Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 13. -

Вып. 4. - 2014. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-44-html/TITL-44.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-44-html/cont.htm

 

УДК 378.1

 

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ EADTU В СВЕТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОССИЙСКИМИ ВУЗАМИ

 

Ó 2014 г. Строева Е. В., Прохоренкова А. Т.

 

(stroeva.doc)

 

В работе изложены основные концепции  непрерывного обучения в рамках единого Европейского образовательного пространства. Проведен анализ деятельности EATDU в свете взаимодействия с Российскими ВУЗами за последнее десятилетие. Выделены проблемы, стоящие перед Российскими ВУЗами, направленные на реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2011/15г.г., намечены пути их решения.

Ключевые слова: высшее образование, непрерывное обучение, открыток обучение, модель EATDU, дистанционные технологии.

 

Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения (EADTU (European Association of Distance Teaching Universities)) – это  организация, представляющая как европейские университеты с открытым и дистанционным обучением, так и национальные ассоциации высших учебных заведений, активно осуществляющих дистанционное и электронное обучение.

Членами EADTU являются университеты, основной функцией которых является заочное обучение целевых групп. Ассоциация была создана в 1987 году и в настоящее время объединяет 29 членов из 24 стран.

Через национальные консорциумы к EADTU подключено около 200 университетов и центров дистанционного обучения, основной функцией которых является заочное обучение целевых групп с помощью методов дистанционного обучения, а также ассоциации университетов, в которых большинство студентов учится на очной основе, однако существует возможность и заочного обучения. В настоящее время в них обучается более 2 млн. студентов.

В последнее время  EADTU больше внимания уделяет открытому и гибкому непрерывному обучению (ОГНО;  Lifelong Open and Flexible learning, LOF), тогда как раньше в основном внимание акцентировалось на  открытом и дистанционном обучении (ОДО; Open and Distance Learning, ODL).

На следующем рисунке приведены основные компоненты модели EADTU, которые в настоящее время четко определены [1].

Ассоциация EADTU работает со всей Европой, чтобы продвигать вперед высшее открытое образование.

 «Когда студент не может идти к образованию, тогда EADTU делает так, чтобы образование само шло к нему. Технологии прокладывают путь к студенту»,- говорит Президент Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (EADTU) Уилл Свонн.

 

Рисунок - Модель EADTU

 

Основной задачей EADTU является участие в развитии Европейского образовательного пространства (Eurоpean Learning Space), способствуя расширению образовательного процесса за счет:

·        использования информационно – телекоммуникационных технологий (например, дистанционного обучения),

·        организации современных образовательных сетей в сфере непрерывного и гибкого обучения,

·        виртуальной мобильности,

·        обеспечения качества и аккредитации.

В Лиссабоне в марте 2000 года Европейский Совет утвердил крупномасштабный план под названием «Европа. Информационное общество для всех», цель которого состоит в создании «наиболее конкурентоспособной и динамичной в мире экономики, основанной на знаниях».

Главным приоритетом является реализация плана «Электронная Европа», который предусматривает меры по развитию электронной торговли, электронного управления и электронного обучения. В настоящее время непрерывное обучение является необходимостью, а не роскошью – для того, чтобы пожилые люди оставались активными, они должны получать навыки, соответствующие требованиям общества знания.

Согласно Лиссабонской стратегии, ЕС должен стать лидирующей в мире экономикой, основанной на знаниях. Такие далеко идущие амбиции означают, что страны - члены ЕС должны достичь значительного повышения и расширения участия в высшем образовании.

Производительность системы образования должна повыситься до невиданного ранее уровня. Следовательно, необходимо создать более гибкие и персонализированные формы существующей мощной модели открытого и дистанционного массового обучения.

Очевидно также, что необходимо обратить внимание на нетрадиционные пути получения образования. Во многих странах контингент выпускников средних школ, поступающих в вузы, является более или менее стабильным на протяжении длительного времени, то есть перспективы в данном направлении отсутствуют. Это значит, что необходимо искать и широко использовать альтернативные варианты.

Они могут включать:

·       усиление работы с недостаточно представленными целевыми группами,

·       повторное привлечение в систему высшего образования значительной группы лиц, ранее прервавших обучение,

·       предложение различных режимов сочетания работы и обучения,

·       организацию ряда укороченных курсов и программ (с возможностью их комбинирования). Иными словами, необходимо полностью и масштабно использовать типичные пути «непрерывного обучения».

Хотя Болонская декларация была сформулирована европейскими министрами образования в Болонье в 1999 году – до выработки Лиссабонской стратегии, – Болонский процесс является частью той же концепции. Глобальной целью является создание Европейского пространства высшего образования.

Это пространство должно быть создано посредством сотрудничества лучших высших учебных заведений, направленного на:

·        повышение мобильности студентов по всей Европе (как горизонтальной, так и вертикальной);

·        повсеместное повышение компетенции Европейских граждан в контексте непрерывного обучения;

·        сотрудничество в области образования между университетами (совместные магистерские экзамены, семинары, летние школы …);

·        повышение международной привлекательности и конкурентоспособности европейских высших учебных заведений (также в глобальном контексте);

·        широкий доступ всех жителей Европы к высшему образованию (социальный раздел).

С целью реализации процесса организация европейских ректоров (Eurоpean University Assоciatiоn, EUA) разработала следующие стратегические перспективы:

·        необходима организация большого количества различных курсов и программ для удовлетворения самым разным потребностям граждан и предприятий Европы, где бы они ни находились. Их поддержка должна идти за счет соответствующих университетов (в определенных нишах);

·        национальные образовательные структуры должны быть прозрачными, понятными и, следовательно, гармонизированными посредством системы подготовки бакалавров-магистров. Необходимо применять Европейскую систему трансфера доверия (Eurоpean Credit Transfer System, ECTS);

·        критерии обеспечения качества необходимо привести в соответствие с национальными системами обеспечения качества;

·        необходимо введение международной аккредитации на уровне предметных областей.

В настоящее время потенциал дистанционного обучения и/или электронного обучения не используется в Болонском процессе, хотя для достижения поставленных в Болонье задач необходимо использовать эффективные и новые способы. Поэтому в 2003 году EADTU начинает реализовывать стратегию под названием eBоlоgna («Электронная Болонья»), глобальной целью которой является создание в Европе электронной среды для реализации Болонского процесса. Упор делается на следующие направления:

·        новые педагогические модели развития компетенций;

·        гибкость в непрерывном обучении;

·        электронную оценку, поддержку индивидуального обучения и совместное обучение;

·        внедрение электронного обучения и смешанного обучения в международном контексте;

·        внедрение электронного обучения и смешанного обучения для того, чтобы европейское обучение стало более доступным в любой точке;

·        виртуальную мобильность.

Необходимо создать какие-то общие стандарты, по которым электронное обучение оценивалось бы единообразно. Сейчас предлагается система четырех критериев, согласно которым происходит оценка определенной разновидности электронного образования:

·        доступность,

·        гибкость,

·        персонализация,

·        интерактивность.

Следует также отметить, что современная мировая система характеризуется общностью многих протекающих процессов. Особенно это касается сферы образования. Анализ состояния российского высшего образования в настоящее время позволяет сделать вывод, что задачи, поставленные Европейской ассоциацией университетов дистанционного обучения, являются актуальными и для российских ВУЗов [2, 3].

Известно, что Правительством России разработана «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 г.г.» [4], которая должна быть реализована в два этапа. Так, второй этап (2014 – 2015 г.г.) предусматривает широкомасштабное использование информационно – телекоммуникационных технологий, что предполагает развитие дистанционного обучения. 

Сегодня уже никто не отрицает несомненные плюсы дистанционного обучения, которые определяются:

·        отсутствием привязки к месту расположения ВУЗа;

·        индивидуальным темпом обучения;

·        образованием без отрыва от дома или работы,

·        более низкой стоимостью обучения и пр.

В качестве основных недостатков дистанционного обучения, как правило, отмечают то, что оно не несет в себе функцию воспитания, не дает возможности прямого общения с сокурсниками и преподавателями [5].  

Следует отметить, что в странах Европы (как свидетельствует опыт работы EADTU) и Америки этот сектор образовательных услуг пользуется неослабевающим вниманием и спросом со стороны абитуриентов на протяжении долгого времени. Там не существует разницы ни в выдаваемых дипломах, ни в учебных программах, ни, главное, в качестве подготовки между очным и дистанционным обучением. Но стоит дистанционное обучение намного дешевле. Однако для получения дистанционного образования требуется приложить намного больше усилий и самостоятельной работы, чем при очной форме. Это объясняется тем, что требования к контрольным и экзаменационным работам совершенно идентичны требованиям очной формы обучения.

Заметим, что, не смотря на имеющиеся недостатки, действительные или мнимые,  дистанционное обучение особенно актуально для России с ее огромной территорией.

В настоящее время уже существует значительный опыт применения дистанционного обучения в российском образовательном процессе [6,7, 8, 9].

Выводы:

1.     Дистанционное и/или электронное обучение может стать основным видом обучения в будущем, если образовательный контент будет адаптирован к локальным потребностям и культурам и будет разработана соответствующая методика электронной педагогики, учитывающая различные стили обучения.

2.     Дистанционное и/или электронное обучение является способом повышения квалификации, способом организации, в перспективе, непрерывного обучения.

3.     Для построения общества знания национальная образовательная структура должна быть прозрачной, однако отражать национальные и культурные особенности.

4.     Необходимо оценивать качество курсов и программ, а также проводить их аккредитацию для развития мобильности и обмена.

5.     Необходимо создать открытое образовательное пространство для безграничного обмена учебным контентом и учебными мероприятиями.

Литература

 

1. Банг Й. "Электронный" Болонский процесс - создание европейского образовательного пространства. Шаг к обществу, основанному на знаниях // Материалы международной конференции «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по вопросам информационного общества» / - Санкт-Петербург - 2005г., май.

2. Волков А. и др. Российское образование 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях // Совет ректоров. – 2008. - №8.

3. Панибратцев А. Актуальные проблемы глобализации высшего образования в России // Ректор вуза. - 2014. - №1.

4. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61.

5. Прохоренков П.А., Прохоренкова А.Т. Опыт разработки и внедрения информационной системы дистанционного обучения // ИННОВАЦИИ: БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. Материалы международной научно-практической конференции. Смоленский институт бизнеса и предпринимательства, 21-22 ноября 2013 г. [Электронный ресурс] / под ред. В.И. Грушенко. – Электрон. текст. дан. (1 файл 3,1 Мб). – Киров: МЦНИП, 2014. – 238 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-RОM). – ISBN 978-5-00090-004-8.

6. Прохоренков П.А., Явойш И.Ю., Прохоренкова А.Т. Использование облачных технологий в дистанционном обучении // ИННОВАЦИИ: БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. Материалы международной научно-практической конференции. Смоленский институт бизнеса и предпринимательства, 21-22 ноября 2013 г. [Электронный ресурс] / под ред. В.И. Грушенко. – Электрон. текст. дан. (1 файл 3,1 Мб). – Киров: МЦНИП, 2014. – 238 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-RОM). – ISBN 978-5-00090-004-8.

7. Смолин О.Н. Высшее образование накануне потрясений: заочный диалог с министром // Ректор вуза. - 2013. – №10.

8. Строева Е.В. К вопросу об определении и роли педагогического работника «электронного» института // ИННОВАЦИИ: БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. Материалы международной научно-практической конференции. Смоленский институт бизнеса и предпринимательства, 21-22 ноября 2013 г. [Электронный ресурс] / под ред. В.И. Грушенко. – Электрон. текст. дан. (1 файл 3,1 Мб). – Киров: МЦНИП, 2014. – 238 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-RОM). – ISBN 978-5-00090-004-8.

9. Строева Е.В., Ржевская Л.П. Организация педагогической деятельности тьютора электронного института // ИННОВАЦИИ: БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. Материалы международной научно-практической конференции. Смоленский институт бизнеса и предпринимательства, 21-22 ноября 2013 г. [Электронный ресурс] / под ред. В.И. Грушенко. – Электрон. текст. дан. (1 файл 3,1 Мб). – Киров: МЦНИП, 2014. – 238 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-RОM). – ISBN 978-5-00090-004-8.

 

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF EATDU’S  ACTIVITY IN LIGHT OF COOPERATION WITH RUSSIAN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

 

Stroeva H. V., Prokhorenkova A. T.

 

The article states the main concepts of continuous education within the common European educational area. The analysis of EATDU has been carried out in the aspect of cooperation with Russian Institutions of Higher Education for the last ten years. The authors underline the main problems faced before the Russian Institutions of Higher Education aimed at the implementation of the purpose-oriented Federal Program of Education for 2011-2015 and give the ways of their solution.

Key words: higher education, continuous education, open learning, model EATDU, distant technolog.

 

Частное образовательное учреждение высшего образования

Смоленский институт бизнеса и предпринимательства

Поступила в редакцию   17.12.2014.