Электронный математический и
медико-биологический журнал. - Т. 12. -
Вып. 3. - 2013. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-39-html/TITL-39.htm
УДК
378.14
ИНОЯЗЫЧНАЯ
КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ФАКТОР СОЦИОПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
Ó
2013 г. Макерова Н. В.
Данная статья рассматривает
иноязычную компетенцию выпускников неязыковых вузов как один из факторов повышения
их социопривлекательности и конкурентоспособности, как условие их социальной и
профессиональной адаптации.
Ключевые слова: иноязычная компетенция,
социопривлекательность, конкурентоспособность, профессиональная коммуникация,
ценностная ориентация, карьерный рост.
Иноязычная компетенция сегодня является важным критерием социальной
успешности и профессионального роста. В этой связи целью высшего образования в
области иностранного языка становится формирование социальной и профессиональной
адаптации студентов в условиях поликультурных отношений. Владение иностранным языком рассматривается в данном
контексте как средство развития личности будущих выпускников и фактор их
конкурентоспособности.
Социуму привлекательны
не просто квалифицированные специалисты, а специалисты, которые способны к
осуществлению международного и межкультурного общения. Овладение
иноязычной компетенцией обусловливает готовность будущего специалиста
практически применять приобретенные за время обучения в вузе знания, умения и
навыки в реальных условиях профессиональной коммуникации на иностранном языке.
Приобретение
иноязычной компетенции и самими студентами должно расцениваться как
неотъемлемый компонент профессионализма, конкурентоспособности и социализации
личности. В связи с этим пониманием в процессе лингвистического образования
осуществляется и самопознание, самооценка, саморефлексия, саморазвитие и
самосовершенствование личности будущего специалиста.
Ориентация лингвообразовательного процесса на личность обучающегося,
его качества, свойства, способности, потребности положительно сказывается на
готовности студента прогнозировать, проектировать и конструировать свою речемыслительную
деятельность, вербальное и невербальное поведение в профессионально и социально
значимых ситуациях иноязычного общения.
В задачи повышения профессиональной конкурентоспособности студентов
неязыкового профиля средствами иностранного языка входит и глубокий анализ кросс-культурных различий и
особенностей, который способствует эффективному взаимодействию с
представителями инофоновой картины мира, устранению недопонимания и разрешению
конфликтных ситуаций, вызванных этими различиями. Посредством изучения
иностранного языка студенты осознают национальную специфику восприятия действительности,
овладевают специфическими поведенческими нормами, характерными другой лингвообщности.
Социально
привлекательным аспектом иноязычной компетенции является способность личности к
общепланетарному, глобальному мышлению. Изучение иностранного языка
студентами-нефилологами в контексте овладения ими иноязычной компетенцией
представляет собой деятельность, обусловленную рядом внешних и внутренних
факторов. Среди внешних факторов можно выделить социальный заказ на уровень
сформированности иноязычной компетенции, сходства и различия родного и
изучаемого языков, реалий своей страны и инофоновой действительности в аспекте
межкультурной парадигмы. Внутренними факторами являются психологические особенности
и характеристики личности, лексико-грамматический, фонетический, синтаксический
строй того или иного языка, закономерности развертывания речевых стратегий в
конкретных коммуникативных ситуациях.Сочетание этих факторов способствует
осознанию себя не только представителем национального лингвоэтносоциума, но и
субъектом диалога культур, гражданином мира.
Основу развития иноязычной компетенции закладывает формирование
способовиноязычной профессионально
значимой деятельности. Будущий выпускник неязыкового вузадолжен быть не только
компетентен, но и качественно осведомлен о последних достижениях и инновациях в
своей профессиональной сфере, что не представляется возможным без изучения зарубежных
публикаций и обмена опытом и информацией на иностранном языке. Целесообразность
более широкого применения возможностей иностранного языка в профессиональной
подготовке будущих специалистов продиктована и расширением международного
сотрудничества и партнерства, деловыми контактами и переговорами с зарубежными
коллегами, необходимостью производственных стажировок и практик за границей.
Следовательно, процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе требует
обязательного учета профессиональной специфики, направленности на будущую
трудовую деятельность выпускников.
Уровень развития иноязычной компетенции является маркером эффективности
построения процесса лингвистического образования в неязыковом вузе. Чтобы
сделать этот процесс продуктивным, целесообразно осуществлять его на основе системно-ценностной
интеграции, которая предполагает аксиологическое осмысление и преобразование
личностью обучающегося иноязычных знаний. Такая трансформация иноязычных знаний
актуализирует социально значимые ценности и потребности личности.
Аксиологизация содержания языкового образования вырисовывает вектор развития
личности студента, составляющий основу его социопривлекательности.
Таким образом, формирование иноязычной компетенции у
студентов-нефилологов подразумевает не только усвоение языковых знаний, умений
и навыков, речеповеденческих стратегий и тактик, но и ценностно-ориентированных
способов деятельности. Взаимодействие между личностью студента и иноязычной
действительностью происходит на базе ценностных ориентаций. Мерилом такого
взаимодействия является иноязычная компетенция, сочетающая языковые,
профессиональные и ценностные ориентации личности, которые способствуют
карьерному росту будущих выпускников неязыковых вузов и повышению их социальной
привлекательности.
FOREIGH LANGUAGE COMPETENCE AS THE FACTOR OF SOCIAL
ATTRACTIVENESS AND COMPETITIVENESS OF THE GRADUATES OF NON-LINGUISTIC
UNIVERSITIES
Makerova N. V.
The article considers a foreign language
competence of the graduates of non-linguistic universities as one of the
factors of increasing their social attractiveness and competitiveness, as a
condition of their social and professional adaptation.
Key words: foreign language competence, social attractiveness, competitiveness,
professional communication, value orientation, career growth.
Филиал ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ»
в г. Смоленске
Поступила в редакцию15.10.2013.