Математическая морфология.
Электронный математический и
медико-биологический журнал. - Т. 10. -
Вып. 3. - 2011. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-31-html/TITL-31.htm
УДК
621.391.161
АППАРАТОВ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫМИ
УСТРОЙСТВАМИ
Ó 2011 г.
Соловьев В. А., Купреев А. В., Жендарев М. В., Якименко И. В.
В статье рассмотрены методика эксперимента и
модели излучения беспилотного летательного аппарата, которые могут быть
использованы в дальнейшем для оценки ожидаемой дальности ОЭУ, работающего в
инфракрасном диапазоне волн.
Ключевые слова:
оптико-электронные устройства, беспилотные летательные аппараты.
Основу любой информационной
системы наблюдения за воздушным движением составляют радиолокационные станции,
обеспечивающие обнаружение и измерение координат воздушных целей. Однако
радиолокационные станции представляют собой достаточно сложные и громоздкие
устройства, работа которых небезопасна для обслуживающего персонала и окружающего
населения.
В качестве альтернативы
радиолокационным станциям или пока в качестве дублирующих средств в настоящее
время используются приборы оптического диапазона, в том числе и оптико-электронные
устройства (ОЭУ) инфракрасного диапазона волн, работающие в пассивном режиме,
т. е. без излучения электромагнитной энергии в пространство. По дальности действия
такие устройства уступают радиолокационным, зато позволяют получить выигрыш в
стоимости и скрытности работы и безопасности.
Последнее десятилетие наряду
с традиционными пилотируемыми летательными
аппаратами широко внедряются в практику беспилотные летательные аппараты
(БПЛА), которые могут привлекаться как для ведения воздушной разведки
местности, наблюдения за объектами, дистанционного мониторинга природных
ресурсов, так и в военных целях. Их
характерными особенностями являются: малые размеры, малая мощность двигательной
установки, применение при их изготовлении композитных материалов. Это делает
обнаружение БПЛА с помощью радиолокационных станций практически невозможным.
Оценить возможности обнаружения БПЛА с помощью ОЭУ инфракрасного диапазона волн
пока не возможно по причине отсутствия каких либо сведений о характеристиках
собственного излучения таких воздушных целей. В связи с этим возникает необходимость
в проведении работ, связанных с экспериментальным определением силы излучения
беспилотных летательных аппаратов в полете и оценка возможности их обнаружения
с помощью ОЭУ инфракрасного диапазона волн.
Одним из возможных путей
решения задачи обнаружения воздушных целей с помощью ОЭУ является использование
тепловизоров. Их принцип действия основан на том, что лучистый поток,
создаваемый наблюдаемыми объектами, фокусируется с помощью оптической системы
(объектива) на светочувствительную матрицу приемников лучистой энергии (либо линейную,
либо прямоугольную).
Сигналы с выходов элементов
светочувствительной матрицы подвергаются соответствующей обработке, переводятся
в цифровую форму и отображаются на экране монитора в виде яркостных отметок. В
результате удается получить на экране монитора видимое изображение наблюдаемых
объектов на фоне местности.
Имеющиеся в настоящее время
тепловизоры выпускаются, в основном, зарубежными производителями. Их основные
характеристики приведены в таблице 1 [1], а внешний вид некоторых из них на
рисунке 1.
К характерным особенностям
современных тепловизоров относится то, что почти все они работают в диапазоне
длин волн 8–14 мкм, имеют малые габариты и массу (1,3–3 кг), высокое пространственное
разрешение, составляющее 0,33–2,5 миллирадиан (1,1–8,25 угловых минут), просты
и удобны в использовании. По данным, приведенным в [1], дальность обнаружения с
помощью современных тепловизоров составляет: человека – 1,9 км; автомобиля – 3
км; самолета – 7,7 км.
а б
в
Рисунок 1 –
Тепловизоры: а – IR913; б – IR510; в – ТН5102
В то же время все они имеют
малое поле зрения, что приводит к необходимости ручного сканирования
пространства при поиске воздушных целей (так же как и при использовании
бинокля) вместо регулярного обзора пространства.
Одной из отечественных
разработок инфракрасных средств обнаружения является оптико-электронная станция
«Феникс» [2]. Она позволяет осуществлять круговой обзор пространства и
обнаруживать самолеты на дальностях до 15 км. В то же время это устройство
достаточно громоздко (может перевозиться на бронетранспортере либо на грузовом
автомобиле), что затрудняет его размещение на боевых машинах ЗРК малой
дальности.
Таким образом, в
складывающейся ситуации возникает необходимость разработки альтернативных ОЭУ
инфракрасного диапазона волн, способных осуществлять в пассивном режиме
регулярный обзор пространства и производить своевременное обнаружение воздушных
целей.
При проектировании
оптико-электронных обнаружителей возникает потребность в информации о
количественных характеристиках излучения типовых воздушных целей в инфракрасном
диапазоне волн при различных условиях полета, а также о характеристиках излучения
облачного неба, на фоне которого цели наблюдаются. Если характеристики излучения
неба уже ранее исследовались как теоретически, так и экспериментально [3], то характеристики
излучения целей в полете пока не достаточно изучены. В работе [4] сделана
попытка получения данных об излучении двух типов самолетов: Як-52 и Ил-76.
В последнее время широкое
применение находят беспилотные летательные аппараты (БПЛА), которые несут на
себе, в зависимости от назначения, либо разведывательную аппаратуру, либо
ретранслятор, либо аппаратуру постановки помех [5]. По существу они представляют
собой радиоуправляемые аэромодели с геометрическими размерами в несколько
метров (1–5 м), выполненные из композитных материалов. По этой причине их
эффективная поверхность рассеяния чрезвычайно мала, что вызывает затруднения в
их обнаружении с помощью радиолокационных средств. Вместе с тем они могут быть
обнаружены с помощью ОЭУ инфракрасного диапазона.
Для выполнения исследований,
указанных выше, основные усилия были сосредоточены на решении следующих задач:
изучении разработанных ранее
методик проведения экспериментальных исследований энергетической яркости
излучения и силы излучения самолетов;
изучении методики обработки результатов натурных
измерений и при необходимости внесении в неё доработок;
проведении натурных
измерений яркостей излучения БПЛА в полете;
проведении моделирования процесса обнаружения нового
типа воздушной цели – беспилотного летательного аппарата и построении ожидаемой
зоны её обнаружения инфракрасным обнаружителем с заданными параметрами.
Для решения задач разработки
перспективных оптико-электронных обнаружителей инфракрасного диапазона волн,
работающих в пассивном режиме, необходимо обосновывать выбор: оптической
системы, приёмника лучистой энергии, способа обработки сигналов и т. д. При
этом следует учитывать ожидаемые типы воздушных целей, их траектории полетов,
поскольку от этих факторов зависит энергетическая яркость собственных излучений
летательных аппаратов. Кроме того, необходимо учитывать и характеристики излучения
облачного неба, на фоне которого воздушные цели будут наблюдаться, т. е. оптические
помехи естественного происхождения.
Поскольку факторов, влияющих
на процесс обнаружения целей в пассивном режиме, много, целесообразно в ходе проектирования
провести имитационное математическое моделирование процесса обнаружения БПЛА
разрабатываемым обнаружителем при различных условиях полёта цели и метеорологических
ситуациях.
Для проведения имитационного
моделирования процесса обнаружения воздушной цели необходимо иметь в распоряжении,
наряду с пространственным распределением фоновых излучений неба, зависимость
энергетической яркости летательного аппарата в полете от углов его визирования
относительно точки наблюдения, т. е. математическую модель излучения.
Математические модели
излучения фонов облачного неба ранее были получены при проведении
экспериментальных исследований [7]. В то же время данные об излучении воздушных
целей пока ограничены. В ряде доступных литературных источников такая информация
имеется. В частности, в работах [6, 7, 8] приводятся данные об излучении самолетов:
“Боинг-707”, “Дуглас В-66”, “F-104” в
диапазоне длин волн 3,2–4,8 мкм, обусловленном излучением двигательной установки,
которые получены расчетным путем на основании информации о распределении
температур на выходе из сопла реактивного двигателя и в прилегающем
пространстве.
Приводятся также данные об
излучении обшивки самолетов “Х-15”, “ХВ-70А”, “Конкорд”, “Боинг-737” за счет
аэродинамического нагрева (в диапазоне 8–13 мкм) [7, 9]. При этом указываются
расчетные данные и отдельные результаты натурных измерений яркостей, но
отсутствуют сведения о пространственном распределении излучения, что не позволяет
построить индикатрисы излучения самолетов.
В [9] приводятся расчетные
индикатрисы излучения самолета “С-47” с двумя поршневыми двигателями в
диапазоне 4,2–4,8 мкм, из которых следует, что энергетическая яркость таких
самолетов существенно меньше, чем у реактивных и турбореактивных.
Из анализа информации,
приведенной в доступных литературных источниках, можно судить о том, что в
настоящее время имеются сведения об излучении самолетов в инфракрасном участке
спектра, но они ограничены и представляют собой интегральные оценки по соответствующим
участкам спектра, что затрудняет их использование при рассмотрении конкретного
ОЭУ, работающего в ограниченном диапазоне длин волн. К тому же каждый тип самолета имеет свои характеристики излучения.
В силу перечисленных выше причин имеющаяся в настоящее время информация об
излучении самолетов не может быть использована для проведения математического
моделирования излучения цели в полете с требуемой достоверностью, что, в свою
очередь, не позволяет получить достоверные характеристики обнаружения. Она
может быть использована в качестве оценочной. По этой причине возникает
необходимость в проведении экспериментальных исследований собственных излучений
типовых целей в интересах построения математических моделей, описывающих поведение
энергетических яркостей самолета в зависимости от дальности, метеорологических
условий и ориентации самолета относительно точки наблюдения. Для выполнения
таких исследований потребовалось разработать методику проведения натурных
измерений и соответствующие аппаратные средства.
Таблица 1.1 – Технические
характеристики современных тепловизоров
Параметр |
Образцы тепловизоров |
||||||
IR913 |
IR920 |
IR510, IR512 |
ТН5102 |
ТН7102 |
ТН3 |
ТН-4604МП-100 |
|
Спектральный диапазон, мкм |
8–14 |
8–14 |
8–14 |
8–12 |
7,5–14 |
8–13 |
8–14 |
Поле зрения, град |
17×12 |
40×30 |
9×6,8 8×6 |
21,5×21,5 |
29×22 |
– |
9×7 |
Пространственное разрешение, милирад. |
1 |
2,25 |
0,5–0,6 |
1,5 |
0,33 |
– |
1 |
Габаритные размеры, мм |
164×90×98 |
146×84×82 |
220×108×103 |
198×98×235 |
97×110×169 |
110×116×430 |
290×150×130 |
Вес, кг |
1,5 |
1,5 |
1,8 2,0 |
3,8 |
1,69 |
3,5 |
2,7 |
Приемник лучистой энергии |
320×240 не охлажд. |
320×240 не охлажд |
320×240 не охлажд |
HgCdTe охлажд. |
320×240 не охлажд |
– |
320×240 не охлажд |
Дальность обнаружения, м |
– |
человека - 250 машины- 1000 |
человека -1200 |
– |
– |
– |
самолета - 7700 |
Температурное разрешение, оС |
0,08 |
– |
0,1 |
0,03 |
0,08 |
0,15 |
0,1 |
В качестве аппаратных
средств использован мобильный измерительно-вычислительный комплекс (рисунок 2),
обладающий следующими характеристиками:
·
ширина
поля зрения радиометра: 2525 минут дуги;
·
рабочие
спектральные диапазоны: 2,6–4,2 и 8–13 мкм;
·
пороговая
чувствительность по энергетической яркости:
для диапазона 2,6–4,2
мкм: 1,98·10-6 Вт·см-2·ср-1;
для диапазона 8–13 мкм: 9,09·10-6 Вт·см-2·ср-1;
·
погрешность
измерения энергетических яркостей:
для диапазона 2,6–4,2 мкм;
8,4 %;
для диапазона 8–13 мкм: 9,2
%;
·
сектор
сканирования:
по азимуту: ±350º; по
углу места: 0–70º;
·
диапазон
измеряемых расстояний: от 150 до 10 000 м.
Рисунок 2 – Мобильный
измерительно-вычислительный комплекс:
1 – штатив, 2 – вертикальный
шток, 3 – горизонтальная платформа, 4 – вертикальная опора, 5 – качающаяся
часть, 6 – радиометр, 7 – датчик азимута,
8 – датчик угла места, 9 – ЭВМ, 10 –
блок усилителей, 11 – оптический визир,
12 – юстировочное устройство, 13 – лазерный бинокль-дальномер
ЛДИ-3-1, 14 – модуль АЦП/ЦАП Е14-440
Рисунок 3 – Внешний вид
мобильного измерительно-вычислительного комплекса
В процессе проведения
измерений излучения самолета оператор в ручном режиме сопровождает воздушную
цель, совмещая перекрестие оптического визира комплекса с целью. При этом в
поле зрения радиометра попадает как сама воздушная цель, так и участок облачного
неба (фон), ограниченный диаметром пятна (рисунок 4). По этой
причине на каждом выходе радиометра будет регистрироваться сигнал,
соответствующий как излучению самолета, так и излучению фона, т. е. энергетическая
яркость смеси излучения фона и цели . Для выделения полезного сигнала, т. е. сигнала цели,
необходимо из суммарного сигнала произвести вычитание сигнала, соответствующего
энергетической яркости фона.
Рисунок 4 – Перекрытие целью
поля зрения радиометра
Параметры текущего фонового
излучения неба определяются сразу же после проведения измерений яркости цели по
методике, изложенной в [3], с помощью того же мобильного ИВК, поэтому фоновое
излучение можно рассчитать с учетом коэффициента перекрытия
целью поля зрения радиометра
, (1)
где – площадь пятна,
образуемого полем зрения радиометра на дальности
– площадь проекции
самолета на картинную плоскость, перпендикулярную направлению визирования цели.
В этом случае энергетическая
яркость фона в поле зрения радиометра рассчитывается по
формуле
, (2)
где – энергетическая
яркость текущего фона (при отсутствии цели) при заданном виде облачности и
угловых координатах и , определяемая с помощью математической модели излучения
фона, полученной на основании результатов измерений сразу же после пролета
цели.
Теперь при известной фоновой
составляющей излучения можно по результатам измерений определить энергетическую
яркость цели
. (3)
По найденной величине
энергетической яркости исследуемой цели затем вычисляется её сила излучения по
формуле
. (4)
Для того чтобы реализовать
процедуру вычислений по формулам (1 – 4), необходимо определить коэффициент
перекрытия фона целью при различных углах ее визирования, что в свою очередь
требует нахождения площади проекции воздушной цели на картинную плоскость , перпендикулярную линии визирования цели как функции угловых
координат и . Решение этой задачи применительно к БПЛА осуществлялось
путем фотографирования летательного аппарата при различных ракурсах (рисунок 5)
и вычисления его площади проекции после обработки снимка (рисунок 6).
Рисунок 5 – Беспилотный
летательный аппарат на поворотном устройстве
Рисунок 6 – Обработанный
снимок БПЛА, подготовленный для вычисления
площади его проекции на
картинную плоскость
Натурные измерения
характеристик излучения беспилотного летательного аппарата «Сэмэль-006»
проводились 27 октября 2010 года в районе аэродрома «Южный» (г. Смоленск).
Объектом исследований был БПЛА «Сэмэль-006»,
который совершали полеты по «коробочке» вдоль взлетно-посадочной полосы,
как на встречных, так и на догонных курсах относительно точки наблюдения. В
ряде залетов полеты выполнялись на постоянной высоте (150–1600 м) и несколько
пролетов проводились с набором высоты и со снижением, что позволяло проводить
измерения при полетах на курсовых углах, близких к 0 или 180º. Измерения проводились с помощью мобильного
измерительно-вычислительного комплекса, описанного выше.
При каждом пролете БПЛА мимо
измерительно-вычислительного комплекса производилось его сопровождение осью
радиометра в течение 40 секунд, а регистрация измеряемых энергетических
яркостей в диапазонах 2,6–4,2 и 8–13
мкм, азимута и угла места осуществлялась автоматически с помощью ЭВМ с
дискретностью 0,0009 с, что позволяло проводить наблюдение на всем участке
прямолинейного полета. Одновременно производилось измерение горизонтальной
дальности до БПЛА с помощью аппаратуры GPS, установленной на аппарате и на
пункте управления, в фиксированные моменты времени с помощью лазерного
дальномера определялась наклонная дальность.
Всего было проведено 11 залетов
БПЛА.
После проведения измерений в
каждых 5 залетах БПЛА проводилось определение яркости фона облачного неба в
секторе, где наблюдались пролеты с помощью радиометра комплекса. Для этого
выполнялось сканирование пространства осью радиометра в секторе 100º по
азимуту при углах места: 0, 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40º. Все измерения
проводились при слоистой облачности 7–9
баллов, когда небо затянуто практически сплошной серой пеленой, т. е. фон
облачности был равномерным. В процессе исследований регистрировались также
температура воздуха, атмосферное давление, относительная влажность с помощью
портативной метеостанции.
Зарегистрированные
результаты натурных измерений в дальнейшем были подвергнуты обработке в
соответствии с процедурами (1–4). В результате были получены модели излучения
БПЛА, как функции зависимостей силы излучения от углов визирования летательного
аппарата (рисунки 7 и 8).
Рисунок 7 – Модель
пространственного распределения силы излучения
БПЛА «Сэмэль-006»в диапазоне
волн 8–13 мкм
Рисунок 8 – Модель
пространственного распределения силы излучения
БПЛА «Сэмэль-006» в
диапазоне волн 2,6–4,2 мкм
Числовые значения на
графиках приведены в Вт·ср-1·104.
Полученные на основании
экспериментальных данных модели излучения беспилотного летательного аппарата
могут быть использованы в дальнейшем для оценки ожидаемой дальности обнаружения
такой воздушной цели ОЭУ, работающего в инфракрасном диапазоне волн.
Погрешность моделей не превышает 10 % от оцениваемой величины силы излучения
БПЛА. Наибольшие погрешности наблюдаются при визировании цели на встречном и догонном
курсе при курсовом параметре, близком к 0 и малых углах места (1–2°). В остальных
случаях среднеквадратическая ошибка в определении силы излучения оказывается
меньше 10 %.
1. Тарасов В.
В., Якушенков Ю. Г. Инфракрасные системы «смотрящего» типа. М.; «Логос», 2004,
452 с.
2. Сайт: http://www.diagnost.ru/index.htm
3. Алленов А. М. и др.
Стохастическая структура излучения облачности. С-Пб, Гидрометеоиздат, 2000, 178 с.
4. Соловьев В. А. и др.
Экспериментальное исследование характеристик инфракрасного излучения самолетов
в полете. Смоленск, ВА ВПВО ВС РФ, 2009, 86 с.
5. Сайт: http://www.zala.aero/ru/news/1297768565.htp.
6. Хадсон Р. Инфракрасные
системы. М., Мир, 1972, – 534 с.
7. Криксунов Л. З.
Справочник по основам инфракрасной техники. Изд. Сов. радио, 1978. – 300 с.
8. Сафронов Ю. П., Эльман Р.
И. Инфракрасные распознающие устройства. М.; Воениздат, 1964. – 464 с.
9. Лазарев Л. П.
Инфракрасные и световые приборы самонаведения и наведения летательных
аппаратов. М.; Машиностроение, 1966. – 388 с.
DETECTION PROBLEMS PILOTLESS
FLYING MACHINES
OPTIKO-ELECTRONIC DEVICES
In article the technique of experiment and
model of radiation of a pilotless flying machine which can be used further for
an estimation of the expected range.
Key words: Optiko-electronic devices, pilotless
flying machines.
Военная академия войсковой ПВО Вооруженных
Сил Российской Федерации
имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского
(ВА ВПВО ВС РФ)
Поступила в редакцию
20.09.2011.