УДК 612.76

О С. ПЛАТОНОВЕ И ЕГО КНИГЕ "ПОСЛЕ КОММУНИЗМА"


©1999 г. И. И. Мунерман

В 1990 году вышла книга с интригующей суперобложкой: "С. Платонов. После коммунизма. Книга не предназначенная для печати", 1990 г.

При жизни Платонова (псевдоним) книга не могла быть издана, поскольку автор предлагает новое прочтение Маркса, марксизма. Но не менее удивительно то, что она была издана в то время, когда изложение марксизма и коммунизма не в тотально-отрицательном плане могла только дискредитировать автора. К изумлению “публикаторов” книга имела большой успех. Она разошлась в течение дня и стала “дефицитом”. Цена ее на черном рынке достигла 15 номиналов. Та же участь постигла второе издание. В предисловии, названном его авторами "Вместо некролога" (В. Аксенов, В, Криворотов, С. Чернышев - они же "публикаторы"), приводится краткая биография Платонова, которой мы воспользовались.

С. Платонов родился в 1949 году. После окончания Московского физико-технического института он успешно трудился в одном из исследовательских центров оборонного сектора страны. Это был скромный, несколько замкнутый системщик и математик. Он проявлял интерес и явные способности к общественной работе и журналистике. Глубоко изучал Гегеля, Маркса, русских религиозных философов, исторические и социологические труды А. Тойнби, индийскую философию, в частности буддизм дзен. Платонов читал на нескольких языках, музицировал, писал неординарные стихи и с двенадцати лет вел большой личный архив. Уже из приведенных данных вырисовывается весьма незаурядная личность. Но никто из его окружения, и даже их близких, не знал о другой стороне его жизни. Перед самой кончиной (в 1986 году) он передал близким по духу людям часть своего архива, которую хранил вне дома. Разбирая его записки и документы, они постигли истинную драму его судьбы. Уже в двадцать с небольшим лет он мыслил государственными категориями. А когда в 1983 году Андропов поставил вопрос - кто мы и где находимся - Платонов решил, что час его настал. Он вошел в контакт с представителями партийного и государственного аппарата высокого уровня. Контакт перешел в диалог, который длился около трех лет. Безвременная смерть Платонова (от злокачественной болезни крови) оборвала этот диалог в самом начале "перестройки". В книге, которую подготовили к изданию "публикаторы", содержатся работы Платонова, которые он подготовил к предстоящим диалогам. Эти работы посвящены осмыслению социальной ситуации в стране и перспективам ее дальнейшего развития. Здесь мы должны заметить, что автор в своем архиве вымарал все, что могло дать намек на конкретные имена. Он был совершенно равнодушен к своему авторству, исповедуя платоновское понимание существования идей. Для него имело значение, чтобы идеи обрели собственное существование.

Мы не можем рассмотреть здесь содержание его книги, но считаем своим долгом изложить некоторые из основных положений Платонова, которые нам близки.

Платонову чужда идеологическая зашоренность. Будучи марксистом, он видел культурные ценности в русских религиозно-философских системах, буддисткой дзен философии и во многом другом, что было под запретом идеологических монстров.

Платонов дожил до начала перестройки, и у него уже были готовы ответы на ее острые философские, социально-экономические и политические вопросы.

Своим исследованиям Платонов предпосылает высказывание Маркса по поводу тех, кто называл себя марксистами: "Я знаю только одно, что я не марксист". И Ленин писал: "...Никто из марксистов не понял Маркса 1/2 века спустя!". Кстати, и великий Толстой по такому же поводу говорил "Я не толстовец". Эти высказывания никогда не были так актуальны и остры, как в наше время. Наши "демократы", пришедшие к власти, демонстрируют абсолютное невежество в оценке не только марксизма и коммунизма, но и капитализма.

Свой первый трактат Платонов начинает с письма молодого и честолюбивого немецкого философа Гесса своему другу о Марксе: "Ты должен быть готов познакомиться с величайшим, быть может, единственным из ныне живущих подлинным философом... Как по своей устремленности, так и по своему философскому духовному развитию он превосходит не только Штрауса, но и Фейербаха, а последнее очень много значит! Я желал бы постоянно иметь такого человека в качестве учителя философии. Только теперь я чувствую, какой я дилетант в собственно философии". И далее: "Доктор Маркс - так зовут моего кумира - еще совсем молодой человек (ему едва ли больше 24 лет), который нанесет последний удар средневековой религии и политике; глубочайшая философская серьезность сочетается в нем с тончайшим остроумием; вообрази себе Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля, соединенными в одном лице, - и я говорю соединенными, а не смешанными, и это будет доктор Маркс). Платонов приводит свидетельства Гесса, видного немецкого философа, современника Маркса, потому что полностью солидаризуется с ним.

"Понять Маркса. Это стратегическая, безотлагательная проблема партии и социалистического государства. Это прежде всего - задача руководителей, которые ни на день не должны отодвигать ее под давлением всевластных "текущих дел" или перепоручать своим научным консультантам и просвещеннейшим представителям наших славных "общественных наук". Как опытный и талантливый "системщик" Платонов нацеливает внимание "руководителей" на стержневые места сочинений раннего и позднего Маркса.

Так, суть марксизма сформулирована уже в "Манифесте...": "...Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности". Марксизм ставит и решает, не только теоретически, но и практически три вопроса: 1. Что такое частная собственность? 2. Почему она должна быть уничтожена? 3. В чем состоит уничтожение частной собственности?

Ответ на эти вопросы содержится в понятии отчуждения - исторически исходной категории марксизма. Поэтому мы не станем следовать за Платоновым по трудам Маркса. Здесь же мы рассмотрим его положения о тотальной гуманистической сущности раннего и позднего Маркса.

Уже в "Манифесте" коммунисты провозгласили свою конечную цель: "На месте старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Примечательно, что здесь приоритет отдается свободе каждой отдельной личности. Но речь идет о свободе развития человеческой сущности, а не о свободе какого-либо притеснения отдельным индивидом или государством, классом и др.

Свободное развитие каждого и всех в поздних сочинениях Маркса воплощается не в эпоху коммунизма, а в эпоху положительного гуманизма. Эпоха коммунизма проходит через ряд стадий, на протяжении которых происходит уничтожение частной собственности в поэтапном ее снятии, присвоении, уничтожении. Уничтожение частной собственности. Это исторически длительный, диалектически сложный процесс уничтожения через присвоение. Маркс подчеркивал, что упразднение частной собственности после революции не является ее уничтожением. Уравнительный коммунизм даже не дорос до частной собственности, не осуществил ее присвоение и усвоение. Это осуществляется поэтапным коммунистическим действием. Это поэтапное "коммунистическое действие" не допускает ни спешки ни промедления. Разработка концепции, программы, технологии этого сложного, системного поэтапного действия осуществляется "мозговым центром" с его "конструкторским бюро" и соответствующими испытательными системами.

Этой сложной организации "коммунистического действия", структурным управленческим, испытательным и исполнительным системам Платонов посвящает целую главу.

К сожалению, трагическим, роковым стечением обстоятельств труды незаурядного, не кабинетного ученого и мыслителя во время "перестройки" плесневели в архивах. И современными "реставраторами капитализма" они не будут востребованы.



Кафедра психологии

Смоленский государственный педагогический университет

Поступила в редакцию 13.03.99.