Математическая
морфология.
Электронный
математический и медико-биологический журнал. - Т. 14. -
Вып. 3. - 2015. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-47-html/TITL-47.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-47-html/cont.htm
УДК
908
Загадки
военного госпиталя №324 (1914-1915). Новые фотохроникальные документы к
биографии композитора П. Н. Триодина
(Полная
версия)
© 2015 г. Глотов В. А.
Биография
выдающегося русского советского композитора, врача, эпидемиолога и анатома
Петра Николаевича Триодина таит ещё много загадок. Приоткрылась еще одна тайна
его биографии. Обнаружены новые фотохроникальные документы военного госпиталя
№324, действовавшего на Западном фронте в период с 1914 по 1915 годы. Эти
документы содержат неизвестные ранее факты из жизни П. Н. Триодина.
Ключевые слова:
композитор П. Н. Триодин, военный госпиталь №324.
… те, кто сражается на войне, - самые замечательные люди, и чем
ближе к передовой, тем более замечательных людей там встречаешь…
Эрнест Хемингуэй
(Из «Предисловия автора» к роману «Прощай,
оружие!»)[1]
«Серенада для скрипки и рояля. Профессору
Б. О. Сибору (12.05.1934)»
Триодин П. Н.[2]
В
апреле 2015 года в дар кафедре анатомии человека Смоленского государственного
медицинского университета (в связи с 95-летним юбилеем университета)
преподнесен известным смоленским художником Виктором Николаевичем Барановым
портрет Петра Николаевича Триодина - выдающегося русского и советского
композитора, одного из организаторов медицинского факультета Смоленского
государственного университета имени Октябрьской революции и Анатомического
института.
Петр
Николаевич Триодин принадлежит к первой блестящей плеяде преподавателей
анатомии человека на медицинском факультете Смоленского университета, таких как
профессор П. И. Карузин, Ф. А. Битный-Шляхто,
П. И. Гапеев, профессор В. В. Бутыркин, профессор Г.
Г. Юден [3].
В
основу портрета положен образ, запечатленный на последней известной фотографии
П. Н. Триодина, относящейся к 1949-1950 годам. В настоящее время портрет экспонируется
на втором этаже кафедры анатомии человека. Потрет П. Н. Триодина - прекрасное
приобретение Картинной
галереи и Художественного фонда Смоленского государственного медицинского
университета.
Композитор
Петр Николаевич Триодин
(1887-1950)
Жанр:
Портрет
Техника:
Холст, масло, 30х40, 2015
Художник
В. Н. Баранов
7 февраля 2015 года.
Уважаемый В. А.!
Нашел в Интернет Вашу статью «Триодин Петр Николаевич – врач-анатом,
эпидемиолог, композитор. (Материалы к биографии в изложении)» [2]. Дело в том, что некоторое время назад я
приобрел фотоальбом времен, относящийся к Первой
мировой войне, содержащий 85 фотографий
из жизни Полевого подвижного госпиталя № 324 в период с
1914 по1915 годы. Мы с коллегами на форуме «Всероссийское генеалогическое древо» (ВГД) провели небольшое расследование.
Оказалось, что судьба свела в этом госпитале многих людей, ставших позднее
знаменитыми. Триодин П. Н. - один из них. Вот ссылка на результаты нашего
поиска:
http://forum.vgd.ru/316/44774/0.htm?a=stdforum_view&o=
Что бы как то логически его завершить, можно ли вставить новые
фотографии в Вашу старую электронную статью или переиздать ее, с уже новыми (конечно, если Вы согласитесь)?
Вот ссылка на все фотографии на моём Яндекс-диске: https://yadi.sk/d/mG1h2H1sLyL7N. Можете их использовать. Я был бы рад, если бы они не
пропали.
С уважением. Михаил Федин.
10 февраля 2015 года
Дорогой Михаил!
Материал, который Вы обнаружили,
чрезвычайно интересный. Предлагаю Вам опубликовать статью в нашем журнале о
Вашей находке. Опишите историю, как Вы приобрели альбом и о Вашем
расследовании, как Вы вышли на П. Н. Триодина, кто из родственников П. Н. Вам
помогал. Можно опубликовать все фотографии, т.к. электронная форма журнала это
позволяет. Этот материал мы могли бы поместить в раздел "Письма в
редакцию". Буду очень рад в скором времени получить от Вас статью.
Желаю всего доброго.
Жду. Редактор журнала
Г. В. А.
17 февраля 2015 года
Добрый день, В. А.!
На форуме ВГД стряслась как-то любопытная поисковая
кампания. Выложил один из коллег выкупленный им на интернет-барахолке фотоальбом (точнее, сканы фото) времен
первой мировой, Яблонна, 1914-1915
гг., персонал российского госпиталя. Просил помощи в отыскании потомков медиков
и остального персонала. Одним из врачей этого госпиталя был П. Н. Триодин,
которым Вы предметно интересуетесь. Этот г-н недавно с Вами списывался.
Вы предложили ему описать в форме статьи для университетского электронного
журнала историю этой находки.
Почетную миссию, "заняться писательством",
коллеги (включая, естественно, и Михаила - нынешнего владельца альбома),
ничтоже сумняшися, препоручили мне.
Хотела у Вас уточнить - в какой объем нужно уложиться? Совсем кратко что-то у
меня не выходит. О Триодине добавить можем совсем чуть. Материалов-то о нем и
его семействе (о родителях) много, но все далековастенько
- рассредоточены в фондах РГАЛИ, ГАРФ, ЦГАКФФД
Спб, ЦГИА Спб. Нашли
потомков еще одного доктора - Перекалина В. Е.
Прояснили судьбу доктора Перетца В. Г. (у него,
похоже, детей не было). Немного есть о докторе Ассеве
В. Ф. Вместе с рассказом, собственно, о находке набегает не "Война и
мир", конечно, но поболи страницы.
С уважением,
Елена Евгеньевна Харченко
18 февраля 2015 года
Уважаемая Елена Евгеньевна!
Объем статьи не ограничиваем. Постарайтесь,
пожалуйста, максимально представить материалы Вашего расследования. Это очень
важно и интересно. Мы публикуем и статьи, и монографии, поэтому, если
материала, в т.ч. фотографий очень много, то можете все объединить и
сформировать один большой файл в формате *.pdf,
сделать хороший дизайн, чтобы получилось, что-то вроде книги или брошюры. Мы
этот материал опубликуем. Я скачал 85 фотографий с сайта, где их выложил
владелец альбома и передал их в Музей истории Смоленского государственного
медицинского университета вместе с сопроводительным письмом Михаила Федина. Там
с благодарностью все приняли.
Очень надеюсь, что у Вас все получится и жду Вашу
статью или книгу.
Удачи.
Г. В. А.
11 марта 2015 года
Добрый день, В. А.!
Вроде, наконец, очерк домучила. Остались вопросы
оформительского свойства. Получилось порядка 13-14 страниц 13-м кеглем в Times New Roman,
это если считать со всеми сносками в тексте и фото, взятыми в качестве
иллюстраций. Фотографий 6-7 шт. (6 обязательно, 7-я на усмотрение, по сути, я
ею "заткнула" пустые полстраницы).
Сносок много - 33. В pdf то
вылить, проблем нет. Собственно, я и вылила. И получается довольно аккуратно,
но народ привык читать в сети в виде явно разворачивающихся на мониторе
страниц, ничего никуда не скачивая. Т.е., как бы, нужна
вэб-верстка, у которой свои правила. Кто у Вас этим
занимается и занимается ли? Общее представление об html
я имею, но сил и времени, если потребуется, отнимет много и не уверена, что
справлюсь, как хотелось бы (сноски с якорями еще не пробовала, боюсь, что не
сумею - это сноски-ссылки, которые перещёлкивают
сначала к пояснению, а потом возвращают в текст).
Как вообще это все у Вас организовано, я имею в виду
верстку страниц? Еще. А как Вы представляете себе публикацию всех фото из
альбома? Можно ли организовать размещение их в сети под эгидой вашего журнала
целиковой темой (страницей)?
В очерке отсылку на альбом на Яндекс-диске
я даю. Думаю, что читателю было бы интересно увидеть все карточки.
Вы, наверное, если для Вас не чрезмерно
затруднительным будет, дайте, пожалуйста, мне несколько ссылок с образцами, что
и как у вас размещается (образцы публикаций разного объема и вида), может
вопросы и снимутся сами собой.
Не знаю, насколько понятно изложила свои мысли.
С уважением, Е.Е.
14 марта 2015 года
Уважаемая
Елена!
Ваш материал мы планируем опубликовать в электронном
математическом и медико-биологическом журнале "Математическая
морфология" (http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM). Все требования к публикациям там есть. Посмотрите
архив журнала, конкретные публикации. Мы бы предпочли опубликовать ваш материал
в виде электронной брошюры в формате *.pdf, чтобы
читатель мог из оглавления выпуска журнала ее просмотреть или скачать и
распечатать. Материал отформатируйте сами, проверьте грамматику и синтаксис,
фотографии разместите в той же последовательности, как и в найденном Вами
альбоме. Публикуйте все фотографии. Продумайте дизайн брошюры. В общем,
сделайте маленькую электронную книжку. Придумайте красивое название. Укажите
всех участников Вашей работы (ФИО, эл. адреса, если
захотите, что-то расскажите об участниках проекта). Сделайте законченный
продукт, чтобы мы уже не вмешивались в его структуру. Вэб-верстку
делать не надо.
Желаю удачи. Ждем.
Г. В. А.
28 марта 2015 года
Уважаемая Елена Евгеньевна!
Ваш материал опубликован [3]:
Харченко Е. Е. «Бороться и искать, найти и не
сдаваться!». - Математическая морфология. Электронный математический
и медико-биологический журнал. - Т. 14. - Вып. 1. -
2015. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-45-html/kharchenko/kharchenko.pdf
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-45-html/TITL-45.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-45-html/cont.htm
Все хорошо! Спасибо! Если будут какие-то новые
находки, пишите, опубликуем.
Всего доброго.
Г. В. А.
Из 85 фотографий фотоальбома ниже воспроизведены
фотографии, на которых изображены здания 324 Полевого подвижного госпиталя
(всего 3) и достоверно идентифицируется П. Н. Триодин. Всего таких фотографий в
альбоме оказалось 12. Некоторые из них подписаны. Надписи хорошо читаются. Это
позволило достоверно установить фамилии и должности большинства врачей, сестер
милосердия и служащих 324 Полевого подвижного госпиталя.
Удалось установить фамилию сестры милосердия (Л. А.
Ильина), которая в ранних публикациях [2, 4] ошибочно идентифицировалась нами с
Ольгой Александровной Гурко-Ромейко, ставшей
впоследствии женой П. Н. Триодина. Эта ошибка ставит перед исследователями
биографии П. Н. Триодина ряд новых вопросов. Например, об отношениях между П.
Н. Триодиным и Л. А. Ильиной.
Психологический анализ представленных фотографий, а
также опубликованных ранее, показывает, что между ними была взаимная симпатия,
а может быть и более глубокое чувство. По крайней мере, со стороны П. Н.
Триодина.
Как и где П. Н. Триодин познакомился с сестрой
милосердия Ольгой Александровной Гурко-Ромейко? В
Смоленск они приехали уже, будучи супругами.
Какова судьба сестры милосердия Л. А. Ильиной? Быть
может, Л. А. Ильина была родом из Смоленска?.. Смоленск «поставил» фронту много
сестер милосердия, следуя давней традиции местной просвещенной интеллигенции и
Общества сестёр милосердия при попечительстве Ольги Александровны Вонлярлярской, основательницы смоленской городской больницы
«Красный Крест». Сотрудники музея Смоленского государственного медицинского
университета сообщили автору, что в архивных материалах встречается фамилия
«Ильина», а также, что в университете работал профессор Ильин. Эти сообщения
нуждаются в тщательной проверке.
Кроме того, известный смоленский краевед Татьяна
Викторовна Кудрявцева, ссылаясь на информацию, полученную от родственницы Ольги
Александровны Гурко-Ромейко, супруги П. Н. Триодина,
Ольги Данииловны Ромейко-Гурко, указывает, что этот
брак был не первым у П. Н. Триодина. Еще, будучи студентом Юрьевского университета,
он женился в первый раз. Отец Петра Николаевича был категорически против этого
брака. О первой супруге П. Н. Триодина почти ничего неизвестно. Говорят, что
она была больна туберкулёзом и рано ушла из жизни. Детей у них не было.
Возможно, что П. Н. Триодин заразился туберкулёзом ещё в период своего первого
брака. Возможно, что контакт с супругой больной открытой формой туберкулёза
стал причиной его заболевания, а позже и смерти.
Участники форума
«Всероссийское генеалогическое древо» обнаружили новые сведения об отце
Петра Николаевича Триодина. Установлено, что отец Петра Николаевича Триодина
священник Николай Васильевич Триодин в 1896 году проживал в С.-Петербурге по
ул. Камской, 14. На Смоленском кладбище располагалась Церковь Божией Матери
Смоленской. Смоленское кладбище - одно из самых больших и старых городских
кладбищ С.-Петербурга. Оно возникло в 1738 г. и было закрыто для погребений в
1938 году, два века спустя. На нем за это время был похоронен без малого
миллион человек. Последним перед революцией настоятелем с 1888 г. был протоирей
Николай Васильевич Триодин выпускник Рязанской Духовной семинарии (1879 г.) и С.-Петербургской Духовной академии.
Церковь Смоленской Божьей Матери на Смоленском кладбище (фото 2002 г.)
http://www.encspb.ru/object/2804677725?dv=2853952566&lc=ru
Анализ фотографий из альбома показывает, что лечебный
процесс и быт в военном госпитале №324 были хорошо организованы. Настолько
хорошо, что военные врачи имели возможность заниматься научными исследованиями.
С ними рядом находились их жены. Была госпитальная церковь и свой священник.
Петр Николаевич Триодин, как следует из подписей на
фотографиях, работал врачом в инфекционном отделении («заразном бараке»), где
лечились больные тифом, оспой, дизентерией – инфекциями, сопутствующие всем
войнам. В 1917 г. в медицинском журнале «Русский врач» П. Н. Триодин публикует
несколько статей, написанных по материалам его фронтовых научных исследований
[8, 9]. Исследования посвящены актуальнейшим проблемам военного времени:
брюшному тифу и траншейной лихорадке, выкашивавших русских солдат не меньше
немецких пуль и снарядов. Анализ этих публикаций с медицинской точки зрения –
дело будущего. Возможно, были и другие публикации в этот период деятельности П.
Н. Триодина. Можно предположить, что эти исследования были выполнены им во время
прохождения службы в военном госпитале №324. Для этого там были вполне
подходящие условия. Врачебная деятельность в этот период войны определила
дальнейшие профессиональные интересы П. Н. Триодина. Он стал военным эпидемиологом.
Мы привыкли слышать об отсталости русской армии в Первую мировую войну, что она вся погрязла в коррупции
интендантов и военных промышленников. Фотодокументы свидетельствуют несколько о другом. Русская армия была оснащена ничуть не хуже чем
армии западных союзников и противника. Так фотография 17 могла бы быть
прекрасной иллюстрацией к первым главам романа Эрнеста Хемингуэя «Прощай,
оружие!» [1], где была достоверно показана работа санитарного автомобильного
батальона западных союзников. Медицинская служба русской армии Первой мировой
войны была оснащена по последнему, на тот период времени, слову техники и применяла
самые передовые технологии медицинской сортировки и эвакуации, заложенные еще
великим Н. И. Пироговым. Были и санитарные автомобили, и санитарные поезда. Всё
это потом в годы Великой Отечественной войны будет использовано вновь с
блестящими результатами.
Фото 1. 324 Полевой подвижной госпиталь. Яблонна, Варшавская губерния. Общий вид зданий, занятых госпиталем. Ноябрь 1914 г. – январь 1915 г.
Фото 2. Яблонна, Варшавская губерния. Главное здание госпиталя (палаты №1, 2, 3, 4, офицерская перевязочная, цейхгауз, караульное помещение).
Фото 3. Заразный барак (палаты для тифов, оспы, дизентерии, аптека).
Фото 4. Яблонна. Персонал 324 госпиталя. 1. Доктор В. Перетц. 2. Иеромонах Гавриил. 3. Смотритель М. Амцев. 4. Главный врач В. Перекалин. 5. Сестра Ф. Ильина. 6. Доктор В. Асстьев. 7. Доктор П. Триодин. 8. Сестра Е. Малиновская. 9. Помощник смотрителя Ю. Шумин. 10. Письмоводитель Р. Тырковский. 11. Управляющий аптекой В. Гиршгауэр. Деньщики: Гончаров, Степаненко, Шляпин, Зейзо, Абраменок, Грибов, Товбов.
Фото 5. Стоят: 1. Доктор П. Н. Триодин. 2. Сестра милосердия Л. А. Ильина. 3. Письмоводитель Р. Тырковский. 4. Неизвестная дама. 5. Смотритель М. Амцев. 6. Управляющий аптекой В. Гиршгауэр. 7. Помощник смотрителя Ю. Шумин. Сидят: 1. Доктор В. Перетц. 2. Сестра Е. Малиновская. 3. Главный врач В. Перекалин. 4. Доктор В. Асстьев. 5. Вероятно супруга В. Гиршгауэра. 6. Неизвестная дама.
Фото 6. Яблонна. Заразный барак. Палата № 5 (оспа). Доктор Триодин. Сестра милосердия Л. Ильина.
Фото 7. Доктор П. Триодин и сестра милосердия Л. Ильина.
Фото 8. Яблонна. Заразное отделение. Палата № 2 (брюшной тиф). Доктор П. Триодин и сестра милосердия Л. Ильина.
Фото 9. Доктор П. Триодин и сестра милосердия Л. Ильина у постели больного.
Фото 10. Доктор П. Н. Триодин и сестра милосердия Л. Ильина в палате на обходе.
Фото 11. Л. А. Ильина. Октябрь 1914 г. Фото 12. Доктор П. Триодин.
Фото 13. Яблонна. Декабрь 1914 г. П. Н. Триодин и любимая его коняга «Анка» или «Лизка» (из …далее непонятно).
Фото 14. Яблонна, январь 1915 г. Доктор Триодин П. Н.
Фото 15. П. Н. Триодин в группе однополчан.
Фото 16. Доктор П. Н. Триодин и сестры милосердия. Среди них Л. А. Ильина.
Фото 17. Иллюстрация к техническому оснащению медицинской службы Русской армии в Первую мировую войну.
Фото 18. Город Цеханов, Плоцкой губернии. Вокзал. Начальник головного №2
эвакуационного пункта, полковник Моисеев. Январь 1915.
Фото 19. Яблонна. Январь 1915 г. Доктор В. Е. Перекалин (главный врач Военного госпиталя №324) и Е. А. Перекалина.
Вглядываясь в эти лица, невольно сравниваешь их с
лицами наших современников, и в том числе оказавшихся на медицинском поприще. И
это сравнение не в пользу наших современников…. Там много пассионарности, а
здесь слишком много признаков вырождения, особенно у мужской половины! Ни мысли
во взгляде, ни цели, ни смысла. В глазах – одни талеры в карманах пациентов при
сомнительном профессионализме. «Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй» [10]. «Клятва» Гиппократа забыта напрочь! Вглядываясь в эти лица наших российских
современников, можно, в определенном смысле, понять причину того, почему, что
бы мы ни делали, у нас не идут дела. Уж, точно не потому, что «в понедельник
нас мама родила» [11]!
Мозаика
пассионарности для проницательного читателя
Пролог
«Входите тесными вратами: потому что широки врата и
пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата
и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (От Матфея, [12]).
«Входит
Вагнер в спальном колпаке и халате, с лампою в руке. Фауст с неудовольствием
поворачивается к нему.
Вагнер
Простите,
не из греческих трагедий
Вы
только что читали монолог?
Осмелился
зайти к вам, чтоб в беседе
У
вас взять декламации урок.
Чтоб
проповедник шел с успехом в гору,
Пусть
учится паренью у актера.
Фауст
Да,
если проповедник сам актер,
Как
наблюдается с недавних пор.
Вагнер
Мы
век проводим за трудами дома
И
только в праздник видим мир в очки.
Как
управлять нам паствой незнакомой,
Когда
мы от нее так далеки?
Фауст
Где
нет нутра, там не поможешь потом.
Цена
таким усильям медный грош.
Лишь
проповеди искренним полетом
Наставник
в вере может быть хорош,
А
тот, кто мыслью беден и усидчив,
Кропает
понапрасну пересказ
Заимствованных
отовсюду фраз,
Все
дело выдержками ограничив
Он,
может быть, создаст авторитет
Среди
детей и дурней недалеких,
Но
без души и помыслов высоких
Живых
путей от сердца к сердцу нет.
Вагнер
Но
много значит дикция и слог,
Я
чувствую, еще я в этом плох.
Фауст
Учитесь
честно достигать успеха
И
привлекать благодаря уму.
А
побрякушки, гулкие, как эхо,
Подделка
и не нужны никому.
Когда
всерьез владеет что-то вами,
Не
станете вы гнаться за словами,
А
рассужденья, полные прикрас,
Чем
обороты ярче и цветистей,
Наводят
скуку, как в осенний час
Вой
ветра, обрывающего листья.
Вагнер
Ах,
господи, но жизнь-то недолга,
А
путь к познанью дальний. Страшно вчуже!
И
так уж ваш покорнейший слуга
Пыхтит
от рвенья, а не стало б хуже!
Иной
на то полжизни тратит,
Чтоб
до источников дойти,
Глядишь,
- его на полпути
Удар
от прилежанья хватит.
Фауст
Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Вагнер
Однако есть ли что милей на свете
Чем уноситься в дух былых столетий
И умозаключать из их работ,
Как далеко шагнули мы вперед?
Фауст
О да, конечно, до самой луны!
Не трогайте далекой старины.
Нам не сломить ее семи печатей.
А то, что духом времени зовут,
Есть дух профессоров и их понятий,
Который эти господа некстати
За истинную древность выдают.
Как представляем мы порядок древний?
Как рухлядью заваленный чулан,
А некоторые еще плачевней, -
Как кукольника старый балаган.
По мненью некоторых, наши предки
Не люди были, а марионетки.
Вагнер
Но мир! Но жизнь! Ведь человек дорос,
Чтоб знать ответ на все свои загадки.
Фауст
Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.
На этот счет у нас не все в порядке.
Немногих, проникавших в суть вещей
И раскрывавших всем души
скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как вам известно, с самых давних дней.
Но мы заговорились, спать пора.
Оставим спор, уже довольно поздно» …
…Мы побороть не в силах скуки серой,
Нам голод сердца большей частью чужд,
И мы считаем праздною химерой,
Всё, что превыше повседневных нужд.
Живейшие и лучшие мечты
В нас гибнут средь житейской суеты.
В лучах воображаемого блеска
Мы часто мыслью воспаряем вширь
И падаем от
тяжести привеска,
От груза наших добровольных гирь,
Мы драпируем способами всеми
Своё безволье, трусость, слабость, лень.
Нам служит ширмой состраданье бремя,
И совесть, и любая дребедень.
Тогда всё отговорки, всё предлог,
Чтоб произвесть в душе
переполох,
То это дом, то дети, то жена,
То страх отравы, то боязнь
поджога,
Но только вздор, но ложная тревога,
Но выдумка, но мнимая вина.
Какой я бог! Я знаю облик свой.
Я червь слепой, я пасынок природы,
Который пыль глотает пред собой
И гинет под стопою пешехода.
Не в прахе ли проходит жизнь моя
Средь этих книжных полок, как в неволе?
Не прах ли эти сундуки старья
И эта рвань, изъеденная
молью?
Итак, я здесь все нужное найду?
Здесь, в сотне книг, прочту я утвержденье,
Что человек терпел всегда нужду
И счастье составляло исключенье?
Ты, голый череп посреди жилья!
На что ты намекаешь, зубы скаля?
Что твой владелец, некогда, как я,
Искавший радости, блуждал в печали?
Не смейтесь надо мной деленьем шкал,
Естествоиспытателя приборы!
Я, как ключи к замку, вас подбирал,
Но у природы крепкие затворы.
То, что она желает скрыть в тени
Таинственного своего покрова,
Не выманить винтами шестерни,
Ни силами орудья никакого.
Не тронутые мною черепки,
Алхимии отцовой пережитки,
И вы, исписанные от руки
И копотью покрывшиеся свитки!
Я б лучше расточал вас, словно мот,
Чем изнывать от вашего соседства.
Наследовать достоин только тот,
Кто может к жизни приложить наследство.
Но жалок тот, кто копит мертвый хлам.
Что миг рождает, то на пользу нам» (Гёте И. В., [13]).
«Дума
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына,
Над промотавшимся отцом» (Лермонтов М. Ю., [14]).
Часть
I. Объяснение
«Когда этническая общность вступает в первый
творческий период своего становления, ведущая часть ее населения, толкающая всю
систему по пути этнического развития, накапливает материальные и идейные
ценности. Это накопление в области этики становится «императивом» и в отношении
времени трансформируется в ощущение, которое можно назвать «пассеизм». Смысл
его в том, что каждый активный строитель этнической целостности чувствует себя
продолжателем линии предков, к которой он что-то прибавляет: ещё одна победа,
ещё одно здание, ещё одна рукопись, ещё один выкованный меч. Это «ещё» говорит
о том, что прошлое не ушло, оно в человеке, и поэтому к нему стоит прибавить
нечто новое, ибо тем самым прошлое, накапливаясь, продвигается вперёд. Каждая
прожитая минута воспринимается как приращение к существующему прошлому (Passe existente).
Результатом такого восприятия времени являются подвиги
героев, добровольно отдавших жизнь за отечество: спартанского василевса Леонида в Фермопилах, консула Аттилия
Регула в Карфагене, Роланда в Ронсевальском
ущелье, причём это равно касается исторического бретонского
маркграфа и литературного героя «Песни о Роланде». Такими же были
богатыри-монахи Пересвет и Ослябя,
послушники Сергея Радонежского, погибшие на Куликовом поле, и кераитский богатырь Хадах-Баатур,
отвлекший на себя воинов Чингиса, чтобы дать скрыться
«своему природному хану». Европейцы этого склада воздвигли готические соборы,
не увековечив своих имён, индусы вырезали дивные статуи в пещерных храмах,
египтяне построили усыпальницы, полинезийцы открыли для своих соотечественников
Америку и привезли на остров кумару (сладкий
картофель). Для них характерно отсутствие личной заинтересованности. Они как
будто любили своё дело больше себя. Но это не альтруизм: предмет их любви был в
них самих, хотя и не только в них. Они чувствовали себя наследниками не только
великих традиций, а частицами оных, и, отдавая ради этих традиций милую жизнь,
быстро, как воины, или медленно, как зодчие, они поступали согласно своему
нервно-психическому складу, определявшему вектор и характер их деятельности. Люди
этого склада встречаются во все эпохи, но в начальных стадиях этногенеза их
несколько больше. Как только процентное содержание их уменьшается, наступает
время, которое мы привыкли называть «расцветом», но правильнее было бы сказать
«разбазаривание».
На место пассеизма приходит актуализм. Люди этого
склада забывают прошлое и не хотят знать будущего. Они хотят жить сейчас и для
себя. Они мужественны, энергичны, талантливы, но то, что они делают, они делают
ради себя. Они тоже совершают подвиги, но ради собственной алчности, ищут
высокого положения, чтобы насладится своей властью, ибо для них реально только
настоящее, под которым неизбежно понимается своё, личное. Таковы
в Риме – Гай Марий и Люций Корнелий
Сулла, в Афиннах – Алкивиад, во Франции – принц
«Великий Конде», Людовик XIV и Наполеон, в
России – Иван Грозный, в Китае – Суйский император Ян
Ди (605-618). А писателей, художников, профессоров и
т.п., совершавших подчас нечто грандиозное только для того, чтобы прославить
своё имя, невозможно перечислить! Таковы и весёлые кутилы, бонвиваны, прожигатели жизни, они тоже живут сегодняшним днём, хотя бы
продолжительностью в целую, но свою жизнь. Когда процент людей такого склада в
составе этноса увеличивается, то наследство, скопленное их жертвенными
предками, быстро растрачивается, и это производит обманчивое впечатление
изобилия, почему и считается «расцветом».
…Их восприятие времени – такое же явление, как и то,
которое было описано выше, и зависит не от их желания, а от особенностей высшей
нервной деятельности. Они не могли бы быть иными, если бы даже хотели. Знаменитые сентенции «Хоть день, да мой» и «После нас – хоть потоп»
- не цинизм, а искренность, и наличие в этносе людей этого склада ведёт не к
его исчезновению, а только к остановке роста, что иногда бывает даже
целесообразно, так как, не принося в жертву себя, эти люди не ставят целью
принесение в жертву своих соседей, а стремление к беспредельному расширению
этнического ареала заменяется установлением естественных границ»
(Гумилёв Л. Н., [15]).
«Итак, возникает основной вопрос: можем ли мы изучать
организмы как нечто обособленное от космо-теллурической
среды? Нет, не можем, ибо живой организм не существует в отдельности, вне этой
среды, и все его функции неразрывно связаны с нею.
Бесконечно велико количество и бесконечно разнообразно
качество физико-химических факторов окружающей нас среды со всех сторон среды –
природы. Мощные взаимодействующие силы исходят из космического пространства.
Солнце, Луна, планеты и бесконечное число небесных тел связаны с Землёю
невидимыми узами. Движение Земли управляется силами тяготения, которые вызывают
в воздушной, жидкой и твёрдой оболочках нашей планеты
ряд деформаций, заставляют их пульсировать, производят приливы. Положения
планет в солнечной системе влияет на распределение и напряжённость
электрических и магнитных сил Земли.
Но наибольшее влияние на физическую и органическую
жизнь Земли оказывают радиации, направляющиеся к Земле со всех сторон
Вселенной. Они связывают наружные части Земли непосредственно с космической
средой, роднят ее с нею, постоянно взаимодействуют с нею, а потому и наружный
лик Земли, и жизнь, наполняющая его, являются результатом творческого
воздействия космических сил. А потому и строение земной оболочки, её физико-химия и биосфера являются
проявлением строения и механики Вселенной, а не случайной игрой местных сил.
Наука бесконечно широко раздвигает границы нашего непосредственного восприятия
природы и нашего мироощущения. Не Земля, а космические просторы становятся
нашей родиной, и мы начинаем ощущать во всём её подлинном величии значительность
для всего земного бытия и перемещения отдалённых небесных тел, и движения их
посланников – радиации…
… Таким образом, подавляющее большинство
физико-химических процессов, разыгрывающихся на Земле, представляют собой результат
воздействия космических сил, которые всецело обусловливают жизненные процессы в
биосфере. Поэтому последнюю совершенно необходимо
признать местом трансформации космической энергии» (Чижевский А. Л., [16]).
Упадку и «мерзости запустения» окружающего нас мира
может способствовать «земное эхо космических бурь» [16], которые бушуют в
недрах нашего Солнца, нашей галактики Млечный Путь и Вселенной. Эти бури
воздействуют на нашу эндокринную и нервную системы и оказывают системные
влияния на нашу психофизиологию, понижая психофизиологическую энергию
созидания, способствуя лености, стремлению к праздности, равнодушию, уменьшению
или полному отсутствию желания, чтобы «после нас становилось лучше, чем было до
нас». Если сюда прибавить отрицательный целенаправленный отбор индивидов в
результате социальных катаклизмов XX и начала XXI века,
смертельным торнадо пронёсшихся над Россией,
когда из человеческой популяции целенаправленно выбраковывались лучшие
её представители, причины «мерзости запустения» для проницательного читателя
становятся очевидными.
Часть
II. Что делать?
« - "Что делать?" – спросил нетерпеливый петербургский юноша. –
Как что делать: если это лето – чистить ягоды и варить варенье; если зима – пить
с эти вареньем чай» (Розанов В. В.[17]).
«Средь мира дольного
Для сердца вольного
Есть два пути.
Взвесь силу гордую,
Взвесь волю твёрдую, -
Каким идти?
Одна просторная
Дорога – торная,
Страстей раба,
По ней громадная,
К соблазну жадная
Идёт толпа,
О жизни искренней,
О цели выспренней
Там мысль смешна.
Кипит там вечная,
Бесчеловечная
Вражда-война
За блага бренные…
Там души пленные
Полны
греха.
На вид блестящая,
Там жизнь мертвящая
К добру глуха.
Другая – тесная
Дорога, честная,
По ней идут
Лишь люди сильные,
Любвиобильные,
На бой, на труд.
За обойдённого,
За угнетённого
Стань в их ряды.
Иди к
униженным,
Иди к
обиженным –
Там нужен ты.
Где трудно дышится,
Где горе слышится,
Будь первый там!»
(Некрасов Н. А. [18]).
«…Недавно родился этот тип и
быстро распложается. Он рожден временем, он знамение времени, и, сказать ли? –
он исчезнет вместе со своим временем, недолгим временем. Его недавняя жизнь обречена быть и долгою жизнью. Шесть лет тому назад этих
людей не видели; три года тому назад презирали; теперь…, но все равно, что
думают о них теперь; через несколько лет, очень немного лет, к ним будут
взывать: «спасите нас!», и что будут они говорить, будет исполняться всеми; еще
немного лет, быть может, и не лет, а месяцев, и станут их проклинать, и они
будут согнаны со сцены, ошиканные, срамимые. Так что же, шикайте и срамите,
гоните и проклинайте, вы получили от них пользу, этого для них довольно, и под
шумом шиканья, под громом проклятий они сойдут со сцены, гордые и скромные,
суровые и добрые, как были. И не останется их на сцене? – Нет. Как же будет без
них? – Плохо. Но после них все-таки будет лучше, чем до них. И пройдут года, и
скажут люди: «после них стало лучше; но все-таки осталось плохо». И когда
скажут это, значит, пришло время возродиться этому типу, и он возродится в
более многочисленных людях, в лучших формах, потому что тогда всего хорошего
будет больше и все хорошее будет лучше; и опять та же история в новом виде. И
так пойдет до тех пор, пока люди скажут: «ну, теперь нам хорошо», тогда уж не
будет этого отдельного типа, потому что все люди будут этого типа, и с трудом
будут понимать, как же это было время, когда он считался особенным типом, а не
общею натурою всех людей?» (Чернышевский Н. Г. Что делать? Глава третья.
Замужество и любовь. VIII.
[19]).
«На той высоте, на которой
они стоят, должны стоять, могут стоять все люди. …Поднимайтесь из вашей
трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый
свет, славно жить, на нем, и путь легок и заманчив, попробуйте: развитие,
развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении
жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их – их
книги радуют сердце, наблюдайте жизнь – наблюдать ее интересно, думайте –
думать завлекательно. Только и всего. Жертв не требуется, лишений не
спрашивается – их не нужно. Желайте быть счастливыми – только, только это
желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своем развитии:
в нем счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Даже то, что другой
чувствует как жертву, горе, он чувствует как удовлетворение себе, как
наслаждение, а для радостей так открыто его сердце, и как много их у него!
Попробуйте – хорошо!» (Чернышевский
Н. Г. «Что делать?», XXXI. «Беседа
с проницательным читателем и изгнание его» [19]).
«В моей сестре, царице,
высшее счастье жизни, - говорит старшая сестра, - но ты видишь, здесь всякое
счастье, какое кому надобно. Здесь все
живут, как лучше кому жить, здесь всем и каждому – полная воля, вольная
воля…
…То, что мы показали тебе,
нескоро будет в полном своем развитии, какое видела теперь ты. Сменится много
поколений прежде, чем вполне осуществится то, что ты предощущаешь. Нет, не
много поколений: моя работа идет теперь быстро, все быстрее с каждым годом, но
все-таки ты еще не войдешь в это полное царство моей сестры; по крайней мере,
ты видела его, ты знаешь будущее. Оно светло, оно прекрасно. Говори же всем:
вот что в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему,
работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько
можете перенести; настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением
ваша жизнь, насколько вы успеете перенести в нее из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите
из него в настоящее все, что можно перенести» (Чернышевский Н. Г. «Что делать?», Глава четвертая. Второе замужество. XVI. «Четвертый сон Веры Павловны».
11. [19]).
Заключение
«Быть иль не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами
судьбы
Иль надо оказать
сопротивленье
И в смертной схватке с
целым морем бед
Покончить с ними?»
(Шекспир В. [20]).
«Не стоит прогибаться под
изменчивый мир,
Пусть лучше он прогнется
под нас.
Однажды он прогнется под
нас...» (Макаревич А. В. [21]).
PS У В.
И. Ленина есть гениальная работа «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения». Её неплохо было бы
перечитать проницательному читателю и осмыслить с неожиданной точки зрения, а
именно: что необходимо сделать и как, чтобы поднять уровень пассионарности
российского общества. Там мыслям просторно…
«…Мы идем тесной кучкой по обрывистому и трудному
пути, крепко взявшись за руки. Мы окружены со всех сторон врагами, и нам
приходится почти всегда идти под их огнем. Мы соединились, по свободно
принятому решению, именно для того, чтобы бороться с врагами и не оступаться в
соседнее болото, обитатели которого с самого начала порицали нас за то, что мы
выделились в особую группу и выбрали путь борьбы, а не путь примирения. И вот
некоторые из нас принимаются кричать: пойдемте в это болото! – а когда их начинают
стыдить, они возражают: какие вы отсталые люди! и как вам не совестно отрицать
за нами свободу звать вас на лучшую дорогу! – О да, господа, вы свободны не
только звать, но и идти куда вам угодно, хотя бы в
болото…
…Пусть не обижается на меня за это резкое
слово ни один практик, ибо, поскольку речь идет о неподготовленности, я отношу его прежде всего к самому себе. Я работал в кружке, который
ставил себе очень широкие, всеобъемлющие задачи, – и всем нам, членам этого
кружка, приходилось мучительно, до боли страдать от сознания того, что мы
оказываемся кустарями в такой исторический момент, когда можно было бы, видоизменяя
известное изречение, сказать: дайте нам организацию революционеров – и мы перевернем
Россию! И чем чаще мне с тех пор приходилось вспоминать о том
жгучем чувстве стыда, которое я тогда испытывал, тем больше у меня накоплялось
горечи против тех лжесоциал-демократов, которые своей проповедью «позорят
революционера сан», которые не понимают того, что наша задача – не защищать
принижение революционера до кустаря, а поднимать кустарей
до революционеров» (Ленин В. И. [22]).
PPS Наше
общество нуждается в вбросе в него пассионарных людей. Несколько тысяч пассионариев радикально изменят лицо
общества. Где их найти? Какое-то количество пассионарных людей появляется в
обществе самопроизвольно. Их надо пестовать, создавать для них социальные
«лифты», чтобы, фигурально выражаясь, уже в 16 лет они могли командовать
полками.
В стране огромное количество беспризорных детей,
неблагополучных семей, где дети заброшены и запущены, много детей в колониях
для малолетних преступников, сирот в детских домах. Это тот материал, который
может быть использован для воспитания пассионариев. Родина должна, прежде
всего, вылечить этих детей, используя самые передовые медицинские технологии.
Затем создать для их воспитания и развития самые благоприятные условия.
Необходимо привить им великолепную физическую и общую культуру. Для решения
этой задачи привлечь лучших педагогов и реализовать лучшие педагогические
системы. Выявить и развить все способности и таланты у этих детей и в соответствии
с этим дать им необходимое образование. Для этих детей матерью и отцом должна
стать Родина. Необходимо воспитать из этих детей честных,
чистых, бескорыстных, высоконравственных, смелых, высокообразованных,
интеллигентных, беззаветно преданных своей Родине людей – «янычаров» России.
Создать для них необходимые социальные «лифты» по принципу: от каждого по
способностям и талантам, каждому по его труду и достигнутым результатам, как в
материальном смысле, так и в социальном. Ничто не должно мешать продвижению
этих людей в обществе. Десятки поведут за собой сотни, сотни - тысячи, тысячи –
миллионы.
Вброс нескольких десятков тысяч пассионариев в
политику, экономику, науку, армию и культуру за короткое время остановит деградацию
России. Наступит эпоха великого роста и развития.
« …Жизни годы
Прошли не даром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя, и муж, и старец пусть ведёт,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!
Тогда сказал бы я: мгновенье!
Прекрасно ты, продлись, постой!
И не смело б веков теченье
Следа, оставленного мной!» (Гёте И. В., [23]).
Литераура
1. Эрнест Хемингуэй. Рассказы. Прощай, оружие! Пятая
колонна. Старик и море. - Библиотека всемирной литературы. Серия третья. Том
195. – М.: Художественная литература, 1972. - С. 273.
2. Партитура с подписью «Серенада для скрипки и рояля.
Профессору Б. О. Сибору (12.05.1934). Триодин П. Н.».
– Литературный фонд Музея истории СГМУ.
3. Степанов П. Ф. Исторический очерк организации и работы
кафедры нормальной анатомии Смоленского государственного медицинского
института. – Смоленск, 1967. – С. 6. – Рукопись. – Библиотека кафедры анатомии
человека Смоленского государственного медицинского университета.
4. Глотов В. А., Пастушенкова
Е. В., Сазонова В. Д., Глотова А. В. Картинная галерея кафедры анатомии
человека Смоленского государственного медицинского университета: исторический
аспект и перспективы. Поэма. - Математическая морфология. Электронный математический
и медико-биологический журнал. - Т. 14. - Вып. 2. -
2015. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-46-html/pastushenkova/pastushenkova.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-46-html/TITL-46.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-46-html/cont.htm
5. Глотов В. А. Триодин Петр Николаевич – врач-анатом,
эпидемиолог, композитор (Материалы к
биографии в изложении). - Математическая морфология. Электронный математический
и медико-биологический журнал. - Т. 6. - Вып. 4. -
2007. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-16-html/triodin/glotov.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-16-html/TITL-16.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-16-html/cont.htm
- Идентификационный номер – 0420700004\0051.
6. Харченко Е. Е. «Бороться и искать, найти и не
сдаваться!». - Математическая морфология. Электронный математический и
медико-биологический журнал. - Т. 14. - Вып. 1. -
2015. - URL:
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-45-html/kharchenko/kharchenko.pdf
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-45-html/TITL-45.htm
http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-45-html/cont.htm
7. Глотов В. А., Литвинов А. В. П. Н. Триодин и «Русские
Атлантиды» XX века. - Смоляне на службе Отечеству. Материалы
научно-практической конференции. – Смоленск, 2013. – С. 259-266.
8. Триодин П. Н. К вопросу о противотифозных прививках.
1. Сравнительная анатомия брюшного тифа у вакцинированных и не вакцинированных
больных. – Русский врач. – 1917. – 16, 14, 329-333; 16/17, 373-376.
9. Триодин П. Н. Об изменениях картины крови при траншейной
лихорадке. – Русский врач. – 1917. – 16, 43-47; 566-569.
10.
Эпиграф к книге А. Н. Радищева «Путешествие из
Петербурга в Москву». – URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/3051/Чудище
11.
«Остров невезения» - Слова Л. Дербенёва, музыка А. Зацепина. - Кинокомедия Л. Гайдая «Бриллиантовая рука»,
1968. – URL: https://music.yandex.ru/album/2230569/track/19798490?from=serp
12.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и
Нового Завета. Канонические. В Русском переводе с Параллельными Местами. – М.: Издание
Всесоюзного Совета Евангельских Христиан-Баптистов, 1968. – С. 7. – (Новый Завет господа нашего Иисуса Христа. От Матфея. Гл. 7. – 13, 14).
13.
Гете И. В. Фауст. Лирика: Пер. с нем. /Вступ.
Статья и примеч. Ал. В. Михайлова; Худож.
В. Носков – М.: Худож. лит., 1986.
– 767 с., ил. (Б-ка классики. Зарубеж. Лит.). – С. 28-32.
14.
Лермонтов М. Ю. Дума, 1838. - URL: http://ilibrary.ru/text/1013/p.1/index.html
15.
Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Лев
Гумилёв. – М.: Эксмо, 2008. – 736 с.
– (Антология мысли). – С. 122-124.
16.
Чижевский А. Л. Земля и Космос. Земное эхо
космических бурь. – М.: Академический Проект; Альма
Матер, 2013. – (Философские технологии).
17.
Розанов В. В. Эмбрионы, 1918. – URL: http://www.vavilon.ru/shortprose/rozanov.html
18.
Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо /
Некрасов Н. А. Стихотворения. – Л.: Советский писатель, 1950. – Т. 3. - С.
306-307. - Библиотека поэта. Малая
серия. В 3-х томах. Второе издание.
19.
Чернышевский Н. Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Изд. подг. Т. И. Орнатская и С. А. Рейсер. - Л.: Наука, 1975. – 872 с. – (Литературные памятники).
20.
Шекспир В. Гамлет, принц датский (пер. Б.
Пастернак) – URL: http://www.theatre-library.ru/files/sh/shakespeare/shakespeare_20.html
21.
Макаревич А. В. Однажды мир прогнётся под нас. – URL:
http://pesenka.net/view.php?id=460
22.
Ленин В. И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. – URL: http://revolucia.ru/chto_del.htm
23.
Иоганн Вольфганг
Гете. Фауст (пер. Н. Холодковский). – URL: http://lib.ru/POEZIQ/GETE/faust_holod.txt
PUZZLEs military hospital №324 (1914-1915). NEW DOCUMENTS
FOR THE PHOTO topicality of the composer's biography P. N. TRIODIN
(Full version)
© 2015 Glotov V. A.
Biographies of prominent Russian Soviet composer, physician,
epidemiologist and anatomist Pyotr Nikolayevich Triodin conceals many more
mysteries. Slightly open another secret of his biography. The
discovery of new documents foto topicality military
hospital №324, acting on the Western Front during the period from 1914 to 1915.
These documents contain previously unknown facts about P. N. Triodin.
Keywords: composer P. N.
Triodin, military hospital №324.
Владимир Александрович Глотов,
профессор кафедры анатомии человека
Смоленского государственного медицинского
университета, Россия,
г. Смоленск
Кафедра анатомии человека
ГБОУ ВПО «Смоленский государственный медицинский
университет»
Минздрава России.
Поступила в редакцию 22.09.2015.