УДК 159.9. 612.821; 159.942.33 

 

Метод  описания модели текста "от руки" с точки зрения психомоторных свойств

П. В. Зуй1

Научный руководитель – доц. Н. В. Кузина2

Смоленская государственная медицинская академия2

Федеральная служба гос. статистики по Смоленской области1

 

Резюме: Описывается вариант авторской методики анализа психофизиологической компоненты текста от руки, объединяющий подход в текстологии, психофизиологии, графологии с возможностью стат. обработки.

Ключевые слова: психомоторика, письменный текст, статистика.

 

MODEL DESCRIPTION OF THE METHOD OF TEXT "by hand" in terms of Psychomotor PROPERTIES

 

P.V.Zuy 1

Supervisor - аssoc. N.V.Kuzina 2

Smolensk state medical academy 1

Federal service of state  statistics for the Smolensk region 1

 

Summary: Describes the author's version of the analysis technique of psychophysiological components of the text by hand, unifying approach to textual criticism, psychophysiology, graphology with the possibility of stat. treatment.

Keywords: psychomotility, written text, statistics.

 

Для диагностики психофизиологического состояния респондента может быть использован письменный текст, отличающийся от устного наличием моторного компонента (руки) как опосредующего элемента между интрапсихическими процессами (психикой, мыслью) и выведенным вне результатом. Письменная речь показывает особенности протекания процессов возбуждения и торможения в нервной системе через отображение их в моторных реакциях (тип почерка, соблюдение полей, динамика пробелов, описки, переносы, расположение строк, межстрочных интервалов, отступы красной строки).

Цель: выявить основные параметры психомоторной организации речи, которые могут служить маркерами психологического профиля, эмоционального, физического состояния, изменений в течение дня, в условиях учебной и эмоциональной нагрузки.

Материал: написанные от руки тексты студентов 1-2 курсов СГМА (240 экз.), собранные за 2010-2012 гг. при ограничении во времени (15 минут), в аудиторное время до и после занятия (начало, середина, конец дня), в стандартных условиях (сидя, лист бумаги А4, шариковая ручка), без правки, после установки: «Каждый из нас состоит из историй, описаний событий, 2-3-4 из которых определили жизнь. Так формируется личный миф. Истории бывают радостные и печальные. Их рассказывают друзьям, детям. Такие моменты вспоминает в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» князь Андрей Болконский, проезжая мимо дуба в Отрадном, и  на поле Аустерлица. О таких историях пишет Жан Жак Руссо в «Исповеди». Например, в детстве у матери Руссо был костяной инкрустированный золотом гребень для волос, его нашли треснувшим. Обвинили мальчика и служанку. Доказать невиновность было невозможно. И спустя сорок лет Жан Жак Руссо, реализовавший себя как революционер, борец с социальным укладом (не повлияли ли детские впечатления на выбор пути?) пишет о том, что он не ломал гребень: скорее всего, гребень треснул, лежа у огня на плите».

Методы. В 30-е годы XX века была разработана и положена в дальнейшем в основу детекции лжи сопряженная психомоторная методика А.Р.Лурии (моторика руки меняется в зависимости от эмоционального значения стимула). Развита техника графологической экспертизы (С.Алесковский, Л.Дрыгваль, И. Гольдберг). Основные признаки при экспертизе: размер букв, наклон, направление, размашистость почерка, нажим, соединение-отдаленность слов и букв и др. Методы анализа почерка разработаны в литературоведческих дисциплинах, текстологии (например, при изучении почерка А. Пушкина, Л. Толстого, М. Шолохова). Необходимы интегративные, точные системные коэффициенты, числовые данные, которые помогли бы достоверно описывать текст.

Нами начата разработка авторской методики. Объединен подход в текстологии, психофизиологии, графологии с возможностью стат. обработки.

Для выявления психомоторной компоненты учитываются:

1) количество слов в тексте (продуктивность, скорость психических процессов в единицу времени в ситуации напряжения),

2) количество предложений в тексте (способность к переключению тем, длительность фиксации темы, усложненность мысли, застревание),

3) количество строк (как критерий размашистости почерка),

4) количество переносов (случаи как повышения осознанности, так и психоэмоционального напряжения),

5) количество зачеркиваний в тексте (случаи волнения),

6) общее количество знаков препинания (критерий осознанности),

7) тема текста (связь указанных выше данных с психоэмоциональным фоном темы),

8) время дня.

Данные о респонденте шифруются: имя, моб. телефон, год рождения.

Предварительные результаты обработки 26 текстов: кол-во слов (при наличии в общем корпусе случаев отказа – т.е. алекситимии) – от 30 до 376 (в среднем – 168), количество предложений – от 2 до 28 (среднее – 10, 7), строк – от 4 до 40 (среднее - 23), зачеркиваний - от 0 до 7 (среднее -  1,7), переносов – от 0 до 20 (среднее – 3), знаков препинания – от 60 до 6 (среднее - 26). Из обработанных текстов по темам (ранги по частоте): 1) влюбленность (10), 2) проблемные взаимоотношения (4), 3) выбор профессии (3), 4) животные (2), 5) смерть человека, неприятная истории с другими людьми, о себе, размышление о жизни, размышление на общественные темы, учеба, праздник (1). Преобладали тексты, собранные в утренние часы (8-10). Проводится стат. обработка в Microsoft Excel 11. Есть опыт комплексной характеристики семантических, тематических, нарративных особенностей указанных текстов [1, 2].

 

Список литературы:

1.    Михайлова Е.И. О психологических лингвистических типах по результатам анализа письменных текстов студентов первых – вторых курсов СГМА  // Вестник РГМУ. Спецвыпуск. № 1. VI Международная Пироговская научная медицинская конференция студентов и молодых ученых. Москва, 24 марта 2011г.-С.163-164.

2.    Михайлова Е.И. Нарратология на службе у психотерапии // Вестник Смоленской медицинской академии. Спецвыпуск. 1920 – 2011. – 2011, С. 38-39.