Электронный математический и
медико-биологический журнал. - Т. 12. -
Вып. 3. - 2013. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-39-html/TITL-39.htm
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТА
Ó 2013 г. Давыдкина М. А.
В статье рассматривается
актуальная проблема профессионального становления экономиста в вузе. По мнению
автора, иностранный язык становится
универсальным средством профессиональной жизни, поэтому при обучении иностранному
языку в вузе все более актуальной
становится проблема развития и формирования профессиональной иноязычной
компетентности у студентов.
Ключевые
слова: профессиональное становление, профессиональные иноязычные
компетенции, формирование компетентности.
В настоящее время в условиях интеграции России в мировое экономическое и
образовательное пространство традиционная
подготовка студентов экономических специальностей, учитывающая только
требования Госстандарта ВПО, не удовлетворяет современные потребности
рынка труда. Если раньше в период распределительной системы выпускник вуза
мог постепенно адаптироваться к условиям работы, то сейчас обучение
по образовательным стандартам в системе бакалавриат – магистратура
предполагает более четкую ориентацию на требования работодателей, что требует полной профессиональной
реализации соответствующего уровня компетентности.
Однако, вопрос формирования профессиональной
иноязычной компетенции будущих экономистов с акцентом на ее предметную
(профессиональную) составляющую, что обеспечивает ориентацию не только в содержательном,
но и организационном плане осваиваемой профессии, остается недостаточно
изученным. Такая акцентированная профессиональная направленность обусловлена
возросшими отраслевыми требованиями, связанными с занятостью экономистов в
сфере внешнеэкономической деятельности. Это, в свою очередь, предполагает системные
изменения в моделировании процесса формирования профессиональной иноязычной
компетенции будущих экономистов. Компетентность
– это способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно
оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять
свои знания. В этой связи, актуальным становится решение педагогической
задачи, связанной с формированием профессиональной иноязычной компетенции
будущих экономистов.
Поскольку бакалавр является
специалистом первой ступени высшего образования, его востребованность на рынке
труда главным образом определяется профессиональной компетентностью.
Профессиональную компетентность можно охарактеризовать как способность
мобилизовать персональные ресурсы, организованные в систему знаний, умений,
способности и личностные качества, необходимые для эффективного решения
профессиональных задач в типовых и нестандартных ситуациях. Структура профессиональной
компетентности обусловлена спецификой квалификационной характеристики и
требованиями, предъявляемыми к носителю конкретной специальности. Формирование
профессиональной компетентности осуществляется через содержание образования,
которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и
профессиональные знания, умения, личностные качества, приобретаемые в процессе
овладения этими предметами.
Международными ориентирами для моделирования процесса
формирования профессиональной иноязычной компетенции будущих экономистов и
определения педагогических условий, обеспечивающих реализацию созданной модели,
являются также требования, разработанные в рамках Болонских соглашений (например,
Европейская система квалификаций, проект «Общеевропейские компетенции владения
иностранным языком: изучение, преподавание, оценка»). Содержание понятия «профессиональная иноязычная компетенция будущих
экономистов» представляет собой совокупность мотивации к изучению иностранного
языка, фоновых знаний в области внешнеэкономической деятельности, иноязычных
профессионально-значимых речевых навыков, рефлексивных умений, направленных на
самооценку уровня владения иностранным языком, и наличие опыта решения
профессиональных задач на иностранном языке, приближенных к реальным условиям
профессиональной деятельности; формируемая компетенция включает мотивационный,
когнитивно-функциональный и рефлексивный компоненты на базовом, пороговом и продвинутом
уровнях развития. Структура исследуемой
компетенции представлена мотивационным, когнитивно-функциональным и
рефлексивным компонентами.
Мотивационная составляющая проявляется в
сформированном интересе к языковой подготовке, уверенности в необходимости
владения профессионально-ориентированным иностранным языком.
Когнитивно-функциональный компонент включает сформированность
профессионального тезауруса, владение необходимыми средствами выражения в
вербальном и невербальном поведении, а также навыками, необходимыми для
выполнения профессиональных функций, связанных с внешнеэкономической
деятельностью. Рефлексивность включает самооценку обучающимися уровня владения
иностранным языком.
Автор технологии знаково-контекстного обучения в
профессиональной педагогике А.А. Вербицкий в процессе обучения при
подготовке специалиста выделил три базовые формы деятельности обучаемых и
множество переходных от одной базовой формы к другой. К базовым формам деятельности относятся:
Таким образом, обучение
бакалавров-экономистов возможно только при выполнении определенного
комплекса дидактических условий, под которыми понимается совокупность
взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса обучения,
являющихся результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения
элементов содержания, методов или приемов, а также организационных форм
обучения для достижения намеченных дидактических целей. Выбор цели в виде
сформированности компетентности бакалавров экономического профиля
осуществляется на основе системного и акмеологического подходов. Проектирование
технологии обучения в соответствии с этими принципами осуществляется на основе
дифференцированных заданий и межпредметныхсвязей. Иностранный
язык становится универсальным средством профессиональной, производственной жизни,
поэтому при обучении иностранному языку в
вузе все более актуальной становится проблема развития и формирования
профессиональной компетентности у студентов. Высокий уровень профессиональной
компетентности достигается наличием профессиональных умений, приобретенных за
время обучения в вузе. Иноязычные умения реализуются успешно в составе коммуникативной
компетенции лишь в том случае, если они соответствуют профессиональным умениям,
определенным квалификационными характеристиками специалистов данного профиля,
зафиксированным Государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования. Целесообразной и методически оправданной
является, таким образом, профессионально – коммуникативная направленная
подготовка по иностранному языку, предполагающая обучение студентов
профессионально-ориентированному иноязычному общению. В связи с этим особую
актуальность приобретает профессионально- ориентированный подход к обучению
иностранного языка в вузе, который
предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в
конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом
особенностей профессионального мышления. Профессионально-ориентированное
обучение иностранному языку признается в настоящее время приоритетным
направлением в обновлении образования.
Литература
1.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе:
контекстный подход. – М.: Высшая школа, 2001. – 152 с.
2.
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437с.
3.
Смоленцева Л.В. Информационная составляющая профессиональной
подготовки бакалавров экономического профиля //
EducationalTechnology&Society. 2008. - v.11.-№ 4. Режим
доступа: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html, свободный.
4. Профессиограмма
направления 080100.62: Экономика. Квалификация: Бакалавр экономики. Режим доступа: http://www.tolgas.ru/specialities.asp?s=177&o=6&mn=
mn1&sys=1
FORMATION OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCES
IN TRAINING OF AN ECONOMIST
Davydkina M. A.
The
article deals with the actual problem of professional formation an economist at
the university. According to the author, a foreign language is a universal
means of a professional life, that’s why learning a foreign language in the
institution of higher education is becoming increasingly urgent problem of development
and the formation of professional linguistic competence in students.
Key
words: professional growth, professional
linguistic competence, formation of competence.
«Санкт-Петербургского Университета Управления и Экономики»
(СИЭ С-ПбУУиЭ)
Поступила в редакцию 11.06.2012