Математическая морфология.
Электронный математический и
медико-биологический журнал. - Т. 9. -
Вып. 3. - 2010. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-27-html/TITL-27.htm
АНТРОПОГЕНЕЗ
(статья для «Энциклопедии
научных концепций»)
Ó 2010 г. Харитонов В. М., Козлова М. С.
Статья
содержит обзор научных подходов в исследовании антропогенеза - уникального
процесса становления человека, его культуры и общества. Особое внимание уделено
альтернативным теории Ч.Дарвина концепциям антропогенеза.
Ключевые слова:
физическая антропология, эволюция человека, методы исследования антропогенеза.
Антропогенез (от антропо- и …генез), -
процесс происхождения человека, становление его как биологического вида в
рамках процесса социогенеза - становления общества. Антропогенез имеет сложный
характер, включая биологические изменения формирующегося человека, развитие материальной культуры и становление
общественных отношений.
Одним из несомненных
достижений современной теории антропогенеза является вывод о параллелизме
морфологической эволюции гоминид, развития высшей нервной деятельности, обусловивших возможность создания и
усовершенствования орудий труда, появления сознания и развития общества.
Гоминизация (процесс очеловечения обезьяны) – комплексный феномен, включающий в
себя развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга, превращение
руки в орган труда, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной
речи, сознания, концептуального мышления, перестройку онтогенеза, развитие
общественной организации и ряд других аспектов.
Значение антропогенеза как
биосферного процесса. При оценке общего значения развития человека, антропогенез, сопровождающийся развитием
человеческого общества может приравниваться по значению к биогенезу на нашей
планете (Дубинин, Шевченко, 1976). С другой стороны, можно
рассматривать антропогенез лишь как одно из направлений прогрессивной
эволюции биосферы.
Можно попытаться дать
определение человеку через, образовавшийся
в антропогенезе, "стык" закономерностей различной природы (биологической и социальной). Человек,
таким образом, соотносится с областью в развивающейся
материи, где сосуществуют
закономерности различного характера (точнее,
биологические существуют, а
социальные - возникают).Не существует в природе закономерностей
смешанного, гибридного характера.
Биологические и социальные закономерности в развитии гоминид
действуют на одни и те же объекты, сохраняя при этом свою специфику. Можно
предположить, что возникновение социальных законов связано с подобластью
статистических связей между объектами, а не динамических, глубоко
детерминированных (Рогинский,
1966).
Благодаря речи и труду в
условиях общественной жизни, человек поднялся над природой (Холличер, 1971). Он - единственный
биологический организм, вышедший за пределы биологической эволюции (Дубинин, 1983). При этом человек
включает в себя наиболее высокорганизованные формы биологического движения, надбиологическая
сфера человека (материальная и духовная
жизнь общества) существенно зависит от биологических условий
существования.
Можно определить феномен
человека через качество сознания,
ибо оно, по мнению ряда авторов,
не является развитием
соответствующей функции животных, но обусловлено внезапным,
биологическим преобразованием предшественника, совсем необязательным по
характеру (Дубинин, 1983).
По-разному оценивается
относительная значимость биологического
и социального в сущности человека. Так, с одной стороны, можно всю сущность
человека представлять как социальную, имеющую биологическое основание (Дубинин, 1983). Данный автор считает,
что и биологические свойства человека не имеют аналогов в животном мире. Но
можно в существе человека, своеобразно адаптированного к труду, обществу и
ноосфере, т.е. социальном существе, видеть и существо "самое
биологическое", несущее в себе весь биологический опыт (Зубов, 1976, 1983).
Стремление отказаться от
попытки соподчинить биологическую и социальную сущность человека ничего не
проясняет в рассматриваемом вопросе. Вспомним тезис об органах труда человека
как "органах деятельности", присоединенных к прочим органам человека
в марксизме. Можно, видимо, спорить с
утверждением, что биологическое в человеке "не своеобразно" (Зубов. 1976, 1983), но полностью
соотносится с духовным богатством и материальной культурой.
В сравнении с другими
биологическими организмами, гоминиды
(особенно - современный человек) характеризуются проявлениями индивидуальности
каждого индивидуума, основанной на уникальности генетической программы, а в
общественном плане - специфике усваиваемой социальной программы. Вторая компонента
сущности человека базируется на особой форме передачи социального опыта
от поколения к поколению.
Феномен человека основан
также на сформированном в эволюции сочетании таких качеств как универсальность
и неспециализированность (Рогинский, 1966; Зубов, 1976; Дубинин, 1983; Dobzhansky,
1970).
Наиболее существенное в
биологии человека можно определить через
ведущую адаптацию. Приведем пример подобного
рода. Г. А. Шмидт (1947) считал, что наиболее всего строение человека
отражает приспособление к труду, он - "трудовой организм". Таким образом, адаптация к природе у человека осуществляется через производство
и употребление орудий. С другой точки зрения, своеобразие человека можно
выявить через комбинацию традиционных биологических адаптаций (Фоули, 1990).
Со времени работ Ч. Дарвина и Т. Гексли акценты в результатах сопоставления человека и близких к
нему зоологических видов смещены. От развития
идеи особенного сходства человека и антропоидов на фоне низших приматов (Т.Гексли, 1864) сделан переход к
выделению черт качественного отличия
человека (в величине показателей цефализации, в выраженности функциональной
асимметрии полушарий головного мозга, в наличии у человека второй сигнальной
системы, в способности человека целенаправленно изменять окружающую среду и
т.д.).
Наконец, рассматривая
человека и биосферу, вспомним о взгляде на человека и человечество в целом как
специальном планетарном "органе" (богосозидающим у Теярда де Шардена (1987), геологической силе и предпосылке ноосферы у В. И. Вернадского (1978), органе
самопознания и самоуправления планеты у И.
Забелина (1968)).
Итак, приведенные примеры
позволяют заключить, что широкомасштабный подход к гоминидам имеет смысл и
просто интересен для биологов разных профилей. Суть целого познать невозможно,
изучая лишь его часть. Теория
антропогенеза в своем развитии подошла к черте, после которой исследование
деталей и выявление новых частных черт в биологии гоминид не дает принципиально нового знания. Будущее
антропологии в изучении взаимодействия общих и частных тенденций в материальном
оформлении материи.
Специфика антропогенеза как
эволюционного процесса. Крайней точкой зрения на антропогенез является отрицание его
объективности как эволюционного процесса. Палеонтолог В. К. Грегори (1934) критикует известную концепцию ретардации Л. Болька (один из вариантов антиэволюционизма), противопоставляя ей
концепцию пролонгированного эволюционного процесса развития с выраженной
стадиальностью, обусловленной кон-кретным соотношением итогов процессов
редукции и дифференциации.
Реконструируемое содержание
антропогенеза не сводится к морфофизиологическим изменениям, но и к перестройке
внутривидовой структуры («таксономическое лицо» антропогенеза) и структуры
сообществ (Наумов, 1967).
Для эволюции гоминоидов
характерно изменение форм отбора. Изменения в морфологической организации
постепенно отступают на второй план, а на первый выходят изменения в поведении,
что возможно лишь при высоком развитии высшей нервной деятельности разумного
типа. В антропогенезе, как предположено
рядом исследователей, снижается темп эволюционных преобразований, результат которых отражен в таксономической
расчлененности.
И.
И. Шмальгаузен (1969) исключительно для гоминид выделил
особый тип адаптиоморфоза - эпиморфоз, при котором не происходит замены
одной среды на другую, а во второй
безграничное расселение осуществляется путем овладения ею.
Рассматривая антропогенез
как закономерный этап планетарной эволюции,
в ряде работ его поднимают в значении до уровня атомной, химической и органической эволюции. В
предлагаемом аспекте антропогенез рассматривается как "культурная
эволюция", характеризующаяся накоплением и передачей между поколениями
культурного наследия человечества. В развитой форме антропогенез позволяет
осуществляться неограниченному прогрессу на социальном уровне (Северцов, 1987), деятельный аспект
осуществляется человеком современного вида с его разумом, культурой и гибким поведением (Грант. 1980).
Антропогенез характеризуется
такой особенностью, как периодичность, которая вызвана меняющимся во времени
соотношением биологических закономерностей эволюции и социальной программы
гоминид, возрастающим уровнем производительных сил (Дубинин, 1983;
Рогинский, 1966 ). В собственной концепции "гармонизирующей"
эволюции Н. П. Дубинин (1983) описывает
меняющееся соотношение биологического и социального в антропогенезе как
сочетания развивающихся производительных сил, отбора мутаций и рекомбинаций.
Основная трудность изучения
механизмов антропогенеза очевидна: анализ морфологии ископаемых костей дает
лишь косвенные свидетельства действия отбора, не отражая его сущностных сторон.
В связи с решением
конкретных задач восстанавливаются детали антропогенеза. Так в аспекте
стратегии размножения анализируется сочетание относительно постоянного низкого
уровня плодовитости с тенденцией к усовершенствованию средств, уменьшающих
смертность молодых особей. Другой взгляд на антропогенез заключается в том, что
особенности данного эволюционного
процесса проистекают из
необходимости компенсировать потерю качеств (с макромутациями), которые
помогали добывать пропитание животными методами (М. Е. Лобашев, по Северцов, 1987).
Антропогенез - одно из русел
направленных процессов эволюции органического мира в целом (Шмальгаузен, 1969). Особенности его
связаны с накоплением адаптаций широкого значения, не исчезающих в изменяющихся экологических условиях (например -
высшая нервная деятельность).
В антропогенезе различают
кроме биологической эволюции также элементы небиологического развития
("экзосоматическую" или "психосоциальную" эволюцию - по Р. Фоули, 1990). Орудия человека при
этом рассматриваются как "внешние органы", которые совершенствуются в процессе исторического развития. При
"экзосоматической" эволюции существенное значение имеют
внегенетические каналы передачи информации в череде поколений.
Антропогенез можно
рассматривать не как частный эпизод в развитии биосферы, а как результат
взаимодействия различных форм эволюции. Природные условия четвертичного периода
обусловили отбор "магистральных" тенденций в эволюции (Зубов. 1976). Условия среды
диктовали все более ограниченные возможности для развития адаптивных морфологических
специализаций. Характер эволюции рода
Homo уникален своей специализацией к неспециализированности (Dobzhansky,1970).
Вся Земля стала адаптивной нишей для рода Homo (Зубов, 1976). Примечательно, что при этом в основе антропогенеза лежат ароморфные качества
млекопитающих. Решение проблемы оптимизации отношений с изменяющейся средой
выливается в автономизацию онтогенеза и усложнение поведения, адаптивные перестройки морфофизиологического
характера становятся не обязательными,
они замещаются выраженной церебрализацией и выработкой новых форм поведения.
Поэтому антропогенез можно считать биологической адаптацией к искусственной
среде путем ароморфных перестроек мозга, усовершенствования руки и других изменений.
Развивается в современной
науке, так сказать, конкретный, экологический взгляд на проблему антропогенеза.
Известный эколог Р. Фоули (1990) считает, что возникновение человеческого
вида с особыми свойствами не был неизбежным и заранее предопределенным.
Эволюция гоминид - следствие существования предков человека в определенных
экологических и эволюционных условиях. Ни один аспект или достижение эволюции
не имели промежуточного значения, но всегда имело значение решение
экологических задач данного момента существования.
Можно себе представить, что
существуют следующие пути исследования антропогенеза как процесса развития в
общебиологическом аспекте: а) поиск особенностей реализации исходных тенденций
эволюции позвоночных животных (включая млекопитающих), б) анализ соотношения
специальных факторов антропогенеза и общих факторов макро- и
микроэволюции, в) поиск особенностей
таксономического отображения эволюции гоминид. В силу того, что дивергенция
является лишь одним модусом эволюции, проявляющаяся наряду с конвергенцией и
параллелизмами, интересно попытаться выявить независимое становление гоминидных
качеств у других животных организмов.
Еще в XIX веке выделились три подхода к человеку,
а, следовательно, к антропогенезу:
-
человек как биологический вид или организм,
антропогенез как
процесс биологической эволюции, в частности
видообразования у гоминид
(биологический эволюционизм);
-
человек как носитель разума, антропогенез как
ноогенез (универ-
сальный эволюционизм);
-
человек как субъект социальных отношений,
производящий орудия,
антропогенез как морфофизиологический и социокультурный
прогресс
(трудовая теория антропогенеза).
Во второй половине XX века, когда
накопился обширный палеоантропологический материал, с одной стороны, и получила дальнейшее
развитие концепция биосферы В. И. Вернадского, - с другой, в литературе
оформился еще один подход к человеку
- как к элементу биосферы, к антропогенезу - как к экогенезу, в настоящее время
палеоэкологические данные позволяют
достаточно полно реконструировать картину экоистории гоминид. Подход
к зволюции человека с позиций глобальной экологии дает возможность комплексного изучения прошлого и прогнозирования
будущего человечества путем
экстраполяции результатов исследований
его экоистории.
Концепции антропогенеза в контексте различных теорий
биологического эволюционизма можно классифицировать на
основе представлений их авторов о каузальных (причинных)
факторах эволюции человека. К основным направлениям эволюционной мысли относятся, в частности, ламаркизм,
дарвинизм, мутационизм , автогенез.
Первую научную концепцию антропогенеза сформулировал в
1809 году Ж.-Б. Ламарк (1935), изложив ее как продолжение своей эволюционной теории
в книге «Философия зоологии». Важнейшими
положениями этой теории являются
законы упражнения/неупражнения органов и наследования приобретенных признаков. Ламарк был сторонником идеи
имманентных причин прогрессивной
эволюции (усложнения организации). Особое значение он
придавал роли психического фактора в эволюционном процессе, объясняя повышение уровня организации "стремлением» организмов
к прогрессу. Вместе с тем, адаптация к
локальным условиям существования, согласно Ламарку, происходит под влиянием факторов среды, непосредственно воздействующих на организм.
Ж.-Б.
Ламарк (1935) допускал происхождение человека от одной из форм древних приматов, которая перешла к наземному
образу жизни и двуногой локомоции. Развитие прямохождения стало причиной
преобразования человеческого организма
в ряду поколений и послужило предпосылкой для распространения людей по земной поверхности. Однако все
перечисленные факторы Ламарк
распространял только на процесс формирования физической организации
человека. «Душа», в соответствии с его представлениями, может быть создана одним лишь «Творцом».
Развитие современной эволюционной антропологии началось с
книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой
отбор» (1871). В ней была изложена концепция антропогенеза, в
основу которой легли симиальная гипотеза, подразумевавшая происхождение человека от третичных антропоидов, и закон естественного
отбора, сформулированный автором в книге «Происхождение
видов».
Согласно
Ч. Дарвину (1953), морфологическая эволюция человека осуществлялась в соответствии с законами корреляции,
естественного отбора, упражнения и
неупражнения органов. К факторам антропогенеза им также относились наследственная изменчивость, борьба за
существование и половой отбор, с помощью которого Ч. Дарвин объяснял
приобретение всех бесполезных, с его точки зрения, признаков и утрату
полезных, например, волосяного покрова на
теле. Принцип полового отбора был также в основе дарвиновской концепции
происхождения рас у человека. Адаптивное значение Ч. Дарвин придавал лишь некоторым физиологическим признакам,
не исключая из числа факторов расообразования естественный отбор.
Авторами синтетической теории эволюции (современного дарвинизма)
в качестве факторов эволюционного процесса,
включая антропогенез, называются: борьба за существование, естественный и
половой отбор, мутации, гибридизация (метисация), дрейф генов,
изоляция, волны численности.
Мутационизм можно считать самостоятельным направлением
эволюционной мысли лишь условно. Он объединяет ряд
абсолютно разнородных концепций, не связанных между
собой единством идеи движущих сил эволюции, поскольку в одних случаях преобладает принцип случайности, а в других - закономерности. Одни исследователи видят в основе эволюционного процесса действие случайных макромутаций (сальтаций), другие - целенаправленных,
что придает таким концепциям финалистический характер.
Типичным примером мутационизма является концепция
антропогенеза Г. Н. Матюшина (1982) . Причисляя себя к сторонникам
идеи африканской прародины человечества, подобно Ч. Дарвину,
он придерживался в своих публикациях абсолютно иных представлений о факторах
эволюции гоминид. Исходя из того, что стоянки древнейших людей
и необычное разнообразие видов австралопитековых встречаются только
в Восточной и Южной Африке, где проходят
Восточно-Африканский рифт (зона разломов земной коры) и Южно-Ариканский рудный пояс, включающий
две огромные урановые провинции и месторождения радиоактивного тория, Г.
Н. Матюшин пришел к выводу о распространении
прародины человека исключительно на территории с повышенным уровнем радиации. Быструю в масштабах геологического времени прогрессивную эволюцию гоминид он объяснил высокой частотой вызванных paдиактивностью макромутаций, ставших причиной
морфофизиологических преобразований организма приматов,
населявших эти территории. Появление новых видов гоминид после исхода из Африки
Г. Н. Матюшин связывает с резким повышением уровня ионизирующей
радиации или с инверсиями геомагнитного поля, что должно
было приводить к дополнительным мутациям и продолжению
видообразования. Роль естественного
отбора в антропогенезе им не обсуждается.
Автогенез - направление в эволюционизме, сторонники
которого рассматривают эволюцию как развертывание предсуществующих
задатков, обусловленное внутренними факторами. В отличие от
селектогенеза (учения Ч. Дарвина, СТЭ) автогенез основан на
принципе закономерности, или запрограммированности эволюционного процесса. Под его движущей силой создатели автогенетических теорий эволюции и концепций антропогенеза понимают
"стремление" к прогрессу, заложенное внутри самих организмов.
В качестве примеров можно привести теории номогенеза Л.
С. Берга, биогенеза Д. Н. Соболева, аристогенеза Г. Ф. Осборна. Особняком стоит концепция фетализации Л. Болька,
сформулированная в 1918 г. и опубликованная в 1926 г.
в виде доклада, сделанного на собрании Анатомического 0бщества во Фрайбурге. Суть ее заключается в том, что человек произошел в результате замедления
зародышевого развития (ретардации), сохранив во взрослом состоянии эмбриональные черты предков - высших приматов. Это - отсутствие волос на теле, слабая пигментация кожи у
некоторых: рас, преобладание мозговой части черепа над лицевой. Л. Больк
называл исключительно имманентные причины
антропогенеза (изменение функций эндокринных желез у предков человека) и отрицал его
адаптивный характер.
В концепциях универсального эволюционизма человек
рассматривается прежде всего как носитель разума, а развитие неживой и живой
природы, общества и культуры - в едином
эволюционном процессе. Различные концепции универсального эволюционизма могут отличаться характером движущих сил прогрессивной эволюции. Одни авторы (К. Бэр)
признавали только имманентные причины
развития, другие (П. Тейяр де Шарден) также внешние трансцендентные. С точки зрения Н. Н. Моисеева (1990),
в эволюционном процессе наряду с
закономерностью всегда имеет место случайность, что позволяет переносить дарвиновскую триаду: изменчивость -
наследственность - отбор с
биологического на все остальные уровни развития материи, включая социальный. Антропогенез является при этом лишь
фазой в процессе самоорганизации материального мира, этапом, на котором особую
роль сыграл отбор на интеллект.
В
концепции антропогенеза Ф. Энгельса, сформулированной им в 1876 г. и опубликованной в 1896 г., впервые в истории
естествознания выделился подход к
эволюции человека как к процессу становления социального существа, производящего
орудия труда (1955). Ф.Энгельс был сторонником симиальной гипотезы и теории происхождения видов Ч. Дарвина.
Однако он проигнорировал роль естественного отбора в антропогенезе,
допуская при этом возможность непосредственного
воздействия трудовой деятельности на организм
предков современного человека - высших приматов - с последующей передачей приобретенных признаков по наследству.
Влияние социокультурной среды и
общественно--трудового образа жизни на морфофизиологическую эволюцию человека было представлено Ф. Энгельсом в
качестве причин, oпределивших ее
направленность.
Впоследствии эта идея получила развитие в публикациях
советских антропологов, разрабатывавших теорию антропогенеза в 1930-1990 годы. Однако единственным направлением эволюционизма, официально признанным в Советском Союзе, являлся дарвинизм, тогда как концепция происхождения человека Ф.
Энгельса имела ламаркистский характер. Соответственно, перед антропологами была поставлена задача соединить
фактор труда с законом естественного
отбора, показав механизм их взаимодействия в антропогенезе. Первые такие попытки были предприняты в начале
1930-х гг. (Нестурх,1934).
Подход к эволюции человека с позиций глобальной экологии
начал развиваться в 1960-70-е гг. в работах М. И.
Будыко, А. А. Величко, А. Тернера, Р. Фоули. В
частности, он подразумевает коэволюционную природу антропогенеза, когда все вида ранних гоминид рассматриваются как высшие продукты эволюционной и экологической динамики африканских сред обитания в плиоцене и
нижнем плейстоцене, а расселение питекантропов за пределы Африки - как часть общего биогеографического
процесса, происходившего под влиянием
одних и тех же факторов и с участием разных видов животных (Фоули,1990).
Возникновение
новых эволюционно продвинутых форм гоминид А. А. Величко (1985) связывал с крупными перестройками природной среды в плиоцене и
плейстоцене. В биогеоэкологических
флуктуациях, приводивших к более суровым
условиям (похолоданию), он видел своего рода естественные фильтры, преодолевать которые в ходе антропогенеза могли
только самые высокоорганизованные
формы гоминид.
Проблемой происхождения человека издавна занимались не
только ученые философы, но и теологи. Можно выделить
две группы современных креационистских концепций антропогенеза: создаваемые
приверженцами теистического эволюционизма и концепций,
авторами которых являются теологи-антиэволюционисты. Последние
пытаются обосновать положение, что человек
представляет собой результат отдельного творческого акта и не имеет с животными никаких родственных связей. Сторонники теистического эволюционизма стараются синтезировать научные данные с христианским учением. Они допускают возможность генетический связи человека с
животными, но только в отношении биологии, полагая,
что сам процесс антропогенеза происходил под контролем Бога.
Симиальная теория
антропогенеза.
Одним из важнейших положений современной теории антропогенеза является
симиальная теория, обоснованная во всей полноте Ч. Дарвиным (1953). Имеется в
виду представление о человеке как современном представителе отряда Primates
(Приматы), а, следовательно, об эволюционном происхождении гоминид от общего
предка с современными человекообразными обезьянами. Принадлежность человека к
приматам доказывается многочисленными морфологическими особенностями, общими у
него с полуобезьянами (лемуры, долгопяты) и обезьянами, включая человекообразные
виды. Имеется в виду: пятипалое устройство кистей, пальцы которых снабжены
ногтями, осязательная чувствительность пальцев, ключица, гетеродонтия (четыре класса зубов), слабое развитие обоняния,
сильное и всестороннее развитие зрительного анализатора, увеличенный в размерах
и усложненный головной мозг (отделы, связанные с органами чувств и координацией
движений), укороченная лицевая часть черепа, рождение немного численного
потомства и сложные формы ухода за ним, отсрочка полового созревания, групповой
образ жизни, эмоциональные возможности, орудийное поведение, наличие общих
инфекционных заболеваний, сходство в аминокислотном составе протеинов,существенное
сходство ДНК у антропоидов и человека. Таким образом, сходство человека и приматов
отмечено для всех уровней биологической организации.
Факторы антропогенеза. Современный человек для
биолога является высокоорганизованным представителем животного царства в русле
развития живых существ. Ч. Дарвин предположил, что человек произошел от ископаемой
человекоподобной обезьяны (типа дриопитека), жившей в Африке, являющейся
поэтому прародиной человечества. На ранних стадиях происхождения человека основной
движущей силой эволюции был естественный отбор как результат борьбы за
существование, как и у других животных. Материалом для естественного отбора
служила наследственная изменчивость. Формирование специфических человеческих
особенностей, по мнению Дарвина, происходило преимущественно в результате
естественного отбора, но исчезновение хвоста и развитие голосового аппарата
явились следствием постоянных упражнений, результат которых передавался по
наследству. Наконец, существовала особая форма отбора - половой отбор, также
имевший значение в эволюции человека. С ним Дарвин связывал появление некоторых
особенностей речи, исчезновение волосяного покрова и оформление расовых
особенностей человека.
Теория Ч. Дарвина почти не
объясняла возникновения социальной сущности человека и значения небиологических
факторов его происхождения. Дарвин не придавал значения решающей роли труда и
социальных факторов в возникновении человека. Он недооценил качественных
различий человека и животных в сфере высших психических функций. Проблема антропогенеза
им решалась как биологом, основная аргументация была связана с доказательство
принципиального сходства человека и других животных. Тем не менее, Ч. Дарвиным
рассмотрен и третий вид отбора - групповой на финальных стадиях антропогенеза.
Он выделил и закрепил свойства человека, необходимые для выживания коллектива
типа сочувствия к ближнему, альтруизма и коллективности в действиях.
Важнейшее значение труда для
антропогенеза было исследовано английским философом Ф. Энгельсом в работе “Роль
труда в процессе превращения обезьяны в человека”, написанной вскоре после 1871
года. Данное исследование было навеяно философским определением человека как
животного, способного изготовлять орудия труда, принадлежащим
американскому мыслителю Франклину. Ф. Энгельс (1955) объяснял происхождение
человека как существа в первую очередь общественного, изготовляющего орудия и с
их помощью трудящегося. Энгельс указал кроме труда на другие социальные факторы
антропогенеза: членораздельную речь и общество как тип сообщества. Он также
выделил в антропогенезе время существования “формирующихся людей” и период
развития “готового человека”. Многочисленные находки орудий труда вместе с
костями ископаемого человека подтвердили правильность трудовой концепции антропогенеза.
Исследование биологических и
социальных факторов антропогенеза в
современной науке. Процесс антропогенеза
(антропосоциогенез - развитие человека и человеческого общества) складывается
из биологической эволюции, формирующей отличия в биологии человека и животных, и культурной или социальной эволюции
материальной культуры и общества. Две
указанные линии развития имеют собственные движущие силы, но и оказывают
существенное влияние друг на друга. Результаты биологической и культурной
эволюции в начале и конце процесса антропогенеза различны. С появлением первых
людей прогресс в развитии материальной культуры, например, орудий труда прямо
зависел от результатов естественного отбора биологических особенностей в
направлении совершенствования головного мозга, руки и органов чувств. С
появлением Homo sapiens возник высший уровень
биологической организации гоминид, который позволил материальной культуре развиваться
от палеолита до современной цивилизации
без дополнительных биологических изменений человека.
Основной вывод Ч. Дарвина об
общности факторов биологической эволюции (наследственной изменчивости признаков,
борьбы за существование и естественного отбора) у человека на ранних этапах
эволюции и у прочих животных - имеет большое значение для современной науки.
Детализируя его, современные антропологи предполагают преимущественный отбор
регуляторных генов, изменявших проявление структурных признаков и темпы
онтогенеза, отличающие антропоидов и гоминид. Первоначальные биологические
изменения предка человека могли быть связаны с такими внешними причинами, как повышенный
фон радиации в зоне тектонических разломов, инверсии магнитного поля Земли,
изоляция популяций человека и случаи гетерозиса при их метисации.
Социальная или культурная
эволюция, рассматриваемая в рамках трудовой концепции антропогенеза, обладает
собственными факторами, такими как трудовая деятельность гоминид, общественная
жизнь первобытных людей, сознание и речь. Результаты антропогенеза невозможно
объяснить только биологическими факторами, результатом отбора в антропогенезе были,
так называемые, “антропоморфозы” - биологические адаптации, обслуживающие
социальные функции человека (пример- “трудовая” рука, сложный мозг, речевые
органы). Антропогенез по сути является биологической адаптацией к искусственной
среде (культуре) с помощью перестроек мозга, руки и т.д.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ КАК ФАКТОРЫ АНТРОПОГЕНЕЗА.
Трудовая деятельность является важнейшим фактором очеловечения. Не
смотря на различие по ряду вопросов теории антропогенеза, антропологи едины в
данном заключении. Человек отличается от животных способностью изготовлять
орудия труда и постоянным их использованием. Исследования манипуляционных
способностей шимпанзе показало, что в естественной жизни и в эксперименте они
способны подправлять внешние предметы, используя силу рук и зубы, но не
способны изготовлять и постоянно
использовать инструменты-посредники. Природные предметы в качестве средства
решения определенных задач могут использовать и другие животные, об этом знал
еще Ч. Дарвин. Предметы-посредники (палочки, губки из листьев, ветки, камни)
используются шимпанзе часто, что требует знания свойств предметов и развитой
моторики. Сущность трудовой теории антропогенеза заключается в том, что труд,
направленный на удовлетворение потребностей человека в пище и защите от врагов,
в первую очередь, явился могущественным стимулом, который преобразовал его
облик (выработка ароморфозов) на протяжении четвертичного периода и создал
общество. Гоминиды в отличие от животных изменяют природу в соответствии со
своими потребностями, мало биологически меняясь в соответствии с ее условиями.
Воздействие животных на природу осуществляется лишь в границах конкретных
экологических систем. Используя возможности труда, человек заселил всю планету,
стал всепланетным видом, превратился в мощный экологический фактор в биосфере
и зависит по своим демографическим
показателям (численность популяций, продолжительность жизни, смертность) лишь
от социальных и исторических причин. Уникальность человека заключается не в
адаптации к конкретным природным условиям, а к трудовым операциям, в первую
очередь.
Важнейшей биологической
предпосылкой для возникновения труда стало овладение нашим предком -
антропоморфным приматом способности к выпрямленной походке, при которой рука
освобождена от функции опоры при локомоции. У современных обезьян мы наблюдаем,
что функции верхних и нижних конечностей часто не одинаковы: при лазании
обезьяна может подвешиваться на верхних конечностях, а нижними при этом опирается
на ветви, или при передвижении по земле она опирается на передние конечности,
сохраняя полувыпрямленное положение корпуса и т.д.
Прямохождение нельзя считать
важнейшей особенностью человека, так как существовали двуногие гоминоиды, не
умевшие трудиться (гигантопитеки), а постоянно использовавшие природные
предметы в качестве орудий (часть австралопитеков). Наконец, в далеком прошлом
часть хищных динозавров также были двуногими. Прямохождение человека принесло
не мало осложнений в его жизнь с медицинской точки зрения (болезни позвоночника,
грыжи) и в силу конкуренции с хищниками на открытых пространствах. Они
компенсировались двумя положительными моментами. Предшественники человека (австралопитеки)
получили в наследство способность и стремление к разнообразным манипуляциям с
природными предметами, которое эпизодически характерно для высших приматов, а
также высокий уровень развития стадных отношений, что необходимо для обучения полезным навыкам взрослых и молодых
особей. Прямохождение человеческих существ имело следующие преимущества перед
другими способами передвижения у приматов:
большая скорость и длительность передвижения, уменьшение перегревания на
солнце, увеличение обзора, освобождение рук с возможностью переноса детеныша и
предметов в них.
Рука в процессе становления
и развития труда анатомически изменялась, процесс этот захватил значительную
часть антропогенеза (вплоть до времени неандертальцев). Эволюция руки
происходила путем отбора особей с адаптивно полезными для труда свойствами, которые
были описаны выше. Анатомическое сходство руки человека и обезьяны сочетается с
огромными двигательными возможностями ее у первого, достигнутыми в эволюции.
Труд способствовал сплочению
коллектива палеолитических людей, интеллектуальное напряжение, испытываемое человеком
в процессе изготовления и использования орудий, привело к необходимости
появления речи. Язык человека необходим для обучения других людей, передачи им
трудовых навыков. Трудовые процессы и возникновение языка способствовали
формированию развитого человеческого мозга и совершенствованию органов чувств
(зрения, кожной чувствительности, вестибулярного аппарата).
Современные научные данные
подтвердили правильность трудовой концепции антропогенеза (антропосоциогенеза).
Доказано существование параллельного развития морфологических особенностей
человека и высшей нервной деятельности, а также материальной культуры
(орудийных технологий), общества и сознания человека. На палеоантропологических
материалах видна определенная последовательность биологических достижений в эволюции
человека: сначала состоялось оформление двуногого прямохождения с
дифференциацией верхних и нижних конечностей, позднее происходило увеличение и
усложнение головного мозга и высших его
функций. Появление человеческого типа стопы у древнейших гоминид обогнало
развитие современного типа мозга и руки. Самым поздним биологическим достижением
стали ослабление зубного аппарата и других структур лицевого черепа, с ним
связанных. Прогресс трудовой
деятельности людей привел в позднем антропогенезе к ослаблению действия
биологических факторов эволюции человека, скорость и глубина изменений в
биологии человека при переходе к Homo sapiens значительно уменьшились
(затухание видовой эволюции человека в результате “самоустранения “ отбора).
Общественный образ жизни
также явился важным фактором развития человека, поэтому часто антропогенез
называют “антропосоциогенезом”.
Предшественник человека типа австралопитека характеризовался высоким
развитием и разнообразием стадных отношений. Исследования приматов на фоне
других млекопитающих выявили многообразие форм отношений внутри сообществ.
Социальность древесных приматов
основано на таких биологических характеристиках как отсутствие сезонности в
размножении и увеличенном детстве потомства, требовавшим сложных форм заботы о
детенышах. Эволюция отряда приматов сопровождается увеличением размеров общественной
группы, усложнением ее структуры и систем общения между ее членами. Гоминиды не
являются исключением среди приматов. Движущей силой антропогенеза поэтому
является не только внутригрупповой отбор, но и групповой, при котором
отбирались группы с лучшими социальными качествами, необходимыми для труда и
охоты. Групповая форма отбора впервые была описана Ч. Дарвиным. Общество
сформировавшегося человека отличается от сообщества любых видов обезьян
наличием труда.
Стадная жизнь приматов
оказывала значительное влияние на развитие их высшей нервной деятельности. В
звуковых средствах общения в сообществе обезьян исследователи видят биологические предпосылки для возникновения
качественно новой формы общения - членораздельной речи. Прямохождение,
освободившее от локомоции верхние конечности, предоставило первым гоминидам
возможность для развития неязыковых форм общения- мимики и жестов.
Постоянное употребление орудий труда позволило палеолитическому
человеку активно использовать природные
ресурсы для удовлетворения своих потребностей, расширило его пищевую базу,
обеспечило успех первобытных коллективов в борьбе с хищниками. При этом
постоянное совместное собирательство, коллективная охота и коллективная защита
от врагов, совместное производство орудий труда сплачивали палеолитический
коллектив. Усложнение общественной жизни и навыков в технике производства
орудий привели к необходимости обмена опытом и передачи его следующему поколению.
Поэтому возникновение языка есть прямое следствие трудовой деятельности.
Человек, как и животные, принимает сигналы из окружающего мира посредством
органов чувств (первая сигнальная система), но человек при этом обладает
способностью также воспринимать “сигналы сигналов”- слова (вторая сигнальная
система, по И. П. Павлову).
Изменение рациона питания за
счет увеличения доли мяса в результате охоты могло повлечь за собой разделение
труда, а в итоге привычку делиться пищей, что укрепляло первые коллективы
людей. Охота рассматривается в настоящее время как важный фактор первобытной
истории, приведшей к появлению новых навыков у человека. Мясная диета была
важной для обмена веществ в организме человека, особенно в саванне в условиях
засухи. Всеядность имела значение для компенсации громадных энергетических
затрат при активной деятельности человека.
Источники информации об
антропогенезе. Исследование антропогенеза
включает в себя изучение прямых и косвенных доказательств родственных связей
человека и животных, и в первую очередь
- родства человека и высших (человекообразных) обезьян.
Прямые доказательства -
костные остатки ископаемого человека и его предшественников. Научная
интерпретация ископаемых материалов в палеоантропологии основана на сравнении
их анатомических особенностей у ископаемых гоминид с современными формами
в аспекте экологических влияний.
Косвенные доказательства объективности антропогенеза наиболее
многочисленны. К ним относятся
сравнительно-анатомические, физиологические, биохимические, генетичес-
кие и другие факты, а также
данные сравнительной эмбриологии, исследование рудиментарных органов и
атавизмов.
Познание антропогенеза носит
комплексный характер, в процессе его синтезируются данные палеоантропологии,
геологии, геотектоники, стратиграфии, первобытной археологии, этнографии,
биохимии, молекулярной биологии, палеонтологии, этологии приматов,
палеоэкологии, палеогеографии, генетики и теории эволюции.
Морфологическая
неравномерность преобразований в антропогенезе. Гоминизация –
комплексный феномен, включающий в себя развитие прямохождения, прогрессивные
преобразования мозга, превращение руки в орган труда, изменения зубочелюстного
аппарата, формирование членораздельной речи, сознания, концептуального
мышления, перестройку онтогенеза, развитие общественной организации и ряд
других аспектов.
Исследование костных
остатков гоминид разной древности
позволяет представить определенную очередность формирования
морфо-функциональных особенностей ископаемых людей: первоначальное
формирование отличий верхних и нижних
конечностей (опорной ноги и свободной руки), позднее и продолжительнее
происходит увеличение и усложнение головного мозга с развитием высших центров,
постепенное развитие трудовой руки, позднее оформление современных особенностей
черепа (относительная величина мозгового и лицевого отделов, оформление
особенностей зубной системы).
Морфологическая и функциональная специфичность нижних конечностей
человека, его руки-органа труда и высокоразвитого мозга составляет так называемую
«гоминидную триаду», позволяющую определить границы семейства гоминид
(«человечьих»), включающего в себя ископаемых людей и современного человека.
Филогенетическая сложность
процесса антропогенеза. Известные науке палеоантропологические материалы более соответствуют
модели эволюции с преобладанием кладогенеза над аногенезом. Так в одних и тех
же районах Земли в одно и тоже время могли сосуществовать различные роды и виды
гоминид (роды Australopithecus и Homo;
питекантропы и австралопитеки; неандертальцы и сапиенсы). Стадиальная модель
антропогенеза, предполагающая существование только одного вида в
хронологических границах конкретного этапа антропогенеза фактически не
подтверждается. Эволюция гоминид не была линейным процессом, характеризуясь
явлениями конвергенции и дивергенции. Метисация гоминид также происходила
часто, что приводило к сетчатому типу эволюции. В филогении гоминид часто наблюдаются
специализации, приводившие к тупику в развитии. Развитие гоминид дает
возможность наблюдать смену постепенного филогенетического развития периодами
очень быстрых изменений, которые были обусловлены освоением новых адаптивных
зон, биосферными кризисами или генетическими явлениями.
Ход антропогенеза. Около 40 млн.
лет назад (верхний эоцен) от неизвестной группы полуобезьян (лемуров или долгопятов)
в Северной Америке или Евразии появились древнейшие человекоподобные (включают
низших обезьян Нового и Старого Света, человекообразных обезьяны и людей). Данный
эволюционный эпизод представлен костными остатками ископаемых форм из Бирмы
(амфипитек и пондаунгия). Указанные формы крупные - величиной с гиббона. Зубы у
них похожи на полуобезьян и высших приматов одновременно. Американские
(широконосые) обезьяны и обезьяны Старого Света (узконосые) имели общего
предка. Древнейшая обезьяна из Северной
Америки имеет возраст 35 млн.лет. Параллельно в Старом Свете появились
примитивные обезьяны (парапитеки, олигопитеки, апидиумы, проплиопитеки),
являющиеся предковыми для современных форм приматов. Много находок сделано в
Египте (местность Файюм) древностью от 40 до 25 млн лет. Среди них различают
предков низших обезьян (парапитеки) и человекообразных (египтопитеки). Строение
скелета первых свидетельствует о лазании по деревьям с передвижением прыжками.
Проплиопитек близок к гиббонам и являлся их предком.
Египтопитек
считается общим предком человекообразных обезьян и людей (30 млн. лет). Он
отличался малой или средней величиной, бегал на четвереньках и лазал, хватаясь
за ветви деревьев конечностями. Череп египтопитека отличался длинным лицевым
отделом, глазницы были ориентированы вперед, надбровные дуги слаборазвитые Мозг
был относительно большой и примитивный. В скелете египтопитека имелись
признаки, которые встречаются у понгид и у полуобезьян. Пищевой рацион его
состоял из растительной пищи. Эволюционную эстафету египтопитеки передали
другим гоминоидам-дриопитекам , расцвет которых связан с миоценом (22-27 млн.
лет) и плиоценом (5-10 млн. лет). Наиболее ранние из них - проконсулы (23-16
млн. лет) обитали в Восточной Африке. Мозг проконсула меньше чем у современных
высших обезьян, но больше чем у низших обезьян. Строение скелета
характеризуется адаптацией к четвероногому передвижению по земле и на деревьях.
Дриопитеки позднее переселились в Европу и Азию. Дриопитеки питались
растительной пищей. Среди дриопитеков выделены предки современных гиббонов
(лимнопитеки). На территории Грузии открыт ископаемый представитель
дриопитеков, что является редкостью для СНГ. Разные виды дриопитеков отличались
сходными размерами. Наиболее ранними гоминидами считаются поздние дриопитеки и
восточноафриканские кениапитеки. Среди последних примерно 10 млн. лет назад
произошло окончательное разделение эволюционных путей к австралопитекам и
африканским антропоидам. В миоцене открыта особая тупиковая группа высших
приматов - ореопитеки. Крупные приматы, совмещавшие в себе признаки человекообразных
и мартышкообразных обезьян и обитавшие на деревьях.
Явление
аридизации (похолодание и иссушение) климата в конце миоцена обусловило широкую
миграции высших приматов по Земле. Среди них выделены предки современных
орангутанов (сивапитеки), обитавшие 15-9 млн. лет назад в Южной Азии, и предки
гоминид (рамапитеки-потомки кениапитеков), жившие в Европе и Азии 15-7 млн. лет
назад. Рамапитек обладал укороченным лицом и другими признаками сходства с
человеком, передвигался на двух ногах, и , возможно, пользовался орудиями
труда. Правда, в последнее время рамапитека считают вариантом сивапитека
(предка орангутана). О времени разделения эволюционных путей антропоидов и
гоминид можно судить по данным анализа митохондриальной ДНК. Предполагается по
данным молекулярного анализа, что предки гиббонов отделились около 12 млн. лет,
орангутанов - от 9 до 11 млн. лет назад, а расхождение африканских антропоидов
и человека состоялось 8-6 млн. лет назад. К кругу предков самых ранних гоминид
относят рудапитека (Венгрия), уранопитека (Греция) и люфенгопитека (Китай), а
также рамапитеков Африки и Азии.
Гипотетический
филогенез гоминид, приведший к возникновению Homo sapiens, выглядит
сегодня следующим образом, если отвлечься от многочисленных тупиков и разрывов
в палеонтологической летописи. Среди ископаемых гоминоидов выделяют
самбуропитека (высокоразвитая человекообразная обезьяна), жившего на территории современной Кении примерно 9,5
млн. лет назад. Гоминоиды -
надсемейство, объединяющее таксоны ископаемых и современных антропоидов, а
также семейство гоминид (человечьи), включающее современного человека и
ископаемых людей. Между самыми древними членами семейства гоминид и
самбуропитеком можно поместить два рода предшественников гоминид, значительно
удревнивших нашу родословную (почти до 7 млн. лет), что соответствует нашим
представлениям о времени дивергенции гоминид и антропоидов от общего предка по
данным палеонтологии и молекулярной биологии.
В Центральной Африке открыт череп «Сахелантропа чадского» - Sahelanthropus tchadensis, имевшего признаки сходства с высшими
обезьянами и гоминидами. Возраст его близок к 7 млн. лет. Далее во времени
следует «Оррорин тугенензис» - Orrorin tugenensis из Кении, имевший возраст 5,6-6,2 млн.
лет. Кости нижних конечностей его свидетельствуют о гоминидном характере
локомоции. Первый эволюционный уровень в развитии гоминид представлен
австралопитековыми Африки. Они в разной степени были прямоходящими, а размер их
мозга был близок или несколько превышал антропоидов. Наиболее древен из них –
«Ардипитек рамидус» -Ardipithecus ramidus из Эфиопии, имевший древность 3,9-5,5
млн. лет. Он обладает признаками черепа и скелета туловища, возможно, допускавших
бипедию. К ранним австралопитекам относят также «Австралопитека анамского»- Australopithecus anamensis из Кении (3,9-4,2 млн. лет). Гоминидные
признаки присутствуют на костях конечностей, но передние из них удлинены, возможно,
для опоры при передвижении как у антропоидов. На территории Эфиопии, Кении и
Танзании открыты костные останки «Австралопитека афарского» - A. Afarensis (2,5-3,9 млн.
лет). Ему была присуща бипедия и древестная локомоция. Мозг не был отличен по величине
от антропоидов. В морфологии скелета и зубов у афарцев немало антропоидных
признаков. Наконец, представителям рода Homo предшествовали «Австралопитек африканский» - A. africanus, обитавший на
юге Африки, в Эфиопии, Кении и Танзании. Он существовал в промежутке времени от
3 до 1 млн. лет. Указанный австралопитек был бипедалирующей формой, но руки
были относительно длинные. Мозг по строению несколько отличался от антропоидов.
Наиболее древние
орудия человека имеют возраст 2,7-2,9 млн. лет. Галечная или олдувайская
культура явилась первым этапом в развитии материальной культуры палеолита.
Творцами ее были Homo rudolfensis (рудольфский) (2,3 млн.лет) или Homo habilis (умелый)( 2-1,5 млн.лет) из Танзании , Кении и Эфиопии. Последний
вид обитал также на юге Африки, а также, возможно, на Кавказе, и в
Юго-Восточной Азии. Мозг хабилиса был крупнее чем у австралопитека,
прогрессивные признаки отмечены в строении мозга, зубов и скелета туловища.
Видимо, ископаемые люди этого вида совершили первую миграцию в
истории человечества из Африки в Азию. На территории Кении и Эфиопии в границах
указанных видов возник новый, более совершенный - Homo ergaster( трудящийся). Древность его- 1,6 млн. лет. С этого времени в трех
частях света - Африке, Азии и Европе,
известны костные останки представителей вида
Homo erectus, значительная часть азиатских популяций которого представляли вектор
самостоятельного развития в сапиентном направлении, но, в результате, очередной
эволюционный тупик. «Человек прямоходящий» был творцом ашельской культуры
ручных рубил и орудий на отщепах. Особи его обладали размерами тела как у
современного человека, а объем мозга был в среднем около 1000 куб. см, что
больше чем у хабилиса, но меньше чем у современного человека. Он обитал в границах
времени от 1,6 млн. лет до 200 тысяч лет. Все вышеприведенные виды относятся ко
второму эволюционному уровню в развитии гоминид. Предшественником современного
человека и неандертальского вида является Homo heidelbergensis - «Человек
гейдельбергский», который имеет в Африке древность около 0,6 млн.лет. Homo sapiens - «Человек разумный» возник от него в Африке около 130 тысяч лет
назад. Гейдельбергский человек двумя волнами заселил Евразию. Первая волна
заселения Европы привела в данную часть света предков Homo neanderthalensis – «Человека
неандертальского», древность которого от 300 до 30 тысяч лет. Неандертальцы
являются создателями мустьерской культуры орудий, сделанных из предварительно
отделенных от камня, отщепов. «Классические» представители данного вида в Европе
характеризовались массивным скелетом с характерными признаками. Величина мозга
у неандертальца могла превышать средние величины у современного человека.
Неандертальцы не имели прямого отношения к возникновению человека современного
типа. Вторая волна африканских
мигрантов появилась в Передней Азии около 100 тыс. лет. Это были представители
«архаичных» сапиенсов. Указанные виды гейдельбержцев и неандертальцев относятся
к предпоследнему эволюционному уровню гоминид. Ископаемые представители вида H.sapiens (кроманьонцы) появились в
Европе около 40 тысяч лет назад, в Азии - от 150 до 80 тысяч лет назад,
заселение Америки происходило в промежуток времени 30-13 тысяч лет назад, а
Австралии около 60 тысяч лет назад. Первые сапиенсы различных территорий первоначально
морфологически не соответствовали полностью современным расам, начало
оформления последних было позже. В науке существуют различия по вопросам
древности расовых разновидностей современного человека, а также количества
центров их формирования (полицентризм и моноцентризм). Кроманьонцы явились
творцами сложных культур орудий из камня, кости и дерева позднего палеолита, а
также первых произведений искусства. Большинство признаков скелета кроманьонцев
и величина мозга неотличима от современного анатомического типа.
Будущее антропогенеза. Со времени завершения
формирования вида Homo sapiens (с
середины верхнего палео-лита)
он сохраняет в своем биологическом статусе стабильность.
Развитие материальной и духовной культуры с момента появления современного вида
человека идет все возрастающими темпами. Эволюционная завершенность человека
относительна и не означает полного прекращения изменений его биологии. Изучены
разнообразные изменения анатомического типа человека современного типа. Примерами аномалий служат уменьшение
массивности скелета, уменьшение
размеров зубов, изменение малых пальцев стопы и т.д. Предположено, что
данные явления обусловлены
случайными мутациями. Некоторые антропологи на основании указанных
анатомических наблюдений прогнозируют появление Homo futurus- "Человека
будущего" с крупной головой, уменьшенным лицом и зубами, с меньшим
количеством пальцев. Но указанные анатомические "утраты" не
характеризуют всех популяций
человека. Альтернативный взгляд
заключается в том, что биологическая организация современного человека дает
возможность безграничной социальной
эволюции, поэтому вряд ли в будущем
он изменится как вид. В современных популяциях человечества стабилизирующий
отбор закрепляет сложившуюся в антропогенезе морфофизиологическую организацию
человека современного типа, с другой стороны наблюдается дизруптивный
(разрывающий) отбор, ответственный за внутривидовой полиморфизм. Констатированы
разнонаправленные изменения морфологических и функциональных признаков
человека, а также некоторых параметров его онтогенеза. Указанные два вида
отбора, действующие в популяциях человека, имеют непосредственное отношение к
факторам экологии (урбанизация, увеличение количества мутагенов, изменение
структуры браков). Последние столь многочисленны и динамичны, что прогноз
относительно результатов микроэволюционных процессов в популяциях человека
представляется гадательным. Принципиальная стабильность во времени видовой
сущности человека обусловлена богатством его генотипа, сложнейшей структурой
популяций человека и пластичностью его как организма.
1.
Величко А.А. Природа у колыбели
человечества // Природа. – 1985, № З.
2. Вернадский В.И. Живое вещество. М., Наука, 1978.
3. Гексли Т. 1864. О положении
человека в ряду органических существ. СПб., 1864.
4.
Грант
В. Эволюция организмов. М.,Наука, 1980.
5. Грегори В.К. Эволюция лица
от рыбы до человека. М.-Л., Биомедгиз, 1934.
6. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Соч., Т. 5. -
М.: Изд-во АН CCCР, 1953.
7.
Дубинин Н. П. Что такое человек. М., Наука,1983.
8.
Дубинин Н. П.,
Шевченко Ю. Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. М.,
Наука, 1976.
9.
Забелин
И. Человечество - для чего оно ? //Москва, 1968, № 3.
10.Зубов А. А. Антропогенез как фаза эволюции животного мира//Биологические
предпосылки гоминизации. М., Наука, 1976.
11.Зубов А. А. Общие предпосылки гоминизации//Вопросы антропологии, 1983, вып.71.
12.Ламарк Ж.-Б. Философия
зоологии, Т. 1.- М.; Л.: Биомедгиз,1935.
13. Матюшин Г.Н. У истоков человечества – М.: Мысль, 1982.
14. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера.- М.: Молодая гвардия, 1990.
15.Наумов Н. П. А.Н. Северцов и современное представление
о биологическом прогресе //А. Н. Северцов.
Главные направления эволюционного
прогресса. М., изд. МГУ, 1967.
16.Нестурх М. Ф. Человек и его предки. –
М.: ОГИЗ, 1934.
17.Рогинский Я. Я.
Методологические основы антропологии // Биологические науки, 1966, N 3.
18.Северцов А.С. Основы теории
эволюции. М., Высшая школа. 1987.
19.Тейяр де Шарден П. Феномен
человека. М., Наука, 1987.
20. Фоули Р. Еще один неповторимый вид, - М.: Мир, 1990.
21.Холличер В. Человек в
научной картине мире. М.,Наука, 1971.
22.Шмальгаузен И. И. Проблемы
дарвинизма. М., Наука,1969.
23.Шмидт Г. А. Роль труда в
становлении человека. М., ОГИЗ,1947.
24.Энгельс Ф. Диалектика
природы. М., Госполитиздат, 1955.
25.Dobzhansky, Th. Genetics of the Evolutionary Process.
Columbia University Press, New York, 1970.
(Article for «Encyclopedia of scientific concepts»)
Kharitonov V. M.,
Kozlova M. S.
Article contains the review of scientific approaches in anthropogenese research
- unique process of formation of the H.sapiens, its culture and a society. The
special attention is given by Ch.Darvi`s alternative to the theory to
anthropogene concepts.
Key words: physical anthropology, evolution of the
hominid, methods of research of an anthropogenese.
Лаборатория эволюционной
антропологии
Научно-исследовательский
институт и музей антропологии
МГУ имени М.В.Ломоносова.
Отдел истории
химико-биологических наук
Институт истории
естествознания и техники имени С.И.
Вавилова РАН.
Поступила в редакцию
1.08.2010.