Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 14. -

Вып. 4. - 2015. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-48-html/TITL-48.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-48-html/cont.htm

 

У нас в гостях

Вестник РАН. – 2011. - Т. 81. - №9. - С. 862-864.

 

ЧУДОВИЩЕ ФРАНКЕНШТЕЙНА*

 

© 2011 г. Литвинов A. В.,  Литвинова И. А.

 

(litvinov.doc)

 

В нынешнем году исполняется 160 лет со дня смерти английской писательницы Мэри Шелли (30.VIII.1797 – 1.II.1851), всемирную известность которой принёс роман «Франкенштейн, или Современный Прометей». Родители Мэри, философ и журналист Уильям Годвин и феминистка, писательница, педагог Мэри Уолстонкрафт в конце XVII века были в числе властителей дум передового английского общества. Первой любовью шестнадцатилетней девочки, а впоследствии и спутником её жизни стал наследник баронетского титула и изрядного состояния, будущий классик английской поэзии Перси Биши Шелли, который познакомил её со своим другом поэтом лордом Байроном.

«Нет ничего удивительного в том, что я, дочь родителей, занимающих видное место в литературе, очень рано начала помышлять о сочинительстве», – писала позднее М. Шелли. Дождливое лето 1816 года девятнадцатилетняя Мэри вместе со своим избранником провела в Швейцарии, где к ним присоединился и Джордж Байрон. Ненастная погода располагала к чтению. В распоряжении отдыхающей компании оказались несколько томов рассказов о привидениях в переводе с немецкого на английский. «Пусть каждый из нас сочинит страшную повесть», – предложил Байрон.

Под впечатлением прочитанного в непрерывно дождливые дни Мэри захотела попробовать свои силы. «Я решила сочинить такую повесть... – писала она потом, – которая обращалась бы к нашим тайным страхам и вызывала нервную дрожь; такую, чтобы читатель боялся оглянуться назад; чтобы у него стыла кровь в жилах и громко стучало сердце. Я старалась что-то придумать, но тщетно. «Ну как, придумала?» – спрашивали меня каждое утро, и каждое утро, как ни обидно, я должна была отвечать отрицательно». Но в один из дней творческая идея её посетила. Все началось с беседы Байрона и П.Б. Шелли, свидетелем которой она оказалась. Поэты, чьим произведениям суждено будет составить славу и гордость английской литературы, затрагивали различные философские темы, в том числе и секреты зарождения жизни, способы её воспроизведения. Рассуждая об опытах Эразма Дарвина (дед знаменитого естествоиспытателя пытался заставить двигаться кусок вермишели в пробирке), они пришли к заключению о возможности оживления материи различными способами, например, с помощью гальванизации, или создания отдельных органов с последующим их соединением и приданием им жизненной силы.

«Было уже за полночь, когда мы отправились на покой,писала позднее Мэри Шелли. – Положив голову на подушки, я не заснула, но и не просто задумалась. Воображение властно завладело мной, наделяя являвшиеся мне картины яркостью, какой не обладают обычные сны. Глаза мои были закрыты, но я каким-то внутренним взором необычайно ясно увидала бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некой силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось. Такое зрелище страшно; ибо что может быть ужаснее человеческих попыток подражать несравненным творениям Создателя?

...Наутро я объявила, что сочинила рассказ. В этот день я начала его словами: «Это было ненастной ноябрьской ночью», а затем записала свой ужасный сон наяву».

Задуманное в жанре новеллы, произведение постепенно разрослось до размеров романа. По сюжету молодой швейцарский ученый Виктор Франкенштейн, наделённый талантом и жаждой исследовательской работы, овладевает тайной создания живых существ из неживой материи. Для этого с помощью растворов, созданных на грани химии и алхимии, он выращивает подобие человека из фрагментов тел умерших и затем оживляет его. Плодом его творения становится демоническое существо, монстр, вид которого повергает в ужас самого Франкенштейна:

«Как описать мои чувства при этом ужасном зрелище, как изобразить несчастного, созданного мною с таким неимоверным трудом? А между тем члены его были соразмерны, и я подобрал для него красивые черты. КрасивыеБоже великий! Желтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были черные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью черного рта. <...> На него невозможно было смотреть без содрогания. Никакая мумия, возвращенная к жизни, не могла быть ужаснее этого чудовища. Я видел своё творение неоконченным; оно и тогда было уродливо; но когда его суставы и мускулы пришли в движение, получилось нечто более страшное, чем все вымыслы Данте».

Создав подобие человека, Франкенштейн, пораженный его ужасным физическим уродством, старается сложить с себя ответственность за дальнейшую судьбу своего детища и отказывает ему в просьбе сотворить для него подругу жизни. Не найдя себе места среди людей, монстр принимается жестоко мстить своему создателю: убивает поочерёдно его брата, друга и невесту. В результате учёный, потративший лучшие молодые годы на создание искусственного живого существа, тратит остаток жизни на попытки его уничтожить – в надежде искупить свою вину перед человечеством. Эта борьба заканчивается со смертью Виктора Франкенштейна, что лишает смысла и существование самого монстра, который добровольно покидает отвергнувший его мир.

«Существо, которое я пустил жить среди людей, наделенное силой в стремлении творить зло... представлялось мне моим собственным злым началом, вампиром, вырвавшимся из гроба, чтобы уничтожить все, что мне дорого»,признавался в романе сам ученый. За долгие годы, прошедшие со времени выхода книги в свет, имя Франкенштейна не только укоренилось в английском языке для обозначения ситуации, при которой в ход пускаются силы, ускользающие из-под контроля, но и приобрело всемирное звучание. Ужасное существо затмило своего создателя и даже присвоило его имя.

Полагают, что в качестве прототипа главного героя М. Шелли использовала образ реально существовавшего человека – странного немецкого алхимика Иоганна Конрада Диппеля, родом из городка Франкенштейн (земля Гассен) и потому добавлявшего к своей фамилии «фон Франкенштейн» (т.е. «франкенштейнский»). Диппель был известен в Германии под псевдонимом Кристиус Демокритус не только как учёный-исследователь, но и как широко практикующий врач и один из пионеров психосоматической медицины. Из исторических источников известно, что среди его пациентов была российская императрица Екатерина I. Диппелю приписывают изобретение прототипа стетоскопа, а также получение железистого цианида калия. Известно также, что он служил дипломатом при датском дворе, был однажды приговорён к смерти, но помилован.

Изучив теологию, философию и алхимию, Диппель путём долгих опытов воплотил, по его мнению, мечту алхимиков: полученный им эликсир бессмертия представлял собой смесь из крови, костей и других животных тканей. Кроме того, он был известен тем, что предпринимал попытки создания искусственного существа путём кипячения частей человеческого тела в огромном чане, а также «перемещения души» из одного тела в другое при помощи воронки, шланга и смазывающих веществ. В 1734 году он внезапно исчез, после чего его нашли в собственной лаборатории, лежащим мёртвым на полу в окружении различных частей человеческих трупов. По преданию его дух ежегодно каждую новогоднюю ночь громыхает костями на крыше замка на горе Лангенберг, где он проводил свои фантастические эксперименты.

Опыты с целью оживления умерших проводили в те времена многие исследователи. Например, итальянец Джованни Альдини, чей дядя, профессор анатомии Луиджи Гольвани в 1780 году открыл явление гальванизма, обнаружив, что электрический разряд способен вызвать сокращение конечности мёртвой лягущки. Альдини в своих изысканиях пошёл дальше родственника и провёл подобного рода исследования уже на трупах людей. В 1780 году он отправился в турне по Европе с целью наглядной демонстрации опытов. Самое показательное выступление Альдини состоялось 17 января 1803 года в Лондоне, где он шокировал публику «оживлением» выкупленного им тела повешенного убийцы, некоего Джорджа Форстера. Присоединив электроды ко рту и уху казнённого и пропустив по ним электрический разряд, он заставил подёргиваться челюстные мышцы мертвеца, лицо которого при этом корчилось в гримасах с открытым левым глазом, уставившимся на своего мучителя. Апофеозом демонстрации явилась омерзительная пляски, в которую пускался труп с электродами, подсоединёнными к уху и прямой кишке. «Несведущей части публики могло показаться, что несчастный вот-вот оживёт и тогда придётся казнить его снова», – писала газета «London Times». Другой очевидец так описывал эту картину: «Восстановилось тяжёлое конвульсивное дыхание; глаза вновь открылись, губы зашевелились и лицо убийцы, не подчиняясь больше никакому управляющему инстинкту, стало корчить такие гримасы, что один из ассистентов лишился от ужаса чувств и на протяжении нескольких дней страдал настоящим умственным расстройством». Подобного рода эксперименты шотландский врач Эндрю Юр проделал позднее на трупе некоего Мэтью Клайдесдэйла. Перемещение электродов по телу умершего вызывало сокращение мышц конечностей, диафрагмы и лица. По свидетельству очевидцев, когда через лицо Мэтью был пропущен ток, на нём отразились поочерёдно эмоции гнева, страха, отчаяния и тоски, а появившееся затем отвратительное подобие улыбки повергло в неописуемый ужас всех присутствующих.

Вспоминаются строки из поэмы М. Волошина «Путями Каина (Трагедия материальной культуры)»:

Наедине с природой человек

Как будто озверел от любопытства:

В лабораториях и тайниках

Ее пытал, допрашивал с пристрастьем,

Читал в мозгу со скальпелем в руке,

На реактивы пробовал дыханье,

Старухам в пах вшивал звериный пол.

Отрубленные пальцы в термостатах,

В растворах вырезанные сердца

Пульсировали собственною жизнью,

Разъятый труп кусками рос и цвел.

Обстоятельства описанных выше опытов были, очевидно, хорошо известны отдыхавшим летом 1816 года в Швейцарии Байрону, Шелли и его спутнице. К тому же она, вполне вероятно, и раньше слышала легенду об Иоганне Конраде Диппеле. Дело в том, что в январе 1812 года знаменитые сказочники, основоположники немецкой филологии братья Якоб и Вильгельм Гримм, посетив подножие горы Лангенберг, услышали жуткую историю о странном учёном-экспериментаторе и пересказали её переводчице своих сказок на английский язык Мэри Джейн Клэрмонт, мачехи юной и впечатлительной Мэри. Разговор друзей-поэтов глубокой дождливой и ненастной ночью тем более поразил её сознание и подвигнул к написанию, как потом оказалось, бессмертного произведения под названием «Франкенштейн, или Современный Прометей». В литературном альманахе «Женевское лето» роман был назван самым блестящим образцом английской литературы после Шекспира. В последующем Мэри Шелли написала ещё пять романов, но подобного успеха не было уже никогда.

Веками писательская фантазия создавала образы-химеры, привычным способом перетасовывая и комбинируя отдельные части известных биологических существ. Вспомним, к примеру, уэллсовские персонажи «Острова доктора Моро»: леопардо-человека, человеко-сенбернара, человеко-свинью, носорого-лошадь и пр. Эпоха романтизма, с её увлечением электричеством и магнетизмом, породила в литературном пространстве различного рода персонажи-зомби. При этом написанная тогда же история Франкенштейна несла в себе не только пророческую мысль о возможных пагубных для человека последствиях научного прогресса, но и содержала глубокие размышления о природе человека.

XX век, открывший тайны атома, невероятные ранее возможности генетики и новой науки трансплантологии, ознаменовался появлением монструозных существ не только в литературе («Собачье сердца» М. Булгакова, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева), но и в самой жизни. В 1928 году российский учёный Сергей Брюхоненко, используя созданный им прообраз аппарата искусственного кровообращения под названием автожектор, поддерживал жизнедеятельность отсечённой от тела головы собаки. Голова вздрагивала при ударе молотком по столу, глаза её моргали от освещения ярким светом, при скармливании кусочка сыра тот сразу же выскакивал из рассечённого пищевода и оказывался на полу. В последующем опыты Брюхоненко и разработанная им аппаратура способствовали развитию операций на открытом сердце. В 1954 году наш отечественный хирург Владимир Демихов (1916 – 1998) выполнил операцию по пересадке собаке второй головы. Известный южно-африканский хирург Кристиан Бернард, первый в мире осуществивший пересадку сердца, в 1960 и 1963 годах приезжал на стажировку в лабораторию Демихова и в последующем считал его своим учителем в области трансплантологии.

 Обозначившиеся в конце ХХ столетия возможности клонирования различных биологических существ ныне стали реальностью. Перед человечеством открылись перспективы коррекции генетических аномалий человека, что значительно подкрепило бы шансы на сохранение его как биологического вида. Проделав долгий путь от алхимии («рецепт» Парацельса по созданию гомункулуса), современная наука приблизилась к осуществлению фантастической идеи – воссозданию не только вымерших доисторических животных, но и самого человека. И это дало основание Папе Римскому в 2008 году от лица Католической церкви причислить клонирование к смертным грехам.

Современный ученый одержим радикальным опытом. Так, используя своё тело и свой мозг в качестве образца для создания кибернетических машин, он, как творец, неизбежно становится частью и заложником этих систем. Согласно литературным данным, первым «киборгом» стал британский учёный, профессор кибернетики Кевин Уорвик, которому в 1998 году был имплантирован под кожу примитивный передатчик RFID. Используя его в сочетании с компьютером, Уорвик смог управлять в своём доме функционированием дверей, работой светильников, обогревателей и других приборов. В 2002 году в его нервную систему было имплантировано значительно более сложное устройство, улавливающее нервные сигналы. Оказалось возможным имитировать движение руки Уорвика на механическом манипуляторе. Далее последовал совместный эксперимент с участием его жены, которой также вживляли в организм электроды. Передача сигналов между супругами на значительном расстоянии осуществлялась через Интернет. В результате впервые была установлена исключительно электронная связь между нервными системами двоих людей.

В известном рассказе Франца Кафки сам палач ложится в управляемую им машину экзекуции, а «Человек-невидимка» Герберта Уэллса демонстрирует ужас аномальных способностей, оказавшихся в распоряжении обычного индивида. В обоих случаях возникает порочный круг, неизбежно замыкающийся на самом человеке. Пожалуй, наиболее ярким из подобного рода персонажей является герой романа Роберта Луиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Добившись с помощью омолаживающего раствора высвобождения скрытых резервов человеческого организма, Джекил при этом никого не осчастливил. Под влиянием препарата в самом докторе пробуждается его тёмное alter ego – мистер Хайд, переполняемый животными инстинктами, звериной силой и неукротимой страстью в достижении любой желаемой цели. Попав в непреодолимую зависимость от своего создания, доктор с ужасом осознаёт, какой «ящик Пандоры» он открыл. Ученый, выступающий в роли создателя, не может избежать ответственности за содеянное и, верша над собой правосудие, подобен мифическому змию Якулу Уроборосу, впивающемуся зубами в собственный хвост.

Фундаментальные научные открытия прошлого столетия ознаменовали собой новую эру использования научных достижений в жизни человека. Одним из важных открытий начала XXI века, способным повлиять на биологическую сущность человека, явилось завершение работы по  расшифровке генома человека и других живых организмов. Эта работа явилась логическим продолжением пионерских исследований Френсиса Крика, Джеймса Уотсона и Мориса Уилкинса  (Нобелевская премия  1962 года «За открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения  для передачи  информации в живых системах»).    

В связи с завершением расшифровки генома  человека открываются перспективные возможности его коррекции, борьбы со многими наследственными заболеваниями. На практике уже появились первые препараты такого рода, например лекарственное средство гливек в гематологии, приём которого способствует эрадикации патологического клона филадельфийской хромосомы, наличие которой характерно для хронического миелолейкоза. Изучение генома человека явится стартовой площадкой для развития научных исследований в этой области. Мы должны будем понять не только структуру генов человека, но и способность их синтезировать в определённые временные промежутки различного рода белки, влияющие на сущность  биологического объекта. Классическим примером такой трансформации является переход от гусеницы к куколке, а затем к бабочке.  Все эти биологические объекты имеют один и тот же геном, но различаются синтезом определённых белков в определённые временные промежутки.    

Изучение функции стволовых и эмбриональных клеток выводит на прямую дорогу к возможности клонирования человека. Полученные первые результаты этой работы на экспериментальных животных  вселяют большую надежду. Однако, судя по многочисленным сообщениям в прессе, поспешное использование клеточных технологий на практике, сопряжённое зачастую с желанием заработать большие деньги, способно привести к печальным последствиям и в конечном итоге задержать развитие этого важного научного направления. Роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» явился первым в истории мировой литературы произведением в жанре научной фантастики. Его глубокая философская идея – о непостижимости тайн мироздания и опасности бездумного вмешательства в него человека – с течением времени упростилась. Множество сочинений с подобным сюжетом словно соревнуются друг с другом по части ужаса и выводят на авансцену самих монстров, отодвигая проблемы их создателей далеко на задний план. И всё же, чудовище Франкенштейна наряду с Дракулой из одноимённого романа ирландца Брэма Стокера стал важнейшей фигурой-символом не только в мифологии массового сознания, но и во всей культуре XX века.

 

*В основу статьи положена глава из книги: Литвинов А. В., Литвинова И. А. Медицина в художественном пространстве. Литературно-исторический очерк. – Смоленск: Изд. «Смоленская городская типография», 2010. 

ГБОУ ВПО «Смоленский государственный медицинский университет»

Минздрава России

Поступила 18.11.2015.