Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 14. -

Вып. 2. - 2015. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-46-html/TITL-46.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-46-html/cont.htm

 

 

Аннотация

 

(pastushenkova-2.docx)

 

Романтическая прогулка по кафедре анатомии человека и ее

окрестностям с гидом

 

Звучит тема прогулки М. П. Мусорского из «Картинок с выставки»

 

Работа посвящена описанию картинной галереи на кафедре анатомии человека Смоленского государственного медицинского университета. Уви­дев, как много художественных работ собрано в стенах кафедры (всего 33), мы решили впервые систематизировать и представить их, проведя прогулку-экскурсию по картинной галереи кафедры анатомии человека.

Первым экспонатом экскурсии станет фигура лося, которая уже сорок лет украшает сквер кафедры анатомии человека. «Встретимся у Лося…», «Пройдите мимо Лося…», «Сфотографируемся у Лося…» и т.д. и т.п., – такие фразы давно вошли в обиход сотрудников и студентов университета, а также других жителей медгородка. Как там оказался Лось? До него это место занимал бюст А. С. Пушкина. Фигура животного была установлена к юбилею медицинского института в 1975 году по инициативе ректора СГМИ Г. М. Старикова, увлекавшегося охотой. Вначале лось был зеленого цвета, и только затем принял привычный нам облик.

Пройдя мимо сквера, поднявшись по ступенькам и зайдя на кафедру анатомии человека (анатомичку), студенты нашего университета проходят в гардероб, где их приветствует ещё одна скульптура – бюст врача-хирурга, который тоже находится в стенах здания более сорока лет. Его автор, к сожалению, не известен.

Студенты сняли верхнюю одежду, надели белые халаты. Теперь они могут приступать к занятиям. Когда студенты спускаются за препаратами на нижний этаж кафедры, на стенах, прямо на уровни их глаз, возникают панно с изображениями, повествующими об истории анатомии с античного времени. Одно из панно выполнено по иллюстрации из книги Иоганна Катема, на которой изображена лекция в эпоху  Средневековья.

Зайдя в трупохранилище, на одной из его стен мы можем увидеть надпись на латинском языке: «Mors gaudet succurrere vitae» («Смерть помогает жизни»). Это сокращенный отрывок латинского выражения: «Hic locus est, ubi mors gaudet succurrere vitae» («Это - место, где смерть радуется, идя на помощь жизни»). То, что смерть человека может быть во благо, кажется ужасным, однако исследуя и препарируя тела умерших, будущие врачи познают тайны жизни и изучают конструкцию человеческого тела. А значит, смерть одного человека действительно помогает научиться спасать сотни и тысячи других людей.

Одной из последних картин, пополнивших галерею кафедры анатомии человека СГМУ, стала работа талантливого смоленского художника В. Н. Баранова – портрет композитора П. Н. Триодина. Петр Николаевич в жизни был врачом, анатомом и эпидемиологом. Именно П. Н. Триодин стоял у истоков создания медицинского факультета и Анатомического института (ныне кафедры анатомии человека). Кроме того, П. Н. Триодин является выдающимся русским советским композитором, ставшим автором первой советской оперы  «Князь Серебряный».

А теперь поднимемся повыше. На стенах коридоров второго этажа расположена серия из 11 портретов, выполненных М. С. Кондратюком в технике сухой кисти. Представим их по порядку.

На первом портрете изображен М. В. Ломоносов. Каждому школьнику (а тем более взрослому образованному человеку) нашей страны известно, что Михаил Васильевич – человек необъятных дарований и научной энергии, величайшей деятель культуры XVIII века, продолжатель идей петровского времени. Ломоносов работал в области всех известных в его время наук и почти в каждой сделал замечательные открытия. Он был философом, физиком, химиком, металлургом, географом, биологом, астрономом, филологом  и даже художником.

Следующая картина – портрет И. М. Сеченова, известного русского естествоиспытателя, «отца русской физиологии» и основоположника материалистической психологии в России. Сеченов положил начало экспериментальным физиологическим исследованиям центральной нервной системы, в частности — головного мозга, участвовал в создании рефлекторной теории психической деятельности животных и человека. Ученый фактически создал объективную психологию, заложил основы физиологии труда и возрастной физиологии. Он также сделал важный вклад в естественнонаучное обоснование таких проблем психологии и материалистической гносеологии, как вопрос о природе чувственного отражения и его познавательной функции, о связи и переходе от чувственного отражения к мышлению и о природе мыслительных процессов, о роли предметной, практической деятельности в формировании образа и психических способностей.

Далее следует портрет И. П. Павлова. Академик И. П. Павлов - великий российский физиолог, лауреат Нобелевской премии, оставивший неизгладимый след в истории отечественной науки. Научные школы, созданные учениками Павлова, определили новое воплощение Павловских идей в современных исследованиях и открыли возможность проникновения физиологической мысли на клеточный, мембранный и молекулярный уровни системных функций, что позволило понять тонкие механизмы адаптивных реакций организма.

В. Н. Тонков - выдающийся русский анатом, генерал-лейтенант медицинской службы. Итогом его деятельности стало основание советской анатомической школы. Его работы и достижения по праву позволяют считать ученого одним из основоположников функционального направления в советской анатомии. Исследования В. Н. Тонкова по нормальной и сравнительной анатомии, гистологии и эмбриологии человека и животных стали неоценимым вкладом в науку.

В. П. Воробьёв - российский и советский анатом, занимавшийся исследованием преимущественно анатомии нервной системы. Он (одним из первых) начал разрабатывать функциональную анатомию, открыл новые законы структурной организации нервной системы, определил значение пограничной макро-микроскопической области видения и разработал методы её исследования. Воробьев разработал стереоморфологические методы препарирования, участвовал в бальзамировании тела В. И. Ленина и Г. И. Котовского. Владимиром Петровичем был организован первый и единственный в мире «Музей становления человека» в городе Харькове, а также создан оригинальный один из лучших в мире «Атлас анатомии человека».

А. П. Лаврентьев - выдающийся русский анатом и исследователь. За свою жизнь Алексей Павлович работал во многих городах: был ассистентом кафедры анатомии Харьковского университета; проректором Московского мединститута; заведующим кафедрой анатомии в Свердловском, Кишиневском, Читинском мединститутах. А.П. Лаврентьев - автор 30 научных трудов, изданных в СССР и за рубежом, значение которых ценно для науки и медицины.

Б. А. Долго-Сабуров внес значительный вклад в советскую анатомию как талантливый исследователь и организатор. Им доказано влияние способов прикрепления мышц на рельеф костей, разработана концепция о блуждающем нерве как системе, обнаружены прямые нервно-сосудистые связи в веществе головного мозга. Борис Алексеевич создал анатомический музей с уникальными краниологическими коллекциями. Б. А. Долго-Сабуров был одним из первых макроанатомов, взявших на вооружение световую микроскопию. Он показал важность сравнительно-анатомического и онтогенетического аспектов для изучения анатомии человека.

В. И. Бик - русский анатом, доктор медицинских наук. Вадим Иосифович заведовал кафедрой анатомии Саратовского медицинского института и сделал большой вклад в ее развитие: усовершенствовал рабочий процесс, расширил музей и библиотеку кафедры. Профессор опубликовал более 40 работ, посвящённых изменчивости и рентгеноанатомии костной и кровеносной систем, а также составил большой атлас по истории анатомии в трех частях.

М. Г. Привес - российский анатом и научный деятель.  Он внес огромный вклад в развитие изучения влияния трудовой деятельности на строение опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы и рентгенологии. Недаром в его честь названа кафедра нормальной анатомии Санкт-Петербургского медицинского университета имени академика И. П. Павлова. Результаты научной деятельности Михаила Григорьевича высоко оценены во всем мире. М. Г. Привес стал первым учёным, которому удалось получить рентгеновские снимки нервов. Он одним из первых начал развивать анатомию, впоследствии названную «космической». Михаилом Григорьевичем написано более 200 научных трудов.

Н. Н. Одноралов - научный деятель, анатом. Николаю Николаевичу принадлежит более 60 работ по морфологии периферической нервной системы, сосудов, сегментарному строению паренхиматозных органов. Высока ценность изобретенной им методики импрегнации нервов азотнокислым серебром с помощью постоянного электрического тока.

Д. М. Голуб - ученый-педагог, нейроморфолог с мировым именем, основоположник белорусской эмбриологической школы, доктор медицинских наук, профессор. Одним из наиболее значительных научных достижений Д.М. Голуба явилось обоснование представления о существовании в организме основных и окольных связей между внутренними органами и центральной нервной системой. За годы активной творческой деятельности ученый создал белорусскую научную школу нейроморфологов, под его руководством защищено несколько десятков диссертаций и докторских. Результаты неустанной и плодотворной научно-исследовательской деятельности изложены более чем в 320 печатных работах, монографиях, широко известных за рубежом.

Также на втором этаже кафедры, в самом дальнем углу, мы можем увидеть работу М. С. Кондратюка, выполненную в масле. Эта работа является копией с картины знаменитого художника Зденека Буриана «Переход на новое место охоты». Картина повествует о жизни первобытных людей, их быте и отношениях в племени. Второй этаж исследован, теперь поднимемся на третий.

Между этажами можно увидеть одну из самых загадочных картин, находящихся на кафедре Анатомии человека СГМУ. «Девушка  и смерть» - назвали ее преподаватели (авторское название не известно). Автором этого обширного полотна, написанного маслом, является, предположительно, А. И. Храмов. Хотя сам художник по неизвестным причинам отказывается от этой работы. А. И. Храмову также приписывают картину, подаренную Смоленским государственным университетом, - «Хирурги во время операции».

На третьем этаже кафедры нас ждет продолжение экспозиции художника Кондратюка. Все эти картины выполнены маслом.

Одной из них является портрет П. Ф. Степанова. Петр Федорович Степанов на службе (в рядах Советской армии) был сначала рядовым, а затем сержантом-фельдшером, начальником аптеки. После демобилизации он с отличием окончил Воронежский медицинский институт, затем аспирантуру на кафедре анатомии этого же учебного заведения и успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме  «Морфология заднего кожного нерва бедра у человека». В 1966 году он был утвержден в ученом звании профессора и возглавил кафедру анатомии Смоленского мединститута. В этот период жизни особенно ярко проявилось его научно-педагогическое дарование. Характерной особенностью творчества П. Ф. Степанова был комплексный подход к решению интересующих его вопросов, многопрофильность знаний. Его перу принадлежит 308 научных работ, 9 монографий, 19 учебно-методических пособий, посвященных вопросам морфологии нервной и сосудистой систем, методикам преподавания, истории морфологии.

А. И. Сухарев. Анатолий Иосифович родился в поселке Уразово Белгородской области в семье железнодорожника. В 1956 году окончил школу с серебряной медалью и поступил на первый курс лечебного факультета нашего университета. В годы учебы активно работал в студенческих научных кружках. С 1965 года А. И. Сухарев – ассистент. Его первые 10 работ посвящены описанию изменения чувствительных и двигательных нервных окончаний, определению степени застойных явлений в лимфатическом русле тазовых конечностей собаки. С 1968 года А. И. Сухарев был избран на должность заместителя декана лечебного факультета. В 1970 году ему было присвоено звание доцента. С 1989 года по 1991 год Анатолий Иосифович заведовал кафедрой анатомии человека, где особенно ярко проявились его организаторские способности. Лекции А. И. Сухарева отличались сочетанием высокого уровня педагогической подготовки и оптимизма, умением провести последовательный исторический экскурс с одновременным анализом достижений современной науки.

Продолжением серии является портрет Л. А. Шангиной. Анатом, доктор медицинских наук, профессор, Людмила Антониновна внесла неоценимый вклад в развитие кафедры анатомии СГМУ. В послевоенное время ей пришлось фактически заново создавать кафедру, обеспечивать учебный процесс. Сотрудники кафедры под руководством Людмилы Антониновны Шангиной изготавливали рисунки, схемы, готовили препараты к практическим занятиям, а также для экспозиции во вновь создаваемом анатомическом музее. К октябрьским торжествам 1946 года был открыт костный музей. Работа по расширению экспозиций анатомического музея продолжалась и в последующие годы. До настоящего времени в музее сохранены анатомические препараты, искусно выполненные руками профессора Л. А. Шангиной.

П. И. Карузин - выдающийся ученый, анатом, заслуженный деятель науки, автор известного руководства по пластической анатомии. Карузин преподавал пластическую анатомию в нескольких институтах (в т.ч. Высшем художественном техническом институте). Под его руководством организованы кафедры нормальной анатомии и анатомические институты в Москве, Смоленске и других городах. Большой знаток истории анатомии и анатомической номенклатуры, Петр Иванович составил “Словарь анатомических терминов”. Он принимал участие в бальзамировании тела В. И. Ленина. Профессором Карузиным был выпущен курс лекций по анатомии для художников в 1905 году, а в 1921 – “Руководство по пластической анатомии”.

Стоит отметить, что в момент сбора материалов в фондах музея СГМУ была обнаружена фотография с портрета П. И. Карузина. После консультации с сотрудниками смоленского областного музея-заповедника было установлено, что портрет принадлежит кисти С. В. Малютина (хотя ссылок на данный момент в литературе не найдено). С. В. Малютин (1859-1937) - крупный художник конца XIX-начала XX вв. преподавал в Москве в ГСХМ, с 1921 г. – в ВХУТЕМАС, где в это же время работал Карузин. Малютин, увлеченный идеями революции, вдохновенно работает над серией портретов видных современников (К. С. Малевич, М. Горький, Д. А. Фурманов и др.). В 1918 году он заканчивает работу над портретом Карузина. Художник передал в этой работе свое восхищение эрудицией, талантом и трудолюбием ученого-энтузиаста.

Профессор В. В. Бутыркин с 31 декабря 1920 года руководил работой кафедры анатомии человека. Владимир Васильевич широко практиковал преподавание функциональной анатомии. Опубликовал «Краткое изложение курса лекций по теоретической анатомии», иллюстрированное по его наброскам и указаниям.

Г. Г. Юден был представителем классической описательной анатомии. Им описаны случайные находки вариантов развития, положения и строения органов. Он оформил главу «Старческие изменения органов дыхания» в I томе руководства по анатомии, изданного под редакцией В.П. Воробьева. Докторская диссертация Г. Г. Юдена «Анатомическое строение миокарда предсердий и некоторые его возрастные особенности» связана с данными по возрастной морфологии.

А. А. Тюрина. С января 1965 по 7 августа 1966 года работу кафедры анатомии возглавила доктор медицинских наук А. А. Тюрина, выпускница Ивановского медицинского института. В период работы Анны Алексеевны на кафедре были начаты исследования по изучению морфологии лимфатической системы различных органов при различных функциональных состояниях организма человека и животных. Проработала на кафедре Анна Алексеевна недолго. В связи с ухудшением состояния здоровья 7 августа 1966 года А. А. Тюрина по собственному желанию была освобождена от занимаемой должности.

В одной из комнат, на третьем этаже, мы можем увидеть портрет Н. И. Пирогова. Его абсолютно точно можно назвать хирургом от Бога. Гениальный ум, интуиция и идеи ученого настолько опережали время, что даже сейчас мировые светила считают их фантастическими.

Впервые в истории медицины Н. И. Пирогов начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием, провёл, таким образом, несколько тысяч операций. Он изобрел искусственный сустав, гипсовую повязку, которая позволила не только в разы ускорить заживление переломов, но и избавить солдат от уродливых искривлений. Пирогов применил бинты, пропитанные крахмалом, благодаря которым резко снизилось число ампутаций. Он издал первый анатомический атлас, ставший незаменимым для врачей-хирургов, получивших возможность оперировать, минимально травмируя больного. Пирогов занимался ринопластикой, выкроив безносому цирюльнику новый нос. Перечень его заслуг огромен.

С. П. Боткин — русский врач-терапевт и общественный деятель, создавший учение об организме как о едином целом, подчиняющемся воле. С. П. Боткин принадлежит к числу самых выдающихся деятелей русской науки XIX века. Его заслуги в области русской медицины так обширны, а значение их так велико, что они не могут быть вполне оценены в настоящее время. И только будущему веку, когда наше национальное самосознание станет более спокойным и более трезвым, предстоит исполнить этот долг с надлежащим беспристрастием и хладнокровием.

Заходя в кабинеты кафедры, вы также можете увидеть большое количество картин.

Например, портрет д.м.н., доцента В. А. Забродина работы Я. Л. Могивцевой, ставший современным пополнением художественного собрания кафедры анатомии человека. А самому В. А. Забродину принадлежит одна из самых интересных работ - картина в технике выжигания по дереву, выполненная им в подарок жене. Сзади на подрамнике есть надпись на латинском языке «Missa Solemnis (Sanctus Benedictus)», перевод которой означает «Торжественная месса (Святой благословенный)».

Следующая работа, представленная на нашей экскурсии, – «Портрет врача». Данная работа хранится в запаснике Смоленского института искусств. На кафедре хранится только эскиз этой работы, выполненный маслом. Моделью для этой картине был профессор В. А. Глотов. Главной идеей работы, по словам автора Ольги Авдюшиной, стала передача состояния врача перед началом ответственной работы. Работа врачей – это, прежде всего, творческая работа, к которой необходимо подходить с душой.

Также на кафедре хранятся портреты К. Маркса и В. И. Ленина (последний выполнен в технике печати по ткани), Торшонированная картина копия картины И. И. Шишкина «Сосны, освященные солнцем» с дарственной надписью «Новодерёжкиной Ларисе Николаевне», которая долгие годы преподавала анатомию человека на кафедре, будучи доцентом. Картина «Букет» смоленского художника В. И. Парфенова, «Цветы» художника Левинсона, пейзаж «Зима» кисти Н. В. Вишневского.

На этом экскурсия подошла к концу.

В заключение хотелось бы сказать, что самая возвышенная цель искусства — заставлять биться человеческие сердца, и так как сердце — центр жизни, искусство должно постоянно находиться в теснейшей связи со всей моральной и материальной жизнью человека. Оно особенно важно для гармоничного развития духовных и физических сил человека. Недаром слово «медицина» происходит от латинского словосочетания «ars medicina»  — «лечебное искусство», «искусство исцеления», тем самым сближаясь с областью творчества. Выдающийся советский хирург С. С. Юдин писал: «Как прогулки, охота и спорт совершенно необходимы для сохранения физического здоровья и сил, так театр, концерты, музеи и художественные выставки нужны для освежения духовных запросов и для той духовной гимнастики, без которой понизятся и атрофируются творческие способности». Таким образом, использование средств искусства необходимо для здорового, гармоничного развития духовных и физических сил человека.