Математическая
морфология.
Электронный
математический и медико-биологический журнал. - Т. 13. -
Вып. 4. - 2014. -
URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-44-html/TITL-44.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-44-html/cont.htm
УДК 699.8(075.8)
П-29
ИННОВАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК ОРУДИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Ó 2014 г.
Петрова Т. И.
В статье рассматривается важность обучения иностранному языку как
способ формирования личности. Новая форма взаимоотношений внутри образовательного
процесса требует использования инновационных технологий, которые способны изменить
общепринятые принципы организации учебного процесса.
Ключевые слова: обучение иностранному
языку, формирование личности.
Глобализационные процессы, характеризующие современный
общественный уклад, привели к расширению коммуникативного пространства человечества.
Владение иностранными языками необходимо сегодня каждому человеку для эффективного
решения коммуникативных задач и в ситуациях личного общения, и в ситуациях
общения в образовательной среде. Резко возросли и требования к уровню языковой
компетентности будущего специалиста.
Параметрами развития личности сегодня являются не
знания, умения и навыки, а компетентности. Компетентность, как интегральная
характеристика личности, определяет ее способность решать проблемы и типичные
задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний,
учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [3]. Так, в «Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года» общие и
специальные компетенции рассматриваются как фундамент, позволяющий выпускнику
гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования.
При этом подчеркивается, что неотъемлемым компонентом профессиональной
подготовки современного специалиста любого профиля является иностранный язык
[5].
Иностранный язык способствует развитию
коммуникативной, социокультурной, информационной и других компетентностей как
ни одна другая учебная дисциплина. Тем не менее, противоречие между
стремительно возрастающими требованиями к подготовке современных компетентных
специалистов и сложившимися в силу объективных причин условиями обучения
иностранному языку в неязыковом вузе ведет к тому, что коммуникативный
компонент в структуре базовых компетенций не получает своего должного развития.
На наш взгляд, в условиях глобализации наибольшего
успехов в процессе обучения иностранным языкам позволяет добиться
личностноориентированный подход в преподавании. В его рамках обучающийся
изначально является субъектом обучения, носителем опыта жизнедеятельности, приобретаемого
в результате формального и неформального образования, в конкретных условиях
семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания мира.
Субъектная позиция предполагает осознание собственного отношения к тому, что
происходит, степени личностного влияния на эти процессы. Осознание человеком собственного
отношения к происходящему является необходимым условием для адаптации к дальнейшей
жизни и профессиональной деятельности. Таким образом, акцент с трансляции готового
знания преподавателем перенесен на самостоятельные поиск и производство знания
обучающимся. Что, в свою очередь, предполагает изменение стиля взаимоотношений
между педагогом и обучающимся, обучающимся и образовательной средой. Переход от
педагогического воздействия к педагогическому взаимодействию является одним из
условий поиска и внедрения эффективных методов обучения иностранным языкам[2,
с. 150].
Новая парадигма взаимоотношений внутри
образовательного процесса требует и инновационных технологий, способных
изменить принципы организации учебного процесса в сторону самостоятельной
образовательной деятельности обучающихся, способствовать формированию навыков
самоанализа и самооценки, развивать навыки общения, работы в команде, учить принимать
ответственные решения в ситуациях выбора, то есть - развивать проблемно-поисковое
мышление. Развитие языковой компетентности обучающихся должно строиться исходя
из необходимости вовлечения каждого студента в активный познавательный процесс
на всех уровнях овладения всеми видами речевой деятельности; необходимого и
достаточного объема устной практики для каждого коммуниканта на каждом занятии;
использования изучаемого языка на этапе его творческого применения в качестве
средства общения, что предусматривает создание не только искусственной языковой
среды, но и естественной, приближенной к реальным жизненным ситуациям,
формирующей реальную потребность в использовании изученного материала для
общения с носителями языка; использования культурологического материала;
формирования не только языковой, но и социокультурной компетенции [2, с. 152].
Профессионально-творческое саморазвитие студента
наиболее полно реализуется в процессе проектной деятельности. Проект - это
самостоятельно планируемая и реализуемая работа, в которой речевое общение
вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности [2, с. 10].
Проектное задание, которое даётся на группу обучаемых, непосредственно
связывает овладение определённым предметным знанием с реальным использованием
этого знания. Комплексный интегративный характер проектной работы позволяет
студенту выстраивать единую картину мира, собирая для этого ранее полученные
знания и навыки и приобретая новые. При этом ориентация на создание проекта как
личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием
личностно значимым, личностно-мотивированным [5]. Популярность использования
метода проектов при изучении иностранного языка объясняется тем, что данный
метод объединяет коммуникативный и личностно-ориентированный подходы, которые
являются ведущими в методике преподавания иностранного языка.
Коммуникативный подход подразумевает обучение общению
и формирование способности к межкультурному взаимодействию. Мультимедийные
средства инфокоммуникационных технологий, на наш взгляд, являются наиболее
актуальным способом решения поставленной задачи, поскольку они предоставляют преподавателям
иностранных языков прекрасную возможность отказаться от свойственных
традиционному обучению рутинных видов деятельности и использовать интеллектуальные
формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала,
связанного с отработкой умений и навыков [1, с. 149]. В практике преподавания
иностранных языков на современном этапе обучения активно используются ресурсы
сети Интернет, компьютерные игры, интерактивные доски, мультимедийные проекты,
компьютерные курсы.
Широкое распространение получили в последние годы
телекоммуникационные проекты. Подобная форма работы дает возможность диалога
культур, позволяя обучающимся в процессе достижения учебных целей и задач
познакомиться с другой культурой, с особенностями менталитета представителей
иноязычных стран и культур. Безусловным лидером инновационных технологий в
образовательном процессе является глобальная сеть Интернет, которая позволяет
воспользоваться неограниченными возможностями виртуального общения с носителями
языка на многочисленных форумах, чатах, по электронной почте и т.д.; прослушать
медиа-файлы, посмотреть фильмы, клипы и ролики на иностранном языке. Студенты,
могут работать с большим количеством аутентичных материалов, необходимых в
процессе обучения. Активная языковая практика on-line оказывает положительное
воз действие на формирование языковой и общей компетенций у студентов, изучающих
иностранный язык, повышает мотивацию обучаемых, способствует более плодотворной
и интересной организации познавательного процесса в изучении иностранных языков
[1, с. 202].
В век мультикультурного диалога особенно важным
представляется развитие многоязычной и поликультурной языковой личности. Именно
носитель языковых и межкультурных компетенций способен принимать полноценное
участие в межкультурной коммуникации, реализовать себя в рамках диалога
культур. Успешное формирование языковой и поликультурной личности
непосредственно связано со способностью управления своей учебной деятельностью.
Поэтому основными принципами, лежащими в основе инновационных методик обучения
иностранным языкам, должны быть: индивидуальность, самостоятельность, преемственность
уровней обучения. Только в этом случае обучающийся сможет осознать ценность
образования в современных условиях, почувствовать необходимости и готовность к
непрерывному обучению как единственному способу личностной, творческой и профессиональной
самореализации в условиях глобализующейся современности.
1.
Валиулина,
Ф.М. Роль и место мультимедийных технологий в обучении иностранному языку //
Современные модели в преподавании языков и культур в контексте менеджмента качества образования. М., 2009. С. 148-150.
2.
Васильева,
Ю.С. Основания для выборов метода обучения иностранным языкам в современных
условиях // Современные модели в преподавании языков и культур в контексте
менеджмента качества образования. М.,
2009. С. 150-155.
3.
Зимняя,
И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования
// http://www.eidos.ru
4.
Марычева,
Е.П. Инновационные технологии в образовательном процессе // http://www.vlsu.ru/index.php?id=1614&type
5. Сон, Л.П. К проблеме
языковой практики on-line // Современные модели в
преподавании языков и культур в контексте менеджмента качества образования. М.,
2009. С. 202-204.
INNOVATION TECHNOLOGIES OF FOREIGN LANGUAGES AS
PERSONALITY DEVELOPMENT TOOL
Petrova T. I.
The article considers the importance of
foreign languages education of a means of personality development. A new form
of relations inside teaching process requires innovation technology application,
capable to change common principles of education.
Key words: foreign languages education, personality
development.
«Национальный исследовательский университет» МЭИ» в г.
Смоленске