Математическая морфология.
Электронный математический и
медико-биологический журнал. - Т. 9. -
Вып. 1. - 2010. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-25-html/TITL-25.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-25-html/cont.htm
Ó 2010 г. Савченко В. А., Кругликов Л. В.
Естественный
педагогический эксперимент был организован и проведен на базе Военной академии
войсковой ПВО ВС РФ в 2007-2009 учебном
году. В эксперименте принимали участие курсанты шестого факультета, обучающиеся
по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления».
В
контрольную группу вошли курсанты 1 и 3 взводов (всего 50 человек), экспериментальная
группа была составлена из курсантов 2 и 4 взводов (всего 50 человек).
Все
курсанты, привлеченные к участию в педагогическом эксперименте, находились в
одинаковых условиях режима быта и учебно-воспитательного
процесса. Данные первого обследования, проведенного в начале 4-го курса
обучения, показывают, что экспериментальная и контрольная группы имели примерно
одинаковые показатели физического развития и физической подготовленности, табл.
1.
Таблица 1
Показатели исходного уровня
подготовленности курсантов
экспериментальной и
контрольной групп
№ п/п |
Показатели |
Ед. измер. |
ЭГ |
КГ |
Физическое развитие и функциональное состояние |
||||
1 |
Рост
стоя |
см |
174,7+0,6 |
173,9+0,5 |
2 |
Вес |
кг |
78,4+0,5 |
79,1+0,5 |
3 |
Жизненная
емкость легких |
л |
4078+35,6 |
4075+36,1 |
физическая подготовленность
|
||||
4 |
Подтягивание
на перекладине |
к-во раз |
13,4+0,39 |
13,6+0,38 |
5 |
Бег
на 100 метров |
с |
15,0+0,36 |
14,9+0,33 |
6 |
Бег
на 3 км |
мин/с |
12,36+0,27 |
12,35+0,28 |
7 |
Общее
контрольное упражнение на единой полосе препятствий |
с |
138,5+0,44 |
139,1+0,42 |
Контрольная группа
занималась по существующей программе по физической подготовке курсантов Военной
академии. Занятия
по физической подготовке в экспериментальной группе планировались и проводились
по экспериментальной программе, разработанной в соответствии с основными характеристиками
видов спорта, табл. 2.
Учитывая то
обстоятельство, что эффективность тренировки во многом определяется
сознательным отношением к ней, перед началом эксперимента проводился инструктаж
и инструкторско-методические занятия с офицерами, командирами подразделений,
а также беседа с мотивационной направленностью на углубленное изучение видов
спорта.
В конце четвертого
курса обучения курсанты экспериментальной и контрольной групп были проверены по
тем же показателям, что и в начале педагогического эксперимента. Результаты представлены
в табл. 3.
Таблица 2
Характеристика
направленности и содержание физической
подготовки (модель
физической подготовки) в экспериментальной группе
Компоненты
подготовки |
Этапы профессионального
образования (4 курс 5 курс) |
Цель Задачи |
Физическое совершенствование курсантов Военной
академии по избранным видам спорта. 1. Овладение объемом знаний и теоретических умений по изучаемым видам спорта. 2. Повышение физического и спортивного мастерства. 3. Определение вида спорта для дальнейшего
совершенствования. |
Особенности |
Учебные
занятия являются основной
формой физической подготовки и проводятся под руководством преподавателя и
командира взвода. 25% учебного времени отводится на теоретическую и методическую подготовку под руководством преподавателя в соответствии со специально разработанной тематикой. 35% учебного времени практических занятий
направлены на изучение технической подготовленности. 40% учебного времени практических занятий
проводится с тренировочной направленностью. |
Утренняя физическая зарядка Проводится в соответствии с планом распорядка дня.
Направлена на тренировку изучаемых видов спорта, проводится под руководством
командира взвода или самостоятельно по заданию. |
|
Самостоятельная подготовка (спортивно-массовая
работа) Проводится под руководством
преподавателя или командира взвода. Самостоятельная подготовка в соответствии
с расписанием учебных занятий по 1 часу в предыдущий день, предшествующий
занятию. Спортивно-массовая работа 2 раза в учебные дни по 1 часу и по 3 часа
в выходные и праздничные дни. Занятия проводятся по заданию преподавателя или
командира взвода в соответствии с изучаемым видом спорта. |
|
Методические |
Формирование нагрузок с учетом уровня функционального состояния и физической подготовленности. Индивидуализация занятий. |
Таблица 3
Показатели уровня подготовленности курсантов
экспериментальной и контрольной групп в конце 4-го курса обучения
№ п/п |
Показатели |
Ед. измер. |
ЭГ |
КГ |
|
Физическое развитие и функциональное состояние |
|||||
1 |
Рост
стоя |
начало |
см |
174,7+0,6 |
173,9+0,5 |
конец |
|
175,1+0,6 |
174,2+0,5 |
||
Р |
|
>0,05 |
>0,05 |
||
2 |
Вес |
начало |
кг |
78,4+0,5 |
79,1+0,5 |
конец |
|
78,2+0,4 |
78,8+0,5 |
||
Р |
|
>0,05 |
>0,05 |
||
3 |
ЖЕЛ |
начало |
л |
4078+35,6 |
4075+36,1 |
конец |
|
4122+36,9 |
4079+36,7 |
||
Р |
|
<0,05 |
>0,05 |
||
физическая
подготовленность
|
|||||
4 |
Подтягивание
|
начало |
к-во раз |
13,4+0,39 |
13,6+0,38 |
конец |
|
13,9+0,41 |
13,7+0,4 |
||
Р |
|
>0,05 |
>0,05 |
||
5 |
Бег
на 100 метров |
начало |
с |
15,0+0,36 |
14,9+0,33 |
конец |
|
14,2+0,38 |
15,0+0,37 |
||
Р |
|
<0,05 |
>0,05 |
||
6 |
Бег на 3 км
|
начало |
мин/с |
12,36+0,27 |
12,35+0,28 |
конец |
|
12,19+0,31 |
12,39+0,33 |
||
Р |
|
<0,05 |
>0,05 |
||
7 |
ОКУ
на единой |
начало |
с |
138,5+0,44 |
139,1+0,42 |
конец |
|
131,9+0,47 |
142,3+0,49 |
||
Р |
|
<0,05 |
>0,05 |
Анализ изменений в показателях уровня физической
подготовленности курсантов в конце четвертого курса обучения свидетельствует о
том, что в контрольной группе достоверных изменений за период экспериментальной
работы не произошло, в экспериментальной группе произошли достоверные изменения
в беге на 100 м, беге на 3 км и выполнении общего контрольного упражнения на
единой полосе препятствий.
Заключительные испытания в
конце пятого курса обучения выявили следующие изменения в развитии отдельных
физических качеств и двигательных навыков у курсантов экспериментальной и контрольной групп по сравнению с исходными данными,
в табл. 4.
Анализ результатов
педагогического эксперимента позволяет сделать заключение о том, что на фоне
общего ухудшения результатов выполнения контрольных упражнений курсантами
контрольной группы, в экспериментальной группе достоверно улучшились результаты
выполнения всех упражнений.
Особо важным результатом
педагогического эксперимента является то, что реализация содержания занятий по
спортивной направленностью обеспечила не только лучшую общую физическую
подготовленность курсантов, но и существенное улучшение их спортивно-технической
подготовленности, и повысила интерес к занятиям физической подготовкой.
Курсанты экспериментальной группы (ЭГ) и в сумме выполнили 69
нормативов 1, 2 и 3 спортивных разрядов, в то время как в контрольной группе
(КГ) только 13 – 2 и 3 разрядов.
Таблица 4
Показатели уровня
подготовленности курсантов
экспериментальной и
контрольной групп в конце 5-го курса обучения
№ п/п |
Показатели |
Ед. измер. |
ЭГ |
КГ |
|
Физическое развитие и
функциональное состояние |
|||||
1 |
Рост стоя |
начало |
см |
174,7+0,6 |
173,9+0,5 |
конец |
|
175,8+0,7 |
174,8+0,6 |
||
Р |
|
>0,05 |
>0,05 |
||
2 |
Вес |
начало |
кг |
78,4+0,5 |
79,1+0,5 |
конец |
|
77,7+0,6 |
78,4+0,7 |
||
Р |
|
>0,05 |
>0,05 |
||
3 |
ЖЕЛ |
начало |
л |
4078+35,6 |
4075+36,1 |
конец |
|
4184+37,1 |
4086+36,9 |
||
Р |
|
<0,05 |
>0,05 |
||
физическая
подготовленность
|
|||||
4 |
Подтягивание |
начало |
к-во раз |
13,4+0,39 |
13,6+0,38 |
конец |
|
14,4+0,46 |
13,6+0,42 |
||
Р |
|
<0,05 |
>0,05 |
||
5 |
Бег на 100 метров |
начало |
с |
15,0+0,36 |
14,9+0,33 |
конец |
|
13,9+0,34 |
15,1+0,38 |
||
Р |
|
<0,05 |
>0,05 |
||
6 |
Бег на 3 км
|
начало |
мин/с |
12,36+0,27 |
12,35+0,28 |
конец |
|
12,11+0,33 |
12,42+0,35 |
||
Р |
|
<0,05 |
>0,05 |
||
7 |
ОКУ на единой |
начало |
с |
138,5+0,44 |
139,1+0,42 |
конец |
|
126,4+0,51 |
142,9+0,53 |
||
Р |
|
<0,05 |
>0,05 |
Изменения уровня
заинтересованности в изучении дисциплины физическая подготовка произошли в
положительную сторону, все курсанты экспериментальной группы отметили возросшую
заинтересованность учебной дисциплиной.
Анализируя моторную
плотность занятий со спортивной направленностью необходимо отметить то, что она
достигла 70%, в то время, как при предметном их проведении она составляла на
занятиях по гимнастике 30-40%, по ускоренному передвижению и легкой атлетике –
50-55%.
Анализ результатов педагогического эксперимента
позволяет сделать заключение о том, что на фоне общего ухудшения результатов
выполнения контрольных упражнений курсантами контрольной группы к концу
обучения в вузе, в экспериментальной группе достоверно улучшились результаты выполнения
всех упражнений. Так, в контрольной группе результаты в выполнении подтягивания
на перекладине были показаны такие же, как и в начале четвертого курса
обучения, в экспериментальной группе улучшение относительно исходного уровня
составило – 1,0 раза. При выполнении бега на 100 м курсантами контрольной группы
результаты ухудшились на 0,2 с по сравнению с началом четвертого курса
обучения, в то время как в экспериментальной достоверно (при Р<0,05) улучшились на 1,1 с. В беге на 3 км в контрольной
группе результаты выполнения данного упражнения в конце пятого курса обучения
ухудшились на 7 с, в экспериментальной группе достоверно улучшились на 25 с. В
выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий за пятый
курс обучения в контрольной группе результат ухудшился на 3,7 с, в то время как
в экспериментальной группе улучшился на 12,1 с.
Особо важным результатом педагогического эксперимента
внешним критерием его эффективности, является то, что реализация содержания и организации
занятий спортивной направленностью обеспечила не только лучшую общую физическую
подготовленность курсантов, но и существенное улучшение их
спортивно-технической подготовленности, и повышение интереса к занятиям
физической подготовкой, что подтверждено результатами опроса курсантов и
соревнований на первенство ВА.
Из 50 курсантов
КГ 13 человек выполнили нормативы второго и третьего разряда, а из 50 курсантов
ЭГ – 8 человек выполнили норматив первого спортивного разряда, а несколько
человек выполнили по 2 и более
спортивных разряда, получив всего 61 вторых и третьих разрядов.
Проведение педагогического
эксперимента подтвердило реализуемость и практическую значимость разработанной
программы для курсантов старших курсов, которая может стать одним из резервов
повышения уровня физической подготовленности курсантов Военной академии.
THE
EXPERIMENTAL TEST OF PHYSICAL TRAINING PROGRAM OF THE CADETS OF THE RUSSIAN
FEDERATION ARMED FORCES AIR DEFENSE ACADEMY NAMED AFTER MARSHAL OF THE SOVIET
UNION
A. M. VASILEVSKY
Savchenko
V. А ., Kruglikov L. V.
The test results of the natural pedagogical experiment
of the physical training program of the Russian Federation Armed Forces Air
Defense Academy named after Marshal of the Soviet Union A. M. Vasilevsky are
analysed.
Key words: physical training, cadets.
Поступила в редакцию 23.03.2010.