Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 9. -

Вып. 4. - 2010. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-28-html/TITL-28.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-28-html/cont.htm

 

 

УДК  37.0:004

ББК  74.580.255

 

МЕСТО И РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
В РАМКАХ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «СРЕДНЯЯ ШКОЛА – ВУЗ»

 

Ó 2010 г. Козлов С. В.

 

(kozlov.doc)

 

В работе раскрыта роль использования в учебном процессе дидактических систем в условиях информатизации общества. Рассмотрены особенности функционирования дидактической системы индивидуального тестирования в едином информационном образовательном пространстве.

Ключевые слова: дидактическая система, индивидуальное тестирование, учебный процесс.

 

Эффективность функционирования любой системы, в том числе образовательной системы, определяется наличием в ней механизмов, реализующих принцип обратной связи. В образовании он выступает как фундаментальный принцип организации и динамики системы обучения и воспитания.

В настоящих условиях развития образовательной системы информатизация общества обуславливает специфику учебно-воспитательного процесса. В связи с этим формирование единого информационного образовательного пространства «Средняя школа – ВУЗ» является ключевым процессуальным звеном. С этих позиций информационное образовательное пространство выступает инвариантом в целостной системе всеобщего образования.

Ядро единого информационного образовательного пространства «Средняя школа – ВУЗ» образует ряд системообразующих компонент, одной из наиболее важных которых выступает автоматизированная обучающая система. В свою очередь подсистема индивидуального тестирования, образуя дидактическую систему, составляет ее неотъемлемую часть, без которой невозможно целостное построение образовательного процесса.

Дидактическая система – это та или иная форма организации учебного процесса [2]. Современный образовательный процесс подразумевает внедрение и использование в нем средств инфокоммуникационных технологий. Они обеспечивают соответствие дидактических систем требованиям контроля и критериям их эффективности. Так, например, одной из таких дидактических систем может выступать личностно ориентированная обучающая система, включающая в себя подсистему индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности».

В свою очередь, дидактические системы, обладая свойствами динамичности и эволюционности, предопределяют наличие в них действенной подсистемы мониторинга. Мониторинг выступает в них в качестве средства контроля знаний учащихся и инструмента исследования их возможностей.

Одной из концептуальных проблем мониторинга дидактических систем, как устоявшихся, так и инновационных, является поиск и выработка критериев эффективности. Они рассматриваются с точки зрения результативного и процессуального факторов. Критерий результативности обеспечивает качество обучения, а процессуальный критерий определяет параметры функционирования системы.

Возможности инфокоммуникационных технологий предопределяют разработку, внедрение и использование в учебном процессе разнонаправленных средств обучения. Они применяются в качестве программ для автоматизированной поддержки работы учителя, однако в большинстве своем имеют единичное действие.

Система индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» представляет собой целостную дидактическую систему. Она обеспечивает диагностику знаний, умений и навыков учащихся, своевременную их коррекцию и выработку индивидуальных стратегий обучения. Качественный и количественный анализ результатов экспериментальных данных доказывает эффективность технологии индивидуального тестирования как дидактической системы и показывает повышение качества обучения с учетом индивидуальных особенностей и образовательных запросов учащихся.

Автоматизированная дидактическая система «Комплекс измерения обученности», являясь подсистемой системы индивидуального тестирования [1], осуществляет мониторинг учебного процесса с позиций обученности и обучаемости учащихся. В ней они трактуются как результативный и процессуальный критерии соответственно.

В виду автоматизации системы индивидуального тестирования информация о процессе обучения как отдельно взятого ученика, так и всего коллектива в целом своевременно поступает в единое образовательное пространство учебного заведения. Эти сведения позволяют оперативно управлять учебным процессом: определять перспективные дидактические цели, корректировать текущие задачи, выбирать и использовать в обучении наиболее эффективные методы.

Функционирование системы спроектированной подобным образом отвечает требованию единого образовательного пространства «Средняя школа – ВУЗ». В современных условиях организации учебного процесса это обеспечивает плавный переход от одного этапа обучения к следующему этапу, расширяет возможности школы и ВУЗа, позволяет говорить об обоснованных результатах обучения, помогает осознанно строить ученику дальнейшие перспективы своего дальнейшего образования.

 

 

 

Литература

 

1.       Козлов С. В. Педагогическое проектирование индивидуального тестирования в личностно ориентированной обучающей системе: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 и 13.00.02: защищена 24.05.06: утв. 20.11.06 / Козлов Сергей Валерьевич. – Смоленск, 2006. - 204 с.

2.       Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: Учеб. пособие / Под ред. В. Д. Шадрикова. – М.: Гардарики, 2002. 383 с.

 

THE PLACE AND ROLE OF INDIVIDUAL TESTING IN INFORMATION EDUCATIONAL SPACE "HIGH SCHOOL – INSTITUTE"

 

Kozlov S. V.

 

In the given work the role of didactic systems use in educational process in conditions of society informatizaion is opened. Features of functioning of didactic system of individual testing in information educational space are also considered there.

Key words: didactic system, individual testing, educational process.

 

Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ ("Информационное образовательное пространство "средняя школа - вуз"), проект 10-06-58605а/Ц.

 

Козлов Сергей Валерьевич

кандидат педагогических наук, доцент

 

Кафедры информатики

Смоленский Государственный Университет

 

Поступила в редакцию 15.12.2010.