Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 12. -

Вып. 2. - 2013. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-38-html/TITL-38.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-38-html/cont.htm

 

УДК 611. 718 (470. 332): 930. 26

 

ВАРИАЦИОННАЯ (ТИПОВАЯ) АНАТОМИЯ И ЕЕ СОЗДАТЕЛИ

В. Н. ШЕВКУНЕНКО И А. М. ГЕСЕЛЕВИЧ

(БИОГРАФИИ НА ЭТАПАХ ИСТОРИИ)

 

Реферат

 

Ó 2013 г. Тейкина О. Ю.

 

(teykina.doc)

 

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Вариационная (типовая) анатомия

 

1.1.         Развитие теории

1.2.         Конституции человека

1.3.         Конституционология с позиции типовой анатомии

1.4.         Основные аспекты типовой анатомии

 

Глава 2. Из истории Санкт-Петербургской военно-медицинской академии

 

Глава 3. Становление В. Н. Шевкуненко как педагога и ученого

 

Глава 4. Жизненный путь ученого В. Н. Шевкуненко

 

4.1.         Первые достижения

4.2.         Период революционного кризиса и войн в жизни В. Н. Шевкуненко

4.3.         Кафедральная работа В. Н. Шевкуненко

4.4.         Общественная деятельность В. Н. Шевкуненко

 

Глава 5. А. М. Геселевич - последователь школы Пирогова-Шевкуненко

 

Заключение

 

Литература

 

Введение

 

Анатомию человека можно определить как систему знаний о строении человеческого тела, рассматриваемого в его развитии, в единстве с функциями и взаимосвязи с окружающей средой. Связь научных исследований с потребностями медицины, прогресс, который был и остается главным двигателем анатомии, побуждает ко все более глубокому познанию структурных  закономерностей организма человека.

Анатомия человека посредством топографической и хирургической анатомии тесно связана с клиническими дисциплинами. Великий русский хирург и анатом Н.И. Пирогов, ознаменовавший собой целую эпоху в развитии медицинской науки, практики и образования, завещал развивать прикладное направление в анатомии. Учение о типовой (вариационной) анатомии явилось продолжением  его идей.

В связи с этим, широкой известностью пользуется ленинградская школа анатомов под руководством В.Н. Шевкуненко. Работы в области индивидуальной изменчивости органов и систем человеческого тела приобрели широкий размах в 20-х годах прошлого века на кафедре      топографической анатомии Военно-медицинской академии в Ленинграде.

Один из последователей ленинградской школы анатомов и ученик В.Н. Шевкуненко – профессор А.М. Геселевич, осуществлявший разработку вопросов анатомической изменчивости в теоретическом и прикладном направлениях.

 

Глава 1. Вариационная (типовая) анатомия

 

1.1. Развитие теории

 

В 1925 г. вышла небольшая по объ­ему, но содержательная брошюра «Типовая  и  возрастная   анатомия» профессора Виктора Николаевича Шевкуненко.  Книга представляла обзор мате­риала, полученного в течение многолетних исследований. Это был отчет о работе лаборатории кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Военно-Медицинской Академии с 1905 г. Данные 140 работ были основаны на исследовании более 1800 трупов различного пола и возраста, дополнены и иллюстрированы сравнительно-анатомическими, эмбриологическими, патологоанатомическими, гистологическими исследова­ниями и экспериментом на трупах и живых животных.

В топографо-анатомических исследованиях ленинградской школы анатомов изначально преобладала тематика, касающаяся сосудистой системы, периферической нервной системы, анатомии внутренних органов. На  фоне господствовавшей тогда классической анатомии, с ее характерным описательным методом, данные отличались новизной, необычной трактовкой, желанием приблизить теорию к запросам практики.

В.Н Шевкуненко были введены понятия типовой и возрастной анатомии. Изучение многих областей и органов человеческого тела показало бесконечное количество вариантов их строения и рас­положения. Но все многообразие вариантов стало возможным свести к трем типам.

При формировании понятия типов он исходил из положения: если эмбриогенез данного типа прошел все стадии до высшей ступени, то этот тип достиг филогенетического и онтогенетического совершенства.

 

 

Рис. 1. Монография В.Н. Шевкуненко

 

Совершенный тип органа свойстве­нен поздним стадиям эмбрионального развития и наблюдается у человека в 55 — 60%.

Совершенство определяется, как полнота и законченность какого-либо предмета, ставшего тем, чем он может быть по своей природе. Если субъект в эволюции своего рода проделал все стадии и достиг выс­шей ступени, то можно говорить о филогенетическом совершенстве. Если эмбриогенез данного типа строения показывает, что все стадии развития проделаны этим типом и достигнута высшая ступень — этот тип достиг онтогенетического совершенства.

Если среди нескольких типов строения один более удовлетворителен с точки зрения анатомо-механических данных — он отвечает большей степени совершенства.

Условия работы органа в течение жизни субъекта выставляют еще одно требование: соответствие его строения физиологическим законам; оно определяет физиологическое совершенство того или иного органа. Орган, или система органов, прошедшая через всю лестницу филогенеза, проделав­шая правильный эмбриогенез, совершенная с точки зрения статики   и   динамики,   то   есть   как   неживая   материя,   совершенная с точки зрения функции, как часть живого целого, — представляет образец степени совершенства, которое можно было бы назвать совершенством биологическим. Совершенный тип в клинике предопределяет благоприятный исход послеоперационного периода.

Несовершенный тип свойстве­нен ранним стадиям онтогенеза, частота у человека определяется в 15%. В клинике предопределяет степень хирургического риска после операции, например, летальность при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки на высоте кровотечения. В основе органической патологии, например, при гестозах, в 13% случаев – печеночная недостаточность, и в 14% случаев – варикозное расширение вен семенного канатика.

Переходный - между тем и другим чистым типом, комбинирует их черты, и определен в 20 — 25% исследован­ного материала. В клинике этот тип имеет важное значение в развитии педиатрии, детской хирургии и решении ее проблем (врожденный дефект развития, опухоль, болезни соединительной ткани, воспалительные заболевания с учетом формирования иммунологической реактивности, например, аппендицит, лимфаденит и др.)

Постэмбриональное развитие направляется многими факто­рами, среди которых достоверно известными являются возраст, упитанность, род занятий, привычки.

Таким образом, существуют внешние признаки типов строения, формы и расположения внутренних органов. Пол и внешние формы скелета — признаки характера эмбриональной закладки типа; возраст, упитанность и привычки — внешние признаки постэм­бриональной его эволюции.

Результа­ты исследований, проводимых на эту тему, были доложены на XVII и XIX съездах российских хирургов.

В 1935 издана монография "Типовая анатомия" (рис. 2), составленная В.Н. Шевкуненко вместе с доцентом А. М. Геселевичем, обобщившая около 300 исследований.

 

 

Рис.2. Монография В. Н. Шевкуненко и А. М. Геселевича

Было пересмотрено одно из кардинальных теоретических положений морфологии — понятие анатомической «нормы». Старое толкование «нормы» как общей для всех, неизменной  или  средней арифметической величины было заменено новым. Каждый организм сам по себе не является повторением другого, себе подобного. Поэтому  характеристика нормы будет неточной. Изменчивость форм отражает текучесть процесса, каким авторы признавали человека. Исследователи наблюдали частое несоответствие топографии на операционном столе с той топографией, которая изложена в в руководствах. Средние нормы не совпадали с действительным положением и формой органов. Следовало от изучения топографической анатомии, которая описывает положение и взаимоотношение здоровых органов и частей тела по областям, перейти к изучению типовой анатомии, исследующей распределение тканевых и системных масс в организме и расположение органов и частей тела с точки зрения их развития.

 

1.2. Конституции человека

 

В современном представлении конституция человека – это целостность морфологических и функциональных признаков, унаследованных и приобретенных, относительно устойчивых  во времени, определяющих особенности реактивности организма и профиль индивидуального развития. В составе конституции выделяют общую и частные консти­туции.

Общая конституция (генотип) - это совокупность морфологичес­ких и функциональных признаков, связанных с реактивностью организма, т. е. общая конституция, свойственная всему орга­низму как целому.

Частные конституции со­ответствуют различным системам, органам и даже клеткам.

Так, к частным конституциям относятся:

- соматотип (частная анатомическая конституция),

- группа крови (частная серологическая конституция),

- тип темперамента (частная психодина­мическая конституция),

- пальцевая дерматоглифика (частная дерматоглифическая конституция),

-                     вариант хромосомного на­бора клетки (частная хромосомная конституция),

-    осо­бенности иммунного статуса, обменных процессов и т. д.

Частные конституции тесно связаны с общей, сре­ди них выделяют морфологические и функциональные.

Анатомическим проявлением общей конституции является соматотип (соматический тип, тип телосложения, габитус).

За длительный период изучения конституций, начиная со времени Гиппократа, было предложено много классификаци­онных схем, как с малым числом соматотипов, так и с большим их набором (более 4).

Чем больше типов представлено в схеме конституциональной диагностики, тем информативнее харак­теризуется соматическая полиморфность популяции. При этом затрудняется привязка соматопсихических проявлений с харак­тером реактивности или процессами роста организма.Каждая типология вариантов телосложения выбирает ка­кие-то признаки в качестве основных, игнорируя другие.

В основу классификации конституции человека могут быть положены следующие принципы:

а) соматопсихологический — определяет проявления психо­физи­чес­кой стороны, заданной генотипом и модифици­рованной внешними влияниями;

б) физиологический — сумма факторов, определяющих устой­чивость организма к внешним повреждающим факторам;

в) генетический — конституция определяется развитием наследственных задатков;

г)  смешанный — определяется особенностями, обусловлен­ными действи­ем наследственности и среды.

Конституция ребенка в определенной мере меняется с воз­растом, но эти изменения можно рассматривать как модифи­кацию типа, а не его кардинальную перестройку.

Антропологами показано, что нельзя оценить какую-ни­будь конституцию как более здоровую и работоспособную. Сходные типы конституции встречаются в разных популяциях человека, но удельный вес их разный. Встречаемость конститу­циональных типов у представителей разных профессий также разная. В настоящее время исследуется связь конституции че­ловека с уровнем окислительных процессов, гормональным профилем.

На современном этапе развития актуальной задачей кон­ституцио­нологии является изучение процессов адаптации - выявление преимущества тех или иных конституциональных типов в определенных условиях меняющейся среды. Не ме­нее важное теоретическое и практическое значение имеет изучение ряда частных конституций как генетических мар­керов сопряженности конституции с предрасположенностью к болезням. Конституция индивидуальна. Однако совокупность сход­ных конституциональных свойств может быть положена в основу типологических классификаций.

 

1.3. Конституционология с позиции типовой анатомии

 

В. Н. Шевкуненко и его ученики изучали конституции в связи с темпами роста и развития организма и характеристика­ми его реактивности.

Тип телосложения испытывает на себе разнородные влияния наследственной и индивидуальной изменчивости. Он складывается из внешних очертаний и пропорций, являющихся отражением различной у каждой отдельной особи массы скелета, органов и соединительной ткани.

При анализе внешних различий физической организации отдельных людей выявляется сходство различных черт, характеризующих индивидуум в целом. Это сходство черт и закономерность их возникновения позволили свести все варианты индивидуальной изменчивости в типы. Но абсолютно полного совпадения типовых особенностей во всех системах и органах человека не встречается. При детальном анатомо-типовом исследовании учитываются типовые различия отдельных сегментов тела и больших областей (голова, шея и др.).

Основным признаком, позволившим произвести выделение типов телосложения, авторами «Типовая анатомия человека» 1935 г. была выбрана относительная длина туловища (измеряется, от вырезки грудины до верхнего края симфиза). В индивидуальном развитии эта величина с возрастом уменьшается, (вплоть до начала полового созревания), а длина тазовых конечностей сравнительно с туловищем увеличивается в большей мере (к периоду полового созревания их рост приостанавливается). Также принимались во внимание относительная окружность груди и относительная ширина плеч.

В настоящее время в анатомии принята классификация типов телосложения по В.Н. Шевкуненко. По ней выделяются два крайних типа – долихоморфный и брахиоморфный и средний тип – мезоморфный.

Люди долихоморфного типа (лептозомный тип – совершенный) -  характеризуются средним или выше среднего ростом, относительно длинными конечностями узким туловищем и средними или узкими плечами, длиной узкой грудной клеткой, плоским и втянутым животом, слабым развитием мускулатуры и подкожного жира, малый угол наклона таза; походка чаще со ступнями, развернутыми кпереди (рис. 3).

 

 

Рис. 3.

 

Брахиморфному типу (эйризомный тип – несовершенный)  -  присущи противоположные признаки – средний или ниже среднего рост, относительно короткие конечности при длинном туловище, короткая широкая грудная клетка, выпуклый живот, хорошо выраженный подкожный жировой слой, большой угол наклона таза; походка со ступнями, развернутыми кзади (рис. 4).

Рис. 4.

 

При мезоморфном типе пропорции тела наиболее гармоничны, сильно развиты скелет и мускулатура, отложение подкожного жира умеренное.

Кроме брахи- и долихоморфного типов, был выделен лептобрахиморфный тип при исследовании подростков. При нем наблюдается относительно длинное туловище (брахиморфный признак), узкое лицо, длинная шея, узкая грудная клетка (долихоморфный признак) (рис. 5).

 

 

Рис. 5.

После анализа причин формирования этого типа было предположено следующее. С одной стороны, отрицательные наследственные тенденции в анамнезе действовали избирательно на отдельные гены, меняя обычные структурные отношения. С другой стороны, неблагоприятные социально-бытовые условия способствовали задержке роста (из-за уменьшения доставки организму питательных веществ и худшей их усвояемости). Половая дифференцировка наступила своевременно, а в ряде случаев – преждевременно (вследствие приостановки роста).

 

1.4. Основные аспекты типовой анатомии

 

Основные аспекты типовой анатомии человека ленинградской школы анатомов были изложены в монографии  В. Н. Шевкуненко в соавторстве с А. М. Геселевичем 1935 г. и  сводились к следующему.

Во-первых,  все органы и системы человека подвержены анатомической изменчивости. Это проявляется непостоянством формы, размеров, числа, положения и иными признаками.

 Во-вторых,  определить анатомическую изменчивость можно с помощью построения вариационного ряда, если располагать исследованные препараты по нарастанию выбранного  морфологического  признака   (признаков). На   концах  его   окажутся варианты  изменчивости данного признака   (признаков),  характеризующие диапазон наблюдаемых индивидуальных различий.

В-третьих,  индивидуальная  изменчивость не является суммой случайностей,   она  детерминирована   процессами   фило- и онтогенеза. Возможно  выделить  ведущий  признак   (признаки)   естествен­ного и индивидуального  развития органа, системы   и   взять   его   для   построения вариационного ряда изменчивости.

 «Нормой» предложено считать индивидуально варьирующую, подвижную величину, диапазон наблюдаемых различий, не сопровождающихся расстройством  физиологических  реакций;  крайние же варианты изменчивости  (крайние  формы) — максимальными и  минимальными,   верхними и нижними ее границами.

В монографии 1935 говорилось,  что в основу исследования и анатомической классификации разнообразных вариантов они ставили исторический метод, т.е. привлечение к анализу данных генеза, сравнительной анатомии, степени дифференцировки и социальные факторы. Социальный фактор (профессия, привычки, питание и пр.) способен  изменить в той или другой степени форму и положение органа или части тела.

Воздействие социальных факторов на  анатомическое строение человека,   например   некоторых  трудовых   профессий — на   костную   систему вследствие больших   физических   напряжений,   подтверждено   многими   новыми   исследованиями.  Например, М. Г. Привес, изучавший этот  вопрос, получил следующие результаты:  периодические  рентгенологические  обследования  одних  и тех же отделов скелета у одних и тех же здоровых людей показали значительные структурные изменения костей в  результате длительных механических перегрузок.

 

 

Глава 2. Из истории Петербургской военно-медицинской академии

 

Работы В.Н. Шевкуненко и его последователей по типовой анатомии и индивидуальной изменчивости велись на базе Петербургской военно-медицинской Академии (рис. 6).

 

http://www.russer.ru/a/img/1562.jpg

 

Рис. 6. Петербургская военно-медицинская академия.

 

Официальным днем учреждения академии считается 18 (29) декабря 1798 г., когда императором Павлом I был подписан Указ «об …устроении при главных госпиталях особого здания для врачебного училища и учебных театров». Предыстория этого события уходит в начало XVIII века, когда в ходе строительства Санкт-Петербурга Петр I принял участие в закладке в 1715 г. на Выборгской стороне Адмиралтейского госпиталя. Позже в 1717 г. рядом с ним был заложен и Сухопутный госпиталь. С 1773 г. при них были открыты учебные хирургические школы, которые в 1786 г. объединили в Главное врачебное училище, готовившее лекарей для армии и флота России.

Инициатором рождения академии стал главный директор Медицинской коллегии барон А.И. Васильев, представивший императору специальный доклад, в котором убедительно обосновал необходимость создания Медико-хирургического училища, как центра подготовки квалифицированных медицинских кадров. Вскоре училище было переименованного в Медико-хирур­ги­ческую академию, а в 1808 г. Александр I дал ей право именоваться Императорской.

Наряду с медицинским, академия положила начало также высшему ветеринарному и фармацевтическому образованию. Она стала первым и главным в России научным, учебным и лечебным центром, где издавались первые русские оригинальные медицинские учебники и где стали готовить профессоров для медицинских факультетов российских университетов.

С 1841 по 1856 гг. в стенах академии трудился великий русский хирург Н. И. Пирогов, ознаменовавший собой целую эпоху в развитии медицинской науки, практики и образования (рис. 7).

 

Картинка 144 из 984

 

Рис. 7. Мемориальная доска на здании Петербургской

военно-медицинской Академии

 

В истории академии есть период, который не без гордости называют «золотым веком» и связывают его с именем П. А. Дубовицкого, назначенного на должность президента академии императором Александром II в 1857 г. За десять лет своей деятельности он осуществил программу переустройства академии, основным содержанием которого было развитие материальной базы, ремонт имевшихся и строительство новых зданий для кафедр и клиник, создание новых лечебных корпусов. Впервые в стране были созданы кафедры и клиники гинекологии, психиатрии, офтальмологии, педиатрии, отоларингологии и другие.

В 1865 г основана кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии. Проект создания кафедры был учрежден императором Александром II 30 марта 1865 г. и объявлен в приказе Военного министра 30 июля того же года.

Организация кафедры стала возможной благодаря выделению курсов оперативной хирургии, хирургической (топографической) анатомии, десмургии, механургии с курсом малых операций, читавшихся в рамках кафедры оперативной хирургии и академической хирургической клиники, в самостоятельную кафедру.

Первым начальником кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии был избран профессор Е. И. Богдановский. В 1869 г. при кафедре были открыты годичные курсы усовершенствования врачей, призванных готовить высококвалифицированных полевых хирургов. С 1870 г. курсы стали двухгодичными.

Из первых 37 лет существования кафедры она только 25 лет возглавлялась лицами, избранными на должность профессора кафедры. Остальные же 12 лет кафедру в разное время возглавляли временные руководители — обычно клиницисты. Помимо этого должность прозектора кафедры часто надолго оставалась вакантной. Прозектор (в буквальном смысле производящий вскрытие или упражняющий учащихся в производстве их) - ученая должность, соответствующая ассистентству, при больших больницах полагалась по штату.

Руководителями кафедры в описываемый период последовательно были профессора: Е. И. Богдановский (1867-1869), К. Ф. Гепнер (1871-1874), П. П. Пелехин (1877-1878), С. П. Коломнин (1879-1880), И. И. Насилов (1881-1887), Е. В. Павлов (1888-1890), Н. А. Круглевский (1891-1902).

 

Глава 3. Становление В. Н. Шевкуненко как педагога и ученого

 

Пироговское направление кафедре оперативной хирургии и топографичекой анатомии впервые придал профессор Сергей Николаевич Делицин. С его приходом учебная и научная жизнь кафедры не только оживилась, но и получила в сравнении с предыдущим периодом новое развитие, которое можно охарактеризовать его же словами: "Кафедра должна научить мыслить физиологически и оперировать анатомически".

В 1905 г. на кафедру оперативной хирургии в качестве прозектора пришел работать В. Н. Шевкуненко, в то же время до 1911 г. оставаясь ординатором  госпитальной хирургической клиники.

 

http://www.vmeda.spb.ru/UserFiles/kliniki_14/oph6.jpg

 

Рис. 8. В.Н. Шевкуненко

 

Под руководством С. Н. Делицына В. Н. Шев­куненко совершенствовался как преподаватель. Он много занимался со студентами, проводил практических занятий и читал лекций.

В 1907 г. он прочел совету профессоров академии две пробные лекции и получил официальное зва­ние приват-доцента  (от лат. privatim частным образом и docens обучающий, ученое звание внештатного преподавателя в университетах и некоторых других вузах дореволюционной России).

 Это звание ко многому обязы­вало и давало право еще более активного участия в педагогической деятельности. Стал очевиден факт его зрелости как педагога и ученого. Он был вполне подготовлен к тому, чтобы самостоятельно возгла­вить кафедру.

В 1911 г. царский министр народного просвещения Кассо за «крамольные мысли» уволил ряд прогрес­сивных профессоров из Московского университета. Среди них и Ф. А. Рейн — известный хирург, заведующий кафедрой оперативной    хирургии и топографической анатомии университета. В связи с уходом из университета хирурга Ф. А. Рейна на освободив­шуюся кафедру был приглашен В. Н. Шевкуненко, который отказался от этого «любез­ного» предложения, так как полностью разделял взгляды уволенных профессоров и не мог поступить­ся собственными убеждениями.

В октябре 1911 г. С. Н. Делицын из-за тяжелой болезни был вынужден оставить преподава­ние. Все его обязанности на кафедре принял на себя В. Н. Шевкуненко, чья заслуга в    развитии    преподавания оперативной хирургии и топографической ана­томии состоит в том, что он подчинил интересы анатомической науки хирургической практике. Благодаря участию В. Н. Шевкуненко препода­вание оперативной хирургии и топографической ана­томии приобрело клинический аспект.

В 1911 г. он, претворяя в жизнь желания своего учителя проф. С. Н. Делицына, впервые ввел в программу практи­ческих занятий обязательные учебные операции на животных. С тех пор такой способ в системе препо­давания оперативной хирургии получил у нас в стране всеобщее признание и самое широкое распростра­нение.

 Виктор Николаевич впервые создал при кафедре экспериментальную лабораторию, и виварий: орга­низовал операционную и клинику для животных.  Эти новшества имели глубокий смысл — они учили обра­щению с живыми тканями, с сокращающимися под ножом хирурга мышцами, с  брызжущими кровью сосудами и т. д. Особенно необходимы были эти уп­ражнения для полостных операций на внутренних органах. В. Н. Шевкуненко большое значение прида­вал физиологическим наблюдениям, экспериментам на животных. Умение выходить животное после тя­желого хирургического вмешательства он считал для будущего хирурга не менее важным, чем овладение методом самой операции.

В. Н. Шевкуненко постоянно совершенствовал ме­тодику практических занятий, требовал предоставле­ния учащимся как можно большей самостоятельно­сти в работе, руководствуясь правилом «демонстри­ровать руками  слушателей». Учебные  группы  были обычно немногочисленны: 7-8 человек во время за­нятий на трупах и 5-6 - во время занятий на животных. Каждый   из слушателей обязательно и неоднократно должен был побывать в роли опера­ционной сестры, наркотизатора, ассистента и хи­рурга.

В декабре 1912 г. приват-доцент В. Н. Шевкуненко возглавил кафедру. В короткий срок после прихода на кафедру В. Н. Шевкуненко полностью реорганизовал ее структуру и характер преподавания. Была составлена качественно новая программа, рассчитанная не на раздельное преподавание оперативной хирургии и топографической анатомии, как это было раньше, а на тесное их объединение и взаимообогащение. На кафедре появилось экспериментальное отделение, где в порядке обязательных занятий будущие врачи могли вырабатывать навыки обращения с живыми тканями и привыкать к обстановке операционной.

На протяжении почти 40 лет он был начальником кафедры оперативной хирургии, и то­пографической анатомии Военно-медицинской академии. Кафедра оперативной хирургии под руководством В. Н. Шевкуненко превратилась в крупную научно-теоретическую школу, разрабатывавшую анатоми­ческие основы практической хирургии в свете индивидуальности больного. Итогом явилось создание учения об индивидуальной анато­мической изменчивости органов, систем тела челове­ка.

 

Глава 4. Жизненный путь ученого В. Н. Шевкуненко

 

4.1.         Первые достижения

 

Виктор Николаевич Шевкуненко родился в уездном городе Мезени бывшей Архангельской губернии 17 февраля (по старому стилю) 1872 г. в семье купца-рыбопромышленника.

Его отец, Николай Викторович, потомок беглого крепостного с Украины, занимался рыб­ным промыслом, составлял гидрографическое описание берегов Баренцова моря. Мать, Ариадна Владимировна, была домашней хозяйкой.

Родители мечтали  дать сыну хо­рошее образование. Но в родном городе не было подходящего учебного заведения.

В 1881 г. девяти­летним ребенком он покинул семью и начал учебу в Ломоносовской гимназии города Архангельска. Мальчик проявил интерес к учебе, способности к изучению немецкого, английского и французского языков. В 1890г. он окончил гимназию с золотой медалью.

Несмотря на дальность расстояния,  юноша отправился в нелегкий путь  в Петербург в Военно-медицинскую академию. В августе 1890 г. В. Н. Шевкуненко поступил на 1-й курс. Этот год в академии был ознаменован введением новой рефор­мы, по которой возобновлялось пятилетнее обучение.

С 1881 г. действовало положение, согласно которому упразднялись первые два курса, где было больше всего «беспокойных» студентов. Обучение сразу на­чиналось с 3-го курса. Набор производили из чис­ла студентов, обучающихся на медицинских факуль­тетах университетов.

Студенты академии принимали активное участие в общественно-политической жизни страны. Они не оставались в стороне и от борьбы за свои права про­тив произвола администрации и реакционной профессуры, выдвигали свои требования. Прави­тельство принимало меры к предупреждению и лик­видации студенческих «беспорядков». В частности, одним из таких актов было введение положения о трехгодичном обучении в академии. За политическую активность и борьбу против самодержавия некоторых студентов исключали из академии и даже приговаривали к тюремному заклю­чению. Студенче­скому движению сочувствовали многие профессора.

В период обучения В. Н. Шевкуненко в академии основные кафедры    занимали    известные    профессо­ра: Н. А. Холодковский (зоология), А. И. Таренецкий (анатомия), И. Р. Тархан-Моуровов (физиоло­гия), В. В. Пашутин (общая патология), И. П. Пав­лов (фармакология), М. С. Субботин,  И. И. Насилов, В. А. Ратимов (хирургия)    и   др.   

В. Н. Шевкуненко успешно сдавал экза­мены. Особенно его интересовала хирургия, к изу­чению которой он приступил на 3-м курсе. В дальней­шем это определило выбор им специальности.

В. Н. Шевкуненко был человеком разносторонних интересов. Он любил музыку, посещал театры, мно­го читал, занимался спортом. Летние каникулы про­водил в родных местах, на Севере. Там, на окраи­не царской империи, особенно бросались в глаза нищета, неустроенность быта, бесправие     народа, отсутствие организации самой элементарной меди­цинской помощи населению. Но к этому представители власти проявляли полное безразличие.  Большую роль в формировании личности молодого человека сыграли встречи и беседы с политическими ссыльными, заставившими будущего врача     много размышлять. Постепенно он проникся сочувствием к борьбе за правое    дело. Впоследствии, когда В. Н. Шевкуненко стал видным ученым, он созна­тельно и активно оказывал медицинскую помощь раненым красногвардейцам.

B 1895 г. конференция академии вручила Виктору Николаевичу диплом врача с отличием и золотую медаль.

Успехи  В. Н.  Шевкуненко в прохождении  курса были отмечены тем, что его допустили к участию в закрытом конкурсном испытании - написать  сочине­ние на предложенную тему. Получившие наиболее высокую оценку поступали в Институт усовершенст­вования врачей (основан в конце 1858  г.).    Здесь подготавливали профессоров и доцентов как для академии, так и для медицинских факультетов стра­ны. После  зачисления в институт молодые   врачи должны были в течение 3 лет практически изучать различные методики научных исследований и прово­дить работу, которую в конце срока обучения пред­ставляли в виде диссертации на соискание степени доктора медицинских наук.   

В. Н. Шевкуненко был зачис­лен в клинику госпитальной хирургии, созданную ве­ликим Пироговым. Руково­дителем этой клиники в то время был уважаемый в академии  хирург - проф.  В.  А.  Ратимов  (1890 - 1901гг.) - отзывчивый и мудрый наставник - за короткий срок дея­тельности в клинике воспитавший целую плеяду заме­чательных хирургов, обогативших отечественную науку своими открытиями. В них числе были П. Ф. Боровский, И. А. Праксин, Р. Р. Вреден, В. А. Оппель, Л. М. Пуссеп, В. В. Шевкуненко и др.

   В. Н. Шевкуненко работал над темой «Современное лечение косолапости», которая  была  ему предложена  руководителем  кли­ники. Через два года он закончил ее и представил на конференцию академии в виде докторской диссер­тации. Ее защита состоялась в  1898 г.  

 Дальнейшим этапом в общей врачебной подго­товке, совершенствования в научной работе и препо­давания было посещение  В. Н. Шевкуненко осенью и зимой 1899-1900 гг. зарубежных клиник Вены, Парижа, Лондона, Берлина, Цюриха и других горо­дов Западной Европы. Средства для заграничной командировки ему были отпущены из «Пироговского фонда», созданного 20 мая 1881 г.

Тогда, в ознаменование  50-летней деятельности Н. И. Пирогова, было собрано 12 тысяч рублей, переданных на хранение в Государственный банк. Проценты с этой суммы предназнача­лись врачам медицинских факультетов, отправляемых за гра­ницу каждые два года для совершенствования в анатомии и хирургии.  В 1882 г. право пользоваться «Пироговским фондом» получили и врачи академии.

В 1902 г. В. Н. Шевкуненко вторично был за границей - в Нью-Йорке и Лондоне, где углубил свои знания по хирургии, анатомии и некоторым дру­гим специальным вопросам.  В частности, в Нью-Йор­ке он изучал дело страхования жизни, познакомился с законами больших чисел, теорией вероятности, статистическим методом в научных исследованиях. В 1906 г. был опубликован его «Отчет о заграничных поездках в 1889-1900 и 1902 гг.». 

В нем он описыва­л свои наблюдения по хирургии и организации на­учно-исследовательской работы в клиниках, которые посетил за рубежом. Среди хирургов, лекции кото­рых он слушал и которых он наблюдал во время операции, были такие маститые ученые, как Лоренц, Фарабеф, Кеню, Черни, Бурней, Кохер, братья Мэйо и др.

В 1901 г. тяжело заболел проф. В. А. Ратимов. Он был вынужден оставить кафедру и выйти на пен­сию, а в 1904 г. В. А. Ратимов умер. Временно ка­федру возглавил Р. Р. Вреден, с которым В. Н. Шев­куненко сближала совместная работа, общность ин­тересов и большая дружба, продолжавшаяся всю жизнь.

 В 1902 г. на вакантное место заведующего кафед­рой госпитальной хирургии был объявлен конкурс, в результате которого на эту должность был избран С. П. Федоров.

С его приходом на кафедру особое внимание ста­ло уделяться научно-исследовательской работе в области хирургии почек, тазовых органов, печени и желчных путей. В должности ординатора В. Н. Шевкуненко продолжил клиническое совершенствова­ние у С. П. Федорова.

 

4.2.         Период революционного кризиса и войн в жизни В. Н. Шевкуненко

 

B 1904 г. на долю русского народа выпали боль­шие испытания. В январе внезапным нападением на русскую эскадру в Порт-Артуре Япония начала вой­ну против России (1904 – 1905 гг.).

По выражению Н.  И. Пирогова, война   - это   травматическая    эпидемия. Появились раненые, которых нужно было эвакуировать и лечить. С первых дней В. Н. Шевкуненко стал кон­сультантом в военном ведомстве по вопросам эвакуа­ции. Раненые прибывали для лечения в Петер­бург. Много их поступило и в Военно-медицинскую академию. Мест для них оказалось недостаточно, при­шлось строить специальные бараки, и это не обо­шлось без участия В. Н. Шевкуненко.

9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье») было расстреляно мирное шествие рабочих, направлявшихся к Зимнему дворцу для подачи петиции царю. Это шествие было организовано Собранием русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга. Собрание, возглавлявшееся священником Г. Гапоном, стремилось к мирному и легальному решению социальных проблем, но невольно содействовало нарастанию забастовочной борьбы. Демонстрации протеста и стачки охватили почти все крупные города. Революционный кризис развивался на фоне неудачной русско-японской войны. После гибели эскадры адмирала Рождественского в Корейском проливе (15 мая 1905 г.) правительство было озабочено скорейшим заключением перемирия. Лето 1905 г. ознаменовалось крестьянскими волнениями (убийства помещиков, управляющих, поджоги, самовольные захваты земли и т.п.)

На репрессии ца­ризма рабочий класс Петербурга, как и всей России,   ответил политическими стачками и забастовками; солдаты и матросы - вооруженными мятежами; студенты - митингами  и  сходками.

В январе 1905 г. студенты академии примкнули к всеобщей забастовке,   объявленной студентами высших учебных заведе­ний Петербурга в знак солидарности с революционными вы­ступлениями русского пролетариата и   крестьянства. Действия студентов академии находили полное понимание и   поддержку со стороны профессоров, которые расценивали их поступки как  «выражение собственного настроения». Конференция (Уче­ный совет) академии заявила, что она «не располагает таки­ми средствами, которые могли бы  внести прочное успокоение в студенческую среду». Студенты академии ни один раз выступали в поддержку революции.

В начале 1907 г. на общей академической сходке они потребовали возвращения и академию товарищей, исключенных за участие в революци­онных выступлениях, и добились удовлетворения своего тре­бования.

Первая мировая война (28 июля 1914 - 11 ноября 1918) - один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества.

Гражданская война в Финляндии была частью национального и социального брожения, вызванного Первой мировой войной в Европе. Финская гражданская война была одним из многих национальных и социальных конфликтов в послевоенной Европе, велась с 27 января по 15 мая 1918 года

Возглавляемое В. Н. Шевкуненко Северное уп­равление Красного Креста оказало серьезную по­мощь  медико-санитарной службе  финской    Красной Гвардии.

В период Октябрьского вооруженного восстания В. Н. Шевкуненко, его ученики и соратники по ка­федре и Обществу Красного Креста организовали оказание помощи раненым при всех выступлениях рабочих, солдат и матросов. Во главе с В. Н. Шев­куненко они принимали активное участие в орга­низации помощи пострадавшим при штурме Зим­него дворца, осуществляли лечение раненых в госпи­талях.

Сотрудники кафедры (в последующем из­вестные хирурги - П. А. Куприянов, А. В. Мельни­ков, В. А. Павленко, А. Ю. Созон-Ярошевич) органи­зовали приемный покой для оказания скорой помощи при Северном управлении Красного Креста на Литей­ном проспекте, подготовили большое число красных сестер, которые направлялись на фронт.

В то же время ему приходилось вести заня­тия на кафедре, где обстановка подчас была очень трудной. Иногда он оставался совершенно один. Тог­да, чтобы не сорвать практические занятия, он при­влекал в качестве помощников студентов старших курсов, которых предварительно тщательно инструктировал.

Биограф и ученик Виктора Николаевича проф. Е. М. Маргорин писал об этом: «Утром - клиника, амбулатория, больные; вечером — кафедра, преподавание, изучение препаратов. Он повторял в науке путь И. В. Буяльского, Н. И. Пирогова и дру­гих выдающихся соотечественников, сочетавших вое­дино анатомические изыскания с занятиями в хирур­гической клинике, теорию и практику».

Условия для научной работы были неблагопри­ятные. И все же в трудной обстановке на кафедре продолжались исследования.

Сразу  же после Октябрьской  революции В. Н. Шевкуненко приступил к соз­данию своей научной школы.

Вокруг него начинает формироваться коллектив молодых исследователей. Среди них Ф. И. Валькер, А. В. Мельников, П. А. Куп­риянов, М. С. Лисицын, А. Ю. Созон-Ярошевич, В. В. Москаленко, В. А. Павленко и другие внештатные врачи, сотрудники академии и гражданских уч­реждений.

В 1918-1919 гг. В. Н. Шевкуненко работал кон­сультантом по общим организационным вопросам при Окружном военно-санитарном управлении Петрограда и помогал организовывать эвакуацию ране­ных с фронта.

Это обстоятельство в значительной мере отвлекало от научной работы. Но даже в этих условиях научные исследования не прекращались.

 

4.3.         Кафедральная работа В. Н. Шевкуненко

 

В дальнейшем, как только обстановка изменилась, В. H. Шевкуненко развернул на кафедре научно-исследовательскую работу с участием большого коллектива.  По своей деятельности кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии в те годы была одной из наиболее активных в академии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Несмотря на трудности первых послевоен­ных лет, работа шла успешно. Ни холодное помещение кафедры, ни по­луголодный паек не останавливали ассистентов и их руководителя. Они продолжали научные поиски и в области типовой и возрастной анатомии человека

Успешной работе способствовали исключительные способности научного руководителя – В.Н. Шевкуненко — незаурядного организатора и прекрасного человека. Он обладал необычайным даром объединять вокруг себя способ­ных людей. В. Н. Шевкуненко вел специаль­ную тетрадь, в которую вносил свои заметки, как, чем и кому помочь, что надо сделать для обеспечения успеха в работе, а также записывал адреса внештат­ных сотрудников и исполнителей тем. Он старался привить своим сотрудникам точность, аккуратность и скромность во всем. До сих пор на кафедре имеется трюмо, которым В. Н. Шевкуненко рекомендовал пользоваться начинающим молодым ученым для тре­нировки перед выступлением с докладом или лекци­ей. Видя себя в зеркале, начинающий ученый сам замечал недостатки внешнего вида и поведения в мо­мент выступления — лишние движения, жесты, гри­масы и пр. Все это помогало быстро освободиться от них.

В научных иссле­дованиях использовались все необходимые методики: послойная препаровка, распилы замороженных тру­пов, фиксация органов иглами, инъекции специальных веществ в межтканевые щели и пространства, в полые органы и сосуды, имитация патоло­гических процессов, метод проекционных рисунков, эксперимент на трупе, рентгенография и др. Выводы по каждой работе делались на основании не менее 100 наблюдений (в некоторых работах их число до­стигало нескольких сот).

Уже к середине 20-х годов как штатными, так и нештатными сотрудниками было опубликовано более 140 работ. Изучались особенности строения сосуди­стой и костной системы, различия формы и положе­ния органов полости живота, груди, различия в строе­нии черепа и многие другие вопросы. Для объек­тивной оценки полученных данных и определения закономерности, для проверки достоверности полу­ченных результатов применялся метод вариационной статистики. Ранее полученный В. Н. Шевкуненко опыт обращения с большими цифрами теперь помо­гал в работе.

В. Н. Шевкуненко и коллектив его сотрудников старались как можно ши­ре обнародовать полученные данные, сделать их до­стоянием широких медицинских кругов. Один из способов к достижению этой цели он видел в сообщениях результатов в научных докладах.

Начиная с первых после революции заседаниях Хирургического общества Н. И. Пирогова с докла­дами выступали многие сотрудники кафедры, причем с неизменным успехом. Именно кафедра оператив­ной хирургии и топографической анатомии Военно-медицинской академии давала самое большое число докладов на заседаниях этого общества, поддержи­вая его существование.

Хирургическое общество Н. И. Пирогова отметило заслуги В. Н. Шевкуненко, избрав его в 1920 г. своим почетным членом.

 В 1921 г. В. Н. Шевкуненко постигло больше лич­ное горе. Трагически по­гиб­ла его жена. До конца своих дней он оставался верен памяти Ольги Нико­лаевны.

В. Н. Шевкуненко продолжал трудиться, активно участвовал в работе различных съездов.

На первом после революции Объединенном заседании IV Все­рос­сийского съезда хирургов и I съезда терапевтов, состоявшемся 25 сентября 1922 г., с докладами на программную тему выступили В. Н. Шевкуненко и его ученики. Эти доклады были повторены в том же году на I съезде зоологов, анатомов и гистологов.

В 1925 г. В. Н. Шевкуненко издал программу-конспект курса оперативной хирургии и топографиче­ской анатомии. Взгляды на преподавание пред­мета, выработанные за время 40-летней работы, изложе­ны им также в письме в редакцию журнала «Совет­ская хирургия» (1935, № 4).

В 1929 г. Ученый совет Государственного ордена Ле­нина института усовершествования врачей  (ГИДУВ) в Ленинграде единогласно присоединился к предло­жению проф. В. А. Оппеля пригласить Виктора Ни­колаевича на вакантную должность заведующего ка­федрой оперативной хирургии.

В. А. Оппель хорошо знал Виктора Николаевича и высоко ценил его способности. Их связывала дав­няя дружба по работе в академии, на кафедре гос­питальной хирургии.

В. Н. Шевкуненко охотно при­нял приглашение и после утверждения Народным комиссариатом здравоохранения приступил к заве­дованию кафедрой.

Кроме преподавания основного курса оперативной хирур­гии и топографической анатомии для хирургического цикла, он организовал также отдельные занятия с урологами, травматологами и ортопедами, стомато­логами,    нейрохирургами и отоларингологами по специальным программам.

На своих лекциях и практических занятиях по усовершенствованию В.  Н. Шевкуненко широко знакомил врачей с данными исследований по изучению изменчивости органов, систем и тела человека. Он при­влек к практической работе на кафедре института своих учеников из академии. Все это было очень удоб­но для врачей, которые во время своего пребывания в институте знакомились с прогрессивным учением непосредственно от автора.

В конце 20-х годов происходила смена поколений учеников В. Н. Шевкуненко. Многие из его учеников первого поколения были удостоены звания профес­соров и возглавляли кафедры и клиники в разных городах нашей страны. На смену им пришли новые: И. С. Белозор, А. С. Вишневский, , К. А. Григорович, Т. В. Золотарева, Д. Н. Лубоцкий, Н. С. Короткевич, А. Н. Максименков, Е. М. Маргорин, А. В. Пасюков, М. А. Сресели, А. В. Цагарейшвили и А. М. Геселевич др.

 

4.4. Общественная деятельность В. Н. Шевкуненко

 

В. Н. Шевкуненко активно занимался общественной деятельностью. Как крупный специалист и видный ученый он принимал активное участие в деятельности Рабо­че-крестьянской инспекции.

В 1929 г. по поручению и от имени медицинской общественности Государственного института усовер­шенствования врачей в Ленинграде он приветство­вал Областной съезд и конференцию большевиков. В последующем В. Н. Шевкуненко дважды (в 1931-1934 и 1935-1938 гг.) избирался членом Ленинград­ского городского Совета депутатов трудящихся и как депутат принимал деятельное участие в работе сек­ции здравоохранения и высшей школы.

Ему принадлежит идея организации медицинских вузов на производственной базе крупных больниц в Ленинграде: имени И. И. Мечникова, имени Нечаева и Института охраны материнства и детства (ныне Ленинградский педиатрический медицинский инсти­тут). На базе указанных больниц были организованы Ленинградский санитарно-гигиенический институт, III Медицинский институт (в последующем он был реорганизован в Военно-морскую медицинскую ака­демию, которая с 1956 г. вошла в состав Военно-ме­дицинской ордена Ленина академии имени С. М. Ки­рова.

В Военно-медицинской академии он был членом научно-исследова­тельского бюро, членом редакционной коллегии трудов академии. В ГИДУВ он активно участвовал в работе Ученого совета при решении сложных и важных вопросов, связанных с преподаванием или научно-исследова­тельс­кой работой, часто возглавлял специальные ко­миссии.

Большую работу В. Н. Шевкуненко выпол­нял в правлении Всесоюзной ассоциации хирургов, Обществе хирургов РСФСР, Ученом нейрохирургиче­ском совете и Высшей аттестационной комиссии, а так­же в редакционных коллегиях хирургического и Во­енно-медицинского журналов.

Он способствовал улучшению медицинского обслуживания рабочих на заводах «Красный выборжец», «Большевик», «Ижорский», врачебной помощи на дому, курортного обслуживания трудящихся.

В 1935 г. исполнилось 40 лет со дня окон­чания Виктором Николаевичем академии. 17 октября 1935 г. в одной из самых больших аудиторий академии, в здании Института профилак­тических наук имени 3. П. Соловьева, состоялось официальное чествование юбиляра. Кроме ленин­градцев, здесь присутствовало много представителей из различных городов страны. В. Н. Шевкуненко получил около 300 поздравительных телеграмм и ад­ресов.

28 ноября состоялось торжественное заседание Хирургического общества Н. И. Пирогова, посвящен­ное юбиляру - почетному члену этого общества. По­добные заседания состоялись в Московском, Харь­ковском, Днепро­петровском, Омском, Ташкентском, Астраханском и других хирургических и врачебных обществах. Все они избрали Виктора Николаевича своим  почетным членом.

В. Н. Шевкуненко было присвоено звание заслу­жённого деятеля науки РСФСР.

В 1935 г. он был, награжден орденом Трудового Красного Знамени.  Народный комиссар обороны К. Е. Ворошилов в специальном приказе по армии объявил благодар­ность ученому и наградил его персональной легко­вой машиной.

Под его руководством шло дальнейшее изучение индивидуальной изменчивости органов и систем тела человека, проводилась работа по составлению «Атла­са периферической нервной и венозной систем». Ра­бота над атласом была закончена накануне Великой Отечественной войны. К этому времени были окон­чательно сформулированы основные положения уче­ния об изменчивости органов и систем тела человека, в основе которого находится диалектическое пони­мание нормы. Это учение определило дальнейшие пути к уточнению понятия анатомической индивидуальности.

Во время войны с Финляндией (1939 – 1940) В. Н. Шевкуненко был назначен главным консультантом по вопросам эвакуации  раненых. После ее окончания он был председателем Комиссии по составлению статистиче­ского отчета о потерях на фронте. С докладом на эту тему на Ученом совете при начальнике Центрально­го санитарного управления выступал ученик В. Н. Шевкуненко - главный хирург фронта П. А. Куприянов.

Виктору Николаевичу принадлежала инициатива в организации сбора и хранения историй болезни и других документов о раненых и больных - участ­ников войны с Финляндией.

К началу Великой Отечественной войны В. Н. Шевкуненко активно работал на двух одноименных ка­федрах - в академии и ГИДУВ (Государственном институте усовершенствования врачей).

Жизнь и деятель­ность коллективов этих кафедр в годы Великой отечественной войны он под­чинил  одной  цели - защите Родины и разгрому фашистской Германии. Многие ученики В. Н. Шевкуненко отправились на фронт, некоторые из них со временем стали ведущими хирургами-специа­листами. Е. М. Маргорин руководил нейрохирургическим отделением специализированного госпиталя на Карельском фронте, а в дальнейшем стал ведущим хирургом нейрохирургического эвакогоспиталя на 2-м Украинском фронте; А. В. Цагарейшвили был начальником торакального отделения круп­но­го хирургического госпиталя Ленинградского фронта, расположен­ного в осажденном городе. По  поручению Виктора Николаевича он одновременно следил за  сохранно­стью кафедрального   помещения и уникального кафедрального музея, в создании которого В. Н. Шевкуненко принимал непосредственное участие. А. В. Па­сюков был хирургом в госпиталях на 1-м Белорусском фронте, К. А. Григорович - старшим инспектором-хирургом и  нейрохирургом Управления фронтового эвакопункта № 73 на 1-м Белорусском фронте.

Оставшийся немногочисленный личный состав кафедры в тяжелых условиях фронтового города про­должал работу - обеспечивал учебный процесс, го­товил слушателей и врачей для работы на фронте, вел подготовку к изданию наставлений для военно-полевых хирургов по оперативной хирургии и топографической анатомии.

 В. Н. Шевкуненко с 22 июня 1941 г. по сентябрь 1941 г. одновременно работал в Управлении Ленинградского фронта по вопросам эвакуации.

 Осенью 1941 г. Военно-медицинская академия  была  эвакуирована из    Ленинграда в Самарканд. В декабре туда прибыли сотрудники кафедры опе­ративной хирургии и топографической анатомии.

Кафедра была развернута на новом месте в сжатые сроки и уже в январе 1942 г. началась ее обычная работа.

Учебный процесс был очень напряженным, занятия проходили в три смены. Особое внимание уделялось подготовке военно-полевых хирургов.

Не прекращалась и научно-исследовательская работа.

В 1943 г. защитили диссертации ученики В. Н. Шевкуненко: М. А. Сресели - на соискание степени док­тора медицинских наук и М. Я. Татишвили - на со­искание степени кандидата медицинских наук.

По приказу Главного военно-санитарного управ­ления Красной Армии 15 июля 1942 г. В. Н. Шевкуненко и его ученик А. Н. Максименков были коман­дированы в Москву для участия в создании Военно-медицинского музея Министерства обороны СССР и подготовки материалов для последующей разра­ботки опыта военно-медицинской службы в войне. На время своего отсутствия Виктор Николаевич по­ручил возглавлять кафедру своему ученику - проф. Ф. И.  Валькеру, который постоянно поддерживал  с ним связь.

В. Н. Шевкуненко и А. Н. Мак­сименков вместе с С. М. Багдасарьяном разработали положение о Военно-медицинском музее, которое и явилось началом создания этого учреждения.

Первая экспозиция Военно-медицинского музея была открыта в 1942 г. в Москве и в 1945 г. пе­реведена в Ленинград.

На базе музея в послевоенные годы был создан многотомный труд «Опыт советской медицины в Ве­ликой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В годы Великой Отечественной войны В. Н. Шев­куненко был консультантом при начальнике Главного военно-санитарного управления (ГВСУ). Он помо­гал в решении вопросов эвакуации раненых, в орга­низации хирургической помощи, в составлении санитарных отчетов по войне, а также в организации и осуществлении актуальных научных исследований в войсках. Эта его деятельность была связана с выез­дами на фронт и посещением лечебных учреждений для изучения их работы. Он участвовал в заседаниях пленумов Ученого медицинского совета при началь­нике ГВСУ и некоторых фронтов - Центрального и Северо-Западного.

В 1943 г. В.Н. Шевкуненко стал Лауреатом Государственной премии I степени (рис. 9).

В Москве (1942-1943) под руководством В. Н. Шевкуненко были организованы курсы усо­вершенствования военно-полевых хирургов и врачей, где он проводил занятия и читал курс лекций по опе­ративной хирургии и топографической анатомии.

Под редакцией В. Н. Шевкуненко в 1944 г. вышла книга «Техника хирургических операций». Ее составил коллектив учеников В. Н. Шевкуненко. Эта небольшая по размерам книга отличалась своеобразным построением: слева приводился текст, а справа - рисунок, пояс­няющий технику операции. Это обеспечивало удобство пользования книгой в трудной фронтовой обста­новке. Она пользовалась популярностью среди воен­но-полевых хирургов, так как учебников было мало.

 

 

 

Рис. 9.

 

Совет Народных Комиссаров вынес решение о создании Академии медицинских наук СССР (1944). В орга­низации АМН СССР приняли участие виднейшие ученые страны. В. Н. Шевкуненко входил в учре­дительную группу. Он был одним из первых удосто­енных почетного звания академика АМН СССР. Первым президентом академии был избран академик, главный хирург Красной Армии, генерал-полковник медицинской службы Н. Н. Бурденко, который при решении вопросов руководства и путей развития но­вого научного центра неоднократно советовался с В. Н. Шевкуненко.

Вице-президентом АМН СССР был избран глав­ный хирург Ленинградского фронта, профессор, ге­нерал-лейтенант медицинской службы П. А. Куприянов - ученик В. Н. Шевкуненко. Это был начальный период становления и развития Академия медицин­ских наук, который отличался особенно большим на­пряжением в работе.

В. Н. Шевкуненко принимал активное участие в работе первых трех сессий АМН СССР, нейрохирургических секций и XXV съезда хи­рургов.

1945 год для В. Н. Шевку­ненко совпал с 50-летием со дня окончания им Военно-медицинской академии и нача­ла научной, лечебной, педагогической и общественной деятельности.

В связи со знаменательной датой в жизни В. Н. Шевкуненко 26 декабря 1945 г. - 50-летием научной и педагогической деятельности - состоялось торжественное заседание Хирургического общества Н. И. Пирогова.

На кафедре, как и раньше, царила творческая ат­мосфера. Здесь продолжали трудиться некоторые прежние сотрудники - ученики Виктора Николаевича. К ним подключились молодые, составляющие уже третье поколение его учеников: Н. А. Бурканова, М. С. Короткевич, Е. К. Архангельская, Г. С. Ка­ган. С помощью своих старших учеников Ф. И. Валькера, Е. М. Маргорина и других.

Виктор Николаевич продолжал руководить кафедрой. Преклонный воз­раст и развивающаяся глаукома мешали работе. Однако он ежедневно бывал на кафедре и стремил­ся осуществлять руководство главным образом в об­ласти научной работы и сам продолжал активно тру­диться. Известно, например, что в 1946 г. он выступал с докладами, посвященными вегетативной си­стеме, периферическим и черепно-мозговым нервам, на  VII   и VIII  сессиях  нейрохирургического  совета.

В. Н. Шевкуненко 28 февраля 1948 г. был отме­чен правительственной наградой. В газете «Правда» за 1 марта сообщалось: «За выдающуюся научно-медицинскую и педагогическую деятельность в обла­сти оперативной хирургии и топографической анато­мии, в связи с семидесятипятилетием со дня рожде­ния и пятидесятилетием врачебной, научной, педа­гогической  и  общественной  деятельности  наградить генерал-лейтенанта медицинской службы, профессо­ра Шевкуненко Виктора Николаевича орденом Лени­на».

В мае 1948 г. В. Н. Шевкуненко по болезни вы­нужден был оставить заведование кафедрой. С этого времени специальным приказом министра Вооружен­ных Сил он был переведен на должность профессора-консультанта Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова.

Но Виктор Николаевич ежедневно бывал на кафедре и по мере своих сил продолжал работать. Он готовил к новому изданию учебник «Краткий курс оперативной хирургии с топографической ана­томией».

Летом 1949 г. в Ленинграде состоялся V Всесоюзный съезд анатомов, гистологов и эмбриологов. На этом форуме ученых с краткими выводами из работ по изучению изменчивости органов и систем тела выступил В. Н. Шевкуненко. Это было его пос­леднее публичное выступление. В этом же году был издан «Атлас периферической нервной и венозной систем». Этот труд, удостоенный Государственной премии, до настоящего времени является непревзойденным по глубине и полноте анализа из­менчивости внешнего строения двух указанных си­стем, особенно периферического отдела нервной си­стемы.

Состояние здоровья В. Н. Шевкуненко ухудшалось. В конце 1949 года наступила полная слепота. Однако он все время работал и считал  труд источ­ником жизни. В июне 1952 г. В. Н. Шевкуненко перенес пневмо­нию и инсульт. 30 июня наступило ухудшение, и в ночь на 3 июля В. Н. Шевкуненко скончался, был похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

18 октября 1966 года на здании анатомического корпуса академии В. Н. Шевкуненко установлена мемориальная доска.

Созданное В. Н. Шевкуненко учение продолжало успешно развиваться и после его смерти.

Его вклад в науку определяется не только тем, что сделал он сам, но и тем, что сделано его школой, его многочисленными учениками и последователями. В. Н. Шевкуненко является примером для многих в воспитании плеяды высокоталантливых ученых, обогативших своими трудами советскую медицину.

Из числа его сотрудников широко известны в нашей стране и за ее пределами такие ученые, как П. А. Куприянов, А. В. Мельников, М. С. Лисицын, А. Ю. Созон-Ярошевич, Ф. И. Валькер, А. М. Геселевич, А. Н. Максименков, Е. М. Маргорин, К. А. Григоро­вич, М. А. Сресели, М. В. Алферов, Н. В. Антелава, Д. Г. Иоселиани, Д. Н. Бережиани. Все они являются достойными представителями прославленной шко­лы В. Н. Шевкуненко.

Яркой демонстрацией признания В. Н. Шевкунен­ко явилась Всесоюзная научная и учебно-методиче­ская конференция заведующих кафедрами оператив­ной хирургии и топографической анатомии высших медицинских учебных заведений страны, посвященная 100-летию кафедры оперативной хирургии и то­пографической анатомии Военно-медицинской орде­на Ленина Краснознаменной академии имени С. М. Кирова, которая проходила 18-21 октября 1966 г.

Именно на этой кафедре В. Н. Шевкуненко и его ученики сделали первые шаги, обосновали и создали оригинальное учение об индивидульной анатомической изменчивости органов и систем тела человека. В знак признания особых заслуг В. Н. Шевкуненко в торжественной обстановке была установ­лена в его честь мемориальная доска на здании, в котором располагается кафедра и где он прорабо­тал почти полвека.

В ноябре 1972 г. по инициативе медицинской об­щественности страны, при активном участии заслу­женного деятеля науки, проф. М. А. Сресели состоя­лась научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения В. Н. Шевкуненко.

В работе кон­ференции приняли участие многие кафедры опера­тивной хирургии и топографической анатомии ме­дицинских институтов Советского Союза. Было за­слушано и обсуждено свыше 180 докладов по акту­альным вопросам и дальнейшему развитию учения В. Н. Шевкуненко.

Конференция еще раз продемонстрировала ут­верждение его взглядов в науке, правильность открытых им явлений и законов. В изучении индиви­дуальной анатомической изменчивости органов и си­стем человека широко применяется созданная В. Н. Шевкуненко методология, которая получила дальнейшее развитие.

За последнее время благодаря усилиям много­численных учеников и последователей В. Н. Шевку­ненко в нашей стране и за рубежом были представ­лены многие новые данные, обогатившие его учение.

Среди славных хирургов и хирургических школ Академии имя академика АМН, заслуженного деятеля науки РСФСР, лауреата Государственной премии I степени, профессора, генерал-лейтенанта медицинской службы Виктора Николаевича Шевкуненко (1872-1952) занимает почетное место.

Совет Министров СССР учредил премию им. В. Н. Шевкуненко, присуждаемую президиумом АМН СССР за работу по топографической анатомии и оперативной хирургии.

 

Глава 5. А. М. Геселевич – последователь школы Пирогова-Шевкуненко

 

В связи со стралинскими репрессиями информация о А. М. Геселевиче минимальна.

Анатолий Михайлович Геселевич (годы жизни: 1900-1975) - воспитанник Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, ученик выдающихся хирургов В. Н. Шевкуненко, В. А. Оппеля и С. П. Федорова.

 

 

Рис. 10. Анатолий Михайлович Геселевич

 

Много лет сотрудничал с В. Н. Шевкуненко, что способствовало перенесению в систему преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии традиций школы Пирогова - Шевкуненко.

А. М. Геселевич - крупный советский топографоанатом, доктор медицинских наук, профессор, представитель классического направления в топографической анатомии. Заведовал кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии Российского государственного медицинского университета (РГМУ) с 1938 по 1949 год.

История университета начинается с 1906 года. Под влиянием прогрессивной общественности были организованы Московские женские курсы. Затем курсы преобразовали во 2-ой Московский государственный университет, из которого в 1930 году выделился самостоятельный 2-ой Московский государственный медицинский институт, получивший в 1956 году имя великого русского хирурга и анатома Николая Ивановича Пирогова.

5 ноября 1991 года распоряжением Совета Министров Российской Федерации 2-ой МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова был преобразован в Российский государственный медицинский университет.

Одним из важнейших принципов педагогической работы кафедры под руководством А. М. Геселевича стало постоянное стремление приблизить пре­по­давание предмета к запросам хирургической практики. Соответственно этим требованиям были проведены ряд организационных мероприятий: расширилась площадь учебных помещений кафедры, которые были несколько ре­конструированы, оборудованы новыми осветительными приборами; в учеб­ных залах были установлены современные по тому времени столы. Выделены помещения для научных лабораторий и организован экспериментальный блок, который включал материальную, предоперационную и операционную. С этого времени расширился объем студенческих операций на животных, что стало обязательным элементом преподавания.

Наряду с этим существенно увеличился перечень самостоятельно выполняемых студентами оперативных вмешательств на трупах. Таким образом, за время прохождения цикла студенты изучали не только основы топографической анатомии и принципы оперативных приемов, но и приобретали определенные практические навыки по технике выполнения отдельных хирургических вмешательств.

Следует отметить, что преподавание предмета, выработка единых методических установок облегчалась и тем, что основные учебники и руководства по топографической анатомии и оперативной хирургии были подготовлены с участием профессора А. М. Геселевича и доцента Д. Н. Лубоцкого.

Коллектив кафедры большое внимание уделял работе научного студенческого кружка, в который привлекались одаренные студенты старших курсов. Многие из членов научного студенческого кружка в последующем стали научными сотрудниками клинических и научно-исследовательских институтов (М. В. Волков, С. В. Рынейский, Л. Г. Ерохина и др.).

Основным направлениeм научных исследований кафедры явилось дальнейшее развитие учения о крайних типах изменчивости органов и систем человеческого тела. Результаты исследований ранее были оформлены в моног­рафии “Типовая анатомия человека”, написанной В. Н. Шевкуненко и А. М. Геселевичем (1935 год). Большое внимание в работе коллектива кафедры уделялось изучению нового вопроса о различной емкости кровеносных сосудов внутренних органов в норме и в условиях патологии.

Впервые на кафедре был разработан оригинальный метод изготовления коррозионных сосудистых препаратов при помощи метилметакрилата (1946 год).

В течение 15 лет профессор А. М. Геселевич возглавлял медицинский отдел Всесоюзного института хирургической аппаратуры и инструментов.

Им предложена классификация хирургических инструментов, даны оперативно-хирургические основы их конструкций, написано и опубликовано более 40 работ по этим вопросам. Сотрудниками кафедры, а позднее медицинского отдела института защищено более 40 диссертаций.

Во время Великой Отечественной войны, будучи армейским хирургом и заместителем главного хирурга фронта, А. М. Геселевич накопил большой опыт, который обобщил в монографии “Оперативная хирургия войскового района” (1942 год). Многие работы А. М. Геселевича посвящены истории отечественной хирургии. Им собрана и изучена первая и наиболее полная библиография трудов и писем Н. И. Пирогова.

А. М. Геселевич был членом Всесоюзного oбщества хирургов, ответственным секретарем Пироговской комиссии при президиуме АМН СССР, заведующим кабинетом - музеем Н. И. Пирогова института им. А. В. Вишневского. Анатолий Михайлович А.М. Геселевич награжден орденами “Ленина”, “Красного Знамени”.

Он является автором 10 монографий и более 200 статей, 10 изобретений и рационализаторских предложений.

Некоторые работы А.М. Геселевича:

«В.Н. Шевкуненко (К 35-летнему юбилею», статья, 1930;

«Виктор Николаевич Шевкуненко. Библиографический очерк», статья, 1935.;

«Юбилей профессора В.Н. Шевкуненко», статья, 1936;

В соавторстве  и Лубоцким Д.Н. «Пособие к практическим занятиям по топографической анатомии конечностей» 1938;

«К 25-летнему юбилею врачебной и научной деятельности проф. Ф.И. Валькера», статья, 1937;

«Профессор В.П.Воробьев», статья, 1938;

«Группа стоматологии человека Ленинградского дома ученых имени Максима Горького», статья, 1936;

 «Неизданный отзыв П. А. Загорского о труде Н. И. Пирогова «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фиброзных фасций», статья, 1959;

Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова (к 70-летней годовщине со дня смерти)», статья, 1951;

«Н.И. Пирогов о подготовке педагогов высшей школы», статья, 1953;

«Научное, литературное и эпистолярное наследие Николая Ивановича Пирогова» 1956;

«Н.И. Пирогов как анатом (к 70-летию со дня кончины)», статья 1956;

«Способ получения вытравленных макро-микроскопических препаратов – слепков из пластической массы», статья, 1951;

«Типы нервного снабжения капсулы тазобедренного сустава», статья,1935;

«Об одностороннем отсутствии большой и малой грудных мышц», статья, 1934, и др.

 

Заключение

 

1. Ленинградской школой анатомов, представителями которой являются В. Н. Шевкуненко и А. М. Геселевич, были заложены основы «типовой» анатомии или учения о крайних формах изменчивости органов, предложено и обосновано понятие  анатомической «нормы» как физиологического критерия ее пределов, отражающее  диалектическое единство формы и функции в клинической практике. Понятие нормы по В. Н. Шевкуненко важно для практической медицины. Оно обязывает врачей строже учитывать индивидуальные анатомические различия и их размах при определении граней между нормой и патологией и, соответственно, при выборе оптимальных методов лечения.

2. В. Н. Шевкуненко и его ученики изучали конституции человека в связи с темпами роста и развития организма и характеристиками его реактивности. Разработана и принята классификация типов телосложения по В. Н. Шевкуненко.

3. Работы В. Н. Шевкуненко и его последователей по типовой анатомии и индивидуальной изменчивости велись на базе Петербургской военной Академии, учрежденной 18 (29) декабря 1798 г. по Указу императора Павла I. Наряду с медицинским академия положила начало также высшему ветеринарному и фармацевтическому образованию. Она стала первым и главным в России научным, учебным и лечебным центром, где издавались первые русские оригинальные медицинские учебники и где стали готовить профессоров для медицинских факультетов российских университетов. В 1865 г. основана кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии. Организация кафедры стала возможной благодаря выделению курсов оперативной хирургии, хирургической (топографической) анатомии, десмургии, механургии с курсом малых операций, читавшихся в рамках кафедры оперативной хирургии и академической хирургической клиники, в самостоятельную кафедру.

4. В 1905 г. на кафедру оперативной хирургии в качестве прозектора пришел работать В. Н. Шевкуненко. Он совершенствовался как преподаватель, много занимался со студентами, проводил много практических занятий и читал лекции. В 1907 г. он получил официальное зва­ние приват-доцента. В октябре 1911 г. принял на себя обязанности по руководству кафедрой, подчинил ее интересы хирургической практике. Благодаря участию В. Н. Шевкуненко преподавание оперативной хирургии и топографической ана­томии приобрело клинический аспект. В 1911 г. В. Н. Шевкуненко впервые ввел в программу практических занятий обязательные учебные операции на животных. С тех пор такой способ в системе препо­давания оперативной хирургии получил у нас в стране всеобщее признание и самое широкое распростра­нение.  Виктор Николаевич впервые создал при кафедре экспериментальную лабораторию, и виварий: орга­низовал операционную и клинику для животных.  Эти новшества учили обра­щению с живыми тканями, с сокращающимися под ножом хирурга мышцами, с  брызжущими кровью сосудами и т. д. В декабре 1912 г. приват-доцент В. Н. Шевкуненко официально возглавил кафедру. На протяжении почти 40 лет он был начальником кафедры оперативной хирургии, и то­пографической анатомии Военно-медицинской академии. Кафедра оперативной хирургии под руководством В. Н. Шевкуненко превратилась в крупную научно-теоретическую школу, разрабатывавшую анатомические основы практической хирургии в свете индивидуальности больного. Итогом явилось создание учения об индивидуальной анато­мической изменчивости органов, систем тела человека.

5. Виктор Николаевич Шевкуненко родился в уездном городе Мезени бывшей Архангельской губернии 17 февраля (по старому стилю) 1872 г. в семье купца-рыбопромышленника. В 1881 г. начал учебу в Ломоносовской гимназии города Архангельска. В 1890 г. он окончил гимназию с золотой медалью. В августе 1890 г. В. Н. Шевкуненко поступил на 1-й курс Военно-медицинской академии. В. Н. Шевкуненко был человеком разносторонних интересов. Он любил музыку, посещал театры, мно­го читал, занимался спортом. Большую роль в формировании личности молодого человека сыгра­ли встречи и беседы с политическими ссыльными, заставившими будущего врача много размышлять. B 1895 г. Виктору Николаевичу был вручен диплом врача с отличием и золотая медаль. В. Н. Шевкуненко был зачис­лен в клинику госпитальной хирургии, созданную ве­ликим  Пироговым. В 1898 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Современное лечение косолапости». С первых дней русско-японской войны В. Н. Шевкуненко стал кон­суль­тантом в военном ведомстве по вопросам эвакуа­ции. Возглавляемое В. Н. Шевкуненко Северное уп­равление Красного Креста оказало серьезную по­мощь медико-санитарной службе финской Красной Гвардии в Первую мировую войну. В период Октябрьского вооруженного восстания В. Н. Шевкуненко, его ученики и соратники по ка­федре и Обществу Красного Креста организовали оказание помощи раненым при всех выступлениях рабочих, солдат и матросов. Во главе с В. Н. Шев­куненко они принимали активное участие в орга­низации помощи пострадавшим при штурме Зим­него дворца, осуществляли лечение раненых в госпи­талях. Сразу  же после Октябрьской  революции В. Н. Шевкуненко приступил к соз­данию своей научной школы. Вокруг него начал формироваться коллектив молодых исследователей. В 1918—1919 гг. В. Н. Шевкуненко работал кон­сультантом по общим организационным вопросам при Окружном военно-санитарном управлении Петрограда и помогал организовывать эвакуацию ране­ных с фронта. Это обстоятельство в значительной мере отвлекало от научной работы, но  научные исследования не прекращались. В дальнейшем, как только обстановка изменилась, В. H. Шевкуненко развернул на кафедре научно-исследовательскую работу с участием большого коллектива. В 1929 г.  Ученый  совет  Государственного  ордена  Ле­нина института усовершествования врачей  (ГИДУВ) в Ленинграде пригласил Виктора Ни­колаевича на вакантную должность заведующего ка­федрой  оперативной хирургии. На  своих лекциях  и практических    занятиях  по усовершенствованию В. Н. Шевкуненко широко знакомил врачей с данными исследований по изучению изменчивости органов, систем и тела человека. Он при­влек к практической работе на кафедре института своих учеников из академии.

6. А. М. Геселевич - крупный советский топографоанатом, доктор медицинских наук, профессор, представитель классического направления в топографической анатомии. Заведовал кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии Российского государственного медицинского университета (РГМУ) с 1938 по 1949 год. А. М. Геселевич много лет сотрудничал с В. Н. Шевкуненко, что способствовало перенесению в систему преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии традиций школы Пирогова - Шевкуненко.

7. В. Н. Шевкуненко активно занимался общественной деятельностью. В мае 1948 г. В. Н. Шевкуненко по болезни оставил заведование кафедрой. С этого времени специальным приказом министра Вооружен­ных Сил он был переведен на должность профессора-консультанта Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. 3 июля 1952 г.  В. Н. Шевкуненко скончался. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. 18 октября 1966 года на здании анатомического корпуса академии В. Н. Шевкуненко установлена мемориальная доска. Созданное В. Н. Шевкуненко учение продолжало успешно развиваться и после его смерти. Его вклад в науку определяется не только тем, что сделал он сам, но и тем, что сделано его школой, его многочисленными учениками и последователями. В. Н. Шевкуненко является примером для многих в воспитании плеяды высокоталантливых ученых, обогативших своими трудами советскую медицину.

 

Литература

 

1.     Алаев А. Н. Зарубежные и отечественные анатомы. / А. Н. Алаев, В. С. Сперанский; под ред. С. Н. Касаткина. – Издательство Саратовского университета, 1977. – 216 с.

2.     Ибатуллин И. А. Этапы становления клинической анатомии в России. / И. А. Иббатуллин. // Казанский медицинский журнал. – 1977. – Т.  LXXVIII. - №5. – С. 391 – 393.

3.     Исаев П. О. Библиография отечественной литературы по анатомии человека. / П. О. Исаев. – Москва: Государственное издательство медицинской литературы, 1962. – 270 с.

4.     Куприянов В. В. Отечественная анатомия на этапах развития. / В. В. Куприянов, Г. О. Татевосянц. – Москва: Медицина, 1981. – 320 с.

5.     Маргорин Е. М. Методологические основы учения В. Н. Шевкуненко. / Е. М. Маргорин.  //  Вестник хирургии. – 1977. – том 119. - №9. – С. 131 – 133. 

6.     Милашкин А. Г. В. Н. Шевкуненко. / А. Г. Милашкин. – Научно-популярная медицинская литература. Выдающиеся деятели отечественной медицины и здравоохранения. – Москва: Медицина, 1973. – 59 с.

7.     Самусев Р. П. Эпонимы в морфологии. / Р. П. Самусев, Н. И. Гончаров : справочник. – Москва: Медицина, 1989. – 352 с.

8.     Тегако Л. И. Практическая антропология: учебное пособие. / Л. И. Тегако, О. В. Марфина. – Серия «Учебники». - Ростов-на-Дону: Феникс. – 2003. – 320 с.

9.     Тегако Л. И. Практическая антропология: учебное пособие. / Л. И. Тегако, О. В. Марфина. – Серия «Учебники». - Ростов-на-Дону: Феникс. – 2003. – 320 с.

10. Шевкуненко В. Н. Типовая и возрастная анатомия [Текст]: по данным исследований при кафедре опер. хир. и топ. анат. В. – м. академии / В.Н. Шевкуненко. – Ленинград: Графические мастерские, 1925. – 45 с.

11. Шевкуненко В. Н. Типовая и возрастная анатомия.  /  В. Н. Шевкуненко, А. М. Геселевич. – Ленинград – Москва: Государственное издательство биологической и медицинской литературы, Ленинградское отделение, 1935. – 232 с.

12. Юбилеи и даты: Анатолий Михайлович Геселевич (к 70 – летию со дня рождения) // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. – 1971. – том LX. - № 3. – С. 123 – 125.

 

 

Кафедра анатомии человека

ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России

Поступила в редакцию 12.04.2013.