Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 13. -

Вып. 4. - 2014. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-44-html/TITL-44.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-44-html/cont.htm

 

621.392 (075.8)

С-90

 

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ЕГО ИЗУЧЕНИИ

 

Ó 2014 г. Суровнева Г. А.

 

(surovneva.doc)

 

В настоящее время иностранный язык играет очень важную роль в мировом сообществе, поэтому изучение иностранного языка получает все большее распространение. Основная проблема при обучении иностранному языку заключается в необходимости разрабатывать все более новые методы обучения, которые преподносили бы специфику иностранного языка более наглядно и понятно. Существует огромное множество различных методов обучения иностранному языку. Наиболее распространенными являются: традиционный метод, коммуникативный метод, метод, «метод молчания», «метод физического реагирования»и «метод погружения». Все эти методы направлены на то, чтобы учащимся было легче знакомиться и изучать иностранные языки. Контроль является важнейшим компонентом образовательного процесса. Главная задача контроля- это определение уровня владения учащимися учебным материалом на каждом этапе становления их речевых навыков и умений. Контроль должен иметь всеохватывающий характер. Благодаря этому отслеживаются те сферы, в которых качество знаний учащихся соответствует высокому или, наоборот, низкому уровню. Контроль на уроках иностранного языка позволяет усовершенствовать процесс обучения, создавать условия для улучшения владения иностранным языком и для улучшения качества работы на уроке.

Ключевые слова: иностранный язык, методы обучения, контроль, навыки, процесс обучения.

 

В настоящее время иностранный язык стал играть очень важную роль в мировом сообществе. Это неудивительно, ведь в процессе глобализации происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Людям, говорящим на разных языках, очень часто приходится взаимодействовать, например, на работе, на отдыхе, на конференциях и т.д. Поэтому изучение какого-либо иностранного языка на сегодняшний день получает все большее распространение. Это находит свое отражение в школьной программе, где изучение иностранного языка начинается в начальных классах; в институтской программе, где на изучение иностранного языка отводится все больше часов и т.д.

Обучение иностранному языку рассматривается современными авторами, как постоянно изменяющаяся и развивающаяся категория. Поэтому основная проблема при обучении иностранному языку заключается в необходимости разрабатывать все более новые методы обучения, которые преподносили бы специфику иностранного языка более наглядно и понятно.

На сегодняшний день существует огромное множество различных методов обучения иностранному языку. Рассмотрим основные из них.

Традиционным методом является грамматико-переводной или лексико-грамматический. Суть его заключается в том, что процесс обучения сводится к чтению и переводу. Согласно этому методу, владение языком основывается на знании грамматических правил и запоминании большого количества слов.

Сейчас этот метод считается устарелым, так как он скучный, трудный и неинтересный. Учащимся приходится заучивать различные правила, зубрить много незнакомых слов, читать и переводить неинтересные тексты и составлять шаблонные высказывания на основе грамматических схем. Основным недостатком такого метода является шаблонность, а также возникновение языкового барьера, который связан с тем, что учащийся не говорит, а всего лишь комбинирует слова на основе грамматических схем.

Несмотря на это, традиционный метод не ушел из жизни, а используется в сочетании с другими методами, так как имеет не только недостатки, но и плюсы, к числу которых можно отнести: усвоение грамматики на высоком уровне, знание большого количества иностранных слов, беглое чтение и перевод на среднем уровне.

Коммуникативный метод является самым распространенным. Его также иногда называют «оксфордский» или «кембриджский». Главная цель этого метода - научить человека общаться. Коммуникативный метод основан на одновременном развитии языковых навыков в процессе живого общения. Учащийся быстрее и эффективнее усваивает чужой язык, когда учится общаться на нем. Основной плюс этого метода заключается в том, что между преподавателем и учащимся разрушается языковой и психологический барьер благодаря тому, что процесс общения осуществляется в контексте реальной ситуации.

Коммуникативный метод используется в различных играх на уроке, дискуссиях, соревнованиях, при работе в парах, в группе и т.д. Это позволяет сделать процесс обучения иностранному языку более увлекательным и интересным. Это еще один плюс данного метода.

Аудиолингвистический метод основывается на многократном повторении специально подготовленных текстов. При этом предполагалось, что учащийся сможет запомнить и воспользоваться при общении ранее прослушанным материалом. Главным недостатком данного метода является то, что учащийся в процессе живого общения с преподавателем не мог вспомнить необходимые высказывания и фразы, многократно им прослушанные. Также еще один минус аудиолингвистического метода- отсутствие обратной связи с носителем языка.

«Метод молчания» основан на предположении о том, что знание языка уже заложено в самом человеке, что преподавателю не следует навязывать свою точку зрения и что учащийся сам в состоянии изучить язык. Согласно данному методу преподаватель не общается с учащимися на изучаемом языке с помощью слов- он использует цветные таблицы, на которых каждый цвет или символ закреплен за определенными звуками.

Таким образом, учащийся осваивает язык на уровне системы условных обозначений, что дает хорошие результаты. Главный плюс «метода молчания» состоит в том, что преподаватель не давит своим авторитетом на учащихся, что позволяет достичь определенного уровня атмосферу, располагающую к обучению. Также уровень знаний учащегося не зависит от уровня знаний преподавателя, что дает возможность учащемуся достичь больших результатов, чем сам преподаватель.

«Метод физического реагирования» основан на следующей аксиоме: нельзя понять то, что ты сам не прочувствовал и не сделал. Данный метод предполагает, что у учащегося нет необходимости говорить на первых этапах обучения. В течении определенного количества времени учащийся слушает иностранную речь и читает, потом он начинает реагировать на прослушанный материал действием. Обучение начинается с изучения слов, которые обозначают физические движения. Это заключается в следующем: учащиеся изучают слово «встать» и, чтобы закрепить материал, все встают и т.д. После этого преподаватель обучает их навыкам говорения.

Преимущество этого метода состоит в том, что каждый ученик пропускает всю информацию через себя, вследствие чего она быстро усваивается. Недостатком «метода физического реагирования» является то, что процесс обучения занимает достаточно много времени.

«Метод погружения» является, наверно, одним из наиболее интересных методов изучения иностранного языка. Его суть состоит в следующем: чтобы изучить иностранный язык можно, став на время абсолютно другим человеком. Учащиеся придумывают себе новые имена, биографии, место проживания и т.д.

Таким образом, они создают иллюзию новых людей, которые находятся в мире изучаемого иностранного языка. Это необходимо для того, чтобы каждый учащийся чувствовал себя свободно, мог расслабиться и общаться в процессе обучения. Это главное преимущество данного метода. 

В настоящее время имеется большое количество методов преподавания и изучения иностранного языка. И это число постоянно растет. Чтобы учащийся смог выбрать приемлемый для него метод изучения иностранного языка ему необходимо:

1)                     сделать вывод о том, насколько квалифицированы и опытны преподаватели, использующие какой-либо метод;

2)                     поинтересоваться, на основе каких учебных пособий будет осуществляться обучение иностранному языку и какова их стоимость;

3)                     узнать, каков режим занятий, продолжительность одного урока и т.д.;

4)                     пообщаться со слушателями, прошедшими курс обучения с использованием какого-либо метода;

5)                     сравнить стоимости обучения в разных местах;

6)                     посетить пробное занятие.

В современных методиках авторы делают акцент на содержании обучения. Оно включает: взаимную деятельность преподавателя и учащегося, обращенных на учебный материал; предметные аспекты, а также эмоциональный опыт учащихся. Для того, чтобы знать, как проходит учебный процесс, была создана система контроля, которая предполагает отслеживание хода учебного процесса с целью выявления различных результатов и факторов, на них влияющих.

Контроль является важнейшим компонентом образовательного процесса. Главная задача контроля- это определение уровня владения учащимися учебным материалом на каждом этапе становления их речевых навыков и умений. Кроме того, контроль позволяет установить соответствие между реальным уровнем знаний учащихся и требованиями учебной программы. Преподаватель по результатам контроля делает выводы о качестве своей работы, об эффективности тех или иных методов обучения.

Контроль также имеет большое значение и для учащихся. Они, в свою очередь, по результатам контроля определяют свою успеваемость или неуспеваемость при изучении иностранного языка. Таким образом, контроль для учащихся является своеобразным стимулом для улучшения результатов своей деятельности.

Контроль на уроках иностранного языка преследует множество целей: он позволяет усовершенствовать процесс обучения, создавать условия для улучшения владения иностранным языком и для улучшения качества работы на уроке.

В методической литературе выделяют следующие формы контроля:

·                        устные и письменные;

·                        индивидуальные, фронтальные и групповые;

·                        одноязычные и двуязычные.

Самой распространенной формой контроля навыков говорения является устная форма. Благодаря устной форме развиваются такие качества речевой деятельности, как речевая реакция, речевые автоматизмы, характер остановок и пауз. Во время устной проверки преподаватели часто сталкиваются с некоторыми трудностями, например, при определении объема информации и ошибками, которые возникают в силу спонтанности речи.

Устный контроль навыков говорения может быть индивидуальным, фронтальным и групповым.

Для определения уровня владения речью отдельными учащимися используют индивидуальные виды контроля. К ним относятся, например, ответы на вопросы по тексту, проверка монологической и диалогической устной речи и т.д. Индивидуальные формы контроля необходимо сочетать с фронтальными, чтобы избежать пассивности учащихся при работе с отдельным учеником.

Фронтальный форма контроля является самой основной при обучении иностранному языку. Она предполагает охват всех учащихся при обсуждении какого-либо вопроса. Ее преимущество- это возможность многократного использования на протяжении всего урока. Фронтальную форму рекомендуется использовать для контроля усвоения языкового материала.

Фронтальный контроль можно использовать в устной и письменной форме. Устная форма преобладает при обучении, но периодически необходимо использовать и письменную. Некоторые элементы речи легко спутать при восприятии на слух, и поэтому регулярный письменный контроль развивает лингвистическую точность.

Главный плюс фронтального контроля состоит в том, что он держит в сосредоточенном состоянии всю аудиторию. Каждый учащийся знает, что его могут спросить в любое время, поэтому его внимание сконцентрировано.

Помимо плюсов данная форма контроля имеет и свои минусы.  Фронтальный контроль не дает гарантии в том, что каждый из учащихся может сделать связное логическое сообщение по теме урока, а также вести беседу с преподавателем или с другим учащимся. Для этого необходим индивидуальный контроль.

При групповом контроле в беседу вовлекается группа учащихся или группа учащихся вместе с преподавателем.

Все эти формы контроля носят одноязычный характер.

Таким образом, использование различных форм контроля позволяет повысить качество знаний учащихся. При проведении контроля необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1)                контроль должен иметь всеохватывающий характер;

2)                контроль должен поводиться регулярно;

3)                контроль должен преследовать конкретные цели;

4)                контроль должен проводиться по небольшому объему материала.

Преподавателю необходимо определить рациональную комбинацию форм контроля для того, чтобы полученные учащимися знания со временем стали фундаментальными. Контроль должен затрагивать все сферы процесса обучения, т.е. должен иметь всеохватывающий характер. Это дает возможность преподавателю отследить те сферы, в которых качество знаний учащихся соответствует высокому или, наоборот, низкому уровню.

 

Литература

 

1.     Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах (материалы Межфакультетской научно-методической конференции). – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. – 484 с.

2.     Покушалова Л.В. Обучение профессионально ориентированному языку в техническом вузе / П.В. Покушалова, П.Т. Серебрякова // Молодой ученый. – 2012. - №5. – с. 305-307.

3.     Иностранный язык в национальном исследовательском университете: новые задачи и ценностные ориентации: сборник статей по материалам межвузовской научно-методической конференции. – Нижний Новгород: НФ ГУ-ВШЭ, 2011. – 376 с.

4.     Педагогическая психология: учебник для вузов по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И.А.Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2008. – 384 с.

5.     Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И.Гез. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.

 

Methods of learning a foreign language and form of control when its study

 

Surovneva G. A.

 

Currently, foreign language plays a very important role in the global community, so learning a foreign language is becoming more common. The main problem with learning a foreign language is the need to develop more new teaching methods, which are presented to the specifics of a foreign language more clear and understandable. There are a lot of different methods of learning a foreign language. The most common are: the traditional method, communicative method, "method of silence", "method of physical response" and "immersion method". All of these methods are intended to make it easier for students to meet and learn foreign languages. Monitoring is an essential component of the educational process. The main objective of this definition - proficiency students study material at each stage of their speech skills. Monitoring should be inclusive. Because of this tracked those areas in which the quality of students knowledge corresponds to a high or, conversely, a low level. Control of foreign language lessons can help improve the learning process, to create conditions for the improvement of language skills and to improve the quality of work in the classroom.

Key words: foreign language teaching methods, control, skills, learning process.

 

«Национальный исследовательский университет» МЭИ» в г. Смоленске

Поступила в редакцию 17.12.2014.