УДК 616.895.7:152.5:757
ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПЕРСЕВЕРАЦИИ ИНТЕРПОЛИРОВАННЫХ
ГЕТЕРОГЕНИЙ В ЖИВОПИСИ САЛЬВАДОРА ДАЛИ
© 1998 г.
Д. В. Сергеев
О! О! О! О!
Шекспир. Отелло
Фундаментальные изменения в мировосприятии человека ХХ века связаны прежде всего с утратой чувства устойчивости бытия, непреложности и однозначности законов прогрессивного эволюционного развития. Не события внешнего мира, а состояние человеческого сознания детерминируют, с точки зрения многих философов, судьбу человека и человечества. В изменившейся идейно-философской обстановке новые качества приобретает и художественное мышление. Парадоксальное соединение ирреального и натуралистического - одно из кардинальнейших свойств искусства Сальвадора Дали. Художник является не столько регистратором и интерпретатором существующей независимо от него действительности, но творцом, созидающим в произведениях свой собственный мир. И мир этот параноидален.
Он отражает целостную трансформацию осознания реальности. Художник следует своим суждениям с исключительной субъективной уверенностью, они непроницаемы для опыта и критики, а содержание их невозможно [ 3, с. 131]. Параноидальная система Дали сохраняется в феноменологически неизменном, но непрестанно эволюционирующем виде десятилетиями ("Я стану Дали, я непременно стану Дали!" -обещает себе пятидесятилетний гений [1, с. 133]), она в высшей степени детально разработана и отличается поразительной логической точностью. В центре стоит сам художник и его персонифицированное продолжение - Гала, и эта эгоцентричность подвергается предельному акцентированию ("... с каждым новым днём мне всё труднее и труднее представить себе, как могут жить другие, если им не выпало счастье родиться Галой или Сальвадором Дали" [1, с. 145]). К тому же способность к критике в этой системе не ликвидируется, а ставится на службу паранойе и специфически окрашивает формальное выражение бредовых идей [3, с.133], формируя оригинальный "параноидно-критический метод" художника.
Но содержание этих идей, которое
Сальвадор Дали раскрывает нам своим творчеством,
всегда суть нечто вторичное. Аналитик
встречается с не более чем экстравагантной
художественной формулировкой привычных
художнику суждений. Особый интерес в связи с этим
представляет вычленение из общего наследия
мастера серийных и персеверирующих элементов -
образов, навязчиво отражающих некие отличные от
прочих суждения, вероятно имеющие особое,
гиперценное содержание.
Дали. Великий Мастурбатор. 1929
Персеверация - ярчайшая черта космологической иконографии Дали, первой обращающая на себя внимание при попытке анализа творчества художника. Вся его жизнь как бы замыкается под знаком харизмы гениальности в стремлении преобразовать окружающий мир по своему образу и подобию. Квазивитальные и анимальные категории - сновидения, реминисценции, спонтанные автоматизмы сознания материализуются в его работах, приобретая форму, цвет, объём. Архетипические образы личной мифологии неизбежно множатся и, будучи извлечёнными из глубин подсознания, начинают феерическое шествие по полотнам мастера. Реальные события персональной и общественной истории влияют на тематику произведений Дали весьма избирательно, и она эволюционирует от вычурных программно-сюрреалистических творений целомудренного эротомана к глубочайшей эстетической и этико-теософской ассимиляции классического художественного наследия под гебефреническим надзором образов-талисманов, кочующих из произведения в произведение: костыли, поддерживающие мягкие конструкции, растекающиеся циферблаты, комодные ящики, выдвигаемые из одушевлённых и неодушевлённых объектов, кузнечики, горящие жирафы, мальчики в матросских костюмчиках без устали и с неизменным энтузиазмом участвуют в катаклизмах галлюцинирующей вселенной Дали. Этот род персеверации является одной из характерных особенностей шизоидного рисунка и отличается от того, что встречается, например, при психоорганических синдромах, когда повторяющийся фрагмент обычно бывает случайным и не имеет большого значения для больного, разве что облегчая ему экспрессию там, где не достаёт иных, более богатых средств выражения. У Дали же персеверация превращается в ритуал. Повторяющиеся образы имеют символическое, метафорическое, аллегорическое значение - за ними скрывается глубинное содержание его художественного метода, многократно подтверждающее причастность художника к формированию основ мироздания. В беседе с Луисом Пауэлсом он признавался, что иногда сомневается в реальном существовании окружающего мира и не знает действительно ли он живёт, или просто нарисовал этот мир и свою невероятную судьбу. Маэстро ведёт оживлённую переписку с самим собой, начиная письма обращением "Дорогой и Божественный Дали" и часто сообщает окружающим, что был свидетелем чудес, явленных миру исключительно ради него и его прославления. Правда, к таким чудесам он порой относит появление болячки на губе или длительное отсутствие стула, но тем не менее смиренно благодарит Господа и Ангелов за эти знамения. Художник утверждает: "Я убеждён, что все великие люди прошлого , все те, чьи души образуют обволакивающую нас мистическую ноосферу - питательную почву духовности, - объединили свои усилия в то мгновение, когда я явился в мир, мгновение, когда гений человека бросил смерти свой самый дерзкий вызов" [2, с. 17,20,54]. Символом этого вызова, утверждающего права человека Сальвадора Дали на личную смерть, а гения Сальвадора Дали на личное бессмертие, символом перманентного продолжения жизни является персеверация образов на полотнах художника.
В его произведениях, как, впрочем, и в обыденной жизни, можно без труда обнаружить немало таких мотивов. Тенденция к повторению аналогичных функциональных структур - явление, распространённое среди всех живых организмов; на ней основывается выработка рефлексов, жизненных навыков и т. п. Её следует трактовать как проявление ритмичности, характерное для самой жизни [4, с. 49]. Чем меньше в процессе сознания задействовано функциональных структур, тем выше вероятность развития стереотипии. У животных с низкой степенью развития нервной системы чаще можно наблюдать стереотипное поведение, нежели у тех, которые стоят выше на эволюционной лестнице. У высших животных и человека проявления активности на уровне ствола мозга значительно менее разнообразны, чем замыкающиеся на более высоком интегративном уровне ЦНС. Следовательно, в реализации этих активностей легче проследить "персеверационный ритм" [4, с. 50], а само явление персеверации можно считать выражением тенденции живого организма к сохранению уникальной индивидуальной функциональной структуры вопреки противодействию со стороны окружения, что и составляет одну из фундаментальных особенностей жизни как феномена.
В творчестве Дали помимо прочего персеверирующие структуры-образы принимают характер ритуальных сакрификаций, выполняющих функцию защиты перед неизбежно апокалиптическим неизвестным. Аккуратно жертвуя своим полотнам талисманы, которые непосвящённому наблюдателю могут показаться бессмысленными навязчивостями, художник терпеливо прокладывает путь в таинственном мире, который мог бы грозить ему гибелью и "сумасшествием" ("Нет, никогда Дали не станет безумцем. Разве то, что я сотворил, не самое гармоничное из всех возможных сочетаний?" - заклинает себя художник в своём дневнике [1, с. 178]). В основе этих жертвоприношений лежит магическое мышление ("Разве не предназначен я самой судьбой совершать чудеса, да или нет? Да, да, да, да и ещё раз да!" [1, с. 133]), убеждающее в том, что, если идти определённым, соответствующим этому мышлению путём, то ничего дурного не случится. И вместо того, чтобы бояться неизвестного, он начинает бояться нарушения ритуала. Это, однако, не приводит к обеднению эксцентричного мира Дали, так импонирующего своей причудливой гармонией, поскольку в нём проявляется то, что в эмпирическом мире не способно освободиться от гнёта критики. Его элементы, когда-то представлявшие интегративные части великолепных произведений искусства, даже вследствие повторения, смещаясь со временем на периферию, уменьшаясь в размерах, трансформируясь из героев во вспомогательные персонажи, не становятся банальными орнаментами хотя бы в силу того, что субъекты персеверации непрестанно сменяют друг друга, сохраняя непредсказуемость творческой направленности гения.
И они далеко не однородны. Наибольший
интерес аналитика способны вызвать так
называемые интерполированные гетерогении -
элементы изображения, являющиеся целостными
объектами, которые, будучи включёнными в общую
композицию художественного произведения, тем не
менее несут черты феноменологической
отчуждённости его общей концепции. Один из самых
загадочных и глубоких образов Дали - мальчик в
матроске, лица которого мы не видим, и который
впервые появляется в непривычном ещё ракурсе на
картине "Я в возрасте десяти лет, когда я был
ребёнком-кузнечиком (Комплекс кастрации)",
датированной 1933 годом, и сидящим в лодке спиной к
зрителям на полотне 1934 года, а в ортодоксальном
виде - с обручем и окостеневшим фаллосом в руках ,
- на работах 1934 года "Спектр сексуального
призыва" и "Загадочный элемент ландшафта"
и не оставляет художника до начала 70-х годов -
"Галлюцинирующий тореро" (1970) и "Лицо"
(1972).
Дали. Галлюцинирующий тореро
(фрагмент). 1969 - 1970
До конца жизни Дали так и не удалось примириться с собственной экзистенциальной сущностью. Заглядывая себе в душу, он неизменно обнаруживал там своего двойника - покойного старшего брата и тёзку Сальвадора Дали Доменч, умершего, как ошибочно полагал художник, от менингита (отсюда гидроцефалическая деформация черепа у его персонажей ) в семилетнем возрасте , за три года до его рождения. Во всяком случае однажды, читая лекцию в Париже, Дали признался, что всё его искусство и эпатирующие выходки порождены именно этим обстоятельством. Мастер полагал, что брат-тёзка был как бы его эскизом, черновым наброском, а сам Дали - зеркальным отражением покойного [2, с. 7,15,17]. Мальчик в матроске, таким образом, символизирует одновременно и Дали-художника, с любопытством наблюдающего за тенезмами внешнего (внутреннего?) мира, и Дали-покойника, которого Сальвадор-младший мучительно и безуспешно многократно пытается предать забвению, увековечивая его образ. В "Невыразимых признаниях" маэстро писал: "Вместе со мной родился мой брат, мой двойник, и я должен был убить его, чтобы занять МОЁ место и получить право на МОЮ смерть" [цит. по 2, с. 22]. Но память о первенце его родителей постоянно мучила Дали. Уже в 1966 году он говорит: "Я каждый день собственноручно расправляюсь с образом моего брата (...) . Он - мой мрачный Бог, мы неразлучны, как Кастор и Поллукс. Я - бессмертный Поллукс, но и он бессмертен, и я постоянно его убиваю, чтобы у Божественного Дали не было ничего общего с этим некогда земным существом" [цит. по 2, с. 22]. В силу этого "Портрет моего покойного брата" (1963) как бы состоит из капель крови, которые, сливаясь, образуют модель молекулы, симпатичные вишенки, нарисованные как-то ребёнком Дали на двери дома знакомых, и, наконец, неисчислимое воинство конкистадоров, а сквозь запёкшуюся лужицу с мрачным удовольствием проглядывает профиль зловещей птицы. Это и есть лицо мальчика в матроске?
Дали. Портрет моего покойного
брата (фрагмент). 1963
С картиной "Я в возрасте десяти лет,
когда я был ребёнком-кузнечиком" связаны
аллюзии многих гетерогений. На ней Дали
отождествляет себя (покойного брата?) с
насекомым, которое в детстве внушало ему
наибольший ужас, а в творчестве замещает образ
отца, проклявшего двадцатипятилетнего
Сальвадора за надругательство над памятью
покойной матери. Именно в 1929 году кузнечики
расплодились по полотнам Дали ("Мрачная
игра", "Великий Мастурбатор" и др.).
Кузнечику часто сопутствует мягкий профиль,
возникший впервые на "Портрете Поля Элюара"
(1929). Как и растекающийся циферблат, появившийся
чуть позже, а
Дали. Постоянство памяти. 1931
окончательно закрепившийся в
"Постоянстве памяти" (1931), этот образ
символизирует зыбкость и непрочность бытия
человека как в пространстве, так и во времени и
присутствует в творчестве мастера вплоть до
начала 80-х годов, как, впрочем, и самая заметная и
шокирующая деталь работ Дали - костыль. Он
окончательно утвердил мягкие бесхребетные
образования в пространстве, лишив их
фантастической неестественности. Отныне - с 1932
года - всё, изображённое художником - чистая
правда. То, что не могло существовать в реальном
мире в силу своей аморфности, разумеется сможет
существовать в нём с подпоркой. Даже кепка и
акромегалическая ягодица Ленина ("Загадка
Вильгельма Телля" (1933)). Но костыль - лишь
иллюзия устойчивости обыденного бытия,
деформированного онтологическим восприятием
гениального сознания. Он лишь усиливает ощущение
зыбкости конструкции. В Верхнем Ампурдане,
откуда родом Дали, и по сей день такие костыли
используют как подпорки в садах и на огородах, и с
самого детства они были у Дали перед глазами. Он
говорил, что на картинах они служат для
"поддержания нежности в мягких структурах"
и символизируют смерть и воскресение после
смерти, поскольку напоминают ему ящерицу, с
которой он играл в десятилетнем возрасте, - у неё
был аномально расщеплён хвост [2, с. 83,85,87] .
Дали. Я в возрасте десяти лет,
когда я был ребёнком-кузнечиком (Комплекс
кастрации). 1933
В очертаниях бесконечно уходящего к горизонту стола, у которого молитвенно склонился ребёнок-кузнечик, маэстро в 1952 году усмотрел прообраз носорожьего рога. Это случилось в тот день, когда А.Лопес подарил ему трость с роговой ручкой. "Этот рог спасёт мне жизнь! - восклицает Дали в момент озарения, - Все слегка изогнутые поверхности человеческого тела имеют некую общую геометрическую основу - ту самую, которая (...) зовётся рогом носорога!" [1, с. 91,85], и в 1954 году появляется на свет "Юная девственница, содомируемая рогами собственного целомудрия". Этот процесс поступательно продолжается и в последующих творениях мастера.
Дали. Юная девственница,
содомируемая рогами собственного целомудрия. 1954
Тело на картинах Дали предметно трансформируется, подвергается автоматизации, модернизации, репарации с применением различных технических деталей, в том числе и комодных ящиков ("Пылающий жираф" (1937), "Космические атлеты" (1943)), указывающих на возможность постижения внутренней сущности объектов, наверняка отличной от тривиальных представлений. По убеждению художника человечеству известна только видимость кантовской "вещи в себе", и он стремится показать её миру во всём великолепном убожестве - комодные ящики всегда пусты! Секрет паранояльной онтологии Дали в "слишком глубоком" проникновении в суть объектов и явлений, что порой и приводит к карикатуризации их взаимосвязей.
Однако метафизические переживания
Дали не могут быть корректно оценены в терминах
истинности или ложности, соответствия или
несоответствия действительности, особенно
потому, что, трансцендируя с течением времени,
многие из них приобрели культурное значение в
умах здоровых людей. Искусство Дали - яркое
свидетельство тому, что мир болен, болен
жестокостью и извращённой чувственностью.
Вместе с тем художник эпатирует самодовольство
здравого смысла и безвкусицу массовой культуры,
доказывая, что психические девиации, даже
вопреки своему часто социально негативному
аспекту, в перспективе развития художественной
культуры несомненно расширяют границы
человеческого познания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сальвадор Дали. Дневник одного гения. - М. : Искусство, 1991.
2. Карлос Рохас. Мифический и магический мир Сальвадора Дали. - М. : Республика, 1998.
3. Карл Ясперс. Общая психопатология. - М. : Практика, 1997.
4. Антон Кемпинский. Психология шизофрении. - С.-Петербург : Ювента, 1998.
5. Robert Descharnes, Gilles Neret. Dali. - TASCHEN, 1993.
Резюме
Персеверация интерполированных
гетерогений, приобретающая в живописи
Сальвадора Дали характер ритуальной
сакрификации, отражает тотальную араноидную
трансформацию онтологической перцепции
художника, показывая однако, что психические
девиации, даже вопреки своему социально
негативному аспекту, в перспективе эволюции
художественной культуры способны расширять
границы человеческого познания.
Смоленск
Поступила в редакцию 20.09.98.