постоянно видоизменяться,
сохраняя при этом направленность педагогических воздействий на решение основных
задач;
содержание
и нагрузка на уроке должны сочетаться с другими общеобразовательными уроками в
расписании учебного дня.
Структура
урока физической культуры включает три части: подготовительную, основную и
заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и содействует решению
задач урока [6].
Назначение
подготовительной части заключается в организации учащихся, активизации их
внимания, подготовки организма к физическим нагрузкам. Она начинается с сообщения
о задачах урока, его организации.
Кроме
того, в подготовительной части могут решаться образовательно-воспитательные
задачи: обучение строю, формированию осанки и т.д. Центральное же место в
подготовительной части урока занимает функциональная подготовка, организация к
предстоящей деятельности. Это достигается посредством выполнения комплексов общеразвивающих
упражнений. При этом последовательность выполнения упражнений предполагает поочередное
воздействие на основные мышечные группы, постепенное увеличение нагрузки.
Содержание
комплексов физических упражнений условно делятся на две части: первая –
связанная с всесторонней активизацией органов и структур организма, усилением
деятельности дыхания, кровообращения, обменных процессов, вторая – с усилением
функциональной деятельности тех органов и структур, которые будут обеспечивать
двигательную активность в последующих физических упражнениях. Если первая часть
комплекса может быть относительно постоянной, то вторая - конкретной для
каждого занятия, исходя из его основных задач.
Упражнения,
входящие в комплекс должны быть хорошо освоены учениками. Резкой границы между
подготовительной и основной частью не должно быть.
Решения
наиболее сложной задачи урока осуществляется в основной части. Здесь проводятся
обучение двигательным действиям, повторение и закрепление пройденного учебного
материала, воспитание физических качеств и развитие способностей.
Учебно-воспитательный процесс в основной части протекает более успешно, если
соблюдаются следующие методические правила:
-
изучение нового материала следует проводить в период наибольшей активности
учащихся, на фоне их повышенной работоспособности (как правило, в начале
основной части урока);
- к
повторению и совершенствованию изученных приемов и действий целесообразно
приступать после изучения нового материала;
-
упражнения должны сменяться в такой последовательности, чтобы мышечные напряжения
чередовались с расслаблением, статические усилия – с динамическими и т.п. [14].
Заключительная
часть урока имеет целью восстановления функциональной активности школьников и
обеспечение перехода их от возбужденного состояния к более спокойному и
уравновешенному. Решение этой задачи является необходимым условием для
дальнейшей деятельности учеников. Здесь используют относительно спокойные
упражнения (например: ходьба, перестроение, дыхательные упражнения и т.п.).
К
физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного и продленного дня
школьников относятся: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минуты во
время уроков, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах,
ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня [15].
Каждая
школа в соответствии с собственными условиями может самостоятельно
разнообразить содержание, организацию и проведение вышеназванных форм
физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также изменять и дополнять их.
Все занятия, как правило, проводятся на открытом воздухе (в зимнее
время – при температурных режимах, соответствующих гигиеническим нормам
конкретных территорий).
Физические
упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах (час здоровья). Их целью
является: активный отдых, укрепление здоровья, закаливание, повышение
умственной и физической работоспособности, выработка привычки к систематическим
занятиям физическими упражнениями. Во время удлиненной перемены рекомендуется
упражнение с мячами, скакалкой, лазание и перелазание, элементы танцев, катание
на лыжах, санках, коньках, подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные
аттракционы и др. Продолжительность подвижных перемен 15 -45 минут. К концу
занятий интенсивность упражнений должна снижаться, чтобы учащиеся были готовы к
выполнению следующего урока [16].
Содержание
организации подвижных перемен разрабатывает учитель физической культуры, а
непосредственное их проведение возлагается на дежурных учителей и учащихся
дежурных классов. Для поддержания интереса учащихся состав упражнений, место
занятий, форма и организация проведения должны быть вариативными [17].
Физкультурно-массовые
и спортивные мероприятия. Цель этих мероприятий – пропаганда физической
культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими
упражнениями и видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы,
активный отдых [18]. Дни здоровья и спорта включают в себя: массовые и
показательные выступления, конкурсы, соревнования по видам физических упражнений,
включенных в программу, и другие мероприятия активного отдыха, а именно:
подвижные
игры и соревнования по видам физических
упражнений, включенных в программу;
спортивные
праздники, аттракционы, соревнования по специальной программе [19].
Рассмотрим
вопросы двигательной активности младшего школьного возраста. Для обеспечения
максимально возможной работоспособности и сохранения здоровья детей, обучающихся
в школе, необходима организация рационального двигательного режима.
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворением
биологических потребностей организма, без него существование человека
невозможно. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных
возможностей развивающего организма, совершенствовании двигательной
деятельности. Следовательно, недостаток движений может привести к
патологическим сдвигам в организме.
Норма
двигательной активности выражается общим числом суточных движений и общей
продолжительностью двигательного компонента в режиме дня [20].
Установлено,
что двигательная активность учащихся в общеобразовательных школах при
традиционном двигательном режиме составляет 50-60 % естественной потребности в
движениях. Детям не хватает эффективных физических движений, смены умственного
труда физическим, причем дефицит двигательной активности возникает у половины
6-8 летних школьников, у 60 % 9-12
летних школьников, и у 70 % школьников старшего возраста.
Для
того чтобы учащиеся могли реализовать естественную потребность в движениях,
объем целенаправленной активности должен составлять около 12-15 часов в неделю.
Вместе с тем 2 урока физической культуры в неделю компенсируют лишь 10-20
процентов гигиенической нормы движений.
Следовательно,
для обеспечения учащихся гигиенической нормы движений необходимо активизировать
двигательный режим школьников. Он должен вписываться в рамки учебного и
продленного дня, а также самостоятельные занятия.
Важнейшим
принципом гигиенически рациональной организацией двигательного режима является
проведение занятий на свежем воздухе. Они оказывают наиболее благоприятное
влияние на работоспособность и здоровье детей.
На умственную
работоспособность младших школьников большое влияние оказывает физическое
воспитание во всем его многообразии.
Исходя
из задач воспитания творчески мыслящего подрастающего поколения, проблема
взаимосвязи умственной и физической деятельности особенно актуальна в настоящее
время.
На
умственное развитие современных школьников прямое влияние оказывает изучение
основ теоретических знаний по биомеханике и физиологии двигательной
деятельности, методике тренировки, гигиене физических упражнений, предусмотренных
комплексной программой физического воспитания учащихся.
Для
нормальной умственной работоспособности организма необходимо оптимальное
соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. От мало
работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации,
а это приводит к снижению возбудительного процесса и торможению в коре больших
полушарий. Возникает условия для повышенной утомляемости, снижения
работоспособности [21].
У
школьников 1-3 классов уже со второго урока начинается снижение
работоспособности головного мозга, которая резко падает к четвертому уроку.
Особенно это заметно у первоклассников. По причине того, что процессы
возбуждения в коре головного мозга преобладают над тормозными, 6-ти и 7-милетним
детям трудно длительно сосредотачивать внимание, напрягать память, сохранять
относительно неподвижное положение тела при работе. На четвертом уроке у
первоклассников наблюдается выраженное утомление, уменьшается длительность сохранения
постоянства позы [20].
Двигательная
активность стимулирует деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем,
снижает чрезмерный тонус мозговых сосудов, улучшает мозговой кроваток,
способствует снабжению нервных клеток кислородом, вывода из них «шлаков» [22].
В
повышении общей умственной работоспособности, сопротивляемости организма,
утомлению на протяжении недели, четверти, года наибольшее содействие оказывают
регулярные занятия в спортивных секциях и кружках. Качественные и количественные
показатели умственной работоспособности у занимающихся спортом выше, чем у тех,
кто посещает только уроки физической культуры.
После
кратковременных интенсивных нагрузок память и внимание в наибольшей степени
улучшаются примерно через 2 часа, мышление - сразу после нагрузки и спустя 3-4
часа. Вредны для последующей умственной работы непривычно большие физические
нагрузки: они слишком утомительны и требуют длительного (не менее 3-4 часов)
периода восстановление сил [23].
Незаменимым средством умственного воспитания детей младшего школьного
возраста являются подвижные игры. В процессе игры активизируется память,
развивается мышление, воображение, пополняется словарный запас, т.е.
обогащается речь детей.
Успешное
решение задачи по совершенствованию двигательной способности зависит не только
от точных знаний о возрастных, половых и индивидуальных особенностей развития
учащихся, но и от четкого представления: какие конкретно координационные
способности развиваются при использовании того или другого программного
материала [1].
В
младшем школьном возрасте несколько большее значение следует предавать развитию
координационных, скоростных, скоростно-силовых способностей, а также гибкости
[24].
Успех
в практической работе над повышением физической подготовленности во многом
зависит от правильного планирования материала для развития двигательной
способности в течение года.
Наиболее распространенный вариант планирования состоит в параллельном
развитии физических способностей и обучении соответствующим двигательным
действиям. Например, при обучении технике прыжка в высоту учитель одновременно
планирует развитие скоростных, скоростно-силовых (разбег, отталкивание) и
координационных способностей (движение в полете при переходе через планку,
согласование движений, приземление) [22].
В
этой связи учителю нужно подобрать упражнения по развитию названных способностей.
Результаты тестирования дают возможность учителю видеть, насколько
эффективно используется материал программы, и более целенаправленно
воздействовать на двигательные способности ребенка, которые у него слабо или
недостаточно развиты.
Успех в работе над развитием двигательных способностей зависит и
от разработки основных документов планирования (на год, четверть, урок). Это
позволяет глубже анализировать итоги своей деятельности и в случае необходимости
вносить соответствующие коррективы.
Наконец, учитель должен хорошо знать основные средства и методы
развития, совершенствования разных двигательных способностей, а также способы
организации занятий [25].
Направленное развитие физических способностей в школьном возрасте
осуществляется на основе конкретизации общих методических положений с учетом
возрастных особенностей детей. В школьном возрасте важно учитывать критические
периоды развития, отличающиеся повышенной чувствительностью организма к
воздействиям внешней среды. Экспериментально установлено, что более быстрый,
полный и устойчивый эффект обучения
двигательным действиям и развития физических способностей может быть достигнут
именно в этом периоде.
Основным требованием к воспитанию физических способностей в
школьном возрасте являются обеспечение связи с формированием и совершенствованием
двигательных умений и навыков.
В практике физического воспитания школьников используют два основных
пути развития физических способностей. Первый сводится к стимулированию
способностей, проявляющихся в процессе формирования новых двигательных умений и
навыков. Он играет ведущую роль в младшем школьном возрасте, особенно в связи с
обучением детей основам управления движениями и совершенствованием
способностей. Второй путь характеризуется специальной организацией процесса
развития способностей [20].
Скоростные
способности заметно прогрессируют у школьников с 7 до 9-10 лет. В этом возрасте
следует уделять значительное внимание их направленному развитию в условиях
конкретной двигательной деятельности, в процессе выполнения определенных
движений и двигательных действий.
Ведущим
методом развития скоростных способностей в школьном возрасте является метод
повторного выполнения скоростных упражнений.
Скоростные физические упражнения в относительно небольшом объеме
выполняются до снижения скорости. Их продолжительность не превышает 5 - 10
секунд. Движения выполняются с определенным усилием, направленным на быстрейшее
достижение максимальной скорости. Между повторениями используются короткие
интервалы отдыха, варьируемые по времени. Лучшее восстанавливающее воздействие
оказывает активный отдых.
Упражнения для развития быстроты двигательной реакции выполняются
учащимися, как правило, в подготовительной или в начале основной части урока.
Так как по продолжительности они носят характер мгновенного действия, то паузы
между повторениями могут быть очень короткими,
а количество повторений большие. Упражнения на быстроту реакции удобно
проводить в подготовительной части во время изучения строевых упражнений.
Скоростно-силовые
упражнения выполняются с максимальным усилием, с предметами малой массы, в
быстром темпе. В зависимости от подготовленности ученика и мощности развиваемых
усилий количество повторений в одной серии колеблется от 6 до 12. Упражнения
выполняются непрерывно или с кратковременной паузой от 2 до 5 минут.
Для
развития скоростно-силовых качеств в первой половине основной части урока
используют упражнения-задания, станционные занятия или дополнительные
упражнения, подвижные игры, эстафеты с упражнениями скоростно-силового характера
[20].
Трудно
переоценить значение развития детей на этапе младшего школьного возраста. В
отличии от последующих этапов, именно в этот период обеспечивается общее
развитие ребенка – своего рода фундамент для специальных знаний и отношений к
труду и миру. Развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития
духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его
нравственного облика и творческого потенциала [26].
Таким
образом, анализ литературы свидетельствует о большой значимости данного периода
(периода младшего школьного возраста) в жизни человека, и что для полноценного
развития ребенка необходимо создать в школах соответствующие материальные и
духовные базы, приложить учителям максимум усилий, любви и своего
профессионального мастерства. Школа должна больше внимания уделять проблеме,
главным ориентиром в развитии образования должно стать обеспечение условий для
полноценного проживания ребенка этого периода жизни. Школа должна быть готова к
воспитанию и обучению ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ворсин Е.Н., Гужаловский А.А. Физическое воспитание
1-4 классов общеобразовательной школы. – М.: Аскор, 1995. – С.43-36.
2. Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива. –
Минск, 1984. – С.192-200.
3. Страковская В.Л. Физическое воспитание детей. – М.:
Просвещение, 1990. – С.76-79.
4. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения
на прогулке. – М.: Просвещение, 1986. – 125с.
5. Матвеев А.П., Мельников С.В. Методика физического
воспитания с основами теории для институтов. – М.: Просвещение, 1991. –
С.51-56, С.83-172.
6. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической
культуры. – М.: Просвещение, 1985. – С.123-127.
7. Коростылев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М.:
Просвещение, 1986. – С.32-36.
8. Каюров В.С., Кузнецов З.И. Физическая культура. 4
класс. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – С.46-51.
9. Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: ACADEMA, 2000. –
С.31-34.
10. Гриневский А., Яковлев В. Игры для детей. – М.:
Физкультура и спорт, 1968. – С.92-94.
11. Богусловская З.М., Смирнова Е.Ю. Развивающие игры для
детей. – М.: Просвещение, 1991. – С.16-19.
12. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физическое воспитание
детей школьного возраста. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – С.8-35.
13. Должиков И.И. Старты надежды. – М.: Физкультура и
спорт, 1978. – С.21-22.
14. Камендер М.Г. Урок после урока. – М.: Известия, 1987.
– 118с.
15. Ромашова Л.Т. Теория и методика физической культуры в
системе самостоятельной работы студента-заочника в межсессионный период: Учебное
пособие для студентов академий и институтов физической культуры. – Смоленск:
СГИФК, 1996. – 74с.
16. Кондратьева М.М. Звонок на урок здоровья. – М.:
Просвещение, 1991. – С.9-12.
17. Минаев Б.П., Шиян Б.М. Основы методики физического
воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1989. – С.103-115.
18. Богданов Г.П. Физическая культура в школе. Методика
уроков 1-3 классов. – М.: Просвещение, 1971. – С.79-83.
19. Шлемин А.М. Физкультурно-оздоровительная работа в
школе. – М.: Просвещение, 1991. – 74с.
20 Афанасьев Ю.В. Двигательные способности // Физическая
культура в школе. – 1990. – №2. – С.11-16.
21. Кутецкий В.А. Психология: Учебник для высших учебных
заведений. – М.: Просвещение, 1986. – С74-80.
22. Должиков И.И. Планирование прохождения учебного
материала в 1-3 классах // Физическая культура в школе. – 1996. – №3. –
С.12-22.
23. Барышникова Т. От простого к сложному // Игры на
воздухе. – СПб.: Кристалл, 1998. – С.41-46.
24. Сальников Г.П. Физическое развитие школьников. – М.:
Просвещение, 1968. – С.66-94.
25. Пензулаева Л.И. Физическое воспитание в
малокомплектной школе. – М.: Просвещение, 1990. – С.66-94.
26. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение,
1985. – С.77-83.
PARTICULARITIES of the PHYSICAL EDUCATION WHilE
WORKing With gunior pupils
Savchenko
V. А ., Kruglikov L. V.
The оrganized analysis of the condition of the physical education while
working with gunior pupils. The оrganized analysis motivates
the need of the use of additional classes in the process of education at school.
This allows to perfect the physical condition of pupils and raises efficiency
of educational process in school.
Key words:
physical education, gunior pupils
Военная академия войсковой
ПВО
Вооруженных Сил Российской Федерации
имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского
(ВА ВПВО ВС РФ)
Поступила в редакцию 9.12.2009.