Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 14. -

Вып. 3. - 2015. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-47-html/TITL-47.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-47-html/cont.htm

 

УДК 572.9                                                                                                                   

 

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБСКО-УГОРСКОГО И  САМОДИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА И СИБИРИ В РОССИИ

В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

                                        

© 2015 г. Карцев П. П.

 

(kartsev.doc)

 

В статье рассмотрена история изучения обско-угорских и самодийских народов Урала и Сибири в России в дореволюционный период. Специальное внимание обращено на ряд аспектов этих исследований, сохраняющих актуальность и сегодня.

Ключевые слова: Сибирь, обские угры, ханты, манси, ненцы. 

 

Наиболее ранние сведения о народах Северного Урала и Западной  Сибири появляются на Руси  еще в домонгольское время. Югра и самоядь, то есть, видимо, угры и определенно самодийцы, упоминаются уже в древнейшем летописном своде – «Повести временных лет». Вогулы, то есть манси, впервые упоминаются в «Житии Стефана Пермского», сочинении конца XIV века.

Древнейшим из дошедших до нас произведений древнерусской литературы, содержащим относительно подробное описание народов Сибири, является сказание «О человецех незнаемых в восточной стране». Датируется оно концом XV – началом XVI веков. Подробный разбор и анализ этого текста произвел Д.Н.Анучин, опубликовавший об этом  специальную работу(Анучин, 1890). В книге дана публикация текста сказания в дореформенной грифике, изложена история изучения этого памятника. Далее Д.Н.Анучин подробно рассматривает такие этно-географические названия как «Сибирь», «Югория», «Обдория», «Кондия», выясняет местоположение этих земель, подчеркивает их нетождественность друг другу. Так, по его мнению, Югра ранее распологалась западнее Урала, но уже в XV веке она находилась на Оби.

В этом сказании содержатся сведения о девяти родах людей Сибири, в большинстве называемых «самоядью». Д. И. Анучин подробно анализирует эти сведения с целью отождествления этих «родов» с исторически известными племенами аборигенов Сибири. В связи с этим он много внимания уделяет вопросу о самоедах – молгонзеях и вопросу о легендарной Мангазее, обобщая имеющиеся сведения об этом городе, его истории. В результате он приходит к выводу о том, что «молгонзеи» это реально существовавший народ, тождественный юракам, то есть, по современной номенклатуре, это предки восточных ненцев. Вероятно, более правильно будет отождествить «молгонзеев» с энецким родом «монкаси». Много внимания Д.Н.Анучин уделяет также анализу сведений о земле Баид или Байд сказания, известной также и по многим  картам Сибири XVI и XVII веков. По его мнению  это название следует отождествлять с монголами – баятами. Вполне возможно, что так оно и есть. Но нельзя исключить, что здесь отражено название одного из крупнейших родов энцев – рода «бай» или «пэ бай». Кроме того, одна из волостей селькупов также называлась «бай». Вероятно, это один из древнейших самодийских этнонимов. В книге рассмотрен также вопрос о легендарных сиртя и вопрос о каменной самояди – ядре современных ненцев.

Первым в России специальным сочинением об обских уграх является работа Г. Новицкого «Краткое описание о народе остяцком», написанная в 1715 году. Г. Новицкий, ссыльный сторонник Мазепы, принимал участие в деятельности миссии митрополита Ф. Лещинского по крещению хантов и манси. Значительная часть его книги как раз и посвящена описанию этих событий. Наряду с этим имеются и сведения об остяках (хантах), и, в частности, об их происхождении. Согласно данным Новицкого, основанным на рассказах самих хантов, исконными жителями их земли была накая «чудь». Предки же хантов пришли с запада, из Пермских земель (Новицкий, 1941. - С. 38). Книга Новицкого, ранее известная в виде рукописи,  впервые была издана лишь в 1884 году. Второе издание вышло в Новосибирске в 1941 году.

Некоторые материалы об обских уграх были собраны в ходе работ первой и, особенно, второй Камчатских экспедиций, а также экспедиции Д. Г. Мессершмидта. Материалы об обских уграх и ненцах были собраны также в ходе Большой Академической экспедиции 1768-1774 годов. Книги ее участников П. С. Палласа (1773-1788), И. И. Лепехина (1771-1822), И. Г. Георги (1776-1799), В. Ф. Зуева (1947) содержат интересные и ценные сведения об этих народах. В 1792 году было опубликовано описание чердынских манси, написанное П, Любарских (1792). В первой половине XIX века выходят книги Ф. Белявского (1833),  Ж. Б.-Б. Эйрие (1839).  К сожалению, погиб обширный материал, собранный в 1843-1844 гг. академиком Миддендорфом, включавший в себя тысячи кефалометрических  измерений остяков, юраков, самоедов, а также тунгусов, долган, и северных якутов (Ивановский, 1904. - С. 26).

В шестидесятых-семидесятых годах XIX века в нашей стране и за рубежом выходит несколько работ Д. П. Европеуса, которые, возможно, следует рассмотреть несколько подробнее, поскольку они в определенной степени предопредилили содержание и направленность последующих работ дореволюционного периода, посвященных финно-уграм и самодийцам, и отчасти сохранили свою актуальность и в XX веке. Пожалуй, наиболее известна работа Д. П. Европеуса «Об угорском народе, обитавшем в Средней и Северной России, в Финляндии и в северной части Скандинавии до прибытия туда нынешних их жителей» (1874). По мнению Д. П. Европеуса, названия гуннских и протоболгарских племен вполне объясняются исходя из угорских языков. Многочисленные субстратные топонимы и гидронимы средней и северной частей европейской России, по мнению Европеуса, не финского, но угорского происхождения, что он доказывает, реконструируя их угорские исходные формы. Такие же топонимы и гидронимы, по его мнению, встречаются во множестве также по всей Финляндии и даже в северной Скандинавии.

Исходный, древнейший тип венгров и в целом угров, по мнению Д. П. Европеуса, долихокранный. Население Московской, Владимирской, Ярославской и Тверской губерний дорусского времени – здесь он ссылается на работу А. П. Богданова «Материалы для антропологии курганного периода Московской губернии» - также было долихокранным. Долихокранию этих черепов он сопоставляет – ссылаясь на академика К. М. Бэра – с долихокранией, свойственной остякам и вогулам (хантам и манси). Это свидетельствует, по мнению Европеуса, об угорской, но не финской принадлежности данного населения. Финнов же он считает, в соответствии с распространенным в то время представлением, искони брахикранными.

Из этих посылок Д. П. Европеус делает вывод о том, что прародина угров располагалась в Восточной Европе, ее северной и средней частях, откуда предки венгров ушли на юг и далее на запад, а предки обских угров отошли на восток и северо-восток. Дофинское население Финляндии и Карелии, называемое в финских преданиях «хийси», он также считает уграми.

В этой связи следует упомянуть статью А. В. Елисеева «Антропологические заметки о финнах», опубликованную в Известиях ОЛЕАЭ (1886). В ней автор ставит вопрос об изначальном типе финнов по форме черепа – длинноголовы они или короткоголовы. Он отказывается от своего прежнего мнения о длинноголовости древних финнов, придя к заключению, что древнейшее длинноголовое население не было финнами.

Гипотезу Д. П. Европеуса критиковали М. Фасмер и А. И. Попов (1948), однако поддержал в ряде работ крупный советский лингвист Б. А. Серебренников. По его мнению первоначально обитавшие в Западной Сибири племена, которые он называет «угроидными», впоследствии заселили север европейской части России, оставив топонимы и гидронимы на –им, -ым, -еньга, -анга, -юг, -уг, -юга, -уга (Серебренников, 1966). В общем, это те же гидронимы, на которые указывал и Д. П. Европеус. Однако А. К. Матвеев, крупный отечественный специалист по ономастике, оспаривает выводы Б. А. Серебренникова (Матвеев, 1970).

Примерно с семидесятых годов XIX столетия берут начало и достаточно обстоятельные  антропологические исследования коренного населения Западной Сибири. В 1869 году при Казанском университете было создано Общество естествоиспытателей. Подробную хронику деятельности общества дореволюционного периода составил и опубликовал  М. М.  Хомяков (1914). В 1872 году это общество командировало Н. Малиева и Н. Сорокина на Урал, для изучения вогулов бассейна реки Лозьвы. По возвращении Н. Малиев опубликовал в Трудах общества естествоиспытателей при Казанском Университете «Отчет о вогульской экспедиции» (1872).  В нем он кратко рассказал о ходе экспедиции, о местных вогулах, подчеркнув их деление на обрусевших и, как он выразился, «диких», сохранивших традиционный образ жизни. Вогулы, по его оценке и на основании данных измерений тринадцати человек (все мужчины) среднего или низкого роста, крепкого или умеренного телосложения, волосы у них мягкие, черные или светлые, глаза серые, голубые, карие. Нос небольшой, плоский, приплюснутый у корня. Губы тонкие. Лоб высокий, у некоторых – сильно покатый назад. Индекс головы 77, что, как он отмечает, очень близко к черемисам, то есть марийцам, у которых головной индекс, по его данным, равен 78. В конце работы приведена таблица измерений вогулов Лозьвы в количестве 13-ти человек мужского пола.

Значительно позже, уже в 1901 году, в первом номере Русского антропологического журнала, Н. Малиев опубликовал небольшую статью «Вогулы (Антропологический очерк)». В ней он, на основании материалов той же, 1872 года экспедиции, описал местожительство, численность, образ жизни, хозяйство, историю вогулов Лозьвы, и, весьма кратко, их антропологический тип, не приводя данных измерений. И вновь отметил их длинноголовость, резко отличающую их от других финских племен и сближающую с черемисами (Малиев,1901).

Участник этой экспедиции Н. Сорокин также опубликовал работу об этой поездке, под названием «Путешествие к вогулам» (1873). В ней он подробно, по числам, описывает ход этой экспедиции. Интересны его описания природы Урала, быта, занятий, культуры вогулов. Весной 1877 года по поручению Комитета Антропологической выставки Н. Ю. Зограф отправился в экспедицию к самоедам для приобретения коллекций и сведений по антропологии этого народа. Ему было предоставлено право выбора конкретной местности для исследований, и его выбор остановился на Канинской земле, территории проживания западных ненцев. Ход и итоги экспедиции он описал в работе «Поездка к самоедам» (Зограф, 1877). Поездка оказалась не слишком удачной. Было собрано два полных скелета ненцев и девять черепов, сняты маски с лиц десяти человек, слепки с зубов двенадцати человек, а также измерено пятьдесят человек (тридцать шесть мужчин и четырнадцать женщин).

На основе собранных материалов Н. Ю. Зограф издал  работу «Антропологический очерк самоедов»(1878). В нем приведены данные о росте, длине туловища, длине рук, цвете кожи, волос и глаз, форме носа западных ненцев. Измеренные Н. Ю. Зографом ненцы оказались суббрахицефалами (с головным указателем 82,57 у мужчин и 82,37 у женщин), с темными глазами и темными прямыми волосами, с монгольской формой глаз и широким, приплюснутым носом. По мнению Н. Ю. Зографа тип самоедов – монгольский, не существует особого самоедского типа, они представляют собой просто немного своеобразных монголоидов.

Привезенные Н. Ю. Зографом черепа самоедов Архангельской губернии были изучены А. П. Богдановым, выявившим такие их характерные особенности как брахицефалия, малая высота свода, широкое лицо, наклонность к высокоорбитности, значительная ширина носа при мезоринии по указателю, значительная ширина межглазничного пространства. При этом А.П. Богданов отметил, что черепа самоедов вовсе не так резко сходны с монгольскими, как можно было бы ожидать на основании выводов Н. Ю. Зографа (Богданов, 1879).

В это же время выходит и небольшая работа А. П. Богданова об остяках. В ней дано краткое этнографическое описание этого народа,  приведены данные измерений четырех черепов (39 признаков) и описание их краниологического типа. По этим, конечно же не достаточно представительным данным, остяки оказались низкоголовыми суббрахицефалами с низким и широким лицом, высокими орбитами и мезоринией (Богданов, 1879).

В 1882-1885 годах К. Д. Носилов совершил несколько поездок к вогулам. Их результаты он опубликовал в Известиях ОЛЕАЭ  в докладе «Антропологический очерк вогулов» (1890а) и статье «Исторические памятники племени маньсы» (1890б). Вопреки названию очерк скорее этнографический. Любопытно отметить, что по впечатлениям Носилова,  манси похожи на цыган.

По поручению Комитета по устройству в Москве Музея Прикладных Знаний в 1885 году в Северо-Западную Сибирь оправился Н. Л. Гондатти для собирания коллекции по этнографии этого края, а также «с целью производства антропологических исследований над ее населением». Он посетил манси, хантов и ненцев, собрал значительное количество предметов материальной культуры и быта, изучил одежду, жилище, бытовую культуру, пищу и систему питания, способы ведения хозяйства, обычаи и обряды, религиозные верования этих народов. Все это подробно и обстоятельно описано  им в  работе «Предварительный отчет о поездке в Северо-Западную Сибирь» (1888). Результаты антропологических исследований Н. Л. Гондатти по неизвестной мне причине остались не опубликованными. Материалы Гондатти были частично использованы в работе А. Г. Рождественского. В публикации приведены данные о возрасте, росте, высоте над полом нижнего края подбородка, величине головы в вертикальной проекции, отношении величины головы к росту у вогулов (манси) (Рождественский, 1895).  Н. Л. Гондатти  также собрал коллекцию черепов северных манси с рек Северная Сосьва и Сыгва, до сих пор остающуюся единственной краниологической серией северных манси.

Привезенные Н. Л. Гондатти черепа северных манси были измерены И. П. Силиничем. Этот материал лег в основу его статьи «Вогулы (краниологический очерк)», опубликованной  в Русском антропологическом журнале (1904). В начале статьи автор рассматривает вопрос о  форме  черепной коробки финнов, освещает этнополитическую подоплеку данного вопроса, полемику в этой связи Д. П. Европеуса и А. Альквиста, касается вопроса о прародине уральцев. Основная часть статьи посвящена изложению и анализу измерений черепов северных манси. Полученные им данные определенно свидетельствуют о долихоцефальности и низкоголовости обских угров. Это, по мнению И. П. Силинича, резко отличает обских угров от древнего курганного населения, отличающегося гипсицефалией и свидетельствует против отождествления этого населения с уграми, предложенного Д.П.Европеусом и «осторожно поддержанного» А.П. Богдановым. В результате И.П.Силинич приходит к выводу, что обские угры по своим антропологическим особенностям должны быть выделены в особую угорскую группу, характеризующуюся длинным и низким черепом с широким, скуластым лицом и с ясными чертами монголизма. Тип этот, по мнению И. П. Силинича, древний. Невозможно также отождествление физического типа финнов и угров (обских), речь может идти только о языковой общности. Также лишено научных оснований отождествление обских угров и мадьяр.

Следует упомянуть также работу профессора А. И. Таренецкого, изучившего черепа остяков, хранившиеся в антропологическом музее Императорской Военно-Медицинской Академии. Черепа были добыты студентами академии Кондратовичем и Федоровым на реке Щекурье в 1895 году. К сожалению, черепов всего три, из них один женский, но, тем не менее многие особенности нижнеобского типа на них проявляются вполне отчетливо. Так, все эти черепа низкие, с покатым лбом и выступающим затылком, с весьма слабо выступающими носовыми костями, верхнечелюстным прогнатизмом и умеренным выступанием скуловых костей. Следует также отметить, что проф. Таренецкий видимо первым обратил внимание на своеобразное строение затылка у обских угров, которое,  по нашим наблюдениям, присуще также и северным манси (Таренецкий, 1898).

В 1888 году в Томске был открыт университет. Профессором кафедры анатомии был назначен Н. М. Малиев. Сотрудник Н. М. Малиева С. М. Чугунов летом 1890 года совершил поездку в Сургут для изучения местных остяков. Там он измерил более сотни человек местных и ваховских хантов. Не имея времени обработать эти материалы, Чугунов переслал их А. А. Ивановскому. Результаты изучения антропометрических данных ста мужчин из этой группы Ивановский опубликовал в статье «Сургутские остяки (по материалам С. М. Чугунова)» в Русском антропологическом журнале (1905). В целом эта группа восточных хантов характеризуется преобладанием темнорусых волос, карими, но нередко и серыми глазами, низким или ниже среднего ростом, большим продольным диаметром головы при головном указателе 79,26, хамецефалией при высотно-продольном указателе равном 70,96, хамепрозопией, мезоринией, относительно длинными руками. По мнению А. А. Ивановского ханты должны быть выделены в отдельную антропологическую группу – остяцкую.

В 1904 году выходит книга А. А. Ивановского «Об антропологическом составе населения России», обобщившая накопленные к этому времени данные. На основе этих материалов автор произвел антропологическую классификацию населения России. Самоедов Ивановский включил в монгольскую группу, а остяки не обнаружили сходства ни с одной народностью и были им выделены в отдельную антропологическую группу (Ивановский, 1904). Данная характеристика осталась без изменений и в следующей крупной работе А. А. Ивановского (1911).

В 1909 году Академией наук на средства меценатов Кузнецовых была организована экспедиция на Полярный Урал под руководством О. О. Баклунда. Участник экспедиции Д. Т. Янович собрал на кладбище Халас-Пугор большую краниологическую коллекцию, более трехсот черепов. К сожалению, существует проблема этнической принадлежности этих материалов, которые нельзя считать однозначно хантыйскими.

В это же время, в 1909-1910 годах С. И. Руденко по поручению Этнографического Отдела Русского Музея занимался сбором этнографических коллекций и антропологическим изучением коренного населения низовий реки Оби: ненцев, манси и хантов. Результаты этнографических исследований С. И. Руденко  опубликовал в работе «Инородцы Нижней Оби. (Этнографический очерк)». В этом же году он опубликовал «Антропологическое исследование инородцев Северо-Западной Сибири» (1914). Работа базируется на данных измерений 54 самоедов, 75 вогулов и 127 остяков, только взрослых мужчин. Подробному описанию и анализу каждого из этих трех народов посвящена отдельная глава. Последняя глава книги является  сравнительно-антропологическим анализом ненцев, манси и хантов. В итоге С. И. Руденко приходит к выводу о том, что не может быть и речи о близком родстве самоедов и вогулов. Остяки близки вогулам, но отчасти промежуточны между вогулами и самоедами. При этом обские угры стоят изолированно и  ни с кем не могут быть объединены на основании их физических черт. Енисейские остяки по физическому типу совершенно не сходны с обскими. Поволжские и пермские финны существенно отличны от обских угров, за исключением черемис (марийцев).

Эта работа С. И. Руденко по праву считается лучшей среди дореволюционных работ по антропологии коренного населения Западной Сибири.

Своего рода завершением дореволюционного периода изучения угорских и самодийских народов Урала и Западной Сибири можно считать статью И. П. Силинича «К вопросу об антропологическом типе населения Северо-Западной Сибири» (1916). Он присоединяется к мнению С. И. Руденко об отсутствии близкого родства обских угров и самоедов и значительном сходстве хантов и манси, выделяя их по антропологическому типу в особую группу – угорскую, которую он относит к монголоидам. Угорский тип, по его предположению, был древнейшим на севере европейской части России и в Западной Сибири. В отличие от самоедов, которых он считает не аборигенами,  а выходцами с Саянского нагорья. И. П. Силинич также отмечает – кажется впервые – сходство угорского типа с типом тунгусов (эвенков) и ламутов (эвенов) по строению черепной коробки – и те, и другие являются длинноголовыми хамецефалами.

Таким образом, в дореволюционный период были достигнуты заметные успехи в изучении этнографии и антропологии коренных народов Урала и Западной Сибири. Были собраны соматологические и краниолгические материалы по этим народам и, на основании их тщательного изучения сформулированы выводы о специфичности и обособленности антропологического типа обских угров, отсутствии близкого родства этого типа с антропологическим типом самодийцев и енисейцев, о заметном отличии угорского типа от типа поволжских и пермских финнов при некотором сходстве с марийцами, а также отмечено сходство угорского типа с типом, характерным для эвенков и эвенов.

 

Литература

 

1.     Анучин Д. Н. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака. Древнее русское сказание «О человецех незнаемых в восточной стране». М.,1890.

2.     Белявский Ф. Поездка к Ледовитому морю. М., 1833.

3.     Богданов А. П. Остяцкие черепа// Известия ОЛЕАЭ. Т.31. М.,1879.

4.     Богданов А. П. Черепа самоедов, находящиеся в краниологическом общества любителей естествознания. М., 1879.

5.     Георги И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. СПб., 1776-1799.

6.     Гондатти Н. Л. Предварительный отчет о поездке в Северо-Западную Сибирь. М., 1888.

7.     Европеус Д. П. Об угорском народе, обитавшем в Средней и Северной России, в Финляндии и в северной части Скандинавии до прибытия туда нынешних их жителей. СПб., 1874.

8.     Елисеев А. В. Антропологические заметки о финнах// Известия ОЛЕАЭ. Т.49. М., 1886.

9.     Зограф Н. Ю. Поездка к самоедам. М., 1877.

10.         Зограф Н. Ю. Антропологический очерк самоедов. М., 1878.

11.         Зуев В. Ф. Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов// Материалы по этнографии Сибири XVIII в. (1771-1772) ТИЭ. М., 1947. Т.5.

12.         Ивановский А. А. Об антропологическом составе населения России.// Известия ОЛЕАЭ. Т.105. М., 1904.

13.         Ивановский А. А. Сургутские остяки (по материалам С.М.Чугунова)// Русский антропологический журнал. М., 1905, № 3-4.

14.         Ивановский А. А. Население земного шара. Опыт антропологической классификации.// Известия ОЛЕАЭ. Т.121. М., 1911.

15.         Лепехин И. И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1771 г. СПб., 1771-1822.

16.         Любарских П. Краткое известие о пермских чердынских вогуличах// Российский магазин. СПб., 1792. Ч.1.

17.         Малиев Н. Отчет о вогульской экспедиции// Труды общества естествоиспытателей при Императорском Казанском Университете. Т. 3, № 2. Казань, 1872.

18.         Малиев Н. Вогулы(Антропологический очерк)// Русский антропологический журнал. М., 1901. №1.

19.         Матвеев А. К. Угорская гипотеза и некоторые проблемы изучения субстратной топонимики русского Севера// Вопросы финно-угроведения. Йошкар-Ола. 1970.

20.         Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. Новосибирск, 1941.

21.         Носилов К. Д. Антропологический очерк вогулов// Известия ОЛЕАЭ. Т.49. М., 1890.

22.         Носилов К. Д. Исторические памятники племени маньсы.// Известия ОЛЕАЭ. Т.49. М.,1890.

23.         Паллас П. С. П.С.Палласа, доктора медицины, профессора… путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб., 1773-1788.

24.         Попов А. И. Топонимика Белозерского края// Ученые записки ЛГУ, 105. Л., 1948.

25.         Рождественский А. Г. Величина головы человека в ее зависимости от роста, пола, возраста и расы.// Известия ОЛЕАЭ. Т.90. М.,1895.

26.         Руденко С. И. Инородцы Нижней Оби. (Этнографический очерк). СПб., 1914.

27.         Руденко С. И. Антропологическое исследование инородцев Северо-Западной Сибири. Петроград, 1914.

28.         Серебренников Б. А. О гидронимических формантах ньга, -юга, -уга и –юг// Советское финно-угроведение, 2, 1966.

29.         Силинич И. П. Вогулы (краниологический очерк)// Русский антропологический журнал, 1904, №3-4.

30.         Силинич И. П. К вопросу об антропологическом типе населения Северо-Западной Сибири// Русский антропологический журнал, 1916, № 3-4.

31.         Сорокин Н. В. Путешествие к вогулам// Труды общества естествоиспытателей при Императорском Казанском Университете. Т.3, №4, Казань, 1873.

32.         Таренецкий А. И. Остяцкие черепа// Труды Антропологического общества при Императорской Военно-Медицинской Академии. Т. 3, СПб., 1898.

33.         Хомяков М. М. Антропология в Казани за 43 года. // Труды общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете. Т. 46, Вып. 6. Казань, 1914.

34.         Эйрие Ж. Б.-Б. Живописное путешествие по Азии. М., 1839.

 

THE HISTORY OF STUDY OB-UGRIAN AND SAMODI PEOPLES OF URAL AND SIBERIA IN RUSSIA BEFORE THE REVOLUTION

 

Kartsev P. P.

       

The article give an account the history of study Ob-Ugrian and Samodi peoples of Ural and Siberia in Russia before the October Revolution. Special attention pay to some aspects of this studies, which keep importance today.

Key words: Siberia, Ob-Ugrians, khanty, mansi, nenets.

                                                                   

Лаборатория расоведения

Научно-исследовательский институт и Музей антропологии МГУ имени М.В. Ломоносова

г. Москва, ул. Моховая, 11.

 

Research Institute and Museum of Anthropology

Moscow State University

 

Поступила в редакцию 7.08.2015.