Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 9. -

Вып. 1. - 2010. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-25-html/TITL-25.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-25-html/cont.htm

 

УДК 316.3 + 612.82

 

ДУХОВНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА

                                      

Ó 2010 г. Холманский1 А.С., Холманская2 Л. И.

 

(kholmanskiy-3.doc)

 

 Духовность человека связали с его творческими способностями и показали,  что ход духовной эволюции определяется динамикой и уровнем духовно-интеллектуального потенциала (ДИП) культуры, который суммирует в себе творческую деятельность исторических личностей. На примере культуры Европы установили, что ДИП чувствителен к внешним факторам социальной и физической природы.

 Ключевые слова: эволюция, творчество, демография, духовность, интеллект, солнечная активность, северное сияние, невербальное мышление, культура.

 

Эволюция человека и человечества имеет свои закономерности и объективные показатели, в рамках которых менялись и меняются культурные особенности цивилизаций. Главными показателями являются: число людей на Земле и уровень сложности продуктов разумной деятельности человека используемых во благо.

Созидательная деятельность человечества лежит в основе процесса формирования и развития ноосферы, определяя его направленность от простого к сложному [1]. Одновременно совершенствуются умственные способности человека-разумного (homo sapiens) и возрастает продуктивность его эвристической деятельности, определяющей скорость процесса сапиентации человечества [2]. Поскольку число людей, обладающих  творческими способностями в той или иной области культуры (наука, техника, искусство) напрямую не зависит от общего числа людей и существенно различается в разных культурах, ход эволюции или сапиентации имеет скачкообразный характер. В работе [2] показано, что в течение ХХ века сапиентация человечества замедлилась, в то время как рост его численности резко ускорился (рис. 1), что характеризует человечество как биологическую систему, не способную контролировать свою репродуктивную функцию.

Рис. 1. Графики роста численности населения Земли (кривая 1) и

продуктивности творческой  деятельности человечества, суммирующий

количества открытий, изобретений, идей на каждый момент времени

(кривая 2) из [2].

 

Любая система живых организмов, живя за счет энергии Солнца, вносит свой вклад в энергетику биосферы. К примеру, система растений преобразует лучистую энергию Солнца в энергию питательных продуктов, за счет которой живут системы животных, включая систему человечества. В системе человечества в процессе эволюции развилась уникальная способность  расходовать жизненную энергию не только на продление своего физического существования, но и на созидание нового смысла (информации). Данной способности отвечает внутренняя потребность человека в творчестве и физиологический механизм перехода организма в состояние вдохновения: «Потребности толкают меня изнутри; ценности, напротив, притягивают меня извне» [3].

Продуктивность созидательного процесса определяется мерой таланта творца, суммирующей в себе природные задатки, знания, интуицию и целевую мотивацию умственной работы. Весь комплекс психофизических процессов, отвечающий за творческую активность ума, можно определить как духовность человека.

Данное определение духовности обобщает существующее в психологии представление о «духовных способностях» [4, 5]. Они рассматриваются как высшая степень проявления творческих способностей в контексте развития оригинальных качеств личности. При этом под сферой духовной деятельности человека  понимается, прежде всего, познание человеком своей сущности, смысла и цели жизни, законов бытия и путей его совершенствования. Духовные творения, это, прежде всего творения, относящиеся к самому человеку и осмыслению его роли в эволюции мира. Реализация духовных способностей позволяет  человеку в полной мере осуществить свое предназначение в мире. В процессе познавательно-созидательной деятельности людей выстраивается духовная вертикаль человеческого бытия, и координаты духовных способностей творческих личностей определяют границы пространства сознания и меру его духовной свободы [6].

Такая формализация духовности и духовных способностей позволяет адекватно оценивать степень разумности человека и меру зрелости его как личности. Человек духовный «перестает быть изолированным индивидуумом, решающим эгоцентрические задачи эффективной адаптации к среде, и подключается к созидательной энергии надындивидуальных общностей или высших сил, выходя за свои собственные пределы и открываясь взаимодействию с миром на новом уровне» [3].

Подчеркнем, что данное определение духовности вполне годится и для богословия: Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор 15, 44); преобразуйтеся обновлением ума вашего (Рим 12, 2); да исполнитеся в разуме воли Его, во всяцей премудрости и разуме духовнем, …плодоносяще и возрастающе в разуме Божии (Кол 1, 10).

Суммарная активность творцов-созидателей на каждый момент времени и их вклад в развитие культуры олицетворяют действие духовно-интеллектуального потенциала культуры (ДИП). История показывает, что число и активность творцов, а, значит, и величина ДИП были различными в разных культурах и существенно влияли на уровень развития цивилизаций и время их жизни. Здесь можно упомянуть А. Тойнби, который считал, что для рождения цивилизации, обладающей уникальной культурой, необходимо присутствие в данном обществе творческого меньшинства [7]. По А. Тойнби активные действия данного меньшинства инициирует энергетический импульс, исходящий от окружающей среды и направленный ко всему человечеству.

Очевидно, что «энергетический импульс, исходящий от окружающей среды» А. Тойнби и «созидательная энергия высших сил» Д. Леонтьева  подразумевают зависимость ДИП от внешних социальных и физических факторов различной природы [8, 9]. Учитывая роль Солнца в жизни биосферы можно полагать, что на динамике и величине ДИП сказываются изменения солнечной активности (СА), уровень которой определяется числом пятен на Солнце (числа Вольфа). При повышенной СА возмущается магнитное поле Земли, наблюдается северное сияние в Европе южнее северного полярного круга (рис. 2) [10]. Механизм влияния физических факторов на человека до сих пор не ясен, однако накоплено много данных о зависимости поведения живых организмов и различных биосистем от СА [10, 11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Число полярных сияний (в год) в Европе южнее полярного круга – (а); СА, выраженная в числах Вольфа (число пятен) – (b) из [10].

 

Чижевский А. Л., например, установил влияние СА на социальные системы и исторические процессы [11]. Статистический анализ ритма работы 120 поэтов, писателей и композиторов показал наличие подъемов и спадов, причем подъем творческой активности приходится в основном на максимумы СА [12].

Поскольку социальные и физические факторы в конечном итоге активируют творческие способности или дух человека, всю их совокупность можно отнести к внешнему духовному фактору, отвечающему семантике богословского Духа: излию от Духа моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери вашя (Иоиль 2, 28); Слово Твое исходило и тотчас являлось дело  (3 Езд 6, 43).

Таким образом, можно предположить, что ход мировой истории в значительной степени определяется динамикой и уровнем ДИП отдельных цивилизаций и всего человечества в целом. В этом можно убедиться на примере истории Европы. Для адекватного представления динамики уровня ДИП европейской культуры оценили суммарную творческую активность выдающихся деятелей в трех областях – в физике, живописи и музыке. Данный выбор учитывал преобладание невербального (образного) типа мышления у физиков, художников и композиторов. При таком типе мышления ключевую роль в творческом процессе играет правое полушарие мозга, повышенная чувствительность которого к изменениям внешних социальных и физических факторов [4] может лежать в основе влияния данных факторов на уровень ДИП.

Имена физиков взяли из книги [13], дополнив список именами великих астрономов и физиков, участвующих в создании основ современной физики (всего 65 имен [8]). Имена художников (96 имен) и композиторов (81 имен) взяли из книг «100 Великих художников» и «100 Великих композиторов» (см. Таблицу). Сначала построили график распределения по временной шкале отрезков жизни творцов, по которому оценили, какое их число жило в каждый момент времени в период 1450 – 1950 гг. При этом за время активного творчества принимали отрезки жизни от двадцатилетнего возраста до кончины. Распределения физиков, художников и композиторов во времени оказались подобны и их суммарный график показан на рис. 3.

Можно отметить, что плато на кривой 2 (рис. 1) и резкий спад N (ДИП) на рис. 3 в конце XIX и начале ХХ веков как бы иллюстрируют идеи книги О. Шпенглера «Закат Европы» [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Распределение по времени суммарного числа великих физиков,

художников и композиторов (N).

 

Из анализа графиков на рис. 2 и рис. 3 следует:

- формирования ДИП европейской культуры началось с 1450-1500 годов одновременно с Реформацией, освободившей духовность человека от опёки церкви;

- ДИП незначительно снижался на ~20% в конце 30-ти летней войны (1618 – 1648 гг.) и на ~10% в ходе Наполеоновских войн (1800 – 1815 гг.);

- снижения ДИП в районе 1700 года и после 1900 гг. при монотонности роста численности населения Европы указывают на отсутствие прямой зависимости ДИП от общего числа людей;

- при отсутствии явного соответствия между величиной ДИП и СА (рис. 2b), наблюдается хорошая корреляция между изменениями во времени ДИП и числа солнечных сияний в Европе южнее полярного круга (рис. 2а).

Таким образом, можно заключить, что динамика уровня ДИП сложным образом зависит от солнечной активности, и на нее отрицательно влияют: клерикализация науки и системы образования, войны и бесконтрольный рост численности населения. Резкий спад ДИП в начале ХХ века, очевидно, связан с началом «научно-технического прогресса», обусловившим демографический взрыв и деградацию человека-духа до уровня человека-потребителя [7]. Издержки развития общества потребления уже во второй половине ХХ столетия обернулись глобальными экологическими проблемами, главной из которых является разрушение природных экосистем на огромных территориях суши, а также в акваториях полузамкнутых морей и прибрежной океанической зоны [14]. Бедственное состояние экологии и неограниченное потребление мировых ресурсов ведущими странами Запада породили глобальную проблему выживания человечества в целом. Нет сомнений, что единственным способом решения данной проблемы может быть только актуализация духовности человека, что требует переориентацию всей системы народного образования на формирование и развитие творческой личности. 

                                                                                                                       Таблица

Выдающиеся художники и композиторы в хронологическом порядке

 

Художники

Композиторы

1.                  

Рублёв (ок. 1370-1430)

Лассо (1532-1594)

2.                  

Ван Эйк (ок. 1400-1441)

Монтеверди  (1567-1643)

3.                  

Мазаччо (1401- ок. 1429)

Щютц (1585-1672)

4.                  

Беллини (ок. 1433-1516)

Люлли (1632-1687)

5.                  

Боттичелли (1445-1510)

Корелли (1653-1713)

6.                  

Перуджино ( ок. 1452-1523)

Скарлатти (1685-1757)

7.                  

Винчи (1452-1519)

Пёрселл (1659-1695)

8.                  

Босх  (1460-1516)

Вивальди (1678-1741)

9.                  

Дюрер (1471-1528)

Рамо (1683-1764)

10.             

Кранах  (1472-1553)

Бах (1685-1750)

11.             

Микеланджело (1475-1564)

Гендель (1685-1759)

12.             

Джорджоне (ок. 1477-1510)

Перголези (1710-1736)

13.             

Рафаэль (1483-1520)

Глюк (1714-1787)

14.             

Тициан (1490-1576)

Пуччинни (1728-1800)

15.             

Гольбейн  (ок. 1498-1543)

Гайдн (1732-1809)

16.             

Тинторетто (1518-1594)

Боккерини (1743-1805)

17.             

Веронезе (1528-1588)

Чимароза (1749-1801)

18.             

Брейгель (ок. 1530-1569)

Сальери (1750-1825)

19.             

Эль Греко(1541-1614)

Бортнянский (1751-1825)

20.             

Карраччи (1560-1609)

Моцарт (1756-1791)

21.             

Караваджо (1573-1610)

Керубини (1760-1842)

22.             

Рубенс (1577-1640)

Фомин (1761-1800)

23.             

Хальс (ок. 1585-1666)

Бетховен (1770-1827)

24.             

Пуссен (1594-1665)

Гуммель (1778-1837)

25.             

Ван Гойен (1596-1656)

Обер (1782-1871)

26.             

Ван Дейк ( 1599-1641)

Паганини (1782-1840)

27.             

Веласкес (1599-1660)

Курпиньский (1785-1857)

28.             

Рембрандт (1606-1669)

Вебер(1786-1826)

29.             

Мурильо  (1618-1682)

Алябьев (1787-1851)

30.             

Ушаков (1626-1686)

Мейербер (1791-1864)

31.             

Никитин(1680-ок.1742)

Россини (1792-1868)

32.             

Ватто (1684-1721)

Шуберт (1797-1828)

33.             

Тьеполо (1696-1770)

Доницетти (1797-1848)

34.             

Хогарт (1697-1764)

Беллини (1801-1835)

35.             

Шарден (1699-1779)

Берлиоз (1803-1869)

36.             

Рейнольдс (1723-1792)

Глинка (1804-1857)

37.             

Гейнсборо (1727-1788)

Мендельсон ( 1809-1847)

38.             

Рокотов (ок 1735-1808)

Шопен (1810-1849)

39.             

Лосенко (1737-1773)

Шуман (1810-1856)

40.             

Щедрин (1745-1804)

Лист (1811-1886)

41.             

Гойя (1746-1828)

Верди (1813-1901)

42.             

Луи-Давид (1748-1825)

Вагнер (1813-1883)

43.             

Боровиковский (1757-1825)

Даргомыжский (1813-1869)

44.             

Фридрих (1774-1840)

Гуно (1818-1893)

45.             

Тернер (1775-1851)

Оффенбах (1819-1880)

46.             

Констебль (1776-1837)

Липинский (1819-1854)

47.             

Тропинин (1776-1857)

Монюшко (1819-1872)

48.             

Иванов (1779-1848)

Серов (1820-1871)

49.             

Венецианов (1780-1847)

Франк (1822-1890)

50.             

Энгр (1780-1867)

Сметана (1824-1884)

51.             

Кипренский (1782-1836)

Брукнер (1824-1896)

52.             

Жерико (1791-1824)

Штраус (1825-1899)

53.             

Щедрин (1791-1830)

Бородин (1833-1887)

54.             

Коро (1796-1875)

Брамс (1833-1897)

55.             

Делакруа (1798-1863)

Венявский (1835-1880)

56.             

Брюллов (1799-1852)

Сен-Санс (1835-1921)

57.             

Иванов (1806-1858)

Делиб (1836-1891)

58.             

Домье (1808-1879)

Балакирев (1837-1910)

59.             

Федотов (1815-1852)

Бизе (1838-1875)

60.             

Айвазовский (1817-1900)

Брух (1836-1920)

61.             

Курбе (1819-1877)

Мусоргский (1839-1881)

62.             

Саврасов (1830-1897)

Чайковский (1840-1893)

63.             

Писсаро (1830-1903)

Дворжак (1841-1904)

64.             

Ге (1831-1894)

Массне (1842-1912)

65.             

Доре (1832-1883)

Григ (1843-1907)

66.             

Мане (1832-1883)

Сарасате (1844-1908)

67.             

Шишкин (1832-1898)

Римский-Корсаков (1844-1908)

68.             

Перов (1834-1882)

Форе (1845-1921)

69.             

Уистлер (1834-1903)

Носковский (1846-1909)

70.             

Эдгар Дега (1834-1917) 

Яначек (1854 -1928)

71.             

Крамской (1837-1887)

Танеев (1856-1915)

72.             

Сезанн (1839-1906)

Малер (1860-1911)

73.             

Сислей (1839-1899)

Аренский (1861-1906)

74.             

Прянишников (1840-1894)

Дебюсси (1862-1918)

75.             

Моне (1840-1926)

Гречанинов (1864-1956)

76.             

Ренуар (1841-1919)

Глазунов (1865-1936)

77.             

Куинджи (1842-1910)

Сибелиус (1865-1957)

78.             

Верещагин (1842-1904)

Скрябин (1872-1915)

79.             

Руссо (1844-1910)

Рахманинов (1873-1943)

80.             

Репин (1844-1930)

Глиэр (1875-1956)

81.             

Маковский (1846-1920)

Равель (1875-1937)

82.             

Суриков (1848-1916)

 

83.             

Васнецов (1848-1926)

 

84.             

Гоген (1848-1903)

 

85.             

Ван Гог (1853-1890)

 

86.             

Врубель (1856-1910)

 

87.             

Левитан (1860-1900)

 

88.             

Коровин (1861-1939)

 

89.             

Нестеров (1862-1942)

 

90.             

Мунк (1863-1944)

 

91.             

Тулуз-Лотрек (1864-1901)

 

92.             

Серов (1865-1911)

 

93.             

Кандинский (1866-1944)

 

94.             

Матисс (1869-1954)

 

95.             

Рерих (1874-1947)

 

96.             

Кустодиев (1878-1927)

 

 

 

                                                ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи соврем. биологии. 1945. Т.18, вып.2; Химическое строение биосферы Земли и её окружения. – М.: Наука, 1965

2.     Богданкевич О. В. Лекции по экологии. - М.: 2002, 206 с.

3.     Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // http://institut.smysl.ru/article/spirit.php

4.     Дащинская Т.Н., Холманский А.С. Социология и физиология духовности //http://sgma.alpha-design.ru/MMORPH/N-20-html/kholmanskiy/kholmanskiy.htm

5.     Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, -1996. -102 с.

6.     Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.: -1994. -300с.

7.     Сапрыкин В.А. Кризис буржуазной культуры ХХ века: проблема выбора человечества // http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik/posob_10_kt.html;

8.     Холманский А.С. Физические факторы духовной эволюции // Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 8. -Вып. 1. - 2009. - URL:http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-21-html/holmansky-2/holmansky-2.htm

9.     Владимирский Б.М. Космическая погода и глобальные вспышки творческой активности // Ноосферология: наука, образование, практика. Симферополь: Феникс, 2008. С. 306 – 341.

10. Борисенков Е.П., Пасецкий В.М. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. –М.: Мысль, -1988, 524 с.

11. Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса, Калуга, 1924; Земное эхо солнечных бурь, -М.: -1976, 376 с.

12. Куприянович Л.И. Биологические ритмы и сон, -М.:  -1976, -120 с.

13. Выдающиеся физики мира. Рекомендательный указатель. -М.: 1958, 436 с

14. Данилов-Данильян В., Лосев К., Рейф И. Кризис мировой цивилизации на весах научного подхода // Наука и жизнь.  2005. N9

 

Spirituality as human creativity

 

A. S. Holmanskiy, L. I. Holmanskaya

 

Spirituality is man tied to his creative abilities and showed that the course of spiritual evolution is determined by the dynamics and the level of spiritual and intellectual potential (SIP) culture, which sums up in a creative work of historical figures. The example of European culture found that SIP is sensitive to external factors of social and physical nature.

Key words: evolution, creation, demography, spirituality, intellect, solar activity, aurora borealis, nonverbal thinking, culture.

 

1Московский государственный медико-стоматологический университет (МГСМУ)

2Гимназия 201, г. Москва

 

Поступила в редакцию 16.03.2010.