УДК 612.76

ПРОБЛЕМЫ ПАЛЕОПСИХОЛОГИИ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

© 1998 г. И. И. Мунерман

Философы (Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Ф. Лосев и др.), философски всесторонне образованные психологи, психопатологи (З.Фрейд, К. Юнг, Э. Фром, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и д.р.) пришли к выводу, что личность есть сравнительно поздний продукт исторического и онтогенетического развития человека, начиная с его предыстории.

Уже Маркс признал, что "Мы должны знать, какова человеческая природа вообще и как она модифицируется в каждую историческую данную эпоху" [1].

Эпохе становления человека общества отдал дань и Энгельс: "Эта "седая древность" при всех обстоятельствах остается для всех будущих поколений необычайно интересной эпохою, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием - преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим, ассоциированным людям" [2].

Психологии людей "седой древности", или палеопсихологии отдали значительную дань видные историки и этнографы. Менее других уделяли ей внимание психологи. В фокусе наших книг были неизменно психологические проблемы исторического развития личности и палеопсихологии [3].

Среди историков и этнографов наиболее содержательно представлена палеопсихология в трудах Ю. И. Семенова [3] и Б. Ф. Поршнева [4].

Мы уделим им внимание в пределах возможностей небольшой статьи при рассмотрении основных проблем палеопсихологии.

В процессе исследования исторического развития личности мы попыталась обратить внимание на то, что могут дать палеопсихология и этнопсихология для разработки нерешенных проблем психологической теории личности, к которым можно отнести, прежде всего, следующие:

- проблему соотношения биологического и социального в личности;

- проблему соотношения бессознательного и сознания в личности;

- проблему структуры личности и определения ее сущности;

- проблему деформации личности - неврозов и психопатий;

Здесь отмечены только наиболее общие теоретические проблемы. Но, само собой разумеется, что методологические принципы исследования - историзма и системности - необходимо распространить на все психические явления, процессы и свойства личности.

Палеопсихология и проблемы соотношения биологического и социального в личности. Одним из удивительных "чудес" начала человеческой истории является обуздание формирующимся человеком "зоологического индивидуализма". В письме к A. М. Горькому В. И. Ленин писал "В действительности "зоологический индивидуализм" обуздала не идея бога, обуздало его и первобытное стадо и первобытная коммуна" [5]. Эта мысль обстоятельно раскрывается Ю. И. Семеновым в его фундаментальной и содержательной монографии [3] Б. Ф. Поршнев по своему отметил преодоление зоологического индивидуализма, а именно как утверждение в первобытном стаде психологии "отдавать".

Когда говорят о "зоологическом индивидуализме" человеческих предков, то имеют в виду, что каждый из них стремится удовлетворить, прежде всего, свои инстинктивные потребности в пище, продолжении рода, самосохранении и др. Это относится к животным, ведущим одиночный и стадный образ жизни. Если в первом случае связь эта очевидна, то во втором она может быть поставлена под сомнение. Не случайно указывают на то, что человек и общество ведут свое происхождение от животных с наиболее развитым стадным инстинктом и наиболее устойчивым стадным объединением. Однако Семенов отмечает, что в стадном объединении очень сильны центробежные силы. К его разобщению ведут и гаремная семья, и система доминирования, и другие формы соперничества. Таким образом, и в стадном объединении по Семенову господствующей силой является зоологический индивидуализм. Ему противодействовать могли только факторы антропогенеза и социогенеза. Биологические законы развития могли играть в этом развитии только отрицательную роль. Переоценка агрессивности полового инстинкта привела к недооценке тех биологических предпосылок, которые явились благоприятной почвой для развития социальных признаков стадных объединений.

Н. А. Тих [6], и Дж. Ван Лавик-Гудолл [7] и другие приматологи достаточно подробно описали те биологические предпосылки, которые сплачивали стадо. Важно отметить тот факт, что в структуре стадных объединений высших приматов, например шимпанзе, гаремной семьи нет, половые отношения носят промискуитеный характер. Столкновения между самцами на почве полового соперничества в условиях естественного образа их жизни не наблюдаются. Потребность приматов в общении, сопереживании, утешении, взаимопомощи, взаимообслуживании отмечаются многими приматологами. Следовательно, в предыстории человека биологические закономерности носили двойственный, биполярный характер.

Отечественными и зарубежными историками и этнографами, владеющими добротной философской методологией, учитывающими все достижения естественных и гуманитарных наук (биологии, приматологии, антропологии, психопатологии, языкознания, психолингвистики и др.), созданы стройные теории антропогенеза и социогенеза, несмотря на некоторые их разногласия. Из огромного теоретического и фактического материала мы отметим лишь важные для нас общие теоретические выводы.

Установлена достаточно четкая зависимость между уровнем развития сапиентных свойств формирующихся людей, социальных признаков стада и уровнем развития производственной деятельности (каменной индустрии).

Зоологический индивидуализм был обуздан в процессе совместной, а потом коллективной охотничьей производственной деятельности. Формой обуздания его стали повсеместно утвердившиеся пищевые и половые табу.

Сам факт успешного обуздания зоологического индивидуализма и повсеместного утверждения в первобытно-общинном строе психологии "отдавать", а не "захватывать" является важным источником исторического оптимизма для последовательных гуманистов-ученых в исторической, психологической и других человековедческих и социологических науках.

Палеопсихология и проблема соотношения бессознательного и сознания в личности. Начало человеческой истории и палеопсихологии проливает свет и на другую трудную проблему психологии: соотношение и содержание сознательных и бессознательных блоков сознания.

Отмечая большую заслугу Фрейда в том, что он вскрыл диалектические противоречия между сознательными и бессознательными психическими образованиями личности, мы, как и он сам, видим зыбкость, мифологичностъ его научной исторической основы. Это в первую очередь относится к Эдипову комплексу.

Зарубежные и особенно отечественные психологи, историки, этнографы, и философы (Выготский, Узнадзе, Поршнев, Фром и др.) значительно расширили научное обоснование происхождения и содержания бессознательного, опираясь на огромный научный фактический материал. Наибольший резонанс в научной среде соответствующих институтов получила в свое время книга Поршнева "О начале человеческое истории". Поэтому ему и его книге мы посвятим заключительное слова этой небольшой статьи.

Палеопсихология и проблемы психопатий и неврозов. Известно, что неврологи и психиатры видят объяснение многих невропатологических, невротических и психопатологических синдромов в палеопсихологии. По Фрейду вся древняя психика содержится в бессознательном человека. Многие видные психиатры (Э. Кречмер, П. Шарко, В. А. Гиляровский и др.) выводят почти все основные симптомы шизофрении, паранойи, истерии, психастении и других душевных расстройств из свойств инфантильной и архаической психики вплоть до примитивных безусловных рефлексов.

Они вскрывают механизм этих синдромов. Психопатологический процесс приводит нередко к дезинтеграции психики. В зависимости от глубины и размеров дезинтеграции можно наблюдать в продуктах распада соответствующие палеопсихологические явления, от более древних и глубоких к более поздним и поверхностным. Возврат к более ранним психическим явлениям и механизмам получил название регрессии. Этот термин закономерно вошел в лечебно-диагностическую практику и теоретические исследования невропатологии и психиатрии. Так невропатолог отмечает у больного с глубоким поражением головного мозга возврат к инфантильным рефлексам орального автоматизма. Такие выдающиеся невропатолог и психиатры как Пьер-Мари, Магнус, Бабинский, Аствацатуров, Кроль, Кречмер, Гиляровский и др. видят в мозговых синдромах не только симптомы выпадения, но и обнажение более древних мозговых структур.

Идя по стопам невропатологов, психиатры увидели в примитивных истерических реакциях филогенетически древние инстинктивные действия: "двигательную бурю" и "рефлекс мнимой смерти". Гиляровский объясняет склонность к символике художников, страдающих шизофренией, регрессией к символическому мышлению древних людей.

Психопатология содержит большой и ценный материал для построения психологической теории личности. К этому источнику обращался великий физиолог Павлов. В современных пособиях по психологии (P.С. Немова и др.) данные психопатологии и палеопсихологии начисто исключены. Их авторов не вдохновили даже труды Выготского, Рубинштейна, Фрома и др.

Среди блестящей плеяды психологов и психиатров, эффективно включавших в свои труды данные патопсихологии палеопсихологии, уникальным является выдающийся историк Б. Ф. Поршнев, потому что он не менее выдающийся психолог, чем историк. Ему мы надеемся посвятить отдельную статью, так как он забыт или вернее незнаком современным психологам. Здесь же мы можем привести только некоторые факты его биографии, отметить его уникальность как ученого и значение его трудов для психологической теории личности.

Борис Федорович Поршнев (1905-1972) родился в Петербурге, окончил факультет общественных наук МГУ и аспирантуру по истории в РАНИОН. Доктор исторических и философских наук. Работал в Институте истории АН CCCP заведующим сектором новой истории, а затем сектором истории развития общественной мысли. Работы Поршнева переведены на многие иностранные языки. Он имел звание почетного доктора Клермон-Ферранского университета. Ему принадлежит более двухсот печатных научных работ. Из них более десяти монографий. Возглавляя сектор новой истории, он посвятил около двадцати пяти лет фундаментальному исследованию, которое стояло в фокусе его научных интересов. Он не успел его закончить, и оно вышло в свет после его смерти под названием "О начале человеческой истории". Уникальность этой монографии состоит в том, что автор впервые попытался объяснить один из труднейших вопросов становления Человека Разумного в историческом отрезке его отрыва от обезьяньих предков, опираясь не на мифологические догадки, а на строгие закономерности развития и динамики высшей нервной деятельности. Все выдающиеся достижения мировой и, особенно, отечественной физиологии нервной и высшей нервной деятельности, относящиеся не только к палеопсихологии, но и ко всей психике Человека Разумного, вошли в структуру его теоретических построений.

Поршнев смог это осуществить благодаря своей всесторонней образованности. Впечатляет его образованность не только в общих гуманитарных общественных науках, но и в специальных, таких как общая физиология нервной деятельности (Введенского, Ухтомского), высшая нервная деятельность (Сеченова и Павлова), патопсихология и психиатрия, языкознание и психолингвистика.

Глубокие знания во всех указанных областях науки позволили Поршневу раскрыть вскользь затронутых Марксом и Энгельсом понятий инстинктивного и сознательного труда, и их роли в очеловечивании человекообразных обезьян. Впечатляет также использование автором закона доминанты Ухтомского и неадекватных (побочных) рефлексов (вскользь отмеченных И. П. Павловым) при раскрытии механизма формирования второй сигнальной системы - физиологической основы речевой деятельности.

Столь же впечатляет использование Поршневым понятия суггестии и контрсуггестии при объяснении содержания основных стволов мышления и сознания - дологического, мистического и логического, и научного.

Мы не можем изложить здесь даже кратко все глубокое содержание теоретических построений и научных гипотез книги Поршнева. Но мы убеждены, что продолжение его научных исследований столь же образованными последователями приведет к созданию научной палеопсихологии, "онаучиванию" психоаналитических теоретических построений (комплексов). Это озарит путь избавления современного человека от палеопсихологических рудиментов, являющихся источником многих его трагедий, и развития к осознанию своей общественной сущности в обществе положительного гуманизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. - Т. 23. - С. 73.

2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - М., 1968.

3. Семенов Ю. И. Как возникло человечество. - М.: Мир, 1966.

4. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М.: Мысль, 1974.

5. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - Т. 48. - С. 232.

6. Тих Н. А. Предыстория общества. - Л., 1970.

7. Дж. Ван Лавик-Гудолл. В тени человека. - М.: Мир, 1974.


Кафедра психологии

Смоленский государственный педагогический университет

Поступила в редакцию 20.12.98.