Математическая морфология.
Электронный математический и
медико-биологический журнал. - Т. 12. -
Вып. 3. - 2013. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-39-html/TITL-39.htm
УДК 621.314.53 …
621.43.001.6
Основные статические характеристики стенда энергосберегающей системы
Ó 2013 г. Чикунов Ю.М.
В
статье рассмотрены основные эксплуатационные характеристики обкаточно-тормозного
стенда энергосберегающей системы.
Ключевые слова: энергосберегающий обкаточно-тормозной стенд; обкаточно-тормознаяи регулировочная
характеристики.
Энергосбережение в
связи с постоянным ростом цен на электроэнергию становится одной из
приоритетных задач в деле снижения текущих затрат любого современного производства.
Поэтому в настоящее время моторостроительные заводы и специализированные
ремонтные предприятия оснащают свои испытательные станции обкаточно-тормозными
стендами (ОТС), обеспечивающими рекуперацию электроэнергии. С помощью данных
стендов осуществляется утилизация энергии, высвобождаемая при обкатке и испытании
двигателей внутреннего сгорания (ДВС), путём преобразования её из механической
в электрическую и генерирования в промышленную сеть. Кроме того, указанные выше
предприятия проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с
целью повышения технико-экономических показателей рассматриваемых ОТС.
На заводе «Дагдизель» (г.
Каспийск, Республика Дагестан) была разработана энергосберегающая система
стендов, состоящая из группы тормозных устройств и группового преобразователя
[1, 2, 3]. Очевидно, что напрашивается вопрос о том, возможно ли на данном
электротехническом устройстве проводить типовые испытания. Чтобы на него ответить,
рассмотрим основные характеристики системы ОТС.
Эксплуатационные
свойства стенда с рекуперацией электроэнергии определяются по рабочим
характеристикам. К ним относятся обкаточно-тормознаяи регулировочная
характеристики.
Обкаточно-тормозная
характеристика представляет собой зависимость момента прокручивания, тормозного
момента, электромагнитной и полезной мощности машины постоянного тока от частоты вращения
коленчатого вала испытываемого двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
В качестве тормозного
устройства в энергосберегающей системе используется двигатель постоянного тока
(ДПТ). В паспортных данных указывается полезная (на валу) номинальная мощность,
развиваемая двигателем и его КПД. Чтобы электродвигатель развил указанную
мощность, необходимо к нему подвести электрическую мощность, равную
Рэл= Рдпт/
η , (1)
где
η - КПД
ДПТ.
Для развития такой мощности в
генераторном режиме к ДПТ требуется подвести механическую мощность величиной
Рмех= Рэл
/η . (2)
Выразим из (2) Рэл и приравняем с (1)
Рмех∙η
= Рдпт/ η . (3)
Тогда при условии,
что Рмех= Рдвс
уравнение примет вид
Рдпт= Рдвс∙η2, (4)
где Рдвс - максимальная мощность,
развиваемая ДВС во время
приемо-сдаточных испытаний.
Зная, что Р= М∙Ω , определим, как
относится момент прокручивания к тормозному моменту
Мпр∙ Ω = Мт∙Ω ∙η2
Мпр = Мт∙ η2 (5)
Обкаточно-тормозная
характеристика снимается при постоянстве напряжения сети Uc сиcтемы ОТС и неизменном сопротивлении
якорной цепи R.
Описывается она следующими уравнениями
UcMэм∙R
Ω = _________________
, (6)
k∙Ф - k2∙Ф2
Ω = Р / М . (7)
Для построения характеристики при Ф=Фн
достаточно знать три точки, соответствующие номинальному значению момента
прокручивания Мпр.ном при
номинальной угловой скорости Ωном ; угловой скорости идеального холостого хода М = 0
Uc
Ω = Ω0
= ________ ; (8)
k∙Ф
номинальному значению
тормозного момента Мт.ном
при угловой скорости
UcMэм∙R
Ω = Ω*
= _________________ . (9)
k∙Ф + k2∙Ф2
Эти точки соединяют две прямые линии,
изображенные на рис.1. Необходимо отметить, что наклон этих прямых разный, так
как
Ω0
- Ωн = Ω* - Ω0, (10)
а
Мт = Мэм + Мпотерь , (11)
Мпр = Мэм - Мпотерь. (12)
Регулирование угловой скорости во время холодной
обкатки осуществляется изменением магнитного потока Ф. Момент прокручивания
тормозного устройства с увеличением угловой скорости уменьшается по закону
гиперболы. Зависимость допустимого момента Мпр от угловой скорости
описывается уравнением
Мпр.доп = Мпр.ном∙Ωн/
Ω . (13)
Полезная мощность,
развиваемая на валу ДПТ во время холодной обкатки при изменении угловой
скорости от Ωном до
Ω0 ,
определяется формулой
Ω0 ∙ Ω -
Ω2
Рпр= Мпр.ном∙______________ (14)
Ω0 - Ωн
и описывается кривой, представленной на рис.1.
Тормозная мощность на участке скоростей от
Ω0 до Ω* равна
Ω2 - Ω0. Ω
Рт= Мт.ном∙_______________ (15)
Ω*-
Ω0
и также имеет форму кривой.
На рис.2 представлены регулировочные
характеристики тормозного устройства холодной (кривая - 1) и горячей
обкатки (кривая - 2) при номинальном
токе якоря
Ω = (Рэм±Рпотерь)/(kэ∙Iя∙Iв). (16)
Плавность регулирования в пределах заданного
диапазона обеспечивается
плавностью регулировки напряжения, подводимого к обмотке возбуждения.
Обычно регулируемые двигатели имеют диапазон
регулирования от 2:1 до 5:1 , в ряде
случаев до (8...10):1.
Диапазон
регулирования ограничивается различными
факторами. Главным из них
является ухудшение условий коммутации с возрастанием угловой скорости,
поскольку реактивная ЭДС Ер, вызывающая искрение на коллекторе,
пропорциональна току Iя и
угловой скорости
Ω,то есть
Ер= Сэм∙Iя ∙Ω
. (17)
Кроме того,
при больших угловых скоростях требуется повышать механическую прочность
якоря.
Таким образом,
регулирование угловой скорости и изменение тормозного момента, применяемым в системе ОТС осуществляется
наиболее простым и экономичным способом, так как мощность, потребляемаяобмоткой возбуждения ДПТ, составляет примерно 2...2,5% мощностидвигателя.
Простота управления и возможность автоматизации делает стенд удобным в
эксплуатации. Анализ рассмотренных характеристик показывает, что тормозное
устройство энергосберегающей системы удовлетворяет типовым испытаниям ДВС.
1. Чикунов Ю.М. Устройство и принцип действия системы
обкаточно-тормозных стендов. Отраслевой научно-производственный журнал «Автотранспортное
предприятие», июнь, 2011г., с.46-47.
2. Патент Российской Федерации №2044294. Стенд для
испытания двигателя
внутреннего сгорания. Чикунов
Ю.М. 1994 г.
3. Патент Российской Федерации №2039348. Стенд для
испытаний
двигателей внутреннего
сгорания .Чикунов Ю.М. 1994 г.
Basic static characteristics
of stand of the energy-saving system
Chikunov Y. M.
In article the main
operational characteristics of the brake stand of energy saving system are
considered.
Key words:
energy-saving brake stand; brake and regulation characteristics.
368300 Республика Дагестан, г.Каспийск, ул.Хизроева дом 35 кв 30
Тел. +7 904 094 23 25
Chikunov_yuriy@mail.ru
Возможна
смена места жительства
309905 Белгородская
область, Красногвардейский район,
село Никитовка, улица
Добровольского 39