Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 13. -

Вып. 2. - 2014. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-42-html/TITL-42.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-42-html/cont.htm

 

 

УДК 80

 

Женщина и война в поэзии Н. И. Рыленкова

 

© 2014 г. Глотова А. В.

 

(glotova.doc)

 

В работе изучается поэтический цикл Н. И. Рыленкова «Книга верности», сделан анализ поэтического образа женщины на войне. В 111 поэтических текстах Н. И. Рыленкова военной поры в половине присутствуют женские образы. Выявлены следующие ипостаси образа: боевая подруга, жена, мать, сестра, Родина.

Ключевые слова: Н. И. Рыленков, «Книга верности», образ женщины, война.

 

Тема войны – вечная тема. Она всегда будет обсуждаться и изучаться. Особенно эта тема актуальна сейчас, когда на Украине развязана братоубийственная гражданская война. Многие поэты-смоляне  сказали своё слово о войне. Среди них и Николай Рыленков. Военной тематике он посвятил целый цикл под названием «Книга верности». Особое место в этом цикле занимает образ женщины. Выяснить, как изображена женщина на войне в поэзии Н.И. Рыленкова, – вот та цель, которую мы ставим перед собой в данной работе.

В первые дни Великой Отечественной войны поэт ушел добровольцем на фронт, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. Командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянке продолжал писать. Военный опыт нашёл мощное отражение в творчестве поэта.  Замечено, что каждое седьмое стихотворение Н.И. Рыленкова – о войне [1]. Военная лирика нашего земляка была негромкой, «домашней», но это делало её куда более слышной, чем сотни и сотни «фанфарных» стихов, наполненных «шумом битв» и «яростью атак». «В сочетании с кровавой военной темой задушевная беседа..., задушевная беседа на грани жизни и смерти - из такого казалось бы противоестественного сочетания извлекал он катарсис» [2]. Великая Отечественная война у поэта предстаёт не войной мужчин, а войной народов. Автору самому приходилось видеть проявление героизма мирным населением, в том числе и женским. Эта правда осталась в стихах.

Из 111 рассмотренных нами произведений, написанных Н. Рыленковым в годы войны (1941-1945 гг.),  в 57 присутствует женский образ. Образы героинь, созданные поэтом, распределены нами на пять условных типов: «Андромаха», «Аленушка», женщина-Родина, женщина-муза, женщина-мать.

 

«Андромаха»

 

Стихотворение «Командир батальона читал до зари «Илиаду»…» (1942).

 

Командир батальона читал до зари «Илиаду».

Стол дощатый скрипел, и огарок чадил восковой,

И в ночи открывалось его воспаленному взгляду

Не сраженье у Трои, а бой под любимой Москвой.

Мужа в бой провожая, там слезы не льет Андромаха,

Но сжимая ружье, встает с ним бок о бок она…

А в штабную землянку из мутного снежного праха

Шел рассвет. И его посылала со сводкой война [3, с. 232].

 

В этом стихотворении рассказ о буднях войны обретает черты античного эпоса. Автор проводит параллель между двумя великими войнами – Троянской (один из важнейших её эпизодов запечатлел Гомер в «Илиаде») и Великой Отечественной. Две разные эпохи, разные противоборствующие народы, но борьба за свободу, за Родину, любовь к родному дому их объединяет. В тяжелые часы все как один встают на защиту своей земли. Однако автор в приведённом выше тексте отмечает не столько сходство двух войн, сколько искусно противопоставляет их.

Испокон веков воевать должен был мужчина, слова «мужчина» и «воин» были по сути синонимами. Женщина же была хранительницей очага, воплощением слабости, покорности, терпимости. Она оставалась дома или лишь сопровождала своего мужа в походах, но непосредственного участия в военных действиях не принимала. Ярким примером такой героини может служить образ Андромахи. В греческой мифологии Андромаха - супруга прославленного защитника Трои – Гектора, родившая ему сына Астианакта. Во время Троянской войны её родной город Фивы Плакийские был взят и разорен Ахиллом, который лишил жизни отца Андромахи Ээтиона, её семерых братьев, а мать взял в плен. Он же убил в поединке у Скейских ворот Гектора [4]. В «Илиаде» Андромаха показана верной и любящей женой Гектора. Ее монологи вошли в сокровищницу мировой литературы. Она предчувствовала гибель мужа и горько оплакивала его затем:

 

О, для чего я родилась!

Ты, о супруг мой, в Аидовы домы, в подземные бездны

Сходишь навек и меня к неутешной тоске покидаешь

В доме вдовою; а сын, злополучными нами рожденный,

Бедный и сирый младенец! Увы, ни ему ты не будешь

В жизни отрадою, Гектор,- ты пал! - ни тебе он не будет!... [5]

 

В годы Великой Отечественной войны женщины тоже теряли мужей, сыновей, но знали, что слезами их не оживишь, противников не прогонишь, войну не выиграешь: «Но сухи были глаза у женщин: они за войну разучились плакать» [3, с. 224]. Они понимали, что если не начнут оказывать посильную помощь, война будет проиграна, поэтому брали в руки оружие и смело шли в бой. В статье «О моральном облике нашего народа» есть такие слова: «все предыдущее бледнеет перед великой эпопеей нынешней войны, перед героизмом и жертвенностью советских женщин...» [6]. Советские женщины совершили бессмертный подвиг во имя Родины и в тылу страны, и на фронте, будучи санитарками, медсестрами, врачами; воюя на фронте и в партизанских отрядах.

Уже в годы войны были написаны первые героические страницы истории о вкладе советских женщин в защиту Отчизны. Среди них и процитированное выше стихотворение нашего земляка. Рыленков в новых условиях переосмысливает известный классический женский образ: его Андромаха становится боевой подругой, она теперь «слёзы не льет», а «сжимая ружьё», сражается вместе с бойцом «бок о бок». Необходимо принять во внимание тот факт, что в переводе с древнегреческого языка «Андромаха» буквально означает «воюющая с мужем» [7], то есть воюющая вместе с мужем, рядом, наравне. Права А. Сивцова, когда пишет о том, что «У Рыленкова … немногочисленные античные мифонимы (Одиссей, Андромаха и др.) употреблены и с традиционным для русской поэзии символическим значением, и как индивидуально-авторские поэтические символы» [8]. Таким образом, Андромаха становится для поэта именно таким «индивидуально-авторским поэтическим символом» - символом советской воительницы времён Великой Отечественной войны.

В следующем стихотворении Н. Рыленкова – «Запевка»(1942-1943)  [9, с. 74] – образ, представляющий тип «Андромахи» отражается с еще большей силой. Героиней данного стихотворения является крестьянка хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии, жена старосты Василиса Кожина [10].

Во время Отечественной войны 1812 года, помогая мужчинам, Василиса несколько раз участвовала в конвоировании пленных французов в Сычёвку и однажды убила косой строптивого пленника. Заметка «Старостиха Василиса» появились в журнале «Сын Отечества» в 1812 г.: «Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и её окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“» [11].

В XIX — начале ХХ века история о Василисе Кожиной звучала как трагический курьёз, как горькое напоминание об извращённой природе войны, превращающей женщину в убийцу, а солдат великой армии — в мародёров, погибающих под крестьянской косой.

В советской популярной литературе об Отечественной войне 1812 года был создан миф о Василисе Кожиной - деятельнице партизанского движения, которая, якобы, организовала в Сычёвском уезде отряд из подростков и женщин, охранявший селения и наносивший большой урон французам. Рассказывалось также, что за подвиг Василиса Кожина была удостоена медали и денежного пособия. Данные сведения содержатся даже в энциклопедических изданиях.

В действительности не существует достоверных свидетельств о награждении Василисы Кожиной и  действиях ее «отряда». Кроме эпизода с убийством пленного, никакие действия Василисы Кожиной против французов не зафиксированы.

Эпизод с убийством пленного получил известный общественный отзыв в силу совершенной невероятности подобной ситуации: для сознания людей того времени участие женщины в конвоировании пленных, убийство женщиной солдата находилось за гранью понимания.

Для Николая Рыленкова Василиса Кожина – это образец настоящей русской женщины. Он видит, что Отечество в опасности, и только такие женщины, как Василиса, могут спасти русскую землю от врагов. В каждом припеве звучит призыв: «Встань, Василиса Кожина,/ За счастье своих потомков,/ За мирный отцовский кров!» [9, c. 74]. Поэт чувствует разницу между веками, и если в девятнадцатом веке такое поведение женщины было за гранью понимания, то во время Великой Отечественной войны:

В каждом селе на Смоленщине

Встает Василиса Кожина,

И в небе, блескучий, как молния,

Топор ее занесен!

 

«Аленушка»

 

Образ Аленушки тесно переплетается с образом Андромахи, однако разница все же есть. Это уже не жена бойца, а скорее боевая сестра. Образу «Аленушки» Рыленков посвятил 7 произведений: «В пути считая огоньки селений»(1942), «Сестрица Аленушка»(1943), «Разбитое зеркало»(1942), «Лесная сторожка»(1943-1944), «Кровная сестра»(1942), «Кто ты? сон мой, заря лесная…»(1943), «Баллада о маленьком разведчике»(1943).

В стихотворении «В пути считая огоньки селений» вновь женщина воюет рядом с мужчиной: «Плечом к плечу мы шли с тобой в строю» [3, с. 235].  «Тебя берег я, как сестру свою», - говорит поэт, «человек семейный».

Благодарный лирический герой стихотворения «Кровная сестра» так говорит о своей боевой подруге - спасительнице: «А ты дала нам кровь свою…/ И снова мы в строю, в бою…» [3, с. 235].

Стихотворение «Сестрица Аленушка» переосмысливает сюжет известной народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». В ней, когда Иванушке грозит смерть, он просит помощи у сестры и только в ней видит опору и защиту. Героиня стихотворения Н.И. Рыленкова – медсестра, в силах которой спасти своего брата-бойца: «А ночь темна, / А раны болят, / Сестрица моя, Аленушка!» [3, с. 265]. Здесь девушка не только воюет вместе с мужчиной, она оказывается сильнее раненого солдата, она защитница и спасительница: «В обиду тебя никому не даст сестрица твоя Аленушка [3, с. 266].

Тема медсестры продолжается и в стихотворении «Кто ты? Сон мой, заря лесная…»[3, с. 270]. Героя, разведчика Алесандра Ивановича Сверчкова, раненного дважды в перестрелке, уже смирившегося со своей неминуемой кончиной,  с поля боя выносит, «как ребенка», молодая медсестра: «Больно? Что ж потерпи немножко, / Губы высохли? Пей росу…/ Есть поблизости тут сторожка,/ Я туда тебя отнесу»[3, c. 271]. Девушка спасает солдата и бесследно исчезает, не сказав даже своего имени.

Продолжение темы сильной Аленушки мы видим в произведении «Лесная сторожка». Вновь героиня также оказывается в ситуации превосходства перед мужчиной. Лесник Дорофей Громека, узнав о войне, поначалу не готов к решительным действиям, плывёт по течению: «Кто меня тронет? Кому я нужен? … / Авось и война прокатится мимо…» [3, с. 307]. Он принимает немцев в своем доме, кормит и поит. «Да что мне… », - отвечает он врагам на вопрос о том, доволен ли он их приходом в здешние места. Алена, его юная дочь, уже с первых дней захвата города фашистами успела им навредить: «Там кое-что про нее известно…» [3, с. 310], - говорят про нее немцы леснику. Она боится, что отец не поддержит ее, не пойдет с ней бить врага. Однако ее опасения напрасны. Когда враги уходят, лесник открывается нам с другой стороны: «Совесть берег свою пуще клада. Дочке краснеть за меня не надо…» [3, с. 312]. Лирическая песня Аленушки из природной, ласковой перерастает в песню лесной бесстрашной мстительницы, помнящей о горе сироты. Эта песня предвещает победу:

 

Пойду <…>

По всем пепелищам

Родного края,

Врагов проклиная,

Друзей собирая.

<…>

Побуду везде я,

Покоя не зная… [3, с. 314].

 

Алена и лесник становятся партизанами - активными участниками войны («Разделим тревоги со всеми вместе…» [3, с. 315]). Они сильно и метко наносят удары по врагу, а родной лес помогает им:

 

не было немцам

Житья в околотке.

Замертво падали

Часовые,

Взрывались склады

Пороховые.

Обозы

Найти не могли переправы,

И под откос

Летели составы [3, с.  315]

 

«Я приучился думать поутру, что, может статься, к вечеру умру», - говорит герой стихотворения «Разбитое зеркало». А его сослуживица - «птенец вчерашний, желторотый», не думает о смерти, а бежит, как по институтскому коридору на зачет, туда «где кровь горячая течет» [3, с. 236]. Женщина на войне как бы объединила в себе все самые сильные качества, и женские, и мужские. Она любящая и заботливая, смелая и сильная. Герою становится стыдно своей слабости. Ему сразу хочется жить, чтобы «на войне пройти весь путь со всеми наравне». Женщины на войне, как бессонная совесть, не позволяют мужчинам забыть о своем долге.

              

Женщина-Родина

 

 «Вообще, Блок – единственный поэт, который сейчас по-настоящему волнует. Его стихи о «России» я читаю каждую ночь»[9, c. 84], - пишет Рыленков в одном из писем жене. Примечательно, что Н. Рыленков, как и его любимый поэт  А. Блок, в своих стихах отождествляет образ русской женщины с Родиной:

 

Россия! Мы всюду твердим твое имя,

Созвучное с именем женщины той,

Что нас пеленала руками своими,

Что нас напитала сосцами своими,

                                        Что нас согревала своей теплотой [3, с. 227]

 

Этой теме Рыленков посвятил 7 стихотворений: «Стихи о России»(1942), «Мужество»(1944), «Дымились села. Как тот дым был горек!»(1942), «Русская земля»(1942), «Запевка»(1942-1943), «Кутузов в пути»(1945), «Была деревня сожжена дотла»(1943). Родная земля, природа и даже время года органично связываются в стихах Рыленкова с образом женщины. Его березка простирает руки навстречу брату-солдату [3, с. 279]. Как женщина, Россия вскармливает и воспитывает своих сынов и в трудную минуту сзывает их на защиту: «Ты не раз на бой сынов скликала./ Русская земля!» [3, c. 240], «И врагам обиды не прощали/ Сыновья твои» [3, c. 241]. И бойцы видят, что Россию нужно защищать, и идут за нее на смерть: «Видишь сам: в огне Россия, / а ведь мать нам всем она» [3, c. 342], «Чтоб мачехой не стала нам Россия…» [3, c. 240].

 

Женщина-муза

 

Женщине не обязательно находится на поле битвы, чтобы помогать мужчине. Даже не участвуя в бою, она может быть той самой музой-вдохновительницей, благодаря которой мужчина идет в бой и  выживает.

Для Рыленкова такой музой была его жена. Более трети стихотворений из «Книги верности» Рыленков посвятил своей жене, Евгении Антоновне Рыленковой. Наиболее яркие из них: «День твоего рождения» (1941), «Ты никогда так не была близка ко мне» (1942), «Тебя забыть? Ты думаешь, так просто» (1942), «Не тревожься, брось тоску, усталость» (1943), «Письмо» (1942), «Бой шёл всю ночь, а на рассвете…» (1942),  «Когда б у меня спросили…» (1942), «Глухо охают пушки во мраке» (1943), «Пришла ко мне, как в юности» (1943), «У любви серебряное горло»(1944), «Крутые росстани в тумане»(1944).

Для Рыленкова жена – это смысл жизни, это сама жизнь, «звезда у рассветной черты». В письмах он пишет: «Ты – это я» [9, c. 89], «…золото мое, радость моя, жизнь моя!» [9, c. 90]. И в стихах подкрепляет эти слова: «…ты – это я? Ты – молодость моя»[3, с. 231], «С той, чье нежное имя “Женя”/ Для меня звучало – как “жизнь”…» [3, c. 293].

Долгое время он не знал о судьбе своей семьи и целый цикл стихов назвал «Письма без адреса».

 

Писать всю ночь письмо. Писать, еще не зная,

Сумеешь ли послать. И все-таки писать… [3, c. 233]            

 

Рыленков нелегко переживает разлуку, и, единственная связующая нить между ним и женой – это письма. Даже стихи, посвященные жене, написаны у него в форме писем. Эти стихи имеют конкретного адресата, но в тоже время это стихи про каждую женщину, ждущую своего мужа с войны.

В письме Евгении Антоновне он пишет: «Без тебя мне не хватает воздуха, нечем дышать» [9, с. 84]. В стихотворении «Как смела ты присниться, как могла ты…»(1941г.) [3, c. 222] женщина является символом жизни: «Мне показалось:/ Выйди ты – и сразу/ С тобой весь воздух выйдет». Только благодаря ей солдат может излечиться от тяжелых ран, и она же является предвестницей победы: «В ту ночь на дальних подступах к столице/ Был враг отбит. И гром орудий стих!»

В стихотворении «Не тревожься, брось тоску, усталость…» Рыленков говорит, что как бы далеко ни находилась  любимая солдата, она всегда рядом с ним и помогает в тяжелую минуту: «Ты ко мне бежала санитаркой,/ Чтоб спасти меня из-под огня»[3, c. 250]. Словно волшебница, она еще и еще оживляет бойца своей любовью. «А меня хранит твоя любовь, которая всегда была для меня живой водой»[9, c. 83] - пишет в письме Н. Рыленков, и подкрепляет стихами: «Как живой водой, своей любовью,/ Возвращала жизнь ты мне не раз» [3, с. 249].

Именно благодаря женщине, своей возлюбленной солдат до сих пор не погиб: «Твой голос всюду слышу я./ Не потому ль и выжил я?»[3, c. 266]. 

Свою жену поэт сравнивает с Ладой [3, с. 273], богиней весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви. Он спрашивает ее: «Скажи, воды живой и мертвой/ Ты можешь мне открыть родник?». Интересно то, что в славянской мифологии[12] Мертвую воду называют еще "целющей", она сращивает части тела, разрубленного на куски. Остальное довершает вода "живая" — возвращает жизнь, наделяет силой богатырской.

Вершина военного творчества Рыленкова – это автобиографическая поэма «Апрель»(1942) [3, c. 291]. «Это в полном смысле твоя поэма», - писал жене поэт. В ней жена рассказывает Рыленкову при долгожданной встрече, как, прочитав на оккупированной земле советскую листовку, «сквозь сетку плотную дождя увидела зубцы кремлевских башен».

 

Женщина-мать

 

Самое большое горе на земле во время войны испытали матери. Ведь нет ничего страшнее смерти собственного ребенка! Тема матери у Н.И.Рыленкова звучит в стихотворениях «Ты осталась одна в пустом дому»(1942), «В час, когда походный ужин сваришь»(1942), «Мать»(1944), «Победитель»(1945).

В стихотворении «Ты осталась одна в дому»(1942) [3, c. 229] поэт кланяется всем женщинам, чьи дети находятся на поле битвы:

 

Как искала детей, не постичь уму.

Зоркость матери – диво для всех времен.

Страданию твоему

Земной поклон.

 

Через все стихотворение  рефреном звучит фраза: «Страданию твоему земной поклон».

Что такое – поклон? Фактически это склонение головы, то есть самой важной части тела, которая, по сути, является символом человека и воплощением жизни. Склоняя голову перед кем-то в поклоне, человек, как бы, предлагает ее вместе с самой жизнью тому, кому отвешивает поклон. Вместе с этим поклон имеет и еще один смысл: склонив голову, человек словно делает себя ниже, тем самым, подчеркивая высокий статус того, кому кланяется.

Исторически поклоны возникли, как часть молитвы, причем, они есть и у мусульман, и у православных.

В православном богослужение есть так называемый малый и большой поклоны. Малый поклон позволяет наклонить только голову и торс, а вот большой поклон должен быть таким, чтобы рукой можно было достать до земли. Он еще называется земным поклоном и используется при усердной молитве. В церкви поклоны были и наказанием за разные проступки. Причем, определялось точно число поклонов, которое провинившийся должен был исполнить.

По русской традиции, входя в чужой дом, люди молились иконам и приветствовали тремя поклонами хозяев. При этом первый поклон предназначался Богу, а второй – хозяину и хозяйке, а третий – всем добрым людям.

Существовали в русской традиции и поклоны земле, как кормилице и родительнице всего живого. Земле не только кланялись, к ней припадали, целовали, молясь об урожае, богатстве. Такими поклонами каялись и даже исповедовались.

Невозможно представить, через что приходилось проходить матерям на войне, и невозможно переоценить эти страдания. И, безусловно, их страдания заслуживали самого низкого поклона.

В стихотворении «Мать» (1944) [3, c. 283] мы можем заметить черты «Андромахи», но уже не воюющей, а ожидающей. Это женщина, которая никогда не плачет («Только мать не плакала ни разу,/ Не вздыхала о разлуке горькой»), а, понимая, что ей недолго осталось жить на белом свете, старается изо всех сил помочь невесткам и внукам. Невестки считают, что «каменное сердце у старухи», они не знают, что «печаль у матери бесслезна», нельзя плакать, когда столько нужно успеть сделать. Мать успеет выплакать все слезы, когда ее сыновья вернутся домой.

Мать у Рыленкова не только страдает, но является и вдохновителем и, как бы источником жизни и мудрости:

 

Она горячих ран не скроет,

Не утаит их от тебя,

Но скажет: «Жить на свете стоит,

О пережитом не скорбя».

                                                

И распахнет такие шири,

И вдует в душу столько сил,

Что станет все доступно в мире,

Тому, кто мир в себе носил,

Кто одолел все расстоянья…[3, c. 366]

 

Н. Рыленков гордится своими героинями. В женщине Рыленкова нет недостатков, это цельный, идеализированный образ (даже подбор «сильных» имен характерен – Андромаха, Аленушка, Василиса). В сердцах рыленковских героинь нет места страху. Они берут оружие и воюют. Это женщины с высохшими слезами. Героини Н. Рыленкова – это символ самой России, непокоренной, не подвластной никому.

Подведём итоги. Из рассмотренных нами 111 поэтических текстов Рыленкова военной поры в половине наличествуют женские образы. Мы выявили следующие ипостаси образа: боевая подруга, жена, мать, сестра, Родина. Зачастую образ автобиографичен, так как наибольшее количество произведений  Рыленков посвятил своей жене - Евгении Антоновне Рыленковой. Ведь именно она смогла воплотить в себе все ипостаси поэтической героини («Мой друг, моя сестра, моя жена!» [3, c. 229]).

 

Литература

 

1.     Меркин Г.С. Рыленков - лирик (Вопросы поэтического мастерства). Дис. ... канд. филолог. наук. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1978. С. 38.

2.     Баевский В.С. Смоленская поэтическая школа в портретах. - Смоленск: изд-во Смол. гос. ун-та, 2006. С. 117.

3.     Рыленков Н.И. Собрание сочинений: В 3-х т. / Сост. Е.А. Рыленкова и А.М. Турков; Вступ. ст. А.М. Туркова. – М.: Современник, 1985. Т. 1. Стихотворения (1924-1949). Поэмы. – 447с.

4.     Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев – М.: «Рос. энциклопедия», 1994. – Т.1 А-К. – С. 81.

5.     Гомер. Илиада / Пер. с древнегреч. Н. Гнедича. Предисл. В. Ярхо. Примеч. С. Ошерова. -  М.: Худож. лит., 1978. – (Б-ка всемирной литературы). С. 426.

6.     Калинин М.И. О моральном облике нашего народа. - М.: Госполитиздат, 1947. С. 31-32.

7.     Сальнова А.В. Греко-русский и русско-греческий словарь. – М.: Рус. яз., 2000. С. 34, 170.

8.     Сивцова А.А. Имена собственные в лирике Н.И. Рыленкова. Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - Смоленск, 2008. [Электронный ресурс]  URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCgQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.kantiana.ru%2Fpostgraduate%2Fannounce%2FAvtoref.Sivcovoj.doc&ei=KF9UUon3LOfk4QSwhYEw&usg=AFQjCNHG1yBFj99WUiUN9_0MwTEtonfTpg&bvm=bv.53760139,d.bGE&cad=rjt (Дата обращения: 06.01.2013)

9.     Н.И. Рыленков. Живая связь времен/ сост. И.Н. Рыленкова, Е.В. Томсон. – Смоленск: Свиток, 2013. – 368 с.

10. Смоленская область. Энциклопедия. – Т.1. – Смоленск: СГПУ, 2001. – С.118.

11. Сын Отечества.1812.№ 11.С.213.

12. Живая и мертвая вода// Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород. 1996г. – 480 с. [Электронный ресурс] URL: http://pagan.ru/slowar/zh/zhiwayaimertwayawoda1.php (Дата обращения: 23.06.2014)

 

 

 

The woman and war in N.I.Rylenkova's poetry

 

© 2014 Glotova A.V.

 

In work N. I. Rylenkov's poetic cycle «The Book fidelity» is studied, the analysis of a poetic image of the woman in the war is made. At wartime N. I. Rylenkov's 111 poetic texts in half there are female images. Following forms of an image are revealed: the fighting girlfriend, the wife, mother, the sister, the Native land.

Key words: N. I. Rylenkov, «The Book fidelity», an image of the woman, war.

 

 

Кафедра литературы

Смоленский государственный университет

Поступила в редакцию 29.06.2014.