Электронный
математический и медико-биологический журнал. - Т. 13. -
Вып. 4. - 2014. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-44-html/TITL-44.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-44-html/cont.htm
621.392 (075.8)
С-90
РОЛЬ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В НЕЯЗЫКОВЫХ
ВУЗАХ
Ó 2014 г.
Суровнева Г. А.
Актуальной проблемой
современной методики обучения иностранным языкам специального потребления
является ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу
студентов. В современной методике выделяют три уровня познавательной
активности: первый уровень, второй уровень и третий уровень. Организация
самостоятельной поисковой деятельности студентов играет важную роль в процессе
познавательной активности. Этот процесс в отношении его содержания и методики
требует очень пристального внимания со стороны преподавателя. В традиционно
существующей структуре самостоятельной работы основное место занимает
подготовка к текущим практическим занятиям. Такая форма не способствует
реализации целей формирования самообразовательной компетенции в полной мере. Самостоятельная
работа студентов может быть реализована также как самостоятельное
коммуникативно-полноценное чтение различных жанров, аудирование,
общение с носителями языка и повторение языкового материала и работа по
преодолению языковых ошибок. Современный подход к организации систематической
работы студентов при изучении иностранного языка предполагает совершенствование
ее традиционных видов и развитие новых приемов и форм, ориентированных на
формирование самообразовательной компетенции.
Ключевые слова: обучение иностранным языкам, самостоятельная работа,
познавательная активность, самообразовательные компетенции.
Одна из актуальных проблем современной
методики обучения иностранным языкам специального потребления - ориентация
всего учебного процесса на активную самостоятельную работу студентов, создание
условий для их самовыражения и саморазвития, обеспечение соответствующего
образовательной среды для формирования их личностной активности. Личностная
активность является основой активного отношения к знаниям, систематичности и
настойчивости в учебе, положительных результатов и успешной непрерывного
образования. Как известно, личностная активность в учебе не относится к врожденным качеств личности.
В современной методике выделяют три уровня
познавательной активности.
Первый уровень - воспроизводящая
активность (рецепция и репродукция), которая характеризуется стремлением
субъекта обучения понять новое явление, дополнить и воспроизвести знания,
овладеть способом их применения по образцу.
Второй уровень -
интерпретирующая активность, репродукция с элементами продукции -
характеризуется большей устойчивостью волевых усилия, которые проявляются в
стремлении студента проникнуть в сущность явления, познать связи между
явлениями, самостоятельно найти пути решения при затруднениях.
Третий уровень активности - творческий
(продукция), на этом уровне студенты пытаются применить знания в новой
ситуации, т.е. перенести знания и способы деятельности в новые условия.
Характерной особенностью третьего уровня считаются широкие и стойкие познавательные
интересы, высокая процессуальная и профессиональная мотивация.
Педагогическим средством, которое
позволяет включить указанный механизм в действие, является организация
самостоятельной поисковой деятельности студентов. Этот процесс в отношении его
содержания и методики требует очень пристального внимания со стороны
преподавателя и предусматривает среди прочего:
- разработку новых методических
подходов и технологий, позволяющих студентам быстро и эффективно
сформировать учебную компетенцию;
- пересмотр содержания обучения с целью
его обновления и перераспределения материала для самостоятельного усвоения и
овладения под руководством преподавателя;
- применение различных форм
самостоятельной работы в условиях аудиторной и внеаудиторной учебной
деятельности студентов;
- модернизацию и развитие технологий
эффективного использования различных средств обучения.
В традиционно существующей структуре
самостоятельной работы основное место занимает подготовка к текущим
практическим занятиям, т.е. работа над текстами и упражнениями из учебников и
учебных пособий. Однако такая форма не в полной мере способствует реализации
целей формирования самообразовательной компетенции, что обусловлено
относительно небольшими объемами такой работы, регламентацией в плане
содержания, частым текущим контролем, ограниченными возможностями выбора и
индивидуализации работы как по содержанию, так и по
методам. Больше возможностей в плане формирования самообразовательной компетенции
предоставляет работа по выполнению перспективных заданий с отсроченным
контролем. Содержание такой работы может быть максимально дифференцировано.
Практически такая работа сливается с факультативной самостоятельной работой. В
традиционной структуре вузовского обучения иностранному языку такая работа
представлена индивидуальным внеаудиторным чтением, возможности которого, на наш
взгляд, используются еще не в полной мере.
Среди различных видов речевой
деятельности, подлежащих освоению в процессе обучения иностранному языку в
неязыковом вузе ( говорение, чтение, аудирование, письмо, перевод ), чтение вообще играет очень
важную роль. При этом индивидуальное внеаудиторное чтение как вид работы имеет
ряд преимуществ.
Во-первых, чтение - это такой вид работы,
в котором можно практиковаться самостоятельно и самостоятельно подбирать
материал для чтения в соответствии со своими интересами и уровнем собственной
подготовки.
Во-вторых, студент может сам выбрать
посильный для него темп работы.
В-третьих, чтение оригинальной литературы
на иностранном языке в какой-то степени снимает проблему дефицита
непосредственного общения с носителем языка, хотя сейчас и перестают быть
редкостью обучение российских студентов за рубежом и работа зарубежных
педагогов в российских вузах.
Задания, направляющие индивидуальное
внеаудиторное чтение, носят системный характер и также ориентированы на
основные виды самостоятельной работы студентов.
Периодичность контроля такой работы со
стороны преподавателя может зависеть от конкретных условий обучения.
Особого внимания требует организация
самостоятельной работы студентов в процессе практических аудиторных занятий по
языку. На этом этапе управления самостоятельной работой предполагает непосредственное
и косвенное воздействие преподавателя. Он может быть источником информации,
организатором и координатором общения, предлагая различные организационные
формы: индивидуальные, парные, групповые. При этом целесообразно делать упор на
стимулирование творческого осмысления поступающей информации. Предпочтения на
этом этапе мы отдаем заданиям, направленным на развитие умений прогнозирования,
осмысления, деления целого на смысловые отрывки, действия по сокращению текста
и т.д.
Компонентом задания в этих случаях
является либо личностная оценка, либо использование аргументации. В этой связи
представляется необходимым отметить наличие заданий, ориентированных на самостоятельную
работу студентов. Для решения подобных задач разрабатываются определенные
упражнения, в ходе которых по плану, по вопросам к тексту или аннотации на
родном языке студент получает установку на понимание сообщаемого ему
содержания; упражнения, направленные на развитие навыков определять содержание
по заголовку; упражнения, способствующие развитию умений выделять главное;
упражнения, направленные на членение текста на смысловые отрезки с последующим
объединением в смысловое целое и другие подобные упражнения. Подобные задания -
это не только система упражнений по самостоятельной работе с текстом, но и
форма контроля.
Самостоятельная работа
студентов, будучи дифференцированной в зависимости от интересов и языковой
подготовки обучаемых, может быть реализована также как самостоятельное
коммуникативно-полноценное чтение различных жанров с использованием
разнообразной справочной литературы; аудирование
(фильмы, видеозаписи, телепередачи и т.д.); расширение лексического запаса и
совершенствование речевых умений на базе читаемых и аудируемых
текстов; общение с
носителями языка в различных формах - устной (при личных контактах, по телефону
и т.д.) и письменной (деловые и личные письма, электронные сообщения);
повторение языкового материала и работа по преодолению языковых ошибок, в том
числе и по различным учебным пособиям.
Таким образом, самостоятельная работа
органично вписывается в учебный процесс. Современный подход к организации
систематической работы студентов при изучении иностранного языка в общих рамках
учебного процесса предполагает совершенствование ее традиционных видов и
развитие новых приемов и форм, ориентированных на формирование самообразовательной
компетенции.
Литература
1.
Андриенко А. С.
Формирование иноязычной профессиональной компетенции студентов-бакалавров на
основе чтения научно-технических текстов.// Вопросы современной филологии и
методики обучения языкам в школе и вузе. – Пенза. – 2003 г., - с. 168 – 170.
2. Божович Е.Д. Развитие языковой
компетенции школьников: проблемы и подходы. Вопросы психологии. М.: №1997 №1.-
С. 33.
3.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе:
контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
4.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория
обучения иностранным языкам: лингвистика и методика.- М.: Издательский центр
//Академия //-2004.- 336с.
5.
Иванников Б.Д. Повышение качества самостоятельной работы
студентов в условиях перехода / / Непрерывное педагогическое образование. - Вып.IV. - Ставрополь: СГУ, 1994. - С.60-65
The role of students independent work when
learning a foreign language in non-language universities
Surovneva G. A.
Actual problems
of modern methods of teaching foreign languages, special consumption is the orientation of the
entire educational process on the active independent work of students. Modern
technique includes three levels of cognitive activity: the first level, second
level and third level. Organization of independent work of students search
plays an important role in the process of cognitive activity. This process with
regard to its content and methodology requires very close attention from the
teacher. The traditionally existing structure of independent
work for the principal place-takes training to the current practical exercises.
This form is not conducive to impletion purposes of formation of
self-competence in full. Independent work of students can be implemented as an
independent communicative full reading of various genres, listening,
communication with the media, language and repetition of language material and
work to overcome the linguistic errors.
Modern approach to the
systematic work of students in the study of a foreign language involves the
improvement of its traditional forms and the development of new methods and
forms aimed at the formation of self-competence of.
Key words: foreign language
training, self study, cognitive activity, self-education competence.
«Национальный
исследовательский университет» МЭИ» в г. Смоленске
Поступила в редакцию 17.12.2014.