Математическая морфология.
Электронный математический и
медико-биологический журнал. - Т. 12. -
Вып. 2. - 2013. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-38-html/TITL-38.htm
«Русские
Атлантиды» XX
века
(Полная версия)
Ó 2013 г. Глотов В. А.,
Литвинов А. В.
Из оперы П. Н. Триодина « Князь Серебряный»
В истории
Смоленской государственной медицинской академии есть много удивительных,
совершенно уникальных и малоизвестных страниц. Эти материалы посвящены
выдающемуся русскому советскому композитору Петру Николаевичу Триодину - врачу,
анатому, эпидемиологу, организатору медицинского факультета и Анатомического
института Смоленского государственного университета имени Октябрьской революции
(ныне Смоленская государственная медицинская академия и кафедра анатомии
человека).
Основные сочинения П. Н.
Триодина
1910 г. –
Симфония №1 F-dur
1919 г. – «Праздничная увертюра», произведение для
симфонического оркестра.
1920 г. – Симфония №2
1921-1922 г. – Опера «Князь Серебряный», Либретто
– С. П. Чернов
1922 г. - Концерт для фортепьяно с оркестром
1924-1925 гг.
– Опера «Степан Разин». Либретто – П. Н. Триодин
1934 г. – «Элегия», романс.
1935 г. – Музыка к кинофильму «И. П. Павлов».
1935 г. – «Песня о канале», произведение для хора.
1937 г. – Увертюра «Ладушки», произведение для
оркестра народных инструментов.
1938 г. - Музыка к пьесе Давыдовского «Кому на Руси
жить хорошо».
1944 г. -
«Два сокола», произведение для хора.
1945-1950 г. – Опера «Иван Грозный» (не окончена).
1946 г. – Сюита «Картины из русских сказок».
1946 г. – «Вдоль по Питерской», произведение для
оркестра народных инструментов.
1947 г. - Фантазия «Партизаны».
1947 г. – «Ленин», произведение для хора.
1949 г. – Триодин П. Н. Детские музыкальные загадки
для голоса с фортепиано. Слова: Д. И. Седых. Издательство Академии
Педагогических Наук РСФСР, 1949 г., Москва.
1910-1950 гг. – Обработки русских народных песен, пьесы, романсы, песни, вальсы (более 100 произведений для Русского народного оркестра им. Н. П. Осипова).
Штрихи к биографии П. Н. Триодина [1, 2]
Петр
Николаевич Триодин родился 15 марта 1887 года в Санкт-Петербурге в семье
священника. Его отец, Николай Васильевич Триодин, служил при церкви на
Смоленском кладбище и был широко образованным человеком: владел семью иностранными
языками, увлекался музыкой и пением (умер в 1938 г.). Мать, Мария Ивановна
(девичья фамилия неизвестна) [3], происходила из старинного литовского
княжеского рода, была отличной пианисткой. Она передала сыну свою любовь к музыке
Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана, сочинения которых он уже хорошо знал в
возрасте 6-7 лет. Мать, видя тягу сына к музыке, научила его игре на рояле,
познакомила с основами теории музыки. В девять лет он написал музыку к
стихотворению А. С. Пушкина «Эхо», сочинял романсы, песни и пьесы для
фортепиано.
После
окончания 8-й Петербургской гимназии П. Н. Триодин поступает на биологическое
отделение Санкт-Петербургского университета. Одновременно, пользуясь знакомствами
матери в музыкантской среде, он берет уроки музыки у преподавателя придворной
певческой капеллы И. А. Вишневского,
позднее у директора капеллы Н. Ф. Соловьева. С января 1907 года, по
рекомендации Н. Ф. Соловьева, с ним начинает заниматься композицией знаменитый
композитор А. К. Глазунов. Занятия композицией продолжаются два года. Глазунов
оценил композиторский дар у молодого Триодина, был к нему очень требователен и
строг, заставляя его помногу раз переделывать партитуры. Глазунов настойчиво
советовал Триодину бросить университет и поступить в консерваторию.
Отец П.
Н. Триодина категорически был против этого. Дело в том, что сестра Триодина,
Александра, стала артисткой вопреки воле отца, она была ученицей знаменитого певца
И. В. Тартаковского и выступала под псевдонимом Смоленская на оперной сцене. Между
отцом и сыном обострились отношения. Триодин уходит с 4-го курса университета,
уезжает в Юрьев (Дерпт, ныне Тарту) и поступает на медицинский факультет. Там
он вместе с другими студентами организует студенческий хор, симфонический
оркестр, кружок любителей русской музыки. Он продолжает заниматься
композиторской деятельностью. Пишет романсы, хоровые произведения, оркестровые
пьесы. 10 мая 1910 года оркестр эстонского театра «Вайнемуйне» впервые и с
большим успехом исполняет его 1-ю симфонию
F-dur.
В 1912
году П. Н. Триодин получает диплом врача, но вскоре за участие в политической
демонстрации протеста по поводу Ленского расстрела высылается на три года под
надзор полиции в Вологодскую губернию в село Бакшеево, расположенное в 120
верстах от железной дороги.
В 1914
году начинается Первая Мировая война. Триодин направляется на Западный фронт в
качестве военного врача. В этот период он начинает заниматься научной работой,
в «Русском враче» появляется несколько публикаций посвященных изучению особенностей
течения тифа у вакцинированных и не вакцинированных больных, картины крови при
траншейной лихорадке [4, 5].
Военный врач П. Н. Триодин
(ок. 1916 г., Западный
фронт)
(Публикуется
впервые)
Военный врач П. Н. Триодин
(сидит в центре, ок. 1916 г., Западный фронт)
(Публикуется впервые)
Военный врач П. Н. Триодин, сестра милосердия О. А. Гурко-Ромейко (сидят в 1-м ряду, слева, ок. 1916 г., Западный фронт)
(Публикуется впервые)
На
фронте П. Н. Триодин встречает свою будущую жену: Ольгу Александровну Гурко-Ромейку
(11.07.1894. – 15.08.1960) – сестру милосердия в период с 1914 по 1918 гг.)
[3]. Обстоятельства их знакомства на войне не известны. В 1919 году они, уже
будучи мужем и женой, приезжают в Смоленск на родину Ольги Александровны.
Очень интересна семья Ольги
Александровны. Она происходит из древнего белорусского шляхетского рода
Гурко-Ромейки, родоначальник которого Гурко (Гурий) Олехнович Ромейко в 1539 г.
был наместником смоленским в Витебском воеводстве Великого княжества Литовского
[3]. Отец Ольги Александровны,
Александр Александрович (25.08.1859 – 1904) имел имение (около 725 десятин) в
селе Рай, расположенном недалеко от Смоленска. Он был юристом. В 1900 году был
земским начальником в Смоленском уезде и много сделал для развития просвещения
и здравоохранения в Смоленском уезде [3]. Мать Ольги Александровны - Мария
Гедда (1(14).12.1870 – 1919), дочь сенатора Михаила Федоровича Гедда и
Елизаветы Николаевны Шредер, сестры скульптора И. Н. Шредера, соавтора
памятника «Тысячелетию России» в Новгороде, была директором женской гимназии в
Смоленске.
В Смоленске П. Н. Триодин в
связи с Польской компанией вступает в Красную армию и работает врачом Санитарного управления Западного фронта.
П. Н. Триодин – врач
Санитарного управления Западного фронта
(1919 г.)
В это время в Смоленске по указу В. И. Ленина организуется Смоленский
государственный университет имени Октябрьской революции. Петр Николаевич Триодин
становится одним из организаторов медицинского факультета этого университета,
участвует в организации Анатомического института (ныне кафедры анатомии
человека Смоленской государственной медицинской академии) где с 1920 по 1923
гг. работает ассистентом [1].
П. Н. Триодин на занятии в
Анатомическом институте Смоленского государственного университета имени Октябрьской
революции
(Публикуется
впервые)
Страничка из Зачетной книжки
студентки медицинского факультета О. А. Триодиной. Запись: «Практические работы
на трупе по миологии и синдесмологии. 19.03.1921 г. Зачтено пять препаратов.
Подпись – П. Триодин.
(Публикуется впервые)
Одновременно П. Н. Триодин
продолжает увлеченно заниматься музыкой, заводит знакомства с местными профессиональными
музыкантами (Ю. Н. Бологовской-Сабуровой, пианистом Д. Бер – внучатым
племянником Ф. И. Глинки, сестрами Эсфирь и Раисой Гершевич [6]) и любителями
музыки. Вместе с ними он организует Смоленский оперный театр и большой
симфонический оркестр. Пишет музыку.
8 марта 1922 года в
Смоленске впервые исполняется, созданная им, 2-я симфония. Симфоническим
оркестром управлял А. И. Юрасовский.
30 марта 1922 года пианистка Е. Н. Авланти в сопровождении оркестра
под управлением Г. Г. Шейдлера исполняет фортепианный концерт, праздничную
увертюру и ряд других произведений П. Н. Триодина.
С успехом проходят авторские
концерты П. Н. Триодина. В программу этих концертов входили фрагменты 1-й
симфонии F-dur, Концерт для рояля,
симфоническая поэма «Демон», романсы. В этих концертах он выступал как дирижер
и аккомпаниатор.
6 марта 1922 года в Оперном
театре состоялось первое представление в концертном исполнении первой советской
оперы «Князь Серебряный», написанной Триодиным в Смоленске по мотивам
одноименной исторической повести А. К. Толстого [8-10]. Либретто для этой оперы
написал смоленский врач-акушер С. П. Чернов. Смоленская публика назвала оперу
«медицинской».
Как, скажите мне про это,
К нам «Серебряный» попал?
Акушер – писал либретто,
Доктор – музыку писал.
В. А. Гиляровский (Дядя
Гиляй)
Запись сделана на книге,
подаренной автором П. Н. Триодину.
В
конце 1922 года П. Н. Триодин выехал в Москву для работы над постановкой оперы
[1].
7 декабря 1923 года опера
«Князь Серебряный» была поставлена на сцене театра С. И. Зимина в Москве и
выдержала 63 представления. Это была первая опера, написанная в Советской
России.
В
конце 1924 года П. Н. Триодин приступил к созданию оперы «Степан Разин». 20
декабря 1925 года состоялось ее первое представление на сцене филиала Большого
театра. Опера шла в течение года и выдержала 16 представлений
В 1927 году П. Н. Триодин оставляет службу в Военно-санитарном управлении. С началом строительства 15 марта 1927 г. Днепроргэса возникла необходимость в санитарно-противоэпидемической работе среди днепростроевцев. Для этих целей в декабре 1927 г. был организован медико-санитарный отдел при управлении Днепростроя. При медико-санитарном отделе организовано санбюро, которое возглавил старший санитарный врач Триодин Пётр Николаевич [из рассказа В. А. Литвиненко, Украина]. Потом он работает врачом-эпидемиологом на строительстве
канала Москва-Волга, где руководит санитарной
службой, выезжает на борьбу с эпидемиями в Белоруссию, на Дальний Восток и в
Казахстан. Он продолжает заниматься музыкой, собирает и обрабатывает народные
песни, пишет пьесы для фортепиано, руководит художественной самодеятельностью,
организует хоры и оркестры.
Семья П. Н. Триодина (конец
20-х):
О. А. Триодина, П. Н.
Триодин, дочь - Татьяна и сын – Лев.
(Публикуется впервые)
У П.
Н. Триодина обнаруживают туберкулез. Не смотря на болезнь, он продолжает
заниматься творческой деятельностью – пишет музыку к веселой пьесе Давыдовского
«Кому на Руси жить хорошо» (1938), к кинофильму «Академик Павлов» (1939),
делает новую инструментовку оперы «Князь Серебряный», сочиняет четыре вальса.
В 1941
г. в первые дни войны кандидат медицинских наук П. Н. Триодин, используя свои
связи, добивается назначения в действующую армию врачом-эпидемиологом и отправки на фронт [6, 7].
«… Война сейчас поглощает и
заслоняет все. Но для нас война имеет смысл постольку, поскольку победа
обеспечивает наше счастливое будущее, громадные перспективы созидания,
творчества, расцвета сил и способности людей. Сейчас самое главное – выдержать,
во что бы то ни стало» [6, 7].
Врач-эпидемиолог, кандидат
медицинских наук П. Н. Триодин, ок. 1941.
(Публикуется впервые)
Из письма к жене (Смоленская
область, из района между Велижем и Демидовом, 1942 г.):
«В три часа ночи на 14.II
я вдвоем с бойцом-проводником пробирался в одну деревню. Было темно, холодно,
вьюга и снег по шею. Напоролись на 10-12 немецких разведчиков, залегли в сугроб
и больше часа отбивались, пока подошли на выстрелы наши лыжники и выручили нас.
Лично я выпустил больше 40 патронов. Убили мы 3 фрицев, сами же целы и невредимы…
Лично мне в этом деле достались трофеи: немецкий штык (удобно сахар колоть и
вскрывать консервы). Потери: легко ранен вещевой мешок Сквозное ранение с раздроблением мыльницы и бритвы…
Ты спрашиваешь, как я
вытягиваю свою работу? Вытягиваю помаленьку, пыжусь, сколько могу. Временами,
как, например, в эту поездку, работаю на пределе сил. Иной раз сам думаю: ну,
пропал, сдохну, не могу больше! А смотришь – и не пропал, и не сдох, и могу
дальше действовать. Ведь я же, дорогая Оля, не на бал ехал, а на войну, и знал,
что война – не игрушка, и готов был к тяжелой работе. Выручает нервный подъем и
замечательное настроение, созданное наступлением наших армий. Заставь меня в
мирное время по пузо в снегу ходить, я бы, конечно, сдох. А тут ничего: куда
люди, туда и я. А кроме того, когда после войны пойдет проверка, кто что сделал
для Родины, для своего народа, я смогу с чистой совестью сказать: сделал все,
что только было в моих силах и возможностях. Вот это сознание меня и
поддерживает, и я порой сам удивляюсь своей юной прыти. Ну а возраст остается
возрастом. На шестом десятке козлом не запрыгаешь! Вот так-то, старушуля моя».
В этой схватке с немецкими
разведчиками П. Н. Триодин получил четыре легких пулевых ранения, но остался в
строю.
«Действующая армия, 26
февраля 1942 г. Только что вернулся из трехнедельной поездки по полкам и
дивизиям с целым рядом приключений и казусов. Наша армия в наступлении. Фрицы
на 100% вшивые, у них сотни больных – экзантерматиков. Они их расстреливают, а
кого не успевают – бросают по деревням. Мы идем по пятам за ними. Наша задача не допускать заболевания в наши войска. Поэтому большую часть
дней своих провожу в разведке на передовой полосе. Условия здесь довольно
своеобразные. Сплошь фронта нет. Идет
маневр за маневром, охваты с флангов, окружения всякие, парашютные десанты в
тылах, набеги лыжников и т.п. Поэтому вовсе не редкость где-нибудь в тылу
напороться на группу немцев» [6].
27 февраля 1942 года он был
контужен и ранен осколками немецкой авиабомбы.
Из писем С. П. Чернову
(Письма П. Н. Триодина – С. П. Чернову были переданы в Смоленский
государственный музей-заповедник писателем краеведом С. М. Яковлевым в мае 1967
года [6-12]:
«…Я тебе рассказывал, что в
ночь на 14/II нарвался на немцев и провел веселые часы в
перестрелке при вьюге и 25° мороза, лежа по горло в
снегу. А 28/II, когда фриц разбомбил хату, где мы спали, меня
слегка стукнуло упавшей балкой, и прямо из постели я оказался на морозе. Теперь
каждый вечер температура 38-39°, но как-то еще не приходило
в голову, что я серьезно болен и надо лечиться. Работал еще до 22/III.
Мне еще раз не повезло, попал под 14-часовую бомбежку и опять лежал на снегу и
в дополнении к прочим прелестям схватил ишиас, который в нашей обстановке
довольно мучителен. Мало того, 18/III попал под обстрел, получил
пулю в то же правое бедро, одним словом, 44 несчастья. Эта-то пуля и заставила
меня лечь в госпиталь. А сейчас начальство отправляет меня в туберкулезный
институт, так, что, по-видимому, после лечения на фронт уже не вернусь».
Майора П. Н. Триодина
переводят на тыловую работу в Москву.
«За эти семь месяцев, что я
в Москве, совершенно забыл о музыке, не только не написал ни строчки, но даже к
роялю не подходил. Не в оправдание, а в некоторое объяснение пишу, почему так.
Сына моего Левку убили около г. Ровно в первые дни войны, брат, две сестры и
два племянника погибли в Ленинграде.
Вся семья растерялась. Сам
же я полуинвалид, если с туберкулезом лучше, то плохо с последствиями контузии.
Нога работает не совсем складно, а к этому еще и левая рука прибавилась. Без
посторонней помощи не могу шинель надеть. А приходится непрерывно ездить –
такая уже специальность у меня бродячая. А территория моя 12 областей и
республик, в которые надо ехать 4-5 суток. Поэтому я строен, как Аполлон, и
сварлив, как теща Зощенко.
Помирать, однако, не хочу,
пока Гитлера не повесят, но у меня нет уверенности, что дотяну до этого
времени».
«… Теперь, как будто, начал
поправляться. Из армии прислали мне медаль «За боевые заслуги». Ездила за мной
2 года и 5 месяцев и все-таки нашла меня. По этому поводу мы со старухой
вечером тайно усидели поллитра. По музыкальной части уже действую, и довольно
активно. Иногда даже думаю, что я всамделишный композитор, а не дилетант, «губитель
музыки». Сейчас по заказу радиокомитета работаю над кантатой «Слава героям» с
прицелом на конец войны и взятия
Берлина. Текст пишет А. Сурков, кстати, милейший парень.
Оперу «Иван Грозный» писать
не буду, хотя очень о ней мечтаю. Пока дописываю отдельные сцены, эскизы, а
всерьез возьмусь не раньше, чем война кончится. Радио меня во всех отношениях
удовлетворяет. Слушают радио миллионы людей. Где я еще найду такую аудиторию?»
1 января 1944 года:
«Уважаемый Сергей Павлович!
Поздравляю Вас и Наталью
Владимировну с Новым годом от себя, жены, Татьянки с Никиткой, а также от Татьяниной
дочки Наташки, которой 19 декабря исполнится год. На войне мы были всем семейством,
квартира моя была на замке. Кроме сына, все остались живы, но не все здоровы: я
инвалид III группы, имею 7 легких ранений, тяжелую контузию.
Пролежав долго на снегу (в 1942 г. у Велижа), получил tbc
[8]. Старушка моя демобилизовалась месяц назад, в ноябре. Татьянка с мужем
несколько раньше. Сейчас все мы уже штацкие, но живем паршиво. Я собираю
материалы для оперы «Иван Грозный». Дело находится в самой начальной стадии:
дни просиживаю в Центральной Исторической библиотеке и Историческом музее,
делаю выписки из книг и документов. Интересная эпоха! Не хотите ли по старой
памяти, заняться либретто? Привет Вам и Наталье Владимировне. Ваш Триодин» [6,
7].
В 1945 году П. Н. Триодин
вступил в Коммунистическую партию.
В послевоенные годы П. Н.
Триодин полностью отдается музыкальному творчеству. Он работает над новой
оперой «Иван Грозный». Эта работа осталась незавершенной. Пишет для оркестра
русских народных инструментов сюиту «Картинки из русских сказок» (1946),
фантазию «Партизаны» (1947), работает над обработкой своих записей народных
песен. Последним сочинением П. Н.
Триодина стал сборник «Детские музыкальные загадки» на слова поэта Д. И. Седых
(1949).
П. Н, Триодин работает над
партитурой оперы «Иван Грозный»
(Публикуется впервые)
30 октября 1950 года в
результате обострения туберкулеза Петр Николаевич Триодин умер…
Могила
П. Н. Триодина и О. А. Триодиной на Введенском кладбище
г.
Москва.
Литература
1.
Степанов
П. Ф. Исторический очерк организации и работы кафедры нормальной анатомии
Смоленского государственного медицинского института. – Смоленск, 1967. – С.
6-8. (Рукопись. Хранится в архиве кафедры анатомии человека Смоленской
государственной медицинской академии).
2.
Яковлев С. М. Смоляне в
искусстве. – М.: Московский рабочий, 1968. – С. 21-22, 24, 111-117.
3.
Нарбут
А. Н. Гурко-Ромейки. Родословные росписи. – М., 1998. – Вып. 10. – С. 3, 17-18,
21-22, 41.
4.
Триодин
П. Н. К вопросу о противотифозных прививках. 1. Сравнительная анатомия брюшным
тифом у вакцинированных и не вакцинированных больных. – Русский врач. – 1917,
16, 14, 329-333; 16/17, 373-376.
5.
Триодин
П. Н. Об изменениях картины крови при траншейной лихорадке. – Русский врач. –
1917. 16. 43-47; 566-569.
6.
Чернов
Ю. Во имя счастливого будущего. – Музыкальная жизнь. – 1968. - №9. – С. 2-3.
7.
Кадилина
Т. Щедрый талант. – Край Смоленский. – 1992. - №10. – С. 6-13.
8.
Яковлев
С. Первая советская опера. – Рабочий путь. –
14 мая 1967. - №111. – С. 3.
9.
Левитин
М. Первая советская опера. – Смоленская газета. – 1 апреля 2004 г. – С. 9.
10.
СОМ
16221. Р.: 17,5х22,5. Программа первого представления первой советской оперы
«Князь Серебряный» на сцене Смоленского оперного театра в 3.1922 г. Либретто С.
П. Чернова; музыка П. Н. Триодина.
11.
СОМ
16222. Письма П. Н. Триодина к другу С. П. Чернову.
12.
СОМ
16223. Список сюжетов для написания оперных либретто, написанный композитором
П. Н. Триодиным 2.01.1921 г. и посланный им другу С. П. Чернову.
13.
Яковлев
С. М. Петр Триодин – композитор, боец. – Рабочий путь. – 18 мая 1965.
- №115. (Портрет).
14.
Сиваков
А. Первая советская опера родилась в Смоленске: [Биография смоленского
композитора, автора первой советской оперы «Князь Серебряный» Петра Николаевича
Триодина]. //Все. – 20 ноября 1998. – С. 15.
15.
Смоленские
новости. – 12 марта 1999. - №26. – С. 2: [Биографическая справка и портрет. «В
1987 году при содействии Смоленского управления связи Министерство связи СССР
выпустило в обращение художественный маркированный конверт с портретом П. Н.
Триодина»].
16.
Смоленская
область. Энциклопедия. – Т. 1. Персоналии. – Смоленск: СГПУ, 2001. – С. 250.
17.
Глотов
В. А. Триодин
Петр Николаевич – врач-анатом, эпидемиолог,
композитор (Материалы к биографии в изложении). - Математическая
морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 6. -
Вып. 4. - 2007. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-16-html/triodin/glotov.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-16-html/TITL-16.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-16-html/cont.htm
-
Идентификационный номер – 0420700004\0051.
за предоставленные материалы, касающиеся биографии П. Н. Триодина
А. А. Цессарскому, к.б.н., старшему научному
сотруднику Института морфологии и экологии животных РАН, внуку П. Н. Триодина;
Н. А. Власенко (Цессарской), внучке П. Н. Триодина; В. В. Гараничеву, старшему
научному сотруднику Смоленского государственного музея-заповедника, хранителю
коллекции археологии; А. В. Тихоновой, научному сотруднику Смоленского
государственного музея-заповедника; Л. В. Захаренковой, заведующей
этнографическим музеем «Смоленский лен»; А. В. Свешникову, к.м.н., старшему
научному сотруднику Института мозга РАМН; А. И. Клыкову, к.м.н., старшему
преподавателю Смоленской государственной медицинской академии; С. В. Нагорной, заведующей музеем Смоленской
государственной медицинской академии; М. С. Золотаревой, члену Союза
Архитекторов РФ; Г. Е. Казаченко, инженеру.
Глотов Владимир Александрович, профессор
кафедры анатомии человека
Литвинов Александр Васильевич, профессор
кафедры терапии
ГБОУ ВПО «Смоленская государственная
медицинская академия»
Минздрава России, г. Смоленск, Россия
Поступила в редакцию 26.05.2013.