Математическая морфология.
Электронный математический и
медико-биологический журнал. - Т. 12. -
Вып. 2. - 2013. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-38-html/TITL-38.htm
УДК
796.015
ВОПРОСЫ
СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ó
2013 г. Кругликов Л. В.
Целью данной статьи
является рассмотрение проблемных вопросов патриотического воспитания российской
молодежи, так как упущения в этом вопросе влекут угрозу национальной
безопасности страны и сегодня это одна из приоритетных задач в деле обеспечения
безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова:
патриотическое воспитание.
Кардинальные политические и социально-экономические изменения в Российской Федерации, произошедшие за последние десятилетия, обусловили и предопределили необходимость качественной и структурной переоценки состояния и содержания образования на всех ступенях и направлениях деятельности современных образовательных учреждений.
От того, чему мы сегодня учим и как воспитываем детей в системе образовательных учреждений, во многом зависят внутренние и внешнее благополучие и прогресс нашего общества.
Рост экономики, успехи на экономическом и политическом поприще как
внутри страны, области, так и на международном уровне немыслимы без решения
главного вопроса - воспитания морально и нравственно устойчивого гражданина,
способного осознать, принять и поддержать деятельность государства, направленную
на укрепление его мощи. Это невозможно без здорового, образованного молодого
поколения, обладающего высокими моральными качествами, знающего свою историю и
гордящегося ею, имеющего силы и желание её защищать.
Между тем социально-экономические и политические преобразования в России, не обошедшие и Смоленскую область, повлекли за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменение нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательной роли. Особенностью нашего времени также является ослабление политического и идеологического вмешательства в формирование духовного облика подростков, расширение социальной самостоятельности молодежи. Её самореализация осуществляется разнообразными путями и далеко не всегда в русле «одобряемой» социализации, что часто создает почву для развития негативных установок в сознании молодого поколения.
Значительное место в патриотическом, духовно-нравственном воспитании населения Смоленщины отводится образовательным учреждениям, военно-патриотическим клубам. Именно поэтому так важно, чтобы в высшей школе возрождались лучшие достижения народной педагогики, культурные, исторические традиции, ценности, в том числе и патриотического воспитания.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года сделан особый акцент на то, что «система образования в прямом смысле образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации».
На осуществление мер, связанных с развитием образовательных учреждений, работающих над проблемой патриотического, духовно-нравственного воспитания детей на основе применения в системе патриотического воспитания инновационных моделей физической подготовки была создана «Школа будущего офицера» при ВА ВПВО ВС РФ имени маршала Советсокого Союза А.М. Василевского.
Программа занятий направлена на:
- создание условий для проведения качественной системной работы по воспитанию, обучению и развитию учащихся образовательных учреждений;
- ориентированности на поддержку и развитие классов патриотической направленности, на профилактику детского неблагополучия и поддержку детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- совершенствование системы подготовки специалистов по работе с учащимися;
- учебно-методическом и материально-техническом обеспечении образовательного процесса образовательных учреждений в рамках реализации программ, основанных на военно-патриотическом воспитании и начальной военной подготовке.
Важной особенностью воспитания подрастающего поколения является то, что основные результаты этой деятельности не поддаются обычным статистическим измерениям и выражается, как правило, в отраженном социальном эффекте, проявляются в увеличении интеллектуального и духовного потенциала, изменении ценностных ориентации и норм поведения людей, сказываются на нравственном состоянии общества.
Основой деятельности системы патриотического воспитания является воспитательно-образовательная программа, а её управление - есть взаимодействие между всеми участниками воспитательного и образовательного процессов (педагоги, дети, администрация, родители, общественность) направленное на достижение поставленной цели. Не менее важное значение имеет взаимодействие образовательного учреждения с другими социальными институтами, с окружающей средой в целом.
Программа военно-патриотического воспитания детей и молодежи включает: патриотическое воспитание, начальную военную подготовку, военно-спортивную подготовку, основы жизнедеятельности воина, социально-профессиональную адаптацию, предметно-практическую деятельность (социально-культурное воспитание). Программа состоит из целевого, методического и организационно-практического блоков.
Ядром системы деятельности является воспитательно-образовательный процесс. Управление воспитательно-образовательным процессом создано с обеспечением его содержания через организацию основных видов деятельности и реализацию социально-педагогических функций.
В системе военно-патриотического воспитания предусматривает взаимодействие между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса, а также взаимодействие с другими социальными институтами. Взаимодействие между участниками воспитательно-образовательного процесса внутри Центра строится в соответствии с комплексным планом мероприятий и партнерскими отношениями. Основу взаимодействия с другими социальными институтами составляют партнерские отношения.
В целях повышения качества организации и содержания педагогической деятельности военно-патриотической школы, на основе исследования и анализа программ начальной и допризывной подготовки разработана программа воспитания «Школы будущего офицера».
Работа «школы» соответствует интересам самой молодежи и требованиям общества по отношению к ней. Целью военно-патриотического воспитания является обеспечение национальной и военной безопасности, укреплению Вооруженных Сил и требований, предъявляемых к призывному контингенту.
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач военно-патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству, необходимости создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их формирования у молодежи. Без развития у российских граждан с раннего возраста этих ценностей не может быть созидательного общества и сильного государства.
Литература
1.
Невская С. С. Воспитание гражданина в
педагогике А.С. Макаренко. В 2 ч. М.: Академический Проект; Альма Матер,
2006.
2.
Берестов А. А. Духовно-нравственное
воспитание молодого поколения россиян как наилучший фактор предотвращения
наркотизации российского сообщества. Доклад на 3-м заседании Общественного
совета Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом
наркотиков (20.09.2008 г., Москва) / http://rusk.ru/st.phpidar=113549.
3.
Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д.
Педагогика и психология. Учебное пособие.
М.: Гардарики, 2001.
4.
Никандров Н.Д.
Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. 2-е издание,
исправленное и дополненное. Чебоксары: Издательство Чувашского университета,
2001.
The problems of
patriotic education system in Smolensk region
Kruglicov L. V.
The
main idea of this article are concerning issues of patriotic education for
Russian young generation, so failure of attention in this problem leads to
challenge of the Russian Federation' national security. And nowadays this is
higher priority goal in the field of security promotion of the RF.
Key
words: patriotic education.
Российской Федерации имени Маршала Советского Союза
А. М. Василевского (ВА ВПВО ВС РФ)
Поступила в редакцию 11.06.2013.