Математическая морфология.
Электронный математический и медико-биологический
журнал. - Т. 13. -
Вып. 1. - 2014. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-41-html/TITL-41.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-41-html/cont.htm
УДК 004.932.2
Ó 2014 г.
Суровнева Г. А.
В работе изложены методы обучения грамматике иностранных языков, с
помощью которых оптимизируется процесс обучения иностранным языкам.
Предполагаемые методы основаны на разнообразных подходах в обучении грамматики
и позволяют достичь наилучших успехов в изучении иностранных языков.
Ключевые слова: методы обучения
грамматики, подход, этапы.
В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. В 21 веке важную роль играет владение иностранными языками. Язык – важнейшее средство общения, без которого невозможно существование и развитие общества. Основное назначение иностранного языка заключается в формировании способности и готовности осуществлять иноязычное межкультурное и межличностное общение с носителями языка. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования и способствует формированию личности и адаптации к постоянно меняющимся условиям в современном мире.
Изучение иностранных языков
включает в себя несколько аспектов. Одним из основных аспектов является
изучение грамматики.
Согласно разнообразным исследованиям в сфере
обучения иностранным языкам грамматика на протяжении долгих лет является
предметом интенсивных дискуссии и обсуждений. Именно поэтому понятие грамматики
имеет многозначное значение. Одни авторы трактуют грамматику как каркас, на
котором базируется лексика. Другие считают, что грамматика – способ подстановки
слов с целью получения правильного предложения.
Большинство европейских
педагогов отмечают, что в большинстве случаев грамматика иностранного языка
становится камнем преткновения в процессе обучения, что в свою очередь отбивает
желание дальнейшего изучения языка. Почему же такое происходит? При слове
«грамматика» все сразу представляют себе большой свод скучных и сложных правил,
которые необходимо зазубривать. Именно поэтому у многих возникает мнение о том,
что грамматика – бесполезная трата времени и сил. По мнению таких людей важный
элемент в изучении иностранного языка – обогащение словарного запаса и как
следствие − приобретение большого опыта говорения. Несомненно говорить вы
сможете, но на каком уровне. Зная лишь слова и не зная грамматики вы не сможете
употребить их вместе, а ошибки в речи имеют огромное значение.
Чтобы оптимизировать процесс
обучения грамматики используются различные методы, среди которых наиболее популярными
являются следующие [1,2]:
1.
Грамматико-переводной
метод, основная цель которого изучение грамматики, являющейся основой в
понимании и чтении текстов на иностранном языке. Изучение грамматики в данном
методе осуществляется с помощью дедуктивного подхода, при котором сначала
изучаются и разбираются правила, а затем выполняются необходимые для
закрепления упражнения.
2.
Прямой
метод, который является противовесом грамматико-переводного. Грамматика
изучается на основе индуктивного похода, т.е. вначале выполняется ряд заданий,
основанных на механическом повторе, а впоследствии формируется правило. Данный
метод оказывает большое внимание грамматической правильности речи, а в случае
возникновения ошибок они исправляются.
3.
Натуральный
метод, который является разновидностью прямого метода и был широко распространен
в XIX веке. Процесс обучения данного метода направлен на интенсивную
тренировку лексических единиц и разнообразных грамматических структур.
4.
Коммуникативный
метод, являющийся наиболее распространенным в обучении грамматики. Согласно
данному методу, грамматика изучается не как форма и структура, а как средство
выражения мыслей, отношений и введение их в условия реального языкового
общения.
Вышеуказанные методы относят
к традиционным методам, но в настоящее время наряду с данными методами широкое
значение приобретают игровые методы обучения грамматике. Среди приемов данного
метода наиболее распространенными являются использование ситуативных картинок,
настольные игры, игра в группах. С помощью приемов такого рода происходит
закрепление определенных грамматических структур и тренировка в их
употреблении, а так же решение речевых задач, используя запас имеющихся знаний
и навыков.
Несмотря на то, что
существует большое количество методов в обучении грамматики иностранных языков
наибольшая эффективность обучения грамматики достигается путем
последовательного выполнения следующих этапов [3]:
1.
Ознакомление
и первичное закрепление. Цель этапа – предоставление основы грамматики,
раскрытие значения, формообразования, содержания и употребления грамматических
структур. На данном этапе необходимо обеспечить контроль за пониманием
обучающихся. Данный этап характеризуется использованием таких упражнений, как
выписывание, подчеркивание, грамматический разбор.
2.
Тренировка.
Цель этапа заключается в тренировке грамматического навыка и формировании
речевых навыков. Формирование грамматического навыка предполагает развитие
точного воспроизведения изучаемого данного явления в типичных для его функционирования
ситуациях. На данном этапе используют повторительные, постановочные упражнения.
3.
Применение
в речи. Цель этапа основывается на использовании реальных ситуаций, позволяющих
не только использовать новую грамматику, но и повторить лексику. Упражнения
этого этапа должны основываться на коммуникативной значимости. К заданиям
традиционно относят различные ролевые игры и дискуссии.
Следует отметить, что на
каждом этапе при выполнении определенных упражнений необходимо разбирать
ошибки, совершенные обучающимися. При этом переход от одной грамматической
структуры к другой при изучении иностранного языка должен совершаться только в
том случае, если предыдущая полностью освоена.
В целом можно сказать, что
обучение грамматике имеет существенное значение. Грамматика представляет собой
исходную точку для дальнейшего изучения иностранного языка. Знание иностранного
дает дополнительные возможности и перспективы для дальнейшего развития
личности.
1. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский
терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.,
2008. 425 с.
2. Колкер Я.М. Практическая методика обучения
иностранному языку. Учеб. пособие для студ. ВУЗов., «Академия», 2004, 264 с.
3. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга
преподавателя иностранного языка. М., Высшая школа, 2006. 517 с.
Surovneva G. A.
The paper presents methods of
teaching grammar of foreign languages which optimizes the teaching process. Prospective
methods are based on different approaches to
teaching grammar, and help to achieve the best results in learning foreign
languages.
Key
words: grammar teaching methods,
approaches, stages.
Филиал ФГБОУВПО
«Национальный исследовательский
университет»МЭИ»
Поступила в редакцию 23.02.2014.