Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 14. -

Вып. 4. - 2015. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-48-html/TITL-48.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-48-html/cont.htm

 

УДК 796:378.172  

                                               

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВИРУСНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ

 

© 2015 г. Лёшин О. Г.

 

(leshin.doc)

 

В работе рассмотрены результаты исследования заболеваемости студентов вирусными инфекциями в течение учебного года. Выявлены пики заболеваемости, а также определены курсы, студенты которых наиболее подвержены болезням ОРЗ и ОРВИ. Даются рекомендации к снижению уровня ОРЗ и ОРВИ.

Ключевые слова: ОРЗ, ОРВИ, студент, заболеваемость.

 

Экономический ущерб, который наносят государству простудные заболевания, измеряется миллиардами рублей. Российское здравоохранение прилагает немалые усилия для профилактики простудных заболеваний. Сезон активизации заболеваемости респираторно-вирусными инфекциями приходится на период смены теплой погоды на холодную, то есть на сентябрь и октябрь. Летние стереотипы к этому времени у людей еще сохраняются и они по-прежнему продолжают одеваться не по погоде легко. При этом организм человека не успевает адаптироваться к резким климатическим переменам. Снижение же температуры воздуха приводит к разладу терморегуляции в конечностях и слизистых оболочках дыхательных путей, особенно у людей незакаленных и мало бывающих на воздухе. Это приводит к переохлаждению и развитию простудных заболеваний.

Раньше все простудные заболевания объединяли в группу респираторных заболеваний (ОРЗ), но сейчас ученые медики считают, что более точное название острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Но дело не в названии заболеваемости, а в серьезности данной проблемы, имеющей не только медицинские, но и социальные и экономические аспекты. ОРЗ и ОРВИ – это большая группа острых инфекционных заболеваний, возбудители которых проникают в организм через дыхательные пути. На первый взгляд, кажется, что это совершенно разные заболевания, ведь придумывать отдельные названия для одинаковых болезней нет смысла. Но на самом деле разница между ними не велика, если оценивать болезни по симптоматике.

Сохранение здоровья студентов, обучающихся в учреждениях высшего образования, является основой для обеспечения национальной безопасности нашей страны. В связи с этим возникает проблема изучения уровня распространенности ОРЗ и ОРВИ, а также длительности течения заболеваемости среди студентов. Зная эти показатели можно разработать комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости ОРЗ и ОРВИ среди студентов.

Предмет исследования – заболеваемость студентов филиала ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске (далее – филиал), подтвержденная  медицинскими справками, выданными в период их болезни.

В исследовании использованы данные студентов 1 – 5 курсов (1455 человек) за 2014 – 2015 учебный год и обучающихся в  основном и специальном учебных отделениях.

Анализ исходных данных показал, что 28,5% имели заболевание в течение всего учебного года. Результаты не утешительны, т.к. в 2010 году болело только 22% . Из всего числа заболевших ОРВИ перенесли 53,1%, ОРЗ – 27,4%, а остальные  заболевания, такие как гастрит, ангина, разрыв связок и др., составили 19,5%, что показано на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Соотношения заболевших студентов по видам их заболеваний

 

Рисунок 1 подтверждает выводы Минздрава РФ, что заболевания ОРЗ и ОРВИ являются  преобладающими над другими. Это видно и в нашем случае.

Рассматривая соотношение заболеваемости ОРЗ и ОРВИ среди девушек и юношей, можно констатировать, что вирусным заболеваниям одинаково подвержены как юноши (50,3%), так и девушки (49,7%).

Вызывает интерес рассмотрения заболеваемости ОРЗ и ОРВИ среди студентов различных курсов. На рисунке 2 показаны показатели заболеваемости ОРВИ у студентов разных курсов в процентном отношении к общему числу студентов перенесших ОРВИ в 2014 – 2015 учебном году.

 

 

Рисунок 2 – Процент заболеваемости ОРВИ среди студентов

 

Из общего количества студентов филиала, перенесших заболевание ОРВИ  (221 человек) в течении учебного года, на долю студентов 1 курса приходится 46,1% , а доля студентов 2 курса составляет 16%, 3 курса – 23,9%, 4 курса – 8,6% и 5 курса – 5,4%.

Анализ результатов заболеваемости ОРЗ студентов 1-5 курсов (113 человек) показал, что заболевание ОРЗ  перенесли 44 студента 1 курса и это составляет 38,9% от общего числа студентов заболевших ОРЗ. В свою очередь 21 студент 2 курса перенес заболевание ОРЗ, что соответствует 18,5%. Процент студентов 3 курса, заболевших ОРЗ, составляет 17.7%. а студентов 4 курса – 16,8%. И только 9 студентов 5 курса (8,1%) перенесли  заболевание ОРЗ в течении всего учебного года.

Исходя из данных, приведенных выше следует, что наибольший процент заболеваемости ОРЗ приходится на студентов 1 курса и наименьший процент на студентов выпускных курсов.  Данные представлены на рисунке 3.

Итак, мы видим, что студенты 1 курса чаще всего болеют ОРЗ и ОРВИ, что связанно  с адаптационным периодом, вхождением в новый коллектив и с несерьезным  отношением к своему здоровью. В свою очередь, заболеваемость студентов 5 курса намного ниже, чем у студентов 1 курса. Это связано с тем, что их иммунная система окрепла и они приспособились к жизненным условиям студента, т.е. у них больше времени для творческой деятельности и больше возможностей заниматься физической культурой и спортом для поддержания своего здоровья.

 

Рисунок 3 – Процент заболеваемости ОРЗ среди студентов

 

Это подтверждают цифры:  52,3% всех заболеваний приходится на  1 курс и только 9,8% - на 5 курс.

В филиале занятия по курсу «Физическая культура» проходят в двух учебных отделениях: основном и специальном. К специальному учебному отделению относятся студенты, которые имеют существенные отклонения в состоянии здоровья, а также освобожденные от практических занятий по физкультуре. Вызывает интерес рассмотрения заболеваемости студентов в этих отделениях, т.е. как влияет их состояние здоровья на заболеваемость ОРЗ и ОРВИ.

Данные по анализу заболевания студентов основного учебного отделения с 1 по 5 курс за 2014 -2015 учебный год представлены на рисунке 4. Здесь процент заболевших на курсе считается относительно общего числа студентов, обучающихся на данном курсе.

 

Рисунок 4 – Заболевания, перенесенные студентами  основного учебного отделения

 

Заболевания студентов специального учебного отделения за 2014 -2015  учебный год представлены на рисунке 5.

 

Рисунок 5 – Заболевания, перенесенные студентами  специального учебного отделения

 

Из рисунков 4 и 5 видно, что динамика заболеваемости на 1 – 5 курсах одинакова, т.е. состояние здоровья студента не зависит от процесса заболеваемости вирусными инфекциями. Следует отметить, что  студенты 2 курса подвержены «другим заболеваниям» больше, чем ОРЗ и ОРВИ. Это связано с их полной адаптацией к учебному процессу в филиале и активной жизненной позицией: занятия спортом, получение травм, работой во внеучебное время и обострением хронических заболеваний.

На рисунке 6 представлена информация о заболевших студентах по месяцам в течение учебного года. Из этого рисунка видно, что пик заболеваемости приходится на сентябрь и март  месяцы. Сентябрьский пик  (11,8% от общего количество заболевших студентов) обусловлен вхождением студентов в новую среду и адаптационным периодом, а мартовский пик (10,2%) – сезонным переходом с зимы на весну.

 

Рисунок 6 – Количество заболевших студентов за 2014-2015  учебный год

 

Таким образом, ОРЗ и ОРВИ среди студентов филиала за 2014-2015 учебный год является самым распространенным заболеванием и пики заболеваемости приходятся на сентябрь и март. Основным средством против заболеваний ОРЗ и ОРВИ является поддержание своей иммунной системы в хорошем состоянии. Для укрепления иммунной системы необходимо применять следующие профилактические мероприятия:

·        использовать дыхательные физические упражнения, улучшающие крово- и лимфообращение в легких и плевре, увеличивающие дыхательную поверхность легких за счет включения в работу дополнительных альвеол. При этом  усиливаются обменные процессы в органах и тканях всего организма;

·        применять сбалансированное питание, богатое естественными витаминами;

·        больше пребывать на свежем воздухе и соблюдать меры гигиены.

 

Литература

 

1. Покровский В. И. Инфекционные болезни и эпидемиология / Покровский В. И. Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б.К. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.    816 с.

2. Липатова М. К. Социальная значимость ОРВИ и актуальность симптоматического лечения // Русский медицинский журнал. –  2006. Т. 14, № 24. – С. 1569–1574.

3.  Морозова С.В. Лечение острых инфекций верхних дыхательных путей  // Русский медицинский журнал. –  2005. Т.13, № 26. – С. 1748–1751.

 

RESEARCH OF STUDENTS DISEASES DUE TO VIRAL INFECTION

 

Leshin O. G.

 

Research results of students diseases due to viral infection during an academic year are discussed in the paper. Disease picks are found out and also the courses where the students are the most undergone (influenced) by the spicy respiratory disease and acute respiratory viral infection are determined. Some recommendations for decreasing level of spicy respiratory disease and acute respiratory viral infection are given here.

Key words: spicy respiratory disease, acute respiratory viral infection, a student, disease.

 

Филиал  ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске

Поступила в редакцию 14.12.2015.