Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 10. -

Вып. 2. - 2011. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-30-html/TITL-30.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-30-html/cont.htm

 

УДК 373.167.1:94(072)

 

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ УЧЕНИКОВ И СТУДЕНТОВ

 

Ó 2011 г. Холманский А.С.*, Холманская Л. И.**

 

(kholmanskiy.doc)

 

 Духовность человека равнозначна его творческим способностям. Их уровень и полнота реализации определяются природным талантом, воспитанием в семье, обучением и поощрением общества творческой деятельности. Для обеспечения господства в нынешней колониальной России идеологии общества потребления государство разрушает реформами основы системы народного образования, а электронные средства массовой информации и коммуникации своими соблазнами легко отвлекают от учебы молодых людей. В работе показано, что успеваемость школьников и студентов становится тем хуже, чем больше времени они тратят на общение и развлечения, используя для этого электронные средства коммуникации.

Ключевые слова: духовность, успеваемость, школа, институт, общение, интернет, коммуникация.

 

1.     ВЕДЕНИЕ

 

Духовная составляющая ноосферы и духовность человека  формируются в процессе сознательной творческой деятельности людей  [1,2]. В творчестве проявляется талант индивидуума, как оригинальная форма его разумности. В принципе, каждый человек имеет от природы тот или иной  талант. Однако, для его раскрытия и полноценной реализации необходимо соответствующее воспитание и обучение ребенка сначала в условиях семьи, а затем на всех ступенях системы образования – от начальной, до высшей школы. Уровнем развития духовно-интеллектуального потенциала определяются личностные и нравственные качества человека, а также мера плодотворности его творческой деятельности.

В идеале общество заинтересовано в умножении своего духовно-интеллектуального, а значит, и творческого потенциала, величиной которого определяется благополучие государства и уровень благосостояния граждан. На деле же государственная политика в сфере образования и воспитания, как правило, оказывается заложницей господствующей мировоззренческой парадигмы и подчиненной ей государственной идеологии [2].

В 1991 году в России радикально изменилась общественно-экономическая формация. Взамен парадигмы социализма установилась парадигма примитивного, колониального капитализма с идеологической надстройкой, отвечающей модели общества потребления. Соответствующим образом была реформирована нормативная база всех государственных общественных институтов.

Не могла остаться в стороне от этих реформ и система народного образования. Ее реформирование должно было гарантировать снижение духовно-интеллектуального потенциала народа до уровня, соответствующего колонии.  Наряду с коммерциализацией системы народного  образования под видом реформ была проведена унификация и профилизация, как самого предмета знания, так и способа его преподавания. При этом методология обучения лишилась главной своей составляющей – развитие у учащегося навыка и способностей к самостоятельной творческой деятельности. В средней школе ввели единый госэкзамен (ЕГЭ), «профилирование» и «образовательный минимум», а в высшей – внедрили тестирование и  Болонскую систему, разделив высшее образование на «ликбезовский» бакалавриат и магистратуру [3].

Главным деструктивным когнитивным фактором системы ЕГЭ и  тестирования является смешение правильного ответа с его нелепыми вариантами (особенно в гуманитарной сфере). В процессе поиска правильного ответа его извращенные альтернативы неизбежно разрушают нейрофизиологические механизмы логического мышления и воображения. Методология обучения вырождается в различные способы натаскивания или ускоренной зубрежки, при этом в мозгу не формируются механизмы обработки, синтеза, ценностной оценки и запоминания, как вербальной, так и невербальной информации [4].

Перестройка мировоззренческой парадигмы в России и реформирование народного образования совпали с массовым внедрением в быт и производственные сферы компьютеров и других электронных средств коммуникации, обработки и хранения информации. Всевозможные компьютерные технологии, мобильные телефоны и плейеры существенно расширили сферу действия как позитивных, так и негативных факторов духовно-интеллектуального развития подрастающего поколения. Очевидная положительная роль электроники во всех сферах здесь не будет обсуждаться.

Отрицательное действие электронных технологий на растущий организм и развивающийся мозг школьника и студента проявляется в следующем: 

- развращение и оболванивание (зомбирование) ложной, непотребной и кодированной информацией (вербальной и невербальной) [4,9];

- нанесение вреда физическому здоровью действием электромагнитных полей и излучений электронных устройств (телевизоров и компьютеров, мобильных телефонов и плейеров [5-7]);

- потеря реального времени и гиподинамия [5-7].

Необходимо также учитывать, что информационная составляющая всевозможных электронных технологий, так или иначе, контролируется и модулируется идеологией общества потребления. Длительное действие такой модуляции на сознание и подсознание неизбежно превращают человека в управляемого потребителя.

Для общества потребления характерно атомизация социальной среды и нарастающий дефицит общения между его членами, который и составляет основу «липкости» электронных виртуальных паутин. К ним, прежде всего, относятся: социальные сети, чаты, форумы, скайп, мобильный телефон и плейер. Экспоненциальный рост времени пребывания в этих паутинах ведет к глобальному замещению реального бытия его виртуальным, иллюзорным суррогатом. Поднадзорная нелепость виртуального образа жизни имеет своим пределом модель, описанную Дж. Оруэллом в романе «1984». В принципе, реформу системы образования в России в совокупности с электронными технологиями ограничения духовно-интеллектуального развития молодых людей можно считать орудиями из арсенала духовного геноцида.

В России в настоящее время в интернете бурно развиваются разновидности социальной сети Facebook«вконтакте», «одноклассники» «мой мир» и другие. Основными жертвами этих социальных паутин являются школьники и студенты (Рис 1). Пространство паутин существенно расширяют мобильные средства связи – у большинства школьников и у всех студентов уже на уровне физиологии сформировалась маниакальная привязанность к мобильному телефону или плейеру. Причем для половозрелых организмов мобильная взаимосвязь становится органическим дополнением физиологии сигнальной системы, отвечающей за секс и прочие плотские удовольствия.

 

Рис 1. Доля зарегистрированных пользователей социальных сетей в различных возрастных группах, %% [8].

 

Облегченность визуальных и акустических виртуальных контактов между молодыми людьми, создавая иллюзию плодотворного общения, легко  отвлекает от насущной для них задачи формирования целеустремленной, творческой личности путем усвоения новых знаний, развития навыка самостоятельно мыслить и приобретения специальности.

В настоящей работе изучена зависимость успеваемости учеников 6 – 11 классов московской гимназии от времени затраченного на просмотр телевизора, общение в сети или компьютерные игры, прослушивание плейера или разговоры по телефону. Провели также качественный анализ способности к усвоению новых знаний по физике и математике студентов, учившихся в школе и поступивших в институт по системе ЕГЭ.

 

2.     МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Гимназисты и учитель заполняли анкету, содержащую следующие вопросы: класс, рейтинг ученика за 2010 год; общее время просмотра телепередач (в день); время, проведенное за компьютером (в сетях, игры, скайп и прочее); время прослушивание плейера и разговора по телефону.

Общее время просмотра телевизора и слушания плеера определили как время пассивного развлечения (ТП), а время, проведенное за компьютером и потраченное на разговоры по телефону, назвали временем активных занятий (ТА).  Исходя из того, что ресурс свободного времени школьника в будни не превышает 7 часов, ответы, в которых ТА было больше 7 часов, отнесли к неадекватным. Ответы мальчиков и девочек отличались незначительно, лишь рейтинги у девочек были, либо равными, либо на 5-10% выше рейтингов мальчиков. Усредненные значения рейтинга для класса, а также ТП и ТА определяли путем деления суммарных величин рейтинга и времени на число учеников в классе. Эти результаты вместе со средним рейтингом учеников за 2010 год приведены в таблице.

Качественный анализ способности студентов самостоятельно мыслить проводили по их оценкам за контрольные по физике и математике в двух московских госуниверситетах – Медико-стоматологическом (МГМСУ) и Инженерной экологии (МГУИЭ). Отметим, что все студенты имели мобильные телефоны, зависимость от которых у многих носила маниакальный характер. Сохраняя непрерывную тактильную или визуальную связь с телефоном во время занятий, студенты записи вели автоматически без осмысления и поэтому не могли использовать новый материал для решения задач. В каждой группе первокурсников МГСМУ численностью не менее 20 человек было не более двух студентов, осознанно воспринимающих новый материал. Как правило, на контрольных работах эти студенты хоть как-то могли решить задачи и их решения тиражировались затем всей группой путем тупого списывания с воспроизведением нелепых ошибок и описок первоисточника.

                                                                                                      

Таблица

Зависимость успеваемости учеников от рода занятий в свободное  время

 

Класс

10а

10б

11а

S

N

18

17

17

22

18

19

20

21

26

18

18

18

20

13

264

N*

4

0

4

0

1

2

3

13

5

1

4

3

1

0

41

N5

8

2

1

2

0

0

3

0

3

0

1

2

1

0

23

R

4,7

4,6

4,4

4,3

4,1

4,0

4,2

3,8

4,0

4,1

3,8

4,2

4,4

4,2

4,2

 

ТП

I

2,8

2,6

1,8

1,8

3,3

4,3

3,3

4,2

3,5

1,6

4,3

2,8

1,9

2,2

2,9

II

3,0

0,7

1,0

1,9

   -

 -

0,9

 -

2,6

 -

1,5

1,0

-

 -

1,6

 

ТА

I

2,9

3,0

3,0

1,2

3,2

4,3

3,0

4,4

3,4

3,8

3,4

3,3

3,8

2,9

3,3

II

4,0

0,8

0,2

1,2

 -

 -

2,0

 -

2,0

 -

0,3

1,0

1,5

 -

1,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания:  N – общее число учеников; ТП – среднее время (в часах) затраченное на пассивный просмотр телевизора и слушание плейера (строка I), строка II – тоже самое для учеников с рейтингом 4,9-5,0; ТА – среднее время (в часах) затраченное на  компьютерные игры, общение в социальных сетях и на разговоры по телефону (строка I), строка II – тоже самое для учеников с рейтингом 4,9-5,0; R – усредненные учебные рейтинги учеников за 2010 год;  N5 – число учеников с рейтингом 4,9-5,0; N* – число учеников, давших неадекватные ответы (время пользования компьютером и мобильным телефоном больше 7-8 часов в сутки). S - суммарные и усредненные значения для всего числа учеников.

 

Опыт проведения контрольной в 2010 году в отсутствии преподавателя показал, что вся группа студентов первого курса МГСМУ все задачи по оптике решила одинаково неправильно. И это не смотря на то, что решение аналогичных задач было предварительно показано на семинаре. Данный результат свидетельствует, во-первых, об отсутствии у студентов, прошедших в школе обработку системой ЕГЭ, умения самостоятельно мыслить, а во-вторых, о высокой степени их внушаемости (подверженности зомбированию).   Контрольные по математике, проведенные в трех группах второкурсников МГУИЭ, показали, что не более 10% студентов способны самостоятельно решить все задачи и получить 18-20 баллов из 20 возможных.

 

3. ОБСУЖДЕНИЕ

 

Из сопоставления величин ТП и ТА между собой и с рейтингом можно выявить следующие статистически достоверные факты и закономерности:

- сумма ТП+ТА у большинства детей близка или больше ресурса их свободного времени – 7 часов, а ТА составляет от ресурса более 40%;

- при высоких значениях ТП и ТА рейтинг, как правило, понижается, становясь меньше 4 баллов (см. Таблицу 7в, 8в, 9в классы);

- у школьников с рейтингом 4,9-5,0 сумма ТП+ТА в два раза меньше, чем у остальных учеников, причем увеличение ТА обусловлено тем, что ученики используют компьютер для поиска в Интернете информации необходимой для учебы (классы 6а и 10б).

Можно сделать общий вывод – не менее 90% учеников больше половины свободного времени тратят на общение и развлечение с помощью различных электронных средств информации и коммуникации. И это негативно сказывается на их успеваемости, о чем говорит низкий процент учеников с рейтингом 4,9-5,0, составляющий – 8,7%, причем рейтинг 5,0 имели 3,5% от всего числа опрошенных учеников.

Поскольку процент отличников среди студентов ВУЗов также не превышает 10%, то можно заключить, что поступление в ВУЗы по системе ЕГЭ сохраняет школьное распределение учеников по умственным способностям, не смотря на то, что в ВУЗы стремятся ученики с повышенным рейтингом. Отметим, что результаты исследования влияния социальных сетей на успеваемость студентов [5], хорошо согласуются с результатами, полученными нами для школьников. Анализ успеваемости 219 студентов показал, что на 20% лучше других учатся студенты, исключившие на время  экзаменов пользование Интернетом. Средняя оценка по четырехбальной шкале для постоянно работающих в социальных сетях составила 3,06, тогда как  те, кто не пользовался Интернетом имели результат в 3,82 балла.

Для иллюстрации механизма негативного влияния электронных средств информации и порождаемых ими виртуальных паутин нарисовали условную схему (Рис 2). Двудольные гантельки на схеме моделируют ресурс духовной энергии человека, который он может израсходовать на приобретение знаний и творчество (светлая половинка) или на удовлетворении чувственных желаний-потребностей (черная половинка). Светлый и черный круги символизируют, соответственно, весь объем человеческих знаний и весь набор плотских соблазнов. Несимметричные гантельки вне сети моделируют посредников и всевозможные факторы, помогающие ученикам вырваться из сети, как для движения вверх (учитель), так и для падения вниз (соблазны). Тонкие линии соответствуют виртуальным электронным связям между учениками, а также между учителем или соблазняющим фактором.

                                                                 

Рис 2. Схема влияния виртуальных паутин электронных средств коммуникации на динамику духовного развития школьников и студентов.

     

В человеке мотивация духовного развития не имеет физиологической обусловленности и является производной социальных факторов, таких как воспитание и обучение в семье и обществе. В противовес этому, тяга к развлечениям спонтанна и легко провоцируема самой физиологией чувственного удовольствия, так или иначе связанной с сексуальной сферой [9]. Поскольку в организме учеников шестых классов еще не сформирован физиологический механизм подсознательной рефлексии на эротические стимулы и знаки, поэтому они имеют высокий рейтинг при достаточно больших значениях  ТП и ТА.

Следует отметить, что наряду с негативным фактором духовного развития гедонической природы в электронных средствах коммуникации неуклонно совершенствуется меркантильная составляющая, соблазняющая молодых людей легкостью «делания» реальных денег в виртуальной паутине [5]. Как сказал по радио о своей виртуальной финансовой пирамиде С.Мавроди: «желающих в ней участвовать тьма, тьма-тьмущая».

Таким образом, можно заключить, что успеваемость школьников и студентов тем хуже, чем больше свободного времени они проводят в виртуальной паутине, сплетенной тем или иным электронным средством коммуникации. Нивелировка социальных факторов обучения и глобализация электронных средств коммуникации в условиях общества потребления способствуют духовной деградации молодого поколения и всего общества в целом.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Холманская Л.И., Холманский А.С. Духовность как творческий потенциал человека // Начальная школа плюс До и После. -2010. -№12. –С. 45-47.  http://www.school2100.ru/upload/iblock/9f3/9f3beca0b25306205831eb4b57c34183.pdf

2. Холманская Л.И.Творчество учеников на уроках истории как фактор духовного развития // Психология и соционика межличностных отношений. -2010. -№3. –С.8-17

3. Википедия. Реформа образования в России;  Галкина Е. «Болонские тайны» реформы образования // 

http://www.chronos.msu.ru/discussions/galkina_bolonskie.html

4. Дащинская Т. Н., Холманский А.С.  Социология и физиология духовности // Сознание и физическая реальность. -2009. -№4.

5. Вред от социальных сетей. http://mind3.ru/2010/02/вред-от-социальных-сетей/; Вред от мобильных телефонов // http://grandex.ru/text/3194.html;

6. Ученые заявили о вреде социальных сетей //

http://www.utro.ru/articles/2010/09/08/920744.shtml;

7. Sigman A., Well connected? The biological implications of “social networking”. -2009. –V.56. – N1. - P. 14-20

8. Пользователи социальных сетей //

http://www.gortis.info/index.php?option=com_content&task=view&id=537&Itemid=342

9. Холманский А.С. Зачем люди пьют и курят //

http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/8076.html; Физика греха //

http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/7644.html

 

NEGATIVE IMPACT OF ELECTRONIC COMMUNICATION TOOLS

ON PROGRESS OF PUPILS AND STUDENTS

 

Kholmanskiy A.S., Kholmanskaya L.I.

 

The spirituality of the individual is the creative abilities. Their level and completeness of the implementation of the identified natural talent, upbringing in the family, training and the promotion of a society of creative activity. To ensure the domination in the current colonial Russia the ideology of society of the state destroys the reforms of the system of national education, and the electronic media and communication of their temptations easily distract from the learning of young people. In work it is shown, that the performance of pupils and students gets worse the more time they spend on communication and entertainment, using the electronic means of communication.

Key words: spirituality, academic achievement, school, institute, communication, internet, communication.

 

 

*Московский государственный университет инженерной экологии (МГУИЭ)

**Гимназия №201, г. Москва

Поступила в редакцию 21.03.2011.